Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Проект «Средневековый Монастырь»

В период всемирной истории, которую называют Средневековье, возрастает роль церкви.

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в

политической и экономической жизни Средневековья , объяснить основные понятия христианского

вероучения,создать макет «средневековый монастырь»

Тип урока

Защита проектов

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные : знают , какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья , какие

постройки были в монастыре, как протекала жизнь в монастырях, какие соборы возведенные в средние

века сохранились до наших дней, проводят сравнение западной и восточной церквей ;

умеют работать с историческим источником .

Метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Познавательные : осознанно и произвольно строят речевые высказывания , структурируют знания , находят необходимую информацию в тексте , выделяют смысловые части .

Регулятивные : выделяют и сохраняют учебные задачи , адекватно воспринимают оценку учителя ,

учитывая характер допущенных ошибок , проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения ,

принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения .

Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками , выражают свои

мысли с достаточной полнотой и точностью , формулируют и аргументируют свое мнение в

коммуникации , допускают возможность существования у людей различных позиций , стремятся к

координации различных точек зрения при совместной деятельности .

Личностные : проявляют положительное отношение к учебной деятельности , проводят осмысление

социально - нравственного опыта предшествующих поколений , следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коррекционные: 1. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, 2. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).3.. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.

1. Развитие и коррекция внимания. 2. Развитие и коррекция восприятия. 3. Развитие и коррекция воображения. 4. Развитие и коррекция памяти. 5. Развитие и коррекция речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что

1.на всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом.

2.Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. А где как не в монастыре это проявляется в большей степени.

3.Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, при чем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Цель изучить роль церкви и монастырей в средневековой Европе.

З адачи :

    1. Жизнь в средневековом монастыре;

      Роль монастырей в средние века.

      Сравнение католической и православной религии.

      Создание макета.

Гипотеза: Монастырь – это сложная организация, ибо в условиях хозяйственной автономии он должен отвечать всем духовным и материальным потребностям достаточного количества людей.

Предмет работы - средневековый монастырь

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования :

    Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный: - работа над макетом - оформление проекта-предзащита проекта 4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта.

5. Заключительный: защита проекта.

План проведения защиты проекта.

Прозвенел звонок для нас.

вы вбежали дружно в класс,

встали все у парт красиво,

поздоровались учтиво.

Сейчас друг к другу повернитесь

и конечно улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям.

И садитесь по местам.

Ребята, к нам пришло письмо, но адресант не известен. Интересно от кого?

Давайте откроем.

Вдали от сел и городов

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев,

И ветерок прохладный веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.

И внемлет вечное Бог-Слово

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв

О чем это письмо? Какая связь с нашим уроком?

На протяжении нескольких уроков мы с вами работали над проектом «Средневековый монастырь»

Какие задачи мы ставили?

1.какую роль играла церковь и монастыри в жизни людей в средние века.

2.какие постройки были в монастыре

3.как протекала жизнь в монастыре(распорядок дня, условия жизни, одежда, еда, занятия монахов)

4.отличия католического и православного христианства.

5 какие монастыри средневековой Европы сохранились до наших дней.

Нами была выдвинута гипотеза: Монастырь –это сложная организация, которая должна была отвечать всем духовным и материальным потребностям большого количества людей.

Сейчас мы проверим, как были реализованы наши задачи и доказана гипотеза.

Работа велась индивидуальная, в парах и группах.

Но прежде чем начнем защищать свои работы вспомним, что все население в средневековье делилось на Духовенство (священники и монахи) и Мирян.(все те люди, которые не входили в церковную организацию, т. Е. жили в миру. Но и те и другие были верующими поэтому церковь играла ключевую роль в жизни не только людей, но и государств того времени

1.роль церкви и монастырей в средние века (Филиппова Света (монастырь) - Мочалова Алена (церковь).

2 .Постройки в монастыре (макет)-Васильев С, Вагин С., Суклетов А., Бердников Д. ,Агеев, Русанов В.

3. Жизнь монаха Прокопенко С.(8 вид) Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

4 Сравнительный анализ Криницин Н., Лесова А.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:

5.Средневековые монастыри в наши дни Гулидов В.

Возвращение к гипотезе!

Рефлексия. кроссворд на тему.(в парах)

Материал для защиты

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. о? Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

Заполнение таблицы Только в монастырях люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту от варваров и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука.

В монастырях создавали книги, содержали школы и писали хроники. Давали приют странникам и паломникам.

