В XVI в. формируется особое направление в христианстве - протестантизм. Он стал результатом Реформации - идейного движения в западноевропейских странах по возвращению Западной церкви к нормам жизни евангельского христианства. Требования реформации церкви отчетливо выражаются уже у таких деятелей XIV в., как Джон Уиклиф (Англия) и Ян Гус (Чехия). Но ключевым событием в возникновении протестантизма является опубликование в 1517 г. немецким богословом Мартином Лютером 95 тезисов об отпущении грехов.

В средние века в Римско-католической церкви утвердилась практика продажи индульгенций -подписанных Римским папой грамот, отпускающих грехи. Такая практика оказалась возможной благодаря учению о запасе добрых дел. Католические богословы считают, что искупление грехов достигается совершением добрых дел. Есть святые люди, которые совершили очень много добрых дел, - так много, что только части их достаточно, чтобы искупить собственные редкие прегрешения. Большая часть этих дел («сверхдолжные заслуги») переходит в запас Церкви, из которого Папа римский может выделить нужное количество для покрытия грехов того или иного христианина.

Мартин Лютер, ссылаясь на отсутствие такой практики у апостолов, показал несоответствие христианству как самой этой практики, так и учения о спасении заслугами святых, а также подверг критике догмат о чистилище и молитвы за умерших. Именно этому были посвящены его 95 тезисов. После того, как 1520 г. Римский папа отлучил Лютера от Церкви, Лютер стал центральной фигурой Реформации, объединившей разные слои общества в борьбе не только против формализма, лицемерия и дороговизны Римско-католической церкви, но и за независимость Германии от папской власти. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1526 г. они добились права решать вопрос о вероисповедании своих подданных, а когда в 1529 г. Шпейерский рейхстаг отменил это право, они составили «протестацию», то есть заявили протест против этого решения. Так возникло название нового направления в христианстве - «протестантизм».

Процессы Реформации охватили всю Европу и в разных странах имели свои особенности. Таким образом, с самого начала своего исторического существования протестантизм не представлял единого течения. Тем не менее, можно выделить характерные черты протестантизма в целом:

1) главным условием спасения человека провозглашается не соблюдение таинств, обрядов и догматов Церкви, не монашество, посты и поклонение святым, а личная вера в искупительную жертву Иисуса Христа;

2) единственным источником вероучения считается Библия, переведенная на национальные языки;


3) Ветхий Завет включает только 39 канонических книг;

4) священной признается вся мирская деятельность человека, живущего верой во спасение.

Уже в XVI в. в протестантизме выделились три крупных течения: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Течения, возникшие в эпоху Реформации, принято называть ранним протестантизмом.

Лютеранство основывается на учении М. Лютера об оправдании верой. Человека спасает только личная вера, а не помощь святых, посты, добрые дела в пользу Церкви. Поэтому лютеранство отрицает культ святых, поклонение мощам, святым реликвиям, монашество, посты и большинство таинств. Таинствами признаются только два: крещение и причастие (некоторые лютеранские общины считают таинством и исповедь), остальные рассматриваются только как обряды. Священство не считается наделенным особой благодатью, церковная иерархия также не признается. Священник (пастор) у лютеран - это профессиональный служитель культа и руководитель христианской общины. Безбрачие священства отрицается.

У лютеран сохраняется храмовое богослужение, алтарь, крест, органная музыка, возжигание свечей, особые облачения священника. В храмах есть картины на библейские сюжеты, но икон нет. Богослужение проводится на национальных языках. Вероучительной книгой для лютеран, кроме Библии, служит так называемая «Книга согласия», основу которой составляют произведения Лютера. Лютеране признают Никео-Константинопольский символ веры (он также включен в «Книгу согласия»). Лютеранство не имеет единой системы церковного устройства: имеются епископальные организации с централизованным управлением, есть и пресвитерские организации, действующие по принципу автономности общин. Лютеранские церкви в разных странах, как правило, совершенно самостоятельны. Вообще, лютеране склонны считать обрядовые и организационные формы абсолютно безразличными для веры.

Наибольшее число приверженцев лютеранство имеет в Германии и странах Северной Европы. В Америке самые крупные лютеранские организации в США и Бразилии, менее крупные - в Канаде и Аргентине. В Африке лютеранство представлено, главным образом, в Танзании, Эфиопии и Намибии. Из азиатских стран значительной численностью лютеран выделяются Индонезия и Индия. В нашей стране лютеранство является традиционной религией российских немцев.

