Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м).

Он — Шихабуддин, Абуль-Аббас, Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари.

Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде , он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат.

Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени.

Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца: Мухаммад ас-Сарави известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль, и ученик Ибн Аби аль-Хамаиля - Шамсуддин Ахмад аш-Шанави, который был одним из лучших учеников Шейхуль-Ислама Шарафуддина аль-Манави.

Шейх Ахмад аш-Шанави, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, вместе с благородными учеными аль-Азхара.

Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, и у самого лучшего из них - шейхуль-Ислама Закарийи аль-Ансари.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»» .

В конце 929-го года по хиджре имам аль-Хайтами, получил разрешение выносить фетвы.

Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.

В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года.

В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу.

По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».

В 937-м году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. И в это путешествие он взял с собой написанную им «Мухтасар ар-Рауза». Во время путешествия он добавил к этой книге дополнительные пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кто-то из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам никогда его не видел. Имам аль-Хайтами, опечалился, но положился на Аллаха и хранил терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему то, что было лучше, чем утерянный шарх.

В 940-м году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал других. Находясь в Мекке, он написал шарх на «Изах» имама ан-Навави, затем — «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем — «Шарх аль-’Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение.

После этого он написал монументальный труд — «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» — комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави. Этот многотомный труд — выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.

Его известные учителя:

Шейхуль Ислам Закарийя аль-Ансари, Абдуль-Хакк ас-Синбати, Шихабуддин Ахмад ар-Рамли, Насыруддин ат-Таблави, Абуль-Хасан аль-Бакри, Шихабуддин ибн Наджар аль-Ханбали, Аш-Шамс-уль-Машхади, Аш-Шамсу-с-Самхуди, Аль-Амину-ль-Гумари, Абуль-Хасан аль-Кубра, Аш-Шамсул-Лякани аз-Зайрути, Аш-Шихаб бин ас-Сигъ. Также он учился у других великих учёных своего времени.

Его известные ученики:

Нуруддин аз-Зияди, Шихабуддин ибн Касим аль-Убади, Джамалуддин аль-Ашхар, Сайид Абдуль-Басри, Шихабуддин аш-Шанавани, Имам Мухаммад Биафзал, Бурхан бин аль-Ахдаб, Абдур-Рахман аль-Макки аль-Ханафи, Зайнуддин аль-Малибари, Мулла Али аль-Кари, Абдуррахман ибн Умар аль-Амуди, Джамалуддин аль-Хинди, Абу ас-Са’адат, и другие.

Из его книг:

«Шарх аль-Мишкат», «Тухфатуль Мухтадж би шарх аль-Минхадж», два шарха над «Иршад», «шарх-уль-Хамазиятиль Бусири», «Фатхуль Мубин би шархи Арбаин ан-Навави», «Саваику-м-Мухрика», «Каффу-р-Ра’аъ», «аз-Заваджир», «Насихат-уль-Мулюк», «Шархуль Альфия», «Ахкам фи Каватии Ислам», «Шарх-уль-’Убаб», «Тахзиру-с-Сикат», «шарх Кутату Салиха», «шарх Мухтасару Абиль Хасан», «шарх Мухтасару-р-Равза», «Манакибу Аби Ханифа», «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра», «Аль-Фатава аль-Хадийсийя», «Манхаджуль Кавим», «аль-Минахуль маккиййа фи шархи Хамзиййа».

Высказывания ученых о нем:

Имам Абдуль-Кадир аль-Факихи (920-989 х/1514-1581 м) сказал:

سيدنا وشيخنا الإمام العالم العلامة ، الحبر البحر الحجة الفهامة ، مفتي المسلمين ، صدر المدرسين ، بقية المجتهدين ، بركة بلادالله الأمين أحمد شهاب الدين بن حجر الشفعي

«Наш господин, наш шейх, имам, великий ученый, знаток, море, довод, весьма понятливый человек, муфтий мусульман, сердце преподавателей, остаток муджтахидов, водоем городов Аллаха, Ахмад Шихабуддин ибн Хаджар аш-Шафии».

[«Мукъаддима Аль-Фатава аль-Фикхийя», 1/2]

Имам Абдуль-Кадир аль-Айдарус (978-1038 х/1570-1628 м) сказал:

الإمام شيخ الإسلام خاتمة أهل الفتيا والتدريس ناشر علوم الامام محمد بن إدريس الحافظ شهاب الدين أبو العباس أحمد بن محمد بن علي بن حجر الهيتمي السعدي الأنصاري … وكان بحرا في علم الفقه وتحقيقه لا تكدره الدلاء وإمام الحرمين كما أجمع على ذلك العارفون وانعقدت عليه خناصر الملاء إمام اقتدت به الأئمة وهمام صار في إقليم الحجاز أمة مصنفاته في العصر آية يعجز عن الإتيان بمثلها المعاصرون … واحد العصر وثاني القطر وثالث الشمس والبدر من أقسمت المشكلات أن لا تتضح إلا لديه وأكدت المعضلات آليتها أن لا تتجلى إلا عليه لا سيما وفي الحجاز عليها قد حجر ولا عجب فإنه المسمى بابن حجر … برع في علوم كثيرة من التفسير والحديث وعلم الكلام وأصول الفقه وفروعه والفرائض والحساب والنحو والصرف ولا معاني والبيان والمنطق والتصوف…

