Какого числа Духов день в 2018 году? Как и множество иных праздников православного календаря, День Святого Духа напрямую зависит от даты Пасхи. О том, какого числа Духов день и православная Троица в 2018 году, о традициях и народных обычаях праздника, о его глубокой, дохристианской, истории – в нашей статье.

Духов День отмечается на 51 день после Пасхи, причем за точку отсчета берется само Светлое Воскресенье. Праздник этот всегда выпадает на понедельник, на следующий день после Троицы-Пятидесятницы, недаром его второе название звучит как Духов понедельник.

В 2018 году православная Троица выпадает на воскресенье 27 мая. Духов День в 2018 году отмечается в понедельник 28 мая.

В отличие от православной церкви католическая отмечает Духов день одновременно с Троицей, в тот же самый день, в воскресенье. Название «Духов понедельник» или «Понедельник Святого Духа» существует только в православии.

История праздника

День Святого Духа – это праздник в честь одной ипостасей Бога, одного из воплощений Троицы. Новозаветная история рассказывает о том, как на апостолов снизошел Дух Святой. По преданию, спустя десять дней после Вознесения Спасителя ученики его собрались в Иерусалиме, в ожидании обещанного им Христом чуда. Внезапно раздался сильный шум, словно в небесах бушевал сильный ветер. Тяжелый гудящий звук словно спустился сверху и заполнил собой весь дом, где в то время находились апостолы. Когда шум стих, ученики обнаружили, что все они разговаривают на разных языках. Так Дух Святой снизошел на них и даровал им знания языков, чтобы те могли нести Слово Божие по всему миру.

Праздник Святого Духа установлен для прославления и восхваления воплощения Божественной Сути в одном из тройственных проявлений Бога. Единоличие Троицы – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого – и возвеличивает этот праздник.

Народные традиции

Историки утверждают: многие христианские, в первую очередь православные, праздники имеют глубокие, буквально тысячелетние языческие корни. Не миновала эта тенденция и День Святого Духа. Многие века подряд восточные славяне в этот день праздновали Именины Земли – и с пришествием на Русь христианства традиция поклонения Земле в Духов День не пропала, а лишь расширилась.

«Земля – именинница», «Земля-матушка в этот день именины празднует» — именно так говорили крестьяне о Духов-дне. И к столь важному для земли-кормилице празднику стоило готовиться особенно. Так, в этот день нельзя было сажать и сеять, пахать и боронить и вообще всячески «ранить» землю. Под запретом были все земельные работы; так же нельзя было ставить и чинить забор (ограду), межевать и делить землю, полоть огород, вырывать и земли растения. Земля, по поверьям, была «беременна» будущим урожаем, и нарушать ее целостность, то есть втыкать палки, копать лопатами, рыхлить и делать в ней ямы – значит, лишать себя и свою семью осенних плодов.

Хозяйкам запрещалось прясть и ткать, белить избу, стирать и мыть полы. Все необходимые работы дому необходимы было делать заранее, чтобы к Духову Дню с чистой душой сходить в церковь и помолиться за покой умерших и здоровье живых. У женщин в этот день была свои, крайне почетная обязанность – «накормить» Землю. Для этого старшие хозяйки собирали «узелок» — заворачивали в небольшую скатерть или вышитое полотенце-рушник хлеб, кашу, испеченные заранее блины и пироги — и шли с этим узелком в поле. Здесь ткань разворачивалась, и устраивался скромный завтрак (в некоторых регионах, наоборот, ужин) – все принесенное с собой съедалось, а часть пищи оставалась на поле, «чтобы Земля поела».

В некоторых регионах в Духов день принято было вставать до рассвета, чтобы с первыми лучами солнца окропить поле с посевами святой водой, чтобы защитить будущий урожай и призвать благословение на землю. Вплоть до начала прошлого века бытовало поверье, что в ночь после Троицы Святой Дух спускается на землю и туманом расстилается по полям и лесам. Незримый Дух заполняет собой просторы, залетает в избы сквозь распахнутые окна, осеняя благословением спящих.

Православный праздник, который отмечается в понедельник, сразу после . По народным приметам в этот день земля - именинница, так что пахать, копать, боронить категорически запрещено. В этот день к божницам люди подвешивают символ Святого Духа - деревянных голубей. Православные искренне верят, что вечером Троицы на землю нисходит Святой Дух, разливаясь по полям, радуя каждую травинку и былинку, а в сам Духов день полезно походить по земле босиком. В некоторых областях в этот день крестным ходом народ обходит поля.

