Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

факультет

Педагогики и Психологии

по специальности

Психология и Педагогика начального образования

Эссе на тему:

«Я мыслю, следовательно, существую»

Студент__________________ И.

Преподаватель_____________ В.

подпись, дата фамилия, инициалы

г. Лесосибирск

«Я мыслю, следовательно, существую»

«Я мыслю, следовательно, существую»-это высказывание великого философа Рене Декарта.

В своем эссе я хочу раскрыть всю суть мышления, и попробовать доказать, что мышление на самом дели, помогает нам в жизни.

Мышление - это то, что отличает человека от животного, определяет жизнь человека, его отношение к окружающим. Если человек перестанет мыслить, он будет не в состояние ориентироваться в мире, выбирать между добром и злом, строить свои отношения с другими людьми. В чем человек может видеть истинный верх блаженства, радость, счастье. Если этот вопрос задать, допустим, любому прохожему, то он не задумываясь ответит, что истинный верх блаженства заключается «в деньгах», «в любви» и т, п. И

никто не вспомнит о мышление, а ведь именно в нем есть наше счастье. Следовательно, что бы разобраться в чем заключается верх блаженства, необходимо прежде всего разобраться в себе. Но каким образом?

Ответ прост-с помощью неутомимой работы мышления.

Чтобы ответить на второй вопрос, который я поставила еще в начале своего эссе. Как мышления помогает человеку в жизни. Прежде всего мыслящий человек растет, меняется. Обратим свое внимания Пьера Безухова,- это герой произведения Л. Н Толстого «Война и мир». Пьер-это безвольный человек, который всегда попадал под - чьето влияние. Пройдя через все влияние окружающих его людей, он чувствует грубую неудовлетворенность. Постепенно он пришел к истине, что жизнь нужно соединить с общей. Судьба Пьера Безухова показывает, что только тот, кто мыслит самостоятельно, способен по настоящему общечеловеческую истинность. Только обогащаясь индивидуальным опытом, общее существует не как отвлеченность, а живая реальность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мышление - это основа человеческой личности. Думать самостоятельно часто бывает трудно, еще труднее быть понятым окружающим. Однако, каждая собственная мысль, каждый самостоятельный поступок - шаг вперед по длинной лестнице самосовершенства.

Философ-рационалист Р ене Декарт (1596-1650), желая найти первичную истину для построения концепции абсолютного знания, сформулировал следующий мыслительный конструкт - «Я мыслю, следовательно, я существую», известный также как «Cogito ergo sum». Вокруг толкования и опровержения Декартового Cogito развивалась и строилась вся европейская философия с середины XVII века и до наших дней.

» - это латинский перевод записанного на французском языке утверждения Р. Декарта «Je pense, donc je suis » («Я мыслю, значит я есть»), впервые встречаемого нами в его "Рассуждении о методе" (1637).

В русскоязычной научной литературе устоялся перевод «cogito ergo sum», как «я мыслю , следовательно , я существую ». Однако «sum» буквально переводится как «я есть», что не тождественно современному значению термина «существование».

» стал хорошей опорой для сомневавшегося во всем философа. Гениальная формула Р. Декарта выступила в качестве метафизической основы философии Нового времени. Благодаря ей достоверное, по мнению рационалистов, познание отталкивалось на главенствующем положении Субъекта познания. Аргумент Р. Декарта говорит об обнаружении субъектом самого себя в мыслительном акте.

В своих размышлениях Р. Декарт поставил под сомнение буквально все, кроме своего собственного существования. Философ усомнился в существовании чувств, Бога, внешнего мира и т.д. Но в самом процессе сомнения автор усомниться не смог. Факт сомнения выступил неоспоримым доказательством существования мыслителя. Так возникла знаменитая формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», которая позже была упрощена и трансформировалась в «Я мыслю , следовательно , я существую ».

В анализе знаменитой формулы важную роль играет разбор понятия «мышления». Сам Р. Декарт понимает мышление в широком смысле и отождествляет процесс мышления с пониманием, воображением и желанием, рассматривает их в качестве модусов мысли. Разъясняя свою мысль, философ заявляет буквально следующее: «Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». Важнейшим отличительным признаком мышления Рене Декарт считал осознаваемость действий.

Никакое мышление не может состояться без признания факта существования человеческого тела. Материальное выражение человеческого существования позволяет мыслящему субъекту обнаружить смысл и логику мышления в осознаваемом «действии» мысли. Отсюда и произошел переход Декартовой мысли от «cogito» к уточнению сущности человека.

Рационалист Р. Декарт был одним из первых философов, который стремился сгладить противоречия между рационализмом и эмпиризмом. Точку соприкосновения философ обнаружил в попытке объединения понятий мышления и чувства в понятии целостного человеческого духа.