«Имам, Шейхуль Ислам, конец людей фетв и обучения. Распространитель знаний Имама Мухаммада ибн Идриса (аш-Шафии), хафиз Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами ас-Саади аль-Ансари… Он был морем в науке фикх и в его иследовании которую незагрязняют ведра, Имам-уль-Харамайн как над этим согласились знающие люди и на котором заключилось полное объединение (ученых). Имам, за которым последовали имамы, герой, ставший в краях Хиджаза умматан (алим которому нет подобных), книги которого (в его) веке были знамением, современники которого были бессильны от написания таких книг, единственный своего века, вторая планета, третий после солнца и луны. Трудности, которые поклялись, что не раскроются/выясняться кроме как ему, трудности которые укрепили свою клятву, что не раскроются (никому) кроме него, особенно в Хиджазе они (трудности) затвердились, и (это) не удивление, ведь его называют Ибн Хаджаром (сын Камня)…

Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф».

[«Ан-Нур ас-Сафиру фи а’яниль Карниль Ашир», стр. 287]

Сказал аш-Шавкани (1173-1250 х/ 1760-1834 м):

كان زاهداً متقللاً على طريقة السلف ، أمراً بالمعروف ، ناهياً عن المنكر ، واستمر على ذلك حتي مات

«Он был аскетом, ограничившимся на пути саляфов (праведных предшественников), повелевающим благое, и запрещающим порицаемое, и постоянствовал в этом пока не умер».

[«Аль-Бадру т-Тали’», 1/109]

Имам Мансур ат-Табаляви (ум. 1014 х/1606 м) сказал:

خاتمة أهل التصنيف وخطيب ذوي التأليف إمام العلماء المحققين ولسان الفقهاء المدققين مولانا شيخ مشايخ الإسلام والمسلمين عالم الحرم الأمين شهاب الملة والدين ابن حجر الهيتمي ثم المكي قدس الله روحه ونور ضريجه

«Последний (из достойных) составителей (книг), проповедник авторов, имам праведных ученых, уста всех внимательных факихов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, ученый доверенного аль-Харама, звезда религиозной общины и религии, Ибн Хаджар аль-Хайтами, потом аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу».

[«Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4]

Имам Шихабуддин аль-Хафаджи аль-Ханафи (977-1069 х/1569-1659 м):

العلامة شهاب الدين أحمد بن حجر اليتمي نزيل مكة ، شرفها الله علامة الدهر خصوصا الحجاز، فإذا نشرت حلل الفضل فهو طراز الطراز. فكم حجت وفود الفضلاء لكعبته، وتوجهت وجوه الطلب إلى قبلته. إن حدث عن الفقه والحديث، لم تتقرط الآذان بمثل أخباره في القديم والحديث. فهو العلياء والسند ، ومن تفك سهام أفكاره الزرد. تآليفه غرر منيرات، أضاءت في وجوه دهم المشكلات. وهو من أجل مشايخ والدي، الذي ورثت من علمه طريفي والدي. رحمه الله تعالى.

«Выдающийся ученый Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами поселившийся в Мекке, да возвысит Аллах её. Выдающийся ученый, особенно в Хиджазе, когда расстелили одеяние достоинства, то он был образцом образцов. Сколько же достойных делегаций «совершили хадж» к его «каабе», и направились лица ищущих знания к его «кибле». Если он говорил о фикхе и хадисе, то не слышали уши что-то похожее на его речь в прошлом и в настоящем. Он возвышенность и опора, и он тот, чьи стрелы размышлений пробивают любую броню. Его труды осветляющие, которые осветили в лицах (людей) темноту неясностей. Он один из больший шейхов моего отца, от знаний которого я получил в наследство оригинальное наследство, да смилуется над ним Аллах».

