ЛЕВИ-СТРОС, КЛОД (Lévi-Strauss, Claude) (1908–2009),выдающийся французский этнолог и антрополог. Родился 28 ноября 1908 в Брюсселе. Учился в Парижском Lycée Janson-de-Sailly, затем в Сорбонне. В 1935–1939 преподавал в Сан-Паулу (Бразилия). 1946–1946 – советник по культуре посольства Франции в США . В 1949–1950 – директор Музея человека в Париже . Директор Школы высших исследований в 1959–1974. Руководитель кафедры в Коллеж де Франс в 1959–1982 (почетный профессор с 1983). Член Французской Академии, многих академий и почетный профессор многих университетов Европы, а также университета Квебека и Вишва-Бхарати в Индии. Награжден Орденом Почетного легиона и Большим Крестом Почетного легиона (1991).

В молодые годы Леви-Строс интересовался философией и социологией, увлекался идеями К.Маркса. Диссертация Леви-Строса о первичных системах родства (Les structures élémentaires de la parenté , 1949) посвящена взаимному обмену дарами в первобытных обществах. Очень важными для Леви-Строса были контакты с Р.Якобсоном и усвоение идей структурной лингвистики, в особенности фонологических принципов Пражского лингвистического кружка. На базе этих лингвистических идей Леви-Строс строит основы структурной этнографии. В 1940-е годы входит в тесные контакты с ведущими математиками своего времени (А.Вейль и др.). Машинный эксперимент, проведенный в соответствии с этнологическими идеями Леви-Строса, позволил рассчитать число комбинаторных вариантов при переходе от простых систем родства к более сложным. Математический подход дал возможность увидеть различие между «холодными» и «горячими» культурами. По Леви-Стросу, «горячие» культуры, в отличие от «холодных», включают в свое развитие историю и поиск все более богатых информационных возможностей.

В послевоенный период Леви-Строс знакомится с идеями В.Я.Проппа, с которыми впоследствии полемизировал, и, возможно, также с работами П.Г.Богатырева. В 1958 выходит его широко известная книга Структурная антропология (Anthropologie sructurale , 1958), а в 1973 – Структурная антропология 2 .

В период с 1964 по 1971 Леви-Строс создает четырехтомный труд о системах мифологии американских индейцев: знаменитая серия Мифологические исследования (Mythologiques ): т. 1, Сырое и вареное (Le cru et le cuit , 1964); т. 2, От меда к праху (Du miel au cendres , 1966); т. 3, Истоки застольных ритуалов (L"origine des manières de table , 1968); т. 4, Человек обнаженный (L"homme nu , 1971). На огромном материале доказывается тезис об исконном культурном единстве индейцев Америки, проводится реконструкция «основного мифа» индейцев – о разорителе орлиного гнезда.

Мифологическое мышление, по Леви-Стросу, специфично для архаических обществ и противостоит индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для него – инструмент первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями типа высокий / низкий, небо / земля, правый / левый, парный / непарный, священный / профанный и т.д. Эти оппозиции могут комбинироваться в пучки, а пары крайних полюсов заменяться парой менее далеких противоположностей. Таким образом, миф для Леви-Строса – это прежде всего способ реконструкции архаического мышления (Le totémisme aujourd"hui , 1962; La pensée sauvage , 1962).

В специальной работе Леви-Строс обосновывает сходство американо-индейского искусства с искусством Юго-Восточной и Восточной Азии; об этом же он пишет и в автобиографической книге Печальные тропики (Tristes tropiques , 1955).

Работы Леви-Строса стали классическими. Известно его высказывание: либо 21 в. будет веком гуманитарных наук, либо его не будет вообще.

Биография

Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) - главным раввином Версаля. В 1909 году семья возвратилась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода - Эмма Леви (Emma Lévy) - вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда - композитора Исаака Стросса (Штраусса, Isaac Strauss, 1806-1888), родом из Эльзаса.

Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей - через познание жизни, как антрополог в краю, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» - в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу.

После первого учебного года супруги Леви-Стросс совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».

