Материализм - философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

Исходная точка развития античной философии - философский материализм.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из одного вещественного начала. Внутри этой наивно-материалистической основы наметились отдельные воззрения, которые привели к возникновению идеализма.

Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и позднее Эпикур.

В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой линии развития: материализм и идеализм. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель излагал свои идеи в полемике с предшествующими и современными ему учениями.

Философы Античности строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя - это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу - апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи.

Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух. «Воздух... если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого». Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы.

Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях». Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее, оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.

Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания - в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

Спекулируя на слабостях материализма, в Древней Греции стали возникать различные идеалистические школы. Крупнейшим представителем этой реакции на материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно существуют и принципиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сводить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты. Так возникло серьезное препятствие на пути к образованию единого, всеохватывающего понятия «материя». Аристотель дал серьезный отпор идеализму. В частности, он сделал крупный шаг вперед в деле опровержения видимого деления мира на мир вещей и мир идей. Аристотель поставил вопрос об идеях в рамки теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что идеи - это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части.

Глубоки расхождения между Аристотелем и атомистами и в вопросе о пределе мира. Греческие атомисты Левкипп и Демокрит первые в истории науки ввели учение о бесконечности космоса и о бесчисленности населяющих космос миров. В сравнении с ним понятие Анаксимандра о «бесконечном» кажется лишь догадкой.

По Аристотелю, форма и протяжение космоса определяются учением о физических элементах. Мир имеет форму шара с весьма большим, но все же конечным радиусом. О шаровидности, если неточной сферичности, мира учили и Анаксимандр, и Парменид, и Эмпедокл. Для всех них учением о шаровидности мира обусловлен трудно разрешимый вопрос. Это вопрос о том, каким должно быть бытие за пределами радиуса мирового шара.

Аристотель решает тот же вопрос иначе. За последней сферой мира, согласно его учению, пребывает только Бог. Никакого другого бытия, запредельного миру, не может быть. Все элементы – тела, которым свойственны определенные движения. Это – движение по направлению к центру мира, к его периферии и круговое движение. Но все эти движения возможны только в сфере. А так как за границами сферы не существует ничего, то за ней не может существовать и пустота.

Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме. Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще.

1. Философские школы Древней Греции.

2. Сократ.

3. Платон.

4. Аристотель.

5. Философия киников и стоиков.

1. Возникновение, становление и развитие философских учений представляет собой противоречивый, но в целом поступательный процесс, в котором было немало опережающих свое время гениальных идей и стремительных спадов. Порой движение вперед в одном отношении сопровождалось поворотом назад в другом, что порождало самые различные, порой противоречивые философские учения. К примеру, объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяет их единая натурфилософская направленность, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности.

Философия античности наивысшего расцвета достигла в Древней Греции и Риме. В отличие от мифологии, античная философия не ограничивается при столкновении с грозными и непонятными явлениями отсылкой к богам, она ищет доступные познанию причины этих явлений, истинные первоосновы мира.

К наиболее известным философским школам Древней Греции относятся:

Милетская (ионийская) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

Пифагорейская – Пифагор и его ученики;

Школа Гераклита Эфесского;

Элейская – Парменид, Зенон;

Атомисты – Левкипп, Демокрит;

Софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и другие.

Философы большинства этих школ выступали с материалистических позиций. Например, основатель милетской школы Фалес первоначалом всего сущего считал воду, Анаксимандр – «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию; Левкипп и Демокрит – атомы, Гераклит – огонь.

По мнению Гераклита (конец VI – начало V вв. до н.э.), мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, вмеру воспламеняющимся и вмеру угасающим. Такую закономерность он определил как логос. Одновременно утверждал, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, движется. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил он, «поскольку каждый раз тебя окружают новые волны, новая стихия». Гераклит из Эфеса вывел закон диалектики, считал, что движущей силой всех процессов является борьба. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения. Он особое внимание уделял на причины изменения и развития, на проблемы повторяемости и круговорота. Философия Гераклита пытается раскрыть идеи единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Но у него остаются в тени проблемы поступательности развития, скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность.


