" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.
Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели."Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.
Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие."Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени."Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он."После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака."Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Нередко кометы словно *зависают* или *останавливаются* над горизонтомВторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство."Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной."Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх."Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз."Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звездаСуществуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды."Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире".По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев."К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году."Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.
Поклонение волхвов. Боттичелли

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ: Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Евангелие от Матфея, гл. 2

Парад Трех царей

В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

Яркие звезды красуются на верхушках рождественских елок по всему миру. Практически каждый знает о звезде, которая вела волхвов к яслям в маленьком городке Вифлеем, где родился Иисус. Вифлеемская звезда описана в Евангелии от Матфея в Новом Завете. Является ли эта звезда библейским вымыслом или же существовала на самом деле? Давайте взглянем на это с точки зрения астрономов, описанной на Phys.org.

© Fr Lawrence Lew

Астрономический вопрос

Чтобы понять Вифлеемскую звезду, нам нужно думать, как думали три волхва. Ориентируясь по этой «звезде на востоке», они сначала прибыли в Иерусалим и сообщили царю Ироду о пророчестве: родился новый правитель израильского народа. Также нам нужно мыслить как царь Ирод, который спросил у трех волхвов, когда появилась звезда, потому что сам он и его двор, по всей видимости, не видели этой звезды в небе.

Эти события дают нам первую астрономическую загадку первого Рождества: как могли придворные мудрецы царя Ирода не знать о появлении такой яркой звезды и как она привела волхвов в Иерусалим?

Затем, чтобы дойти до Вифлеема, волхвы должны были отправиться прямо на юг от Иерусалима; «звезда на востоке» «двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец». И вот у нас вторая астрономическая загадка первого Рождества: как звезда «на востоке» могла привести волхвов на юг? Северная звезда приводила заблудших странников на север, так почему звезда на востоке не привела волхвов на восток?

Есть и третья часть загадки первого Рождества: как звезда, описанная Матфеем, двигалась «перед ними», а затем остановилась и повисла над яслями в Вифлееме, в которых якобы лежал младенец Иисус?
Чем могла быть «звезда на востоке»?

Любой астроном знает, что ни одна звезда не способна на такое. Ни комета, ни Юпитер, ни сверхновая, ни парад планет, ни что бы там ни было еще не может вести себя так в ночном небе. Можно было бы допустить, что слова Матфея описывают чудо, лежащее за пределами законов физики. Но Матфей тщательно подбирал слова и дважды написал «звезда на востоке», что позволяет предположить, что эти слова имели особое значение для читателей его Евангелия.

Можем ли мы найти другой объяснение, которое будет соответствовать словам Матфея и которое не потребует нарушения законов физики? Которое впишется в современный уклад астрономии? Как ни странно, ответ будет «да».

Астроном Майкл Молнар указывает, что «на востоке» - это буквальный перевод греческой фразы en te anatole, что было техническим термином, используемым в греческой математической астрологии 2000 лет назад. Он описывает, и очень конкретно, планету, которая поднимается над восточным горизонтом незадолго перед восходом Солнца. Спустя несколько моментов после появления планеты она исчезает в ярком свете Солнца в утреннем небе. Получается, никто не видит эту «звезду на востоке», если не взглянет на нее в определенный момент.

Теперь привнесем немного астрономии. В ходе человеческой жизни почти все звезды остаются на своих местах. Звезды загораются и гаснут каждую ночь, но не движутся относительно друг друга. Звезды Большой Медведицы появляются из года в год на одном и том же месте. Но планеты, Солнце и Луна отличаются от неподвижных звезд; по факту, слово «планета» произошло от греческого названия «блуждающей звезды». Хотя планеты, Солнце и Луна движутся приблизительно по одному и тому же пути на фоне звезд, они движутся с разными скоростями, поэтому иногда закрывают друг друга. Когда Солнце закрывает планету, мы не можем видеть ее, но когда Солнце обгоняет планету, она снова появляется.

Теперь снова обратимся к астрологии. Когда планета появляется снова в утреннем небе незадолго до восхода Солнца, впервые за много месяцев, в течение которых она пряталась в сиянии светила, этот момент известен астрологам как гелиакический восход. Гелиакический восход - это особое первое появление планеты, и есть то, что греческие астрологи называли en te anatole. В частности, гелиакический восход Юпитера считался греческими астрологами важным событием для всех, кто родился в этот день.

Астрономия

Таким образом, «звезда на востоке» относится к астрономическому событию, которое было астрологически важным в контексте древнегреческой астрологии.

А как насчет неожиданной стоянки звезды над теми самыми яслями? Библейский аналог «зависшей звезды» происходит от греческого слова epano, которое тоже было важным для древних астрологов. Оно означает определенный момент, когда планета останавливает свое движение и начинает двигаться не в западном, а в восточном направлении. Это происходит, когда Земля, которая вращается вокруг Солнца быстрее Марса, Юпитера или Сатурна, догоняет другую планету.

