Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал "ядром диалектики". Два обстоятельства играют здесь определяющую роль. Во-первых, этот закон обладает особой формой всеобщности: его действие пронизывает собой не только все явления и процессы материального и духовного мира, включая и познание, но и действие всех остальных законов диалектики - основных и неосновных. Во-вторых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании, "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, подчеркивал В. И. Ленин, - есть познание их как единства противоположностей" 1.

Все без исключения подчиняется этому закону, поскольку все состоит из противоположностей, взаимно связанных между собой. Примерами противоположностей, могут служить верх и низ, внешнее и внутреннее, темное и светлое, северный и южный полюсы, сложение и вычитание, умножение и деление, дифференцирование и интегрирование, движение и покой, действие и противодействие, отрицательное и положительное электричество, электронная оболочка и ядро в атоме, ассоциация и диссоциация атомов, ассимиляция и диссимиляция клеток в организме, наследственность и изменчивость, среда и организм, производство и потребление в обществе, эксплуататорские и эксплуатируемые классы, личность и общество, чувственное и логическое знание и т. д. Противоположности, свойственные вещам, процессам, находятся в органической взаимосвязи, в диалектическом единстве. Так, в арифметических действиях вычитание предполагает сложение, сложение предполагает вычитание, которое содержится в нем потенциально - в форме разложимости полученного числа на соответствующие элементы. В процессе обмена веществ невозможно отделить ассимиляцию от диссимиляции. Стоит только нарушить один из этих противоположных процессов, как нарушится структура обмена веществ и организм перестанет нормально функционировать. Часто взаимосвязь противоположностей (их "взаимополагание") не выступает на поверхности явлений, скрыта от непосредственного восприятия. Кажется, что они могут существовать друг без друга, легко отделимы друг от друга, но это обманчивое явление; рано или поздно связь противоположностей дает знать о себе, определяя в конечном счете направление развития объективного процесса. Например, можно произвести продукт, но не потребить его, можно вычесть, не складывая, или сложить, не вычитая, можно отделить электрон от ядра атома, можно продать товар, изъяв из обращения вырученные деньги и не заботясь о реализации другого товара, который находится у другого товаровладельца, можно ликвидировать безработицу в той или иной отдельной капиталистической стране и даже повысить уровень жизни и темпы роста производства, сохраняя одновременно другую противоположность рост прибылей капиталистических монополий и т. д. Но вся эта внешняя разобщенность и взаимная независимость противоположностей осуществимы в весьма узких пространственных и временных границах. Взаимосвязь кажущихся независимыми противоположностей обнаруживается, как только их расхождение дойдет до определенных границ. Так, например, если допустить, что практически все сведено только к белому и черному цветам, то для человека вместе с этим сведением исчезнет всякое представление о цвете, ибо как в абсолютно черном, так и в абсолютно белом ничто не воспринимаемо1; непрерывное вычитание за определенной границей (каковой является ноль) необходимо превращается в свою противоположность сложение (5 - 3 = 2; 2 - 4 = - 2; - 2 - 3 = - 5 и т. д.); пепрерывное отделение электронов от ядер атомов практически привело бы к невозможному скоплению на одном полюсе Вселенной отрицательно заряженных частиц - электронов, на другом - положительно заряженных частиц - протонов, что в итоге восстановило бы исходное состояние, ибо отрицательные частицы (электроны) разлетались бы (так же как и положительные протоны) и захватывались свободными протонами, образуя новые атомы; произведенные продукты могут не быть потреблены лишь определенное время, иначе они утратят качество данного продукта (железная дорога, по которой не ходят поезда, превращается в вещество природы) . Но стоит распространить это на все продукты общества, как тут же обнаружится внутренняя связь между производством и потреблением. Общество не может производить, не потребляя, и потреблять, не производя. Любой акт производства есть потребление жизненных сил человека и средств производства, так же как любое потребление есть воспроизводство этих жизненных сил.

1 Абсолютно черное и абсолютно белое поэтому возможны лишь в абстракции, в воображении, но не в объективной действительности.

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих2 противоположностей, т. е. взаимодействие противоположностей. Все перечисленные выше примеры подтверждают правильность этого определения. Это определение приложимо как к фактам развития, так и к фактам просто движения. Любое изменение тела означает, что оно тождественно себе и в то же время не тождественно, т. е. иное (правда, в рамках данного качества) . А так как изменениям подвержено все в материальном мире, то такое единство (взаимоисключающих) противоположностей, как единство тождества и различия, является самой простой и всеобщей формой диалектического противоречия. Причем не тождество и различие, а единство тождества и различил - такова диалектическая формула противоречия. Тождество и различие вовсе не обязательно есть противоречие. Нет, например, противоречия в том, что луноход и роза - материальные образования, поскольку их различие не находится в необходимом единстве, связи с их тождеством. Их тождество, заключающееся в их материальности, вовсе не обусловливает их различное отношение друг к другу. Но действие и противодействие находятся в отношении диалектического противоречия, так как именно их тождественная природа (то и другое суть определенное, равное количество движения) обусловливает форму их взаимодействия. Действие невозможно без противодействия, последнее предполагает первое.

2 Иногда вместо слова "взаимоисключающих" употребляют выражение "взаимно друг друга отрицающих". Но, строго говоря, это не совсем точно, ибо диалектически понятое отрицание есть пан взаимное исключение, так и тождество, единство.

