Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский Государственный Лингвистический Университет

им. Добролюбова

Кафедра философии и социальной коммуникации

по теме «Философские воззрения Жана-Поля Сартра»

Выполнила студентка группы 212 а

Быстрова Светлана

Проверено

Нижний Новгород 2009 г.

Введение

Биография

Экзистенциализм Сартра

Основные положения труда «Бытие и ничто»

Сартр- писатель

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность.

Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная.

В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания". Вот что он пишет: « Мне пришлось прочесть "Очерк непосредственных данных сознания"; несомненно, именно эта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книге мне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психической жизнью. <…> После этого я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами ».

Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Ему нравились Декарт и Платон, Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важен реализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно существует и что предметы, которые я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовал вопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.

Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его, потому что примеры, которые он приводит в "Психопатологии", слишком далеки от рациональной и картезианской мысли.

Действительно, чем я отличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам

Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.

Таким образом, на Сартра повлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную точку зрения. В его произведениях освещены фундаментальные философские темы- человек и сознание, бытие, субъективное и объективное. Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия и атеизм.

В данном труде я ставлю целью рассмотреть крупнейшие произведения Сартра, перечислить их основные положения, уточнить их философский смысл. Также я постараюсь осветить жизнь Сартра и его общественную деятельность.

Биография

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дед поверил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частности споры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозных убеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию в местном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же время состоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическими убеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет "Тошноту" ("La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра "Стена" ("Le Mur"). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев, однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю. Основными произведениями С. этого времени были пьесы "Мухи" ("Les Mouches", 1943), "За запертой дверью" ("Huis clos", 1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" ("L"Etre et le neant", 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд стал Библией для молодых интеллектуалов.

К концу второй мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки" ("Les Mains Sales", 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы" ("Les Chemins de la liberte", 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто".

Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В 1964 написаны «Слова». Но главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique", 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

В мае 1968 года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих студентов - «Вся власть воображению!» Ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремился восстановить "доброе имя" социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе "Затворники Альтоны" ("Les Sequestres d"Altona", 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования в странах "третьего мира". В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15 апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако к его похоронной процессии присоединилось 50000 человек.

Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г. Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами. Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем. В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии

Философия Сартра за 9 минут

В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.

Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.

Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар , и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.

Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим. Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма. Он восхищался китайской «культурной революцией », уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.

Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955

В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии. Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.

Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме , Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом . В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».

В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.

«Гений – это не дар, а путь,
избираемый в отчаянных обстоятельствах...»

Жан Поль Сартр

Французский философ-экзистенциалист, писатель, драматург и публицист.

По материнской линии Жан-Поль Сартр - двоюродный племянник Альберта Швейцера .

«В автобиографическом произведении Сартр так обосновывает свою точку зрения: «Будь у меня отец (его отец умер, когда будущему философу было чуть больше года – Прим. И.Л. Викентьева), он обеспечил бы меня бременем устойчивых предрассудков. Внедрившись в моё «Я», он обратил бы свои прихоти в мои устои, своё невежество в мою эрудицию, свою ущемлённость в моё самолюбие, свои причуды в мои заповеди». Ссылаясь на Фрейда , Сартр приходит к выводу: «...я обеими руками готов подписаться под заключением известного психоаналитика: мне неведом комплекс «Cверх-Я». Не будем вдаваться в вопрос, какого мнения придерживался бы Сартр, если бы у него были дети, как и в вопрос, почему у него их не было. Возможно, всю жизнь Сартру хватало самого себя, как и другому эгоцентрику Альбрехту Дюреру ».

Гаев Г., Гении в частной жизни, М., «Крон-пресс», 1999 г., с. 145-146.

«Когда ребёнку было всего пятнадцать месяцев, его отец скончался от тропической лихорадки. Похоронив мужа, Анн-Мари вернулась под родительский кров в Париж. Её отец Карл Швейцер, видный специалист по немецкой филологии, преподавал в университетах и был автором нескольких учебников. «Когда мне было семь или восемь лет, - вспоминал Сартр , - я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Всё было беззлобно: семейная традиция. Но ребёнок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят».

Вульф В.Я., Великие имена ХХ века, М., «Текстура-пресс»; «Эксмо»; «Яуза», 2010 г., с. 286.

«В 1940 г. Сартр попадает в плен к немцам, там он находится до 1941 г. Самые важные и значимые произведения Сартра создаются и публикуются после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии», «Мухи», «Дорога свободы», «За закрытыми дверями» и др. Произведения Сартра являются ярчайшим примером экзистенциальной литературы. Писатель может великолепно описывать различные болезненные состояния психики, а также все оттенки разума и чувств отчаявшегося человека».

Ларина О. В., Гитун Т. В., Лауреаты Нобелевской премии, «Дом Славянской книги», 2006 г., с. 576-577.

«Нельзя стать человеком или писателем, не установив выше самого себя некую линию горизонта, но преодоление этой линии горизонта в каждом случае является законченным и единичным».

Ж.-П. Сартр, Дневники странной войны, сентябрь 1939 - март 1940 СПб, «Владимир Даль», 2002 г., с. 35.

