Ну, я бы не сказала, что новая религия придёт "на смену". Потому что те религии, которые к нашему времени уже появились, никуда не исчезнут. Во-первых, потому, что любая религия - это совокупность идей, а идею в принципе невозможно уничтожить, и даже если большинство человечества дружно признает определённую идею бредовой, у неё всегда найдутся новые сторонники. Что уж говорить о таких глобальных и затрагивающих личные чувства идеях, как религии. Ведь даже язычество в современном мире полностью не исчезло, хотя все вроде люди цивилизованные... :) А нет, наоборот, язычество переживает второе рождение, у него появляются новые приверженцы, в основном из числа людей, разочаровавшихся в традиционных религиях. А во-вторых, потому что религиозная принадлежность часто передаётся из поколения в поколение через воспитание в семье. А значит, приверженцы современных религий будут продолжать воспроизводить себе подобных как минимум из числа собственных детей, и в большинстве случаев у них это будет получаться, потому что идеям, которые человек усвоил с молоком матери, весьма сложно противопоставить порой даже здравый смысл.
В общем, современные религии будут жить. Однако совершенно точно можно утверждать, что в далёком будущем появятся новые религии, а современные претерпят серьёзные изменения. И христианство, и ислам, и буддизм, и другие религии без преобразований не останутся. Конечно, всегда будут оставаться так называемые "староверы", которые этих изменений не примут и продолжат исповедовать тот вариант своей религии, который есть у нас сейчас, но большинство верующих некоторые положения своей веры пересмотрят. И мы можем предположить, на что эти преобразования будут направлены.
Во-первых, тенденция идёт к тому, что религия должна уважать логику. Заметьте, не столько даже науку в целом, сколько именно логику. Большинство атеистов и агностиков, которые мне встречались, говорили, что они вполне готовы поверить в существование Бога, однако не готовы принять традиционную религию (например, христианство) чуть ли не исключительно по той причине, что в священных текстах, таких как Библия, много логических противоречий. И приводят примеры. И да, в этот момент мне, человеку верующему, всегда нечего им ответить, потому что противоречия в Библии действительно есть. Другое дело, что лично мне они верить в Бога не мешают, потому что я отлично понимаю, что Библию писали люди, а не Бог. И да, люди ошибались, в чём-то заблуждались, люди были подвержены большому количеству стереотипов, которые мы теперь развенчиваем. Однако это действительно является одной из проблем современных религий и каждая религия должна её решить. Оставить всё как есть не получится. А значит, современные теологи, священники и вышестоящие лица каждой конфессии рано или поздно будут поставлены перед необходимостью упорядочить священные тексты, созданные много веков назад, таким образом, чтобы концы сошлись с концами. И каждое противоречие, которое существовало, так или иначе объяснить. В противном случае отношение к религии получается весьма несерьёзное, как к "беллетристике", в которой логику искать и не дОлжно. Поэтому чтобы продолжить существовать, религии будут приведены с простой формальной логикой в большее соответствие, нежели сейчас. И новые религии тоже будут с логикой дружить, несостыковок в их положениях будет минимальное количество. Это уже сейчас многим становится важно.
Во-вторых, в далёком будущем нас с вами определённо ждёт новый гендерный порядок, а это значит, что религиозные догматы, основанные на гендерных стереотипах, негативном отношении к однополой любви, абортам и т.д., будут пересмотрены. Несмотря на то, что священники каждой религии будут в большей или меньшей степени этим изменениям сопротивляться, процесс уже пошёл. Сейчас многие представители гендерных и сексуальных меньшинств испытывают трудности со своей верой только потому, что вышестоящие лица их конфессий страдают древними предрассудками и привносят их в религию, как истины в последней инстанции. В будущем эти проблемы тоже будут решены, ведь иначе пространство для распространения религии неминуемо сокращается, а это не нужно никому, и в первую очередь это не нужно самим священникам. А новые религии, вполне возможно, будут даже уделять гендерному и прочему равенству особое внимание.
Да и в целом религии будущего будут значительно меньше перегружены этически, потому что уже сейчас многие люди приходят к тому, что они достаточно развиты как личности, чтобы определять свои моральные нормы самостоятельно, а не слепо полагаться на догматы и запреты, которые диктует та или иная религия. Часто встречаю людей, которые в Бога верят или как минимум готовы принять, что "что-то там такое есть", но совершенно не хотят, чтобы религия указывала им, как надо жить. Да и кто же этого хочет? :)
В-третьих, религии будущего будут гораздо более миролюбивы, просто потому что трястись при мысли о ядерном противостоянии всем изрядно поднадоело. Вполне возможно, что новые религии будут включать в себя концепцию о мирном сосуществовании с другими конфессиями как нечто само собой разумеющееся.
Ну и в-четвёртых, современные религии пересмотрят свои представления о том, как должны вести себя должностные и вышестоящие лица, такие как священники и патриархи. Ну хотя бы запретят им иметь свои маленькие табачные империи. :)
Такие дела.

