Знание и незнание

Каково соотношение знания и незнания?
Можем ли мы утверждать, что знаем больше, чем не знаем? Если согласиться с этим утверждением, то возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы согласны с тем, что что-то не знаем. С другой, если мы утверждаем, что знаем больше, чем не знаем, то, значит, мы знаем и то, что не знаем. Иначе как мы можем оценить-узнать границы незнания. Ведь незнание потому и незнание, что мы не знаем что-то и не знаем каков объем этого незнаемого что-то. А раз мы не знаем объем-размеры незнаемого, то не можем утверждать, что знаем больше, чем не знаем.
Теперь наоборот, можем ли мы утверждать, что знаем меньше, чем не знаем? П. С. Лаплас, например, сказал на смертном одре: «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не знаем» . Я думаю, умонастроение, выраженное Лапласом, свидетельствует не столько об объективном факте, сколько о неуёмном стремлении творческого человека знать больше и больше.
Мне представляется, ответ на сформулированный выше вопрос должен быть такой же отрицательный, как и ответ на предыдущий вопрос. Мы же не можем знать, сколько мы не знаем! Соответственно, мы не можем утверждать, что знаем меньше, чем не знаем.
Таким образом, нельзя достоверно утверждать ни то, что мы знаем больше, чем не знаем, ни то, что мы знаем меньше, чем не знаем. Знание и незнание как бы сопряжены, зависят друг от друга. На этот факт указывает, в частности, сократовский парадокс «Я знаю, что ничего не знаю». Вот что о нем можно сказать.

Я знаю, что ничего не знаю

Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. (Сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности - такова болезнь невежд». Или Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Сократовский парадокс указывает еще на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т. е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем. Физик Р. Милликен говорил: «Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения».
С познанием, т. е. увеличением круга знания увеличивается сфера соприкосновения с миром незнания. Вот что писал по этому поводу Д. Данин:
«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом.
___________________

Доподлинно неизвестно, произносил ли Сократ эту фразу. В сочинении Платона «Апология Сократа» приводится близкое по смыслу рассуждение Сократа. Подобное утверждение ("Я знаю только то, что ничего не знаю") приписывается Демокриту. – В 304 Diels. См. примечание № 16 к «Апологии Сократа» издания 1968 года, под редакцией А. А. Тахо-Годи.

75. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений - это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

76. :

А. Один ум хорошо, а два лучше.

Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

77. Рассудите:

А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро )

- Дайте развернутый ответ.

78. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

79. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)

80. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений :

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже.

81. Существуют пять состояний знания и незнания:

1. когда мы знаем, что знаем

2. когда мы знаем, что не знаем

3. когда мы не знаем, что знаем

4. когда мы не знаем, что не знаем

5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

82. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

83. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

84. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

85. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений :

А. Всё познается в сравнении.

Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).



86. :

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» - Э. Теллер).

87. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных.

А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

88. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

89. В чем сущность дилеммы «сциентизм - антисциентизм», возможно ли ее решение? *

Дайте развернутый ответ.

90. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов».

- Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

91. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]

Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)

92. Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

Разное

93. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

94. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

95. Прокомментируйте

“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)

96. Прокомментируйте следующее утверждение :

“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

97. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

98. В чем изъян следующего утверждения :

“С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

99. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения :

"Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

100. Прав ли Бисмарк, говоря : "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." - Оцените и прокомментируйте.

101. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. «Сильные страсти - слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

- Дайте развернутый ответ.

102. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте :

В суде разводится пожилая пара.

Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

103. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями :

А. Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев )

Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.

(А. М. Горький )

104. Правильно ли утверждение:

«Мы не замечаем прекрасного, пока не лишаемся его» (из кинофильма).

- Дайте развернутый ответ.

105. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

Теоретическая часть

1. Познание как отражение и познание как конструирование.

2. Структура чувственного познания.

3. Виды рационального знания.

4. Интуитивное и дискурсивное познание.

5. Объяснение и понимание.

