21 октября исполнилось 9 дней, как отошел ко Господу архимандрит Наум (Байбородин). О старце вспоминают сослужители и чада, среди которых также большинство служащих Господу – епископов, священников, монахов.

Он не боялся говорить правду
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.
Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там еще нес послушания. У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно… Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.
Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь еще в поездках. Удивительно как, что он пришел в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.
Отец Наум – старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, – поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.
Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.
Архимандрит Наум – воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему – это очищает; участвовать в Таинствах церковных.
Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.

Он завещал нам всегда быть с Богом
Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия):

– От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т.д. А батюшка всегда – с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.

Он предотвращал расколы
Схимонахиня Серафима (Антипина), московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:

– Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашел!» И знакомит ее с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, теплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.
Когда началась смута с паспортами, отец Наум быстро всех поставил на истинный путь: «Ну сожжете вы эту бумажку, и что с того? Дух-то у вас какой?» Он тогда просто переломил эту раскольничью тенденцию, когда даже священники своим прихожанам говорили отказываться от паспортов. Отец Наум говорил, что дело сейчас не в этом, еще страха нет, никуда уходить в катакомбы не надо. «Молитесь, – наставлял, – тем и задержите страшные времена». Он, помню, мне даже говорил, чтобы я ему побольше привозила таких, плутающих. Он мог образумить.
Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было еще умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.

«Иди слушайся!»
Протоиерей Афанасий Карюгин, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской у озера Иссык-Куль (Бишкекская и Кыргызстанская епархия):

– Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалеку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано еще не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остается только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.
Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал. «Иди, – сказал, – слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.
Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и еще многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Камызякский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.
Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.

Знакомства на вырост
Савватий (Перепелкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия):

– Отец Наум - старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, ее уже делили на ту, которая была до и после встречи.
География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за ее пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.
У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нем не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.
Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.

От Адама до Потсдама
Иеромонах Феодор (Юлаев), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

– Когда я еще сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвертого утра. Для студентов это была несусветная рань.
Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.
А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он еще и после Акафиста сказал свое обычное слово! А оно включало описание времен, как говорили, «от Адама и до Потсдама», а то и до Второго Пришествия.

«У тебя жена была…»
Иеромонах Софроний (Обухов), клирик Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края:

– Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал свое призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была…» «Как это, – думаю, – была?!» А она через полгода действительно ушла!
К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», – говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность еще присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.
Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдет, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.

«Дали тебе дыхание!»
Протоиерей Олег Топоров, настоятель храма апостола и первомученика архидиакона Стефана в станице Запорожской (Новороссийская епархия):

– Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4–5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он ее и не выставлял напоказ.
Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал ее и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.
Вот стоит к нему очередь – и вдруг духовно воскресает человек! – и никто этого не замечает, беседа идет своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу – и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! – но все это здесь в порядке вещей, еще десятки людей ждут своей очереди, прием продолжается…
У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нем сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).
Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжелым недугом, при котором легкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что легкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:
– Ну вот, дали тебе дыхание.
А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:
– Что вы ее ко мне привели? Ее надо к врачу вести! Я что, врач? – и ей говорит: – Иди-иди к врачу.
А когда ранее обследовавший ее профессор провел очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.

В Архангельском чине
Игумен Вонифатий (Клименко), первый проректор Ивановской семинарии:

– Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, еще и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.
Однажды, когда я пришел к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:
– Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?
Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочел, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:
– Думаю, что может.
Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.
«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, – говорил отец Наум. – А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, – наставлял он.
Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, – говорил он, – будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.
«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, – напоминал отец Наум. – Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! – восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. – У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я бы и этому поверил». Но еще не укрепленные умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.
Примечательно, что 40-й день – срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, – у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября – празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтен к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.

«…хочешь – Ангела, хочешь – демона»
Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия):

– Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне еще рано исповедоваться, так как нет еще семи лет».
Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодежные делишки, так что я к нему долго еще не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения – никуда!» – и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, – невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.
Помню, к нему как-то в келью зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:
– Вот сырая глина, в какие руки попадет, то и вылепят: хочешь – Ангела, хочешь – демона.
Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привел, от всего отмолил.
В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приемной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь… Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда все-таки еще советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:
– Идите все на службу, причащайтесь…
Увидел отца Ананию и спрашивает:
– Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? – и начинает рассказывать: – Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введешь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребенок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10–16).
А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:
– Батюшка, простите, всё понятно.
Батюшка – прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперед, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:
– Анатолия, зайди!
А мой тезка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперед. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:
– О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.
Вот так разрулил возникшее искушение.
Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда еще в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я уперлась: «Меня же, – думаю, – в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки…» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.
– Батюшка, а просфоры так или так надо печь? – интересуюсь.
– Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, – ответил отец Наум.
Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, – так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).

