Ирод Великий, Ирод Четверовластник… Зигмунд Фрейд, Ванга, Ахмад Дидат: их смерти - зловещие символы своего времени. Смерть данных людей олицетворяет собой гниение или паралич их жизни, культуры и веры.

Еще со времен Иова люди сетовали на, казалось, несправедливо установленные судьбы людей: "Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих" (Иов.12:6). Долгая и сытая жизнь лютых грешников немало людей вводила и будет вводить в искушение их безнаказанности: "Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы" (Мал. 3:14-16).

Немало людей, живя в смертных грехах, начинают веровать в свою безнаказанность, могущество и отсутствие Бога.

Чтоб избежать самообмана, напомним же себе лютую кончину великих, могущественных, известных, умнейших и т.п. грешников, коими восхищались их современники.

"Дней лет наших - семьдесят лет,

а при большей крепости - восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их - труд и болезнь,

ибо проходят быстро, и мы летим"

"Дни человека - как трава;

как цвет полевой, так он цветет"

Ироды, описанные в Новом Завете

Священное Писание Нового Завета упоминает семь Иродов: отца, четырех детей, внука и правнука. Все они были представителями династии, основанной Иродом I (ок. 73 – 4 до Р.Х.).

Ирод I Великий, царь Палестины 40–4 до Р.Х., второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеей в 47 году до Р.Х. Этот Ирод был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшийся западным образованием. Перестройкой и украшением храма (идумеи с 130 г. до Р.Х. принялииудейство), основанием или расширением городов Ирод стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, особенно, когда он по римскому образцу ввел игры и построил театр и ипподром в Иерусалиме.

Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с ее двумя сыновьями – Александром и Аристовулом. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, "чтобы он не умер неоплаканным". Обещание это к счастью не было исполнено.

"Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном", сказал кесарь Август об Ироде.

Во время его царствования в Вифлееме родился Иисус Христос. Когда Ирод услышал от волхвов о рождении иудейского царя, то испугался и, чтобы погубить его, приказал истребить всех младенцев мужеского рода в пределах Вифлеема, от двух лет и меньше. Вскоре после этого он умер от мучительной болезни на 70-му году жизни, процарствовав 37 лет, в 750 году по римскому счислению (Мф.2:1, Лк.1:5).

Ирод страдал от зуда, болей в животе, одышки, судорог в конечностях и гангрены половых органов. Современные медики на основе древних свидетельств о болезни Ирода предполагают, что у него было заболевание почек, что привело к почечной недостаточности, а гниение "полового уда" сейчас известно как гангрена Фурнье. Возможная ее причина – хроническая гонорея. Дело осложнилось еще и тем, что в гниющих гениталиях завелись личинки мух.

Гангрена Фурнье - именно она свела в могилу Ирода Великого

Как была ужасна его кончина и мучения при отсутствии антибиотиков и обезболивающих средств можно только с содроганием представить…

***

Ирод Антипа , сын Ирода Великого и самарянки Мальфаки. Его имя чаще всего в упоминается в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1).

Образ Ирода Антипы в современной киноэкранизации - фильм The Bible (2013)

Этот Ирод-тетрарх (четверовласник) в Галилее и Перее (Лк.3:1), называется царем у Мк.6:14. Как галилеянин, Иисус находился под его властью (Лк. 23:6). Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и сошелся с Иродиадой, которая была женой его брата Ирода Филиппа (Лк. 3:19-20). Ирод, обличаемый Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену своего брата, и за иные беззакония, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Немного спустя, в день своего рождения, он был так очарован танцами дочери Иродиады Саломии, что поклялся дать ей все, что бы она ни попросила, даже до половины своего царства. Она попросила головы Иоанна Крестителя. Ирод исполнил ее просьбу.

"Пир Ирода". Лукас Кранах Старший

Он был безнравственный, бесхарактерный и кровожадный человек (Лк. 9:7, Лк. 13:31; Лк. 23:11). Господь называл его "лисицею" (Лк.13:32). Саддукейская "закваска", или лжеучение одобрялась при его дворе (Мф.16:6; Мк.8:15).