После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».

Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.

В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля, который написал математическое приложение к этой книге).

В конце 1940-х и в начале 1950-х, Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».

В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям.

В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.

В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).

Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия) .

Награды

  • Член Французской академии (с 1973), занимал 29-е кресло. Иностранный член Национальной академии наук США. Член-корреспондент Британской академии (1966).
  • Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона;
  • Командор Национального ордена Заслуг;
  • Командор ордена Академических пальм;
  • Командор ордена искусств и литературы;
  • Командор ордена Короны (Бельгия);
  • Командор ордена Южного Креста (Бразилия);
  • Кавалер ордена Восходящего солнца 2-го класса (Япония);
  • Кавалер Большого креста ордена Заслуг в науках (Бразилия).

Избранные работы

  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara (1948).
  • Les Structures élémentaires de la parenté (1949)
  • Race et histoire (1952, рус. пер. Раса и история, 2000)
  • Tristes tropiques (1955, рус. пер. Печальные тропики, 1984)
  • Anthropologie structurale (1958, рус. пер. Структурная антропология, 1983)
  • Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994.)
  • La Pensée sauvage (1962, рус. пер. Неприрученная мысль, 1994)
  • Mythologiques I-IV (Мифологики)
    • Le Cru et le cuit (1964, рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000, ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное»)
    • Du miel aux cendres (1966, рус. пер. От мёда к пеплу, 2000)
    • L’Origine des manières de table (1968, рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000)
    • L’Homme nu (1971, рус. пер. Человек голый, 2007)
  • Anthropologie structurale deux (1973, Структурная антропология-2)
  • La Voie des masques (1972, рус. пер. Путь масок, 2000)
  • Paroles donnés (1984)
  • Le Regard éloigné (1983, Взгляд издалека)
  • La Potière jalouse (1985, рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000)
  • De Près et de loin (1988)
  • Histoire de lynx (1991, История рыси)
  • Regarder, écouter, lire (1993)
  • Saudades du Brasil , (1994)
  • Ему принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук - или его не будет вовсе» и «Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы: это тот, кто ставит правильные вопросы».
  • Обнаружил у дикарей поведение, подобное феномену Пиаже.

Клод Леви-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss)
28 ноября 1908, Брюссель, Бельгия - 30 октября 2009, Париж, Франция

Один из самых видных гуманитариев XX века, антрополог, философ, эссеист и литературовед, создатель школы структурализма в этнологии, теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Будущий ученый родился в Брюсселе, где по контракту тогда работал его отец, художник. Вскоре семья вернулась в Париж, где Леви-Стросс прожил большую часть жизни и где умер. Дед по материнской линии был раввином в Версале, и именно там Клод жил в годы Первой мировой войны. В доме строго соблюдались правила еврейской религиозной жизни, однако несмотря на это бабушка Леви-Стросса воспитывала его в духе свободомыслия. Блестяще закончив школу, юноша стал изучать право и философию в Сорбонне; тогда же пережил увлечение политикой, состоял во Французской секции Рабочего Интернационала, писал диссертацию о философских предпосылках концепции исторического материализма.

Вплотную политикой Леви-Стросс не занялся, как пишут биографы, по чистой случайности - помешала автомобильная авария. Антропология же завлекла молодого Леви-Стросса еще в Сорбонне - там будущий классик посещал лекции этнографа Марселя Мосса. В 1935 году Леви-Стросс принял предложение занять должность профессора социологии в университете Сан-Паулу. По прошествии первого учебного года ученый с женой вместо отпуска во Франции отправились к племенам бразильских индейцев; собранная во время экспедиции этнографическая коллекция стала основой для выставки, которая неожиданно привлекла внимание научного сообщества. На исследования Леви-Стросса были выделены деньги, и с тех пор антропология стала его главным занятием.

