На проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Сукарно, и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Народы мусульманской культуры, жившие на пространстве Северной Евразии, войдя в состав русского государства, со временем оформились как «русское мусульманство» - особая субцивилизационная культурно-религиозная общность в составе российской цивилизации. Идентифицируя себя с русским государством и российской цивилизационной общностью, они, тем не менее, сохраняли и свою исламскую идентификацию, позволявшую обрести культурно-религиозную индивидуальность в инокультурной (русской) и инорелигиозной среде. Так, в XIX - начале XX века с появлением мусульманского населения в русских городах за пределами исторического расселения мусульманских народов, практически одновременно появлялась и мечеть с профессиональными священнослужителями, содержащимися за счет общины правоверных. При этом в кризисные периоды исторического развития страны на первый план выходила именно мусульманская идентификация, примером чего может служить история Московской соборной мечети.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVIв. Осада Едигеем Москвы в 1408г. Горят посады вокруг Кремля. Картинка взята из сборника «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси» 1981г. Москва, изд. «Советская Россия», стр. 408, тир. 30 000. На четырех остроконечных шпилях хорошо видны полумесяцы! (Для увеличения нажмите на рис.)

История московской мусульманской общины прослеживается с XIV века. Именно в этот период, совпавший с исламизацией Золотой Орды, на территории Кремля возникает Ханский (Татарский) двор - постоянное представительство ордынской администрации при московском великокняжеском престоле. К этому же времени относится возникновение поселения Ордынцы в Замоскворечье, обосновавшегося вдоль проходящей в Орду Ордынской дороги (ныне - улица Большая Ордынка). Там жили выходцы из Золотой Орды, пригонявшие на продажу в Москву табуны лошадей, а также «тяглые» люди, обязанные возить в Золотую Орду поклажу.

Освящение собора Покрова на Рву в 1557г., Кремль на фоне, одна мечеть-минарет еще оставалась (Для увеличения нажмите на рис.)

Число представителей ордынской знати среди московских жителей особенно возросло в XV веке при князе Василии II Темном. Выкупившись в 1446 г. из казанского плена, он привел с собой множество татарских вельмож, включив их в состав своих «служилых людей». Некоторые из них со временем приняли православие, однако значительная часть сохраняла приверженность исламу. Татарская исламизированная знать в лице «служилых царевичей» - чингизидов - стала играть видную политическую роль при дворе московских государей.

В Замоскворечье располагались посольские представительства (подворья) мусульманских государств, возникших после распада Золотой Орды: с 1532 г. в документах Посольского приказа стал упоминаться Крымский двор, вблизи которого по Калужской дороге возникло первое в Москве татарское кладбище, а с 1535 г. известен Ногайский двор. В Замоскворечье расселялись и представители мусульманского купечества, которых Москва привлекала в качестве важного узлового пункта торговых путей между Западной Европой и Востоком. Развитие торгово-экономических и дипломатических связей Московской Руси со странами мусульманского Востока явилось причиной появления новой группы мусульманских жителей столицы. Ими стали толмачи Посольского приказа - переводчики с восточных языков, служившие в русском дипломатическом ведомстве. Компактное поселение толмачей сложилось в Замоскворечье в местности Кадаши.

Карта Москвы Франса Хогенберга 1575 г. Возжожно, что иностранный гравер XVIв. имел перед собой более ранний рисунок кремля, до его перестройки в конце XV в. И тогда перед нами первый каменный кремль 1367г., – город времен Мамая и Дмитрия. Выделяется прежде всего, многоэтажный царский Терем, что значит «недоступный, запретный», родственные слова: гарем, храм, тюрьма. Только на одном здании видим крест, купол у него остроконечный как у западноевропейских церквей. Остальные подобные, вероятно, также культовые сооружения, имеют округлые купола, характерные более для мечетей. Возле центрального есть даже башня, похожая на минарет (колокольня Ивана Великого?). Примечательно, что большинство храмов имеют вход с южной стороны, что характерно для мечетей, у церквей вход делают обязательно с западной. Часть изображенных храмов имеют те и другие входы. Жилые кварталы напоминают воинские казармы. Кремль – это убежище правителя и его ближайшего окружения, лучшего войска двора. Видимо, в Кремле в XIV-XVв. были мечети, но когда делали картинку в XVIв., со старого оригинала убрали неактуальные уже полумесяцы. (Для увеличения нажмите на рис.)

