Презентация по слайдам

Текст слайда: Иудаи зм, иуде йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа - ивр. יהודה) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.


Текст слайда: Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: три исторических периода в развитии иудаизма: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).


Текст слайда:


Текст слайда: Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет.


Текст слайда: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един» Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила.


Текст слайда: Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: отказаться от идолопоклонства; воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; не проливать кровь; не произносить имя Бога всуе; не творить несправедливости и беззакония; не красть; не отрезать частей от живого животного.

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда:

Слайд №12


Текст слайда: Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

Слайд №13


Текст слайда: При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.) иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (имя Бога)

Слайд №14


Текст слайда: Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Слайд №15


Текст слайда:

Слайд №16


Текст слайда: Традиционное понимание в иудаизме 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» - то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. 6. Не убей. В оригинале: ר צ ח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах) 7. Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обыкновенно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство. 8. «Не кради». Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. 10.«Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.).

Слайд №17


Текст слайда:

Слайд №18


Текст слайда: Пророки в Пятикнижии Ной, Евер, Валаам, Иов, Авраам, Сара, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Мариам, Иисус Навин, Финеес Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства Девора, Илий, Анна, Самуил, Давид, Соломон, Гад, Нафан, Ахия Силомлянин Письменные пророки Великие пророки: Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил Малые пророки: Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия, Михей, Наум, Осия, Софония Другие пророки Израиля и Иудеи Самей, Илия, Елисей, Олдама

Слайд №19


Текст слайда: Священного писания Тана х (ивр. ת נ "ך) - принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует - Ветхому Завету). Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания: Тора (ивр. ת ו ר ה) - Пятикнижие Невии м (ивр. נ ב יא ים) - Пророки Ктуви м (ивр. כ תו ב ים) - Писания (Агиографы)

Слайд №20


Текст слайда: Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»).

Слайд №21


Текст слайда: Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников.

Слайд №22


Текст слайда: Один из внешних символов иудаизма с XIX века - шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.

Слайд №23


Текст слайда: Флаг Государства Израиля Герб Государства Израиля

Слайд №24


Текст слайда: Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Обряды рождения и совершеннолетия. Младенцу мужского пола делают обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. По достижении 13 лет мальчики участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.

Слайд №25


Текст слайда: Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.Текст слайда:

Слайд №29


Текст слайда: Основные направления иудаизма Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой. Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.

Слайд №30


Текст слайда: В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди

Слайд №31


Текст слайда: Консервативный иудаизм Он считал, что институты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаевъ Ортодоксальной иудаизм бщее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья - начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде). Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на сохранение еврейства и его цивилизации – это утверждение национальной независимости.

Cлайд 1

Cлайд 2

Введение Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже “мозаизм”)- по имени легендарного законодателя евреев. Основной источник изучения древнееврейской религии-Библия. Других, независимых от нее источников почти нет. Библия - по-гречески означает “книги” (перевод еврейского соферим с тем же значением).

Cлайд 3

Запреты К древнейшей же эпохе относится множество запретов - табу. Одни из них связаны с половой жизнью и коренятся, видимо, в обычаях общинно-родового строя; другие - с пищей. Многочисленные пищевые запреты - запрещение есть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, многих птиц и пр. - связаны по происхождению, очевидно, с условиями скотоводческого кочевого хозяйства, но корни их не совсем ясны: верблюда было запрещено убивать на еду, вероятно, потому, что это главный рабочий и тягловый скот пустыни; свинью - потому, что это типично “оседлое” животное, принадлежащее земледельческим народам, с Которыми кочевники были во вражде. Большинство пищевых запретов давно оторвалось от своего хозяйственного основания и приняло чисто религиозную окраску; корни их распознать трудно. Один из самых строгих запретов касался употребления в пищу крови.