Впоследствии на основе экспедиционных дневников того времени Леви-Стросс написал одну из самых знаменитых своих книг, "Печальные тропики" (эта работа принесла ученому широкую популярность, хотя собственно профессиональное сообщество поначалу восприняло ее сдержанно). "Я был в состоянии постоянного интеллектуального возбуждения, - позднее описывал антрополог свои ощущения от экспедиций. - Я как будто заново переживал опыт путешественников XVI века. Я открывал для себя новый мир".

В конце десятилетия Леви-Стросс возвратился из Бразилии во Францию, однако после вторжения гитлеровцев и принятия расовых законов его положение стало опасным. Выходом оказалось приглашение в США в рамках рокфеллеровской программы по спасению ученых из Европы. Американский период стал вторым этапным в жизни Леви-Стросса: в Нью-Йорке он познакомился со знаменитым антропологом Францем Боасом и филологом Романом Якобсоном, выходцем из России. Тогда же он принялся изучать материалы Национальной библиотеки, из-за чего задержался в Штатах и после окончания войны, до 1947 года. В Америке была завершена монография "Элементарные структуры родства", которую Леви-Стросс впоследствии защитил как докторскую диссертацию. В 1950-х антрополог издал работу "Раса и история" и статьи, впоследствии составившие "Структурную антропологию".

На рубеж 1960-х - 70-х пришелся выход фундаментальных "Мифологик", четырехтомного труда, который можно считать итоговым (его составные части - книги "Сырое и приготовленное", "От меда к пеплу", "Происхождение застольных обычаев", "Человек голый"). Удачно сложилась и академическая карьера: Леви-Стросс стал заведующим кафедрой социологии Коллеж де Франс, создал там же Лабораторию социальной антропологии и учредил антропологический журнал "Человек". В 1973 году ученого приняли во Французскую академию (Леви-Строссу суждено было стать первым столетним академиком); впоследствии наградили Большим крестом ордена Почетного легиона.
Леви-Стросс - фигура на пересечении главных гуманитарных дисциплин и течений мысли XX века, чем и обусловлено его общее признание. Говоря о философии, его обычно сравнивают с Кантом (Леви-Стросс узнал о работах немецкого мыслителя, читая в юном возрасте Маркса), упоминают о влиянии Руссо и полемике с экзистенциализмом. Однако по-настоящему знаковым явлением французский антрополог стал в структурализме - без преувеличения центральной методологии гуманитарных наук XX века. Традиционно структурализм возводят к швейцарцу Фердинанду де Соссюру, однако для Леви-Стросса доктрина стала важна в изводе, в каком она была представлена в трудах лингвистов Романа Якобсона и Николая Трубецкого. "Я был структуралистом, не зная того сам, - рассказывал Леви-Стросс о своем первом знакомстве с новой методологией. - Якобсон открыл мне глаза на систему, уже хорошо разработанную в языкознании. Это было просветление...".

Пафос структурализма - в утверждении ценности гуманитарного знания: "неточные" науки, вооруженные новыми приемами, оказывались ничуть не хуже точных. Леви-Стросс увидел образец этого в фонологии Якобсона и Трубецкого (и, конечно, в фольклористике Владимира Проппа). "Истинно научный анализ должен соответствовать фактам, отвечать критерию простоты и иметь объясняющую силу", - такие условия ставил своим коллегам-антропологам Леви-Стросс, приводя лингвистов в качестве положительного примера. Именно структуралистскую научность изложения ставил себе в заслугу сам ученый, процитировавший в предисловии к книге такие слова о себе: "Леви-Стросс, конечно, не первый и не единственный, кто обратил внимание на структурный характер социальных явлений; однако ему принадлежит первенство в серьезном отношении к этому вопросу..." .

Леви-Стросс говорил и о бессознательном, столь модном в XX веке - однако не во фрейдистском или постфрейдистском духе. Если современный психоанализ наловчился находить в потемках человеческой души такое, узнав о чем и жить не хочется, то "отец структурализма" разрушению предпочитал созидание. По его версии, бессознательное - это тайная логика вещей, секретные правила, которые есть у каждого общества - и у европейцев, и у туземцев.

