Предисловие Имама Ан-Навави

Хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, который управляет всем сотворённым и направляет посланников, да благословит Он их и да приветствует, к людям, обязанным выполнять установления шариата, чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его благодеяния, прошу Его об увеличении оказываемых Им милостей и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом. Его посланником и Его возлюбленным, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непрерывным чудом, которое не прейдёт до скончания времён, и сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и величием этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует как его самого, так и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

Улемы, да будет доволен ими Аллах, написали великое множество сочинений, в которых приводились сорок хадисов, касающихся различных аспектов религии. Насколько мне известно, первым автором подобного труда был Абдуллах бин аль-Мубарак , следующим стал богослов Мухаммад бин Аслам ат-Туси , затем такой труд написал аль-Хасан бин Суфйан ан-Наса"и , затем - Абу Бакр аль-Аджурри , затем - Абу Бакр Мухаммад бин Ибрахим аль-Исфахани , затем - ад-Даракутни , затем - аль-Ха-ким , затем - Абу Ну"айм , затем - Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами , затем - Абу Са"ид аль-Малини , затем - Абу Усман ас-Сабуни , затем - Абдуллах бин Мухаммад аль-Ансари , затем - Абу Бакр аль-Байхаки , а также многие другие люди, которые жили в разное время и которых невозможно перечислить полностью.

И я обратился к Аллаху Всевышнему с мольбой о благословении на то, чтобы по примеру этих выдающихся имамов и хранителей ислама также собрать сорок таких хадисов. При этом я руководствуюсь словами посланника Аллаха, которые приводятся в следующих достоверных хадисах:



"...пусть присутствующий из вас известит отсутствующего" (Аль-Бухари и Муслим),

А также:

"Да порадует Аллах человека, услышавшего сказанное мною, запомнившего (эти слова) и передавшего их (людям именно так, как он их услышал.)

Абу Дауд, ат Термизи и Ибн Маджа

Следует отметить, что одни улемы собрали по сорок хадисов, в которых говорится об основах религии (усуль ад-дин ), другие - о её ответвлениях (фуру" ), третьи - сорок хадисов о джихаде , четвёртые - сорок хадисов о воздержании (зухд), пятые - сорок хадисов о правилах поведения (адаб ), а шестые - о проповедях (хутаб ). Составление всех этих сборников преследовало праведные цели, и да будет Аллах доволен этими людьми, однако я посчитал, что следует собрать сорок хадисов более важных, чем хадисы на вышеупомянутые темы, и охватывающих собой их все. Каждый из таких хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которых улемы называли стержнем ислама в целом, или его половины, или его трети и т.д.

Кроме того, я придерживаюсь правила, в соответствии с которым каждый из этих сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться как в "Сахихе " аль-Бухари, так и в "Сахихе " Муслима. Для того, чтобы их было легче запомнить и они принесли больше пользы, если это будет угодно Аллаху, я цитирую их, опуская иснады.

Каждому человеку, стремящемуся к миру вечному, необходимо знать о том важном, что включают в себя эти хадисы, и усвоить указания на все религиозные обязанности, которые они в себе содержат, поскольку всё это станет очевидным для того, кто будет размышлять о них, а я полагаюсь на Аллаха и вручаю Ему себя целиком и полностью. Хвала же Аллаху, который является источником благодеяний и обеспечивает содействие и покровительство!

Каждый хадис состоит из двух частей – “ иснада ” и “матна ”.

Иснадом называется перечисление людей, передававших друг другу содержание хадиса или же его информационную часть (матн).

Хадис 1. Дела (оцениваются) только по намерениям

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих "Сахихах", являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов. Так, Абу Дауд сказал:

"Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это - дело, либо скрытой, и это - намерение ".

Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова:

"Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ".

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой "Сахих", а ан-Навави - целых три своих труда: "Сады праведных" (Рийаду-с-салихин}, "Поминания" (Аль-азкяр) и "Сорок хадисов ан-Навави"(Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа}. Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу "Убайд сказал:

"Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он ".

Действия оцениваются по намерениям

Передается от амир-уль-муъминин, Абу Хафса Умар бин аль-Хаттаб, радыАллаху анху, который сказал: *Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся"*.

