ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI ВЕКОВ)

К XV в. Западная Европа достигла экономического расцвета, главным образом благодаря Великим географическим открытиям и создала прекрасные условия для интеллектуального расцвета – эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это революция в сознании западного общества, веками находившегося под духовным гнетом католической церкви. Борец за национальное освобождение Италии Джузеппе Мадзини (1805–1872) заметил, что "великие революции – это, скорее, дело принципов, чем штыков. Их совершают, прежде всего, в моральной и лишь потом в материальной сфере". Католическому мировоззрению, которое проповедовало отрешение от земных радостей, предопределенность и неизменность существующего порядка свыше, устремленность сознания к потусторонним, внеземным идеалам, эпоха Возрождения противопоставляет веру в могущество разума и опыта, в творческие силы человека.

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения

Схоластическая религиозная традиция, состоящая в изучении окружающего мира сквозь призму текстов Библии, постановлений соборов и сочинений отцов Церкви, сменилась светской традицией, в центре которой находились человек, его отношения с другими людьми, стремления и желания человека. Это направление общественной мысли, развивавшееся учеными, философами, политиками, деятелями искусства, получило название "гуманизм". Гуманизм стал основой мышления новой эпохи. Изучение человека, его морали, психологии осуществлялось на основе наблюдения, опыта, рационалистических оценок и обобщений.

Истоки рационализма деятели эпохи Возрождения черпали в идеалах античности. Гуманизм был органично связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Философия гуманизма выражала интересы зарождавшейся буржуазии, стремившейся создать новую идеологию, в которой нашли бы отражение ее политические притязания. Культура Возрождения была доступна немногочисленному слою образованных людей, которые настороженно, с недоверием относились к массовым протестным движениям, включая и реформационные.

Это в значительной мере обусловило специфику развития политико-правовых учений периода Возрождения.

  • 1. Наиболее примечательной особенностью политико-правового развития данной эпохи является завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности, что выражается в окончательном отделении политики от морали, интереса общества от интереса его отдельных граждан. Политика рассматривается не как творение Бога, а как отношения между людьми по поводу власти. Наиболее важной проблемой светской политической теории является проблема человека, его взаимоотношения с государством.
  • 2. На смену теологическому мировоззрению, в котором государство и право – результат Божественного Промысла, приходит юридическое мировоззрение, согласно которому все общественные отношения основаны на формальном праве, т.е. равенстве всех перед законом, на непосредственной связи власти и государства с идеей права и закона. Политические учения эпохи Возрождения положили начало европейской политической традиции, в основу которой легли концепции естественного права и общественного договора. Их исходным пунктом являлась уже полная свобода человеческого индивида в его поступках, а значит, и ответственность за их последствия.
  • 3. Общественные отношения с тех пор принимаются двояко: как юридические (политические) и этические (моральные), в зависимости от того, по собственной или не по собственной воле вступают в них граждане. Отсюда и концепции прав человека, гражданского общества и правового государства, вставшие на повестку дня в политической мысли Нового времени.

Все эти достижения в развитии политико-правовой идеологии оказались возможными благодаря работам Никколо Макиавелли.

В эпоху Возрождения и Реформации утвердились новые стандарты человеческого бытия, основанные на идее самоценности личности, признания достоинства и независимости каждого человека, создание условий для ее свободного развития, В этот период формировались духовные предпосылки для становления буржуазного общества. Важное значение в развитии политической мысли позднего средневековья имели произведения Н. Макиавелли с его рационалистическим подходом к политической деятельности, Же. Бодена, который создал светскую концепцию государственного суверенитета, социалистов-утопистов с их стремлением к идеалу гармоничного общества абсолютной справедливости. Настоящим переворотом в религиозно-политической жизни стали идеи великих реформаторов церкви Г. Лютера, Т. Мюнцера и Же. Кальвина. Европейский гуманизм, который сформировался в средневековой Европе, оказал определяющее влияние на развитие украинской общественно-политической мысли. Труда С. Ореховского, И. Вышенского и других отечественных мыслителей стали основой развития государственно-правовой мысли в Украине.

Особенности идеологии и миропонимания эпохи Возрождения и Реформации

Культура Возрождения зародилась в итальянских городах-государствах в XIV в. и уже в конце XV в. распространилась на другие страны Западной Европы. ее основу составлял гуманизм, представители которого стремились заменить средневековое традиционное исследование текстов Библии, постановлений церковных Соборов и трудов отцов церкви развитием светских наук и образования, изучением человека, его психологии и морали. В это время происходило возвращение к основам античного мировосприятия, за которого наука не была и не могла быть служанкой церкви.

Основным принципом научных исследований этого периода стал анализ проблемы человека, его ценностного отношения к окружающей действительности. Эпоха Возрождения характеризовалась радикальной перестройкой социально-политической и духовной жизни. Политическое знание выделилось в автономный направление, общественно-политические проблемы нашли всестороннее отражение в гуманистической литературе и обусловили сдвиги в системе политико-правового мышления.