Отсюда закономерный вывод о равноправии культур и борьба против предубеждения, что одна цивилизация может быть лучше, чем другая. Ученый сопротивлялся пониманию эволюции, по которому западное общество находится на высшей ступени развития по сравнению с остальными; "Варвар - это прежде всего человек, который верит в варварство", - формулировал Леви-Стросс, находивший обоснования для разнообразия культур.

Этот тезис, конечно, был подхвачен философией второй половины XX века, с ее неприятием любых проявлений тоталитарного сознания. Леви-Стросс стал иконой "левого", радикального мышления.
Сам ученый, надо полагать, сначала верил в то, что новое знание о человеке и обществе поможет изменить жизнь к лучшему, иначе бы не говорил, что "XXI век будет веком гуманитарных наук - или его не будет вообще" и «Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы».


Леви-Строс Клод — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Мифологики. В 4 томах. Том 2. От мёда к пеплу

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Мифологики. В 4 томах. Том 3. Происхождение застольных обычаев

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Мифологики. В 4 томах. Том 4. Человек голый

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Первобытное мышление

Книга знакомит российского читателя с творчеством выдающегося представителя французского структурализма, этнографа и социолога Клода Леви-Строса (род.1908).

Исследуя особенности мышления, мифологии и ритуального поведения людей "первобытных" обществ с позиций структурной антропологии, автор раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, прежде всего традиционных, системах, в культурной жизни народов.

Книга адресуется философам, психологам, историкам, этнографам, а также всем интересующимся вопросам культуры и религиоведения.

Печальные тропики

Клод Леви-Стросс — выдающийся французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Автор таких всемирноизвестньгх работ как: «Раса и история», «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня», «Человек голый».

«Печальные тропики» — рассказ очевидца и глубокое размышление о судьбах народов и культур, о направлении развития цивилизации, о тех проблемах, которые и в XXI веке не утратили актуальности.

Путь масок

В настоящее издание включены работы выдающегося французского ученого-этнолога, члена Французской академии, создателя структурно-семиотического метода изучения мифов и верований Клода Леви-Строса.

Книги «Путь масок» и «Ревнивая горшечница» созданыв поздний период творчества ученого, когда его метод и концепция мифологического мышления уже обрели зрелость и прозаичность. Все вошедшие в настоящее издание произведения публикуются на русском языке впервые.

Книга адресована всем, кто интересуется этнологией, психологией, культурологией, философией.

Структурная антропология

Книга «Структурная антропология» из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы.

Произведение известного этнографа и философа Клода Леви-Строса изучают и анализируют не только коллеги по цеху, но и социологи, лингвисты, психологи, литературоведы. Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомской, и относят к ряду «властителей дум современности». Он популярен не только в научных кругах, но и в мире искусства.

Клод леви-стросс (28.11.1908-30.09.2009)

Структурализм в его варианте современного философствования берет начало от работы французского антрополога, философа и социолога клода леви-стросса "структурная антропология" (1958). Вместе с другими, более ранними и более поздними произведениями этого автора, она, с одной стороны, вводит читателя в причудливый мир первобытнообщинных отношений и мифического мышления - леви-стросс выступает в них как этнограф, антрополог, историк культуры. С другой стороны, в "структурной антропологии" также заложен фундамент новой философской концепции, связанной с пониманием языка, речи, текстов и их структур, а также с социально-философским исследованием человеческих отношений, форм и типов общественного сознания.

Эта концепция, на что обращают внимание исследователи, впитала в себя целый ряд достижений и открытий как в естественных, математических, так и в гуманитарных науках - открытий, совершенных к середине нашего столетия. Среди них надо прежде всего назвать исследования структур первобытного мифологического мышления и символических форм (э. Дюркгейм, леви-брюль, м. Мосс, э. Кассирер и др.) И кибернетику вместе с соответствующим развитием математики. Леви-стросс особое значение придал возможностям (математического) моделирования в их тогда еще необычном применении к этнографическому, антропологическому материалу. (совместно с математиками леви-стросс разработал и содержательно интерпретировал модели, позволяющие понять сложные системы родства в первобытном обществе). Важнейшим источником концепции леви-стросса стало накопление новых знаний в разделе лингвистики, которая как раз и получила название "структурной".