Единство связывает противоположности между собой и определяет специфическую форму их взаимодействия. Так, связь между положительным ядром атома и отрицательно заряженной электронной оболочкой обусловлена единой электромагнитной природой, лежащей в основе взаимодействия электронов и протонов. Точно так же и взаимодействие планет в космическом пространстве обусловлено гравитационным полем, а в основе взаимоотношения математической точки и линии (одно не имеет протяжения, другое - имеет) лежит пространственное отношение (точка есть отношение координат Х и У, линия также есть отношение координат Х и Y: линию вполне можно воспроизвести по формуле: У = F(X).

Таким образом, единство противоположностей служит условием возникновения и движения противоречия и определяет его специфическую форму.

Но противоречие развивается, и это развитие уже определяется характером взаимодействия, "борьбой" противоположностей. Каково взаимоотношение противоположностей, таков и уровень развития противоречия. Поляризация противоположностей означает их развитие. В процессе этой поляризации каждая противоположность стремится как бы свести к нулю другую противоположность: чем больше одна противоположность, тем меньше другая. Так, например, ассимиляция на первых этапах роста организма все больше превалирует над диссимиляцией, затем наступает состояние временного равновесия и, наконец, диссимиляция все больше превалирует над ассимиляцией.

Маркс в "Капитале" блестяще показал, как развитие товарной формы ведет к поляризации потребительной стоимости и стоимости, пока не появились деньги, воплощающие в себе чистую стоимость в противовес товару, который теперь по внешней видимости воплощает в себе только потребительную стоимость, т. е. натуральные свойства продукта.

Город и деревня первоначально мало чем отличались друг от друга.

Они возникли на базе одного из первых трех больших разделений труда - между земледелием и ремеслом. Но поскольку внутренняя экономическая связь между городом и деревней (первоначально через товарообмен, торговлю) делала их различными сторонами одного целого - одной хозяйственной системы (несмотря на частые политические обособления), постепенно между ними сложилось определенное противоречивое отношение - деревня в эпоху средневековья подчинила себе город 1, затем город в эпоху капитализма подчинил себе экономически деревню. Возвышение одной противоположности сопровождалось падением, принижением другой.

1 Несмотря на это, города вплоть до разложения феодализма оказывали атому господству деревни экономическое и политическое сопротивление.

Из этих примеров видно, что неразвитое противоречие, простейшая его форма выступает как единство тождества и различия, как тождество в различии или различие в тождестве. Тождество - это отношение совпадения свойств, признаков, черт двух и более предметов, явлений. Абсолютное или абстрактное тождество двух предметов или явлений невозможно. Оно допускается в формальной логике, но лишь как равенство предметов и понятий самим себе. В объективной действительности всякое отношение тождества предметов, их свойств и признаков всегда тесно связано с отношением их различия, которое соответственно означает отсутствие совпадения каких-то других черт, признаков и свойств предметов и явлений. Различие может быть количественным и качественным: 2 и 3 или роза и ромашка находятся между собой в отношении количественного и, соответственно, качественного различия.

Но и 2, и 3 как конечные величины противоположны бесконечности. Роза и ромашка как растения также противоположны любому животному. Здесь различие переходит в противоположность. Противоположность, говорил Аристотель, есть "законченное различие", крайняя степень различия.

Противоположность - это такое отношение различных сторон, вещей, тенденций, изменений, которые непосредственно исключают друг друга.

Если взять развивающиеся объекты, то можно установить, что созревание противоречия ведет к превращению различия в противоположность.

Дальнейшее же развитие противоречия есть обострение, поляризация противоположностей, вследствие чего единство их отходит на задний план и обнаруживается лишь в критические моменты, в моменты перехода данного противоречия в качественно иное. "Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей, - писал В. И. Ленин, условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение"1 .

"Развитие есть "борьба" противоположностей" 2. Относительность единства выражается в том, что "равновесие" противоположностей всегда временно, а постоянная "борьба" противоположностей определяет изменение форм их единства.

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

2 Там же. Термин "борьба" не всегда следует понимать в обычном смысле. Иногда этот термин нужно понимать как "обострение", "поляризация" и т. д. Поэтому В. И. Ленин заключил этот термин в кавычки.

Итак, диалектическое противоречие, выступая в форме единства и "борьбы" противоположностей, составляет внутреннее содержание всякого развития, восходящего движения. Оно является также внутренним источником всякого движения и развития.

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо выяснить различие между понятиями источник, движущая сила и главная движущая сила развития.

Движущей силой развития (и, естественно, движения) может быть любой внешний и внутренний фактор, не являющийся, однако источником развития. Он поэтому не определяет развитие, а содействует ему, ускоряет его. Помощь одной страны другой, одного человека другому, благоприятные условия развития какого-либо биологического вида и т. д. - все это движущие силы развития упомянутых явлений.