А вообще церковь в этот день чествует Пресвятой и Животворящий Дух, который является единосущным Отцу и Сыну Господу. Святой Дух обогащает и украшает человека, наполняет его душу любовью, радостью добром, верой и терпением. Это тот Утешитель, которого обещал своим ученикам Иисус Христос незадолго до восшествия на крест. И в первый день после Пятидесятницы на апостолов с неба действительно сошел Дух Святой. И началось распространение православия по всей земле.

Духов день - святой великий праздник
В этот день ликует вся земля.
Дух Святой гуляет над полями,
Каждый стебель бережно храня.

В этот праздник светлый вам желаю
Светлой, чистой, искренней любви
Пусть вас Бог от бед оберегает,
Дух Святой пусть вас благословит.

Будьте честны, ближнего любите,
Уважайте землю каждый день.
Лепесточек каждый сохраните,
Пусть вам Бог сопутствует везде.

Есть народная примета:
Духов день - начало лета!
Отступают холода.
Здравствуй, теплая пора.

Злые духи исчезают -
Люди травы собирают.
Знает праздник свой черед -
Вслед за троицей идет!

В Духов день искренне поздравляю и от чистого сердца хочу пожелать света и тепла в доме, радости и счастья в душе, милости и любви в сердце, добрых людей и удачи на пути. Пусть праведными будут мысли и деяния, пусть небеса подарят благодать, крепкую веру и неугасаемую надежду.

Пусть Духов день придет с добром,
С любовью искренней и чистой,
С душевной радостью, с теплом,
С улыбкой солнечной, лучистой!

Желаю верить, жить, мечтать,
Мгновения яркие ценя,
Ну и, конечно, почитать
Наш Дух Святой день изо дня!

Духов день сегодня светлый,
Вас поздравить мы спешим.
Пожелать добра и света,
Процветания вам хотим.

Пусть вам Дух Святой поможет
Все невзгоды победить.
Счастье с радостью вам сложит
И поможет получить.

Чтобы счастье и везение
Непременно с вами шли.
Будьте в лучшем на строении.
Света вам, добра, любви.

Все знают, что Бог - триедин:
Святой Дух, Бог-отец и Бог-сын.
Он с небес наблюдает за нами,
И во всех добрых помыслах с нами.

Дух Святой нас от боли и бед сбережет;
Тем, кто истинно верит - на помощь придет;
Принесет он надежду и радость,
И залечит тяжелую рану.

Да славится имя Господа навека!
И вера в нашей жизни - навсегда.
Пусть с нами будет вечно Святой Дух,
Собою освещая все вокруг.

Именинница земля
Духов день встречает,
Пробежаться босиком
В поле приглашает.

Ноги босые росой
Чистою омоет,
И травинка, и цветок
Говорят с тобою.

Наполняет Духов день
Души чистым светом,
Тает колокольный звон
В синеве рассвета.

Божий Дух Животворящий
Землю обнимает,
Счастья, радости я вам
В Духов день желаю.

Духов день пускай всем принесет
Очень много счастья и достатка!
Пусть от бед Господь вас бережет,
Чтобы было все всегда в порядке!

Пусть подарит каждая минута
Всем благословение с небес!
Пусть душа все время верит в чудо,
Ведь так скучно жить нам без чудес!

Духов день сегодня славим,
Счастья пожелаю вам,
Пусть летит молитва ваша
Ввысь к блаженным небесам.

Дух пускай Животворящий
Силы вам дает всегда,
Будет вера нерушимой,
В радости бегут года.

Сегодня именинница - земля,
Копать, пахать и боронить нельзя,
А лучшем вам пройтись в полях пешком,
Побегать по былинкам босиком!

На землю ведь нисходит Дух Святой,
Он радует народ наш дорогой,
Гуляя по дорожкам из травы!
Так станьте очень счастливы и вы!

В Духов день вас поздравляю,
Пусть он не покинет вас,
На свершения вдохновляет,
Тронет светом добрым глаз.

Дух Святой Животворящий
Принесет пусть исцеление,
Вам желаю веры крепкой,
Понимания и терпения.

