Стараниями протестантских, а затем и атеистических авторов широкое распространение получило искажённое представление об индульгенциях. Считается, будто индульгенция даёт прощение грехов, причем даже грехов ещё не совершённых; что индульгенцией можно выкупить себя из ада; что индульгенции были выдуманы ради того, чтобы поправить финансовое положение Церкви; что индульгенцию можно было купить. Ну и наконец, что индульгенции применялись только в Католической Церкви.

На самом деле изначально «indulgentia» - это разрешения на смягчение или отмену епитимьи. Практика выдачи индульгенций восходит к древней церковной традиции и тесно связана с таинством покаяния . Об этом говорится и в Катехизисе Католической Церкви: «Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями таинства Покаяния». Индульгенции не имеют никакого отношения к прощению грехов. Само определение индульгенции предполагает, что человек, получающий её, уже искренне покаялся в своих грехах и получил за них прощение. «Индульгенция - искупление перед Богом временного наказания за грехи, вина за которые уже прощена» (Indulgentiarum Doctrina , 1).

При этом действие индульгенции не может быть механическим, но полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает. Поэтому она может быть получена верующим только после совершения таинства покаяния. И, конечно же, индульгенции никаким образом не могут никого выкупить из ада, а также не могут избавить человека от вечного наказания. Человеку, оказавшемуся в аду, уже никакие индульгенции помочь не могут, вопросами своего спасения он должен озаботиться при жизни. Также индульгенции не выдаются наперёд, за еще не совершённые грехи. Это не разрешение на грех и не прощение будущего греха; ни то, ни другое не может быть дано никакой властью. Неверно мнение, будто индульгенция сокращает пребывание в чистилище на определённое количество дней. Количество дней, которое одно время приписывалось к индульгенции, подразумевало длительность покаянного периода по канонам древней Церкви, который человек должен пройти на земле. О длительности пребывания в чистилище нам ничего не известно, и Католическая церковь об этом не учит, тем более о длительности пребывания там каждого конкретного человека.

Прямой продажи индульгенций никогда не было. Однако, существовали так называемые благотворительные индульгенции, при получении которых, естественно, с соблюдением вышеуказанных правил, надлежало внести милостыню в какой-либо благотворительный фонд или организацию. Например, индульгенции, объявленные папой Львом X, и послужившие Мартину Лютеру поводом к расколу, выдавались с целью сбора средств на строительство Собора св. Петра в Риме. Однако, практика индульгенций восходит ко временам намного более ранним, чем появление таких благотворительных индульгенций. Поэтому нельзя говорить, будто индульгенции придуманы были церковными иерархами исключительно ради собственного обогащения. Несомненно, что милостыня и сбор средств на церковные нужды, сами по себе, дела благочестивые. К сожалению, поскольку здесь были замешаны деньги, не обошлось и без злоупотреблений. Поэтому практика предоставления таких индульгенций была пересмотрена Тридентским Собором, и в 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее уплату каких-либо денежных сумм. Осуждение Церковью прежних злоупотреблений высказано и в Апостольской конституции Павла VI “Indulgentiarum doctrina ”.

Существовали индульгенции и на Востоке. В Греческой церкви они назывались apheseis и sygchorochartia . Точное время их появления в обиходе православных определить трудно. Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641–1707) пишет об индульгенциях как обо всем известной и древней традиции: «Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)». На Руси индульгенции в форме освобождения от публичной епитимьи известны уже в XIII веке. Позднее они получили название разрешительных грамот. В 1463–64 гг. в России разрешительные грамоты выдавал митрополит Кесарии Филипповой Иоаким, при царе Алексее Михайловиче - Константинопольский патриарх Афанасий III, в середине XVII века - Антиохийский патриарх Макарий, грамоты которого ценились больше других и принимались с большей верой, поскольку он объявлял себя преемником апостола Петра. Практика выдачи индульгенций была подтверждена на Константинопольском соборе 1727 года. Этим Собором был составлено «Исповедание веры», подписанное патриархами Константинополя, Иерусалима и Антиохии, в котором, в частности, говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами», а латиняне - «индульгенциями» […] даётся Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским». Греки не подвергали сомнению практику выдачи индульгенций как таковую, а лишь настаивали на том, что право выдавать индульгенции принадлежит не только Римскому папе. Известно, что преподобный Никодим Святогорец не отвергал индульгенций.