В XIV-XV в. свой вклад в развитие политической идеологии сделали: Ян Гус, призывая ликвидировать привилегии священнослужителей; чашники (утраквісти), которые поддерживали Яна Гуса и требовали свободы проповеди слова Божьего; табориты, которые осуждали аристократические привилегии, сословное разграничение, смертную казнь; міленарії с их мечтами о Царстве Божьем на земле, где будут воплощены идеи справедливости, равенства, свободы и братства первоначального христианского коммунизма и отменена частная собственность.

В эпоху Возрождения средневековый аскетизм уступил культа человека, его интересам и потребностям; божественное уступило естественном, человеческом, то есть гуманизма, который на то время охватил лишь политико-правовую мысль части общества, преимущественно жителей города. Основоположником гуманизма был итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Его идеи подхватили К. Салутаті и Л. Бруни (Аретино), которые отстаивали всестороннее развитие личности, отрицали тиранию. Л. Бруни создал теорию республиканизма - самого справедливого, по его мнению, устройства общества, что является основным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивали М. Пальмиеро, Л. Валла, Л. Альберти, А. Рінуччіні и другие итальянские мыслители. Под влиянием республиканских идеалов они подняли проблемы свободы личности как гражданской свободы, политического права избирать и быть избранным во властные структуры, равенства граждан перед законом, признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитета суда.

Политическая деятельность гуманистов является начальным этапом генезиса государственно доктрины ранньобуржуазного образца. Учитывая то, что политико-правовая мысль этого периода осветила новые аспекты проблемы человека и общества, мыслители Возрождения сквозь призму этики очертили вопросы политической активности. Кроме этого, было возбуждено проблему свободы в концепции максимальных возможностей человека в государственной сфере. Это означало отход от средневекового мировоззрения и начало формирования естественно-исторических представлений о государстве. Проблемы формирования государства, ее типологических характеристик вызвали политические дискуссии гуманистов конца XIV - начала XV вв. В это время появилась концепция флорентийского республиканизма. Появление монархических концепций узаконювала абсолютистские тенденции североитальянских государств.

В XVI в. некоторые страны Западной и Центральной Европы охватило массовое движение против католической церкви, который вошел в историю под названием Реформация (лат. reformatio - преобразование). Широкого размаха процессы Реформации получили в Германии. Протестантизм уже сформировавшийся реанимировал раннехристианские политические идеи. Реформация враждебно относилась к государственной власти, критическими были взгляды его идеологов и на право. По их мнению, христианам право не нужно, они руководствуются заповедями Христа. Такой радикальный подход был несовместим с практикой усиления государственной власти в XVI ст., поэтому идеологи Реформации пытались все же примириться с государством и правом.

В эпоху Возрождения и Реформации приходится деятельность итальянского философа, государственного деятеля Н. Макиавелли, немецких идеологов Реформации Т. Мюнцера, М. Лютера. В жесткую полемику с М. Лютером вступил начинал христианского гуманизма Бразм Роттердамский (1469-1536). Идеалами Е. Роттердамского были просвещенная и гуманная монархическая власть, свобода и ясность духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота.

К проблематике государства, права, власти обращались социалисты-утописты, которые искали ответы на вопрос, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общей собственности для установления социальной справедливости.

Учение основателя пуританства Же. Кельвина и религиозные войны во Франции дали толчок зарождению политической идеологии кальвинистов-монархомахів (тираноборців), которая, исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, обосновывала право народов на сопротивление тиранам, право городских магистратов на отпор монарха-тирана. Одним из выразителей этих взглядов "третьего сословия" в XVI в. был французский юрист Ф. Готман, который доказывал, что с давних времен народ выбирал и сбрасывал своих королей и именно народу принадлежит верховная власть.

Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несовместимости тирании с естественным равенством и естественной свободой вели Т. Без, Ю. Брут, Е. Де Ла Боессі, иезуиты Беллармін, Молина, Суарез и др. Они проповедовали борьбу против "неподходящего" иезуитам монарха, внедряли в своем ордене не равенство, а беспрекословное подчинение младших по состоянию старшим, свободу понимали как сплошной аморализм вплоть до оправдания любого преступления во имя славы Божьей. Юристы использовали доктрину суверенитета для защиты королевского абсолютизма. Представителем этого направления был французский мыслитель Ж. Потому дэн.

Анализ проблемы "идеального государства" в литературе XIV-XV вв. показывает, что гуманисты, следуя политическую философию Аристотеля, опирались на учение о множественности теоретических форм государства. Республику и монархию они считали лучшими теоретическими моделями из реально существующих на то время. Идеологически ведущей была концепция гармонизации рационально постигнутой действительности с соответствующим политическим идеалом. Итак, наметился отход от абстрактного идеала к формированию представлений о государстве как целостное политическое образование.

Исследование проблем происхождения и сущности государства мыслители эпохи Возрождения обосновывали в этическом, социально-категориальном и политическом смысле. Государство начали признавать как политическое объединение. Новые тенденции мировосприятия дали возможность происхождения государства и права и их назначение отразить в аспекте естественно-правовых идей. В то же время проблемы права было універсалізовано, поднят над локальными, что позволило рассматривать государство как гармоничное явление. Следовательно, государственно-правовая мысль этого периода начала сосредотачиваться на изучении конкретных государств. Возрос интерес к вопросам морали, что свидетельствовало о начале процесса пересмотра ценностей, который обусловил социальные изменения.