Монастыри с средневековье вели основную работу по распространению христианской религии.

Таком образом, монастырь в средние века выполнял весьма важные и многообразные функции: он был религиозным, административным, судебным, культурным центром, давал приют обездоленным, утешение – отчаявшимся.

Жизнь монахов .

Мы живем по уставу. В нем прописывается необходимость беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определяются часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Став Монахом я, как и все остальные,дал обет- отказывался от имущества и семьи. Подчиняемся аббату.

Молимся 7 раз в сутки,(начиная с полночи). а в остальное время – работаем в монастыре. Мы должны были молиться в то время, когда не молится никто другой. Но были и нарушения правил Устава, за которые предусматривались наказания. Например, выражение толочь воду в ступе, которое означает пустое времяпровождение, возникло в монастыре как реальное наказание.

Еще одной особенностью нашей монашеской жизни было время трапезы – вкушать пищу дозволяется не раньше полудня.а в некоторых монастырях предусматривалось одно единственное вкушение пищи в течение суток: в 3 часа дня зимой, а в пост в 6 часов вечера. А летом распорядок предусматривал две трапезы.: обед в полдень и легкий ужин около 17-18 часов.

Дозволялся дневной сон, что объясняется краткостью сна ночного.

Меню составлялось из следующих продуктов: яйца, сыр, лук, рыба, хлеб, специи, овощи (спаржа, капуста, листовая свекла, шпинат ит.д.)фрукты, Одна из принципиальных особенностей всех монашеских уставов – это запрет на мясо, ибо мясо разжигает страсти и сластолюбие. К тому же оно дорого стоит и поэтому противоречит обету бедности. Короче, оно мешает вести жизнь, исключительно духовную и молитвенную.

Монастыри окружались стеной.. Монахи не должны были выходить за порог монастыря. Общение с внешним миром было для них нежелательно, ибо отвлекало от мыслей о спасении души. Поэтому монастырь жил замкнутой жизнью, вдалеке от обжитых мест.

Церковь утверждала, что все несчастья посылаются за грехи, и поэтому богачи, «спасая души», завещали земли и богатство монастырям.

Постройки монастыря.

Все необходимое для существования обители находилось в ее пределах.

1 - главная церковь ; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни ; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.

Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») - во главе с византийским патриархом.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Западная церковь

Восточная церковь

Богослужение велось на латинском языке

Богослужение велось на греческом языке

Запрещалось вступать в брак всему духовенству

Запрещалось вступать в брак только монахам

Брили бороды и выстригали волосы на темени

Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.

Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.

В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.

Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.

Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.

Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.

Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.

Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.

Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.

Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.

Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.

С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Старейшие монастыри на сегодняшний день являются самыми посещаемыми среди туристов. В начале становления христианства на территории Европы были построены монастыри, которые сочетали в себе религию, культуру, образование, административное управление, а некоторые и судебную сферу.

Для большинства детей, живущих в бедных семьях учение, воспитание и проживание в церковной школе позволяло повысить социальный статус.

На северо-западе Штирии в долине реки Энс, (Австрия) находится древнейший бенедиктинский монастырь – Аббатство Адмонт. Датой возведения считается 1074 год и основателем его задокументирован зальцбургский архиепископ Гебхард. Особой популярности святыня заимела в XII-XIII веках, когда в ней организовали школу для девочек непосредственно из знатных семей.

При монастыре была создана мастерская, где занимались монастырским скрипториумом. В ней монах продуктивно трудились над перепиской древних рукописей. Именно в этот период и произошла закладка основ будущей славно известной библиотеки.

Во времена турецких нашествий, а также Реформации монастырь пришел в упадок, а с начала XVII по XVIII век снова обрел былую славу и влияние даже за пределами Австрии. Сегодня аббатство Адмонт славится своей неповторимой библиотекой, к тому же она считается самой большой во всем мире.

Тематическое собрание книг достаточно обширное, начиная с теологической до научной и исторической литературы. В 1865 году, чуть не произошла трагедия и все книги не утрачены были в сильном пожаре, но священнослужителям-монахам удалось спасти сокровище монастыря каким-то дивом.


Библиотека старейшего в Европе бенедиктинского монастыря, абатства Адмонт — изумительное по изяществу и роскоши внутреннего убранства архитектурное сооружение.