[Аль-Бухари, Муслим]

Основа

Этот хадис был сказан Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда человек, в период хиджры, переселялся из Мекки в Медину, ради женитьбы на ком-то и не ради ислама.

Он считается одним из величайших хадисов в Исламе.

Имам Аш-Шафиъи сказал: *Этот хадис является одной третью знаний Ислама; связанный примерно с 70 темами по фикху*.

1. Хадис №1: указанный выше.

2. Хадис №5: "Всякий, кто внесет в это дело (т.е. в Ислам) то, что к нему не относится, оно будет отвергнуто".

3. Хадис №6: "Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют…"

Эти три хадисы согласованы Аль-Бухари и Муслимом.

Эти хадисы можно рассматривать как три критерия, которые помогают мусульманам оценивать и анализировать то, что они делают и говорят в своей повседневной жизни, в качестве поклонения (ибада):

1. Хадис №1 - оценивать и анализировать наши внутренние действия (действия сердца).

2. Хадис №5 - оценивать и анализировать наши внешние действия (действия органов).

3. Хадис №6 - оценивать и анализировать наши отношения "му"амалят" (отношения между людьми).

Ния (намерение) имеет два значения:

I .Намерение непосредственно перед поклонением - ибада (например, молитва)

II . Желание

Второе значение (II ) - это, что подразумевается в этом хадисе.

Уроки

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинает хадис с принципа ("действия оцениваются по намерениям"), а затем дает три примера. Это методология пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Примеры помогают проиллюстрировать принцип, что облегчает людям понимание, и они могут применять принцип к другим аналогичным ситуациям.

Три примера состоят из одной с хорошим намерением (переселение ради Аллаха и Его посланника) и два плохих намерения (переселение ради мирской выгоды или для вступления в брак).

Этот хадис подчеркивает ихляс (искренность - быть правдивым и честным по отношению к Аллаху, совершая поклонение исключительно ради Аллаха, в то время, как не ищут другого свидетеля помимо Аллаха). Ихляс является одним из условий принятия благих дел. Другое условие заключается в том, что действия должны совершаться в соответствии с шариатом, как это будет объяснено в пятом хадисе.

Это можно наблюдать в сути шахады:

* "Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха" является ихлясом - уверенность в том, что мы совершаем дела, ради Аллаха и Аллаха Одного.

* "Я свидетельствую, что Мухаммед посланник Аллаха" - сунна является проявлением Корана - пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наш пример, наша лучшая модель для подражания. Следование его сунне в нашем поклонении (ибада), этике (ахляк), и отношениях (муамалят) гарантирует то, что мы действуем в соответствии с шариатом.

Таким образом, шахада показывает нам условия для принятия действия или выполнения действия:

(а) оно должно быть ради Аллаха, потому что Он является Единственным, Кому мы поклоняемся, и,

(б) оно должно быть в соответствии с шариатом.

Для постижения ихляса, мы должны избегать ширка (придание Аллаху сотоварищей, что приводит к неискренности). Имам Аль-Харави сказал, что причиной для неискренности (или ширка) является самовосхваление (аль-хауа). Поэтому ни одно действие не должно быть сделано из-за самовосхваления.

Имам Аль-Харави заявляет, что существуют 7 видов самовосхваления:

1. Показать себя хорошим в сердцах других людей

2. Поиск похвалы со стороны людей

3. Избежание порицания людьми

4. Поиск прославления со стороны людей

5. Поиск богатства/денег людей

6. Поиск поддержки или любви со стороны людей

7. Поиск помощи для себя со стороны людей

Способы достижения ихляса:

* Совершайте праведные дела - чем больше добрых дел мы делаем, следовательно, становимся ближе к Аллаху, тем более искренними мы становимся.

* Прежде чем сделать какое-либо дело, мы должны сначала найти знание (ъильм) - наши действия/дела должны руководствоваться знаниями, так, чтобы они соответствовали Шариату.

* Не производите ложного впечатления - не заставляйте других верить в то, что действия, которые мы делали, были благими, когда они не были таковыми.