Старцы отнимаются у народа
Протоиерей Владимир Чувикин, ректор Николо-Перервинской семинарии:

– Отец Наум – это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.
В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Еще давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдем».
Это знамение времен: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо…» – тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».
Верим, что есть еще надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:
– Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.
Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.
Отец Наум – прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.
Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашел разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:
– Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.

Вечная память отцу Науму!
По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.


Монастыри - это передовые отряды духовного возрождения России.

игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново.

Епархии РПЦ, равно как и локальные церковные структуры- монастыри, благочиния, крупные общины по всей стране стремятся серьезно влиять на социальные отношения и общественное мнение. Как правило, реальный результат этих устремлений в лучшем случае скромен, а то и вообще мало заметен. Даже многочисленные и богатые монастыри или приходы, как правило, отчуждены от окружающего общества, их жизнь протекает, как бы, в ином измерении. Уникальный успешный опыт врастания в окружающую социальную ткань, деятельного участия в социальной, культурно-образовательной и даже хозяйственной жизни накоплен в Шуйском районе Ивановской области. В этом опыте сконцентрировано проявили себя положительные и отрицательные стороны отношения современного духовенства к окружающему обществу.

«Шуйский феномен» обязан своим существованием наместнику Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье архимандриту Никону (Фомину).

Никон, тесно связанный с Троице-Сергиевой лаврой и в первую очередь с популярным старцем архимандритом Наумом (Байбородиным), начал свою деятельность в Шуйском районе в 1989 г.

К 2006 г. полностью возрожден руинированный Николо-Шартомский монастырь. Он насчитывает 150 монахов (из них 50 священников). Архимандрит Наум обеспечивает постоянный приток монахов и светских работников. Монастырь отличается строгими требованиями к насельникам и трудовой дисциплиной, в устав специально вставлено правило, согласно которому все насельники и трудники монастыря должны отказаться от употребления алкоголя. Никон (Фомин) – популярный в епархии духовник, его считают более терпимым и мягким, нежели имеющего всероссийскую известность духовника Свято-Введенского женского монастыря в Иваново архимандрита Амвросия (Юрасова).

Уникальность монастыря и его значение определяются, однако, не аскетическими и молитвенными подвигами насельников, а необыкновенно активной социальной, образовательной и хозяйственной деятельностью.

Монастырю принадлежат большие земельные угодья, ферма, пекарня и современная сельскохозяйственная техника, что позволяет ему полностью обеспечивать себя, многочисленные подворья и социальные проекты продуктами питания. По оценке главы Шуйского района Анатолия Бахвалова хозяйство Никона эквивалентно хорошему колхозу.

Монастырь осуществляет заметную в масштабах района гуманитарнную деятельность. Он обеспечивает предметами первой необходимости неимущих, регулярное питание нуждающимся. Но наиболее амбициозные проекты связаны с детьми. При монастыре организован приют для детей и своя общеобразовательная православная школа-интернат.

С Николо-Шартомским монастырем тесно связан и создан при поддержке архимандрита Никона Успенский женский монастырь в селе Дунилово (того же Шуйского района), возглавляемый настоятельницей игуменией Ольгой (Соколовой). При монастыре создана гимназия-интернат на 35 девочек, монахини (в большинстве, имеющие высшее образование) налаживают постоянную социальную и воспитательную работу в Дунилове и соседних селах.