Когда он, по совету Иродиады, отправился в Рим, чтобы выхлопотать себе царский титул и достоинство, на него был сделан донос кесарю Калигуле, Причиной тому была его непомерная жестокость и гордость, которые довели иудеев до жалобы на него пред императором. Так однажды в праздник Пасхи он умертвил 3000 иудеев в храме и городе (Древ. IX, 2, 3). Калигула отослал его в месте с Иродиадой в Галлию в 39 г. по Р.Х., откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и бесславно умер.

***

Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого, поставлен Калигулой начальником (в 37 г. по Р.Х.) над теми областями, которые принадлежали его дяде Ироду Филиппу и тетрарху (четверовласнику) Лисанию. В 39 г. по Р.Х. он получил тетрархию Антипы и в 41 г. по Р.Х. также Иудею и Самарию от Клавдия. Таким образом, он управлял всею Палестиною. Чтобы завоевать симпатию иудеев, он гнал христиан. Убил мечом апостола Иакова и заключил Петра в темницу. После заключения Петра он умер 44 г. по Р.Х: ужасной смертью в Кесарии, пораженный ангелом Господним: "В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями" (Деян.12:21-25).

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

О смерти и "заслугах" Зигмунда Фрейда хорошо написал архимандрит Рафаил Карелин :

"В больнице умирал старик. Диагноз его болезни был подобен приговору трибунала к смертной казни. Его имя было известно всему миру, но никакая человеческая сила не могла спасти его. Единственная помощь, которую могли оказать ему его коллеги - это вспрыснуть ту дозу морфия в вену, от которой он уже не смог бы проснуться. Но, в то время, врачи, даже атеисты, подсознательно понимали, что жизнь и смерть принадлежат ведению Бога, а не решению людей, поэтому им оставалось только беспомощно смотреть на затянувшуюся агонию. У больного был обнаружен рак челюсти и языка.

Этот старик, еще недавно напоминавший по виду почтенного раввина, всю жизнь занимался доказательством того, что человек это только пансексуальное существо, что религия, культура и искусство это только надстройки над гениталиями человека, что любовь родителей и детей друг другу - это загнанное в подсознание желание кровосмесительства.

В его академических лекциях и научных трудах заключался сгусток кощунства и презрения к человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха, которую создало человечество со времен своего существования, и назвал это словом "наука".

Мир был готов, чтобы принять это учение. Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его книги, потому что находили в них апологию демонизма и собственного греха. Он не был причиной нравственной катастрофы человечества, но стал ферментом зла, брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия.

Немецкий философ Шпинглер написал книгу "Закат Европы". Если бы можно было написать картину под таким же названием, то одним из главных лиц должен был стать умирающий от рака языка старик. Он как бы стал "духовным отцом" науки XX века о человеке. Он стал восприемником от диавольской купели сексуального зверя. Наверно вы догадались о имени больного, - это Зигмунд Фрейд. Если культура двух предыдущих столетий была "фаустовской" культурой, когда человек отказывался от вечности ради убегающих мгновений, которых он не в силах остановить, то культуру XX столетия можно назвать "фрейдовской" культурой - это попрание всего святого, которое еще сохранилось в человеке. Человек потерян; доминант жизни – это проникнутое двумя мощными инстинктами - секса и убийства – сознание, в которое погружен человек, как в первобытный хаос.

Фрейд уже не может говорить; он объясняется движением пальцев, язык изъеден болезнью, как червями. Говорят, что самый большой ужас - это увидеть себя в гробу. Фрейд видит себя, как уже разлагающегося мертвеца. Метастазы рака уже охватывают как щупальца паука, его тело, появляются гангренозные язвы на лице, щеки чернеют, изо рта капает сукровица; живой труп распространяет вокруг себя страшное зловоние. Около Фрейда нет родных, никто не может приблизиться к нему из-за смрада как будто исходящего из гроба. Лицо Фрейда облепляют мошки, которых привлекает сладковатый запах гноя - от них невозможно отбиваться. Тогда его лицо покрывают как колпаком марлей. Кажется, что из-за смрада сам сатана медлит приблизиться к нему, чтобы взять с собой его душу. Агония продолжается.