Практика «разрешительных грамот» в греческой церкви дожила до середины двадцатого века.

Дмитрий Лялин

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

индульгенция

ж. лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

индульгенция

индульгенции, ж. (латин. indulgentia - прощение) (истор. церк.). В католической церкви - папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

индульгенция

И, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому-н. (также перен.: дать разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

индульгенция

ж. Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Индульгенция

(от лат. indulgentia ≈ снисходительность, милость), в католической церкви полное или частичное прощение «грехов», даваемое верующему церковью (обладающей, по учению католицизма, запасом «божественной благодати» в силу заслуг Христа и святых), а также свидетельство, выданное церковью по случаю «отпущения грехов». С 12≈13 вв. католическая церковь начала в широких масштабах торговлю И., принявшую характер беззастенчивой наживы, что вызвало впоследствии бурный протест гуманистов; отмена торговли И. была одним из основных требований Реформации. Продажа И. папством не прекращена полностью и в настоящее время.

Лит.: Лозинский С. Г., Папский «департамент покаянных дел», в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, сб. 2, М. ,1954; Папские таксы отпущения грехов, подготовил к печати Б. Я. Рамм, там же.

Википедия

Индульгенция

Индульге́нция - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

Примеры употребления слова индульгенция в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций , ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Напротив, большинство покупателей усматривало в индульгенции возможность безнаказанно совершать преступления.

Слушают наставления этого заблудшего человека, Питера Паундтекста, который был некогда достойнейшим проповедником слова Господня, а теперь стал вероотступником и за жалованье, чтобы прокормить себя и семью, покинул праведную стезю и пошел за этой черной индульгенцией .

В первой редакции манифестов, в которых они хотели объяснить многочисленные причины, побудившие их прибегнуть к оружию, этот трудный вопрос был старательно обойден молчанием, но он снова был поднят в отсутствие Белфура, который, вернувшись, к своей великой досаде увидел, что обе стороны яростно препираются по этому поводу, что Мак-Брайер, Тимпан и другие вероучители гонимых скитальцев с пеной у рта наседают на Питера Паундтекста, принявшего индульгенцию пастора в милнвудском приходе, а он, хотя и препоясал себя мечом, все же, прежде чем выйти за правое дело на поле сражения, мужественно отстаивает свои взгляды в военном совете.

Лопухина, в странном приступе научного фанатизма, легко сметавшем нравственные и социальные преграды, замешанном, как почти у всех, на тщеславии, любови неизвестно к кому, корысти и эгоизме, наплевав на уголовные условности, в неясной, но отчаянной надежде получить выдающийся научный результат, который послужит индульгенцией , забыв обещания, данные Фрэту, вместе с Вавилой той же ночью вшила сосудистую ножку с маточными артерией и веной иссеченного мышечно-эндометриального лоскута человеческой матки вместе с недифференцируемым пока зародышем в соответствующие разрезы стенок внутренних подвздошной сосудов актера, продекларировав операцию, как наложение нового артерио-венозного шунта для гемодиализа взамен затромбировавшегося.

Он разбирал апостолические буллы и декреты, индульгенции , заслуги человека относительно благодати и спасения, глухую исповедь и много других пунктов, в которых лютеране отличались от католиков.

Произнеся это, он потащил за собою Моз, с тем чтобы приготовиться к новым странствиям в поисках крова, и долго еще ее язык не мог успокоиться и с гневных уст слетали слова: ратование, ковенант, злокозненные, индульгенция .

Папа, бывший всегда в доле с теми, кто стремился свято дурачить род человеческий, содействовал целям монахов, поставлял им в обилии реликвии и раздавал индульгенции тем, кто по своей набожности посетит их и воздаст им почитание.

индульгенция , схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуинство, монастыри - как антитезу жизни, и т.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция , схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуитство, монастыри - как антитеза жизни и т.

Мы имеем достаточно веса у святого отца нашего, папы авиньонского, чтобы к обычным дарам присовокупить еще и духовные дары, и он, конечно, не отказал бы вам в индульгенциях , если бы мы попросили их у него для вашей общины.