Состояние дел в гимназии- интернате стало предметом полемики на страницах религиоведческой литературы. Николай Митрохин цитирует «бывшую насельницу монастыря»: «При общине жили дети разных возрастов, которые работали наравне со взрослыми…, разрывалось сердце при виде полуголодных детишек, вшивых, полубольных, живущих в полуподвальных комнатушках, похожих на чеченскик зинданы… они таскали бревна, мешки, уголь. Кормили их в лучшем случае горсткой каши на воде, а в худшем - скисшими огурцами, которые жалко было выбрасывать на помойку. Молока малолетние рабы не видели» (Н. Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М, 2004, с.299). Священник Алексий Федотов полностью опровергает Митрохина: «я лично бывал в Свято-Успенском женском монастыре и могу засвидетельствовать, что воспитанницы живут в прекрасных условиях, многие из них поступили в Шуйский государственный педагогический университет…(Священник Алексий Федотов. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России. Иваново, 2005, с. 147). По нашим впечатлениям и собранным сведениям скорее прав священник Алексей, но, не исключено, что в середине 90-х гг., во время становления монастыря, утверждения Митрохина были значительно ближе к истине.

Эти успехи во многом обусловлены поддержой местных властей в Шуйском районе.

Энергичная деятельность архимандрита Никона, игуменьи Ольги и их последователей осуществлялась в одном из самых депрессивных районов одной из самых депрессивных областей РФ. Местные власти, да и само население уцепились за монашеский десант, явившийся в 90-е гг. в мир безработицы, нищеты и разрухи, как за последнюю надежду. Монашествующие действительно принесли шуйским жителям реальную помощь. В интервью нам 15. 02. 2006 г. глава администрации Шуйского района Анатолий Бахвалов заявил: «архимандрит Никон –фигура федерального значения. Сотрудничая с ним, мы поняли, что никакую социальную проблему нельзя решить без традиционного православия. Социальная роль монастыря для нас очень велика. Монастыри и приходы живут с окружающими селами и городом Шуей как единый организм. Приюты и гимназии решили проблему беспризорных детей и подняли уровень начального и среднего образования. Помощь беднейшим слоям весьма существенна. Монастыри помогают совершенствовать инфраструтуру района- дорог, освещения сел…В таких условиях сектанты у нас не прижились».

Еще более знаменательно сотрудничество епархии с Шуйским государственным педагогическим университетом (ШПГУ). Уже в середине 90-х гг. монастырь наладил с ШПГУ тесные контакты. Ныне в ШПГУ создана кафедра теологии, где могут получать образование и миряне, и духовенство. Зав. кафедрой, первый проректор университета Ирина Добродеева максимально сблизила это учебное заведение с епархией (в основном с группировкой Николо-Шартомского монастыря). В ШПГУ получают (в т. ч. заочно из других епархий) образование много священников и монашествующих, выпускники церковных средних учебных заведений области. Монахини и выпускницы православных гимназий становятся учителями сельских школ. Сам архимандрит Никон получил в ШПГУ диплом религиоведа и работает там доцентом.

Уже с конца 90-х гг. монастырю стало тесно в Шуйском районе. Теперь он распространяет свое влияние по всей области, создавая многочисленные подворья. В частности, подворья созданы в Иваново, Шуе, Палехе, Юрьевце. Подворья, в свою очередь развивают хозяйственную, социальную и образовательную деятельность. При шуйском и палехском подворьях, в частности, действуют крупные мастерские по резьбе и иконописи.

В Иваново подворье Николо-Шартомского монастыря стало центром по организации Богословского института Святого апостола Иоанна Богослова (ректор архиепископ Амвросий, первый проректор канд. физ.- мат. наук игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново, проректор по учебной работе насельник этого же подворья иеромонах Вонифатий, настоятель университетского храма Всех Святых). Ивановский государственный университет предоставил бесплатно свои помещения и помогает в преподавательском составе, в свою очередь духовенство читает спецкурсы на различных факультетах по религиозным дисциплинам.

Городская администрация Иванова встретила архимандрита Никона также радушно, как и администрация Шуи. Мэрия обеспечила строительство подворья – крупного монастырского комплекса, помогла в организации школы-интерната и способствовала присутствия монастыря в университете.

Архимандрит Никон создал фактически государство в государстве (т. е. независимую по отошению к епархии, и, в значительной степени, к областной администрации структуру).

Образовательные, хозяйственные и благотворительные институты, созданные Никоном никак не только не контролируются епархией, но даже никак с ней не сотрудничают. Ивановская семинария не имеет контактов с образовательными структурами «николо-шартомской» группировки. Никон из-за стен Николо-Шартомского монастыря железной рукой управляет своей властной вертикалью, ставшей в Ивановской области более богатой и влиятельной силой, чем сама епархия.