Запущенная форма рака челюсти и ротовой полости

У Фрейда была любимая собака, с которой он не расставался никогда. Даже она, не выдержав зловония, убежала из палаты; это было последним ударом для Фрейда: он остался один, сам с собой, вернее с тем, что осталось от него. Он всегда боялся смерти, но теперь безгласно звал ее мольбой своих глаз. Говорят, что повышенная доза морфия поставила точку в истории его болезни (Примечание МС, Фактически Фрейд умер от самоубийства. Смертельную дозу морфина доктор Макс Шур ввел больному Фрейду по его же настоянию).

Фрейд - это один из зловещих символов нашего времени. Его смерть также символична: она как бы олицетворяет собой гниение той культуры, которая построена на сексе и на крови, на культе извращенного наслаждения и насилия. Этот смрад гниющего трупа, имя которому "Разврат". Но он уже стал отравлять, как гангренозные язвы, все пять континентов.

Богохульный язык Фрейда сгнил во рту своего хозяина, превратился в гной, который капал из губ и просачивался в горло. Фрейд, бросивший вызов небесам, умер как бессильный червь, оставленный всеми.

Но сама смерть Фрейда - это символический образ, мы бы сказали пророчество о том, какой конец может ожидать человечество"

Ванга (1911-1996)

В начале 1996 года почувствовала, что больна. Врачи диагностировали рак левой груди. Она не переживала и оперировать себя не разрешила, нагадав себе еще три года жизни.

Но болезнь быстро прогрессировала, и через шесть месяцев, 11 августа 1996 года, Ванга рак пожрал ее, она умерла в больнице без покаяния и причастия...

Ее стремительная болезненная кончина от рака вопреки ее пророчеству о трех лет жизни - жирная точка конца ее жизни и символ демонической сущности ее "пророческого дара".

Briefe 1873-1939, ausgew. u. hrsg. von Ernst und Lucie Freud, Frankfurt am Main 1960; 2., erw. Aufl. (2nd (enlarged) ed)., Frankfurt am Main, 1968. 3., korrig. Aufl. 1980 Trans.: Letters 1873-1939 (ed. E. L. Freud) (trans. T. and J. Stern), New York, 1960; London, 1961. Letters of Sigmund Freud; selected and edited by Ernst L. Freud, Basic Books, 1960; Enthält Briefe an: Abraham, Karl; Achelis, Werner; Andreas-Salomé, Lou; Baumgardt, David; Beer-Hofmann, Richard ; Bardi (Berdach), Rahel; Berdach (Bardi), Rahel; Bernays, Edward L.; Bernays, Emmeline; Bernays, Martha; Bernays, Minna; Binswanger, Ludwig; B’nai B’rith; Bonaparte, Marie; Braun-Vogelstein, Julie; Breuer, Josef; Breuer, Mathilde; BÜrgermeister der Stadt Prˇı´bor; Carossa, Hans; Carrington, Hereward H. L.; Dyer-Bennett, Richard; Ehrmann, Salomon ; Einstein, Albert; Eitingon, Max; Ellis, Henry Havelock; Ferenczi, Sa´ndor; Flatter, Richard; Fließ, Wilhelm; Fluß, Emil; Freud (Familie); Freud, Adolfine; Freud, Alexander; Freud, Amalie; Freud, Anna; Freud, Ernst L.; Freud, Lucie; Freud, Margit; Freud, Martha; Freud, Martin; Freud, Mathilde; Freud, Rosa ; Freud, Sophie; Freund, Anton von; Freund, Roszi von; Gomperz, Elise; Gomperz, Heinrich; Groddeck, Georg; Guilbert, Yvette; Halberstadt, Max; Halberstadt, Sophie; Hall, Granville Stanley; Heller, Hugo; He´renger, Alexandre ; Hitschmann, Eduard; Hooper, Franklin Henry; Indra, Alfred; Jones, Ernest; Jones, Herbert; Jones, Loe; Jung, Carl Gustav; Keyserling, Hermann Graf von; Knoepfmacher, Wilhelm; Koller, Carl ; Kraus, Karl; Lamplde Groot, Hans; Lampl-de Groot, Jeanne; Levy, Kata; Levy, Lajos; Lipschütz, Alexander; Löwy, Heinrich; Low, Barbara; Magnes, Judah Leon; Mann, Thomas; Monod-Herzen, Edouard; Montessori, Maria; Morselli, Enrico; N. N.; N. N. (Mutter eines Homosexuellen); N. N. (Thoman, Maria); Paquet, Alfons; Pfister, Oskar; Popper-Lynkeus, Josef; Putnam, James Jackson; Rank, Otto; Rhondda, Lady; Rie, Oscar; Roback, Abraham Aaron; Rolland, Romain; Schaeffer, Albrecht; Schiller, Max; Schnitzler, Arthur; Schur, Max; Silberstein, Eduard ; Simmel, Ernst; Singer, Charles; Steinig, Leon; Stekel, Wilhelm; Strachey, Lytton ; Struck, Hermann; Tandler, Julius; Viereck, George Sylvester; Voigtländer, Else; Wechsler, Israel Spanier; Weiss, Edoardo; Wells, Herbert George; Wittels, Fritz; Wittkowski, Victor; Zweig, Arnold; Zweig, Stefan. − Die Briefe an Martha Bernays sind auch als Einzelband veröffentlicht: Freud, S., Brautbriefe, ausgew., hrsg. und mit einem Vorwort von Ernst L. Freud, Frankfurt am Main 1968; Neuausgabe Frankfurt am Main 1988 (Fischer Taschenbuch Nr. 6733). UngekÜrzte Neuauflage einschl. der Briefe von Martha Bernays in (2011b) und (2013a)