Кальвинизм-течение протестантизма, связанное с именем Жана Кальвина, выдвинувшего в 30-е гг. XVI в. собственное понимание христианства. В основе этого понимания лежит принцип предопределения, согласно которому Бог изначально предопределил каждого человека: одного - ко спасению, другого - к погибели. Человек ничего в божественном решении изменить не может. Добрые дела и добропорядочная жизнь - не залог спасения, а его знак. По тому, как человек ведет свою земную жизнь, можно примерно судить о его посмертной жизни. Труд Кальвин объявил священной обязанностью человека. Богатство перестало рассматриваться как помеха к вечной жизни. Каждый человек был провозглашен священником самому себе (принцип всеобщего священства).

Таинств в кальвинизме осталось только два - крещение и Вечеря Господня (причастие), впрочем, многие кальвинисты не проводят различий между таинствами и символическими обрядами. Культ предельно упрощен: чтение Библии, песнопения, проповеди. Храмы кальвинистов - это молитвенные дома: без алтаря, икон и каких-либо изображений, часто - без креста.

Религиозные организации кальвинистов предполагают либо пресвитерскую форму (управляются пресвитерами - профессиональными священниками или старейшинами), либо конгрегационную (то есть община управляется общим собранием). Кальвинисты представлены, прежде всего, в Европе (больше всего в Нидерландах, Швейцарии, Шотландии), США, Южной Корее, Индонезии, ЮАР, Нигерии, Малави, Гане, на островах Океании.

Англиканство берет начало от организационного обособления Английской церкви от Римско-католической. В 1534 г. английский король Генрих VIII провозгласил себя главой христиан Англии. В дальнейшем произошли следующие изменения: богослужение было переведено на английский язык, отвергнуты монашество, почитание святых мощей и икон, учения о верховенстве римских пап, чистилище и сверхдолжных заслугах святых. На формирование англиканства оказали влияние, с одной стороны, лютеранство и кальвинизм, с другой - реставрация католицизма в Англии в 1553- 1558 гг.

Несмотря на то, что единственным источником вероучения Англиканской церкви считается Библия, признаются и Никео-Константинопольский символ веры с католическим добавлением «филиоквэ», и догматы четырех первых вселенских соборов. Признавая важность таинств, англикане считают подлинно таинствами только два (крещение и Вечерю Господню, то есть причастие), поскольку они были установлены самим Иисусом Христом. Учение о спасающей силе Церкви, принятое в традиционном христианстве, англикане соединяют с принципом всеобщего священства.

Англиканскую церковь называют епископальной. Священство Англиканской церкви не обязано сохранять безбрачие. В зависимости от различий в понимании вероучения и в культовой практике в современном англиканстве выделяют пять течений: англо-католики, высокая церковь, широкая (или центральная) церковь, низкая церковь, евангелисты. Описанные выше принципы характерны именно для высокой церкви - официальной религии королевской семьи и британской элиты.

Англо-католики предельно близки к католицизму. Они исповедуют веру в особую благодатность духовенства, в некое подобие чистилища, совершают богослужение наподобие католической мессы, практикуют таинство исповеди. Священство принимает обет безбрачия. Широкая церковь не признает авторитета Священного предания и даже Библию рассматривает как собрание исторических, а не вероучительных книг, богослужение значительно упрощено. Низкая церковь предельно близка к лютеранству. Евангелистское течение, вышедшее из недр низкой церкви, отличается максимальным упрощением обрядности: отсутствуют крест на алтаре, возжигание свечей, коленопреклоненные молитвы.

Англиканская церковь является государственной в Великобритании. Независимые англиканские церкви существуют в бывших колониях Великобритании (наиболее многочисленные - в Уганде, Нигерии, ЮАР, Кении, Австралии, США).

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЗДНЕГО ПРОТЕСТАНТИЗМА

В XVII - начале XX в. в протестантизме появляется множество разнообразных течений (деноминаций), некоторые из которых недружелюбно относятся не только к традиционному христианству, но и друг к другу. Обобщенно эти течения называют поздним протестантизмом, в отличие от раннего протестантизма,-течений, возникших в XVI в. В нашей стране из деноминаций позднего протестантизма наиболее многочисленны баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, активно действуют мормоны и Армия Спасения.