[«Риханатуль Альбани», 1/435]

Имам Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани (898-973 х/1493-1566 м) сказал:

ومنهم — الشيخ الإمام العلامة المحقق الصالح الورع الزاهد الخاشع الناسك الشيخ شهاب الدين ابن حجر نزيل الحرم المكي — رضي الله عنه -. أخذ العلم عن مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالفتوى والتدريس، وأفتى بجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق… وهو مفتي الحجاز الآن، يصدرون كلهم إلا عن قوله، وله أعمال عظيمة في الليل، لا يكاد يطلع عليها إلا من خلى من الحسد من صغره إلى الآن…

«Из них — шейх, имам, великий учёный, исследователь, благочестивый, набожный, аскет, смиренный, отшельник шейх Шихабуддин ибн Хаджар, поселенец аль-Харама, аль-Макки, да будет доволен им Аллах. Взял науку от шейхов Мисра (Египта), которые дали ему разрешение на фетвы и преподавание, и он давал фетвы в университете аль-Азхара и Хиджаза. Много народа получили от него пользу, … и он посей день является муфтием в Хиджазе, и они все исходили только из его слов. У него многочисленные добрые деяния, совершенные в ночи, и не приблизится заглянуть на них никто кроме тех, кто очистился от зависти мало до велика…»

[«Лавакихуль Анвар», 1 глава 3 раздела]

Сказа имам Шамсуддин ибн аль-Гъази (1096-1167 х/1685-1754 м):

قال الإمام بن الغزي: إمام الحروين ، ومفتي العراقيين ، شيخ الإسلام ، العلامة المحقق

«Имам двух Святынь (Мекка и Медина) и муфтий иракцев, шейхуль Ислам и великий исследователь».

[«Диван аль-Ислам», 1/200-201]

Алляма, шейх Абдуллах аш-Шаркави (1208-1227 х/1793-1812 м) сказал:

العلامة المحقق الناسك الخاشع الزاهد السمح شهاب الدين ابن حجر، نزيل مكة المشرفة، أخذ رضي الله عنه العلم عن جماعة من مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالإفتاء والتدريس، فدرس وأفتى بالجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق كثيرة، وصنف عدة كتب نافعة محررة في الفقه والأصول.

«Великий ученый, исследователь, отшельник, смиренный, аскет, великодушный, Шихабуддин ибн Хаджар, жилец почтенной Мекки, взял, да сохранит его Аллах и приветствует, знание от группы шейхов Ислама в Египте, и дали они ему разрешение на фетвы и преподавание. Потом он преподавал, издавал фетвы в Джами-уль Азхаре и в Хиджазе. С него взяли пользы множество людей. Составил несколько полезных книг составленные в фикхе и в усуле».

[«Тухфату Бахия фи Табакати аш-Шафиия»]

Сказал шейх Али Басабирин аль-Хадрами (ум. 1305 х/1888 м):

والذي تلقيناه من مشايخ أن المجدد في المائة العاشرة الشيخ أحمد بن حجر الهيتامي أو الإمام محمد الرملي . ورجحة بعضهم؛ لكون الإمام بن حجر مات قبل مضي القرن

«То, что мы получили от наших шейхов (это то, что) муджаддид 10-го века (это) шейх Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами или имам ар-Рамли. Это предпочли некоторые, поскольку ибн Хаджар умер до истечения десятого века».

[«Гаяту талхис аль-Муради мин фатава бин Зияд», стр. 294]

Шейх Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265-1350 х/1849-1932 м) сказал:

قال العلامة الشيخ يسوف النبهاني معللا قبول الناس المصنفات بن حجر وإقبالهم عليها: للاتفاق على أنه أحد الأئمة الأعلام الذين لم يطعن فيهم أحد من علماء ومذهاب الإسلام من عصره إلى الان ، ولم ينسبه واحد منهم إلى بدعة أم مخالفة سنة أو أدني شيء يخل بعلمة ودينه وثقة عموم الأمة به

«Единогласны все, что он является одним из выдающихся ученых, которого не порицал ни один из ученых и мазхабов Ислама с его века до наших дней. Никто из них не отнес его к новшествам или же противоречию Сунне, или же к чему-либо низшему, что могло бы испортит его знания и религию или доверие обшей уммы к нему».

[«Шавахидуль Хакк», стр. 292]

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:

الإمام العلامة البحر الزاخر…وبالجملة فقد كان شيخ الإسلام خاتمة العلماء الأعلام بحرا لا تكدره الدلا، إمام الحرمين كما أجمع عليه الملا، كوكبا سيارا في منهاج سماء الساري، يهتدى به المهتدون تحقيقا لقوله تعالى {وبالنجم هم يهتدون}… وأخذ عنه من لا يحصى كثرة وازدحم الناس على الأخذ عنه وافتخروا بالانتساب إليه وممن أخذ عنه مشافهة شيخ مشايخنا البرهان بن الأحدب… وأذن له بالإفتاء والتدريس وعمره دون العشرين وبرع في علوم كثيرة من التفسير والحديث والكلام والفقه أصولا وفروعا والفرائض والحساب والنحو والصرف والمعاني والبيان والمنطق والتصوف ، ومن محفوظاته المنهاج الفرعي ، ومقروآته لا يمكن حصرها وأما إجازات المشايخ له فكثيرة جدا ، استوعبها في معجم مشايخه ، وقدم إلى مكة في آخر سنة ثلاث وثلاثين فحج وجاور بها ثم عاد إلى مصر ثم حج بعياله في آخر سنة سبع وثلاثين ثم حج سنة أربعين وجاور من ذلك الوقت بمكة وأقام بها يدرس ويفتي ويؤلف