Политико-правовая мысль Возрождения и Реформации формировалась на основе разработки реалистичной по направлению и рациональной по содержанию политики. Для государственно-правовых учений этой эпохи характерны отказ от схоластики, использования опыта и эмпирических методов исследования, критическое отношение к религиозным доктринам и даже их просмотр, интерес к научного потенциала античности. Важными элементами развития общественной мысли этого периода является гуманизм, признание ценности земного бытия личности и самоценности человека, появление первых ростков теории прав человека, определения ее главного предназначения - быть активным началом в обществе, государстве, мире. Благодаря рационалистическому методу в основе мировоззренческих конструкций наметились прогрессивные идеи, которые опередили свое время: защита прав индивида, равенство перед законом, правление на основе закона.

Период Возрождения (XIV--XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469--1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства -- защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица -- волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы. Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 -- 1535) " Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению -- утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения, Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI --XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеровского учения -- тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490--1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы -- Крестьянская война в Германии (1524--1526 гг.).

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564).

Пробуржуазный характер носила произведенная Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные Функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе -- революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве которого в XVII--XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры Античности. Демонстративно обращаясь к Античности, они выражали неприятие, отрицание политикоюридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в Средние века. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социальнофилософских взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о самоценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида - гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политико-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и становление новой эпохи всемирной истории - буржуазного строя.

Основные взгляды Н. Макиавелли о государстве и праве

Никколо Макиавелли (1469-1527) - выдающийся политический мыслитель, дипломат, историк и военный теоретик. Родился во Флоренции, в семье юриста, служил на пике своей политической карьеры государственным секретарем Флорентийской республики. Он написал ряд произведений: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и др., в которых выражались чаяния нарождающейся буржуазии.

Наследие Макиавелли противоречиво. В главном труде «Государь» не отразились его симпатии к республиканскому строю и демократическим институтам. Основное в этом трактате - выявление природы государства и механизмов государственного управления. Макиавелли считается «отцом» новой науки о политике как особой форме человеческой деятельности.

Автор «Государя» раскрывает наиболее важные черты и закономерности политической деятельности. По существу, Макиавелли отходил от религиозного взгляда на развитие государства и политики. Главный авторитет для него - исторический опыт, на основе которого делался вывод: политические события, изменения в государстве происходят не по воле Божьей, а в силу объективных обстоятельств - «действительного хода вещей, а не воображаемого».

Почти за 150 лет до Гоббса Макиавелли обосновал происхождение государства эгоистической природой человека и необходимостью ее насильственного обуздания. Государство, утверждал он, является высшим проявлением человеческого духа, служение ему - высший смысл, цель и счастье человека.

Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на «унаследованные» и «новые». Среди «новых» в свою очередь выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие - в тиранию, аристократия - в олигархию, а народное правление - в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» по причине их кратковременности, а «плохие» - «в силу их злокачественности».

Понятие практической пользы в политике решительно отделяются Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле Божьей и не по прихоти людей, а под воздействием «действительного хода вещей».

Основой всякой власти, считал Макиавелли, являются хорошие законы и хорошее войско. Причем где хорошее войско, там и хорошие законы, и наоборот, где хорошие законы, там и хорошее войско. Опора закона - военная сила. Этот постулат логично переходил в идею о том, что для укрепления и упрочения политической власти все средства хороши, в том числе далекие от христианской морали.

О праве и справедливости в трактате нет речи: власть должна быть твердой и решительной. Самосохранение и упрочение политической власти любой ценой - доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде «Государь») представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ - это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать опекуном народа, защищающим его от произвола чиновников; обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность.

Людей волнуют не обладание правами и свободами, а возможность сохранения своей собственности. Примиряясь с утратой свободы, люди никому не прощают потери имущества. Обиды следует наносить разом, а благодеяния оказывать малыми порциями, чтобы подданные дольше ощущали благодарность к правителю.

Повиновения и прочности власти можно добиться с помощью любви к государю и страха перед ним. Причем более надежным средством Макиавелли считал страх. Он рекомендовал крепить власть «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь». Эти взгляды вполне соответствовали его убеждению в вечной порочности людей - злобных, непостоянных и склонных к обману существ, которых отпугивает опасность и влечет нажива. Политическим идеалом Макиавелли был Рим республиканского периода, а среди правителей - Цезарь Борджиа, итальянский герцог, сын римского папы, известный своими злодеяниями и цинизмом. Однако в нем мыслитель хотел видеть великого государственного деятеля, объединителя Италии.

В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве определению.

«Государь», анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли состояла в том, что он одним из первых в эпоху Средневековья стал рассматривать государство человеческими глазами, выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. Он не побоялся до предела заострить и выразить реально существующее противоречие между политикой и моралью. Это противоречие дает о себе знать и в наши дни.


Close