Американская социологическая компания Pew Research Centre опубликовала результаты собственного исследования по развитию численности мировых религий. Ученые берут за основу демографические показатели, измеряют средние данные по пятилетним отрезкам и применяют к подсчету численности населения той или иной страны.

В исследовании обычно берут во внимание и уровень смертности для составления информации по приросту населения. Не учитываются последствия чрезвычайных ситуаций, как то природные катастрофы, техногенные аварии или военные действия. Также ученые обращают внимание на фактор религиозного обращения, когда человек может прийти к вере, изменить религию или стать атеистом.

Мы проанализировали это исследование и предлагаем вашему вниманию семь самых интересных тенденций, которые ожидают мировые религии и человечество в целом.

1. Большой сдвиг на Юг

Страны экваториальной Африки (ниже Сахары) показывают очень высокий уровень рождаемости. В среднем на одну африканскую женщину приходится 4,5 детей. Причем у мусульман региона этот показатель выше (5,2), а у христиан – ниже (4,2). Для сравнения: общемировой показатель – 2,4, а необходимый для природного самозамещения – 2,1.

Если так пойдет и дальше, а все на то указывает, то уже в середине этого века около половины всех христиан планеты (42%) будут жить в Африке. На этой земле также увеличится и количество мусульман. Доля последователей Аллаха возрастет с 16 до 27%.

2. Исламский рост

Мусульмане имеют самый высокий уровень рождаемости. По прогнозам демографов, уже к 2030 году в мире общее количество новорожденных в исламских семьях будет превышать аналогичный показатель у христиан. Кроме этого, уровень естественной смертности среди верующих ислама меньше, чем у христиан. Уже сейчас во всем мире проживает более 1,8 млрд последователей Аллаха, что составляет 24% от общего населения планеты. Прогнозируется, что в ближайшие полвека их численность возрастет на 70% и составит около 3 млрд людей, а это будет 31% от всего человечества.

Несмотря на устоявшийся миф об арабском доминировании в исламе, крупнейшим регионом с мусульманским населением сейчас является Юго-Восточная Азия, где проживает почти 62% верующих этой религии. В будущем ислам будет расти за счет населения всех континентов, однако лидером здесь будет опять же экваториальная Африка.

3. Уменьшение количества буддистов

Социологи фиксируют самую низкую фертильность у буддистов. Это объясняется государственной политикой «один ребенок» в Китае, старением населения в Японии, а также распространением монашества в Непале. Сегодня сторонников «срединного пути» Сиддхартхи Гаутамы в мире более 500 млн, однако уже в середине века их количество может уменьшиться до 460 млн. Представители этого направления довольно стары, их средний возраст – 36 лет.