Поздравлений: 43 в стихах, 5 в прозе.

Православные христиане готовятся отметить один из важнейших праздников - День святой Троицы (Троицу, Пятидесятницу) , а вслед за ним - Духов день .

Когда отмечается Троица в 2018 году

В 2018 году День святой Троицы отмечается в воскресенье, 27 мая . Троицу празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда второе название - Пятидесятница. В православии Троица входит в число двунадесятых (двенадцати важнейших помимо Пасхи) праздников.

Троице предшествует Троицкая родительская суббота - день, когда у православных принято ходить на кладбище, чтобы помянуть усопших близких, а в храмах поминают всех умерших христиан. В 2018 году Троицкая субботу приходится на 26 мая .

История праздника Троица

Этот христианский праздник, как следует из названия, прославляет святую Троицу - бога-отца, бога-сына и бога святого духа. Название Пятидесятница восходит к евангельской притче о схождении святого духа на апостолов на пятидесятый день от Воскресения Христова. Праздник имеет библейские корни - на 50-день после еврейской Пасхи (Песаха) бог через Моисея (Моше) даровал евреям на горе Синай десять заповедей. Таким образом, христианская Троица воплощает в себе связь Ветхого и Нового завета.

Троица: народные традиции и приметы

В славянской традиции Троица - праздник, связанный с окончательными проводами весны и началом лета, а значит - с зеленью, травами, деревьями, в первую очередь с главным русским деревом - березой. Именно молодыми березками и березовыми ветвями на Троицу принято украшать жилища, храмы и могилы близких.

Дни до начала и после окончания Троицы на Руси назывались «зеленой» или «русальей» неделей.

На Троицу было принято ходить на кладбища и оставлять угощение и даже одежду для умерших. Считалось, что этот обряд отгоняет смерть.

Хорошей приметой на Троицу считалось украсить жилище ветвями березы - их ставили в вазы, клали за иконы, даже раскидывали по полу. Считалось, что береза «приманивает» удачу и хороший урожай.

Также на Троицу было принято свататься . В народе говорили:

Считалось, что сватовство на Троицу - залог долгой и счастливой жизни будущей семьи.

Также на Троицу принято было устраивать народные гуляния с угощением, это считалось отличным способом задобрить землю ради будущего урожая.

Хорошей приметой на Троицу считался дождь: он сулил много грибов и ягод, отсутствие засухи и заморозков, а значит - богатый урожай.

Гадания на Троицу

На Троицу было приятно гадать, в основном этим занимались девушки - они загадывали на будущую судьбу и на замужество.

Гадая, девушки накануне Троицы «завивали» в лесу или в роще березы - сплетали косички из березовых ветвей. Сохранившаяся до Троицы «завивка» считалась знаком скорого замужества.

Также девушки гадали на венки - плели их из полевых трав и цветов и пускали по воде. Лучше всего, если венок сам падал в воду со склоненной девичьей головы. Куда поплыл - оттуда и сваты приедут. Остался венок у берега - год в девках сидеть, ну, а если утонул, - жди беды.

Троица 2018: что нельзя делать

На Троицу земля считалась именинницей, поэтому под запретом была любая работа в поле, огороде и доме, за исключением приготовления еды и ухода за скотиной.

Женщинам также запрещались все женские рукоделья, особенно с применением острых металлических приспособлений: нельзя было шить, вязать, прясть, разрезать ткань и т.д.

Мужчинам также запрещалось работать железным инвентарем: нельзя было копать землю, боронить, косить, рубить дрова и т.д.

Также запрещено было беспокоить землю, сажая в нее растения или, наоборот, выкапывая их.

Кроме того, запреты касались воды - в это время шла «русалья» неделя, и сельские жители опасались шалостей водяной нечисти, гулявшей в это время по земле.

Так, запрещалось стирать, полоскать белье в водоемах, купаться и даже мыться. Особенно строгие запреты были относительно купаний - считалось, что разбуженный русалками водяной может утащить ослушника на дно.

Духов день 2018

Понедельник сразу после Троицы называется Духов день . В 2018 году Духов день приходится на 28 мая . В Духов день земля также считается именинницей, на ней, как и на Троицу, нельзя работать. Также сохраняются запреты на купание, на стирку и на мытье.