Что касается главной движущей силы развития, то ею является отрицательная сторона противоречивого целого (т. е. противоречия). Понятие отрицательной стороны противоречия не следует брать в морально-этическом смысле - как нечто дурное. Отрицательная сторона противоречия - это противоположность, направленная на ликвидацию данного противоречивого целого, отношения или состояния. Это - наиболее подвижная сторона противоречия, имеющая весьма определенное направление своего движения, не совместимое с сохранением данного целого. Центробежная сила в движении планет, электрон в оболочке атома1, диссоциация атомов в химии, диссимиляция клеток и изменчивость признаков в биологии, потребление в политэкономии, угнетенный класс в социальноэкономической и политической жизни общества и т. д. - все это отрицательные полюсы противоречия, направленные в своем движении на изменение существующего отношения противоположностей. Это - активные стороны противоречий, благодаря движению которых главным образом и совершается изменение, развитие противоречивого целого.

К. Маркс и Ф. Энгельс в "Святом семействе" на примере антагонизма буржуазии и пролетариата показали образец конкретного методологического анализа различного положения каждой противоположности в структуре противоречия. "Пролетариат и богатство, - писали они, - это противоположности. Как таковые, они образуют некоторое единое целое.

Они оба порождены миром частной собственности. Весь вопрос в том, какое определенное положение каждый из этих двух элементов занимает внутри противоположности. Недостаточно объявить их двумя сторонами единого целого. Частная собственность как частная собственность, как богатство, вынуждена сохранять свое собственное существование, а тем самым и существование своей противоположности - пролетариата. Это положительная сторона антагонизма, удовлетворенная в себе самой частная собственность.

Напротив, пролетариат как пролетариат вынужден упразднить самого себя, а тем самым и обусловливающую его противоположность - частную собственность, - делающую его пролетариатом. Это - отрицательная сторона антагонизма, его беспокойство внутри него самого, упраздненная и упраздняющая себя частная собственность" 2.

1 При этом следует учесть, что обозначение электрона в физике в качестве частицы, заряженной отрицательно, является условным. С таким же успехом можно было бы обозначить его в качестве положительно заряженной частицы, а ядро - отрицательным полюсом. Но с точки зрения диалектики эти обозначения имеют более конкретный смысл.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 38 - 39.

Но отрицательная сторона противоречия не может выполнять свою функцию главной движущей силы развития без пассивной, положительной стороны, направленной на сохранение данного противоречивого целого. Положительная сторона противоречия определяет способ движения отрицательной и как бы фиксирует, закрепляет, накапливает результаты действия отрицательной стороны противоречия, выступает в известном смысле в качестве основы, носителя этих результатов. Так, электронная оболочка атома вряд ли выступала бы в качестве непосредственного носителя химических свойств атома без его ядра, без всего противоречивого целого. Вряд ли возможно было бы развитие Солнечной и иных систем, если бы действовала только центробежная сила в движении планет. Ни о каких химических превращениях не могло бы быть речи, если бы диссоциация атомов была обособлена от их ассоциации.

И, конечно, никакая биологическая эволюция не была бы возможна, если бы результаты изменчивости биологических признаков не закреплялись наследственностью.

Из всего вышесказанного следует, что как бы велика ни была роль главной движущей силы развития любого предмета, источником его развития, определяющим последнее, является внутреннее противоречие. И здесь следует различать диалектические противоречия типа отношений (верх и низ, внутреннее и внешнее и т. д.), которые не определяют развитие вещей, хотя и составляют его внутреннее содержание, и диалектические противоречия, выступающие в форме опосредованного динамикой, "борьбой" единства противоположностей. В первом случае нет главной движущей силы развития, поскольку само противоречие не выступает источником развития, нет отрицательной и положительной сторон противоречия, противоположности здесь равноправны. Во втором же случае диалектическое противоречие выступает внутренним источником развития и состоит из активной и пассивной, отрицательной и положительной сторон.

ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ, НЕОБХОДИМЫЕ И СЛУЧАЙНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Внутренние противоречия - это противоречия самой структуры предмета, они необходимы, неотъемлемы от предмета. Если данное противоречие можно хотя бы мысленно устранить без ущерба для структуры предмета, то оно не является необходимым противоречием предмета.

Поскольку все предметы в мире взаимосвязаны, то они неизбежно оказывают соответствующее внешнее влияние друг на друга. Поэтому нет в природе абсолютно "чистых" химических элементов, а есть лишь "химически чистые" элементы, т. е. элементы с незначительными примесями, взаимоотношение с которыми не может характеризоваться как необходимое. То или иное общество может содержать в своей социально-экономической структуре какой-нибудь унаследованный от старого общества уклад. Противоречия последнего не являются необходимыми, а вместе с тем и внутренними, ибо данное целое возможно и без этого привходящего элемента.

Внутренние противоречия (без которых структура данного целого невозможна) проявляются во взаимоотношениях данного предмета с другими предметами. Внешние противоречия при этом самостоятельного значения не имеют и определяются внутренними противоречиями. Даже противоречие между двумя современными мировыми системами - социалистической и капиталистической - не может иметь самостоятельного значения и определяется противоречием между трудом и капиталом внутри капиталистической системы, с одной стороны, и успехами в развитии стран социализма - с другой.

ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ, ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Основное противоречие складывается между определяющими, т. е. внутренними и необходимыми, сторонами в структуре предмета. Оно должно быть, с одной стороны, специфическим, присущим только данному предмету; с другой стороны, оно должно быть в известном смысле всеобщим внутри данного предмета, т. е. лежать в основе всех остальных противоречий предмета. Радикальное разрешение основного противоречия приводит к коренному изменению качественной определенности предмета.

