Дохристианские представления о создании мира, о сущности бытия и смысле жизни человека основаны на мифах и легендах, подробно описанных в древних трактатах. Основой верований наших предков было поклонение и одухотворение сил природы, почитание могущественных предков, вера в присутствие сверхъестественных сил в жизни человека. Много внимания уделялось магическим обрядам, поклонению идолам, жертвоприношениям и традиционным праздниками. Все это призвано было помочь договориться с высшими силами, задобрить их и «переманить» на сторону людей.

Божества

До крещения Руси все люди на нашей земле были язычниками. Поэтому божеств в огромное количество. К основным можно отнести:

В зависимости от места обитания славянской народности, количество почитаемых божеств может существенно отличаться. Бог Хорс (Хорос, Хорсет), к примеру, встречается не во всех источниках.

Идолы

Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у - деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца - коловоротом в руках.

Поклонения идолам происходили в открытых святилищах - часто в лесах. Капища - своеобразные беседки - устраивали на полянах, огораживали место забором и по середине обязательно разводили кострище.

Помимо божеств, славяне поклонялись камням, рекам, болотам, озерам, бьющим из земли ключам с родниковой водой, а также солнцу, месяцу и звездам.

Бог Хорс у славян

Это божество является хранителем солнечного тепла и света. Но на Русской земле одновременно существовало четыре Бога, относящиеся к солнцу: Коляда, Даждьбог, Ярила и Бог Хорс (Корс). Чем они отличаются?

  • Коляда - это бог солнца зимнего или вечернего. Этому божеству посвящены зимние гадания, песни и игры - колядки.
  • Даждьбог олицетворяет свет неба, он противостоит силам Нави (Тьмы). Его символом является белый свет, который существует всегда, даже в пасмурную и хмурую погоду. Его временем года считается лето. А временем суток - день.
  • Ярило - это скорее весенний, утренний Бог, или даже ритуальный персонаж. Он символизирует будущее плодородие и конец зимы - Масленицу.
  • Бог Хорс древних славян, согласно мифам, был братом Велеса и сыном Рода. Он является покровителем желтого, золотого солнечного света, солнца осеннего и ночного. Именно с его персонажем связано более всего движение Солнца по небосводу.

Днем Хорса считается воскресенье, а также день приходящийся на конец сентября. Металл - черненое серебро. Деревом могущественного Бога является клен, он призван помочь людям обрести спокойствие, сдержанность.

Хорс в мифах и сказаниях никогда не появляется один, он, как солнце без дня, не может быть без Даждьбога. Помимо света и тепла солнца, для урожая нужен еще и хороший дождь. И тут на помощь придет Перун со своими грозовыми тучами и повелитель ветра Стрибог.

Как выглядит Хорс

По древним преданиям это божество изображается в человеческом облике. Это бородатый, румяный от мороза мужчина лет 35, который всегда весьма сдержанно улыбается. Одет он в одежды прохладных оттенков: это всегда рубаха, плащ и штаны, иногда шлем. В его руках, на голове или в небе изображается Небесное Светило или древнеязыческий символ солнца - коловорот.

Происхождение слова хоровод

Как ни странно, многие слова в нашем языке появляются совсем не случайно. Этимологи утверждают, что происхождение большинства слов в русском языке имеет особое значение. Вот и Бог Хорс (у славян), фото изображения которого представлено ниже, стал «прародителем» таких слов как: «хорошо», «хороший», «хор», «хоромы», «хоровод», «кольцо», «колесо» и другие.

Все дело в том, что корни «хоро» (или «коло»), обозначающие раньше «солнечный диск», напрямую связаны с понятием «круг», «окружность». И все происходящие от этого корня слова связаны с кругом. Хоромы - это круговая постройка. Слово «хороший» на Руси было синонимом слов круглый, упитанный. А знаменитый обрядовый танец - хоровод, как всем известно, заключается в движении людей по кругу.

Также от имени бога Хорса произошли названия таких слов как «колокол», «колобок», «кол», «около» и «коловорат» (самый знаменитый и амулет, обозначающий движение солнца по кругу).

Бог Хорс. О чем его молили?

Во время обрядов, посвященных этому божеству, проходили веселые массовые гуляния, танцы и игры, всегда разводили большой костер, зимой обязательно купались в проруби, и совершали жертвоприношения. Нет, это не прилюдные кровавые убийства людей и животных, которые так любят приписывать древним славянам и язычеству в целом христиане. Жертвоприношения состояли из разнообразных кушаний, выпечки и небольшой части недавно собранного урожая. Одним из традиционных блюд этих праздников являлся пирог круглой формы, который назывался хорошуль.