В Духов день было принято «кормить» землю - устраивать что-то вроде современных пикников, разложив на земле скатерти. При этом женщины, чтобы «накормить» землю, часть угощения ставили прямо на землю. Считалось, что это придает земле плодородности.

Кроме того, в Духов день люди «слушали землю». Для этого нужно было в предрассветный час приложить ухо к земле где-то в чистом поле. Считалось, что тем, кто умеет слушать, земля может поведать свои тайны и даже открыть, где она прячет клады.

Ритуалы восточных славян прочно связаны с культом растений. Жители одного из сел Нижегородской области до сих пор раз в году поклоняются березе.

Полупустое, ничем не примечательное село Борки Нижегородской области оживает только раз в году, когда здесь собирается видимо-невидимо народу.

Случается это в мае или июне, сразу после Праздника Троицы, в понедельник, на Духов день. Праздник этот одновременно и народный с языческими корнями, и христианский. Другое его название Земля-именинница. По народному поверью, накануне, на Троицу, Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, заходит в дома. Считается, что в Духов день земля беременна урожаем, поэтому ее нельзя трогать: пахать, сеять, вбивать палки. Деревенские жители наряжают молодую березку, чествуют ее песнями и хороводами, затем топят в реке: это проводы весны и встреча лета.

Давно и прочно праздничные ритуалы восточных славян в Духов день связаны с культом растительности. И основной объект поклонения в них – береза. Она и символ женского начала, и с душами умерших связана, но главное – это счастливое дерево, которое приносит добро, оберегает от нечистой силы, изгоняет болезни. Поэтому на праздники березку и сегодня кое-где «завивают»: наряжают лентами, тряпочками или лоскутками. Но только в Борках ритуальное деревце может похвастаться настоящей одеждой и даже именем. Березку величают Дуняшей, а главный праздничный обряд получил название «топить Дуняшу». Существует и легенда о девушке Дуняше, жившей когда-то в Борках. По одной версии, Дуняшу, дочь местного барина, утопили за то, что согрешила с крепостным. По другой – барин сам влюбился в крепостную красавицу Дуняшу, чье сердце уже было занято. Тогда, чтобы избавиться от соперника, барин отправил парня в солдаты. С горя девушка утопилась на Духов день в местной речке – Варнаве. В честь той любви сложили песню. Праздник в Борках ею начинается, ею же и заканчивается.

Праздничное пиршество продолжает обычай «кормить» землю. Самая уважаемая женщина, как правило, закапывала в землю понемногу разных вкусностей, приговаривая: «Земля-земелька, дай нам урожай!».

Фото: Несколько жителей из соседнего села Марьино со своей собственной Дуняшей спешат на праздник в Борки. Это уже традиция: ежегодно друзья берут отгул на работе, чтобы присоединиться к гулянью. ">

Несколько жителей из соседнего села Марьино со своей собственной Дуняшей спешат на праздник в Борки. Это уже традиция: ежегодно друзья берут отгул на работе, чтобы присоединиться к гулянью.

Фото: В Духов день слушают землю. По преданию, встав до восхода солнца и приложив ухо к земле, можно узнать ответы на свои вопросы и даже найти клад. ">

В Духов день слушают землю. По преданию, встав до восхода солнца и приложив ухо к земле, можно узнать ответы на свои вопросы и даже найти клад.

Легкое движение в Борках начинается накануне Духова дня у голубого, почти кукольного, домика с белыми резными наличниками на окнах и искусственной пальмой во дворе. Именно здесь из года в год мастерят Дуняшу, берегут и реставрируют ее наряд.

– «Эстафету» нам передал сосед, – говорит Татьяна Яковлевна Сорокина. – Раньше березку наряжали в его доме, а как вся семья умерла, так теперь мы главные по празднику. Сначала свекровь моя, потом я, а теперь дочь Наталья. Сколько себя помню, а мне 93 года, всегда в нашем селе топили Дуняшу. Только в войну праздник не отмечали – не до него было. А после войны опять вспомнили про Дуняшу.