Гераклит считал, что мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Человек, познав этот мир, становится мудрым, подчиняясь законам разума, приобретает душевное спокойствие

Пифагор и его последователи (конец VI – начало V вв. до н.э.) первопричиной всего считали число, принимая единицу за мельчайшую частицу всего. Они выступали за познание мира через число, считая число промежуточным в познании между чувственным и идеалистическим сознанием.

Крупными представителями элейской школы были Парменид (конец VII – начало VI вв. до н.э.) и Зенон (490 – 430 до н.э.), которые возглавили следующий этап на пути рационализации философского знания. Основная категория их учения – «бытие». Парменид утверждал, что бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Он сущее раскрывает при помощи мышления и установления истины, тогда как чувственное восприятие есть только мнение. Парменид считал, что Вселенная не имеет недостатков, как и сущее в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше».

Зенон Элейский – видный философ, талантливый ученик и последователь Парменида, высоко ценил умственные способности человека и всю жизнь вел борьбу за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Известны апории Зенона, которые вызывают интерес и сегодня. В апории «Ахиллес» Зенон утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, так как для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, далее – одну восьмую пути и так до бесконечности. Пока Ахиллес пройдет определенную часть пути, черепаха тоже преодолевает часть пути, которую тоже нужно пройти Ахиллесу. Математики утверждают, что в континууме между двумя точками всегда имеется третья точка, что утруждает попадание в соседнюю точку. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху.

Философы элейской школы поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя, бытия и небытия. Особенно апории Зенона обнажают проблему возникновения движения из неподвижности.

В гносеологии представители элейской школы главную роль отводили мышлению. Бытие они понимали как непрерывное, неизмененное, нераздельное, присущее каждому элементу действительности. Единое бытие исключает любую множественность вещей в их движении.

Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) считали, что мир как единое целое состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц – атомов, движущихся в пустоте. Атомы, по мнению Демокрита, неделимы, постоянно находятся в движении, и душа человека состоит из тончайших, круглых, подвижных атомов.

Философы – атомисты открывали новые методы разрешения философских проблем: с чем бы мы ни имели дело – с теорией, с общественным явлением, - всегда есть элементарное: атом – в химии, материальная точка – в механике, человек – в обществе, понятие – в познании и т.д. Элементарное является как неизменное.

Рассматривая Вселенную, атомисты утверждали, что существуют космические вихри, порождающие множество миров. Пустота так же реальна, как и атомы, является необходимым условием их движения. Атомы по форме различны, движутся они в пустоте благодаря их соединению и разъединению, поэтому вещи и миры возникают, развиваются и приходят к гибели. Все происходит согласно необходимости, случайности нет.

2. Особое направление имела школа софистов – своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, практические действия. Софисты – просветители древнегреческого общества – уделяли достаточно внимания проблемам языка, логики, красноречию. Интерес софистов к человеку символично выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор подчеркивает относительность всего существующего, в том числе и относительность истины в наших знаниях.

Среди философов этой эпохи особое место занимал Сократ (469 – 399 до н.э.). Выдающийся философ, педагог, полемист, мудрец, он применял майевтику – искусство определять понятия с помощью наводящих вопросов. Благодаря логическим приемам и искусно задаваемым вопросам, он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократовский метод спора заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях учеников и приведения их к истине. Его философское кредо: «Познай самого себя». В споре Сократ был неподражаем, причем он скромно отмечал: «Я знаю, что я ничего не знаю», призывая и своих учеников к смелому поиску истины посредством самопознания.

Философия Сократа основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда, по мнению философа, каждый человек должен жить в соответствии с этими знаниями. Он пытался внушить своим ученикам понятия об истинно нравственном. Его философия содержит иронию в виде спора, диалога и майевтики, т.е. рождения мысли. Первостепенное значение он уделял человеку, который является существом познающим, разумным, имеющим душу. А душа человека – это способность осознавать, проявлять активную мыслительную деятельность, быть совестливым и моральным. Он готовил своих учеников к добродетели, чтобы они знали и проявляли во всем мудрость, справедливость, умеренность. Только тогда каждый может достичь гармонии души, стать свободным, в чем и состоит счастье человека.