Рене Декарт. Я - мыслю, а следовательно, существую...

Рене́ Дека́рт (René Descars, лат. Renatus Cartesius- французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
«Рассуждение о методе…» (1637)
«Размышления о первой философии…» (1641)
«Первоначала философии» (1644)
В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм;
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления;
Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук

Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.

Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).
В отличие от атомистического механизма в картезианской системе отсутствует пустота, и протяженная материя мыслится непрерывной и бесконечно делимой. Движения передаются механическими соударениями от тела к телу, причем их последовательность замыкается в круг или «вихрь». Все виды движения, о которых учил Аристотель, сводятся к перемещению. Среди законов движения, постулируемых в картезианской механике - принцип инерции («каждая из частиц материи продолжает находиться в одном и том же состоянии до тех пор, пока столкновение с другими частицами не вынудит ее изменить это состояние» ~ там же, с. 200) и закон сохранения количества движения, гарантом которого выступает Творец вселенной. Картезианская механика природы проста и изящна. http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Картезианский монастырь в Гранаде, Испания
Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела, - то есть двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал и Иммануил Кант. Декарт признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их.
Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось знание. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека по сравнению с Богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма.
Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.
Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:


Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.
Высоцкий в дополнение:
I asked her to make my, Let them sing in dreams and reality! I breathe - and that means that I love! I love - and, means, I live!

Рене Декарт — математик, философ, создатель аналитической геометрии и алгебраических символов. Настоящей целью его жизни был поиск истины. Этим он и занимался, сомневаясь в разных высказываниях и ища слабость в мудрых словах. Он пытался найти такую истину, которая бы стала центром всех знаний. Неким корнем и стволом, из которого бы прорастали листья в виде остальных истин и знаний. И вот в поисках истины, размышляя над многими изречениями он понял, если человек мыслит, значит он существует. Об этом и напишем наше эссе.

Я мыслю, следовательно, я существую

Однажды философ Декарт произнес крылатую цитату, что звучала так: Я мыслю, значит, я существую. И в этом есть какой-то смысл. По сути существовать может каждый. Существуют ведь животные, птицы, которых природа не наделила такой способностью, как мышление. Но они существуют. Они живут по своим инстинктам и это у них неплохо получается. Однако и отрицать верность высказывания невозможно. Ведь если мы мыслим, размышляем, то это подтверждает то, что мы продолжаем существовать.

Я бы больше сказала, если мы мыслим, то тогда не просто существуем, мы полноценно живем. Благодаря мысли, которую человек воплощает в жизнь, мир развивается и мы имеем возможность жить не в первобытном обществе, и даже не в Средневековье. Мы живем в современном двадцать первом веке. Благодаря мысли и своему мышлению человек учится управлять многими процессами, становясь властителем мира, которому неподвластна, разве что, природа с ее природными явлениями. И здесь важно цитату Рене Декарта «я мыслю, значит, я существую», использовать во благо. Нужно чтобы наши мысли не превращались в аморальные. Важно, чтобы наши мысли не просто помогали исследовать планету и Космос, но и не вредили природе. Только тогда наше существование будет во благо, а наши мысли будут толчком к тому, чтобы существовать дальше. В противном случае, они могут привести к хаосу и уничтожению всего живого, в том числе и самого человечества.

Автор и смысл изречения

Как я уже писала выше, изречение «я мыслю, значит, я существую» принадлежит Рене Декарту, который долго пытался отыскать истину, работая над сомнениями, чтобы установить смысл человеческого существования. И вот однажды, он изрек свою мысль, которую современники восприняли как откровение. Какой же смысл несет в себе высказывание? Согласно мнению француза Декарта душа и тело человека — это то, что нужно для существования. Без души и душевной деятельности не может быть человека. Душевная же деятельность, где главным ее атрибутом является мышление, невозможна без способности мыслить. Душа постоянно размышляет и стоит ей перестать мыслить, как ее деятельность прекратиться. Вот и утверждает философ, что пока мы мыслим, до тех пор мы и существуем.

Высказывание «Я мыслю, следовательно, существую» принадлежит французскому философу, математику и ученому 17-го века Рене Декарту, и встречается в его работе «Рассуждение о методе» (1637). Он рассматривал достоверность как первичную характеристику истинного знания. Декарт провел серию мысленных экспериментов, основанных на методическом сомнении, чтобы найти неоспоримую самоочевидную истину, высказанную в этой фразе. Интерпретация выражения стала предметом многочисленных философских дебатов. Оно отражает скептический интеллектуальный климат, характерный для раннего периода развития современной философии.