Когда человек не может что-то сделать в жизни, он делает это во сне. Сон ― это олицетворение наших нереализованных желаний. Художник похож на спящего человека. Только он выполняет свои желания наяву, воссоздавая их в своих произведениях. Когда Фрейд писал о природе художественного творчества, он особое внимание уделял изучению личности художника.

Кто такой художник?

Ученый сравнивал художников с неврастениками и детьми. Художник, также как и невротик, пытается уйти от реальности в свой мир: в мир грез и желаний.

Там художник – маэстро. Он мастер, который создает свои шедевры. Именно в произведениях кроются его скрытые нереализованные мечты. В отличие от многих взрослых людей, художник не стыдится их выставлять напоказ.

Говоря о творчестве, Фрейд отдельное внимание уделил литературе. Он считал, что в центре внимания писателя лежит он сам, точнее его автопортрет в литературном произведении. И именно поэтому главному герою уделяется больше времени, чем всем остальным.

Почему Фрейд в своих мыслях о художественном творчестве утверждал, что художник похож на ребенка? Ответ прост: эмоциональные переживания пробуждают в авторе воспоминания из детства. Именно этот период – первоисточник нынешних желаний, которые и олицетворяются в произведениях.

Плюсы художественного творчества

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Автор в произведениях удовлетворяет своих детские желания, которые не получилось осуществить в реальной жизни. Искусство – отличный способ психотерапии для художника. Многие авторы, например Александр Солженицын или Гоголь, утверждали, что именно искусство позволило им избавиться от депрессии и дурных влечений.

Существует даже такой метод психотерапии – библиотерапия. Это скорее подготовительный этап, в процессе которого пациент прочитывает книги, подобранные на основании его проблемы.

Компенсаторская функция искусства

Что получает автор, когда его произведение пользуется популярностью? Деньги, любовь и славу – именно то, что он и хотел. Что получает человек, которые вникает в какое-либо произведение? В первую очередь чувство наслаждения. Он на время забывает о своих проблемах и трудностях. Человек погружается в легкий наркоз. За всё своё существование, он может прожить тысячи жизней: жизни полюбившихся ему литературных героев.

Искусство и сублимация

Сублимация – это перенаправление сексуальной энергии в творческое русло. Такое явление хорошо знакомо большинству людей. Вспомните, как легко дается написание стихов, песен или картин, когда мы влюблены? При этом не важно, счастливая это любовь или нет.