«В общем Шейхуль Ислам был последним выдающихся ученых, морем (знаний) которую не мутят ведра, имам-уль-Харамайн как на этом согласилась достойные уммы, двигающей звездой по пути двигающего неба, из-за которого становились на правильный путь идущие правильным путем, утверждая слово Всевышнего: «а по звездам они находят правильную дорогу»…

От него взяли (знания) те, перечислить которых невозможно из-за их множества. Люди теснились в получении от него знаний, и гордились они своей принадлежностью к нему. Из тех, кто взял от него (знания) из уст в уста, это шейх наших шейхов аль-Бурхан ибн аль-Ахдаб.

Ему дали разрешили на фетвы и на обучение в возрасте меньше 20-ти лет. Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф. Из его рукописей является «Минхаджу аль-Фари», а то, что он прочел невозможно ограничить. Что касается разрешений от шейхов ему, то их очень много, которые полностью охвачены (упомянуты) в «Муъджаму Машах». Прибыл он в Мекку в конце 33 года, совершил хадж и поселился в соседстве с ней (Меккой), потом возвратился обратно в Египет. После совершил хадж со своей семьей в конце 37 года, потом совершил хадж в 40-м году и с тех пор поселился навсегда в соседстве с Меккой преподавая, издавая фетвы и составляя книги».

[«Шазарат аз-Захаб», 8/370]

Имам перешёл в лучший мир в 974-м году по хиджре и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом с Ибн аз-Зубайром. Среди его караматов (чудес) — то, что один из его учеников увидел имама во сне и спросил о его положении после смерти. Имам аль-Хайтами ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн (высокая степень в Раю)».

Название: The optics of Ibn al-Haytham:
On Direct Vision. BOOKS I-III

Автор: Ibn al-Haytham /
Transl. with introd. and Comm. by A.I.SABRA
Издательство: LONDON, THE WARBURG INSTITUTE
UNIVERSITY OF LONDON
Год: 1989
Страниц: 356 (Part I) + Ixxxvii+231 (part II)
Формат: DJVU
Размер: 76,8 Мб
Качество: отличное
Язык: английский
ISBN-10: 0854810722
ISBN-13: 978-0854810727

По мнению большинства историков науки персидский ученый аль-Хайтам (Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайтам или латин. Альгазен, 965-1039 гг.) является родоначальником научного метода. Выдающийся физик, математик, астроном, врач и философ-комментатор Аристотеля, Ибн ал-Хайсам стал основоположником опытной науки, сочетая тщательные эксперименты со строгим математическим доказательством всех своих утверждений. Незаурядность Ибн ал-Хайсама иногда просто поражала: когда провалился его проект по регулированию вод Нила с помощью плотины, технически не осуществимый XI веке (осуществлен в Египте лишь в XX в. с помощью СССР!), ученый, спасаясь от халифа ал-Хакима, был вынужден долгое время симулировать сумасшествие. Известнейшие во всем мире его 7 книг по оптике (Kitab al-Manazir ) весьма существенный удар по теории окулярных пучков, или идее истечения эфирного света из глаз - лучах, которые выходят из глаза и как бы "ощупывают” предметы (Демокрит, Платон, Эвклид, Птолемей). Тщательное исследование анатомии глаза и феноменов оптических иллюзий, привело аль-Хайтама к собственной теории зрения - зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз - для доказательства своих утверждений изобретается камера-обскура, изучаются линзы, сферические зеркала, небесные явления - солнечный свет, радуга, сумерки, плотность воздуха, атмосферная рефракция. Существенные достижения были сделаны Альгазеном в философии: впервые критикуется аристотелевский топос: место не есть двумерная граница, объемлющая тело, а именно "трехмерная пустота" (аль-Макан), чего так боялся Аристотель, между внутренними поверхностями и телом. Т.е идея геометрической пустоты, аль-Макан, Альгазена во многом не только опередила идею пространства у Декарта и Ньютона, но и прояснила механизмы зрительного восприятия пространства, направив науку по совершенно новому в многом автомному пути развития. Ранняя версия "бритвы Оккама", "геометрические точки без физического смысла" в геоцентрической космологии, пришедшие на помощь Иоганну Кеплеру, зарождение понятия "инерции" и "трения" задолго до работ Галилея - все эти понятия вновь переоткрываются трудами этого гениального мыслителя.

Предлагаемая вниманию читателя книга аль-Хайтама "Оптика" (Kitab al-Manazir ) состоит из семи книг:

1) о зрении и о глазе,
2) о распространении света,
3) об ошибках зрения ,
4) об отражении от зеркальных поверхностей ,
5) о воображении ,
6) об ошибках зрения при отражении от плоских, цилиндрических и конических зеркалах ,
7) о преломлении света и об ошибках зрения при преломлении .