Баптизм (от греч. баптисмос - «крещение») уходит своими корнями в одно из движений эпохи Реформации - анабаптизм, сторонники которого не признавали крещения младенцев и требовали перекрещивания (анабаптизма) в сознательном возрасте. Однако возникает баптизм как течение в пуританизме, религиозно-политическом движении в Англии конца XVI - начала XVII в., выступавшем за упрощение церковной обрядности и отделение церкви от государства. Из-за различий в понимании свободы человека и божественного предопределения баптисты образовали две группы: так называемые общие и частные баптисты. Именно частные баптисты, разделявшие кальвинистскую доктрину о предопределении, обрели в дальнейшем многочисленных сторонников. Развитие баптизм получил в США, поскольку многие пуритане из-за преследований

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов :

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину - налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября - родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497- 1498 - учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 - 1505 - учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 - 1506 - послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 - принял монашеский обета
  • 1507 - рукоположен в священнический сан
  • 1508 - перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября - Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 - избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1517, 31 октября - отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня - булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря - на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января - булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май - 1522, март - Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта - возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня - женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря - первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня - родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря - родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21-28 мая - в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля - протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля - Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства - спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии - высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    Европа погрузилась в череду религиозных войн ( , )
    Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Протестантизм

Реформация и возникновение протестантизма

Реформация имеет свою предысторию. Революционная оппозиция феодализму со стороны народных масс и нарождающегося бюргерства проходит через всё средневековье, выступая то в виде мистики, то в виде ереси, то в виде вооружённого восстания. Генеральной репетицией Рефомации были антикатолическое гуситское учение, а также национально-освободительное, антикатолическое и антифеодальное движение таборитов во главе с последователем Яна Гуса (1369-1415 гг.) Яном Жижкой. В эпоху собственно Реформации многие положения Гуса были открыто восприняты Мартином Лютером, а продолжением народного движения таборитов стало движение анабаптистов.

В Реформации с самого начала существовало два крыла - бюргерское и крестьянско-плебейское, поэтому говорят о бюргерской и народной Реформации. В период Реформации борьба революционных сил против феодализма и католицизма сопровождалась борьбой внутри оппозиции между бюргерским и крестьянско-плебейским лагерями, сделками бюргерского лагеря с феодализмом за счёт народа, использованием в ряде случаев Реформации и её идей феодалами в своих интересах.

Мартин Лютер был одним из вдохновителей кровавого подавления великого крестьянского восстания 1524-1525 гг. в Германии и разгрома народной Реформации в лице анабаптистов. В начале крестьянской войны в памфлете «По поводу 12 тезисов» он объявил требования крестьян внушением дьявола. В памфлете «Против кровожадных и разбойничих шаек крестьян» Лютер призывал к беспощадному разгрому восставших. Первая религиозная работа другого основоположника Реформации - Кальвина была направлена против анабаптистов, а не против католической церкви. Кальвин сжёг на медленном огне испанского учёного Сервета, примыкавшего к анабаптистам и к рационалистическому протестантскому учению, известному под названиями унитаризма или социанизма.

Реформация выступала не против церкви и религии как таковых, а против феодальной, католической церкви, противопоставляя ей новую церковь, приспособленную к интересам буржуазии. То, что борющиеся партии выражали свои интересы даже в то время на языке священного писания, объясняется незрелостью общественного сознания, засильем религии, которая в XVI в. и отчасти в XVII в. оставалась преобладающей формой общественного сознания. Влияние светской культуры Возрождения было неглубоким, мировоззрением большинства оставалась религия. Революционным знаменем времени сделалось «чистое евангелие», некое «настоящее слово божие», которое надо было очистить от злостных искажений католицизма. Именно деятели Реформации перевели священное писание на народные языки, Библия впервые сделалась доступной для широких народных масс (До какой степени Библию скрывали от народа, показывает хотя бы тот факт, что М.Лютер впервые увидел её только в 20-летнем возрасте.) , не замедливших увидеть в некоторых её положениях оправдание своей борьбы за социальное равенство.