Сократ вел свои философские беседы на площадях, рынках в форме диалога. Письменных работ не оставил, но о нем нам известно из сочинений Платона и Ксенофонта. Сократ в своих спорах критиковал все формы политического правления: тиранию, монархию, аристократию, плутократию, демократию, если власти проявляли несправедливость к народу. Но основными темами его бесед были такие, которые актуальны и сейчас: добро и зло, честность и добродетель.

Официальные власти не захотели понять философа, его приняли за обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не уважающего богов. В 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти, принял чащу с ядом. Смерть Сократа – общечеловеческая трагедия, когда убита правда, и убит праведник за решимость исполнить нравственный долг до конца.

3. Крупнейшим философом Древней Греции, учеником Сократа, основателем собственной школы – Академии, основоположником объективного идеализма был Платон (427 – 347 до н.э.). Великий мыслитель оставил после себя ряд фундаментальных работ: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство его работ написано в форме диалога. По Платону, мир по природе своей двойственен: в нем есть видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельный конь может состариться, умрет, а идея коня – вечна. Причем, идеи трактовались им как некие вечные божественные сущности. В этом отношении основными положениями его учения являются следующие:

Все материальные вещи и предметы изменчивы, они возникают, развиваются, прекращают свое существование;

Окружающий нас мир временен, непостоянен;

Идеи вечны, реально существуют, постоянны. Весь мир – отображение чистых идей.

В гносеологии Платон исходит из идеалистической картины мира: если материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны быть «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познавать чувственно (чувственное познание дает только мнение), а можно лишь разумом, причем высшей духовной деятельностью могут заниматься только интеллектуалы, философы (люди образованные, подготовленные). Платон подробно рассматривал диалектику единого и множественного, движения и покоя. Он же предположил целую систему философских категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

В философии Платона много внимания уделено происхождению общества и государства. Им было выделено семь типов государства: шесть типов существующих и один тип идеального – «государства будущего». Согласно его учению в идеальном «государстве будущего» философы управляют государством, познают мир и учат других. Воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают порядок и в необходимых случаях участвуют в военных действиях. А работники (крестьяне и ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага. Идеальное государство должно заботиться о воспитании в гражданах благочестия, поддерживать религию.

Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоничное единство позволяет достичь блага государства – справедливости. Лучшими формами государственной власти Платон считал аристократическую республику и аристократическую монархию, к худшим формам государственного устройства он относил тимократию, олигархию, демографию, тиранию.

Вся философия Платона затрагивает этические проблемы: высшее благо и жизнь человека, добродетель и счастье, прекрасное и полезное, доброе и приятное. По мнению философа, высшее благо (а идея блага превыше всего) пребывает вне мира. Поэтому и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Если душа свое начало получила в высшем мире, то человек всю свою жизнь стремиться к возвышенному, хотя в земной плоти человеческая душа встречается и со злом, падшим, нечистым.

Академия Платона – религиозно-философская школа (387 до н.э.-529 н.э.) – просуществовала около 1000 лет. Известными воспитанниками этой Академии были: Аристотель, Ксенокрит, Клитомах Карфагенский, Филон (учитель Цицерона). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

4. Вершиной философской мысли Древней Греции является философское учение Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Ученый- энциклопедист, он основал собственную философскую школу-лицей, оставил фундаментальные труды: «Органон», «Физика», «Механика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика» и др. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (ему приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой, неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, но материя, по мнению философа, инертна. Она содержит возможность возникновения многих вещей. Но чтобы эта возможность превратилась в действительность, материи нужно придать соответствующую форму. Форма и материя, по мнению Аристотеля, неразрывно связаны между собой. Мир представляет собой множество форм, тесно связанных между собой. А высшим двигателем мира и создания форм является Бог. При этом в философии Аристотеля особую роль играл принцип развития сущего, органически связанный с категориями пространства и времени. Основными категориями он считал «сущность» или «субстанция», «состояние», «отношение», «возможность» и «действительность». По его мнению, Бог есть чистая форма и первая сущность. А душа человека вечна, бессмертна, она представляет собой отражение актуальной действительности всемирного Разума. Память, эмоции, по мнению философа, являются «частями» души. Человек в процессе познания отталкивается от ощущений к общему восприятию, от восприятия - представлению; от мнения, освоив понятия, человеческая мысль идет к знанию, разуму. Научное знание только с помощью ощущений приобрести невозможно. Формами научного знания являются понятия, суждения, умозаключения. Он разработал классификацию форм и методов рационального мышления.