* Имам Ахмад сказал: "Прежде чем сделать что-нибудь, проверьте свое намерение (ният) - спросите себя, прежде чем выполнить действие: "Является ли это ради Аллаха? "

Ибну-аль-Кайм говорит: Любые действия, которые мы совершаем - это предмет трех дефектов:

I . Быть озабоченным тем , что другие наблюдают за нашими действиями

II . Поиск отдачи (польза/вознаграждение) за действия

III .Состояние удовлетворения действием

Примеры:

* Если мы идем в мечеть на молитву, и мы пришли рано, до имама, и нашли свое место в первом ряду, то мы не должны испытывать гордость за себя и думать о себе лучше, чем о других. Мы должны восхвалять Аллаха за предоставленную нам возможность пойти в мечеть и за то, что в состоянии выполнить молитву без каких-либо трудностей.

* После каждой молитвы, мы должны сказать себе, что мы могли бы исполнить ее лучше и попытаться стать лучше в нашей следующей молитве.

Что произойдет, если наше намерение меняется при выполнении действия? Ибн Раджаб говорит согласно ученым (уляма): "Если ният в конце действия соответствует нияту в начале (т.е. совершение действия ради Аллаха), то любые изменения в середине действия будут прощены или не будут иметь значения, инша-Аллах. Однако, если ният в конце не совпадает с начальным, то есть мы делаем дело для кого-то, кроме Аллаха, то мы должны покаяться (тауба)".

Есть четыре вещи, которые противоречат ихлясу:

1. Ма"сият - совершение грехов - это ослабит наш ихляс

2. Ширк - придание сотоварищей Аллаху

3. Рия - совершение поклонения (ибада) с намерением показухи перед другими

4. Нифак - лицемерие

Даже если мы всегда должны быть уверены в том, что наши действия не отклоняются от ихляса, все же есть действия, которые автоматически считаются совершаемыми из благих намерений. Например, поиск исламских знаний, помощь обществу, совершение призыва, и т.д.

Некоторые постановления (ахкам), которые ученые вывели из этого хадиса:

* Когда люди время от времени клянутся Аллахом, говоря "УАллахи", их намерением не является то, что они на самом деле клянутся Аллахом. Они говорят это просто по привычке - его легко сходит с их языка. Следовательно, это является безвредным. Однако мусульманин должен сделать все, что в его/ее силах, чтобы свести это к минимуму.

* Когда кого-то попросили дать клятву, что судится, то это его намерения, когда он дает присягу.

* Может быть, сочетание намерений между выполнением поклонения и обучением других - мы выполняем поклонение ради Аллаха, но мы также делаем это с целью обучения других, например, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выполнил хадж, он сделал это ради Аллаха, а также для обучения сахабов (его сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми).

* Человек может пройти через процесс развода с женой, устно или в суде, но расценивается именно его намерение.

* То, что может показаться как гыйба (злословие - говорить плохое, но правдивое, о каком-то человеке, за его спиной) может быть просто шуткой или дуа. Если кто-то говорит плохо о ком-то, только его намерение определяет, будет ли это гыйба или нет.

Заключение

Наши действия подвластны нашим намерениям - являются ли они хорошими или плохими намерениями. Поэтому мы всегда должны проверять наши намерения, прежде чем что-либо сделать или сказать. Мы должны убедиться, что действия совершаются ради Аллаха, чтобы Аллах принял их, и чтобы мы были вознаграждены за это, инша-Аллах.

Хадис первый

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передал: "Я слышал, как Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (да смилуется над ними Аллах) в своих "Сахихах", являющихся самыми достоверными из книг, написанных человеком.

Важность данного хадиса

Это один из самых важных хадисов, раскрывающих глубокий смысл Ислама. Он - основа религии, на которой зиждется большее количество решений. Это становится ясным из высказываний алимов, таких как Абу Давуд (да смилуется над ним Аллах), который сказал: «Воистину, этот хадис есть пол-Ислама, так как религия состоит из явных действий и скрытых намерений». Имамы Ахмад и аш-Шафии (да смилуется над ними Аллах) говорили: «Этот хадис - «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» - включает в себя треть всех знаний, потому что совершить деяния можно либо сердцем, либо языком, либо остальными органами тела, а намерение бывает лишь в сердце. Поэтому алимы предпочитают начинать свои труды именно с этого хадиса. К примеру, имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в своем достоверном сборнике привел его первым. С него же начал и имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) свои три книги о хадисах, а именно: «Риязу ссалихин», «Аль-Азкар» и «Арбаин», таким образом намекая читателю, чтобы тот очистил свои намерения и стремился к довольству Аллаха, а не к чему-либо иному.