4. Старение Европы

Общества Европейского континента ждет не самое лучшее будущее. Европейские нации – одни из старейших в мире, средний возраст населения здесь составляет 41 год, это можно сравнивать разве что с Японией или Китаем. Рождаемость здесь небольшая – в среднем 1,6 ребенка на одну женщину. У атеистов данного региона этот показатель еще меньше – 1,5. То есть, если во всех регионах происходит постепенный рост, то в Европе наоборот – население уменьшается. Это происходит за счет уменьшения рождаемости, старения наций, показателем чего, в частности, может служить преобладание количества смертей над количеством рождений. В будущем доля этого региона в общем христианском зачете упадет с 24 до 14%.

Показательно положение мусульман этого региона. У них рождаемость достигает значения аж 2,1 – это как раз уровень естественного замещения поколений. Кроме более высокого уровня рождаемости, верные ислама моложе остальных европейцев. Если средний возраст христианина на этом континенте составляет 43, атеиста – 39, то мусульманину только 33 года.

Следует заметить, что в Европе проживает 12% нерелигиозных людей мира. К этой группе относят не только агностиков и атеистов, но и тех, кто не задекларировал свое отношение к любой из религий.

5. Стабильная Латинская Америка

Несмотря на устоявшийся миф о высокой фертильности латиноамериканских обществ, в этом регионе уровень рождаемости стабилен – 2.1, что обеспечивает стабильное замещение наций, однако почти не оставляет места для роста численности населения. Подавляющее большинство населения (90%) здесь христиане, традиционно это католики, однако в последнее время в регионе все увереннее себя чувствуют евангельские христиане, перетягивая на себя одеяло религиозной карты тамошних обществ. Только 8% местных жителей нерелигиозны.

Существенных изменений в мировых религиях по Латинской Америке не прогнозируется. В этом регионе очень мало мусульман, индуистов и буддистов, однако проживает каждый пятый христианин мира. Похоже, ситуация не изменится. Примечательно, что это единственный регион планеты, где у нерелигиозных женщин уровень фертильности выше, чем у религиозных. Разница совсем маленькая, однако в рамках сравнения континентальных показателей это уникальный случай.

6. Атеисты выиграют за счет конверсии от христиан

В мире проживает более 1,16 млрд нерелигиозных людей. В эту группу входят атеисты, агностики, те, кто не исповедует никакой религии, и те, кто имел сложность, отвечая на этот вопрос. Интересно, что подавляющее большинство из этой группы живет в Азии (75%), а именно в Китае (61%). Это объясняется тем, что в Поднебесной очень специфическая религиозная политика и свободы совести там нет, о чем время от времени заявляет Госдеп США. На это также накладываются и культурные особенности восточного мировосприятия, в котором нет места для западного концепта «religio». То есть люди могут отправлять культ предков, почитать Небо, но не считать себя религиозными. Поэтому представляется, что эту значительную группу не стоит отождествлять с атеистами или агностиками. Последние два направления больше присущи Западной Европе с ее секулярным бэкграундом.

Группа нерелигиозных составляет 16% от населения планеты, однако на ее счет приходится лишь 10% от всех рождений, остальные – религиозная конверсия (обращения). Это одна из старейших (средний возраст – 36 лет) и наименее рождаемых групп (1,6 ребенка на женщину).

Почти все (92%) переходы в группу нерелигиозных приходятся на христиан. В период с 2015 по 2020 гг. число тех, кто отойдет от христианства, составит 7,15 млн человек. Нерелигиозные будут увеличивать свою численность медленнее, чем расти население планеты. Получится парадокс, когда их абсолютное количество будет расти, а относительное уменьшаться. Так, например, прогнозируется, что в 2060 году их количество составит 1,2 млрд и составит 12,5% от населения планеты.

За счет глобального роста населения экваториальной Африки распределение по континентам этой группы изменится, но не существенно. Также большинство будет проживать в Азии (66% в 2060 г. вместо 75% в 2015 г.). Увеличится их количество в развитых странах Европы и Северной Америки. В одних только Штатах будет проживать 9% всех нерелигиозных людей планеты.