Неосновные противоречия предмета охватывают собой неопределяющие стороны, моменты, элементы его структуры, хотя и связаны с ними.

Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, нейтрино, мезона в ядре атома представляют собой процессы непрерывного возникновения и разрешения противоречий, однако эти процессы не приводят к качественному изменению самого атома, так как основная полярность ядра и электронной оболочки остается прежней. В обществе наблюдается та же закономерность: основное противоречие капитализма (между общественным характером производства и частной формой присвоения) может сохраняться при разрешении противоречий между различными социальными группами (национализация земли, отдельных отраслей промышленного производства, введение более демократической, хотя и буржуазно ограниченной, конституции и т. д. Но только разрешение основного противоречия капитализма ведет к ликвидации последнего.

В зависимости от этапа, ступени процесса развития основные и неосновные противоречия могут выступать в роли главных и неглавных противоречий. Главным противоречием является такое, от разрешения которого зависит дальнейшее развитие предмета. Например, нельзя было приступить к строительству социализма в России, не ликвидировав частнокапиталистическую собственность и класс капиталистов, узурпировавший всю собственность на средства производства. Социалистическая революция, разрешив практически это основное противоречие буржуазного общества - противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, - привела к тому, что главным противоречием стало противоречие между самым передовым типом государства - диктатурой пролетариата - и отсталой экономикой. В ходе индустриализации это противоречие было в основном разрешено, и постепенно главным противоречием стало противоречие между развитым социалистическим сектором в городе и мелкобуржуазным, мелкотоварным сектором в деревне. В ходе коллективизации было разрешено и это противоречие, но дальнейший прогресс уже зависел от обеспеченности технически оснащенного социалистического производства в деревне и в городе высококвалифицированными кадрами. Культурная революция в 30-х годах была призвана разрешить это главное на том этапе развития нашего общества противоречие, что и было осуществлено в основном ко второй половине 30-Х годов.

Противоречие между социализмом и капитализмом всегда было основным противоречием нашей эпохи, начиная с 1917 года, когда трудящиеся нашей страны взяли государственную власть в свои руки и осуществили всемирно-историческое преобразование капиталистических отношений в социалистические. Но в конце 30-х и первой половине 40-х гг. главным противоречием было не основное противоречие эпохи, а противоречие между фашизмом, с одной стороны, и блоком социализма и антифашистских сил капиталистической системы, - с другой. Без уничтожения фашизма нельзя было осуществлять дальнейшее движение по разрешению основного противоречия нашей эпохи, т. е. движение по укреплению и развитию завоеваний социализма, движение за победу социализма над капитализмом во всемирном масштабе.

Умелое сочетание борьбы за конечные и ближайшие цели и задачи предполагает понимание соотношения основного и главного противоречий в развитии.

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ И НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Антагонистические противоречия - это противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, основанные на несовместимости, непримиримости соцально-политических интересов. Неантагонистические противоречия - это противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, предполагающие общность их коренных социальных интересов. Рабы и рабовладельцы, крепостные и помещики, рабочие и капиталисты всегда находились в отношении антагонизма друг к другу, в то время как трудящиеся классы в отношении взаимного сотрудничества и помощи. Несовместимость социальных интересов связана с наличием частной собственности, поэтому даже внутри одного и того же класса (например, капиталистов) имеет место конкурентная борьба "не на жизнь, а на смерть". Отдельные объединения представителей этого класса имеют место только во имя усиления этой антагонистической конкурентной борьбы против других групп представителей этого же класса данного или иностранного государства. Современная эпоха дает множество примеров подобных объединений, слияний капиталистических фирм и банков в национальном и интернациональном масштабах.

Антагонистические противоречия разрешаются в ходе острой классовой борьбы (внутриклассовая борьба - конкуренция, например, - не приводит к разрешению антагонистических противоречий) и завершаются ликвидацией данного эксплуататорского класса. Неантагонистические противоречия разрешаются в ходе добровольного сотрудничества индивидов, классов, социальных групп между собой, не доходя до обострений, т.е.

не принимая острых форм. Эти противоречия и пути их разрешения обнаруживаются и раскрываются путем критики и самокритики. Особенно это характерно для социалистического общества, где разрешение основного и других противоречий является условием расцвета и прогресса всех индивидов, классов и социальных групп.

В ряде случаев (в отдельных странах, строящих социализм) имели и имеют место сочетания антагонистических и неантагонистических противоречий. Это обстоятельство не снимает необходимости ликвидации антисоциальных сил в этих странах, но сама эта ликвидация не во всех случаях принимает острые формы, а иногда ж носит весьма мирный характер, как, например, в ДРВ.

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Общее противоречие - это противоречие, присущее нескольким или многим предметам, как правило одинаковым. Общее противоречие по-разному может быть связано с предметами. Оно может быть просто одинаковым у разных предметов, друг с другом не связанных (противоречие между волной и частицей в солнечном световом луче и в световом луче от электрического светильника) или же охватывать своим действием многие предметы, связывая их между собой (в случае статистических закономерностей - противоречие между законами поведения отдельных элементов множества и законами самого множества; в обществе - противоречие между обществом и личностью производством и потреблением, экономикой и политикой и т. д.) .