На важность данного хадиса указывает и то, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) начал проповедь с него, об этом сообщается в версии аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах). После Пророка (благословит его Аллах и приветствует) Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) начал проповедь с этого хадиса. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) говорил: «Нет хадиса более лаконичного, всеобъемлющего и лапидарного (краткого, но отчетливого и ясного), чем этот!»

Что способствовало появлению этого хадиса?

Хафиз ат-Табарани (да смилуется над ним Аллах) рассказал в своей книге «Мужам аль аль-Кабир», с достоверной цепочкой передатчиков, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Среди нас был человек, сватавшийся к женщине по имени Умму Кайс, и она соглашалась выйти за него, только если он переселится к ней; тогда он переселился и женился на ней. После этого мы его называли «переселенцем Уммы Кайс»!» Саад ибн Мансур (да смилуется над ним Аллах) поведал историю со схожим смыслом в своем сборнике хадисов.

Что мы должны усвоить из этого благородного хадиса?

1) Обязательность совершения намерения .

Алимы единодушны в том, что действия вменяемых верующих, совершенные без должного намерения, не расцениваются Шариатом как поклонение, и за них не полагается вознаграждение.

Главным условием любого поклонения, которое мы собираемся совершить, будь то намаз, паломничество, пост, является намерение, без него поклонение недействительно! А все остальное, например, омовение для намаза, является средством для выполнения поклонения. По этому поводу ханафиты говорят: «Намерение делает поклонение полноценным и увеличивает вознаграждение за него». Шафииты же считают: «От намерения зависит действительность поклонения, поэтому и средства для его выполнения недействительны без него!»

2) Время и место совершения намерения .

Время намерения наступает с началом поклонения.

К примеру, произношение слов «Аллаху акбар», или других, при вступлении в намаз... А для соблюдения поста можно совершить намерение после вечернего азана, так как достаточно сложно определить время рассвета (которое является началом поста). Намерение совершается сердцем, проговаривать не обязательно, но желательно, чтобы язык помогал сердцу сконцентрироваться на намерении. Обязательно надо уточнить, для какого именно поклонения делается намерение, и отличить его от похожих на него поклонений. Поэтому недостаточно сделать намерение на намаз и совершить его, надо еще уточнить - обеденный он или послеобеденный и т. п.

3) Переселение - обязанность каждого верующего .

Верующий обязан переселиться из владений неверных, если он не может свободно и открыто исповедовать свою религию. Это решение действительно как для мусульман прошлых времен, так и для современных верующих.

Есть дополнительный хадис: «Запрещено переселяться из Мекки после ее завоевания». Смысл этого хадиса: «Запрещено переселяться из Мекки после ее завоевания, так как она стала Исламским государством».

Слово «переселяющийся» применимо и к тому, что запретил Аллах, например, следующий хадис: «Переселяющийся - это тот, кто отказался от всего, что запретно Аллахом! »

4) Данный хадис сообщает, что тому, кто вознамерится совершить благое, но обстоятельства помешают осуществить задуманное, полагается одно воздаяние! Кази аль-Байзави (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Деяния недействительны без намерений, потому что всего лишь за намерение можно получить воздаяние (вознаграждение), а за поступок без намерения - нет. Намерение для поступка все равно, что душа для тела».

5) Этот хадис приучает нас к искренности в поступках и поклонении, чтобы мы сполна получили воздаяние в Ахирате, успех в делах и счастье в этом мире .

6) Каждый полезный поступок и доброе деяние, совершенное с искренним намерением и стремлением к довольству Аллаха обернется в поклонение!

Материал взят из книги «Аль-Вафи» Толкование 40 хадисов имама Навави.

Перевел: Зияудин Зияудинов

عَنْ أَمِيرِ المُؤمِنينَ أَبي حَفْصٍ عُمَرَ بْنِ الخَطَّابِ رضي الله عنه قَالَ : سَمِعْتُ ر َسُولَ اللهِ صلي الله عليه و سلم يَقُولُ: » إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ، وَإنَّمَا لِكُلِّ امْرِىءٍ مَا نَوَى ، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلى اللهِ وَرَسُوله فَهِجْرتُهُ إلى اللهِ وَرَسُوُله ، وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيْبُهَا ، أَو امْرأَةٍ يَنْكِحُهَا ، فَهِجْرَتُهُ إِلى مَا هَاجَرَ إلَيْهِ.