Различая народную и бюргерскую Реформации, следует иметь в виду, что бюргерская Реформация всемерно стремилась восстановить пошатнувшееся благодаря циничной практике католицизма влияние религии в народе, возвысить веру и принизить разум. «Достоинство веры, - заявлял Лютер, - заключается в том, что она свёртывает шею разуму и душит зверя, который иначе мог бы задушить целый мир со всеми его творениями». «Разум, - говорил Лютер, - есть первая потаскуха дьявола», поэтому, «отказавшись от разума, мы приносим богу самую приемлемую жертву, которая может быть принесена». Бюргерский протестантизм подчёркивал бессилие человека перед миром, внушая людям чувство обречённости на вечные муки. Народная Реформация видела свой смысл в социальном прогрессе, народные массы понимали Реформацию не столько как религиозную, сколько как социальную реформу, осуществление вычитанного в Библии некоего «божественного права», восходящего к первоначальному христианству, она часто была религиозной только по форме, за которой скрывались рационалистические и даже атеистические идеи.

Главными протестантскими странами в Европе являются Германия, Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Англия, Голландия, Чехия, Венгрия. С XVII в. начинается распространение протестантизма в североамериканских колониях европейских стран, куда, спасаясь от преследований, бежали представители самых разнообразных протестантских направлений. Протестантизм распространился со временем и в других колониях.

Протестантизм

Тема 10.

1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации

2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий

3. Основные направления протестантизма.

Третьей крупной разновидностью христианства является протес­тантизм.Протестантизм возник вследствие второго наиболее круп­ного раскола в христианстве. В данном случае раскол произошел в Римской католической церкви. Возникновение протестантизма свя­зано с развитием широкого религиозного, социокультурного и обще­ственно-политического движения XVI - XVII вв., которое получило названиеРеформация (от лат. reformatio - преобразование, ис­правление). Реформация проходила под лозунгами исправления ка­толического вероучения, культа и организации в духе первоначаль­ных евангельских идеалов, устранения в них всего того, что в средне­вековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов.

Реформация имела глубокие исторические корни. Амораль­ное поведение и вопиющие злоупотребления католического духо­венства, церковный формализм и ханжество задолго до начала Ре­формации обличались благочестивыми верующими, мистически на­строенными теологами и общественными деятелями. Предтечами Реформации являются профессор Оксфордского университета

Джон Виклиф (1320-1384) и профессор Пражского университета Ян Гус (1369-1415).

Джон Виклиф выступал против поборов римских пап с Анг­лии, сомневался в праве руководства церкви отпускать грехи и вы­давать индульгенции, настаивал на том, что Священное Писание (т. е. Библия) имеет несомненный приоритет над Священным Преданием, отвергал идею, что в процессе таинства причастия реально, то есть материально, происходит преобразование хлеба в тело Господне, а вина - в его кровь. С похожими идеями выступал и Ян Гус, требовав­ший отказа церкви от богатств, покупки и продажи церковных долж­ностей, запрета на торговлю индульгенциями, преобразования дея­тельности церкви по образу раннехристианских общин, лишения духовенства всех привилегий, в том числе и главной обрядовой при­вилегии - причащения вином. Дело в том, что в католической церк­ви вплоть до решения Второго Ватиканского собора (1962 - 1965) в обряде причащения между мирянами и священниками существовало серьезное отличие. Миряне имели право причащаться только хлебом, а священники хлебом и вином. Ян Гус за свои еретические идеи был осужден церковным судом и сожжен на костре в 1415 г. Но его последователи (гуситы) в результате длительной борьбы в 1462 г. получили право причащения вином.

Непосредственно же Реформация проходила в Германии и Швейцарии. Ее инициаторами и вождями были Мартин Лютер (1483-1546), Томас Мюнцер (1430-1525), Ж. Кальвин (1509-1564) и У. Цвингли (1484-1531).


Как видно из вышеизложенного, благочестивым, ориентиро­ванным на глубоко внутреннюю связь человека с Богом, верующим-католикам, было больно наблюдать роскошь и разврат, которым предавалось высокопоставленное духовенство. Озабоченные про­блемой спасения души, они не могли смириться с мыслью, что дело их спасения находится в руках таких людей. Вызывали протест не только роскошь, аморальное поведение, но и крайний формализм религиозной жизни. Как отмечают исследователи этого периода, в средневековом католицизме вся религиозная жизнь замыкается в рамки церковных установлений. Все формы общения верующих с Богом унифицируются и кодифицируются и теологическим оправ­данием такой практики стало создание доктрины ex opero operate (действие посредством действия). Согласно этой доктрине обрядо­вые литургические действия имеют силу сами по себе, распростра­няют божественную благодать независимо от моральных качеств и тех, кто является объектом священнодействия, и исполняющихих священников, как бы действуют автоматически. Решающим усло­вием действенности таинств является соответствие их процедуры утвержденным каноническим нормам. Авторитет священников, их права и возможности, место в церковной иерархии также определя­ются не моральными качествами, а каноническим правом, юридиче­скими нормами.