7. Украина

Наше общество Pew Research Centre также относит к странам, где уменьшается население. В период с 2010 по 2015 гг. число жителей Украины сократилось более чем на 1,2 млн. Непонятно только, это с учетом жителей оккупированных территорий, аннексированного Крыма и переселенцев или нет. Однако тенденция на уменьшение населения Украины существует: так, за последние 25 лет количество жителей нашего государства уменьшилось почти на 10 млн и составляет 42,5 млн человек.

Подавляющее большинство населения нашей страны – христиане, их более 80%. Почти 15% нерелигиозных и меньше процента иудеев, мусульман и представителей народных верований. Уровень фертильности в Украине ниже необходимой нормы для самозамещения и составляет всего лишь 1,5. Причем у нерелигиозных он ниже – 1,2, а у мусульман – выше, почти 2.

Ученые прогнозируют, что количество христиан в Украине будет увеличиваться, а количество нерелигиозных – наоборот, уменьшаться. Количество последних за будущие 30 лет упадет почти в два раза и составит всего 6,6%. Вдвое увеличится количество мусульман (до 1.2 млн) и уменьшится общее население Украины до 40 млн человек.

18.09.11 Количество верующих в мире - по крайней мере в развитых, так называемых цивилизованных, странах - сокращается. А число людей, которые открыто объявляют себя атеистами, растет год от года.


Такие результаты получила группа американских ученых под руководством Даниэля Абрамса из Северо-Западного университета и Ричарда Вейнера из Университета Аризоны, проанализировав статистические данные за последние сто лет. Исследователи доложили об этом на недавней конференции Американского физического общества, которая прошла в Далласе.

Статистические данные были собраны в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и в ряде стран Европы. Оказалось, что во всех стабильно множились лишь атеисты. Больше всего их ныне в США и Голландии - порядка 40 процентов. Но лидирует в этом смысле Чехия, в которой более 60 процентов безбожников.

Чтобы объяснить феномен роста антирелигиозности, ученые обратились к бесстрастной математике. И попытались смоделировать ситуацию, вооружившись простой гипотезой. Она предполагает: люди стремятся присоединиться к той социальной группе, членство в которой кажется им наиболее выгодным. Например, кто-то становится верующим, наблюдая за многочисленными представителями этой группы и осознавая, что молиться и поклоняться Богу очень полезно по тем или иным причинам - духовным или даже материальным.

Вейнер пояснил: аналогичным образом люди решают, на каком языке им говорить, если существуют несколько вариантов. Как, скажем, в Перу: на испанском или на родных - кечуа или аймара. Последние постепенно вымирают, поскольку знание их никаких серьезных выгод не сулит.

Примерно так же некоторые люди решают вопросы партийной принадлежности. Просто выбирают наиболее влиятельную, а не руководствуются верой в те или иные идеалы. Похожая ситуация складывается и с религией.

По мнению Абрамса и Вейнера, люди считают: пользы от религии все меньше и меньше. И в обозримом будущем это неизбежно приведет к тому, что верующих не останется.

О грядущей эре атеизма свидетельствует не только статистика. Прогноз подкрепляет и математическая модель (на основе нелинейной динамики), которая показывает почти полное с ней - со статистикой - соответствие. То есть теоретически вычисленное количество людей, отказавшихся от веры, почти совпало с реальным.

Впрочем: ученые не настаивают, что им открылась истина. И признают, что окружающий мир может быть сложнее формул, которые вроде бы к нему подходят.

Нет… Бог все-таки нужен


В 2008 году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых, занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2 миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет с многочисленными коллегами из разных стран.

Проект с незамысловатым названием «Почему люди верят в Бога?» был рассчитан на три года. То есть в нынешнем, 2011-м, году можно ожидать окончательных выводов. Но предварительные время от времени уже появляются. И они противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна.

Сплоченные одной верой более живучи


Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству.

В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше (см. схему).

Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.

Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок


Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.

Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.

В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.