Успехи архимандрита Никона и его авторитаристские наклонности вызывают недовольство и ревность у многих клириков епархии. Критики обвиняют его в жестокости, нетерпимости, властолюбии, высказывают подозрения в финансовой читстоплотности и законности финансовых операций. Но никто не ставит под сомнение действительно феноменальные успехи в восстановлении храмов, организации хозяйственной деятельности, социальных и образовательных проектов.

Авторитарные наклонности Никона распространяются и на отношение к инаковерующим. Никон и его ученики крайне нетерпимо относятся к представителям других конфессий, агрессивно и непримиримо нападают в своих публичных выступлениях на протестантов и католиков. Николо-Шартомский монастырь ведет активную издательскую деятельность в основном направленную на борьбу с «сектами». Баптистская община Шуи под давлением Никона не может добиться регистрации.

К началу 2006 г. постоянные слухи о скором уходе на покой управляющего Ивановской епархией архиепископа Амвросия (Щурова) и ухудшение его здоровья усилили подковерную борьбу между различными церковными группировками. Баланс сил между кланами был нарушен. В начале 2006 г. архиепископ дал согласие на формирование Епархиального совета, в котором доминирующее влияние приобрели сторонники архимандрита Никона. В феврале 2006 г. Епархиальный совет принял ряд решений, ослабивших влияние некоторых видных священнослужителей. Архимандрит Амвросий (Юрасов) был снят с должности настоятеля Введенского монастыря, настоятельницей была назначена монахиня Мария (Перепеча). Формально это решение было канонически верно - мужчина не должен быть настоятелем женского монастыря. Но в условиях ожидаемого ухода на покой архиепископа и предстоящей перетряски кадров, это решение было однозначно воспринято как удар по архимандриту Амвросию (Юрасову). Серьезный удар был нанесен по Успенско-Казанскому монастырю в Кузнецово, известному на всю страну центру «младостарчества» (Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М «Даниловский благовестник», 2003). Хотя игумен Викторин остался наместником, несколько монахов (в т. ч. самый популярный из них- старец и провидец схимонах Григорий) были изгнаны из монастыря. Духовники, старцы, провидцы и ведуны были выброшены на улицу без жилья и средств к существованию. Поселившиеся вокруг монастыря духовные чада, взыскавшие сказочного мира фольклорно- православных легенд и прозрений лишились смысла своего пребывания в Ивановской области. Но наибольшему погрому подвергся главный новатор епархии игумен Евмений (Перистый). Он был отстранен от руководства монастырем, а исполняющим обязанности наместника мыл назначен женатый священник Дмитрий Иванов. Все проекты игумена Евмения были осуждены и закрыты. Наркоманы из реабилитационного центра разъехались по домам. Братия разбежалась. На Епархиальном совете Евмений был обвинен в протестантизме, оккультизме, колдовстве и еретичестве. Создана комиссия по расследованию его деятельности.

Архиепископ Амвросий не стал опротестовывать принятых решений. После этих событий в епархии утвердилось мнение, что вопрос об уходе на покой архиепископа Амвросия решен, что следующим главой епархии станет Никон (Фомин). Принятые решения были расценены как начало «нового курса» будущего главы епархии, предусматривающего решительное искоренение любых отклонений от генеральной линии, удаление всего, что выделяется из общей массы и решительное выстраивание «вертикали власти», утвердившейся в большинстве епархий РПЦ. Архимандрит Никон повторяет в современной постсоветской области путь, проделанный некогда его тезкой – патриархом Никоном (Миновым) в масштабах всей России. Но даже в XVII веке никоновщина потерпела неудачу. Возможен ли ее успех в наши дни?

В Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии начался новый учебный 2017/2018-й год. В этом году на Подготовительное отделение было набрано 18 человек. Успешно сдав вступительные испытания в начале августа, абитуриенты первоначально отправились домой. Приехав в Иваново 30 августа, они заселились в комнаты и познакомились с теми, кто учится в этих стенах уже не первый год. Все поступившие ребята уже умеют читать на церковно-славянском языке, знают азы Литургики.

Первый проректор игумен Вонифатий (Клименко) вместе с проректором по воспитательной работе иереем Максимом Бычковым и его дежурным помощником иеромонахом Ионафаном (Богомазом) на собрании 31 августа поприветствовали поступивших слушателей Подготовительного отделения и рассказали о распорядке жизни в Семинарии.