С 1619 г. в официальных документах среди «иноземных» московских слобод, жители которых пользовались определенной административной и религиозной автономией, упоминается замоскворецкая Татарская слобода, сложившаяся на основе ранее существовавших компактных поселений мусульман.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII веков в Москве сформировалась хотя и небольшая, но достаточно стабильная и компактная мусульманская община с центром в Замоскворечье и отдельными вкраплениями в других районах российской столицы. В XVIII веке эта община представляла собой заметную величину. Ее социальный состав претерпел существенные изменения: представители мусульманской знати и толмачи-переводчики постепенно исчезают (ввиду христианизации и перевода дипломатического ведомства в новую российскую столицу - Санкт-Петербург), зато возрастает число торговцев, домашней прислуги и работников-отходников. Кроме того, в числе московских мусульман появляются солдаты и офицеры местного гарнизона, а также военнопленные турки.

Что касается мечети, то в той или иной форме она существовала с первых лет появления московских мусульман. Вначале это были временные сооружения для религиозных обрядов или проведения богослужений на открытом воздухе. Позднее можно встретить упоминания о существовании в 1712 г. в Замоскворечье уже стационарной мечети. (РГАДА, ф. 131, оп. 1-а, д.1) . Деревянная татарская мечеть в Замоскворечье упоминается в переписи московских домовладений 1744 г. После известных указов императрицы Екатерины II о веротерпимости, обнародованных в 1773 г., можно говорить об оформлении московской мусульманской общины как централизованной структуры, имеющей свое стабильное руководство в виде профессионального духовенства.

В ноябре 1818 г. был утвержден первый «мулла и хатып» молитвенного дома С.М.Асханов . В 1823 г. московский генерал-губернатор разрешил строительство каменного молитвенного здания в Пятницкой части Замоскворечья на участке купца первой гильдии Н.Хашалова (Хамалова) . Однако это разрешение было оговорено условием, «…чтобы дом… отнюдь строим не был в виде мечети, и не назывался бы мечетью» . Только после перестройки здания в 1881-1882 гг. с возведением минаретов и купола оно приобрело вид мечети. Юридический статус первой московской мечети соответствовал мухтасибату - среднему звену Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в Уфе.

Мечеть на Татарской ул. (Для увеличения нажмите на рис.)

На рубеже XIX-XX веков отмечен рост мусульман в Москве. Если в 1866 г. лиц «магометанского вероисповедания» в Москве насчитывалось 339 человек, то в 1882 - уже 1,5 тыс., в 1897- 4,2 тыс., а в 1902 г.- 5,9 тыс. Помимо Замоскворечья, места компактного расселения мусульман возникают и в других районах города - в Тверском, Мясницком и Сретенском участках. Радикально меняется социальный состав мусульманской общины.. Возрастает число работающих по найму на московских промышленных предприятиях, представителей торгово-промышленного капитала. В Москве складывается группа национальной мусульманской интеллигенции джадидской ориентации, благодаря которой город превращается в один из видных центров российской мусульманской культуры.

Упомянутые социальные группы (купечество и интеллигенция) становятся главными проводниками идей национально-религиозной самоидентификации российских мусульман. При этом богатейшие купцы и промышленники не просто финансировали религиозную деятельность мусульманской общины. Они направляли ее в нужное им русло, являясь в то же время активными прихожанами. Именно им принадлежит заслуга в создании второй Московской мечети.

Соборная мечеть в начале XX века. (Для увеличения нажмите на рис.)

К 1904 г. новая мечеть была построена на территории Мещанской части Москвы, а 27 ноября того же года ее первый имам-хатыб Б.Алимов ходатайствовал о разрешении проведения в ней первого намаза.

Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики рассматривали российских мусульман как представителей угнетенных национальностей, пострадавших от царского самодержавия, считая их своими естественными союзниками. Мусульманское население России в большинстве своем поддержало установление советской власти, а видные представители духовенства и мусульманской элиты джадидского направления даже выразили свою готовность с ней сотрудничать. Несмотря на антирелигиозный в целом пафос новой власти, ее отношение к исламу поначалу было более благожелательным, чем к другим религиям. Вплоть до середины 1920-х гг. мусульманские религиозные организации в стране прямому давлению не подвергались. Это, в частности, сказалось и на состоянии мусульманской общины Москвы, в которой продолжали действовать две мечети.

Во второй половине 1920-х гг. благожелательное отношение властей к исламу сменяется подавлением мусульманской религиозной жизни и культуры, что не могло не затронуть московских мусульман. В 1927 г. имама Фаттахиддина , жившего в домике во дворе Соборной мечети, выслали из Москвы, а позднее - репрессировали (ЦМАМ, ф. 3004, оп. 1, д. 35). Новый имам А.Сулеймани , возглавивший столичную мусульманскую общину в 1929 г., также недолго находился на этом посту: в начале 1930-х гг. он был арестован.

Начавшаяся вслед за этим волна «большого террора», уничтожившая едва ли не всю мусульманскую духовную элиту России, захватила и столичную мусульманскую общину: в 1936 г. власти закрыли первую Московскую мечеть. В связи с тем, что к этому времени уже были закрыты мечети в городах Касимове (Рязанская обл.) и Ярославле, Костроме и Твери, Пензе и Нижнем Новгороде, вторая Московская мечеть осталась единственной, которая действовала на территории всей Центральной России. Ликвидировать ее власти не решились, поскольку ценили важность неофициального дипломатического канала для налаживания связей СССР с мусульманскими странами, в чем советское руководство всегда было крайне заинтересовано.

Данным обстоятельством московские мусульмане весьма успешно воспользовались. В 1957 г. посол Ирана в СССР Ансари в беседе с имамами Московской соборной мечети вспоминал о том, как в 1930-е гг. даже в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды живший в подвале мечети имам регулярно рассылал в посольства мусульманских стран приглашения на праздничные богослужения.

Как и все православные, мусульманские религиозные организации Советского Союза, община Московской соборной мечети заняли ярко выраженную патриотическую позицию во время Великой Отечественной войны. Наглядным примером этого явился сбор средств на танковую колонну для Красной Армии, за что в марте 1943 г. были удостоены благодарственной телеграммы от Верховного Главнокомандующего.

В годы войны произошла частичная нормализация отношений Советского государства и религиозных, в том числе мусульманских, организаций, что выразилось в ослаблении атеистического диктата и расширении религиозных прав верующих. В мае 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР, на который возлагалась задача по осуществлению связей между правительством и неправославными религиозными объединениями.

Стабильное положение Московская соборная мечеть продолжала сохранять и в первые послевоенные годы. В 1945 г. ее община получила официальную регистрацию в Совете по делам религиозных культов при Правительстве СССР. В 1949 г. между Исполнительным органом, получившим официальное наименование Религиозного общества мусульман города Москвы, и исполкомом Дзержинского районного совета депутатов трудящихся был заключен договор о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети (ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 29). После окончания войны и возвращения домой солдат-фронтовиков число прихожан Московской мечети существенно увеличилось.

В 1946-1947 гг. оно составляло около двадцати тыс. человек, а вместе с жителями Замоскворечья и ближнего Подмосковья достигало тридцати тысяч. В составе верующих женщин было не меньше, чем мужчин, хотя на 60-70% мечеть все же посещалась именно мужчинами. Прихожане в возрасте до 25 лет составляли 15%, от 25 до 40 - 35%, от 40 до 60 - 35%, старше 60 - 15%. Эти данные говорят о том, что старшие возрастные категории в составе верующих мусульман вовсе не являлись доминирующими.

На пятничные богослужения обычно собиралось по шестьсот-семьсот мужчин и около трехсот-четырехсот женщин. В дни больших мусульманских праздников посещаемость мечети многократно возрастала: в 1947-1948 гг. на празднование Ураза-Байрам и Курбан-Байрам собиралось до десяти тысяч мужчин и около двух-трех тысяч женщин. Молящимися были заполнены не только двор и прилегающий к нему Выползов переулок, но даже улица Дурова, что создавало весьма серьезное препятствие для транспортного движения.