ИТОГО


Ученые доказывают, что религия полезна, на примерах сообществ прошлого. Но мы живем в другое время, в котором явно наметились иные тенденции. Люди - особенно в западном мире - перестают видеть смысл в религиозности. И уходят из веры. Теряют ли они при этом свою сплоченность? Способность противостоять трудностям? Не проигрывают ли они тем, у кого вера только крепчает? На эти вопросы ученые пока ответов не дают.

КСТАТИ


В человеке обнаружены «гены веры в Бога»


Дин Хаммер, директор Национального института генных структур и борьбы с раком, подвергнул сомнению религиозный постулат о том, что веру в Бога питает духовное просветление, возникающее от влияния Божественной силы. И объявил, что все дело в особых электрических импульсах в мозгу. Но особенно в генах, которые за них отвечают.

Исследования ученого показали: глубоко верующие люди имеют в своем организме ген, названный ими VMAT2. А у безбожников такого гена нет.

Получатся, что атеисты - мутанты.


Столь шокирующий вывод был сделан на основе изучения более чем 2000 ДНК испытуемых.

По словам Хаммера, не исключено, что «ген веры в Бога» христиане могли унаследовать от самого Иисуса Христа, а мусульмане - от Мухаммеда. Доктор, правда, вспоминает еще и пророка Мухаммеда, ген которого могли унаследовать мусульмане, и Будду, наградившего соответствующей наследственностью буддистов. Хотя эти уважаемые личности богами-то и не были.

Следуя логике Хаммера, надо бы признать, что сатанистам достались гены дьявола, а тем, кто верит в пришельцев, - от инопланетян. Бред вроде бы. Хотя может статься, что этот самый VMAT2 имеет универсальное свойство и пробуждает стремление к духовно-мистическому вообще.

Мои исследования, - оправдывается Хаммер, - не подрывают веры во Всевышнего. Напротив, существование «гена веры в Бога» еще раз доказывает гениальность Творца, который «подарил» этот ген человеку.

Тогда что сейчас происходит? Куда пропадает этот ген, если число верующих уменьшается? В чем причина мутаций? Уж не происки ли это адских сил?

Мы живём в эпоху общественного осуждения религий в популярном информационном пространстве. Они мешают развиваться науке и технике, препятствуют экономической, культурной и сексуальной реализации личности индивида, занимаются мракобесием, а иногда обвиняются в прямом терроризме. Значит ли это, что время религий прошло? Напротив, есть основания полагать, что человечество готовится к принятию новой глобальной религии со своим пантеоном богов и святых, со своими культами и обрядами.

В предыдущих статьях мы описывали, как древнее общество духовного типа постепенно деградировало в общество властного типа. Одной из особенностей этого процесса стало обожествление светских правителей. Например, Ахиллес был царем мирмидонцев и одновременно признавался богом. Его основной страстью было достигнуть бессмертия через вечную славу в памяти потомков. Многие правители-герои древнего мира обожествлялись своими народами и получали, таким образом, символическое бессмертие. В процессе дальнейшей деградации общество властного типа переродилось в общество материального типа. Национальные правители-воины в доспехах в процессе буржуазных революций уступили главенство наднациональным ростовщикам в костюмах клерков, которые подмяли под себя экономики стран, коррумпировали правительства и насадили идеологию потребления для увеличения своих ростовщических прибылей. Логично предположить, что новые верховные правители захотят также себя обожествить и получить бессмертие. И это предположение имеет под собой очень серьезные основания.

Боги мировых религий, как правило, непостижимы. Христианам повезло, они знают одну из трех ипостасей Бога – Христа, но две других Ипостаси Троицы остаются непостижимыми. Ислам и Иудаизм исповедуют полностью непостижимого Бога. Буддизм вовсе отрицает наличие оного. Возможно, поэтому мировые банкиры, желающие стать богами, держатся в тени. Ведь личности частных акционеров банков, входящих в состав центральных банков, являются коммерческой тайной. Им сегодня задолжали финансовые средства почти все страны мира астрономические суммы. Многие эксперты заявляют, что эти долги уже невозможно вернуть. Но мировые банкиры в этих условиях не спешат заявлять о своих правах на мировую собственность. Возможно, боятся глобального мирового ростовщического погрома. А, возможно, им сначала нужно помимо экономической и политической получить духовную власть. Нужно чтобы люди добровольно признавали их главенство и относились к ним как к недостижимым и непостижимым божествам. Но недостаточно символического статуса божеств, которое было, например, у античных правителей. Они хотят стать богами на все 100%. Для этого нужно обладать всесилием и бессмертием.