Наиболее ярким и концентрированным выражением форма­лизации религиозной жизни и ориентации церкви на обогащение, с точки зрения благочестивых верующих, былаторговля индульген­циями. Выступление М. Лютера против теории и практики торговли индульгенциями и явилось тем отправным моментом, от которого ве­дет свое начало Реформация. 31 октября 1517 года Лютер опублико­вал в Виттенберге (вывесил на двери церкви) 95 тезисов об отпуще­нии грехов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными со­кровищами» как нарушение евангельских заветов. Обвиненный руководством католической церкви в ереси, Лютер отказался пред­стать перед судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучав­шую его от церкви. Идеи Лютера поддержали представители раз­личных сословий Германии. Ободренный такой поддержкой он разрабатывает все более радикальные доводы против официального ка­толического вероучения. Основная аргументация всего лютеровского учения направлена на разрушение власти церкви. Он отвергает особую благодать священства и его посредничество в деле спасения души, не признает папскую власть. Вместе с католической иерархи­ей им был отвергнут и авторитет папских булл (декретов) и энциклик (посланий), то, что входило в содержание Священного Предания. В противоположность господству церковной иерархии и Священно­го Предания Лютером был выдвинут лозунгвосстановления тради­ций раннехристианской церкви и авторитета Библии - Священно­го Писания.

В средневековом католицизме право читать Библию и истол­ковывать ее содержание имели только священники. Библия издава­лась на латинском языке и все богослужение шло на этом языке. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык и каждый верующий получил возможность познакомиться с ее текстом и истолковывать в соответ­ствии со своим разумением.

Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недо­вольным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и вмешатель­ством папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях реформы в духе лютеровских идей. В 1526 году Шпееровский рейхстаг, по требованию немецких князей-лютеран, принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих поданных. Однако второй Шпееровский рейхстаг в 1529 году отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 импера­торских городов составили так называемую Протестацию - протест против большинства рейхстага. С этим событием и связано проис­хождение термина «протестантизм», который начали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства по своему происхождению связанных с Реформацией.

Реформация имела ряд течений. С первым из них, которое воз­главил М. Лютер - лютеранством, мы уже вкратце познакомились. Второе течение возглавил Томас Мюнцер. Мюнцер начал свою ре­форматорскую деятельность как сторонник и последователь Люте­ра. Однако позднее и в отношении вероучения, и в социально-политических вопросах Мюнцер переходи/на более радикальные позиции. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру серд­ца». По его мнению, чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от безбожной мудрости обратиться к высшей божествен­ной мудрости. Источником истины для человека, по Мюнцеру, явля­ется действующий в человеческой душе Святой Дух.

Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сы­нов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имуществен­ных различий. Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социаль­ной справедливости, за уравнительное или коллективное земле­пользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия на Земле. Под этим лозунгом вспыхнуло восстание и началась Крестьянская война в Германии (1524-1525). Эта война кончилась поражением восставших и гибелью Мюнцера. Потерпев пораже­ние, сторонники Мюнцера бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию.

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределы Германии. Появляются от­дельные лютеранские общины в скандинавских странах, Прибалти­ке, во Франции и Польше.

Наиболее крупным центром Реформации в этот период стано­вится Швейцария, в частности города Женева и Цюрих, в которых действовали Ж. Кальвин и У. Цвингли. Ж. Кальвин основные идеи своего религиозного учения заложил в двух основных трудах: «На­ставления в Христианской вере» и «Церковные установления». На базе этого учения возникает особая разновидность протестантизма


Протестантизм - религиозное направление, которое оформилось в Западной Европе в XVI веке. Многие взгляды протестантизма, однако, неоднократно формулировались отдельными «сектантами» ещё в раннем “христианстве”. Это учение о спасении верой, о «всеобщем священстве» и отказе от «Священного Предания». Протестантские взгляды, в первую очередь направленные против монополии на власть (как духовную, так и светскую) папской иерархии и церкви, входили в крайние противоречия с католицизмом. Согласно протестантским взглядам, ни исполнение таинств, ни праведная жизнь не обеспечивает спасение. Лишь только вмешательство Бога, дарующего благодать, может спасти верующего. Получение благодати не зависит от церкви . Каждый человек может получить благодать и поэтому все люди должны быть священниками . Эти во многом верные высказывания протестантизма были основаны на всё том же общем “христианском” фундаменте, который в протестантизме выражался так: «Главным делом спасения души являются не дела или обряды, а лишь искренняя вера в Иисуса Христа ». Последнее действительно восходит к морали первых “христианских” общин, которые верили в свершение над Христом “пророчества” Исаии. Протестанты считают Новый Завет - единым источником веры в Бога.