Наступивший учебный год принес ряд изменений, которые должны улучшить дисциплину и помочь будущим пастырям в их становлении. Игумен Вонифатий обратился к поступившим в САИВПДС с напутственным наставлением. Он отметил, что ребята совершили достойный выбор на своём жизненном пути, поступив в Духовное учебное заведение. Этот выбор сам по себе является вызовом времени, когда грех, казалось бы, не знает границ, а пастырь должен встать на защиту паствы от греха. Поэтому, заметил Первый проректор, обращаясь к ребятам, вы обрекаете себя на борьбу, и сие весьма похвально! Далее отец игумен обратил внимание слушателей на то, что помимо основного и главного – учения – они также должны с усилием над собой формироваться как истинные христиане, взрослеть, побеждать грех в себе самих. И если учёба – главное, то нравственность – это неразлучная спутница учения, чтобы последнее было успешным. В заключение игумен Вонифатий посоветовал ребятам не тянуться к нерадивым студентам, а избегать плохого, устремляясь к доброму, равняясь на прилежных и благих сокурсников и учеников.

Подобное собрание было проведено и для студентов старших курсов. На нем игумен Вонифатий особенно обратил внимание на 5-й курс, которому в этом году сдавать Выпускные экзамены и писать Выпускную квалификационную работу.

День знаний, 1-е сентября отмечают не только в светских, но и в духовных учебных заведениях. Так, и в стенах Семинарии этот день начался с Божественной Литургии, которую возглавил митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, ректор САИВПДС, назначенный этим летом решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Ему сослужили Первый проректор игумен Вонифатий, секретарь Ученого Совета игумен Виталий, проректор по заочному обучению игумен Ювеналий и другие преподаватели Семинарии в священном сане. В конце Литургии, в ходе которой ряд студентов приняли Святое Причастие, Владыкой Ректором с сослужащими был отслужен молебен перед началом учебного года.

Далее с приветственным и напутственным словом к студентам обратился митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, указав на то, что духовное образование даст возможность студентам стать пастырями. А выше пастырского служения на земле ничего нет. Поэтому ребята должны приложить максимум сил, усердия и терпения, которые должны идти рука об руку с духовным становлением студента.

После обеда все студенты приступили к занятиям. Жизнь учащегося Семинарии состоит не только из учебы, но и из послушаний. Ребята ходят в Успенский кафедральный собор на богослужебную практику, выполняют хозяйственные работы в самой Семинарии, трудятся на кухне.

Важную часть занимают богослужения, на которых молятся все учащиеся, вместе поют на клиросе, выполняют послушание в святом Алтаре.

Учащиеся Подготовительного отделения практически сразу окунаются в эту насыщенную жизнь. Для многих из них она не является чем-то новым. Сразу несколько студентов поступило из Детского приюта села Елюнино, школы-интерната при Николо-Шартомском мужском монастыре, Православной средней школы Феодоровской иконы Божией Матери, а трое учащихся приехали к нам аж из Астрахани!

С Божией помощью, молитвами святителя Алексия, небесного Покровителя Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, ребята будут проходить обучение и готовиться к нелегким сессиям.

Пухов Александр, студент 5-го курса Специалитета

9 июля состоялась встреча игумена Воскресенско-Феодоровского монастыря игумена Вонифатия (Клименко) с молодыми мамами в Шуйской ЦРБ. Игумен Вонифатий выступил с докладом на тему «Церковный брак как святое таинство».

«Основной причиной нашей встречи и беседы является празднование государственного общенационального семейного праздника, связанного с именами благоверных князей Петра и Февронии (8 июля); а целью – пожелание каждому человеку: каждой девушке или женщине, каждому доброму юноше и мужчине узнать и воспринять ту духовную православную традицию, к которой принадлежали святые Петр и Феврония и которая явилась основой и фундаментом их семейного счастья, их неразлучности и, в итоге, их богоугодности – Святой Церковью они причислены к лику святых. Их чудотворные мощи почивают в Муроме, а их молитвы помогают нашим молодоженам и тем, кто уже давненько живет в браке, обрести истинную любовь друг к другу в Боге во святом Таинстве Венчания.

Мы говорим о браке как о Святом Таинстве. Что это означает? Что, собственно, такое Таинство?

Таинство – это священное действие, через которое тайным образом действует на человека (или на людей в общем) благодать Святого Духа, спасительная сила Божия.