6. Проблема истины.

Практическая часть

1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро).

Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель).

2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг).

3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав?

5. Существуют пять состояний знания и незнания . Приведите примеры каждого из этих состояний:

1) когда мы знаем, что знаем;

2) когда мы знаем, что не знаем;

3) когда мы не знаем, что знаем;

4) когда мы не знаем, что не знаем;

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов : «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете

9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил : «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ.

Дополнительная литература

1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002.

3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6.

4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003.

6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988.

7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984.

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989.

10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992.

11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.

Тема 7 «Смысл человеческого бытия»

Теоретическая часть

1. Особенности бытия человека.

2. Антропосоциогенез. Индивидуализация и социализация.

3. Человек как субъект деятельности.

4. Смерть и смысл жизни.

5. Свобода и ответственность личности.

Практическая часть

1. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. Почему золотое правило поведения называют золотым?

«Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (Т. Гоббс).

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (Клаудиус).

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших» (Дж. Неру).

«Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем» (из сборника тюремных афоризмов).

«Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные» (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

2. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? Дайте развернутый ответ.

3. Рассудите: И.Г. Песталоцци, знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

4. Как Вы считаете : человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте .

5 Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой : «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много»? Попробуйте реконструировать ход его мысли.

6. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо? Дайте развернутый ответ.

7. Существуют такие высказывания о смерти .

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью».

Б. Б. Спиноза : «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

В. М. Монтень : «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню».

Кто, по Вашему мнению, прав и почему? Дайте развернутый ответ.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия свободы. - М., 1989.

2. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

3. Григорьян Б. Т. Философская антропология. - М., 1982.

4. Къеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

6. Соловьев Вл. Смысл любви//Соч. В 2 т. - М., 1991. - Т. 2.

7. Teйяp де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965.

8. Франк С.Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. № 6.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

10. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

11. Хейзинга И. Homo ludens. - M., 1992.

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  • Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  • Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
  • Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
  • Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.
  • Практическое задание:

    239. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

    1. Познание как социальный процесс.

    2. Социальное и гуманитарное познание.

    3. Проблема истины в научном познании.

    4. Аксиология в научном познании.

    5. Интуиция и её роль в познавательном процессе.

    6. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

    7. Проблема бессознательного в поведении и деятельности человека.

    Задачи:

    240. Существуют пять состояний знания и незнания:

    1) когда мы знаем, что знаем;

    2) когда мы знаем, что не знаем;

    3) когда мы не знаем, что знаем;

    4) когда мы не знаем, что не знаем;

    5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

    Приведите примеры каждого из этих состояний.

    241. Рассудите:

    А) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

    (Д. Гранин. Иду на грозу). Дайте развернутый ответ.

    242. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

    А) Правда хорошо, а счастье лучше;

    Б) Платон мне друг, но истина дороже.

    243. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

    244. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

    245. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

    246. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

    А) Все познается в сравнении;

    Б) Сравнение всегда хромает (Я. Корчак, известный педагог, говорил еще более

    резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).

    247. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

    А) ...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (библейский проповедник Экклезиаст).

    Б) Знание - сила (Ф. Бэкон) (сравните: «Знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер)).

    248. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. - А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

    249. Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащее Гегелю:

    Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

    250. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!» Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». - Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

    251. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

    А) «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они <...> должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа» (Гегель Г. В. Ф. Сочинения).

    Б) «Глубоко ложен принцип «искусство для всех». В нем выявляется ложная демократизация. «Искусство для всех» вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование «общедоступности», азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

    Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств» (М. Волошин «Заметки 1917 года»).

    252. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению» - Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

    Тестовые задания:

    253. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

    а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
    б) значимая информация в аспекте деятельности;
    в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

    г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

    254. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

    а) ощущение - внутренние и внешние идеи - размышление;

    б) чувственный опыт и априорные категории - чистые (неэмпирические) принципы;

    в) чувственное познание и врожденные идеи - рациональное познание;

    г) чувственная достоверность - восприятие - рассудок.