В первой книге – О зрении и глазе – 8 глав, во введении Альхазен пишет о двух способах объяснения распространения света – математическом, согласно которому свет распространяется по лучам, выходящим из глаза, и физическом, согласно которому свет распространяется по лучам, выходящим из источника света. В пятой книге – О воображении – описывается т.н. "задача Альхазена” об определении места отражения светящейся точки от данной плоскости, сферы, кругового цилиндра или кругового конуса по данным положениям точки и глаза В седьмой книге Альхазен пишет о преломлении, в т.ч. здесь мы встречаем открытие увеличительного стекла.

P.S. Специально platonanet.org.ua . В силу редкости и значимости материала книга предоставляется исключительно на обмен. По вопросам обмена обращайтесь к администрации сайта или по адресу sumatohah@ukr.net

С именем Аллаха, Хвала Ему, мир и благословение Пророку Мухаммад его семье и всем сподвижникам.

Речь пойдет о видеоролике, где выступающий утверждает, что в последнюю среду месяца Сафара на землю нисходит много бед и в связи с этим необходимо совершить специальную молитву и прочитать дуа, чтобы уберечься от них).

Данный видеоролик является показательным и затрагивает важное правило в вопросах поклонения «аль-аслю филь "ибада таукыф» (основа в поклонении остановка). В данном случае человек призывает людей с трибуны к совершению нововведения в вопросах поклонения (ибада), оправдывая это тем, что некий праведник призывал к нему.

Разберем более подробно.

1. Утверждение, что последняя среда месяца Сафар является неблагополучной. Вместе с тем выступающий сам же упомянул хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится: «Нет места суевериям, связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар ». (аль-Бухари и Муслим). Для того, чтобы утверждать, что какой-то день является неблагополучным или же благополучным, необходим шариатский довод. Также как мы утверждаем на основании доводов, что ценным для нас является пятница, день Арафа, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, Ночь Предопределения, также для утверждения о неблагополучности какого-либо дня или месяца нужен довод. Такого довода конечно же нет, напротив, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, развеял все сомнения относительно неблагоприятности месяца Сафар в общем виде.

О важном правиле в этом разделе говорит шафиитский факих, имам Абу Шама аль-Макдиси (599-665 х/1202-1267 м):

وَلَا يَنْبَغِي تَخْصِيص الْعِبَادَات بأوقات لم يخصصها بهَا الشَّرْع بل يكون جَمِيع أَفعَال الْبر مُرْسلَة فِي جَمِيع الْأَزْمَان لَيْسَ لبعضها على بعض فضل إِلَّا مَا فَضله الشَّرْع وَخَصه بِنَوْع من الْعِبَادَة فان كَانَ ذَلِك اخْتصَّ بِتِلْكَ الْفَضِيلَة تِلْكَ الْعِبَادَة دون غَيرهَا كَصَوْم يَوْم عَرَفَة وعاشوراء وَالصَّلَاة فِي جَوف اللَّيْل وَالْعمْرَة فِي رَمَضَان وَمن الْأَزْمَان مَا جعله الشَّرْع مفضلا فِيهِ جَمِيع أَعمال الْبر كعشر ذِي الْحجَّة وَلَيْلَة الْقدر الَّتِي هِيَ خير من ألف شهر أَي الْعَمَل فِيهَا أفضل من الْعَمَل فِي ألف شهر لَيْسَ فِيهَا لَيْلَة الْقدر فَمثل ذَلِك يكون أَي عمل من اعمال الْبر حصل فِيهَا كَانَ لَهُ الْفضل على نَظِيره فِي زمن آخر فَالْحَاصِل أَن الملكف لَيْسَ لَهُ منصب التَّخْصِيص بل ذَلِك الى الشَّارِع وَهَذِه كَانَت صفة عبَادَة رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم

«Не следует обусловливать поклонение (определенным) временем, если его не обуславливал этим Шариат. Благочестивые дела должны оставаться свободными, для совершения их в любое время, нет у одного из времени преимущества над другим, кроме того (времени), что выделил как преимущественное Шариат, и определил для него специальный вид поклонения.

А если будет так, то этим достоинством обособляется только это богослужение, а не другое, как пост в день Арафа и Ашура, либо намаз глубокой ночью, либо Умра в месяц Рамадан из времен, которые установил Шариат. Все виды благородных поступков, как 10 дней в Зуль Хиджа, Ляйлят уль Кадр, которая лучше чем тысяча ночей, то есть деяние лучше, чем деяния тысячи ночей, которые не входят в этот день (Ляйлят уль Кадр). Подобно этому, любое богослужение, которое будет исполнено в это время у него будет достоинство над подобным ему богослужением совершенным в другое время.