По своему социальному положению большинство верующих московских мусульман было представлено рабочими и служащими преимущественно низкооплачиваемых категорий. Значительную группу составляли работники торговой сети, молодежь. Следует признать тот факт, что мусульманская община Москвы не только возросла численно, но и смогла сохранить естественную духовную преемственность между поколениями. Тем не менее личные ходатайства религиозного общества на стесненные условия богослужебной деятельности, благоустройства территории мечети, в домиках - флигелях которой жили обычные москвичи, отклика у властей долгое время не находили.

И лишь в 1957 г. распоряжением Мосгорисполкома один из флигелей был передан Религиозному обществу мусульман и было разрешено на старом фундаменте построить новое кирпичное здание площадью в 250 квадратных метров, которое и было завершено в 1958 г. Правда затем еще долгое время «утрясались» юридические и организационные стороны этой передачи. Похоже власти больше опасались, что дополнительные помещения, полученные мечетью, могут быть использованы не для протокольно-представительских мероприятий, а с целью проведения дополнительных богослужений.

На этом примере можно отчетливо проследить борьбу двух линий государственной политики в отношении к религиозным, в том числе, мусульманским организациям - прагматической и идеологической, когда попеременно брали верх то первая, то вторая. С одной стороны, 50-е годы XX века были отмечены нарастанием политико-административного диктата властей в отношении исламских служителей культа, одним из проявлений которого стало мощное давление на них налоговых органов. При этом жалобы священнослужителей и верующих на произвол в сфере налогообложения, по обыкновению, оставались без удовлетворения. С другой стороны, когда представители государственной власти проявили явную заинтересованность в привлечении духовенства Московской Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР для усиления влияния страны в мусульманском мире, руководство мусульманской общины не преминуло этим воспользоваться.

И в условиях пристального внимания ведущих политиков исламского мира и видных представителей зарубежной мусульманской общественности к религиозной жизни московских мусульман административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал ослабевать, а международная деятельность Московской соборной мечети приобрела иное измерение.

Важное значение в укреплении связей СССР со странами Арабского Востока имело участие советских мусульман в хадже 1956 г. Правда, делегация паломников из СССР включала тогда лишь двадцать человек, четырнадцать из которых представляли Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, четыре - Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, по одному - Духовные управления Северного Кавказа и Закавказья.

Паломники посетили в Каире известный исламский университет «Аль-Азхар» и беседовали с его главным шейхом А.Тажем , были приняты Генеральным секретарем Исламского конгресса Египта А.Садатом (будущим Президентом страны) и муфтием Египта Х.Мамудом .

В 1956-1958 гг. международная деятельность руководителей Московской соборной мечети становится особенно разнообразной в связи с подготовкой и проведением в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В этот период столицу посетили представительные делегации ведущих политиков из многих мусульманских стран, Московская мечеть сделалась своеобразным мостом между мусульманами Центральной России и зарубежным мусульманским миром.

Сложный период в истории столичной мечети и ее прихожан приходится на 1959-1969 гг. Именно в это время на них снова усиливается административный нажим, начинается новая волна антирелигиозных гонений, поскольку политика властей в отношении религиозных объединений резко ужесточается. Такая перемена была связана с тем, что, провозгласив в 1959 г. курс на «развернутое строительство коммунизма», руководство страны стало активно проводить линию на полное вытеснение религии как пережитка капитализма из жизни советских людей. Власти были особенно обеспокоены тем, что Религиозное общество мусульман Москвы, располагавшее единственной действующей мечетью на территории всего Центрально-Европейского региона России, благодаря широким международным связям сумело значительно укрепить свое положение, существенно расширив влияние на верующих.

Довольно серьезную опасность, угрожающую функционированию Московской соборной мечети, представляли действия властей по дискредитации руководства столичной мусульманской общины. С этой целью нередко обострялись разногласия, порой возникавшие внутри руководящего состава религиозного общества. В 1959 г. таким способом удалось добиться устранения председателя Исполнительного органа мечети Айсина , обвиненного в финансовых злоупотреблениях. В 1960 г. были инспирированы обвинения от некоторых представителей мусульманской общины, согласно которым имам-хатыб Салихов якобы окружил себя «жуликами, спекулянтами и земляками», ведет себя аморально (проявившемся в повторном вступлении в брак), поддерживает связи с лицами, враждебными советской власти. Попытки скомпрометировать духовного лидера московских мусульман продолжались до его кончины в начале 1963 г.