    255. В философии «агностицизм» понимается как:

    а) рассмотрение процесса познания;

    б) рассмотрение объектов познания;

    в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

    г) сомнение в возможности познания.

    256. В современной гносеологии объект познания:

    а) существует «сам по себе»;

    б) противостоит субъекту познания;

    в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

    г) является частью самопознающего субъекта.

    257. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

    а) чувственное отражение;

    б) познавательный контакт с объектом познания;

    в) представление;

    г) объяснение.

    258. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

    а) абстрактным;

    б) теоретическим;

    в) обыденным;

    г) научным.

    259. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

    а) абстрактна;

    б) объективна;

    в) субъективна;

    г) абсолютна.

    260. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

    б) заблуждение;

    в) суждение;

    г) предрассудок.

    261. Среди современных концепций истины отсутствует:

    а) когерентная;

    б) соответствия;

    в) системная;

    г) прагматическая.

    262. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

    а) прогнозирование;

    б) предусмотрение;

    в) целеполагание;

    г) опережение.

    263. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

    а) эволюция;

    б) развитие;

    в) инволюция;

    г) движение.

    264. К общелогическим методам познания не относится…

    аналогия

    наблюдение

    265. Субъект познания в современной гносеологии - это:

    а) абстрактный индивид;

    б) реальный ученый или философ;

    в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

    г) мыслительный коллектив.

    266. Современные гносеологические исследования предполагают:

    а) эмпиризм;

    б) рационализм;

    в) интуитивизм;

    г) теоретико-методологический плюрализм.

    267. Формой практики не является:

    а) преобразование природы с помощью орудий труда;

    б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

    в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

    г) научный эксперимент.

    268. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

    а) основой познания и его движущей силой;

    б) целью познания;

    в) критерием истины;

    г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

    269. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

    а) представление;

    б) восприятие;

    г) ощущение.

    270. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

    а) рационализма;

    б) реализма;

    в) скептицизма;

    г) сенсуализма.

    271. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):

    а) понятие;

    в) дефиниция;

    г) термин.

    272. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

    а) понятие;

    в) суждение;

    г) умозаключение.

    273. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:

    а) я отношусь ко всем людям;

    б) все люди похожи на меня;

    в) я мыслю;

    г) животные тоже мыслят.

    274. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

    в) «суть дела»;

    г) контекст.

    275. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

    Кафедра УП-5 «ФИЛОСОФИЯ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий кафедрой УП-5

    _______ (проф. Мищенко В.И.)

    «___»_________2012г.

    Для студентов

    ПЛАН СЕМИНАРА № 2

    по дисциплине 6501 «Философия»

    ТЕМЫ: № 3 «Проблема сознания»

    № 4 «Познание (гносеология). Научное познание»

    Время: 4 часа (180 минут)

    Обсужден на заседании кафедры

    (предметно-методической секции)

    «__»___________200__г.

    Протокол № __

    МГУПИ – 2013 г.

    ТЕМА: № 3 «Проблема сознания»

    1. Происхождение сознания. Сознание человека и психика животного.

    2. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное

    3. Общественно-историческая природа сознания. Понятие общественного сознания.

    Изучить теорию вопроса,

    Составить план выступлений по всем вопросам;

    Быть готовым к обсуждению учебных вопросов и к контрольному тестированию (опросу) по теме семинара;

    2.1. Самоконтроль подготовленности к занятию:

    1. Чем психика животных отличается от человеческого сознания?

    2. Что такое идеальное ?

    3. Что такое сознание?

    4. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

    5. Какова структура сознания?

    6. Что такое самосознание?

    7. Как Фрейд представлял человеческую психику?

    8. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

    9. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

    10. Можно ли смоделировать человеческое сознание? Если нет, то почему?

    Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить свойства одних материальных объектов в свойствах других при их взаимодействии.