Однако, лишь к началу эпохи бурного перехода от феодализма к капитализму протестантизм сумел оформиться в отдельные церкви - поскольку сам протестантизм, как учение, появившееся в Западной Европе в XVI веке - дань времени, следствие нарастания технико-технологического прогресса, усиления наук, начала эпохи Возрождения и ослабления католицизма. Скорее всего протестантизм не был так управляем, как католицизм со стороны «мировой закулисы». Последняя уже видела крах эпохи религиозного единства и вынашивала новую идею всеобщего единства, под давлением которой намеревалась очистить мир от старых отживших идей - всех видов “христианства”, и протестантизма, в том числе. Поэтому с момента начала буржуазно-демократических революций «закулисе» серьёзно курировать любые направления “христианства” было не к чему: она сориентировалась на светский тип новейшей идеологии (который оформился в XIX веке в марксизм) для сохранения толпо-“элитаризма” под своим контролем.

Начало Реформации обычно связывают с деятельностью немецкого монаха, члена ордена августинцев Мартина Лютера. Однако, приписывать одиночке инициативу раскола было бы не правильно. Если бы в Европе не получили уже широкое распространение так называемые «гуманистические» идеи, возникшие ещё в эпоху Возрождения (XIV - начало XVI вв.) - вряд ли действия Мартина Лютера имели бы отзыв в обществе. «Гуманизм» этого времени явился началом эпохи «освобождения» (около трёх столетий - закончившейся «освободительными» революциями XIX–XX веков), выражающейся в повторении отдельных постулатов античной философии - о превосходстве человеческой свободы над любыми духовными авторитетами.

Первоначально Реформация начиналась как движение за обновление и очищение католической церкви, но время брало своё и, слившись вскоре с «гуманистическим» движением, превратилось в борьбу за отказ от традиций католичества.

Вот «гуманистические» идеи , возникшие в западном обществе на базе возрождения интереса к античным «свободам» и их «правами человека», правовыми статусами социальных институтов и главенством «права» вообще - и оседлала «мировая закулиса» , как самое перспективное направление, обещающее в будущем выстроиться в некую систему взглядов светского характера, имитирующих свободу личности от всяких духовных иерархий , но в то же время, позволяющую сохранить толпо-“элитарное” устройство общества. Но даже античное извращение человеческого гуманизма - всего лишь следствие естественного стремления людей к Свободе (связи с Богом). Естественно, что «закулиса» не могла допустить такой Свободы и со времён начала кризиса католицизма начала искать её новейший имитатор.

Важной причиной, обеспечившей успех реформаторского движения, стало развитие капиталистических отношений в Европе. Многие запреты “христианства” мешали росту капиталистических отношений. Даже многие заповеди Нового Завета были отодвинуты на второй план, поскольку не “благословляли” на “обогащение”.

Исторический процесс под решающим давлением технико-технологического прогресса, раскручиваемого “приводным ремнём” ростовщичества захватывал религиозных реформаторов таким образом, что они приходили к решениям, иногда даже противоречащим их первоначальным взглядам. Практически все направления протестантизма представляют собой совсем иные учения, нежели первоначальная основа протестантизма, а тем более - учения первых “христианских” церквей, на базе которых начал развиваться ранний протестантизм католичеству и папству.


Так в католицизме греховным делом считалось ростовщичество. Но в силу развития капиталистических отношений, протестантизм, претендуя на освобождение людей, одновременно разрешил в “христианской” среде ростовщичество. Так монополия иудеев на этот вид антисоциальной деятельности была нарушена и в эту сферу хлынул поток жидов нееврейских происхождений. Ясно, что «закулиса» имела реальную возможность потерять контроль за основными европейскими капиталами, а через это - и контроль за верхушками европейских “элит”. А значит и вообще могла потерять управляемость в Европе . Упрощённый протестантизм, особенно кальвинизм, “благославлял” новые капиталистические отношения, утверждая их единственными и «богоустановленными». Протестантизм выродился в дань «животной» европейской толпе, которая тяготилась запретами католицизма и ненавидела (боясь) папскую инквизицию, а посему поддержала «свободы» Реформации. В то же время протестантизм явился самым примитивным видом библейского христианства, который нарушал даже ряд основных заповедей Нового Завета. А посему его можно было бы легко критиковать (если надо будет) и этот вид библейского христианства первый не выдержит никакой критики с позиции догматической теологии.