По мнению Аристотеля, носителем сознания является душа, которая осуществляет контроль над функциями организма. Он считал, что человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе. Человек – «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество и государство. Счастье человека в добродетели, т.е. в сочетании щедрости и умеренности.

Особый интерес вызвали у Аристотеля проблемы возникновения различных социальных групп в обществе. Философ выделил такие группы: зажиточные, бедные и средние. Зажиточные всю жизнь стремятся к наживу, при этом они нарушают традиции закона общества. Богатые стремятся к власти, высокомерны и надменны. Симпатия Аристотеля на стороне среднего слоя, где в основном труженики, стремящиеся к совершенству. Он выделял также типы государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия. В основе всех социально-политических событий лежит имущественное неравенство. Отношения между богатыми и бедными – это не просто разные отношения, а противоположности, противоречия, причем непримиримые. Наилучшим государством Аристотель считал такое государство, где средний социальный слой составляет большую часть населения, чем богатые и бедные вместе. Если нищих и бедных в государстве слишком много, то это может привести к социальным взрывам. Ни один государственный деятель, по мнению Аристотеля, не должен ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен разумно управлять людьми, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

5. Киники – философская школа древней Греции, которая обосновывала идею свободы вне общества. Основателем этого направления является Антисфен (450–360 до н.э.), а его последователем был Диоген Синопский (400-325 до н.э.). Антисфен чаще общался с простыми людьми, проповедовал умеренность во всем. Его философское учение было близко к идеям Сократа, т.е. человек должен иметь самообладание, быть скромным в еде и одежде, быть ближе к природе. Киники утверждали, что не должно быть ни правителей, ни богатства, ни брака, осуждали рабство, презирали роскошь и стремление к наслаждению.

Философия киников отражала глубокий кризис греческого общества, ее поддержали толпы нищих и те, кто не нашел в жизни достойного места.

Философские учения стоиков, основанных Зеноном Китийским (не Зенон Энейский, автор «апорий» - парадоксов!), стали ответом на распространение идей киников. Основная идея стоиков – освобождение человека от влияния внешнего мира путем постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений культуры, мудрости. Идеалом стоиков является мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своим глубоким знаниям, добродетели, самодостаточности.

Стоики проповедовали, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Представителями поздней стои (I в. до н.э.–III в. н.э.) были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, чьи произведения дошли до нас. Сенека (4 до н.э.– 65 н.э.) – великий мыслитель, писатель, государственный деятель утверждал, что свободный человек вынослив, стойко переносит все жизненные невзгоды, не сопротивляется злу, не возмутим и спокоен, а философию принимал как практическое руководство в управлении государством.

В античной философии были и такие идейные течения, как скептицизм эпикуреизм. Скептицизм – философское существование какого-либо надежного критерия истины. Эпикуреизм – учение древнегреческого философа – материалиста Эпикура (341 – 270 до н.э.), просветителя древности; его этическое учение основано на разумном стремлении человека к счастью.

Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, в своем труде «Наедине с собой» хвалит ту власть, которая уважительно относится к людям труда, представляет равные права и свободу слова. В период его правления Римской империей было значительно улучшено положение женщин и рабов. Особое внимание уделялось ораторскому мастерству, были тонкими знатоками филологии, диалектика понималась в тесной связи с риторикой. Именно стоики окончательно разграничили философию на логику, физику, этику, хотя об этом писал еще Аристотель. Стоики признавали добродетель высшим благом, а порок - единственным злом, призывали к жизни в гармонии с природой и Вселенским Разумом. Во времена Римской империи философские идеи стоиков превратились в государственную идеологию.