    Примеры отражения в неживой природе: волна оставила след на песке – этот след отражает такие свойства волны, как место, до которого она дошла, то, что волна образована жидкостью (а не твёрдым телом), и т.д.; камень, нагревшийся на солнце, отражает такие свойства солнца, как излучение, местоположение солнца относительно камня (камень сверху нагрелся, а снизу нет) и т.д.

    Особенности отражения в живой природе:

    1) Избирательность : живые организмы реагируют только на факторы, важные для их жизнедеятельности (дятел ищет личинок под корой дерева и не обращает внимания на куски коры), или связанные с факторами, важными для их жизнедеятельности (лягушка реагирует на тень птицы: тень безопасна, но птица может съесть лягушку).

    2) Активность : отражение происходит за счёт энергии организма, а не за счёт энергии внешнего воздействия. Пример: заяц видит лису, при этом физическое воздействие лисы на зайца ничтожно мало (небольшое количество фотонов), но заяц уже за счёт собственных сил убегает от лисы.

    3) Опережающее отражение : воздействие ещё не произошло, а организм уже реагирует. Примеры: листья на деревьях осенью желтеют и опадают, когда сокращается световой день, при этом погода может быть ещё вполне пригодна для жизнедеятельности дерева, но если дерево дождётся морозов с не опавшей листвой, оно может погибнуть. Другой пример: волк ещё не схватил зайца, но заяц, не дожидаясь этого, убегает.

    Сознание. Свойства сознания

    Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи (мозга), является источником познавательной и деятельностной активности человека.

    Свойства сознания:

    1) Сознание связано с социальной природой человека . Сознание базируется не только на деятельности мозга, но и на так называемом «социальном наследовании»: сознание приобретается благодаря тому, что ребёнок перенимает информацию и способы её обработки от других людей. Без этого сознание не может возникнуть.

    2) Интенциональность – сознание всегда направлено на объект, мысль – это всегда мысль о чём-то, сознание всегда имеет содержание.

    3) Креативность – сознание способно создавать нечто новое, не существовавшее ранее.

    Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует дать определение отражению. В живой природе генетически первой формой отражения является раздражимость. Далее следуют чувствительность и психика высших животных. Нужно показать специфические особенности каждой из них. Если психика присуща жи­вотным и человеку, то сознание - только человеку. Студент должен дать определение сознания. Можно воспользоваться определением, данным А.Г. Спиркиным в его учебнике (Философия., М., 1998, С. 383). Чтобы четко увидеть различие психики животных и сознания челове­ка, надо подробно охарактеризовать каждое из них. Это может про­лить определенный свет на возникновение человека. Заслуживает внимания мышление или интеллект животных. Можно привести мно­го примеров на этот счет. Однако мышление животных не выходит за рамки наглядно-образного или наглядно-действенного мышления. В тех же рамках осуществляется орудийная деятельность животных. Как отмечал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев, «...при­менение «орудий» не формирует у животных новых двигательных опе­раций, оно само подчиняется тем естественным, инстинктивным в своей основе движениям, в систему которых оно включается». (См. Проблемы развития психики. М., 1972, С. 410). Язык животных не вы­ходит за рамки конкретных представлений их жизнедеятельности.

    Если подытожить рассмотрение психики животных, то обнару­живаются предпосылки появления сознания человека. В середине ХIХ века Ч. Дарвин стал разрабатывать принцип естественного отбора для объяснения эволюции растительного и животного миров. В 1871 году он опубликовал знаменитую свою работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сход­ство, но и родство человека и человекообразных обезьян. По тем вре­менам эта книга оказала революционное воздействие на умы людей. Казалось, что дальнейшее развитие науки только усилит аргументы в пользу этой смелой гипотезы. Но, увы, современная наука рождает больше вопросов, чем дает ответов. Студенту неплохо знать аргумен­ты палеонтологического, антропопалеографического, генетического характера, которые увеличивают количество не проясненных вопро­сов концепции эволюции человека.