До середины 1970-х гг. активных действий по ограничению деятельности Московской соборной мечети, остававшейся единственным мусульманским духовным центром всего Центрально-Европейского региона, не предпринималось. В значительной мере это явилось заслугой лидеров столичной мусульманской общины. Советское руководство по-прежнему было крайне заинтересовано в международной деятельности ее руководителей, а она все эти годы продолжала оставаться интенсивной. Посещение столичной мечети сделалось, по сути дела, обязательным протокольным мероприятием для иностранных делегаций с Востока, причем присутствовавшие на богослужениях зарубежные гости могли свободно общаться со своими советскими единоверцами.

Вместе с тем власти стали опасаться, что неформальные контакты советских и зарубежных мусульман приведут к укреплению идеологических позиций ислама. Отсюда новые меры давления, всяческие усилия сократить контакты.

Например в программе приема делегаций из мусульманских стран столичная мечеть оказывалась лишь одним из пунктов краткой остановки на пути из музея Ленина в подмосковный совхоз или на текстильную фабрику. Однако многолетние связи с зарубежными единоверцами, наработанные духовными лидерами московских мусульман за истекшие десятилетия, это уже не могло разрушить. Именно это во многом помогло сохранить мечеть на рубеже 1970-1980-х гг., когда в непосредственной близости от нее началось сооружение спортивного комплекса к предстоящей в 1980 г. Московской Олимпиаде, предусматривавшее, кстати, снос здания мечети.

После 1985 г., в условиях перестройки, утверждение религиозной свободы и нормализации отношений государства с конфессиональными организациями все более становилось реальностью. Таким образом, деятельность соборной мечети в советский период российской истории наглядно показала, что даже в условиях тотального атеистического диктата, мусульмане, жившие в городах Центральной России, осознавая себя советскими людьми, гражданами СССР и патриотами своей страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны, все же стремились удержать и свою религиозную самоидентификацию в качестве мусульман. Они группировались вокруг немногих сохранившихся на территории Российской Федерации мечетей и уцелевших священнослужителей. При этом особая роль в сохранении религиознокультурной самоидентификации не только московских, но и всех российских мусульман, бесспорно, принадлежит Московской Соборной мечети, отметившей в 2004 году свое 100-летие.

Работа подготовлена при содействии РГНФ (проект № № 06-03-00046а).

В исследовании использованы также архивные фонды: ЦАНТДМ - Центральный архив научно-технической документации г. Москвы; ЦМАМ - Центральный муниципальный архив г. Москвы; ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.

Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века. Н. Новгород, 2002. С. 117.

Рисунки и комментарии: http://borgheus.livejournal.com/9207.html и др.

Текст: http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2007/Moskovskaya%20sobornaya%20mechet.pdf

В 2011 году стало окончательно ясно, что Соборная мечеть (Проспект мира) пришла в негодность: часть здания, возведенного в 1904 году обвалилась из-за многочисленных трещин. Однако в сентябре 2015 реконструированный и перестроенный храм вновь открыл свои двери.

Традиционно во время крупных мусульманских праздников толпы верующих можно наблюдать на Кольцевой ветке метро и вблизи станции «Проспект мира». Даже те, кто не знает точно, где находится главная московская мечеть, может легко это определить по этим признакам.

Дело в том, что в российской столице существует лишь 4 храма для мусульман, и рядом со спорткомплексом «Олимпийский» находится самый большой из них. С 2011 по 2015 год мечеть была недоступна из-за капитальной реконструкции и расширения старого здания, ставшего более чем за век использования аварийным.

По оценкам экспертов, строительство обошлось примерно в 200 тысяч долларов США. Основным источником финансирования считается дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, ставший главным спонсором и удостоившийся именной таблички на стене здания. Также свой вклад внесли правительство Турции и еще один российский миллионер Михаил Гуцериев. И эти деньги были потрачены с умом: здание состоит из 6 уровней, его общая площадь увеличилась примерно в 20 раз, для мужчин и женщин есть отдельные входы, также оборудованы пандусы и лифты для маломобильных слоев населения. Кроме того, планируется, что здесь будут проводить экскурсии, для одиночных туристов также двери храма всегда открыты.