В 1964 году Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе, заявив, что не хотел бы ставить под сомнение свою независимость…

«… философия Сартра, по крайней мере, на первом этапе её существования, развивалась в рамках феноменологического движения точно так же, как это было с философией Хайдеггера . И тот и другой были учениками Эдмунда Гуссерля (хотя лично Сартр с Гуссерлем никогда не встречался), и, осуществляя свои философские построения, оба они отталкивались от гуссерлевского учения. Как феноменолог и знаток неопубликованного философского наследия Гуссерля начал свою творческую деятельность и Мерло-Понти . Сартр и Мерло-Понти вместе учились в Высшей нормальной школе, где подружились и на какое-то время стали единомышленниками.
Оба преподавали философию в различных лицеях Франции, а Мерло-Понти - и в ряде французских университетов. Сартр в 1933-1934 годах прошёл философскую стажировку в Германии. Он был стипендиатом Французского института в Берлине и некоторое время провёл во Фрейбургском университете, где преподавали, каждый в своё время, Гуссерль и Хайдеггер. В начале своего творческого пути Сартр и Мерло-Понти интересовались не только философией, но и психологией. Оба были хорошо знакомы с трудами представителей различных направлений, существовавших в этой науке.
Особенно пришлась им по вкусу гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин), зародившаяся в конце XIX века в Галльском университете, где, кстати сказать, в это же время преподавал и Гуссерль. Находясь под влиянием гуссерлевской феноменологии, молодые французские философы решили посвятить свои первые труды переосмыслению в феноменологическом духе отдельных разделов психологии. Об этом замысле свидетельствуют сами названия их ранних произведений.
Перу Мерло-Понти принадлежат «Структура поведения» (1942) и «Феноменология восприятия» (1945); перу Сартра - «Воображение» (1936), «Набросок теории эмоций» (1939), «Воображаемое. Феноменологическая теория воображения» (1940)».

Слинин Я.А., На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом, предисловие к книге: Сартр Ж.-П., Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия, СПб, «Наука», 2001 г., с. 6-7.

«У французского философа и писателя прошлого века Жан-Поля Сартра было много женщин, но женат он не был ни разу - считал брак буржуазным пережитком. В шестьдесят лет он влюбился в свою семнадцатилетнюю студентку из Алжира Арлетту Алкаим. Девушка была не против близости с такой знаменитостью, а Сартр колебался - её строгих правил мусульманская семья могла привлечь его к ответственности за совращение несовершеннолетней. Но, в конце концов, Сартр не устоял против чар юной алжирки. Спустя какое-то время Арлетта стала требовать у философа узаконить их отношения. Но Жан-Поль от брака отказался. Тогда Арлетта пригрозила ему немедленным разрывом. И, возможно, их роман на этом и закончился бы, но, как обычно бывает в подобных случаях, в дело вмешался случай: неожиданно мадемузель Алкаим получила извещение о депортации из Франции. Сартр очутился перед дилеммой: он не хотел терять возлюбленную, но и поступиться принципами и жениться на ней он также не мог. И тогда было принято самое экстравагантное из всех когда-либо принимаемых философом решений: Сартр... удочерил Арлетту! Молодая любовница поселилась в его квартире и со временем стала настоящей грозой для других поклонниц философа».

Французский драматург, писатель и философ Жан-Поль Сартр родился в 21 июня 1905 года в Париже. Отец мальчика, Жан Батист Сартр, был морским инженером. Мать, Анн-Мари Швейцер, происходила из рода известных ученых. После смерти главы семьи, Анн-Мари забрала маленького сына в дом его деда, Шарля Швейцера. Именно этому властному кальвинисту суждено было не только заменить Жану умершего отца, но и рассмотреть первые ростки «одаренности», скрытые пока еще глубоко внутри. Дед забрал внука из общей школы и нанял ему самых лучших учителей. Несколько лет мальчик живет в уединении, посвящая все время учебе. Его жизнь изменилась в 1917 году вместе с новым замужеством матери, с которой Жан-Поль уехал в Ла-Рошель.

В 1920 году Сартр возвращается в Париж, где оканчивает лицей Генриха IV. В то же время первые произведения юного писателя начинают печатать в местных периодических изданиях. Далее было изучение философии в Высшей нормальной школе, служба в метеорологических войсках и преподавание в различных лицеях Франции. В тот период Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая в последствии стала его другом и соратником. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Сартр основывает журнал «Новые времена».

Свои первые большие произведения, в том числе и знаменитый философский труд «Тошнота» , открывающий человечеству глаза на абсурдность бытия, Сартр написал в конце 30-х годах 20 века. Тогда же выходит в печать нашумевшая новелла «Стена» . Обе произведения удостоены звания «Книга года».

Когда началась Вторая мировая война, писателю пришлось вернуться в родные метеорологические войска, из-за слабого зрения он не мог воевать на передовой. Несколько месяцев Сартр проводит под Триром, в концлагере для военнопленных. По возвращению в Париж философ уделяет много внимания политике и основывает общество содействия движению Сопротивления. Тогда же происходит знакомство Сартра и Альбертом Камю, благодаря которому философ становится редактором газеты «Комба».