Еще один пример сублимации можно найти в жизни Пушкина. Пред свадьбой с Натальей Гончаровой, он был вынужден 3 месяца провести взаперти из-за холерных карантинов. Ему пришлось перенаправить свою либидную энергию на творчество. Именно в этот период времени был завершен «Евгений Онегин», написаны «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

Если рассматривать этот вопрос с христианской точки зрения, то это шарлатан. Оккультный мыслитель, философ, который исказил христианские взгляды, духовную жизнь, полностью перевернул все представления в обратную сторону. Все то, что было выработано в христианскую эпоху в процессе религиозного душепопечительства, было перевернуто с ног на голову.

Зигмунд Фрейд состоял в масонских организациях, и все его основные труды и работы сначала получали одобрение в масонских организациях Европы. Например, «Бней-Брит» - «Сыны Завета». Еврейская организация масонского типа, она и сейчас существует. И только потом, когда его работы получали антихристианское звучание и одобрение, они публиковались. То есть велась целенаправленная подрывная деятельность против христианской церкви. И задача ставилась – оторвать европейское человечество от пастырской психологии, то есть переориентировать к фрейдистской. Ведь все вопросы духовной жизни решались в церкви, а Фрейд в конце 19-го и начале 20-го веков выступил атеистом в сфере психологии. П

Причем Фрейда не признавали даже психиатры его времени. Например, у нас академик Павлов считал, что идеи Фрейда – чистая фальсификация. И ряд европейских мыслителей, не только психиаторов, считали, что фрейдизм – это оккультное учение. Фрейд разрабатывал ветхозаветную парадигму отношения к человеку и его духовной жизни. В некоторым смысле это был зашифрованный иудаизм. То есть идеи, которые были выработаны в иудейской культуре, использовались Фрейдом и выставлялись на передний план. Например, проблема толкования сновидений. Всем известно, что проблема толкований сновидений – это краеугольный камень фрейдизма. Первая его книга так и называлась – «Толкование сновидений». Фрейд переворачивает там все. Если раньше в христианской культуре налагался полный запрет на какое-либо толкование сновидений, то Фрейд предлагал наоборот распутывать, разгадывать и применять в жизни. Христианство говорит, что это неверно, что нельзя жить во снах и иллюзиях, которые отчасти имеют демоническое происхождение. А Фрейд говорит, что надо все восстанавливать. Причем это еще и языческая традиция. Потому что в языческой культуре, в отличие от христианской, сны как раз толковались. То есть христианство накладывает табу на толкование снов, а Фрейд его снимает.

Далее идет развитие его идей: сексуальность, детская сексуальность. Фрейд не подтвердил свои данные научными исследованиями, научных доказательств у него нет. К тому же всех религиозных людей и в особенности монахов он считал психопатами.

Поначалу его теория так и воспринималась как очередной масонский заговор против христианства. Казалось, что фрейдизм - мыльный пузырь, который скоро лопнет. Но получилось наоборот. Журналистика того времени подхватила эту философию, чтобы его использовать как некий таран христианской психологии для разрушения идей. Иногда в этом смысле Фрейда сравнивали с Марксом. Маркс – радикал, разрушитель. Собственно, такие же разрушительные идеи были и у Фрейда. И современные философы, психологи когда знакомятся с фрейдизмом, не понимают его темной стороны. Глубоко никто в эту тему не вникает и исторический контекст никто не учитывает.

До 1996 года у нас в стране был запрет на психоанализ и фрейдистские методики. И уже Ельцин как раз подписал указ, что эту методику можно использовать. Теперь она официально разрешена как один из методов психотерапии. При этом фрейдизм крайне опасен для психического здоровья человека. У меня есть ряд публикаций на эту тему, где я показываю жертвы после посещения сеансов психоанализа. Многие люди доходят до суицида, у других разрушается иммунная система, нарушается сон. Есть ряд неопровержимых фактов, которые подтверждает антинаучность этого метода. Например, психолог Ганс Айзенк провел научные исследования в больницах, где содержались люди престарелого возраста, больные раком. А на западе широко применяются психологические методики. Врачи работают с умирающими и тяжелобольными. Ганс Айзенк с помощью статистики показал, что количество смертей среди людей, больных раком и ишемической болезнью сердца, которые проходили сеансы психоанализа, увеличилось. Работа была опубликована в 90-е года в журнале «Психологические науки». Она показывает абсурдность фрейдизма. Причем писали об этом и другие критики Фрейдизма, философы, социологи.