Этому солнечному божеству молились о помощи в земледелии, кузнечном деле, о хорошем урожае и ясной погоде. Хорса просили успокоить метели и снегопады, дать силы для борьбы с нечистыми силами из Нави.

Темное воплощение

Противопоставлением Бога осеннего солнца является Темный Хорс. Это творение зла, которое, хоть и явно слабее доброго двойника, но все же приносит людям такие беды как снежные лавины, заносы, метели и лютые морозы. Считалось, что от зимних нападок Злого божества спасет амулет с изображение свастических символов, молитва идолу и задабривание духа вкусностями.

Хорс - бог зимнего солнца, дающий надежду в самое сложное для древних славян время года. Узнайте о его месте в славянском пантеоне, посвященном этому божеству празднике и обережной символике Хорса.

В статье:

Славянский бог Хорс - покровитель зимнего солнца

Хорс был одним из самых почитаемых богов в славянском пантеоне. Это солярное божество, то есть, в сферу его «деятельности» входит управление дневным светилом. В славян имелся далеко не один солярный покровитель. Таковыми называли и , и Ярило. В чем же разница между ними?

в понимании наших предков олицетворял собой летнее солнце, а - весеннее, только набирающее силу. Хорс же представлялся им как олицетворение холодного зимнего солнца. По славянским легендам, это божество дарило людям солнечный свет тогда, когда он был необходим больше всего - в самое холодное и темное время года. Он вселял в наших предков надежду на скорое наступление весны, потепление и высокую урожайность грядущего года.

Бог солнца Хорс защищает мир людей во время зимы, когда мировое коло находится в руках Чернобога . Вознося ему хвалы, наши предки верили, что дают силы божеству бороться с порождениями Нави , которые особенно сильны зимой. Ему приписывали способности унимать непогоду. Именно к Хорсу обращались славяне с просьбами утихомирить метель или снежный буран. У него же просили потепления или наоборот похолодания.

В некоторой степени Хорса можно назвать богом животных. Так, если человек встречался в зимнем лесу с диким зверем, о спасении он молил не только Велеса, но и Хорса. Однако если Велес покровительствует животным вне зависимости от времени года, то бог зимнего солнца имеет отношение только к тому зверю, который встречен зимой. К нему нередко обращались с просьбами отогнать оголодавших волков от деревни, которые зимой подходили ближе к селениям в надежде добыть пищу.

Хорса почитали земледельцы, поскольку в его ведении находились озимые культуры.

В легендах и сказания Хорса иногда называют владыкой «ночного солнца». Сложно сказать, имеется здесь ввиду солнце зимы как самого темного в году времени или владычество над луной, которую можно назвать ночным солнцем.Первые славяне называли богом луны и лунного света Месяц, иногда Морену и Триглу. Судя по мифам и легендам, которые дошли до наших дней, луна мало интересовала наших предков, в отличии от дневного светила. Неудивительно, ведь от последнего зависел урожай, а соответственно, и качество жизни.

Покровителя зимнего солнца изображали как мужчину средних лет с усами и бородой. Он одет в яркий голубой плащ, рубаху и штаны светлых оттенков. Хорс всегда румян от мороза и улыбчив. Добрый нрав этого божества отражался в его внешнем виде.

Темное воплощение бога Солнца Хорса

Хорс - бог солнца, без которого зима была бы темной и еще более холодной и безжизненной. Он дарил свет и тепло в самое сложное для древних славян время, боролся с зимними порождениями темного мира и препятствовал их деяниям. Однако есть у него и темная сторона.

Черный Хорс - это божество из мира Нави. Именно он, по поверьям славян, насылает лютые морозы, губительные метели и прочие погодные катаклизмы, свойственные холодному времени года. Это божество может наслать снежную лавину или заморозить путника, задержавшегося в дороге.

Однако, если верить легендам, светлое воплощение Хорса всегда оказывается сильнее темного. Бог солнечного света всегда побеждает своего темного двойника. К нему обращались, чтобы защититься от Черного Хорса и его деяний, спасти урожай озимых и выжить в холодную зиму.

Праздник, посвященный богу Хорсу

Празднование летнего Хорса

Праздник божества зимнего солнца приходился на зимнее равноденствие - 21-22 декабря . Часть легенд называют праздником Хорса первое зимнее полнолуние . Оба варианта не лишены логики. С одной стороны, равноденствие имеет прямое отношение к культу солнца. С другой же, Хорса называли богом ночного солнца. По легендам, молодое зимнее солнце рождается в праздник Хорса, и его рождение чествовали наши предки. Этот же день начинал новый год.