Таким образом, редкое сочетание астрологических событий (нужная планета появилась перед Солнцем; Солнце было в нужном зодиакальном созвездии; ряд положений планет, важных для астрологов) позволило древнегреческим астрологам предположить, что в тот самый день родился воистину царь царей.
Волхвы, глядящие в небо

Молнар считает, что те самые волхвы, по сути, были очень мудрыми и математически подкованными астрологами. Они также знали о ветхозаветном пророчестве, что новый царь родится в семье Давида. Скорее всего, они наблюдали за небесами в течение многих лет, ожидая выравнивая объектов, которое предвестит рождение нового царя. Когда мощный набор астрологических предзнаменований был собран, волхвы решили, что настало время найти младенца.

Если волхвы Матфея на самом деле предприняли путешествие для поиска новорожденного царя, яркая звезда не могла их направлять; она только подсказала им, когда нужно отправляться в путь. И они не могли найти младенца в яслях. В конце концов, ребенку было уже 8 месяцев к тому времени, когда они разгадали астрологическое послание, которое, по их мнению, предвестило рождение будущего царя. Знамение появилось 17 апреля 6 года до н. э. (с гелиакического восхода Юпитера в то утро, за которым к обеду его покрыла Луна в созвездии Овна) и продолжалось до 19 декабря 6 года до н. э. (когда Юпитер перестал двигаться на запад, на мгновение застыл и начал движение на восток относительно застывших на фоне звезд). За самое короткое время, которое понадобилось волхвам, чтобы достичь Вифлеема, младенец Иисус уже немного подрос.

Как известно из Евангелия, рождению Христа предшествовало астрономическое явление, названное Вифлеемской звездой. Астрономы и историки до сих пор не могут понять, что это было - комета или взрыв сверхновой звезды. Споры о том, что же так ярко светилось на небосклоне две тысячи лет назад, продолжаются до сих пор. Каждый год накануне Рождества появляются новые гипотезы.

По мнению американских ученых, звездой, которая указывала путь волхвам к младенцу Иисусу, было уникальное астрономическое явление: Солнце, Луна, Юпитер и Сатурн выстроились в один ряд в созвездии Овна, из-за чего наблюдалось яркое свечение. "Соединение планет происходит довольно часто: в 2012 году такие события происходили, будут в 2013 году, - считает старший научный сотрудник ИКИ РАН Олег Угольников. - Планеты не сливаются, они просто друг с другом сближаются. И в этом ничего нет неординарного".

Споры о том, что же за астрономическое событие произошло две тысячи лет назад, продолжаются до сих пор. Каждый год накануне Рождества появляется масса новых гипотез. Однако реальных астрономических явлений, которые бы давали яркое свечение на нашем небосклоне даже днем, не так много.

В 1604 году великий математик и астроном Иоганн Кеплер наблюдал вспышку сверхновой звезды. Ученый предположил, что подобное вполне могло произойти и две тысячи лет назад. По яркости сверхновая сравнима с блеском галактики. Ее свечение можно видеть даже солнечным днем.

"Вспышка сверхновой - это смерть звезды, - продолжает Олег Угольников. – В конце эволюции звезда фактически падает сама на себя и превращается в нейтронную звезду с выделением огромного количества энергии, но если бы в то время произошла вспышка сверхновой звезды, мы бы сейчас наблюдали ее остаток".

Другая популярная гипотеза: Вифлеемской звездой была комета, ведь согласно писанию, звезда двигалась по небосклону. Возможно, это была одна из самых загадочных комет - комета Галлея. Близко от нашей планеты она пролетает каждые 75 лет. Последний раз ее наблюдали в 1986 году. Следующий визит космической странницы ожидается в 2061-м. С этой кометой связано множество поверий. Если хвост кометы длинный – значит, быть войне. По некоторым расчетам, именно комета Галлея и могла быть Вифлеемской звездой.

"Бывают кометы, которые очень близко подходят к Солнцу, и как раз на несколько дней очень резко увеличивается ее блеск", - рассказывает Олег Угольников.

Прошло две тысячи лет, а единого мнения у ученых так и нет. Каждая версия возможна и при этом недоказуема. "У неба - своя книга, у социума - своя, и люди пытаются это соединить, но это наивная форма, наука и религия в принципе не совместимы", - отмечает профессор, доктор физико-математических наук Ростислав Полещук.

В храме Звездного городка - молебен. Духовный наставник нашего космического отряда отец Иов молится за экипаж, который сейчас несет вахту на Международной космической станции. Когда-то он тоже мечтал о полетах к звездам и даже поступал в летное училище, но выбрал иной небесный путь.

Его настольные книги – не только богословская литература, но и научные труды, в том числе - о последних астрономических открытиях. На счет Вифлеемской звезды отец Иов краток: "Это чудо. Даже есть одно маленькое подтверждение, которое ученые, почему-то игнорируют. Звезда – это не просто астрономическое явление, это духовная сила, это ангел Божий, который шел впереди волхвов. И этому есть доказательство. Вы знаете, как движутся звезды: ни одна звезда не идет с Севера на Восток, но эта звезда шла с Севера на Восток, указывая путь волхвам. Она светила даже днем".

Может быть, действительно, не стоит искать каких-либо доказательств. Особенно, в такие дни, как Новый год и Рождество. Почему бы просто не поверить в чудо? Тем более что человек до сих пор не ответил на самый главный вопрос: как появилась жизнь на третьей от Солнца планете под названием Земля? Ну, разве это не великое чудо?

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.


Close