Вопрос неоднозначный. Сейчас у нас в стране психоанализ неплохо развит. Существует Институт психоанализа, который находится на станции метро «Кутузовская», там даже готовят специалистов в этой сфере. Кто-то принимает эти методы, а кто-то отрицает. Идет некая борьба. Для тех, кто стоит на узких национальных, христианских позициях Фрейд – однозначный антипод, знамя западного модерна. А для тех, кто исповедует либеральные ценности, Фрейд - звезда, тот, кто совершил переворот в психологии.

Я и сам изучал психоанализ, у меня есть дипломы на эту тему. Но сначала когда это изучаешь, то все кажется объективным. Затем, когда начинаешь пытаться разобраться в теме глубже, сразу появляется обратная сторона. Первоначально, конечно, в своем творческом поиске я стоял на позиции фрейдизма. Но когда обратился к христианской доктрине, к христианской психологии, в частности, то увидел, что существует серьезная критика фрейдизма. Открыл для себя много нового. Поменялись взгляды, изменилась и оценка.

Сейчас как рассуждают: человек имеет право выбора. Он может пойти к магу оккультисту, астрологу. А может пойти к православному священнику. То есть у человека есть свобода, методик много, как и разных подходов к психологии: психоанализ, гуманистическая психотерапия, экзистенциальный подход и другие. Казалось, что западные ценности будут доминировать. Но в нашей стране идет уклон в христианскую сторону. Сейчас почти при каждой церкви открыты кабинеты психологии, то есть те же психологи, которые получили образование.

Price Realized: $46 000

Freud, Sigmund. Die Traumdeutung. Leipzig and Vienna: Franz Deuticke, 1900 . PMM 389.

Уход: $46,000. Аукцион Christie"s. The Haskell F. Norman Library of Science and Medicine. Part III. 29 октября 1998 года. New York, Park Avenue. Лот № 1354.

В верхней части титула дарственная надпись автора своему другу и помошнику Вильгельму Флиссу: "Seinem theuern Wilhelm/24 Okt 1899".

Подробное описание лота: 8o (220x145 мм.). (Small tear at bottom of title-page, two tiny punctures near Freud"s inscription.) Contemporary brown boards, title and author"s name gilt-lettered on spine, edges stained greenish-blue (ends of spine a bit chipped, worn along front outer joint, fore-corners slightly worn). Provenance: Wilhelm Fliess (presentation inscription to him from Freud); the Fliess family; Jeffery Masson, editor of The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess: 18887-1904 (1985); acquired from Masson by Haskell F. Norman in 1989.

Знаменитая книга Зигмунда Фрейда, выдержавшая несчетное количество переизданий, по праву считается одним из главных бестселлеров XX века. Так как в США психоаналитоков больше чем во всем остальном мире, то Фрейда надо продавать только в Америке. Иногда цены зашкаливают. Был бы хороший экземпляр.

Автограф очень важный для биографов Фрейда: Вильгельм Флисс (1858, Арнсвальде - 1928, Берлин) - немецкий врач-отоларинголог и психоаналитик. Друг и корреспондент З. Фрейда. Изучал и исследовал проблемы женской сексуальности. Разработал теорию периодичности жизненных действий людей. Ввёл в оборот понятия бисексуальность, сублимация и сексуальный латентный период, которые были использованы З. Фрейдом при развитии психоанализа. Задолго до публикации книги О. Вейнингера «Пол и характер» подробно и систематически развивал идею и теорию бисексуальности. Между 1895 и 1900 годами, когда он изучал толкования снов и их самоанализ, Фрейд доверял Флиссу все свои опыты и эксперименты и свои открытия в том числе значение бессознательного, исполнения желаний аспектов мечты, концепции репрессий, важности инфантильной сексуальности и Эдипов комплекс.