Размышления о первой философии

Как известно, Декарт выдвинул очень простую кандидатуру на «первый элемент знания». Она была предложена методическим сомнением — размышлением о том, что все мысли могут быть ошибочными. В начале «Второго размышления» Декарт говорит, что его наблюдатель убедил себя в отсутствии всего в мире - неба, земли, разума и тела. Следует ли из этого то, что его тоже не существует? Нет. Если он убедил себя в чем-то, тогда он, конечно, существует. Но что, если есть обманщик высшей силы и хитрости, который сознательно и постоянно вводит в заблуждение наблюдателя? И в этом случае он, несомненно, существует. И пусть его обманывают, сколько угодно, наблюдателя никогда не удастся убедить, что он ничто, пока он думает, что он чем-то является. Итак, рассмотрев все основательно, он должен, наконец, сделать вывод, что предположение о его существовании является истинным, независимо от того, высказывается оно или воспринимается умом.

Каноническая форма мысли, которую высказал Декарт, - «Я мыслю, следовательно, я существую» (на латыни: cogito ergo sum; в оригинале на французском: je pense, donc je suis). Эта формулировка в «Размышлении» прямо не упоминается.

Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». Смысл фразы

Автор считает это высказывание (стандартно обозначаемое как cogito) «первым и самым верным из всех, которые возникают у тех, кто философствует упорядоченным образом. Есть ли большая уверенность в необходимости присоединять к «я мыслю» «я существую» или «следовательно» (т. е. их логическое отношение)? Предположительно, это необходимо, если cogito играет основополагающую роль, которую отводит ему Декарт. Но ответ зависит от того, понимается ли cogito как логический вывод или интуиция.

Проверка cogito путем методического сомнения предполагает раскрыть его непоколебимую достоверность. Как уже отмечалось, существование тела подлежит сомнению. А наличие мышления - нет. Сама попытка отбросить мышление является действительно самоуничтожающей.

Cogito поднимает множество философских вопросов и породило огромную литературу. Далее упрощенно затрагиваются некоторые основные моменты.

Высказывание от первого лица

Формулировка от первого лица необходима для уверенности в cogito. «Мыслить, следовательно, существовать» от третьего лица непоколебимо достоверным быть не может — во всяком случае для наблюдателя. Только присутствие его мысли имеет шанс противостоять гиперболическому сомнению. Есть ряд пассажей, в которых Декарт ссылается на версию cogito от третьего лица. Но ни одна из них не возникает в контексте установления фактического существования конкретного мыслителя (в отличие от условного, общего результата, «все, что мыслит, существует»).

Настоящее время

Формулировка в настоящем времени имеет важное значение для достоверности высказывания «Я мыслю, следовательно, я существую». Смысл у фразы «Я существовал в прошлый вторник, так как я помню мои мысли в тот день» отсутствует, так как известно только то, что теперь этот случай остался лишь в воображении. Не работает и высказывание о том, что «Я буду продолжать существовать, так как я сейчас мыслю». Как замечает размышляющий, «когда я перестану думать совершенно, я полностью прекращу свое существование». Привилегированная достоверность cogito основана на «явном противоречии» попытки мыслить вне мышления в настоящем.

Cogitatio

Достоверность cogito зависит от формулировки с точки зрения cogitatio наблюдателя — его мышления или сознания в целом. Любой его вид является достаточным, включая сомнение, утверждение, отрицание, желание, понимание, воображение и т. д. Однако отсутствия мышления недостаточно. Например, бесполезно рассуждать о том, что «я существую, поскольку я иду», т. к. методическое сомнение ставит под вопрос существование моих ног. Возможно, мне только снится, что у меня есть ноги. Простая модификация этого высказывания в «Я существую, так как мне кажется, что я иду» восстанавливает антискептический эффект.

Связь с дуализмом

То, что Декарт отвергает формулировки, предполагающие наличие тела, обеспечивает ему не более чем эпистемологическое различие между идеями разума и тела, но не онтологическое (как в телесно-ментальном дуализме). Действительно, после cogito он пишет: «Может ли оказаться неверным, что эти вещи, которые я считаю ничем [например, строение конечностей, которые называются человеческим телом], потому что они мне неизвестны, и они в действительности совпадают с «я», о котором я знаю? Я не знаю и на данный момент я не буду спорить, поскольку я могу судить только о тех вещах, которые мне известны».

Cogito не предполагает дуализма разума и тела Декарта.

Простая интуиция

Большая часть дискуссий по поводу того, предполагает ли фраза «Мыслить, следовательно, существовать» логический вывод, или она является просто само собой разумеющейся интуицией, отвергается двумя замечаниями. Одно замечание касается отсутствия явного заключения ergo («следовательно») во «Втором размышлении». Кажется ошибочным подчеркивать это отсутствие, как будто предполагая, что Декарт отрицает какую-либо роль логического умозаключения, т. к. здесь автор явно определяет линию посылок, ведущих к выводу о существовании наблюдателя. В его других трактовках «следовательно» упоминается, а «Размышления» расширяют его.