Всесилие владельцев международных банковских сетей базируется на их накопленной столетиями международной финансовой мощи. В мире, где все покупается и все продаётся, они являются высшими правителями. Бессмертие должны обеспечить неограниченно спонсируемые новые технологии: крионика, клонирование, трансплантология, нанороботы (ремонтирующие поврежденные живые клетки) и т.п.

Эти новые боги будут вечно жить на земле в огороженном раю вне доступности для простых смертных людей. Им будут приноситься человеческие жертвоприношения в виде органов на замену. Одним из видов человеческих жертвоприношений будет жесткий контроль рождаемости, а затем и вовсе отмена полового способа зачатия.

Степень общественного осуждения людей, которые исповедуют традиционные религии, перерастет в травлю, физическое уничтожение. Христиане, мусульмане и иудеи будут загнаны в подполье. Среди широких слоев населения усилится культ удовольствия и наслаждения, который будет отправляться дома (телевизор, интернет, холодильник и т.п.) и в общественных храмах (кинотеатры, рестораны, образовательные и медицинские учреждения и т.п.).

Самыми правоверными адептами новой религии будут объявлены люди занятые коммерческой деятельностью. Статус святых получат будущие биллы гейтсы, стивы джобсы и марки цукерберги.

Поскольку технологии бессмертия не могут быть предложены всем людям, уделом простых людей будут массовые технологии продления жизни за счёт достижений медицины и замены органов тела электронными устройствами. Итогом этого процесса станет превращение простого человека в существо, которое будет иметь две составляющие. Первая – животное, стремящееся к удовольствию. Второе – совокупность электронных устройств, подключенных к Интернету. Это существо будет обладать идеальной управляемостью, которая позволит обеспечить необходимый уровень безопасности для богов. Для этого вырабатывается отдельная идеология — трансгуманизм.

Возможно, именно на пике общества материального типа, когда мировые банкиры будут объявлены богами, состоится Второе Пришествие. Первое Пришествие состоялось на пике общества властного типа, когда в Римской империи был обожествлен первый император. Это произошло, когда Христу было 14 лет.

Будущее религии

Многие в XIX - начале XX века ожидали, надеялись и возвещали конец религии. Однако ничто не продемонстрировало обоснованность этого ожидания, надежды и возвещения. Провозглашение смерти Бога не осуществилось благодаря тому, что о нем вновь и вновь говорили. Напротив, постоянное повторение этого пророчества, которое, очевидно, не исполнилось, даже в среде самих атеистов, сделало многих скептиками в отношении того, можно ли вообще приблизить конец религии. Британский историк Арнольд Дж. Тойнби писал:

Я полагаю, что наука и технология не могут удовлетворить духовных потребностей, о которых заботятся всевозможные религии, хотя они и могут дискредитировать некоторые из традиционных догм так называемых высоких религий. С исторической точки зрения, религия возникла первой, а наука произошла из религии. Наука никогда не заменяла религию, и я полагаю, что она никогда не заменит ее. Как нам достичь истинного и прочного мира?.. Для достижения истинного и постоянного мира религиозная революция, в чем я безусловно уверен, является conditio sine qua non. Под религией я подразумеваю преодоление эгоцентричности, как в индивидуумах, так и в сообществах, путем достижения общения с духовной реальностью, находящейся за пределами вселенной, и приведения в гармонию с ней нашей воли. Я полагаю, что это - единственный ключ к миру, однако мы далеки от того, чтобы взять этот ключ и воспользоваться им, и пока мы не сделаем этого, выживание человеческого рода будет и далее оставаться под вопросом.