FIRST EDITION of The Interpretation of Dreams , PRESENTED BY FREUD TO WILHELM FLIESS, HIS CLOSEST FRIEND AND CONFIDANT during the preparation of this revolutionary work that Freud considered his greatest achievement; ARGUABLY THE MOST IMPORTANT COPY EXTANT (aside from Freud"s own); INSCRIBED BY FREUD at the top of the title-page: "Seinem theuern Wilhelm/z. 24 Okt 1899." "Between 1895 and 1900, when he studied his dreams and pursued self-analysis, Freud confided in Fliess his experiences and his discoveries including the unconscious, the wishfufillment aspects of dreams, the concept of repression, the importance of infantile sexuality, and the Oedipus complex. Although Freud did not dedicate a book again after his disappointment with Breuer (see note to lot 1349), he acknowledged his admiration for Fliess by referring to him as the "godfather" of Die Traumdeutung and planned to send him a copy as a birthday present in October 1899. That the gift was acknowledged was stated in Freud"s letter to Fliess of 27 October 1899: "Thanks for your kind words in response to my sending you the dream book. I have long since been reconciled to the thing and await its fate in resigned suspense...Incidently, it has not yet been issued; only our two copies have so far seen the light of day." Freud"s inscription in Fliess"s copy may be translated, "For my dear Wilhelm""

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики". Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.


«Толкование сновидений» - первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. Первый тираж вышел в свет в 1900 году и долгое время не находил покупателей. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное. Вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей:

«Толкование сновидений есть Via Regia к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений».

Содержание:

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

2. ВВЕДЕНИЕ.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.)

II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ.

III. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.

IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ.

V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ.

VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.

VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ.

3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ.

5. ПРИМЕЧАНИЯ.

Основные положения теории сновидений Фрейда:

1. Сновидение - это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного - вытесненные желания.

2. Функция сновидений - оберегать сон. Сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

3. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами.

«Толкование сновидений» - первая работа, познакомившая со взглядами Фрейда русских читателей. Первое русское издание появилось уже в 1913 году. На протяжении своей жизни Фрейд периодически пересматривал и дополнял первое издание. Его теория сновидений в скорректированном виде была изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916-1917) и подверглась новому пересмотру в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933). Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку:

«Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными. Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего, следует уяснить смысл самого сна, его назначение. "Биологическим смыслом сна, - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек прекращает воспринимать внешний мир, прекращает действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает»".

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются (сознательное), или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного, и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком - образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., - то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или - в терминах более поздней модели Фрейда - Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение. Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

1. сексуальные желания (в том числе - и в особенности - запрещаемые этическими и общественными нормами - например, инцест);

2. ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни - родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям - не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно - «собственно, создатель сновидения». Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение - сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний:

«22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзину вишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получит несколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Герман съел все вишни».

Или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет. Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении. Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

1. Превращение мыслей в зрительные образы.

2. Сгущение.

3. Смещение.

4. Вторичная обработка.

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, - это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят.

«Итак, вы будете рады, если сможете изобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическое сидение (Darauf sitzen)».

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Первый механизм цензуры - сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе. Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г. Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Второй механизм цензуры - смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug). Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein). Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением - результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое - ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, - истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Толкование символов

Человек. Символ человека в целом - дом. «Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин».

Родители. Символы родителей - «император и императрица, король и королева или другие представительные лица».

Рождение. «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».

Смерть. Символ смерти - отъезд, поездка по железной дороге.

Нагота. Символ наготы - одежда вообще и форменная одежда в частности.

Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на мужской член по форме - палки, зонты, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить - ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие (ружья, пистолеты, револьвер); предметы, из которых льется вода - водопроводные краны, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину - висячие лампы, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты - пилочки для ногтей, молотки и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься - воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также шляпа и пальто; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом - ногой или рукой.

Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают «предметы, обладающие свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя» - шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ящики, карманы и т. д.

Матка. «Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла».

Символы - единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.


Close