    Однако другой концепции происхождения человека, которая бы была близко научному подходу, пока нет. Поэтому будем придержи­ваться этой и считать психику животных предпосылкой возникнове­ния человеческого сознания. Здесь необходимо отметить качествен­ное преобразование наглядно-образного мышления, инстинктивной орудийной деятельности и языка животных в компоненты человечес­кого сознания. В результате совместной трудовой деятельности люди постепенно стали вычленять абстрактные свойства действительнос­ти, которые нуждались в особом носителе - слове. Язык подталкивает к дальнейшему развитию мышления, так как в нем открываются до­полнительные смысловые значения. Трудовая деятельность напол­нялась орудийным содержанием, что способствовало удовлетворе­нию насущных потребностей. Каждая удовлетворенная потребность рождала веер новых потребностей, требующих более совершенных орудий, новых знаний закономерностей мира. Мышление, труд и язык являются неотъемлемыми сторонами единого процесса формирова­ния человеческого сознания.

    Студент должен иметь четкое представление о структуре со­знания. Можно в качестве примера воспользоваться схемой, приве­денной в учебнике П.В. Алексеева, А.В. Панина (Философия: Учебник для ВУЗов. М,. 1996, С. 157-161). Особого разговора заслуживает про­блема бессознательного. Надо знать структуру психики человека по 3. Фрейду. Желательно показать отход от ортодоксального фрейдиз­ма в работах А. Адлера, К.Г. Юнга. Иметь представление о коллектив­ном бессознательном Юнга. Заслуживает внимания идеи Э. Фромма о бессознательных экзистенциальных потребностях человека.

    Современная компьютерная технология вторгается в сферу моделирования человеческого интеллекта. Встает проблема искусст­венного интеллекта. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над вопросом о специфических осо­бенностях человеческого и машинного мышления.

    III. Задания к семинару.

    Задание 1.

    Существуют пять состояний знания и незнания:

    1. когда мы знаем, что знаем

    2. когда мы знаем, что не знаем

    3. когда мы не знаем, что знаем

    4. когда мы не знаем, что не знаем

    5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

    Приведите примеры каждого из этих состояний.


    ТЕМА: № 4 «Познание (гносеология). Научное познание»

    I. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

    1. Теория познания и ее основные проблемы. Агностицизм.

    2. Структура познания. Диалектика чувственного и рационального в познании. Эмпирическое и теоретическое.

    3. Формы научного познания. Научные революции и типы научной рациональности.

    4. Проблема истины в философии. Истина, оценки, ценности и их влияние на познавательный процесс.

    5. Структура познавательной деятельности: Субъект, объект, цель, условия, средства, результат познания.

    6. Познание как философская проблема.

    7. Проблема истины. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Конкретность истины.

    II. Cамоконтроль подготовленности к занятию:

    Ответы на прилагаемые вопросы:

    1. В чем смысл слов Ф.Ницше: «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь»?

    2. Как соотносятся между собой познание и практика?

    3. Что такое истина (каковы ее свойства и оценочные критерии)?

    4. В чем заключается сущностная природа заблуждения?

    5. Каким может быть соотношения знания и веры?

    6. В чем трудности решения проблемы сознания?

    7. Что такое общественное сознание?

    8. Чем опасна для общества стихия бессознательного?

    9. Какие существуют способы перестройки общественного сознания?

    10. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

    11. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.

    12. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

    13. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

    14. Какие виды интуиции Вы знаете?

    15. Как следует понимать объективную истину?

    16. Какие виды концепций истины Вы знаете?

    17. Как следует понимать выражение: « Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

    18. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровнейнаучного познания?

    19. Что такое практика и какова ее роль в познании?

    20. Охарактеризуйте интуицию.

    21. В чем диалектика знания и незнания?

    22. Какие Вы знаете общелогические методы научного познания?

    23. В чем специфика социально-гуманитарного познания?

    Следуетчетко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком.

    Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии.

    Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое , нравственное , эстетическое , научное и другие формы освоения мира. При выделение ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

    Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристика приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе , а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности , а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода.

    Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.

    В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.

    Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.

    Формирование человеческого сознания неразрывно связано с познавательной деятельностью людей. Оно осуществлялось в раз­личных формах. Первые формы познавательной деятельности были непосредственно вплетены в саму жизнедеятельность человека и толь­ко постепенно они стали обретать свою специфику, дифференциа­цию. Уже мифологическое сознание несло в себе познавательную функцию. То же можно сказать и о нравственном, эстетическом и ре­лигиозном сознаниях. Со временем мера адекватности познания рос­ла и стало формироваться философское и научное познание. Сту­дент должен четко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии субъекта и объекта по­знании и в многообразных трудностях получения знания. Эти трудно­сти обусловлены не только сложностью и многомерностью объектив­ного мира, но и спецификой субъективного отражения действитель­ности человеком. Центральная проблема познания заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными проявлениями, может давать объективное знание? Здесь весьма пригодятся историко-философские сведения о становлении гносеологии.

    Обычно выделяют чувственное, рациональное и интуитивное познание. Надо четко видеть различие каждого из них и знать основ­ные их формы. Обратить внимание на специфику чувственного и ра­ционального познания. Одной из тайной является интуиции. Весьма обстоятельно эта проблема рассмотрена в учебнике В.Б. Кучевского («Философия: проблемы бытия и познания»., М., 1998, С. 264-270).

    Задача познавательной деятельности сводится к получению знания. Знание является идеальным продуктом познавательной дея­тельности социального индивида. Познание осуществляется челове­ком, но смотрит он на мир через призму социально-культурных смыс­лов своего общественного бытия. Человеку противостоит непознан­ное, поэтому незнание выступает своеобразной потенциальной воз­можностью знания.

    Так как познавательный процесс идет между полюсами знание - незнание, то встает проблема оценки самого знания с точки зрения его соответствия объективной действительности - проблема истины. Первое на что надо обратить внимание - это на гносеологический ста­тус истины. Истина характеризует наши знания с точки зрения их со­ответствия действительности. Правда, в истории философии извест­ны примеры, когда истина выступала онтологической категорией. До­статочно вспомнить Платона. В этом случае истина рассматривается как высшая ценность и истинностное отношение разворачивается в плоскости соответствия предмета идее. Вариант такого истолкования истины содержится в философии Гегеля.

    При всей кажущейся простоте определения истины, как соот­ветствия знания предмету, в нем таится много подводных камней. Первый заключается в том, что познавательный процесс не есть не­посредственное взаимодействие субъекта и объекта познания. Так его трактовал Аристотель и его концепция истины получила название корреспондентской. Столь же спорна когерентная концепция истины, бе­рущая свое начало от Канта. Уязвима прагматическая концепция ис­тины. Суть познавательного процесса заключается в отношении пред­мета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практикой общественной деятельности, и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-смысловых значений своего опыта или теоретических конструкций науки. В таком случае объек­тивность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания нашего знания ни от человека, ни от человечества, как считал В. И. Ленин. Как раз содержание знания зависит от человечества. Проблема абсолютной и относительной ис­тины подробно изложена в учебниках. Надо только правильно пони­мать суть абсолютной истины и не соглашаться с теми авторами, ко­торые считают, что абсолютная истина есть сумма относительных. Это не верно. Также надо помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Примеров на этот счет предостаточно.

    Следует обратить внимание на критерий истины. Одним из них является логическая непротиворечивость наших рассуждений. Одна­ко универсальным критерием истины является практика. Студент дол­жен раскрыть смысл социально-исторической предметно-чувственной деятельности.

    Вотчиной познавательной деятельности является наука. В на­учной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Кроме того, следует различать об­щелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Особого разговора заслу­живает социальное познание. Эта проблема дискуссионная и поэто­му студенту стоит саму поразмышлять над ней, исходя из специфики своей будущей профессии.


    Похожая информация.



    Close