Античная философия имеет ряд особенностей: во-первых, расцвет философии был связан с экономическим подъемом греческих полисов; во-вторых, философы были независимы от производства и физического труда, они действительно являлись «мозгом» греческого общества и претендовали на духовное руководство обществом; в-третьих, философы допускали существование богов, которые были близки к человеку, а человека признавали частью общества.

Античная философия, представители которой разрабатывали самые разные учения, явилась основой европейской философии. Главной идеей являлся космоцентризм (преклонение перед Космосом, интерес к проблемам происхождения материального мира). Именно в античной философии были заложены два направления – идеалистическое (линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита).

Материя как субстанция: античные представления

Одними из первых проблему материи поставили древние греки. Как у многих народов, впервые освоивших металлургию и таким образом получивших первые наглядные представления о фазовых состояниях вещества, здесь возникает идея четырех основных состояний материи – твердого, жидкого, газообразного, огневого (земля, вода, воздух, огонь) и впервые ставится проблема, из чего все вещи состоят , из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Постановку этой проблемы традиционно приписывают Фалесу (первая половина VI в. до н. э.). Фалес считал, что началом вещей, их субстанцией (то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. По мнению Анаксимен, субстанцией мира является воздух. Все возникает из воздуха через ᴇᴦο разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей, камнем.

Демокрит считал, что бытие – это атомы, движущиеся в пустоте. Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей малой величины), самостоятельная частица вещества. Атомы никогда не возникают и не погибают, но бывают разной формы – шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.д. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом, сцепляются и разъединяются. Так возникновение и уничтожение вещей. Свойства вещей зависят от формы, величины, взаимного расположения составляющих их атомов.

Таким образом, в античности возник вопрос о единстве или множественности субстанций . Проблема состоит в том, приписать ли бытие некой единои̌ базе всего существующего, тому, что, изменяясь чувственном уровне, остается неизменным на сущностном уровне, либо описывать материю через качества, характеризующие сами вещи. В соответствии с этим вопрос о материи принимает характер споров о монизме первоначал (ʼʼводаʼʼ Фалеса, ʼʼвоздухʼʼ Анаксимена) или их плюрализме (атомы Демокрита).

Первое порождало трудноразрешимую проблему умножения сущего (если все – только вода, то как воду превратить в огонь), второе – влекло за собой беспредел размножения сущностей (если атомов столько, сколько у вещи качеств, то какой смысл в атомах).

Для нас сейчас не важно, как конкретно решили в античности, что есть субстанция. Важен сам факт постановки проблемы единства мира.

Следует заметить, что представления античных философов о материи в целом носят довольно наивный характер.
Размещено на реф.рф
Навыки абстрактного мышления ещё только складываются в ту эпоху˸ теоретическое мышление основывалось на базе очевидности обыденного опыта. Поэтому мышлению первых философов присуща метафоричность, стремление оперировать готовым набором устойчивых образов и преставлении.

Материя как субстанция: античные представления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материя как субстанция: античные представления" 2015, 2017-2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Введение

Глава 1. Материя у Фалеса, Анаксимандра, Левкиппа и Демокрита

Глава 2. Идеи Аристотеля о материи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Диалектика идеи и материи была решительно во всех культурах - доантичной и послеантичной. Поэтому история античной философии должна выдвигать здесь на первый план именно свою специфику.