– Надевали на березку то, что сами носили, – вступает в разговор Наталья. – Это сейчас у женщин халаты да платья, а бабушка моя до последних дней ходила в красной блузе, «поньке» (красной клетчатой юбке из шерстяной ткани), под понькой – белая «подставка» (нижняя юбка), а поверх всего – «запан» (фартук без нагрудника; так все замужние женщины одевались – девушки наряжались в сарафаны и «рукава» (блузу). На голове впереди «сорока» приподнята, сзади над косой – украшение из бисера. Ну и наушное украшение из гусиного пуха – «пушки». У нашей Дуняши только бисера не будет, а все остальное – честь по чести.


Марина Маковецкая Благодаря празднованию Духова дня, старинные наряды бабушек и прабабушек раз в год обретают новую жизнь.

Первым делом надо определиться с березкой. Накануне утром муж Натальи привез из лесу сразу три деревца: на семейном совете выбрали самое «фигуристое». В обед Иришка, дочка местного культработника, разложив бумагу, карандаши и краски на капоте «Жигулей», нарисовала лицо Дуняши. Как только на улицу вынесли наряд, сразу стали подтягиваться соседи.

– Ой, нет, Наташа, такие плечи не годятся! – из дома напротив кричит Зинаида Михайловна. – Меня подождите!

Через минуту женщина уже включилась в процесс: «Плечи нужно сделать поуже, грудь приподнять, а бедра округлить».

Каждый хочет быть причастным к завтрашнему празднику. Через час у Сорокиных во дворе насчитывалось уже с десяток людей и пара собак.

Днем позже, не успело солнце подняться над Борками, сюда потянулись гости, многие в народных костюмах, из соседних деревень, из районного центра, из области и даже из самой столицы.

Перед тем как деревце бросят в реку, его торжественным шествием пронесут по селу, затем через ржаное поле, а потом «разовьют». В этом обряде нет ничего случайного. Почему, например, именно ржаное поле? Рожь здесь выращивают озимую, и есть примета: если на Духов день не пройти с Дуняшей через озимые, то урожая не будет. Береза передает силу созревающим злакам. А в реке ее топят, чтобы наполнить зерна влагой.

– Садил монах ой да мать-черемушку… – затянул зычный женский голос. Песню тут же подхватили остальные гости, и колонна неспешно двинулась по центральной улице Ленина, обрастая все новыми участниками. По традиции, впереди колонны идет мужчина с наряженной березкой в руках. Следом – гармонист и главные певуньи, обычно пожилые женщины.

Однажды мне попался на глаза черно-белый снимок – кто-то из борковцев нашел его в своем сундуке. На обратной стороне дата – 1957 год. На снимке на фоне покосившихся домов с крышами из дранки видна улица, заполненная гуляющими людьми, взрослыми и детьми, нарядными и веселыми. В центре – по виду слегка нетрезвый мужчина с березкой. Фотография окончательно убедила меня в том, что праздник этот – не «реконструкция», не дань моде на неоязычество, а живая традиция, которая не прерывалась никогда!

В советские времена колхоз по случаю Духова дня сокращал рабочий день: доярки доили коров не вечером, а в обед и потом с чистой совестью отправлялись топить Дуняшу. Все колхозники получали по бутылке горячительного. Отдельной премией в виде дополнительной бутылки награждался «знаменосец». Работала полевая кухня. Люди собирались на праздник маленькими компаниями, в которых главным действующим лицом был гармонист. До позднего вечера с лугов доносились песни.

– Трава высокая всегда была, – вспоминает Татьяна Ивановна Абрамова, гармонистка, постоянная участница праздника. – Пока сидишь, вроде бы и нет больше никого вокруг. Поднимешься – все гуляющие видны. Расходились долго: ребята и девчата друг друга по очереди туда-сюда домой провожали.

Но у нас еще не вечер. Под гармонь и частушки шествие к обеду достигает берегов Варнавы. Здесь кульминация праздника. Вот с Дуняши скинули сарафан, следом пошли рубаха и головной убор, вот березка коснулась воды – и тут же вслед за ней с шумом и визгом, поодиночке и группами стали бросаться в реку отважные весельчаки, окатывая фонтаном брызг тех, кто остался на берегу. Мокрые и счастливые, они выбираются наверх – и снова плюхаются в воду, но уже прихватив с собой кого-то из сухой публики. Если погода теп-лая, мало кому удается избежать праздничного купания. И вряд ли кто-нибудь в этот момент помнит, что мокрое веселье – тоже часть старинного ритуала, один из способов призывать дождь. Дождик на Духов день обязателен. «Пусть не гром с молнией и не ливень, но хоть две-три капли да должны упасть на землю», – говорят местные жители. Я трижды была в Борках и всякий раз убеждалась в их правоте.