Следовательно, тот на кого возложены Шариатские требования, не имеет права обусловливать (поклонение, временем, местом, видом), это прерогатива Возложившего Шариат (Аллаха) и таковым был образ поклонения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует ».

(Абу Шама аль-Макдиси, «Аль Баъис аля Инкариль Бидъа валь Хавадис», стр. 51)

2. Утверждение, что в этот день необходимо совершить специальный намаз из четырех ракаатов со специальным намерением, в котором после суры аль-Фатиха нужно прочитать суру аль-Каусар 17 раз, затем 5 раз суру аль-Ихляс, и по одному разу суры Аль-Фалак и ан-Нас. После совершения намаза совершить специальное дуа.

Наши шафиитские факыхи очень строго подходили к подобным вопросам. К примеру, взять молитву Рагаиб и молитву, совершаемую в середину месяца Ша’бан. Имамы ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие факихи на чьи книги опираются все шафииты в категоричной форме запретили совершение этого намаза, назвав его мерзким нововведением. И это при том, что в отношении этих хадисов имеются ложные хадисы и некоторые ученые говорили, что хадисы слабые и можно следовать им.

Имам, Шейх уль Ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своей книге «аль-Маджму’» относительно молитвы «Рагаиб»:

الصلاة المعروفة بصلاة الرغائب , وهي ثنتا عشرة ركعة تصلى بين المغرب والعشاء ليلة أول جمعة في رجب , وصلاة ليلة نصف شعبان مائة ركعة وهاتان الصلاتان بدعتان ومنكران قبيحتان ولا يغتر بذكرهما في كتاب قوت القلوب , وإحياء علوم الدين , ولا بالحديث المذكور فيهما فإن كل ذلك باطل ، ولا يغتر ببعض من اشتبه عليه حكمهما من الأئمة فصنف ورقات في استحبابهما فإنه غالط في ذلك , وقد صنف الشيخ الإمام أبو محمد عبد الرحمن بن إسماعيل المقدسي كتابا نفيسا في إبطالهما فأحسن فيه وأجاد رحمه الله

«Молитва известная, как молитва Рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов – они являются мерзким, порицаемым нововведением. И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, воистину они ошиблись в этом. Имам, шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах ».

(«аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб», 3/548)

Что же наши имамы-шафииты сказали бы относительно намаза в последнюю среду Сафара, который основывается на высказывании или действии некого праведника? Разве этого достаточно, чтобы ввести в религию новый желательный намаз? Ни в коем случае.

К примеру имам Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит в книге «Тухфат аль-Мухтадж » (Книга молитвы, глава о добровольной молитве) отвечая имаму ас-Сухраварди, который упоминает в своей книге «’Аварифуль ма’ариф» также некий намаз со специальным намерением:

وَهَذَا عَجِيبٌ مِنْهُ مَعَ إمَامَتِهِ فِي الْفِقْهِ أَيْضًا وَكَيْفَ رَاجَ عَلَيْهِ صِحَّةُ وَحِلُّ صَلَاةٍ بِنِيَّةٍ مُخْتَرَعَةٍ لَمْ يَرِدْ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ وَمَنْ اسْتَحْضَرَ كَلَامَهُمْ فِي رَدِّ صَلَوَاتٍ ذُكِرَتْ فِي أَيَّامِ الْأُسْبُوعِ عَلِمَ أَنَّهُ لَا تَجُوزُ وَلَا تَصِحُّ هَذِهِ الصَّلَوَاتُ بِتِلْكَ النِّيَّاتِ الَّتِي اسْتَحْسَنَهَا الصُّوفِيَّةُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَرِدَ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ نَعَمْ إنْ نَوَى مُطْلَقَ الصَّلَاةِ ثُمَّ دَعَا بَعْدَهَا بِمَا يَتَضَمَّنُ نَحْوَ اسْتِعَاذَةٍ أَوْ اسْتِخَارَةٍ مُطْلَقَةٍ لَمْ يَكُنْ بِذَلِكَ بَأْسٌ

«Удивительно конечно слышать от него такие слова вместе с его познанием в фикхе. Как же он допускает молитву (намаз) с выдуманным намерением, которому нет основы в Сунне? Тот же, кто приводит их слова в опровержение молитв, упоминаемых в определенные дни недели, знает, что не дозволены и недействительны эти молитвы с намерением, не пришедшим в Сунне, которые, однако, сочли хорошими некоторые суфии.

Да, нет проблем если сделать намерение на молитву вообще, а затем сделать дуа с испрашиванием защиты Аллаха или истихары ».

Да поможет нам Всевышний видеть истину истиной, а ложь ложью. Амин.