Нужно отметить, что само книгохранилище представляет собой шедевр художества. Весь монастырь – это архитектурное сооружение, поражающее своим очарованием и роскошью, исполненной в стиле барокко. Посетить монастырь Адмонт можно начиная с 24 марта и по 31 декабря. Для туристов дверь отворена с 10:00 до 17:00 в любой день недели.

Аббатство в Сен-Морисе

Католический монастырь находится в небольшом городке Сен-Морис, что располагается в Швейцарских Альпах . Датой основания Аббатства считается 515 год, но до этого времени здесь был основан базилик, где хранились мощи святого Маврикия, доставленные епископом Вале в 370 году.

Согласно преданиям, Св. Маврикий вместе со своими товарищами, с которыми он находился в фиванском легионе были до смерти замучены, так как отказались выступить с войной против едино верующих. Основал Аббатство Сен-Морис бургундский король Сигизмунд и с того времени оно является местом паломничества.

Многовековая история Аббатства включает в себе различные периоды существования с благоприятными и неблагоприятными событиями , ставшие предпосылками к становлению сегодняшнего католического монастыря. За многие века служителями Аббатства были накоплены не только культурные, эстетические, но и исторические ценности.

Обязательно нужно отметить, что в 2015 году был знаменательный день для Аббатства, ему исполнилось 1500 лет. По этому поводу было организованно масштабное празднование с литургией и уличным спектаклем, воплотивший в себе сочетание священного и мирского, а также прошлого и настоящего.

С 1995 года каждый желающий может приехать на экскурсию в Аббатство и поближе ознакомиться с его историей становления, осмотреть окрестности и полюбоваться незабываемыми пейзажами этой местности.

Леринское аббатство

История Леринского католического монастыря берет свое начало с 410 года. Основателем считается отшельник Гонорат Арелатский: искавший местность для уединения, он выбрал остров Сен-Оноре, находящийся неподалеку от Канн во Франции. Но ему не удалось уединиться, поскольку за ним последовали его преданные ученики и со временем была сформирована община.

После образования монастыря на протяжении последующих многих столетий здесь получали образование прославленные святители, что впоследствии стали епископами, а многие из них основали новые монастыри.

Уже к VIII веку со дня основания Леринское аббатство имело большое влияние среди других старейших монастырей Европы и в собственных владениях у него были достаточно обширные территориальные наделы. В состав общей территории была включена деревня Канны.

В силу того, что аббатство было весьма богатым оно часто подвергалось нападениям сарацин . Одним из страшных посягательств на добро аббатства считается грабеж святого места в 732 году, во время которого убиты практически все монахи вместе с настоятелем. Одним кто остался в живых является монах Элентер, он спустя время возвел новейший монастырь на руинах уничтоженного.

Но в 1047 году территорией Леринских островов овладела Испания, а монахов задержали в плен. Спустя короткое время монахи были выкуплены, а аббатство было обустроено под защитную крепость со смотровыми башнями.

Далее монастырь огласили достоянием государства непосредственно во время Французской революции. Мощи провозглашенного святого Гонората из базилики перенаправили в кафедральный собор Грасса, а проживающих в аббатстве монахов изгнали.

Сразу после изгнания служителей территорию святилища приобрела знатная актриса мадемуазель Саинваль, на протяжении 20 лет она использовала кельи, где жили монахов, как гостиный двор.

В 1859 году епископом Фрежюс была выкуплена островная территория, где располагалась святыня, и за десять лет была полностью возобновлена . На сегодня Леринский монастырь непосредственно причислен к собственности цистерцианцев.

В нем сейчас живет 25 монахов, которые помимо основной монашеской жизни успешно руководят гостиничным бизнесом, выращивают лаванду, владеют апельсиновыми садами и виноградниками.

Монастырь Кандида Касса

В 397 году Санкт Ниниан построил небольшой храм из камня, именуемый Кандида Касса («Белый дом»), считающийся первым христианским сооружением на территории Шотландии. После его возведения образовалось первое поселение христиан в сторону по направлению к северу от стены Адриана.

Монастырь стал быстро разрастаться и со временем занимал видимое место непосредственно в период раннего средневековья , как и другие старейшие монастыри Европы.

Для строительства в более поздние времена использовались керамические изделия и стекло в следствии применения новейших технологических процессов и ремесел, которые были позаимствованы из Средиземноморья и Западной Франции.