Наши предки приносили требы и возносили хвалу божеству, без которого в зимнее время мир бы окончательно погружался в беспросветный мрак. Без славлений и подношений в виде напитков и пищи к идолу божества не обходился ни один славянский праздник. Обязательной обрядовой пищей на праздник зимнего солнца был курник - круглый пирог с курицей. Выпекали также караваи в виде солнца.

В день зимнего солнца наши предки старались искупаться в проруби. Это дарует крепкое здоровье, укрепляет иммунную систему и очищает от любого негатива. Известно, что водой из естественного источника можно снять порчу. Студеная же вода из проруби будет более эффективной, но не забывайте о том, что такие экстремальные методы очищения от негатива по состоянию здоровья сейчас доступны не каждому.

Как и большинство славянских праздников, день Хорса не обходился без хороводов. С самого утра разводился большой костер и утаптывалась площадка, если сугробы были велики. Б.А. Рыбаков полагает, что от имени зимнего божества произошло слово «хоровод». Существовал обычай на праздник Хорса спускать с самой высокой в округе горы горящее колесо. После скатывания колеса с горы приходило время для традиционных зимних забав - игры в снежки, катания на санках и массовых гуляний, которые продолжались до самого утра.

Символ Хорса в оберегах и талисманах

Символ Хорса наносили на стены домов, посуду, орудия труда, а также одежду. Использовали его и в качестве обережного украшения. Символ Хорса выглядит как четырехлучевая свастика , направленная по ходу солнца, посолонь, а попросту говоря - по часовой стрелке.

Славяне верили, что такой оберег защитит от непогоды и нападения дикого зверя в зимнюю пору. Его носили преимущественно зимой, в то время, которое было посвящено богу Хорсу. С носящим его символ всегда пребудет солнечный свет, дарящий надежду и хорошее настроение. Такой талисман подойдет практически любому человеку, который желает излучать позитив. Он поможет избавиться от уныния и депрессии, настроиться на лучшее и пережить зиму без каких-либо потерь.

Кроме этого, оберег с символом Хорса был популярен среди купцов. Зима была сложным временем для торговли, и наши предки верили, что солнечный зимний оберег поможет им пережить все тяготы холодного времени года. К тому же, ему приписывали еще одно свойство - оберег вызывал симпатию и уважение окружающих, помогал обрести положительную репутацию, что немаловажно для хорошей торговли.

Лучший материал для такого оберега - золото или серебро. Однако в старину позволить себе украшения из драгоценных металлов могли не все, и зачастую славянские обереги изготавливались из более доступных материалов, например, дерева. Символ Хорса можно наносить на одежду или посуду, стены дома, а также носить в виде украшения.

Свод здравы Хорса - славянская гимнастика

Свод здравы хорса

Свод здравы Хорса – один из разделов славянской гимнастики, разработанной Владиславом Мешалкиным и Евгением Баранцевичем . Она представляет собой психодинамический тренинг, направленный на улучшение здоровья - как физического, так и энергетического. По словам авторов, упражнения были разработаны на основе тех, которые практиковались древними славянами.

Один из отзывов о славянской гимнастике «Здрава» принадлежит валеологу и доктору философии Ковалеву Е.А . Он уверен, что у этого комплекса практик имеется немало достоинств. В первую очередь, это адаптированность к славянскому менталитету и антропологическим особенностям русских людей, направленность на развитие духовности и гармоничное развитие тела.

Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит — все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.

Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс — это солярное, то есть
солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило — это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог — это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый «белый свет»; Хорс — это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов — Хорса, Ярило и Даждьбога.

Итак, Хорс — это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.

В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.

Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся — это лишь рассуждать и предполагать.

Бог Хорс — тайна имени.

В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень «хор». В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.


Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским «Hvarə Xšaētəm», с пехлевийским «Xvaršêt», персидским «Xuršēt» и осетинским словом «Хур». Значение всех этих слов неизменно относится к слову «солнце». Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.

Существует суждение, что имя бога Хорса имеет славянские корни, и произошло оно от слова «хоро», что значит круг. Отсюда и пошло слово хоровод, то есть танцы в кругу. У этого корня есть и видоизменённые синоним — «коло», от которого пошли слова колесо, коловрат и так далее. Вообще в славянской мифологии, бытие имеет цикличный, круговой характер: времена года сменяют друг-друга, день и ночь, жизнь и смерть. Таким образом представляли себе древние славяне круговорот вселенной. Если вспомнить суждение о том, что якобы бог Хорс заведовал порядком во вселенной, то эта теория кажется не такой уж безнадёжной. «Хоро», или «коло» — это священный круг, который запускает в вечное движение всё сущее: и планеты, и звёзды, и время. Если вспомнить, то древние славяне, да и не только они, танцевали вокруг костра, а костёр — это пламя, символ Солнца. Это и очищение, и имитация круговорота бытия.