Леви-стросс четко и определенно построил свою структуралистскую концепцию на фундаменте психоанализа - особенно в том его варианте, который был разработан к.г. юнгом, именно с обращением к мифологическому мышлению. "если, как мы полагаем, - писал леви-стросс, - бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного..., то необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования, действительный и для других установлении и обычаев...".

При этом леви-стросс опирался на фрейдовское различение подсознательного и бессознательного, а также на юнговское понятие "коллективного бессознательного". "можно сказать, что подсознание - это индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в коей он организован по законам бессознательного)". Тяготение этнографа и философа леви-стросса к исследованию языковосимволических форм и даже, если можно так выразиться, "оязыковление" всей жизни (не столь и разговорчивых, часто не имеющих письменности) первобытнообщинных народов и поселений вовсе не случайно. Выдвижение на первый план языка и своего рода "языковая редукция" (сведение таких, например, социальных феноменов как социальные отношения, культурное творчество, искусство, к языковосимволическим формам их выражения) есть своего рода знамение времени. Стросс философия антропология миф

Язык, согласно леви-строссу, именно в xx в. Становится объектом усиленных исследований, которые заканчиваются впечатляющими и неожиданно точными результатами. "из всех общественных явлений, видимо, только язык может подвергаться истинному научному исследованию, объясняющему способ его формирования и рассматривающему некоторые направления его последующего развития".

Нельзя не обратить внимание также и на гуманистическую, антирасистскую устремленность исследований леви-стросса: он отыскивал общие корни в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов, стоящих на разных ступенях исторического развития. Левистросс исходил из того предположения, что "различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее: все они - системы поведения, каждая из которых является некоторой проекцией не плоскость сознательного и общественного мышления всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа".

Более конкретная "рабочая гипотеза", которая позволяла левистроссу широко и масштабно осмыслить этнографический материал, состояла в следующем. Главное внимание должно быть привлечено к тем способам, с помощью которых система кровного родства биологического происхождения заменяется системой социального характера. Тогда брачные правила и системы родства предстают, согласно леви-строссу, как системы обмена и как особый язык, т.е. "как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов". В той системе предельно и широко понятого языка, которая выделена для анализа, леви-стросс решающее значение придал не словам, а структуре. Не суть важно, рассуждает леви-стросс, создан ли миф каким-либо индивидуальным субъектом или заимствован из коллективной традиции (оба вида мифов, кстати, подвержены взаимодействию и взаимообогащению). "...структура же остается неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию". Существенно, согласно леви-строссу, что структуры едины для всех "языков", т.е. Безразличны к материалу. Дело обстоит здесь примерно так же, как в случае мифов и сказок. Чтобы напечатать даже известные мифы, сказания, сказки разных народов, потребовалось бы много томов. "но их можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции".

В "структурной антропологии", в других работах леви-стросс весьма скрупулезно воспроизводит глубинные структуры мифов, их кодирования, "располагая" коды на географической, космологической, социологической, техноэкономической "плоскостях". Отличительные особенности мифологической логики, по леви-строссу: логика обобщений, классификаций, анализа природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке; вместе с тем она конкретна и образна, является логикой ощущений; мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека; логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях (высокий - низкий, день - ночь, правый - левый, мир - война, муж - жена, небо - земля и т.д.).

Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов леви-стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания. Для французского врача-психоаналитика жана лакана то были психология и психиатрия. Его концепция рождается в середине 60-х годов на пересечении структурализма и возрожденного, хотя и существенно преобразованного, фрейдизма. В отличие от фрейда лакан в исследовании бессознательного выдвигает на первый план не механизмы сексуальных влечений, а язык, речь, дискурс. И хотя "язык" трактуется расширительно и скорее символически-метафорично, лакан как врач-психоаналитик упорно продвигается по пути сложного и глубокого анализа речи пациента, которая в данном случае служит главным средством коммуникации врача и больного.


Close