В те годы из-под пера писателя выходит огромный философский трактат «Бытие и ничто», а также несколько пьес - «Мухи» , «Грязные руки» и «За запертой дверью». Успех этих произведений был настолько велик, что Сартр смог бросить преподавательскую деятельность и полностью посвятить себя творчеству. В следующие несколько лет «послужной список» автора пополнился исследованиями жизни и творчества Жана Жене и Шарля Бодлера , незаконченной тетралогией «Дороги свободы» и откровенным автобиографическим романом «Слова».

Такая бурная деятельность не осталась незамеченной! В 1964 году Сартра номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но, испугавшись, что слава нобелевского лауреата затмит его как политика, писатель от премии отказался.

Следующие 20 лет своей жизни Жан-Поль Сартр занимается все больше политикой и все меньше литературой и философией. Как сторонник мира на Венском конгрессе народов, он был избран одним из членов Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Сартр практически ничего не видел из-за быстро развивающейся глаукомы. Он больше не имел возможности писать, зато давал многочисленные интервью. А еще спорил и обсуждал политические события со своими друзьями, слушал музыку и наслаждался голосом Симоны де Бовуар, которая читала ему книги.

Умер писатель 15 апреля 1980 года. Больше всего он ценил искренность, поэтому и просил, чтобы его похоронили тихо и без лишнего шума. Но по мере продвижения процессии к кладбищу, к ней присоединилось целых 50 тысяч парижан, пожелавших почтить память величайшего философа.


Дороги свободы. I.Возраст зрелости,
Размышления о еврейском вопросе,
Экзистенциализм — это гуманизм,
Почему я отказался от премии,
Почтительная потаскушка,
Только правда (Некрасов),
Мертвые без погребения,
За закрытыми дверями, Дьявол и господь бог,
Что такое литература?, Затворники Альтоны,
Мадридская марка, Грязными руками,
Детство хозяина, Герострат,
Нет выхода, О геноциде,
Комната, Тошнота,
Интим, Слова,
Стена, Фрейд,
Бодлер, Мухи.

«Любящий требует клятвы и раздражается от нее. Он хочет быть любимым свободой и требует, чтобы эта свобода как свобода не была бы больше свободной». Эти слова Ж.-П. Сартра могли бы стать девизом его жизни.

В 1929 году вместо руки и сердца Сартр предложил своей возлюбленной заключить «Манифест любви»: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону де Бовуар, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала.

Отношения Сартра и Бовуар были на редкость прочными, несмотря на своеобразный подход к проблемам любви. Основные аспекты их «любовной» философии представлены в книге, предлагаемой ныне вниманию читателей.

Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Работа Ж.-П. Сартра «Воображаемое» представляет собой произведение известного философа, созданное в конце 30-х годов и обнаруживающее сильное влияние уже опубликованных к тому времени феноменологических трудов Э.Гуссерля. Автор словно выполнял задание учителя, наметившего основные направления феноменологической дескрипции всевозможных предметов интенционального сознания. Сартр выбирает одну из наиболее существенных и интригующих способностей человеческого разума - воображение.

В работе «Воображение», появившейся несколько ранее, он проводит критический анализ теорий ментального образа, появившихся со времен Декарта. Теперь же, следуя основной методической мысли Гуссерля, он берется осуществить феноменологическое описание деятельности воображения и ноэматического коррелята этой деятельности - воображаемого, образа.

Дороги свободы

«Дороги свободы» (1945-1949) — незавершенная тетралогия Сартра, это «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе». Отрывки неоконченного четвертого тома были опубликованы в журнале «Тан модерн» в 1949 г.

В первых двух романах дается картина предвоенной Франции, в третьем описывается поражение 1940 г. и начало Сопротивления. Основные положения экзистенциалистской философии Сартра, прежде всего его учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования, воплощаются в характере и поступках основных героев тетралогии.

Четвертая часть «Странная дружба» — концлагерь, неудачный побег. Роман оборван на полуслове.

Проблемы метода. Статьи

Очерк французского философа и писателя Жана Поля Сартра (1905-1980) «Проблемы метода», непосредственно связанный с его обширным трудом «Критика диалектического разума», характеризуется автором как общий обзор круга вопросов, охватываемых экзистенциализмом.

Это исследование вскрывает внутренние противоречия философской антропологии и намечает, на методологическом уровне, способы их преодоления. Путь к созданию подлинной «структурной и исторической» антропологии Сартр видит в соединении критически переосмысленной материалистической диалектики, психоанализа и экзистенциализма. Особое внимание в работе уделяется феномену отчуждения — как в жизни и деятельности индивидуума, так и в исторической практике.

Слова

Новеллы Жан-Поля Сартра можно назвать в принципе по-разному - и каждое из определений хотя бы в чем-то будет верным. Однако - кто сумеет уложить в литературоведческие термины трагедию человека, не просто выломившегося из жизни, но готового, в свою очередь, проломить эту жизнь - не важно, волей ли героя, волей ли героизма - или волей преступления? "Я принимаю вину на себя", - сказал однажды Сартр. И груза этой вины он не снимает и со своих читателей...


Close