Специфическое противоречие присуще отдельному предмету и части предметов того или иного вида. Однако, специфичность противоречия относительна. Одно и то же противоречие в одном отношении может выступать как специфическое, в другом - как общее. Например, противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения является специфическим для капиталистического общества, если мы будем сравнивать это общество с феодальным или социалистическим. Оно будет общим, если мы одну капиталистическую страну будем сравнивать с другими капиталистическими странами.

Специфические противоречия всегда представляют собой форму проявления тех или иных общих противоречий. Все вышеупомянутые в данной глава примеры противоречий из неживой, живой и общественной областей действительности можно рассматривать как специфические формы действия диалектического противоречия, рассматриваемого нами в общем виде. Противоречия, которые приходится решать в каждой стране, строящей социализм, всегда выступают в специфической форме - в зависимости от национальных и межнациональных условий этого строительства.

Отсюда - необходимость специфических методов социалистического строительства в различных странах. Однако нельзя переоценивать специфику противоречий той или иной страны строящегося социализма, как нельзя ею и пренебрегать. Наряду с особенностями разрешения противоречий существуют и общие принципы подхода к их решению, поскольку в своей основе противоречия перехода от капитализма к социализму во всех странах одни и те же. Это - основное противоречие капитализма (противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения), противоречие между элементами социализма и капитализма, между пролетарским государством и несоциалистической экономикой, между социалистическим сектором в наиболее развитых отраслях промышленности и раздробленным, в основном мелкобуржуазным сельским хозяйством и т. д. Поэтому международные Совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшиеся в Москве в ноябре 1957 г., ноябре 1960 г. и июне 1969 г., подчеркнули важность органического сочетания общих и специфических методов и принципов строительства социализма в различных странах1.

1 Более подробно об общих закономерностях строительства социализма см.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", Политиздат, 1964, стр. 12 - 13.

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ЗАКОН ПОЗНАНИЯ

Диалектические противоречия действительности отражаются в познании в виде противоположных, взаимно исключающих положений. Формальная логика не признает истинности противоречивых положений, они не согласуются с законом противоречия или недопустимости противоречия, сформулированного еще Аристотелем. Согласно этому закону нельзя о конкретном предмете, объекте в одно и то же время, в одном и том же отношении (обязательно в одном и том же смысле) утверждать и отрицать что-либо. Например, нельзя утверждать, что Иванов такого-то числа прибыл в Москву, и вместе с тем утверждать, что он того же числа прибыл в Париж. Одно из этих суждений обязательно должно быть ложным, а другое - истинным, или же оба суждения ложными, но истинными они вместе быть не могут.

Диалектическое противоречие некоторыми логиками и философами противопоставляется также и другому закону формальной логики - закону тождества. Смысл его заключается в том, что понятие А всегда равно самому себе и его нельзя подменять в ходе мышления другим понятием В. Закон тождества имеет вид А = А. По существу этот закон есть позитивная форма закона недопустимости противоречия ("А" не молит быть в одно и то же время в одном и том же отношении не равно "A").

Эти рассуждения несостоятельны. Диалектическое противоречие не нарушает законов формальной логики. Оно не имеет ничего общего с формально-логическими противоречиями, исключающими истинность противоположных суждений.

Диалектическое противоречие отличается от формально-логического тем, что оно есть опосредованное (наличием одного или ряда промежуточных звеньев) единство взаимоисключающих противоположностей. "Для такой стадии развития естествознания, - писал Ф. Энгельс, - где все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов, уже недостаточно старого метафизического метода мышления. Диалектика, которая... признает в надлежащих случаях наряду с "или - или" также "как то, так и другое" и опосредствует противоположности, - является единственным, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания" 1.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Со ч., т. 20, стр. 527 - 528.

Материалистическая диалектика вовсе не утверждает возможности непосредственного отождествления или соединения противоположных в одном и том же отношении, в одном и том же смысле утверждений, высказываний. Вышеприведенные утверждения о прибытии Иванова в Москву и Париж в одно и то же время с точки зрения материалистической диалектики отнюдь не находятся друг к другу в отношении диалектического противоречия, поскольку они непосредственно связываются друг с другом, а опосредованное чем-либо отношение их просто невозможно. Нельзя, например, утверждать, что классический принцип относительности есть непосредственно современный принцип относительности и наоборот, ибо согласно классическому принципу относительности время и пространство инвариантны в любой инерциальной системе отсчета, в то время как в современной теории относительности пространственные и временные параметры при околосветовых скоростях зависят от инерциальной системы отсчета. Но если непосредственно эти противоположные принципы (будучи принципами относительности) несовместимы, то, опосредствуясь через такие промежуточные звенья, как постулат о постоянстве скорости света и отношение, _2_2_ выраженное в формуле V 1- v/c, они (эти противоположные принципы) переходят друг в друга, совпадают друг с другом. При V, стремящемся к нулю, лоренцевы преобразования (современный принцип относительности) приводят к тем же результатам, что и галилеевы преобразования (классический принцип относительности), т. е. сохраняется инвариантность пространственно-временных отношений.