Cлайд 4

Культ Ягве Наконец, в древней допалестинской эпохе кроются корни культа национального бога Ягве, ставшего впоследствии не только, главным, но даже единственным предметом почитания для всех евреев. Вопрос о происхождении культа бога Ягве, этой центральной фигуры еврейской религии,- самый важный вопрос в изучении иудаизма, но в то же время и наиболее трудный. В науке он до сих пор окончательно не решен. Самое имя Ягве, или Яхве (раньше неправильно читали Иегова; некоторые полагают, что древняя форма имени была Ягу), не поддается убедительной расшифровке. Возможно, что оно не еврейское по происхождению. Для самих евреев Ягве не всегда был общим богом. Он даже не был вначале богом всех израильтян - основного ядра еврейской группы племен. Но тут есть неясность. Обычно считается, что Ягве был богом собственно племени иудеев, а уже потом стал общенациональным богом всех евреев-израильтян.

Cлайд 5

Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с тем, конечно, и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию. От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных праздников, связанных с земледелием: маццот - весенний праздник опресноков, который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот - пятидесятница, праздник жатвы пшеницы; суккот - праздник кущей, в честь сбора плодов, и др. Палестинский период

Cлайд 6

Раввинат Однако огромное большинство евреев, особенно еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих, по-прежнему находилось в духовном рабстве у раввинов-талмудистов. Дух Талмуда продолжал господствовать в синагогальных общинах. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов. Чтобы легче было разобраться в обширных талмудических правилах, еще в XVI в. в качестве своего рода справочника-конспекта Талмуда был составлен свод религиозно-обрядовых правил - Шулхан-Арух, призванный служить как бы настольной книгой религиозного еврея. Ни одна другая религия мира не наполнена до такой степени мелочными предписаниями.

Cлайд 7

Модернизм. Государство Израиль В новейшее время - с начала XIX в. - стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие “просвещенные” защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он объявлен государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические принципы. Смешанные браки, евреев с неевреями, запрещены законом.



Звезда Давида – эмблема в форме шестиконечной звезды, в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида


Менора (евр. букв. «светильник») – золотой семи ствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из 48 древнейших символов иудаизма. Менора изображена и на гербе государства Израиль.


Догматы иудаизма 1. Вера в единого бога (Иегова, или Яхве). 2. Вера в приход Мессии (Машиах). 3. Вера в существование загробного царства. 4. Вера в богодухновенность Ветхого Завета. 5. Вера в бессмертие души. 6. Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология). 7. Богоизбранни- отчество еврейского народа


Иудейский культ Молитва (утренняя, дневная, вечерняя). Тфилин – ящичек кубической формы с ремнем, внутри которого находится пергамент с ветхозаветным текстом. Носят мужчины старше 13 лет. Синагога – от греч. «собрание»; помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога – это прежде всего место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве.


Мезуза – это небольшой свиток, изготовленный из кожи животного. На ней рукой опытного переписчика (сойфера) особым шрифтом на еврите написаны отрывки из Торы, в которых упоминается эта заповедь. Цицит – сплетённые пучки нитей (часто шерстяных), которые надлежит носить мальчикам и мужчинам, прикрепив их к одежде, имеющей четыре угла, к каждому из этих углов. В частности, цицит является атрибутом талита, молитвенного одеяния.


Миква (в переводе с еврита – «скопление вод») – бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом. Согласно законам семейной чистоты, в микву должна окунаться женщина после того, как закончится период ее ежемесячной «нечистоты» (нида). Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения. Можно сказать, что миква – это основа семейной жизни и залог продолжения еврейского рода. Обрезание – знак священного союза на теле еврея; выполнив эту заповедь, человек вступает в союз со Всевышним, Богом Израиля. Время об- резания – восьмой день жизни ребенка. Именно на восьмой день после рождения сына надо сделать ему обрезание, но не раньше. Тот, кого не обрезали в детстве, обязан позаботиться о собственном обрезании, когда вырастет.


Иудейские праздники Рош ха-Шана (буквально переводится как «голова года»), праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. Праздник Рош ха- Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году.




Праздник Суккот – праздник шалашей (кущей) в память странствия иудеев по пустыне – продолжается восемь дней. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом.






Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. За 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением. После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву. После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Запрещенные виды работы в субботу: 1. Производство пищи. 2. Изготовление одежды. 3. Строительство жилища и разведение огня. 4. Писание букв, изготовление красителей и материалов для письма


Священные книги иудаизма. Ветхий завет (Танах) – «писаный закон»: Закон, Учение, Пророки и Писания. С 13 в. до н. э. Танах иногда называют Еврейской Библией. Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Талмуд – «неписаный закон», IV в. до н. э. – IV в. н. э., 2947 листов (19 томов на английском языке, на русский полностью не переводился).