От повелителя правоверных Абу Хафсы Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передано следующее: «Я слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику переселится к Аллаху и Его посланнику, а совершивший переселение ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» .

Этот хадис привели имамы в области хадисоведения Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Аль-Мугира ибн Бардизбах Аль-Бухари и Абу Аль-Хусайн Муслим ибн Аль-Хаджжадж ибн Муслим Аль-Кушайри Ан-Найсабури в своих «Сахихах» , которые являются наиболее достоверными из составленных когда-либо книг.

Существует единогласное мнение о достоверности данного хадиса, о его почётном положении и величии, а также о многочисленной пользе, исходящей от него. Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари использовал его неоднократно в своей книги, а Абуль-Хусейн Муслим ибн Аль-Хаджаж поместил его в конце книги «О войне (джихад)».

Этот хадис является одним из тех хадисов, на которых зиждется стержень Ислама.

Имам Ахмад и Имам Аш-Шафии, да смилостивится над ними обоими Аллах, сказали: «В хадис «Дела оцениваются только по намерениям…» входит одна треть знания». Об этом говорил и имам Аль-Байхаки, а также другие ученые. Причиной подобного утверждения является то, что деяния раба делятся на совершенные посредством его сердца, или языка, или частей тела. Намерение же является одним из этих трех видов .

От имама Шафии, да будет доволен им Всевышний Аллах, передано, что он сказал: «Этот хадис входит в семьдесят глав исламского права (фикх)». Ученые сказали, что этот хадис является третью Ислама .

Ученные посчитали желательным начинать сочинения с этого хадиса. Например, ученым, который использовал этот хадис в начале своей книги, был имам Абу Абдаллах Аль-Бухари.

Абдуррахман ибн Махди сказал: «Каждому, кто составляет книгу, необходимо начинать её с этого хадиса, обращая внимание приобретающего знания на исправление своего намерения» .

Этот хадис относится к категории «машхур» в своей конечной части и является хадисом категории «гариб» по отношению к своей начальной части, так как этот хадис от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передал лишь Умар ибн Хаттаб, от него же его передал лишь Алкама ибн Абу Ваккас, от него же его передал лишь Мухаммад ибн Ибрахим Тайми, от него же его передал лишь Яхья ибн Саид Аль-Ансари, да будет доволен ими всеми Аллах. Лишь после этого он стал распространённым (известным), от Яхьи ибн Саида аль-Ансари его передали более двухсот человек, большинство которых являются имамами.

Слово «иннамаа» (إِنَّمَا) используется для ограничения и удостоверяет упомянутое выражение, а также отрицает все остальное. Иногда оно содержит в себе абсолютное ограничение, а иногда требует какое-либо специальное ограничение. Это можно понять лишь в конкретном контексте. Например, в Коране есть слова: «Иннамаа анта мунзир» (إِنَّمَا أَنْتَ مُنْذِرٌ), что означает: «Поистине, ты всего лишь увещеватель» . Явным смыслом этого аята является ограничение в увещевании людей . Но на самом деле Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничился лишь этим . У него имеются и множество других красивых качеств, например, радостное предвестие . Также в Коране можно встретить: «Иннамаа аль-хаяту ад-дунья ла’ибун ва лахв» (إِنَّمَا الحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ), что означает: «Земная жизнь – это всего лишь игра и потеха» . Аллах знает лучше, но явным смыслом этого аята является ограничение , принимая во внимание тех, кто предпочитает земную жизнь. Что же касается самой земной жизни, то зачастую она является причиной совершения благих дел, а в таком случае в обсуждаемом аяте речь идет о преимущественном смысле.

Когда встречается слово «иннамаа» (إِنَّمَا), нужно иметь в виду, что если контекст речи указывает на ограничение в чем-либо определенном, то его следует употреблять именно таким образом, иначе же ограничение следует считать общим. К этому же относятся и слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, , так как под деяниями в данном случае подразумеваются исключительно дела, касающиеся Шариата.

