ОГЮСТ КОНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Первая социально-научная концепция

Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей.

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма. (5 слайд)

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика - это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское - «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы - патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.

священники-позитивисты; в их ведении - образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины - олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

*****Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Согласно Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.

Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды Конта были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. Конт решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества.

В народном образовании Конт усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. Конт продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством).

Конт считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. Конт имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма Конта были даже написаны конституции).

Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма *******

Основоположник позитивизма Огюст Конт(1798-1857)Огюст Конт (1798-1857) -
французский философ, социолог,
методолог и популяризатор науки,
преподаватель Парижского
политехникума, основатель школы
позитивизма, социальный
реформатор, оставивший большое
литературное наследие, в том числе
шеститомный "Курс позитивной
философии" (1830-1842). В 1816-1824 секретарь Сен-Симона. По мысли
Конта, позитивизм есть средняя
линия между эмпиризмом
(материализмом) и мистицизмом
(идеализмом); в этом контексте ни
философия, ни наука не имеют
права на постановку вопроса о
причине явлений либо о сущности
вещей.

Основной заслугой французского
ученого Огюста Конта является то,
что он впервые ввел в научный
обиход понятие социологии как
науки. Таким образом, социология
приобрела научный статус и начала
формировать свой предмет
исследования. Конт создал
классификацию наук, в которой
социология заняла достаточно
высокое место. Однако Конт так и
не смог исчерпывающе определить
предмет изучения социологии,
наметить основные теоретические
направления исследования и начать
разработку специфического
понятийного аппарата социологии.
Этому помешали два основных
обстоятельства.

Первая социально-научная
концепция
Общество - органическое единство всего
человечества или какой-либо его части,
объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно
представляет собой органическую систему,
порождённую необходимостью в поддержании
общего порядка и состоящую из множества
подсистем. Между обществом и индивидом
находится семья, которая представляет собой
«истинное единство» в отличие от самого
общества, которое выступает как «внешняя»,
принудительная сила.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием
естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он
называл социальной физикой, а общество отождествлял с
биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что
социология не должна изучать отдельных индивидов, а только
общество или социальные группы.
Во-вторых, Конт признавал только так называемые
позитивные стороны социологии. По его мнению,
социология должна изучать только факты проявления
социальной реальности, делать первичные эмпирические
обобщения, не создавая при этом крупных теоретических
построений. Такой подход способен сделать социологию
позитивной наукой, которой присущи реальность,
полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт
приходит к выводу, что социологи в своей деятельности
должны ориентироваться только на изучение отдельных
полезных фактов проявления социальной реальности,
проводить их первичное обобщение без глубокого
теоретизирования. Такой взгляд получил название научного
позитивизма.

Научный позитивизм

Философия имеет право на существование, но в
изменившихся условиях века 19 должна взять на
себя задачу создавать(как и другие науки)позитивное, т.е положительное знание. В этой
связи философия должна:
(1)Выступать как координатором знания между
представителями различных отраслей науки.
(2)Разрабатывать общую методологию для всех
областей знания.
(3)Пытаться понять, что же такое сама наука и чем
она отличается от других форм знания

Важным положением позитивной философии у Конта является "закон трех стадий»:

Выделяется 3 этапа позитивизма:

Основная задача философии Конта

Основной задачей позитивной философии Конт
считал преобразование общества, в ходе которого
утвердится социократия: на основе социальной
солидарности капиталистов и пролетариев, а
мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление
в таком обществе должно быть светским
(банкиры, промышленники и земледельцы) и
духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы - патрициат (банкиры,
купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает
последовательность развития, осуществляет финансовое и
экономическое управление.
священники-позитивисты; в их ведении - образование,
воспитание, исправление преступников.
рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к
промышленному строю.
женщины - олицетворение нравственности, воплощение
чувства.
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок
и прогресс, нравственное совершенствование общества. В
государстве, построенном на позитивных принципах, должны
главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта,
права только подрывают спокойствие общества.

Позитивное Общество

Основной закон социологии Конта - «любовь как
принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В
таком обществе революции излишни, они вроде
патологии, в нём царит солидарность различных групп
и классов, поскольку общество гармонично, все классы
стремятся сохранить материальное и духовное
благоденствие.
Стремление переделать общество на основе
социальных законов приобрело у Конта религиозные
формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к
человечеству. Человечество Конт именует "Великим
Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны
были выступить позитивная философия и научные
законы.

Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.


В истории философии и науки Конт выступает основателем Позитивизма. Значение термина он определяет в пяти смыслах: реальное в противовес химерическому полезное в противовес негодному достоверное в противовес сомнительному точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному


Возникновению духа позитивизма Конт придавал характер особой стадии исторического процесса. По его убеждению история осуществляется в виде эволюции идей, способных изменять условия материального существования человечества. В этом процессе можно выделить три стадии: теологическая метафизическая позитивная


Суть позитивного мышления заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. Единственным источником изучения этих законов является наблюдение. При этом разного рода теоретические абстракции теряют познавательный статус. Ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений, рассуждать можно лишь только на тему, как то или иное явление происходит








1. Социальная статика должна была заниматься исследованием конкретных социальных явлений (семья, крестьянская община или рабочий коллектив). Предметом изучения становились условия установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.