Давайте разберём сам корень «хоро», или «хор». Это соединение двух частиц «Хо» и » Ръ «, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. «Хор» — не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень «рох», от которого происходит слова «рохля», что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.

Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень «хор». Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц — это «Хъ», «Ра» и «Мъ». Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово «храм», или «кром», у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться «хоро-мами».

От корня «хоро» возникло и слово «хранить». Это утверждение может кому-то показаться весьма спорным, то на самом деле сначала было слово «хоро-нить», что значит оберегать, скрывать, то есть скрывать от нежелательного и злого воздействия. Что люди хоро-нили? В первую очередь святыни, разного рода богатства, детей и женщин со стариками, и наконец тела умерших (здесь конечно стоит упомянуть, что тела усопших древние славяне сжигали, но всё же действо это называлось по-хоро-нами, то есть действом сокрытия). Хоронили (в нынешнем варианте «хранили»), то что было наиболее значимым. Делалось всё это, для того, чтобы уберечь от врагов, которые могли осквернить святыни, убить детей (продолжателей рода) и стариков (носителей мудрости рода), осквернить нечестивым семенем лоно женщин (хранительниц рода). У каждого слова в русском языке есть своё сакральное значение и непрерывная связь с верованиями предков.

Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог — судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.

Что мы знаем о боге Хорсе?

Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в «Повести временных лет».

В другом историческом источнике, «Хождение Богородицы по мукам», упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в «Беседе трёх Святителей». В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин «Хорс-жидовин», породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом — Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.

В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.

Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.

Бог Хорс и как ему поклонялись.

Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце — Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.

Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.

Бог Хорс и его родословная.

Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей — сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца — Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.

Символика бога Хорса.

Символом бога Хорса называют свастику Полосонь, которая представляет собой крест с загнутыми внутрь концами. Движение этого знака

происходит по часовой стрелке и символизирует постоянный круговорот жизни. Полосонь — это в первую очередь солнечное колесо, которое бог Хорс каждый день перекатывает по небу. Этот знак в старину служил мощнейшим оберегом. Свастику Полосонь вышивали на одеждах, наносили на орудия труда, на мебель, на посуду и даже на оружие. Полосонь выжигали, или рисовали на жилищах (обычно над порогом). Данный оберег призван был защищать носителей от пагубного влияния осквернённой среды, от разных болезней и хворей. Оберег Полосонь могли носить, как мужчины, так и женщины. По своей сути, этот оберег сочетал силы обоих начал.

В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.

Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна — Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз — это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда — это способ накопить жизненную и духовную мудрость.

Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.

Хорс – одно из названий славянского бога Солнца – светила, сын Рода, брат Велеса.

До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – “сияние”, “блеск”, а также “слава”, “величие”. Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.

С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.

Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: “Обойти весь белый свет”.

Хорс – бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом “хоро” обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут “нехорошо!” – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Это означало, что все происходящее на нашей земле – Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. “Хороший бог, труженик”, – с уважением говорили о нем.

Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному “Морю мрака”, чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя “Хорс” происходит от корня “хор”, обозначает “круг”, “окружность”, что так же отражается его связь с солнцем.

Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: ” Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень “хоро” по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово “хоровод”, а так же “хорошуль” – круглый ритуальный пирог – курник.

День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу.

Корни хоро и коло семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем коло связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок, кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник.

День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня, осенним - 21 - 23 сентября. Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.

Хорс, Хорос - Славянский бог солнечного диска - Солнца - светила. Почитание отдельно солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска -Усил, а света - бог Каве; у древних греков солнечный диск - Гелиос, а свет солнца -Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьдьбог. а бог солнечного диска - Хорс. Сын Рода Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо.

Как и Перун, Хорс считается повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.

Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Энеолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному Морю мрака, чтобы утром вновь появиться на небосклоне.

Имя Хорс происходит от корня хор, обозначает круг, окружность, что так же отражается его связь с солнцем. В Повести временных лет рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. А автор Слова о полку Игореве пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике Хождение Богородицы по мукам встречается с такой репликой. Хорса, Велеса. Перуна на боги обратила Иначе, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов

Вероятно, главной частью празднеств, посвященных Хорсу, были массовые танцы, после которых ему приносили жертву специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово хоровод а так же хорошуль - круглый ритуальный пирог - курник.