Праздник в таком, почти не испорченном, виде явление для Центральной России уникальное. Жители очень любят его и целый год ждут с нетерпением. Хочу надеяться, что так и дальше будет.

Василий Никифоров-Волгин

Березы под нашими окнами журчали о приходе Святой Троицы. Сядешь в их засень, сольешься с колебанием сияющих листьев, зажмуришь глаза, и представится тебе пересветная и струистая дорожка, как на реке при восходе солнца; и по ней в образе трех белоризных ангелов шествует Святая Троица.
Накануне праздника мать сказала:
- Завтра земля именинница!
- А почему именинница?
- А потому, сынок, что завтра Троицын день сойдется со святым Симоном Зилотом, а на Симона Зилота - земля именинница: по всей Руси мужики не пашут!
- Земля именинница!
Эти необычайные слова до того были любы, что вся душа моя засветилась.
Я выбежал на улицу. Повстречал Федьку с Гришкой и спросил их:
- Угадайте, ребята, кто завтра именинница? Ежели угадаете, то я куплю вам боярского квасу на две копейки!
Ребята надулись и стали думать. Я смотрел на них, как генерал Скобелев с белого коня (картинка такая у нас).
Отец не раз говорил, что приятели мои Федька и Гришка не дети, а благословение Божие, так как почитают родителей, не таскают сахар без спроса, не лазают в чужие сады за яблоками и читают по печатному так ловко, словно птицы летают. Мне было радостно, что таким умникам я загадал столь мудреную загадку.
Они думали, думали и, наконец, признались со вздохом:
- Не можем. Скажи.
Я выдержал степенное молчание, высморкался и с упоением ответил.
- Завтра земля именинница!

Моя досада - не рассада
Не рассадишь по грядам,
А моя кручина - не лучина
Не сожжешь по вечерам.

Нас остановил пузатый городовой Гаврилыч и сказал:
- Эй вы, банда! Потише!
В лесу было весело и ярко до изнеможения, до боли в груди, до радужных кругов перед глазами. Повстречались нам в чаще дровосеки. Один из них - борода, что у лесовика,- посмотрел на нас и сказал:
- Ребята живут, как ал цвет цветут, а наша голова вянет, что трава…
Было любо, что нам завидуют и называют алым цветом.
Перед тем как пойти домой с тонкими звенящими березками, радость моя была затуманена.
Выйдя на прилесье, Гришка предложил нам погадать на кукушку - сколько, мол, лет мы проживем.
Кукушка прокуковала Гришке 80 лет, Федьке 65, а мне всего лишь два года.
От горькой обиды я упал на траву и заплакал:
- Не хочу помирать через два года!
Ребята меня жалели и уговаривали не верить кукушке, так как она, глупая птица, всегда врет. И только тогда удалось меня успокоить, когда Федька предложил вторично «допросить» кукушку.
Я повернул заплаканное лицо в ее сторону и сквозь всхлипывание стал просить вещую птицу:
- Кукушка, ку-у-ку-шка, прокукуй мне, сколько же на свете жить?
На этот раз она прокуковала мне пятьдесят лет. На душе стало легче, хотя и было тайное желание прожить почему-то сто двадцать лет…
Возвращались домой при сиянии звезды-вечерницы, при вызоренных небесах, по тихой росе. Всю дорогу мы молчали, опускали горячие лица в рухмяную березовую листву и одним сердцем чувствовали: как хорошо жить, когда завтра земля будет именинница!