а) Что касается материи, то в связи с тем, что рабский труд без участия рабовладельца не создавал окончательного и целесообразного продукта (поскольку сам раб был не человеком, а только вещью), то и материя в античном смысле не была готовой продукцией, а трактовалась только как {потенция} любых явлений действительности. Рабовладелец тоже не был человеком в собственном смысле слова, а был только формообразующим принципом вещественно-телесной действительности. Поэтому также и античная идея не была просто идеей вообще, но, во-первых, всегда вещественно-телесной, то есть картинно представляемым планом вещественно-телесного продуцирования, почему для этого и были привлечены термины ""идея" или "эйдос", уже по самой своей этимологии (эйдос - древнегреч. "вид") указывавшие на физическое видение. А в философской области эти термины указывали на такое умственное построение, которое всегда было мыслимой картиной действительности, тем, что в ней "было видно". Во-вторых же, античная идея, будучи формообразующим принципом, никогда не трактовалась неподвижно или абстрактно даже и в платонизме.

б) Однако не только идея и материя, но и связывающая их диалектика тоже имела в античности свою специфику. Так как раб был не человеком, но вещью и рабовладелец был тоже не человеком, но только организатором вещи, то и диалектика идеи и материи тоже обладала в античности {вещественно-телесным характером}. Это значит, что при всей своей внешней активности внутренне такая диалектика была пассивна, духовно пассивна, созерцательна.

Цель данной работы - исследование античных представлений о неживой природе.

Глава 1. Материя у Фалеса, Анаксимандра, Левкиппа и Демокрита

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.

В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический -- материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»; механический -- материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т.п.); диалектико-материалистический -- материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

Натурфилософы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе «первоэлементов» (вода, воздух, огонь и земля). Интересно отметить, что такие же «первоэлементы» были определены в древнеиндийской философии чарваков. Древнегреческие натурфилософы-материалисты понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя -- это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу -- апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи.

Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух. «Воздух... если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого». Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы.

Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях». Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее, оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней».

Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.

Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита -- большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства -- результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи -- атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия “материя”.

Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.

Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания -- в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытие. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи - физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической концепцией пространства

Демокрит решал вопросы о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в систему. Эпикур рассмотривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один «атом» пространства за один «атом» времени.

Глава 2. Идеи Аристотеля о материи

Аристотель (IV в. до н.э.) вслед за своим учителем Платоном (V-IV в. до н.э.) подверг исследованию вопрос об идеях в рамках теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что идеи -- это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Отвечая на этот вопрос, Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю («хюле») и форму («морфэ»). Материя -- это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объективным, исходным строительным материалом. Форма -- это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой.

Для истории философии гораздо большее значение имеет понятие, которое в новейшей терминологии мы назвали бы «чистой материей», или «абсолютной материей», и которое Аристотель иногда называет просто «хюле», но чаще «первичной хюле» (у схоластиков -- prima materia). «Первичная материя» -- это весьма абстрактное понятие, поскольку у Аристотеля все определения относились лишь к форме. Первичная «хюле» является носителем формы и постоянно действующей основой изменений. Это лишь потенциальная реальность; действительной, актуальной реальностью она становится лишь после соединения с формой. Так как аморфная первичная «хюле» лишена какого-либо определения, то ей нельзя приписывать никакой дифференцированности.

Следующее положение показывает, что спекуляции Аристотеля опирались на чрезвычайно ограниченный эмпирический опыт: «Существование этой единой хюле очевидно, ведь когда вода превращается в воздух, то этот воздух содержит ту же материю, мы к ней ничего не прибавили; то, что существовало потенциально, стало действительным. Точно так же вода может происходить из воздуха, так же как тело большого объема может возникнуть из небольшого, и, наоборот, маленькое из большого. Точно так же, когда воздух, находящийся в малом пространстве, распространяется на большое пространство и когда из большого пространства сгущается в малое, оба эти явления возникают в материи, которая имеет возможность занимать разное пространство». Это объяснение Аристотеля и вообще его концепция недифференцированного основного вещества примечательны тем, что в средневековой алхимии они служили теоретической базой попыток «трансмутации» металлов и производства золота из менее драгоценных металлов.

Понятие «хюле», или же «первичной материи», переняли от Аристотеля и некоторые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды Аристотеля, это понятие перешло в средневековую христианскую философию, став постоянным предметом многочисленных рассуждений и причиной многих затруднений.
Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме. материя математический пространство фалес

Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты относили тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает. что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение. В такой модели времени реализована реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического движения, но, для того

чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.

Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель функционировала в конечном неоднородном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на земной и небесный уровни. Земной состоит из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня (идея первичных элементов всего сущего оказалась, таким образом, довольно устойчивой); небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении. Эта модель просуществовала около двух тысячелетий.

На Аристотелевой картине мира базировалась и геометрия Эвклида (3 в. до н.э.), столь надежно служившая человечеству на протяжении многих веков, пока практическая деятельность и научные опыты не выходили за пределы ее применимости. В геометрии Эвклида представлена модель теории, которая работает и сегодня: аксиоматическая система и эмпирический базис связываются операционными правилами. Геометрия Эвклида является первой логической системой понятий, трактующих поведение каких-то природных объектов. Огромной заслугой Эвклида является выбор в качестве объектов теории твёрдого тела и световых лучей. Трехмерная модель пространства, определенная Эвклидом, стала основой для последующего - отсроченного более чем на тысячу лет - развития классической механики.

Заключение

Таким образом, в соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический -- материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»; механический -- материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т.п.); диалектико-материалистический -- материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

Натурфилософы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе «первоэлементов» (вода, воздух, огонь и земля). Интересно отметить, что такие же «первоэлементы» были определены в древнеиндийской философии чарваков. Древнегреческие натурфилософы-материалисты понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя -- это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу

Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме.

Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще. Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи. Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории «материя». Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств.

Список использованной литературы

1. Воронов В.К. и др. Основы современного естествознания. М.: Высш. Шк., 2013. - 247с.

2. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники. М.: Инфра-М, 2014. - 608с.

3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции естествознания. М.: Аспект Пресс, 2011. - 256с.

4. Дубнищева Т.Я. Концепция современного естествознания. М.: МГУ, 2014. - 832с.

5. Канке В.А. Концепции современного ествознания. М.:Лотос, 2013. -368с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития общих представлений о структуре материи как философского понятия. Материя и движение время и пространство. Концепция атомизма в современной науке. Дискретность и непрерывность материи. Анализ обобщения всех понятий о материальном мире.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2011

    Развитие неживой и живой природы. Структура и ее роль в организации живых систем. Современный взгляд на структурную организацию материи. Проблемы самоорганизации, изучаемые в синергетике, законы построения организации и возникновения упорядоченности.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Три уровня строения материи: микро-, макро- и мегамир. Материя как объективная реальность. Две основные формы движущейся материи: в пространстве и во времени. Атомистическая гипотеза строения материи Демокрита. Теория и модель атома Нильса Бора.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    Естественнонаучные и социальные представления о видах, структуре и свойствах материи. Вещество как вид материи, обладающей массой. Физическое поле и физический вакуум. Концепция атомизма, дискретность и непрерывность как неотъемлемые свойства материи.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Развитие научных исследовательских программ. Пространство, время и симметрия. Системные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания.

    курс лекций , добавлен 15.01.2011

    Обзор современных представлений о структурности, системности, материи в пространстве и времени, основных идей и принципов квантовой физики. Анализ закономерностей существования неорганической материи, оснований целостности и многообразия явлений природы.

    реферат , добавлен 04.04.2012

    Природа как весь мир в многообразии его форм, различия между живой и неживой природой. Высокая устойчивость творений неживой природы, ее слабая изменчивость в масштабах человеческой жизни. Способность живых организмов давать жизнь другим организмам.

    презентация , добавлен 06.09.2013

    Признаки живой материи, которые отличают ее от неживой. Ферменты, их применение в пищевых технологиях. Отличие ферментов от небиологических катализаторов. Органы и ткани животных. Углеводы, получаемые из растительного сырья. Полисахариды второго порядка.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2012

    Научный метод познания. Принципы симметрии и законы сохранения. Специальная и общая теория относительности. Структурные уровни и системная организация материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания. Биосфера и человек.