Открытие перестроенного здания состоялось 23.09.2015. На церемонии помимо представителей духовенства присутствовали Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы некоторых российских республик.

В своем дизайне Московская соборная мечеть (Проспект мира) соединила мусульманские традиции и некоторые черты русской архитектуры. Например, минареты напоминают по форме башни Кремля.

Факты

Московская соборная мечеть (Проспект мира) в советское время была единственным действующим мусульманским храмом в Москве.

Перед Олимпиадой 1980 года было решено снести здание, однако на его защиту встали послы арабских стран и российские религиозные деятели.

Она является самой большой в Европе и одной из двух самых высоких в РФ (наряду со строящейся в Уфе). Вместимость составляет около 10 тысяч людей.

Значительную часть вещей для внутреннего убранства пожертвовало правительство Турции. В частности, из-за границы были доставлены парадные двери, люстры, а также коврики для молитв.

С октября 2015 года мечеть (Проспект мира) — место хранения волоса пророка Мухаммада, привлекающего в храм тысячи верующих.

Расположение

Новое здание стоит там же, где находилась старая мечеть на Проспекте мира. Адрес: Выползов переулок, дом 7. По этому же адресу располагается и Совет муфтиев России.

  • Мусульманская община Москвы насчитывает около двух миллионов человек .
  • В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов.
  • В XV-XVI веках в Замоскворечье образовалось первое поселение татар и представителей других восточных народов – Татарская слобода (Б. Татарская ул.).
  • В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий» и ислам был признан законной религией татар и башкир.
  • Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира. Это одна из крупнейших мечетей в Европе, вмещает 10 000 человек.
  • включена в состав большого комплекса парка Победы.

Мусульманская община является одной из самых многочисленных в Москве и насчитывает около двух миллионов человек. В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов. Главным мусульманским объектом столицы является Соборная мечеть на Проспекте Мира. Историческим мусульманским районом считается бывшая Татарская слобода в Замоскворечье. Сейчас здесь находятся Историческая мечеть и Татарский культурный центр, а происхождение названий многих улиц имеет татарские и восточные корни.

У истоков московской мусульманской общины

История московской мусульманской общины уходит корнями во времена Золотой Орды, которая в 1312 г. признала ислам государственной религией. Долгие годы Московское княжество существовало под гнетом ханства, и это не могло не отразиться на русской культуре.

Еще раз мечеть перестраивали в 1914 г. В итоге она превратилась в каменное здание из двух этажей. При мечети были открыты сиротский дом и медресе. В 30-е годы XX в. во время борьбы советской власти с религиями начались репрессии и против мусульманского духовенства. В 1936 г. был арестован мулла А. Шамсутдинов, и мечеть на Большой Татарской была закрыта. Долгие десятилетия в ней располагался военкомат.

Вновь открылась Историческая мечеть в 1993 г. Рядом с мечетью установлен памятник выдающемуся татарскому поэту Мусе Джалилю.

Дом Асадуллаева

В начале XX ве ка в Москве поселились известные предприниматели-мусульмане, в том числе нефтепромышленник Шамси Асадуллаев родом из Баку. В 1913 г. он подарил свой особняк в Замоскворечье московской мусульманской общине (Татарский пер, д. 8). В этом здании разместился центр духовной жизни мусульманской общины Москвы. В 30-е годы он был закрыт и возродился вновь в 1990-е годы. Сейчас в нем располагается Татарский культурный центр.

Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира (Выползов пер., д.7). Изначально м ечеть на этом месте была построена на средства татарского купца Салиха Ерзина в 1904 г. по проекту архитектора Н. Жукова, а участок земли под застройку был приобретен на средства С. Бакирова и Х. Акбулатова. Первые богослужения прошли в Соборной мечети в 1904 г. Это единственная мечеть Москвы (и европейской России), которая не закрывалась во все годы существования советской власти. Среди ее имамов можно назвать Б. Алимова, А. Фаттахетдинова, Р. Гайнутдина, И. Аляутдинова и др. .
В январе 1994 г. в Москве был проведен меджлис мусульман центральных районов России. По его решению на базе Соборной мечети создали исламский центр Москвы и Московской области. Он включает медресе «Исмаилия», высший исламский колледж, курсы по изучению Корана. Также было создано Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона и избран муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Соборная мечеть с лужит резиденцией Совета муфтиев России.