Полное имя - Шихабуддин Абу аль-Абас Ахмад ибн Мухаммад-ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Маки аль-Ансари . Год рождения - 1504, место рождения - местечко Абу Хатайм в Египте. Так как отец богослова рано скончался, то его воспитание взяли на себя два учителя отца: Мухаммад ас-Сарви, который известен под именем Ибн Абуль-Хамиль и его послушник - Шамсуддину Ахмаду ас-Шанави. Шейх Ахмад ас-Шанави отправил юного ибн Хаджара для начального обучения в Танта. В 1517 году богослов приступил к образованию во всемирно известном аль-Азхаре, где его обучал знаменитый шейх ас-Шанави.

Богословская деятельность

Ибн Хаджар аль-Хайтами был знаменит великолепной памятью. Так же он был специалистом в тафсирах и толковании Корана, в знании хадисов, каляме, фикхе, усуле, фуруе и философии суфизма, а также в морфологии арабской вязи, логике Ислама и алгебре и т. д.

Учителями аль-Хатайми были ученики известного ибн Хаджара аль-Аскалани, к которым относится Закари аль-Ансри. В 1522 году ибн Хаджар аль-Хайтам получи полное разрешение на самостоятельное вынесение фетв.

К наиболее известным учителям аль-Хатайми

  • Абдуль-Хакъ аш-Синбати
  • Шихабудин Ахмад аръ-Рамили
  • Насруддин атъ-Таблави
  • Абуль-Хасан аль-Бакири
  • Шихабудин ибн Надджар аль-Ханбаля и др.

К известнейшим ученикам относятся следующие богословы:

  • Абдурахмон ибн Умар аль-Амудъи
  • Малик аль-Мухадисин Джамалудин аль-Инди
  • Аль-Аляма Абус-Садат
  • Аль-Маших аль-Бурган ибн аль-Азоб
  • Мула Али аль-Карри и пр. известные ученые Ислама.

Богословские труды

В 1526 году богослов отправился в Мекку, где прожил один год. Вернувшись обратно в Египет, он написал сокращение труда «Матн ар-Рауза», а после комментарии к нему. В 1533 году он дал разъяснение книге «Изах» имама ан-Наави, а после рукописные труды «Шарх аль-Ишад» и «Шарх аль-Убаб».

После были написаны подробные

Очень часто можно слышать, как исламские учёные аргументируют свои фетвы, говоря, что «так говорит Ибн Хаджар», «так написал Ибн Хаджар» или «это противоречит мнению Ибн Хаджара». Но кто же он, этот Ибн Хаджар, и какова его роль в распространении и развитии Ислама? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ в нашей статье.

Вообще, надо отметить, что богословов по имени Ибн Хаджар было двое – аль-Аскаляни и аль-Хайтами. А слово «Ибн Хаджар» – это не имя, а кунья (прозвание), и означает оно «сын камня». В этой статье мы постараемся познакомить вас со вторым из Ибн Хаджаров, аль-Хайтами.

Начало жизненного пути

Ибн Хаджар аль-Хайтами родился в 1504 году (909 г. х.) в местности Абу Хайтам в Египте. Его имя – Ахмад Ибн Мухаммад, а прозвище Ибн Хаджар, означающее «сын камня», он получил благодаря одному из своих праведных предков, который, опасаясь впасть в грехи, очень мало разговаривал, из-за чего и получил от людей прозвище «Камень» – то есть молчаливый, как камень.

Рано потеряв отца, Ибн Хаджар попал в тяжёлую жизненную ситуацию. Но тут на помощь пришли благородные учёные Ислама, которые были учителями покойного отца: суфий Мухаммад Ас-Сарави, известный как Ибн Абиль Хамаиль, и его ученик Шамсуддин Ахмад Аш-Шанави, по указанию которого Ибн Хаджар отправился в египетский город Танта, где выучил наизусть весь священный Коран и начал изучать науки Ислама.

Когда же возраст будущего богослова приблизился к 14 годам, в 1517 году (924 г. х.) Аль-Хайтами был переведён из города Танта в один из самых знаменитых и известных университетов мира того времени «Аль-Азхар Аш-Шариф», где благодаря прекрасной памяти и незаурядным способностям, которыми его наделил Всевышний, стал признанным знатоком во многих исламских дисциплинах, среди которых были: Тафсир – толкование Корана, хадисоведение, тасаввуф, калам – наука о единобожии, фикх – исламское право и его основы, наследственное право и другие важные и нужные науки.

Любовь к знаниям в нём была столь велика, что даже крайняя нужда и голод не могли заставить аль-Хайтами свернуть с пути их обретения.