Тот факт, что очень многие атеисты так никогда и не освободились от религиозной проблематики, а самые радикальные атеисты, такие как Фейербах и Ницше, полагавшие, что достигли освобождения путем открытого провозглашения атеизма, вплоть до очень человеческого конца своей жизни остались прямо?таки прикованными к вопросу о Боге и религии - все это очевидно (даже если мы не стремимся торжествовать, а всего лишь трезво констатируем) свидетельствует не столько о смерти, сколько о необычайной жизнеспособности Того, кого так часто объявляли мертвым.

Однако инспирированная Фейербахом марксистская утопия «отмирания» религии после революции наиболее ясно была дезавуирована историческими процессами в социалистических государствах. Не веря в автоматическое «отмирание» религии, воинственно–агрессивный атеизм был воспринят в качестве доктрины советского государства, целенаправленный сталинский террор и послесталинские репрессии искореняли религию и церковь. И спустя 60 лет после Октябрьской революции, неописуемых преследований и издевательств над церквами и верующими христианство в Советском Союзе представляло собой скорее растущую, чем уменьшающуюся величину: согласно (возможно, завышенным) данным того периода, каждый третий взрослый русский (русские составляли приблизительно половину всех советских граждан) и каждый пятый взрослый советский человек были практикующими христианами.

Однако и на Западе некоторые прогнозы оказались ложными. Процесс секуляризации - здесь следует напомнить об ограничениях, упомянутых в самом начале книги, - был переоценен как социологами, так и богословами, или же его рассматривали слишком недифференцированно. Богословы безрелигиозной секулярности, которые исполняли прелюдию к «богословию смерти Бога», сегодня вновь исповедуют религию и даже народную религию. Часто за односторонними теориями находилась не только неадекватная критическая дистанция к духу эпохи и его соблазнам, но и совершенно определенный идеологический интерес: либо ностальгия по золотому веку (гипотеза упадка) или утопическое ожидание грядущего века (гипотеза эмансипации). Часто вместо точных эмпирических исследований развивались величественные априорные теории.

Различные модели интерпретации процесса секуляризации оказались недифференцированными: можно ли смешивать секуляризацию с расцерковлением? Ведь существует целая область нецерковной, неинституционализированной религии. Или с рационализирующим освобождением от чар? Рационализация в одной области жизни не исключает чувства нерационального или сверхрационального в другой области. Или с десакрализацией? Однако религия никоим образом не может быть редуцируема до сакральной сферы.

Говоря в общем, сегодня возможны три прогноза о будущем религии:

а. Секуляризация обратима, будь то путем религиозной реставрации или религиозной революции. Необратимость процесса секуляризации не доказана, и такое развитие нельзя изначально исключать, поскольку будущее всегда преподносит нам неожиданности. Но в нынешней ситуации такое развитие маловероятно.

б. Секуляризация продолжается дальше в том же русле. Тогда церкви все больше и больше становятся просто легально признанными меньшинствами. Этот прогноз более вероятен, тем не менее (как нельзя не заметить) здесь существуют и сильные контраргументы.

в. Секуляризация продолжается, но модифицированно: она разлагает религиозный спектр на все новые, до сих пор неизвестные социальные формы религии, церковной или внецерковной. Этот прогноз наиболее вероятен.

Идеология секуляризма попыталась из истинной и необходимой секуляризации сделать мировоззрение без веры: якобы наступил конец религии или, по крайней мере, организованных форм религии или хотя бы христианских церквей. Напротив, на основании современного развития социологи рассматривают процесс секуляризации очень дифференцированно. Сейчас говорят скорее не о закате религии, но о ее функциональном изменении : человек понимает, что общество стало намного более комплексным и дифференцированным и что после первоначальной глубокой идентичности религии и общества должно было наступить отделение религии от других структур. Поэтому Т. Лукманн (Luckmann) говорит об отделении институциональных областей от космоса религиозного смыслополагания, Т. Парсонс (Parsons) - об эволюционной дифференциации (разделении труда) между разными институтами. Подобно семье религия (или церкви) через прогрессирующую дифференциацию также освободилась от второстепенных функций (хозяйственных и воспитательных, например) и могла бы теперь сконцентрироваться на своей непосредственной задаче.