Если взять орбитальное движение планеты Солнечной системы, то и здесь непосредственное взаимодействие таких противоположностей, как притяжение и отталкивание, нам не объяснит, почему планета движется именно по круговой орбите (точнее: эллиптической), но здесь требуется введение новых "посредствующих звеньев" - понятий инертной массы и тангенциальной силы. Непосредственно притяжение и отталкивание должны взаимно уничтожить друг друга, парализовать действие друг друга, как это бывает в случае с телом, которое непосредственно покоится на земле. Однако, в случае орбитального движения планет, притяжение и отталкивание опосредствуются тангенциальной силой, направление которой перпендикулярно оси взаимодействия планет. В результате единство притяжения и отталкивания выступает в форме живого, деятельного противоречия орбитального движения.

Из вышесказанного следует, что научное познание, отражающее сущность вещей, должно соответственно идеально воспроизводить противоречивую структуру этих вещей, не нарушая при этом законов и правил формальной логики, которые помогают мышлению избавляться от извращения, искажения непосредственных связей и отношений вещей. Методом отображения сложных диалектических противоречий действительности является способ анализа "посредствующих звеньев", с помощью которого только и можно понять, каким образом противоположности реальной действительности могут совпадать друг с другом.

Поэтому современная физика не довольствуется тем, чтобы только ограничиваться голой констатацией дуализма волны и частицы в световых лучах и в мире элементарных частиц. Она ищет различные способы теоретического решения обнаруженной полярности, которое бы соответствовало объективно существующей связи волны и частицы. Так возникли сначала концепция Шредингера ("волновой пакет"), затем - концепция Луи де Бройля ("волнапилот") и принцип дополнительности Бора.

В общественной жизни способ разрешения диалектических противоречий должен быть тот же. К. Маркс высмеял мелкобуржуазного социалиста Прудона, метод которого сводился к тому, чтобы устранять "дурную" сторону общества и сохранять "хорошую", например, ликвидировать деньги, сохранив буржуазную форму производства и богатства. На практике такой донкихотский подход ведет к доктринерству. Классики марксизма-ленинизма всегда отвергали мелкобуржуазный, субъективистский подход, заключающийся в искусственном "разрешении" противоречия до того, как оно созреет, или в попытке затормозить ого развитие на манер буржуазных экономистов, которые стремились увековечить противоречия капитализма ради его достоинств.

Задача исследователя заключается не в изобретении искусственных путей и технических средств разрешения, сохранения или устранения реально существующих противоречий. Научное исследование должно прослеживать, как противоречия сами разрешаются в реальной действительности. Там, где известна тенденция и форма будущего разрешения противоречий, практическое отношение к ним заключается в содействии этим процессам. Все труды Маркса, Энгельса, Ленина и выдающихся марксистов-ленинцев, партийные программы, решения и постановления съездов, конференций КПСС и пленумов ЦЕ КПСС и других коммунистических и рабочих партий всегда имели своей задачей указать практические пути и меры содействия объективному развитию и разрешению реально существующих противоречий. Там, где практическое вмешательство в ход событий становилось необходимым, там осуществлялась система мероприятий, которая опосредствовала или практически разрешала противоречия между городом и деревней, государством и экономикой, бурным развитием промышленного производства и уровнем культуры и т. д. В. И. Ленин учил большевиков в ходе строительства социализма так "соединять противоположности", чтобы получалась "симфония", а не "какофония".


Борьба противоположностей - одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. В. И. Ленин указывает, что учение о борьбе противоположностей как источнике всякого развития есть ядро, суть марксистского диалектического метода. Развитие невозможно без возникновения и преодоления противоречий. Как только мы начинаем рассматривать предметы, явления в их взаимной связи, в их движении, развитии и изменении,- а без того невозможен правильный, - научный подход к изучению природы и общества - мы попадаем В область противоречий. В природе и обществе всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век. Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся является объективным законом развития.

В своей работе « » (см.) И. В. Сталин дал глубокую характеристику сущности этой черты марксистской диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.
Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий».

Всякий предмет, всякое явление содержит в себе внутренние противоречия, противоречивые стороны, тенденции. Эти стороны и тенденции находятся в состоянии взаимной внутренней связи и в то же время взаимного исключения, отрицания, в состоянии борьбы. В рамках целого одна сторона противоположности не может существовать без другой и одновременно между ними происходит борьба. В фрагменте «К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, показывая всеобщий характер положения диалектики о внутренней противоречивости явлений, иллюстрирует его на примере ряда наук, изучающих различные области природы и общественную жизнь:

«В математике 4- й - Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электричество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба».

Современная наука всё глубже и глубже раскрывает внутренне противоречивую природу вещей. Так, физика раскрыла сложный, полный противоречий мир атома. Прежнее противопоставление таких противоположностей, как волны и корпускулы, в применении к свету и веществу потеряло всякую почву. Установлено, что свет и вещество совмещают в себе противоречивые свойства корпускулярного и волнового движения. Мичуринская биология раскрыла глубокие противоречия развития и изменения органических форм, показав, что эти противоречия возникают и преодолеваются в процессе взаимодействия организмов и внешней среды, изменения типа обмена веществ. Учение (см.) о высшей нервной деятельности также основано на глубоком раскрытии таких противоречий, как возбуждение и торможение и т. п., т. е. противоречий, без которых невозможна нормальная психическая деятельность. Советские учёные, а также передовые зарубежные учёные, изучая марксистскую диалектику, с успехом применяют этот закон, как и другие законы диалектики, к исследованию природы.