Его горбоносый профиль принял насмешливое выражение, как у Мефистофеля, которому подсовывают поддельную индульгенцию .

Словом, ничто не сравнится с преступлениями, беспорядками, эксцессами, которые совершали в течение веков невежества и веры суеверные дикари, у которых слепая набожность заменяла нравственность и которым папские индульгенции придавали смелость на преступление.

Она могла купить за деньги лучшую индульгенцию своему нарциссизму - холодильный бункер.

В возрасте тридцати одного года, когда тесть Карла, король Неаполитанский, призвал его, дабы усмирить Тоскану, где вели междоусобные войны гвельфы и гибеллины, Валуа сумел добиться от папы индульгенции на крестовые походы, а для себя лично - титула главного викария христианского мира и графа Романьского.

В Великий пост, когда каждую пятницу в католических храмах совершается молитва Крестного пути, у верующих есть возможность получить индульгенцию. Для чего она нужна и как ее получить, рассказывает настоятель гомельского прихода отец Славомир Ласковски.

Индульгенция в Католической церкви сейчас, как и была всегда, - это благодать, которую получаем от Господа, чтобы искупить кару за грехи. Наша вина искуплена через отпущение грехов на исповеди, но все последствия греха остаются, и нам нужно принять страдание за эти грехи. А индульгенция позволяет получить от Бога прощение кары. Также полученную индульгенцию можно отдать своим близким умершим и таким образом сократить время их пребывания в Чистилище. То есть, индульгенцию можно получить или для себя, или для кого-то из усопших при условии: одна индульгенция - за одного человека. Следующая индульгенция - за другого человека и так далее.

Как можно получить индульгенцию?

Для этого нужно выполнить определенные условия. Это может быть паломничество в святое место, которых много как в Беларуси, так и в соседних странах. Также это может быть участие в престольных праздниках, духовных упражнениях, Крестном пути, посещение кладбищ после Дня всех святых. Также для получения индульгенции обязательно нужно находиться в состоянии благодати (исповедь и причащение, отсутствие привязанности к грехам) и помолиться в интенции Папы Римского.

Существует ли какое-либо подтверждение получению индульгенции?

Никакое материальное подтверждение, к примеру, в виде документа, полученной индульгенции не дается: человек сам понимает, получил ли он индульгенцию. Если есть сомнения, можно подойти к священнику и спросить. За деньги, за милостыню индульгенцию, конечно, купить нельзя - такое большое нарушение было в Средние века, ведь со всего можно сделать религиозный формализм. Просто заплатить деньги, а свою жизнь не менять - безусловно, это ничего не даст.

Напомним, в Средние века практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям, к примеру, раздаче за денежные пожертвования. Злоупотребления индульгенциями послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения. В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Итак, подытожим: индульгенция - это освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый верующий может получать индульгенции как для себя так и за умерших. Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

- Исповедь

- Причащение

- Молитвы в интенциях Папы

- Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры)

Индульге́нция - ближайшим образом означает разрешение от наложенной Церковью епитимьи .

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе () епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам" приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о Божией благодати . Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые дела" удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в Западной Церкви под влиянием германских правовых понятий.

По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги , которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста - пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей Западной Церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

В в., при папе Александре II , впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах , на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших.

Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище . Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции. Утверждали, что огромные заслуги Христа , Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение.

Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации . В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами , схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге , были направлены не против индульгенций, а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские индульгенции, утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как индульгенции не в состоянии освободить от чистилища . Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении и благодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов "добрыми делами", чем подрывал теоретическое основание индульгенций. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию индульгенциями. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией , было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября г.) и сохранено без изменений Тридентским собором . По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio cordis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение , которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище , для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство индульгенций Церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает индульгенция; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи индульгенции может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают индульгенцию для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и индульгенции; хотя умерший не может сам простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. Индульгенции, которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну.

В своей судебной практике Бейт дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге [неавторитетный источник? ]

Примечания

Литература и источники

Ссылки

  • Предоставление индульгенций на сайте Святого Престола (лат.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Close