Монастырь несколько раз восстанавливался после разрушений:

  1. В 1128 году был возведен новый собор и непосредственно монастырь на прежнем месте.
  2. А вот в 1822 году храм восстановил свое предназначение и стал местом сосредоточения религиозных поклонений паломников со всего земного шара.
  3. По сей день Кандида Каса в Галлоузе, (Шотландия) относится к старинным христианским монастырям в Европе.

Монастырь в Айнзидельне

Существует несколько легенд основы монастыря в Айнзидельне. Но общим у этих легенд считается тот факт, что неподалеку от места нахождения нынешнего аббатства в лесу поселился отшельник Майнрад, у которого были два верных черных ворона. Одного январского дня к отшельнику попросились на ночлег два незнакомца.

Приютив Майнрад, накормил их ужином, но они решили его ограбить, а не найдя ничего ценного убили отшельника. При попытке скрыться убийцы были пойманы практически сразу благодаря черным воронам, которые своим неистовым криком привлекли местных жителей.

Со временем к месту гибели Майнрада стали приходить монахи-отшельники и таким образом было сформировано монашеское сообщество. Создание самого же монастыря датируется 934 годом. С этого времени и начинает свою историю становления аббатство Айнзидельна. На протяжении тысячи лет мужской монастырь стал основным местом паломничества на территории Швейцарии.


Одной из первых и главных святынь аббатства была статуя Черной Мадонны, якобы освященная самим Иисусом.
Но она сгорела дотла при пожаре, возникший в 1465 году. Ее заменили на другую, которую подарила настоятельница Цюриха Гильдегарда в 1466 году. Сейчас святыня находится в храмовом здании непосредственно внутри «покаянной часовни».

В монастыре имеется огромное библиотечное помещение, где собраны:

  • 1230 стародавних рукописей;
  • 740 инкунабул;
  • 700 палеотипов.

При аббатстве находится монастырская школа, а также ему подвластен женский бенедиктинский монастырь – аббатство Фар неподалеку города Цюриха, образованный в начале XII века.

Монастырь Мон-Сен-Мишель

Старейшие монастыри Европы включают Мон-Сен-Мишель, основанию которого предшествовало явление Архангела Михаила епископу Оберу, проживающего в городе Авранш. Ссылаясь на рукопись, датированную X веком, Оберу Архангел Михаил приказал воздвигнуть храм на острове Мон-Томб (нынешнее расположение Мон-Сен-Мишель).

Изначально на островной территории поселились несколько монахов-отшельников, которые построили здесь два небольших святилища . Архангел Михаил трижды являлся во сновидениях Оберу, поскольку епископ изначально не мог понять волеизъявления святого. Только на третий раз, когда Архангел проткнул череп епископа своим перстнем Ореб начал возводить храм.

Выстроенная часовня на месте нынешнего аббатства имела подобие святилища Монте-Грот, расположенный на юге Италии. Именно с этого грота были привезены некоторые реликвии в часовню. Это багряный покров, оставленный Архангелом, а также часть мраморной плиты непосредственно с отпечатком его стопы.

Со временем влияние Мон-Сен-Мишель расширилось по всей территории Франции, соответственно увеличилось количество паломников, желающие посещать монастырь. Но малая территория храма не позволяла принимать большое количество паломников и на основании этого было принято решение построить большое здание.

Проблема возникла в том, что на скале возвести храм не представлялось возможным, но выход был найден. Изначально было решено построить четыре часовни, которые стали своего рода платформой для дальнейшего строительства здания. После их возведения приступили к строительству храма. На это понадобилось почти 500 лет (1023-1520 гг.)

На долгую судьбу аббатства пришлось немало невзгод , к примеру, он несколько раз закрывался, в нем были организованы карцеры для заключенных, а также пришлось пережить религиозные войны. Монастырь Мон-Сен-Мишель по ныне остается местом паломничества прихожан со всего мира.

Монастырь Монте-Кассино

Старейшие монастыри Европы включают Монте-Кассино, который располагается на небольшой горной возвышенности, который нависает над городком Кассино всего в 120 км от столицы Италии — Рима. Основан монастырь Бенедиктом Нурсийским в 529 году на месте языческого храма Аполлона.


Построенный храм был приурочен Святому Иоанну Крестителю. Но не легкая судьба была у монастыря. Его несколько раз разрушали, но даже несмотря на это он остался крупнейшим средоточием распространения культуры непосредственно в западном мире.