Основные методы социологии включают: 1. Наблюдение при этом решающее значение имеют теоретические позиции наблюдателя. 2. Эксперимент особая роль принадлежит негативным экспериментам, т.е., изучение патологических ситуаций с целью выведения общей закономерности. 3. Сравнение. предусматривает сравнение социальных и биологических порядков, сравнение различных классовых или исторических ситуаций.

Огюст Конт. Auguste Comte. День рождения:19.01.1798 года Место рождения: Монпелье, Франция Дата смерти: 05.09.1857 года место смерти: Париж, франция граждан

Биография огюста оконта.

Огюст Конт(1798-1857)-
французский философ,
социолог, методолог и
популяризатор науки,
преподаватель Парижского
политехникума,основатель
школы позивитизма, социальный
реформатор, оставивший
большое литературное наследие,
в том числе шеститомный «Курс
позитивной философии»(18301842). По мысли Конта,
позитивизм есть средняя линия
между эмпиризмом
(материализмом) и мистицизмом
(идеализмом);в этом контексте
ни философия, ни наука не
имеют права на постановку
вопроса о причине явлений либо
о сущности вещей.

Пирамида наук огюста конта.

Основной заслугой французского
ученого Огюста
Конта является то, что он впервые
ввел в
научный обиход понятие социологии
как науки.
Таким образом, социология
приобрела научный
статус и начала формировать свой
предмет
исследования. Конт создал
классификацию наук,
в которой социология заняла
достаточно высокое
место. Однако Конт так и не смог
исчерпающе определить предмет
изучения социологии, наметить
основные теоретические
направления исследования и
начать разработку специфического
понятийного аппарата социологии.
Этому помешали два основных
обстоятельства.
Во-первых, Конт находился под
значительным влиянием
естественных наук, особенно
физики и биологии.
Конт считал, что социология не
должна изучать отдельных
индивидов,а только общество или
социальные группы.
Во-вторых, Конт признавал только
так называемые позитивные стороны
социологии. По его мнению,
социология должна изучать только
факты проявления социальной
реальности, делать первичные
эмпирические обобщения, не
создавая при этом крупных
теоретических построений.
Пирамида наук О.Конта.

Теории огюста конта.

В соответствии с теорией Конта
,социальная динамика-это теория
прогресса. В соответствии с этой
теорией общество прошло три основных
этапа или эпохи.
В теологическую эпоху люди верили в
фетши, затем в богов, и, наконец, в
единого бога. Отличительной
особенностью этой эпохи являются
завоевательные войны как основное
занятие населения.
В метафизическую эпоху происходит
смена системы ценностей, приоритетом
начинают обладать объекты духовной
культуры. Происходит зарождение
гражданского общества с развитой
законодательной системой.
В позитивную эпоху духовное управление
обществом осуществляется учеными,
мирское- «индустриалами».
Посвятив свою жизнь разработке
системы социологических знаний, Конт к
концу своей жизни убедился, что самое
совершенное изложение «системы наук»
не способно ничего изменить в реальной
жизни, ибо народ не состоит из одних
ученых, да и сами ученые не могут
прийти к единству.
Стремление переделать
общество на основе социальных
законов приобрело у Конта
религиозные формы, любовь к
Богу он пытался заменить
любовью к человечеству.
Человечество Конт именует
«Великим
Бытием»,пространство«Великой Сферой», землю«Великим Фетишем».
Конт считал, что разум
каждого человека повторяет
путь, пройденный всем
человечеством.

«Взаимодействие в обществе» - Что такое общество? Система общественных наук. Общество. Общество и общественные отношения. Подсистемы. Взаимодействие человека и общества. Общество как система. Общество и природа. Подумайте, как человек может относиться к природе?

«Социология как наука» - Теоретическая социология (фундаментальная). Личное. Основные категории социологии. Основные категории. Социология -. Функционирование и развитие. Дезорганизация Конфликт Миграция Соц. движения Коммуникация. ХХ века Теории среднего уровня. Связи и отношения. Изучают отдельные социальные институты, общности, специализированные социальные процессы.

«Природа общество человек» - Сохранение, усвоение и воспроизведение созданных культурных ценностей. Духовная жизнь человека. Человек и личность. Приобретение новых знаний и умения. Формы межличностных отношений. Труд. Человек-часть природы, а значит существо биологическое. Действуют слепые, бессознательные силы. Гениальность. Самопознание.

«Бедность» - Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Выделяют два вида бедности: абсолютная относительная. Является фактором социальной напряженности. Социальная дезинтеграция людей. Разные регионы России сильно различаются по уровню бедного населения. В развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей.

«Понятие общества сферы общества» - Своя система управления. Власть. Духовная сфера. Пополнение за счет детей объединения. Социальная. Курс «Обществознания « в школе. Президент, правительство. Культура. Распределение. Существует дольше продолжительности жизни одного человека. Политическая. Экономическая. Опрос Анализ документов Наблюдение Эксперимент.

«Нации и межнациональные отношения» - Нация. 19 век немецкая нация. Не вмешательство государства в частную жизнь. Племя. В 20 веке определяется добровольно. Неравномерность развития. Гордость за нацию. 16 век английская нация. Социальная структура. Государственные гарантии прав наций. Если идет процесс отгораживания от других наций- появляется НАЦИОНАЛИЗМ.

Всего в теме 21 презентация


Close