Учителя Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Большим счастьем для богослова явилось то, что его учителями и проводниками в жизни стали люди, не просто имеющие обширные знания, но ещё и практикующие их в лучшем виде.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами обучался у таких известных на весь мусульманский мир богословов, как:

Шихабуддин Ахмад Ар-Рамли – выдающийся алим, специализировавшийся в области шафиитского фикха и в ряде других наук;

Абуль Хасан Аль-Бакри – потомок первого праведного халифа мусульман Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах), известный своим знанием Ислама и религиозностью, также он был и наставником Аль-Хайтами в суфизме;

Абдуль-Хакк Ас-Синбати – знаток в области хадисоведения, фикха и его основ, отличавшийся своей богобоязненностью и набожностью;

а также величайший учёный шафиитского мазхаба своего времени, чьё имя и поныне озаряет светом все вокруг – Шейх Аль-Ислам Закария Аль-Ансари , с которым у Ибн Хаджара Аль-Хайтами были особенно тёплые и дружеские отношения. Каждый раз, встречая своего преданного ученика, Закария Аль-Ансари просил Всевышнего одарить Ибн Хаджара глубоким пониманием религии. И, по-видимому, эта мольба благородного учёного была принята, так как Ибн Хаджару не было и 20 лет, когда он получил разрешение на самостоятельное вынесение фетв – шариатских решений – по тому или иному правовому вопросу.

А в дальнейшем Ибн Хаджар Аль-Хайтами достиг таких больших высот в постижении Ислама, что некоторые учёные даже назвали его обновителем исламских наук десятого столетия хиджры, о чём говорится в хадисе Пророка Мухаммада: «Поистине, Аллах будет посылать этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет обновлять дела религии для неё».

Говоря о большом уровне знаний Ибн Хаджара аль-Хайтами, богослов Мансур ат-Табаляви писал:

«Последний (из достойных) составителей (книг), проповедник книгописцев, имам праведных учёных, уста всех внимательных факихов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, учёный доверенного Аль-Харама, звезда религиозной общины и религии, Ибн Хаджар Аль-Хайтами, потом Аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу». («Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4)

Испытание Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Как известно, всё по-настоящему ценное в этом мире нелегко заполучить, и особенно знания в науках Ислама. Прежде чем Ибн Хаджар получил самостоятельность в вынесении фетв, Всевышний подверг его серьёзным испытаниям, дабы возвысить его степень в случае удачного исхода.

Говоря о трудностях, с которыми столкнулся Ибн Хаджар на пути изучения исламских наук, он писал:

«Я перенёс в университете «Аль-Азхар» голод, который не под силу человеку, если Аллах не окажет ему в этом помощь. За четыре года, которые я находился там, только единожды я съел мясо… Но то, что мне пришлось перенести от некоторых своих «приятелей», было ещё хуже», – говорил он, вспоминая нелёгкие дни учебы в каирском университете «Аль-Азхар».

Но на этом испытания учёного не закончились, завистники в дальнейшем поспособствовали пропаже книг, с большим трудом написанных Ибн Хаджаром Аль-Хайтами . Из-за переживания и боли от этого низкого поступка завистников учёный даже серьёзно заболел, но не потерял самообладания. Будучи человеком глубоко верующим, он просил у Творца простить и смилостивиться над своими недругами. И всё же оставаться дальше в таком окружении он не захотел и в 1533 году переселился в Священную Мекку.

На святой земле

В Мекке знания учёного были оценены по достоинству, и он, как величайший знаток шафиитского мазхаба, стал известен далеко за пределами благословенного города. Ибн Хаджар Аль-Хайтами стал объектом стремления для ищущих знания из самых разных уголков исламского мира. Люди гордились своей принадлежностью к нему и теснились у его порога, желая испить из этого не замутненного грехами и ослушанием Всевышнему чистого источника исламских наук. Число его учеников было столь велико, что сосчитать их было просто невозможно.

Труды Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Перечень наук, в которых Ибн Хаджар Аль-Хайтами составил свои книги, был самым разнообразным. Его перу принадлежат такие сочинения, как:

«Аль-Фатава аль-хадисия », в котором учёный раскрывает ряд важных вопросов исламского права;

«Аль-Хияра аль-хисан фи манакиби Абу Ханифа Ан-нуʻман », описывающее биографию величайшего учёного Ислама и основателя ханафитского мазхаба имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах);

«Аль-Джавхар Аль-Муназзам фи зиярати къабр Ан-Наби Аль-Муʻаззам », доказывающее дозволенность и даже необходимость совершения зиярата к могиле Пророка Мухаммада ﷺ ;

«Аз-заваджир ʻан иктираф аль-кабаир » посвящён тайным и явным людским грехам с приведением того, что передано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада ﷺ относительно запретности этого.

И, конечно же, известный во всём мусульманском мире объёмный комментарий к знаменитому труду великого учёного Ислама имама Ан-Навави «Минхадж ат-талибин», «Тухфат аль-мухтадж фи шарх Аль-Минхадж».

Несмотря на то, что на составление этой книги у Аль-Хайтами ушло всего полгода, книга получилась очень подробной и ёмкой. И по сей день, несмотря на века, прошедшие с того времени, когда жил Ибн Хаджар, она не утратила своей значимости и актуальности и продолжает оставаться востребованной среди тех, кто изучает шафиитский мазхаб по всему мусульманскому миру.


Close