Поэтому такая секуляризация или дифференциация дает великий шанс. Благодаря христианству в системе истолкования мира и самого человека были поставлены новые большие вопросы о происхождении и назначении человека, о целостности мира и истории. Эти великие вопросы «откуда?» и «куда?» с тех пор больше не умолкали и принципиально определили все последующие эпохи. Давление этих проблем и вопросов продолжало существовать и в новую секулярную эпоху. Пусть нельзя проследить непрерывность ответов, но хотя бы, по меньшей мере, очевидна непрерывность постановки вопросов. Однако секулярные науки современного человека при всех своих достижениях оказались, очевидно, несостоятельными для ответов на эти великие вопросы. Здесь, по–видимому, выдвигаются чрезмерные требования в адрес чистого разума.

Не вдаваясь в дальнейшие прогнозы, которые высказываются о будущем религии, можно сказать: идея о замене религии наукой не только не подтвердилась, но она представляет собой методологически неоправданную экстраполяцию в будущее на основании некритической веры в науку. Ввиду растущего скепсиса по отношению к прогрессу разума и науки более чем сомнительно, сможет ли и будет ли наука играть роль религии.

Будущее существование Если мы игнорируем возможность, обеспеченную промежутком между ниданами семь и восемь, и мчимся к жажде, то - поскольку тем самым мы делаем свой выбор и подтверждаем его - мы будем побуждены к схватыванию и существованию, без дальнейших

4. Будущее царство Однажды, приблизившись к Иерусалиму, Иисус рассказал притчу некоторым людям, ожидавшим скорого наступления Царства Божьего. Вельможа ушел в дальнюю страну, чтобы принять царскую власть и почести, после чего должен был вернуться (Лк. 19:11, 12). С помощью этой

б. Будущее (стихи 14-15) До сих пор в этом абзаце Павел писал о себе ради того, чтобы Тимофей понял, кому он «последовал». Теперь он наставляет Тимофея, велит ему стоять твердо, как скала, не поддаваясь пагубному влиянию злодеев и лжеучителей, поскольку он «последовал» Павлу и

42:1-5 Благословенное будущее Это продолжение молитвы об избавлении и духовном восстановлении; продолжается реальная жизнь, полная надежд на разрешение насущных жизненных проблем и упований на будущее. 1 Суди, то есть произведи суд в мою пользу. 2 Бог крепости отвергает

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Взгляд в будущее Главные трудности на горизонте современной астрофизики связаны с открытыми во Вселенной нестационарными явлениями.Исследования последних десятилетий показали, что, вопреки существовавшим ранее представлениям, для многих фаз процесса развития

Будущее танца В таком случае как же закончится история человечества? В конце последней книги Библии мы видим полную противоположность тому, что предсказывают другие религии. Мы не видим, как тает иллюзорный мир, не видим, как возвышенные души устремляются из физического

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Будущее Но история, которую рассказывал Израиль, с самого начала была ориентирована на будущее. Призвание Авраама включало обетование, что через его потомков Бог планировал благословить все народы земли. Это видение с разной степенью яркости сияло в различные периоды

Напророченное будущее Этот ужасный вековой конфликт между двумя мировоззрениями - эволюционного гуманизма и монотеистического креационизма - должен вызывать озабоченность каждого христианина, независимо от конфессий и, конечно, безотносительно к его (или ее) личной

3. Будущее Та же главная заинтересованность остается у Апостола, когда он рассматривает будущее. Он стоит перед той же перспективой, что и все мы: он или умрет, или будет жить. Он, как и все, может испытывать неуверенность на счет обстоятельств этой альтернативы. Но сам этот


Close