Смысл этого в том, что деяния не принимаются без наличия намерения, например, в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (намаз), обязательном налоге с имущества (закат), посте (савм), пребывании в мечети (и’тикаф), хадже и в других видах поклонения. Что же касается удаления скверны (наджас), то оно не нуждается в намерении, так как относится к оставлению чего-либо, что не требует намерения.

Другая группа ученных указывает на действительность малого омовения (вуду) и ритуального купания (гусль) без наличия намерения .

В словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Дела оцениваются только по намерениям» имеется опущенное слово, в определении которого среди ученных существуют разногласия. Те, кто посчитали, что намерение (ният) является условием, сказали, что опущенным является слово «действительность», т.е. «действительность деяний оценивается только по намерениям». Те же, кто не посчитали намерение условием, сказали, что опущенное слово – «совершенство», т.е. «совершенство деяний оценивается только по намерениям».

Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести » прокомментировал имам Аль-Хаттаби, сказав: «Данные слова дополняют первое выражение «Дела оцениваются только по намерениям» , указывая на необходимость конкретизации намерения».

Шейх Мухйидин Ан-Навави сказал: «Польза данных слов заключается в том, что ясное упоминание того, по отношению к чему имеется намерение, является условием. Если у человека есть молитва (салят), которую он должен возместить, то ему недостаточно намереваться совершить упущенную молитву. Для него является условием упомянуть или же сделать намерение, что эта возмещаемая молитва является обеденной, или послеобеденной, или же какой-нибудь другой. Без второго выражения из первого вытекала бы действительность намерения без уточнения, либо внушало бы это. Аллах знает лучше».

(…)

Данный хадис появился по причине переселения некого мужчины из Мекки в Медину, чтобы жениться на одной женщине, которую звали Умм Кайс. Он не имел намерения этим переселением получить довольство Аллаха, и потому его называли «переселившимся ради Умму Кайс» («мухаджир Умму Кайс»). Аллах знает лучше.

В данном случае имеется в виду переселение из Мекки в Медину.

Т.е. в сборниках достоверных хадисов.

Т.е. намерение осуществляется сердцем и относится к деяниям сердца, поэтому оно будет одной из трех составляющих всех деяний.

Имам Абу Дауд сказал: «Я посмотрел на сборник хадисов, и оказалось, что там 4000 хадисов. Затем я еще раз посмотрел туда и нашел, что стержнем 4000 хадисов являются 4 хадиса:

— хадис, переданный сподвижником Нуманом ибн Баширом: «Поистине, дозволенное (халал) очевидно, и запретное (харам) очевидно»;

— хадис, переданный халифом Умаром: «Дела оцениваются только по намерениям»;

— хадис от Абу Хурайры: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»;

— хадис от Абу Хурайры: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».

Он сказал, что каждый хадис из этих четырех является четвертью знаний.

О намерении изучающего исламские науки см. книгу «Начало наставления на истинный путь» («Бидаяту аль-хидаят») имама Аль-Газали.

Машхур – это сообщение, передающееся со слов трёх и более передатчи­ков в каждом из разрядов цепи передатчиков (иснад), если их количество не удов­летворяет условиям хадисов категории «мутаваттир» (см. «Тайсиру аль-мусталах»).

Термин «гариб» служит для обозначения хади­са, передаваемого со слов одного единственного передатчика.

Сура «Ар-Рад», аят 7.

Т.е. что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, был послан лишь как увещеватель.

Т.е. он является не только увещевателем.

Т.е. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, является не только увещевателем (Назир), но и предвестником радости (Башир).

Сура «Мухаммад», аят 36.

Т.е. ограничение земной жизни игрой и забавой и ничем иным.

«По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет. Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды «, — тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» (Аль-Вафи).

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

Важность этого хадиса

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.

Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение».

Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей».

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу "Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

Причина появления этого хадиса

В своём «Большом словаре» (Аль-му"джаму-ль-кябир) ат-Табарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс».

Что же касается Са"ида бин Мансура, то в своём сборнике под названием "Ас-сунан" он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас"уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа", 1/60].

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

  • 1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды», ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения».

  • 2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

  • 3. Обязательность переселения (хиджра)

Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Нет необходимости в переселении после победы", ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

Кроме того, словом «хиджра» обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

  • 4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом».

  • 5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.
  • 6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

Close