И У Д А И З М

ИУДАИЗМ Самая древняя религия в единого Бога, вера одного народа – евреев.

Авраам был потомком Ноя. Был он очень богат, имел большие стада овец, коров, верблюдов, много золота и серебра. Он заключил с Богом священный договор – ЗАВЕТ. Однажды Бог сказал ему «Мой возлюбленный Авраам, уйди из земли, в которой ты теперь живешь. Я введу тебя в большую, прекрасную землю, которую Я отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через которого все земные народы будут благословенны». Называлась эта земля Ханааном. Позже ее стали называть Землей обетованной.

Авраам и его жена Сара дожили до старости, а детей у них не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Однажды в жаркий полдень в дубовой роще у дома Авраама появились три странника: ноги покрыты пылью, ноют от жары и усталости. Авраам гостеприимно принял их. Оказалось, что в образе странников были ангелы, которые за доброту возвестили Аврааму о том, что скоро его жена родит сына. Сына назвали Исааком.

Однажды Бог решил испытать Авраама и сказал ему «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву». Авраам подумал «Бог хочет этого и я должен исполнить волю Божию.

Когда они поднялись на гору, Авраам построил алтарь, положил на него дрова, затем связал Исааку руки и ноги, положил на дрова. Послушный мальчик позволял делать с собой все, что хотел отец. И вот Авраам взял в руки острый нож и занес его, чтобы заколоть Исаака, но тут раздался голос «Авраам! Не поднимай руки на сына твоего, потому что теперь я знаю, что ты боишься Бога». Взамен в жертву был принесен баран чудесным образом появившийся рядом. За верность Бог обещал Аврааму, что его потомство умножится «как звезды небесные и как песок на берегу моря».

У Иакова, сына Исаака было 12 сыновей, от которых пошли двенадцать еврейских племен, или колен. Самым любимым сыном был один из младших – Иосиф. Иосиф был скромный и простодушный мальчик, никогда никого не обманывал. Не мог он обмануть и отца и всегда ему рассказывал, что делают его старшие братья. Братья же все больше и больше сердились на мальчика и однажды продали его в рабство торговцам, ехавшим на верблюдах в Египет. Там он попал в тюрьму.

Но Бог дал Иосифу чудесный дар истолкования снов. Однажды в темнице он растолковал сны сидевшим с ним виночерпию и хлебодару, за это они обещали помочь ему в освобождении. Однажды фараон увидел странный сон, как семь тощих коров съедают семь тучных, а семь тощих колосьев уничтожают семь налитых зернами. Никто не мог разгадать этот сон и тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Иосиф объяснил, что Египет после семи урожайных лет ждут семь лет неурожая и голода. Он посоветовал фараону запасать зерно, чтобы пережить голодные годы. Фараон сделал Иосифа своим главным советником.

Голод наступил не только в Египте, но в земле Ханаанской. Узнав, что в Египте можно достать хлеба, Иаков отправил туда своих сыновей. Иосиф узнал братьев, но не подал вида. Братья получили мешки хлеба, в которых по приезду домой обнаружили еще и деньги. Второй раз отправились братья в Египет.

Не выдержал больше Иосиф и признался, что он их проданный в рабство брат. Бросились братья в объятия друг друга, просили прощения, плакали при этом от радости. По велению фараона Иосиф, его отец и братья с женами и детьми получили в Египте лучшие земли.

Так все евреи из Ханаана переселились в Египет.

Иосиф умер, к власти в Египте пришел новый фараон. Он, опасаясь, что евреи примкнут к врагам Египта, превратил их в рабов. Евреи с утра до ночи трудились на стройках и на полях, но их становилось все больше и тогда фараон приказал умерщвлять всех младенцев мужского пола. Одна еврейка, чтобы спасти своего сына, сплела корзинку из прутьев, положила туда мальчика и спрятала в камышах на берегу Нила. Через некоторое время на берег пришла царевна со своими служанками и нашла прекрасного младенца. Ей стало жаль его и она забрала его во дворец, где он вырос вместе с царскими детьми. Она назвала его Моисеем.