Эпоха процветания пришлась на XIV век. В этот период территориальная площадь монастыря была огромной, а в храме обосновалась библиотека с античной и раннехристианской литературой. Кроме этого, коссинские монахи занимались изучением астрономии, правоведения, медицины, философии, а также осуществляли переводы созданий, что были изначально сочинены на латинском и греческом языках.

Нужно отметить, что помимо посещения и ознакомления с монастырем туристам предоставляется возможность посетить одну из прекрасных достопримечательностей неподалеку святыни. Это «Лебединое озеро» , где обитают черные и белые лебединые семейства среди ботанического сада, созданного хозяином отеля-ресторана, где могут остановиться на ночлег туристы.

Монастырь Санкт-Галлен

Старейшие монастыри Европы расположены в восточной части Швейцарии. Это монастырь Санкт-Галлен, основанный по преданию святым Галлом непосредственно в 613 году. Именно в этом году на месте будущего храма построил небольшую келью для уединения, чтобы посвятить себя молитвам к Богу.

Хотя, по имеющимся документам, сохранившиеся до сегодня отмечается, что не именно создателем монастыря считается Святой Галл, а Отмар, являвшийся настоятелем этого священного сооружения.

Небывалую известность монастырь Святого Галла имел не только на территории своего городка, но о нем знали далеко за приделами. Многочисленные потоки паломников, среди которых были весьма состоятельные люди делали пожертвования, а на них руководство монастыря расстраивали и улучшали здания храма.

Благодаря этому, за короткое время монастырь Санкт-Галлен стал религиозным средоточием не только у себя на родине, но и за ее пределами.

На сегодня кафедральная церковь поделена на две основные части. Первая часть представлена взору туристов в виде строений, которые были возведены еще в IX веке, а другая часть, это сооружения построены уже в XVIII веке.

Основной же достопримечательностью, которая интересна туристам, является прославленная на весь мир уникальная библиотека, размещенная в западном флигеле. Среди огромного собрания книг особое внимание привлекают те, что были начерканы, еще до прихода в наш мир Иисуса.

Обязательно нужно отметить, что каждый турист должен в непременном порядке ознакомиться со особенными правилами, которые отмечены в специальных путеводителях.

Правила:

Непосредственно в библиотеке можно побывать только с 10 утра до пяти вечера. Стоимость посещения составляет 7 швейцарских франков.

Монастырь Святого Атанасия

В 15 км от городского образования Чирпан Старозагорской области в селе Злата-Ливада стоит женский монастырь Святого Атанасия. Он причислен к числу древнейших святынь во всей Европе, поскольку создан еще в 344 году.

Его основанием занимался непосредственно Святой Афанасий, пребывавший в период проведения Вселенского собора ознаменованный в 343-344 годах. Знаменательное событие проводилось в храме господнем Святой Софии.

Возле монастыря действует знаменитый источник со святой водой, который Святым Афанасием был обращен в водосвятилище. Вода из чудо-родника по преданию считается целительной. Возле обители монахинь в горных склонах имеется малое пещерное образование, нарекаемое постницой , предопределенная для уединений и постования. Постницу могут посещать туристы.

На протяжении всего существования монастырской обители Святого Анатасия была много раз развалена, но ее наново воссоздавали. Современное обличие храм приобрел в 80-х годах уже XX века.

В священной обители имеется несколько реликвий, одна из которых считается образ Святого Афанасия, врученная непосредственно Александрийским патриархом Петросом VII, как подарок в день своего пребывания в Болгарию ознаменовавшееся в 2003 году. Также в храме господнем бережется копия церковнославянской пергаментной старинной рукописи Реймсского евангелия.

Монастырь Святого Галла

В старинном городке Санкт-Галлен располагается прославленный во всем мире монастырь Святого Галла , созданный одним из двенадцати учеников, являющиеся последователями ирландского монаха и миссионера Колумбана. Санкт-Галленское аббатство непосредственно в период средневековья было крупнейшим культурным и научным средоточием в Европе.

Местом основания храма считается выстроенная Галлом в 612 году небольшая келья возле Боденского озера , где он уединился от всего мирского и посвятил себя молитвам к Богу. Начало возведения храма датируется 1719 годом. После окончания строительства первым аббатом был назначен проповедник Отмар, который находясь на своем посту восстановил имеющиеся кельи, прибывавшие в ветхом состоянии.

Также Отмаром была основана славно известная библиотека и не меньше знаменитая художественная мастерская . Благодаря Отмару и его усилиям монастырь стал одним из крупнейших бенедиктинских аббатств.