Культ тяготеет к степной и лесо-степной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях пантеоне кн. Владимира, в апокрифе Хождение Богородицы по мукам, в О идолах Владимировых, Память и похвала Владимиру и житии блаженного Володимера, Слове некоего Христолюбца, Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом, поминается он в Беседе трех святителей.

Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. В православии ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярный бог должен быть всадником и змееборцем, вероятно, он бог миропорядка в чем-то схожий с Митрой.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова. Коре, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч. Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек множество недоступных нам ранее западных источников. похожим образом описывающих Хорса.

Хорс - один из ключевых солярных богов славянского пантеона, сын Рода, брат Велеса. Наряду с Хорсом воплощением жизнь дающей солнечной энергии также являлись Ярила и Даждьбог. Но если Ярила был весенним солнцем, а Даждьбог летним, то Хорс воспринимался как солнце зимнее. Но образ этого бога ни в коей мере не нужно трактовать с негативным подтекстом, ибо даже зимой, когда мировое Коло находится в руках Чернобога, владыка небесного свода защищает и поддерживает мир людей.

Хорс - румяный от мороза, улыбчивый мужчина средних лет. Он одет в прохладные, но нежные цвета, его рубаха и штаны имеют цвет легких кучевых облаков, а плащ подобен пронзительному лазурному небу, которое бывает только зимой в ясный полдень. Вместе с тем Хорс всегда немного грустит, так как его сил не хватает, чтобы уберечь людей от бесчинств Чернобговых слуг холодными зимними ночами. Однако наши предки верили, что, вознося хвалы Хорсу, они дают ему силу для борьбы с исчадьями Нави.

Хорс может унять разыгравшуюся метель, может успокоить снежный буран. Он способен легко повысить или понизить температуру воздуха. Также этому богу в некоторой степени подчиняются животные. Например, если в заснеженном лесу человек случайно встретил медведя-шатуна, то он просил о помощи не только Велеса, но и Хорса. Зимнее солнце в данной ситуации могло утихомирить животное, отогнать его от человека.

Также Хорс считался покровителем озимых, что вполне логично. Поэтому Хорса особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами. Считается, что от имени этого бога произошли такие слова, как хорошо, хоромы, хор. Город Корсунь раньше именовался Хорсунь.

Хорс более чем другие солярные боги связан с движением солнца по небесному своду. Это может быть следствием того, что слишком короткий зимний день наши предки воспринимали, как постоянную борьбу Хорса и других Ясуней с Дасунями. И если бы не этот бог, возглавлявший в непростые зимние месяцы небесное воинство, мрак полностью скрывал бы землю на это время.

Любопытно, что у Хорса есть темное воплощение - Черный Хорс, творение Нави, которое отвечает за губительные метели, снежные лавины и лютые морозы. Однако в легендах вполне четко определен тот факт, что Хорс гораздо сильнее своего злобного двойника. День Хорса - воскресенье. Его металл - червонное серебро.

Исходя из положения в перечислении богов пантеона князя Владимира, Хорс был вторым по значимости божеством в этот период. Автор Слова снабжает имя Хорса эпитетом Великий.

Гипотезы о функциях бога Хорса основаны на толковании текста Слова о полку Игореве. Считается, что Хорс был божеством солнечного диска. Именно Хорс двигался по небу днём, и под землей ночью. Исходя из буквального чтения текста Слова можно предположить и наличие представлений о сакральном пути Хорса, который Всеслав пересекал где-то между Киевом и Тмутараканью.

Источники: arira.ru, rus-ved-rus.narod.ru, slavyans.myfhology.info, radogost.ru, world-of-legends.su

Сын Ахилла

Остров короля Артура

Утгард – таинственные состязания

Схоластика

Новая технология GPS

Технологии продолжает вторгаться в нашу жизнь, и все больше людей стремится использовать их, иногда не вполне корректно. Радиочастотные идентификаторы на новых...

Маршал Жуков

Георгий Жуков не мог не знать об этой телеграмме Сталина, однако уже 29 июля на совещании со Сталиным он ультимативно заявил, ...

Путешествие в Грузию

И днем и ночью самолеты международных авиакомпаний приземляются в аэропорту города Тбилиси. И всех гостей Грузия встречает одинаково приветливо, ведь старая...

Автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать новые экологически чистые и...

Тайна замка


Стилизованное под средневековую оборонную готическую архитектуру здание замка, давно стало визитной карточкой поселка Мангуш, расположенного в юго-восточной части Украины. Почему...


Close