Приход Святой Троицы на наш двор я почувствовал рано утром в образе солнечного предвосходья, которое заполнило нашу маленькую комнату тонким сиянием. Мать уставно затепляла лампаду перед иконами и шептала:
- Пресвятая Троица, спаси и сохрани…
Пахло пирогами, и в этом запахе чувствовалась значительность наступающего дня. Я встал с постели и наступил согретыми ночью ногами на первые солнечные лучи - утренники.
- Ты что в такую рань? - шепнула мать.- Спал бы еще.
Я деловито спросил ее:
- С чем пироги?
- С рисом.
- А еще с чем?
- С брусничным вареньем.
- А еще с чем?
- Ни с чем.
- Маловато,- нахмурился я,- а вот Гришка мне сказывал, что у них сегодня шесть пирогов и три каравая!
- За ним не гонись, сынок… Они богатые.
- Отрежь пирога с вареньем. Мне очень хочется!
- Да ты, сынок, фармазон, что ли, али турка!!? - всплеснула мать руками.- Кто же из православных людей пироги ест до обедни?
- Петро Лександрыч,- ответил я,- он даже и в посту свинину лопает!
- Он, сынок, не православный, а фершал!- сказала мать про нашего соседа фельдшера Филиппова.- Ты на него не смотри. Помолись лучше Богу и иди к обедне.
По земле имениннице солнце растекалось душистыми и густыми волнами. С утра уже было знойно, и все говорили - быть грозе!
Ждал я ее с тревожной, но приятной настороженностью - первый весенний гром!
Перед уходом моим к обедне пришла к нам Лида - прачкина дочка, первая красавица на нашем дворе, и, опустив ресницы, стыдливо спросила у матери серебряную ложку.
- На что тебе?
- Говорят, что сегодня громовой дождь будет, так я хочу побрызгать себя из серебра дождевой водицей. От этого цвет лица бывает хороший!
Сказала и заяснилась пунцовой зорью.
Я посмотрел на нее, как на золотую чашу во время литургии, и, заливаясь жарким румянцем с восхищением и радостной болью, воскликнул:
- У тебя лицо, как у Ангела Хранителя!
Все засмеялись. От стыда выбежал на улицу, спрятался в садовой засени и отчего-то закрывал лицо руками.
Именины земли церковь венчала чудесными словами, песнопениями и длинными таинственными молитвами, во время которых становились на колени,- а пол был устлан цветами и свежей травой. Я поднимал с пола травинки, растирал их между ладонями и, вдыхая в себя горькое их дыхание, вспоминал зеленые разбеги поля и слова бродяги Яшки, исходившего пешком всю Россию: «Зеленым лугом пройдуся, на синее небо нагляжуся алой зоренькой ворочуся!»

После обеда пошли на кладбище поминать усопших сродников. В Троицын день батюшки и дьякона семи городских церквей служили на могилах панихиды. Около белых кладбищенских врат кружилась, верещала, свистела, кричала и пылила ярмарка.
Безногий нищий Евдоким, сидя в тележке, высоким рыдающим голосом пел про Матерь Божию, идущую полями изусеянными и собирающую цветы, «дабы украсить живоносный гроб Сына Своего Возлюбленного».Около Евдокима стояли бабы и пригорюнившись слушали. Деревянная чашка безногого была полна медными монетами. Я смотрел на них и думал: «Хорошо быть нищим! Сколько на эти деньги конфет можно купить!»
Отец мне дал пятачок (и в этом тоже был праздник). Я купил себе на копейку боярского квасу, на копейку леденцов (четыре штуки) и на три копейки «пильсиннаго» мороженого. От него у меня заныли зубы, и я заревел на всю ярмарку.
Мать утешала меня и говорила:
- Не брался бы, сынок, за городские сладости! От них всегда наказание и грех!
Она перекрестила меня, и зубы перестали болеть.
На кладбище мать посыпала могилку зернами - птицам на поминки, а потом служили панихиду. Троицкая панихида звучала светло, «и жизнь бесконечная», про которую пели священники, казалась тоже светлой, вся в цветах и в березках.
Не успели мы дойти до дома, как на землю упал гром. Дождь вначале рассыпался круглыми зернинками, а потом разошелся и пошел гремучим «косохлестом». От веселого и большого дождя деревья шумели свежим широким говором и густо пахло березами.
Я стоял на крыльце и пел во все горло:

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Иордань -
Богу молиться, Христу поклониться.

На середину двора выбежала Лида, подставила дождю серебряную ложечку и брызгала милое лицо свое первыми грозовыми дождинками.
Радостными до слез глазами я смотрел на нее и с замиранием сердца думал: «Когда я буду большим, то обязательно на ней женюсь!»
И чтобы поскорее вырасти, я долго стоял под дождем и вымочил до нитки свой новый праздничный костюм.

Серебряная метель. В. А. Никифоров-Волгин. Детские рассказы.-М: Отчий дом, 2009
Фото материал: www.art-catalog.ru


Close