В общественной жизни также условием правильного, научного понимания исторических событий и процессов является учёт их внутренних противоречий - старого и нового, отмирающего и нарождающегося, реакционного и передового, прогрессивного. Общественная жизнь в классовом антагонистическом обществе полна глубочайших противоречий. Стремления одних классов общества идут вразрез со стремлениями других. Марксизм впервые научно показал, что источником противоречивых стремлений и классовой борьбы в антагонистическом обществе является коренное различие в положении и условиях жизни классов. Пролетариат и буржуазия порождены капиталистическим способом производства. В рамках этого способа производства они связаны друг с другом в такой мере, что только при наличии обоих этих классов и возможен капиталистический способ производства. Но вместе с тем они исключают друг друга и ведут между собой непримиримую борьбу.

Указывая на то, что явлениям и предметам свойственны внутренние противоречия, марксистская диалектика учит, что наличие противоречий обусловливает борьбу между ними. Новое не может мириться со старым, тормозящим дальнейшее развитие, передовое не может равнодушно относиться к реакционному. Отсюда закономерность борьбы между ними. Моменту борьбы противоположностей материалистическая диалектика придаёт решающее значение.

Именно борьба противоположностей есть источник, внутреннее содержание развития. Борясь против того, что тормозит развитие, новое, передовое одерживает победу над силами регресса и тем самым обеспечивает движение вперёд. Поэтому борьба противоположностей есть движущая сила развития. Марксизм показал, что борьба классов есть движущая сила истории во всех антагонистических обществах, что противоречия разрешаются лишь путём борьбы, а не путём примирения, В. И. Ленин указывал, что момент взаимосвязи противоположностей временен, преходящ, а борьба противоположностей абсолютна, как абсолютно движение, развитие. И именно потому, что борьба противоположностей абсолютна, что она никогда не прекращается, в ходе этой борьбы преодолевается всё отжившее, реакционное, тормозящее поступательное движение.

Борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся имеет своим следствием развёртывание, раскрытие внутренних противоречий. Этот процесс нарастания противоречий закономерно приводит к такому моменту, когда противоречия должны быть преодолены путём уничтожения старого и победы нового.

Из закона борьбы противоположностей вытекают очень важные выводы для политики и тактики партии пролетариата. Если решающим моментом в развития является борьба противоположностей, то, следовательно, огромное значение имеет сознательная, организованная борьба людей за преодоление противоречий. Значит, не нужно бояться противоречий, а нужно выявлять и преодолевать их путём борьбы. Если развитие совершается в порядке борьбы противоречий и их преодоления через эту борьбу, значит, нужно не замазывать Противоречия капиталистических Порядков, а вскрывать их, не тушить классовую борьбу, а доводить её до конца.

Чтобы не ошибиться в политике, учит марксизм, надо проводить непримиримую классовую пролетарскую политику, а но реформистскую политику гармонии интересов пролетариата и буржуазии, надо разоблачать соглашательскую политику мирного «врастания» капитализма в социализм. Марксизм-ленинизм поэтому ведёт беспощадную борьбу с различными метафизическими теориями, рассматривающими развитие, как примирение противоположностей. Теория примирения классовых противоположностей - основа всякого оппортунизма, реформизма, ренегатства. Современные правые социалисты, как и прежние реформисты, проповедуют теорию классовой «гармонии», единства интересов буржуазии и пролетариата. Проводя на практике эту «теорию», они помогают империалистам оттянуть час их гибели, готовить новые разрушительные войны,
держать народ в кабале. Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин вели непримиримую борьбу с оппортунистической теорией «гармонии» классовых интересов.

Коммунистическая партия разоблачила метафизическую богдановско-бухаринскую (см.), которую враги народа использовали в целях «обоснования» своей кулацкой теории мирного «врастания» капитализма в социализм. В противовес контрреволюционной теории затухания классовой борьбы, выдвинутой правыми оппортунистами, Коммунистическая партия учит, что чем большие успехи делает социалистическое строительство, тем ожесточённее становится сопротивление классовых врагов, тем подлее становятся методы их борьбы против народа. Не затухание, а обострение классовой борьбы в ходе ликвидации эксплуататорских классов и созидания социалистического общества - таков объективный закон развития. Коммунистическая партия учит, что только непримиримая борьба с классовыми врагами может привести к победе социализма и коммунизма.

Опыт борьбы советского народа, построившего социализм, имеет огромное международное значение. Трудящиеся стран народной демократии, строящие социализм, коммунистические и рабочие партии этих стран, пролетариат всего мира на примере советского народа и Коммунистической партии Советского Союза учатся искусству побеждать в суровой классовой борьбе. Марксистская диалектика требует различать антагонистические и неантагонистические противоречия, так как закон борьбы противоположностей проявляется по-разному в различных условиях общественной жизни. В антагонистическом обществе, разделённом на враждебные классы, противоречия, имеют тенденцию расти, обостряться, углубляться. В своём развитию они порождают глубочайшие социальные конфликты, которые могут быть разрешены лишь путём социальных революций. Так, например, в процессе развития капиталистического способа производства возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Это противоречие в силу антагонистического характера капиталистического способа производства всё более и более обостряется, углубляется и, наконец, превращается в полную противоположность, т. е. достигает такого состояния, когда производственные отношения становятся оковами развития производительных сил. Выражением этой противоположности в буржуазном способе производства является ожесточённая классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Буржуазия всеми силами отстаивает реакционные производственные отношения капитализма, и только пролетарская революция уничтожает отживший свой век буржуазный строй. Борьба между пролетариатом и буржуазией неизбежно завершается победой пролетариата. Капитализм ликвидируется, на смену ему приходит новый общественный строй - социализм.