Когда Моисей вырос, то однажды увидел, как надсмотрщик издевается над евреями и убил его. Затем вырыл яму в песке и закопал. Но фараон узнал об этом и захотел лишить жизни Моисея. Моисей бежал в другую страну. Однажды Моисей пас овец около горы, на которой рос кустарник. Вдруг Моисей увидел, что один куст пылает пламенем, но при этом все его листики целы и услышал голос «Я Бог отцов твоих. Я вижу как тяжело израильтянам в Египте, я слышу вопли их и решил спасти их. Моисей, иди в Египет и выведи из Египта народ Мой, детей Израиля и введи их в землю ханаанскую, где течет мед и молоко»

Моисей пришел в Египет, но фараон отказался отпускать евреев. Тогда Бог наслал на египтян десять страшных бедствий, которые стали называться казнями египетскими:

  • Сначала вода в реке превратилась в кровь, и египтяне могли пить ее;
  • Из всех щелей выползали лягушки и жабы, вползали в дома, в горшки с кушаньем
  • вся пыль дорог обратилась в маленьких, кусающихся мошек
  • Появились слепни и большие мухи
  • Напал мор на домашний скот
  • На людях и животных появились нарывы, от которых было очень больно
  • Началась буря с градом
  • Нашествие прожорливой саранчи, которая уничтожила все посевы
  • Тьма опустилась на Египет и никто не мог видеть друг друга.

Десятая – самая страшная казнь заключалась в том, что во всех египетских семьях умерли старшие сыновья. Перед этим Бог повелел евреям совершить ритуальную трапезу, приготовив жареного ягненка. Его кровью следовало помазать косяки и перекладины дверей, чтобы ангел смерти миновал еврейские дома. По преданию с тех пор ведет свое начало еврейский праздник ПЕСАХ. Только после этого фараон приказал отпустить евреев.

Евреи покинули Египет. Однако фараон отправил за ними погоню и почти настиг их у берега моря. Тогда Моисей поднял свой посох, воды моря расступились. Евреи по морскому дну, как по сухому пути, перебрались на другую сторону. Фараон со своим войском тоже хотел перейти по морскому дну, но когда он достиг середины моря, вода с обеих сторон соединилась опять и фараон со своим войском и лошадьми погиб в его пучине.

НО на этом испытания евреев не закончились. Они шли по пустыне, где не было ни воды, ни еды. Евреи начали роптать «Лучше бы мы остались в Египте, там у нас была вода и мясо. И тогда Бог послал им пищу: каждое утро евреи просыпались и видели, что земля покрыта какими-то белыми крупинками, имеющими сладкий вкус. Израильтяне назвали ее манною небесной, собирали ее и варили из нее кушанье, пекли хлеб.

Во время странствия по пустыне Бог призвал Моисея на гору Синай, где тот пробыл сорок дней. Там он получил от Бога две каменные доски с десятью заповедями, которые назвали скрижалями.

ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ:

  • Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме меня
  • Не сотвори себе кумира. Не молись изваяниям и не приноси им жертвы
  • Не произноси напрасно имени Божия
  • Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Господу твоему.
  • Почитай отца своего, и мать свою и хорошо тебе будет
  • Не убивай
  • Не прелюбодействуй
  • Не кради
  • Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего
  • Не пожелай жены ближнего твоего, ни скота его, ни дома, ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Евреи странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в Ханаан. Прошло много лет, и они создали там могущественное Израильское царство со столицей в городе Иерусалиме.

Во времена правления царя Соломона в Иерусалиме был построен храм, где в особом ларце – Ковчеге хранились скрижали, данные Богом Моисею. После смерти Соломона Иерусалим был захвачен, иерусалимский храм разрушен, многие евреи уведены в Вавилон. Вскоре Вавилон был захвачен персами. Евреи вернулись в Иерусалим, восстановили храм, но и он был разрушен следующими завоевателями – древними римлянами. Скрижали пропали вместе с Ковчегом. До сих пор любители артефактов пытаются найти их. Произошло это событие в 70г. н.э., когда уже существовало христианство. Большинство евреев покинули родину, расселившись по разным странам.