Сейчас Соборная мечеть — одна из крупнейших мечетей в Европе. После грандиозной перестройки, закончившейся в 2015 гг. она вмещает около 10 000 человек. Высота ее минаретов — более 70 метров. Историческое здание, правда, в ходе работ пришлось практически полностью перестроить. 23 сентября 2015 г. на открытии обновленной Соборной мечети присутствовали президенты России и Турции, делегации Саудовской Аравии, Палестины, Азербайджана и других стран. Службы в Соборной мечети привлекают гораздо больше верующих, чем она может вместить. Во время крупных праздников мусульмане совершают намаз на открытом воздухе возле мечети.

Мемориальная мечеть

Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Минская ул., д. 2Б, 1995–97 гг.) включена в состав большого комплекса на Поклонной горе, посвященного победе над фашистами в Великой Отечественной войне. Помимо мемориальной мечети, в него входят музей Великой Отечественной войны, мемориальная синагога, православный храм св. Георгия и многочисленные скульптурные композиции.

Строительство этой мечети – дань уважения мусульманам – участникам войны. Средства на ее возведение выделил московский меценат Фаиз Гильманов. Мечеть построена по проекту архитектора Ильяса Тажиева в смешанном кавказско-татарском стиле, имеет один минарет высотой 60 м. и относится к типу Джума-мечетей.

Даниловское мусульманское кладбище

На 2-ом Рощин ском проезде (д.10) расположено , сохраняющее статус главного мусульманского кладбища столицы. Как и соседнее христианское, оно было основано в конце XVII в. До 1956 г. мусульман, проживающих в Москве, с соблюдением религиозных обрядов было разрешено хоронить только здесь. Позднее стали выделяться специальные участки и на других погостах. Здесь похоронены многие мусульмане, оставившие заметный след в истории России и жизни Москвы, — имам-хатыб мечети на Большой Татарской Х. Агеев, меценат С. Ерзин, купцы Вергазовы, Ширинские, Девишевы, олимпийский чемпион Ш. Сафин, танцовщик М. Эсамбаев, писатель М. Максуд.

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

#6 Почему российские имамы такие богатые? (рассказывает Юрий Михайлов)

Сегодня у нас в гостях у программы “Современный Восток” издатель Юрий Анатольевич Михайлов. Его издательство «Ладомир» выпустило несколько лет назад превосходное двух-томное издание жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему. Биографию самого…

#5 Как пришли к нам православие и ислам? (рассказывает Игорь Алексеев)

«И христианство, и ислам не были введены одномоментно. Если мы берем, например, Волжскую Булгарию, то ислам туда проникал через торговые, а, следовательно, культурные связи. И только после того, как уже…

Тарик Рамадан выступит с лекцией в Москве

Влиятельный исламский мыслитель, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан выступит в Москве с лекцией: «Важность критического мышления для мусульманской уммы на Западе и Востоке». Тарик Рамадан – это имя известно во всем мире. Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он – очевидный гений.

Арабский язык для всех

Эффективное изучение арабского языка невозможно без качественного учебного пособия. Слушателям курсов арабского языка образовательного центра «Медина» в этом смысле очень повезло. Специально для наших студентов педагог с многолетним стажем преподавания в ведущих вузах страны Александра Вадимовна Симонова разработала уникальный учебник «Арабский язык для всех».

14 самых древних мечетей Мира

Эти мусульманские храмы были построены в течение первых 150 лет становления ислама, после переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) в Медину.

1. Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия: 96 год после Хиджры

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь. После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока. Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.

2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х.

Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.

Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.

3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х.

Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада. По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году. Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.

4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х.

В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни. Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.

5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х.

Мечеть Пророка‎ является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х.

Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов. Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей. Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.

7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х.

В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае. Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля. Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/

8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х.

Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.

9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.

Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.

10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама.

Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х.

Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.

12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х.


Close