Иначе развиваются и преодолеваются противоречия в условиях социалистического общества, где нет уже враждебных классов. При социализме противоречия также имеют место, но исчезает их антагонистический характер, ибо исчезает антагонизм классов. Эти противоречия принципиально отличаются от антагонистических противоречий, свойственных капитализму, имеют совершенно другой характер и по-иному разрешаются. Так, например, и в процессе развития социалистического способа производства возникает несоответствие, противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Но это противоречие не может превратиться в полную противоположность, ибо при социализме ликвидирована частнокапиталистическая форма присвоения продуктов труда, находящаяся в вопиющем противоречии с общественным характером производительных сил. При социализме нет уже таких враждебных классов, которые сопротивлялись бы назревающей потребности обновления производственных отношений и приведения их в полное соответствие с характером производительных сил. Имеются лишь инертные силы общества, которые не трудно преодолеть. Коммунистическая партия И Советское государство имеют Поэтому все объективные условия, для того чтобы своевременно подметить нарастание противоречий Между производительными силами И производственными отношениями и преодолеть эти противоречия, ire давая им возможности перерасти в противоположность и конфликт.

Следовательно, при социализме объективная закономерность развития противоречий не ведёт, как при капитализме, к конфликтам и социальным потрясениям. В социалистическом обществе господствует морально-политическое единство, являющееся могучей движущей силой развития, силой, способствующей преодолению любых трудностей и противоречий на базе социалистическсго строя.
Развитие при социализме характеризуется тем, что оно уничтожает противоположности, Оставшиеся а наследство от капитализма, каковы, например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и т. п. С победой социализма эти противоположности исчезли в нашей стране.

Остались ещё существенные различия, между городом и деревней, между физическим и умственном трудом, которые будут ликвидированы в процессе постепенного перехода от социализма к коммунизму. Необходимо различать понятия «противоположность» и «существенное различно». Как существенное различно, так и противоположность есть проявление и выражение Внутренних противоречии, свой-гтионных предметам и явлениям. Но если противоположность выражает враждебность Интересов, то существенное различие означает, что между двумя сторонами единого целого нет враждебной противоположности, но есть ещё серьёзные различия.

При полном коммунизме будет ликвидировано также и существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, существенное различие между ними превратится в несущественное различие. Если противоположность по коренным классовым вопросам может быть преодолена лишь революционными методами, насилием (например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом может исчезнуть лишь в результате пролетарской революции и ликвидации капиталистического строя), то существенное различие может и должно быть преодолено постепенно, не насильственно (например, существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом в СССР). Применение понятий «противоположность», «существенное различие», «различие» к тем или иным явлениям требует конкретного анализа этих явлений, исключающего всякий шаблон и догматизм.

При социализме противоречия также преодолеваются в борьбе. И здесь только борьба нового, передового, прогрессивного против старого, отмирающего есть движущая сила развития. При социализме остаются ещё косные инертные силы, тормозящие движение вперёд, сохраняются ещё пережитки капитализма в сознании людей, пережитки несоциалистического отношения к труду, несоциалистического отношения к общественной собственности, пережитки чуждых всему строю советского общества бюрократизма, национализма, космополитизма и т. п.

Без борьбы против всех проявлений старого, находящихся в противоречии с социализмом, невозможно успешное разрешение задач коммунистического строительства. Борьба против всех и всяческих пережитков капитализма в сознании людей тем более важна, что империалистический мир, питающий ненависть к стране социализма, стремится всеми способами подогревать эти пережитки, использовать людей, у которых эти пережитки особенно сильны, чтобы толкнуть их на путь вредительства и предательства Родины.

В СССР давно разбиты и ликвидированы эксплуататорские классы, но остались ещё отдельные отщепенцы, существуют ещё скрытые враги советского народа, которые, находя поддержку со стороны империалистического мира, вредили и будут вредить впредь. Поэтому от всех советских людей требуется высокая политическая бдительность, исключающая всякое проявление благодушия, беспечности и ротозейства. Закон борьбы противоположностей учит советских людей быть бдительными против всяких происков классовых врагов извне и недобитых ещё врагов внутри страны.
Поскольку в СССР ещё существуют класс рабочих и класс колхозного крестьянства, как выражение двух форм социалистической собственности, постольку неизбежны ещё и некоторые противоречия между ними. Но эти противоречия не антагонистические и преодолеваются по мере перехода от социализма к коммунизму.

Великой силой выявления и преодоления противоречий советского общества является

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое -- черное, правое -- левое, верх -- низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX -- начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая -- кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими -- за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности -- единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[*Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды - это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии - это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».

(Пример: в границах 0 - 1000 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

Постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

Мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

3) Закон отрицания отрицания .

Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.


Заключение

Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.


Close