Эти события положили начало жизни евреев вдали друг от друга и от земли своих предков – древнего Ханаана. Только иудаизм помогал им сохранять древние традиции и ощущать себя одним народом.

Иудеи верят в единого Бога – Яхве или Иегова. Бог – Творец и Владыка мира бестелесен и Его нельзя увидеть. Поэтому изображения Бога строго запрещено в иудаизме.

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим »

Священное писание иудеи называют Танах. Они считают, что в нём сам Бог открыл им истину. Первая его часть называется Пятикнижие, или Тора. Священное писание иудеи называют Танах. Они считают, что в нём сам Бог открыл им истину. Первая его часть называется Пятикнижие, или Тора.

На протяжении многих сотен лет иудеи, проживавшие в той или иной стране объединялись в общины, во главе которой стоял раввин – человек хорошо знающий священное писание - Танах.

Местом собрания членов иудейской общины является синагога.

Главной традицией для евреев является соблюдение субботы (шаббат). Шабат (суббота) – седьмой день недели, когда Бог, сотворив мир, «почил от всех дел». В этот день иудеям категорически запрещается работать. Суббота – семейный праздник, который иудеи посвящают особым молитвам и обрядам.

Рош-ашана – еврейский Новый год. Празднуется два дня в сентябре-октябре. Это День суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Во время праздничного угощения принято обмакивать хлеб в мед, а также есть яблоки с медом. Это символ того, что наступающий год будет сладким, т.е. удачным. Во время праздничных болгослужений обычно трубят в бараний рог – шофар. Звук шофара означает для всех иудеев призыв к покаянию. С этого дня наступают десять «грозных дней» покаяния.

Йом-кипур – Судный день. В этот день все иудеи соблюдают строгий пост и все время проводят в молитвах. На протяжении Йом-кипура действуют пять запретов. Нельзя:

есть и пить,

умываться,

чем-либо покрывать кожу,

носить кожаную обувь.

Песах (пасха) – отмечается в память о выходе евреев из Египта. В дни праздника иудеям запрещено есть любую пищу, подвергшуюся хоть какому-брожению: кефир, сметану, пироги и хлеб из дрожжевого теста. Поэтому евреи изготавливают специальный пресный хлеб – мацу. Песах (пасха) – отмечается в память о выходе евреев из Египта. В дни праздника иудеям запрещено есть любую пищу, подвергшуюся хоть какому-брожению: кефир, сметану, пироги и хлеб из дрожжевого теста. Поэтому евреи изготавливают специальный пресный хлеб – мацу.

Шавуот (Пятидесятница) – наступает на пятидесятый день после Песаха. В этот день иудеи отмечают дарование Моисею Богом скрижалей с десятью заповедями на горе Синай. В праздник Шавуот принято читать в синагоге книгу Руфь. Также существует обычай не спать всю ночь праздника, подготавливая себя учением и молитвами к дарованию Торы. В этот день также запрещена работа.

1. Каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу.

2. Подсвечник с семью ветвями.

3. Как иудеи называют своё священное писание?

4. Человек, который объясняет священное писание

5. Главный праздник

5. Главный праздник иудеев.

Что еженедельно соблюдают евреи?

Еврейские праздники подразделяются на две основные категории: праздники, установленные в Пятикнижии, и праздники, добавленные в позднейшие периоды. Первая группа: Суббота (которая не является праздником в прямом смысле), три паломнических праздника – Песах, Шабуот, Суккот; еврейский Новый год и Судный день, а также дни новолуния. Вторая группа: Пурим, Ханукку, Ава пятнадцатое и др.

ШАББАТ (Суббота) День отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы.

СУДНЫЙ ДЕНЬ (день искупления) Название главного дня еврейского литургического календаря, дня поста, покаяния и отпущения грехов.

ШАБУОТ (Пятидесятница) Справляется на 50-й день после второго дня Пасхи. В древности он был связан с земледелием и отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре Шабуот потерял свое назначение праздника урожая, и евреи связали его с пасхой. Шабуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода.

ПЕСАХ (Пасха) Весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни - праздничные в полном смысле, нерабочие, как суббота; в остальные дни работа разрешается.


Close