Второе замечание заключается в ошибочности мысли о том, что cogito должно либо сопровождаться логическим умозаключением, либо быть интуитивным. Нет никакого противоречия в само собой разумеющемся восприятии утверждения с логически выводимой структурой. Среди современных философов широко распространено мнение, что modus ponens не требует доказательств, хотя в нем и содержится логический вывод. Таким образом, если утверждение содержит инференцию, то это не означает, что его принятие основано на ней, что применимо к cogito. Как утверждает Р. Декарт, «Мыслю, следовательно, существую» не выводится при помощи силлогизма - высказывание признается как нечто само собой разумеющееся простой интуицией ума.

Независимо от статуса cogito, стоит отметить наблюдение Барри Страуда: «Мыслитель, очевидно, никогда не может быть неправ, когда думает «Я мыслю». Более того, никто из тех, кто думает, не может ошибаться в том, что он существует».

Обособленное «я»

Наконец, ссылка Декарта к «я» в «Я мыслю» не предполагает наличия обособленного «я». В следующем предложении после первоначального заявления о cogito размышляющий говорит: «Но я еще не обладаю достаточным пониманием того, чем является это «я», которое сейчас необходимо». Высказывание «Мыслить, следовательно, существовать» направлено на то, чтобы принести уверенность в то, что я есть, поскольку я могу мыслить, чем бы это ни оказалось. Последующее обсуждение призвано помочь прийти к пониманию онтологической природы мыслящего субъекта.

В более общем смысле следует различать вопросы эпистемологической и онтологической зависимости. В конечном анализе Декарт считает доказанным, что зависимость наличия мысли (онтологически) от существования обособленного «я», а именно, бесконечной субстанции, Бога. Но он не отрицает того, что принятие этих онтологических вопросов эпистемически предшествует cogito: его определенность не должна зависеть (эпистемически) от метафизики, которая, по мнению Декарта, им в конечном итоге устанавливается.

Рассел против Юма

Если высказывание «мыслить, следовательно, существовать» не предполагает наличия обособленного «я», то какое тогда эпистемологическое основание введения «я» в «я мыслю»? Некоторые критики жаловались, что в ссылке на «я» Декарт поднимает вопрос, предполагающий то, что он хочет установить в выражении «Я существую». Один из критиков, Бертран Рассел, отрицает нелегитимность «я». Вторя мыслителю 18-го века Георгу Лихтенбергу, Рассел пишет, что Декарт, напротив, должен был облечь свое высказывание в форму «Мысли существуют». Он добавляет, что слово «я» грамматически удобное, но не описывает данное. Соответственно выражения «Боль существует» и «Я испытываю боль» имеют различное содержание, но Декарт называет только последнее.

Самоанализ показывает больше, чем то, что позволяет Рассел — он раскрывает субъективный характер опыта. С этой точки зрения, эмпирическая история об испытании боли содержит больше, чем выражает высказывание о ее существовании: опыт включает в себя чувство боли, плюс точку зрения - эмпирическое дополнение, которое трудно охарактеризовать иначе, чем добавив, что «я» испытываю боль, что боль моя. Сознание этого субъективного аспекта опыта не зависит от осознания метафизической природы мыслящего субъекта. Если принять, что Декарт использует «я» для обозначения этого субъективного характера, то в этом случае он не привносит то, что уже есть: «я» сознания оказывается (вопреки Расселу) первичной данностью опыта. Хотя, как убедительно утверждает Юм, самоанализ не выявляет никаких чувственных впечатлений, подходящих на роль мыслящего субъекта, Декарту, в отличие от Юма, нет необходимости выводить все наши идеи из чувственного опыта. Идея Декарта о себе в конечном итоге опирается на внутренние концептуальные ресурсы.

Ясность восприятия

Но как идеи, вытекающие из субъективного характера опыта, обосновывают основной метафизический вывод о существовании реального «я»? В одной правдоподобной линии ответа Декарт еще не намерен установить метафизический результат. Скорее, первоначальный предполагаемый результат является просто эпистемологическим. В начале «Третьего размышления» Декарт говорит, что эпистемологическая основа cogito состоит на данном этапе в том, что оно ясно и отчетливо воспринимается. Хотя правду о том, что это еще только предстоит выяснить. Cogito изначально устанавливает лишь то, что мы не можем не согласиться с нашим существованием. Более сильный метафизический результат достигается только демонстрацией достоверности ясного и отчетливого восприятия. Подобные интерпретации, конечно, подразумевают, что высказывание «Мыслить, следовательно, существовать» изначально не может считаться полноценным знанием.


Close