Три процесса шли одновременно: распространение «гуманистических» идей, эволюция протестантской веры и рост капиталистических отношений. После выступлений Мартина Лютера с тезисами против католической церкви (31 октября 1517 года) его поддержали светские правители Германии , давно желающие избавиться от зависимости от папского престола. Воспользовавшись подъёмом крестьянского движения в Германии, его направили на поддержку протестантских настроений. Одновременно Мартин Лютер стал готовить реформы церкви, объясняя это необходимостью возврата к вере апостольских времён. Спустя полвека (1555 год) в Германии победило лютеранство .


Протестантизм распространился на несколько крупных государств и имеет ряд основных направлений:


· Англиканская церковь - направление протестантизма, отделившееся от католичества с 1534 г. Имеет наибольшее из всех направлений протестантизма сходство с католичеством. Но глава церкви не римский папа, а английский король, назначающий епископов. Служба переведена на английский язык. Приверженцы - около 70 млн. верующих, проживающих в основном в Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльсе.

· Лютеранство - отступник от католицизма. Упрощённая обрядность, служба на латыни, таинства лишь - крещение и евхаристия. Общее число около 75 млн. верующих. Распространено в Германии, и Скандинавских государствах - Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии.

· Кальвинизм - учение выдвинутое параллельно лютеранству в Швейцарии проповедниками Жаном Кальвином и Ульрихом Цвингли (убит католиками). Кальвин захватил духовную и светскую власть в Женеве, откуда и стал распространяться кальвинизм. В кальвинизме просматриваются идеи расизма, присущего иудаизму. Не случайно он начал своё движение из Швейцарии. Все люди кальвинистами делятся на «предназначенных либо для рая, либо для ада ». Изменить это предназначение, согласно Кальвину - невозможно.

Не исключено, что, зародившись в логове «мировой закулисы», кальвинизм был предназначен для перехвата протестантского движения через посвящённую иудействующую верхушку церкви и для расширения сферы влияния и кадровой базы иудаизма в условиях кризиса католицизма . Именно поэтому мораль иудаизма прочно вошла в кальвинизм. Эта мораль высказывалась кальвинистами так: «Зачем заботиться о большинстве окружающих, если они всё равно обречены на ад? Их можно обманывать или нещадно эксплуатировать, а успех в собственных делах докажет превосходство кальвинизма над этими отверженными ». Ясно, что все кальвинисты считались обитателями рая в будущем, а значит - «расой господ» в настоящей жизни.

Кальвинизм насчитывает около 40–50 млн. приверженцев в основном в Европе (Голлландия, Шотландия: вместе со Швейцарией страны-центры масонских лож - наместных резиденций «мировой закулисы») и США. Штатовская мораль американской «расы господ» во многом держится на морали кальвинизма: «успех в собственных делах докажет превосходство над другими - поэтому надо делать свой успех, невзирая на интересы окружающих…». Именно поэтому США легко приняли на себя роль «сверхдержавы» во второй половине XX века, когда «закулисе» надо было кого-то мощного противопоставить победившему во Второй Мировой войне сталинизму.


Существует ещё несколько более мелких направлений протестантизма: меннонизм, баптизм, методизм, пятидесятники, мормоны, адвентисты, «Свидетели Иеговы» и некоторые другие. В развитии современного протестантского движения просматриваются две главные тенденции: дробление крупных направлений на более мелкие секты и выделение всё новых религиозных догм, отличающихся от ортодоксального “христианства” (в двух его главных разновидностях: католицизма и православия). Поэтому единого ближайшего будущего нет прежде всего у протестантизма: он погряз в своих внутренних противоречиях - как только счёл, что освободился от центральной папской власти. В действительности протестантизм обрёл такой «плюрализм» в отношении догматов библейского христианства, что приверженцы его разных направлений могут даже начать друг с другом войну. Библейский принцип «разделяй и властвуй» - в действии - а протестантизм лишь средство в руках «демонов» - руководителей протестантских сект.


Close