Монастырь святого Иоанна Рильского

Одной из значимых и знатных достопримечательностей Болгарии считается монастырь Святого Иоанна Рильского. Он находится достаточно высоко на горных склонах, 1147 м над уровнем моря и располагается от Софии в 117 км. Вокруг же самого монастыря разбит природный парк, окруженный 36-ю вершинами, а также в нем имеются кристально чистые Рильские озера.

Основал храмовое сооружение монах-отшельник Иоанн Рильский в X веке, поэтому священная обитель была названа в его честь. Как и все старейшие монастыри Европы в средневековье этот монастырь также имеет тяжелую судьбу.

Его несколько раз грабили, разрушали практически до основания, но он всегда восстанавливался даже после интенсивного землетрясения, произошедшее в 1343 году.

На сегодняшний день от старого монастыря для взора туристам и паломникам осталась только Хрельовая башня, возвышающаяся на 24 м , в которой ранее построили непосредственно часовню Преображения Господня. Все остальные здания храма были заново отстроены, поэтому он существенно отличается от первоначального своего облика.

С 1991 года монастырь Иоанна Рильского снова обрел статус монашества и на сегодня, это действующий мужской монастырь , привлекающий к себе не только паломников, но туристов со всего мира. В монастыре покоятся мощи Святого Иоанна, возле которых можно получить исцеление, но посетить это чудотворное место можно только по определенным дням.

Также у туристов интерес вызывает имеющаяся в храме библиотека, где сохраняются старинные рукописи, датированные XI-XIX веком и исторический музей с экспонатами, которым по сотни лет.

Монастырь святого Маврикия

В городе Сен-Морис в 515 году было образовано храмовое сооружение Святого Маврикия на местности мученической гибели руководителя легиона Маврикия со своими 6 тысячами солдат, которые воспрепятствовали убийству единоверующих (христиан).

Приказ был отдан императором Максимианом в эпоху, когда были устроены массовые гонения людей, принявших христианство. За неподчинение приказу Маврикия с солдатами казнили. Спустя некоторого времени во времена правления короля Сигизмунда Бургундского на месте мученической казни был возведен храм во имя Святого Маврикия.

Монастырь Святого Маврикия – это практические единственная священная обитель, в которой на протяжении полутора тысячи лет не прерывалась обычная жизнь в молитвах.

В 1998 году на дверях, так называемого древнего портала были по-новому вписаны имена мучеников из различных государств , выгравированные на их родных языках. Еще одной значимой реликвией святилища считается высеченный на скале крест, высотой в 12 м, который был установлен в честь Суворова, свидетельствующий об историческом событии, а именно о переходе полководца через Альпы.

Кроме этого, в монастыре представлены редкие экспонаты, которые были подарены знатными прихожанами, желающие знаменовать таким образом почтение мощам великомучеников.

Монастырь Святого Мартина

Церковь Святого Мартина – это один из примечательных святых обителей в Кёльне, сохранившиеся с X-XI века. Монастырь был построен на месте древних римских купален и тогдашних продовольственных складов.

Современный кёльнский монастырь представлен в византийском стиле с многочисленными сводами и витражами. Он был полностью реставрирован после Второй мировой войны, а от древнего здания остался только обломок древней римской колонны.

Существует легенда, что этот обломок может определять злые и добрые помыслы людей. Если у человека имеются злые умыслы, то этот обломок колонны не пустит его в церковь, но также говорят, что он способен даже убить человека, если он задумал что-то лихое.

Что касается внутреннего убранства, то после реставрации в 1960 году оно лишено каких-либо величественных украшений, но внешний облик смотрится восхитительно, особенно, когда в вечернее и ночное время включается подсветка.

Нужно отметить, что с начала 1985 года и непосредственно до 2008 года здание Святого Мартина применялось, как католическая приходская церковь , где проводились молебны на португальском, филиппинском и испанском языках. Но со второго месяца весны 2009 года храмовое сооружение Большой Святой Мартин, как его называют местные жители, снова обрел статус бенедиктинского монастыря.

Подводя итог, непременно нужно сказать, что все старейшие монастыри, основанные в Европе, представленные в статье являются культурным наследием своей страны, а некоторые из них охраняются Организацией Объединенных Наций, касающиеся вопросов образования, науки и культуры ЮНЕСКО.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: Католические монастыри и жизнь монахов в Средние века

Монастыри Европы и жизнь монахов Средневековья:


Close