    тест , добавлен 17.10.2010

    Зарождение неклассического естествознания. Пространство и время в истории философии: гносеологический статус понятий, их отношение к материи. Субстанциальная и реляционная концепции. Пространство и время в классической и не классической картине мира.

В античной философии под материей понимается первовещество из которого возникают и во что превращаются все вещи. Латинское слово материя значит вещество, материал.

первовещество: Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксемадр – неопределенное, но далее не делимое вещество – апейрон, Гераклит – огонь.

У античных атомистов (Эпикрит, Апекура) все существующее в мире состоит из мельчайших неделимых частичек и пустоты. Гипотеза античных атомистов предвосхитила естественно-научное представление о материи и она объясняла бесконечное многообразие мира из единого материального начала. Начало атомической картине мира положено в 4 веке до н.э. и в плоть до конца 19 века эта картина мира основывалась на понимании материи, как вещества. Строительным материалом вещества является атом. Атом имеет вечные и неизменные свойства: протяженность, непроницаемость, постоянство массы, тяжесть, перемещение.

На рубеже 19-20 веков в понимании материи был совершен переворот. Он был связан с рядом открытий в физике.

Одним из таких открытий стало открытие электрона (1897), продлжение исследований электрона показало что его масса не постоянна, она зависит от скорости движения. Т.е. с этим открытием рухнуло представление об одном неизменном свойстве материи – о постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частичка, а как сгусток электричества – энергию.

Другое открытие – радиоактивность. Ученые Рентген и Беккерель независимо друг от друга открыли лучи, которые проникают через не прозрачные предметы. Вскоре супруги Кюри открыли радий – вещество самопроизвольно-испускающий особые лучи. Это явление в целом получило название радиоактивности. Это открытие подорвало неизменное свойство материи – непроницаемость. В этом свойстве некоторые физики увидели крушение принципа сохранения материи.

Все эти открытия на рубеже 19-20 века по мнению Пуанкаре явились крушением материи.

Многие ученые пришли к отрицанию материи. Материя исчезла, осталась только энергия. Ученые приходят к выводу что основой мира является энергия.

Кризис физики 19-20 веков связан не с исчезновением материи, а с механистической картиной мира, метафизическим подходом к объяснению различных явлений мира.

С точки зрения идеаликтического подхода философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строениях и о ее свойствах. Эти представления менялись и будут в дальнейшем меняться вместе с развитием науки.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. (Философское определение).

В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием (воздухом, водой и т.п.), не отождествляется с ее пониманием как вещества, это понимание не связано с пониманием неизменных свойств материи. Это широкое философское понятие, которое охватывает всю объективную реальность.

В антологическом смысле материя – единственная субстанция, которая является причиной самой себя. Материя несотворима и неуничтожима. Она вечна во времени и бесконечна в пространстве. Носит системный характер, способна к самоорганизации и обладает рядом атрибутивных характеристик. Таких как движение, пространство, время.

Движение как способ существования материи.

Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философии.

Гераклит – основоположник древней диалектики. Известен как первый стихийный диалектик.

Движение существует в разных формах, но различных этапах развития науки и философии существовали теории, которые абсолютизировали одни формы движения и игнорировали другие.

1)Теория круговорота – все изменения в мире сводятся к прохождению одних и тех же стадий и завершаются возвратом в исходную точку. Пифагарицы: каждые 760 тыс лет все в мире возвращается в свое первоначальное состояние

Для ряда естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас, Гобс) характерен свод всех форм движения в мире к механическому движению и перенос законов механического движения на другие формы движения, не учитывая их специфики. Такая позиция характерна для механистического материализма. Он опирался на развитие механики.

Механицизм – сведение высших, более сложных форм движения, к низшим, а также объяснение высших форм на основе закономерностей низших.

Французские материалисты 18 века разработали понятие об атрибутивности движения. Атрибутивность движения – движение это внутренняя, неотъемлимая, необходимое свойство материи, способ бытия материи.

В конце 19 века на основе открытий в области физики появилось особое направление – энергетизм. Сторонники энергитизма пытались обосновать движение в отрыве от материи, иначе говоря пытались лишить движение своего носителя.


Close