Зачем нужна благодать? Может ли человек обойтись без нее? Вспомним историю Адама и Евы в Раю. Они согрешили, захотели стать святыми «богами» без Бога, без Отца нашего Небесного. Отступили от Него, отдалились – и Бог их прогнал в мир, где мы живем. Что мы видим в последующей жизни Адама и Евы, наших прародителей? Скорби, печали, болезни, зло: их один сын (Каин) убивает другого – своего брата Авеля. Этого ли хотели Адам и Ева, отдаляясь от Бога? – Конечно же, нет! Но! Все это произошло с ними, и происходит со всем родом человеческим как следствие утраты, потери святой благодати. И создание счастья «своими руками», формирование на земле чего-либо нового, цельного без благодати Божией в принципе невозможно. Тем более это можно отнести к браку как супружескому союзу между мужем и женой.

Как новая в основе своей форма бытия, союз мужа и жены требует освящающей силы Божией для своего крепкого, желательно до конца дней, соединения. Как говорят: на веки!

Друга сторона – таинственность, сакраментальность брака. Это означает, что Сам Бог присутствует, благословляя супружество, Он Сам здесь действует. И если муж и жена продолжают вести себя хорошо в браке, в своей совместной жизни, то Бог всегда будет с ними, благословляя их, сохраняя их и благодетельствуя им. Но для этого нужно соблюсти Божий Закон. Какой? Тот, что изложен в Священном Писании, в Библии, через которую нам, людям, открывается воля Божия – что хочет от нас Бог, чтобы мы же были счастливы?

Господь сказал при сотворении Адама: «Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). И тогда «создал Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего… и будут два одна плоть»(Быт. 2, 22-24). Поступив так, Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, – сказал Он им, — и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24), — так определил Господь Иисус суть этой тайны.

Отсюда, как мы видим из древней истории человечества, вытекает богоучрежденность, святость и таинственность союза брака. Следствием этого является его нерасторжимость: Господь Иисус Христос учил о нерушимости брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), исключая случаи прелюбодеяния – супружеской измены. Сам Господь запрещает разводы, исключая особые, оговоренные случаи, которые, к сожалению, случаются в жизни из-за наших грехов. Но твердо можно сказать, что Бог не хочет разводов, Он против них.

Не без особенной цели Господь дал такое высокое достоинство брачному союзу. Установленное Самим Богом, освященное и утвержденное Церковью в Таинстве венчания, супружество есть основание всей жизни человека – спокойствия, душевного равновесия и счастья его на земле и вечного блаженства на небе.

Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещанием женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (св. митр. Филарет).

Таким образом, для совершения Таинства брака необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку, и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию. Без Божиего благословения не может быть полного благодатного супружеского союза – брака. В то же время воля брачующихся не является тут автономной, так как печать святого Крещения – та же самая святая благодать, которой мы все запечатлены в Крещении – содействует выбору жениха и невесты.

Само Таинства брака с древнейших времен совершается в Церкви: в святом храме и в общине верующих в Бога людей, возглавляемых епископом и священниками. И Церковь всегда усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. Христиане с их более глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его! Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. И о намерении вступить в брак объявлялось всей церкви до заключения гражданского договора. Свт. Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Браки, о которых не объявлялось в церковной общине, приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.

Каждое церковное таинство – это не просто чин или молитва о чем-то. Таинство – это такая встреча с Богом, когда Господь Своей благодатью, Своим действованием реально приходит в нашу жизнь. Союз двух людей, намеревающихся совместно строить свою жизнь, друг друга любить, друг другу помогать, сохранять верность, снисходить, в Венчании обретает, находит и принимает Божественную благодать.

Св. Патриарх Алексий говорил о значимости совершения Венчания над брачующимися: «У Престола Божия молодые люди обещают всю жизнь быть рядом, в беде или болезни нести тяготы друг друга. Как важно в трудные периоды совместной жизни помнить об этих торжественных, счастливых и ответственных минутах соединения с другим человеком и не уставать прощать мелкие обиды, терпеть несовершенство другого, как мы терпим свое несовершенство, и в продолжение жизни открывать и любить в нем образ Божий. Ведь истинная любовь, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует… не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине; все покрывает… всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7)».

И конечно, брак как Таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала – и даже еще до начала – будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку Православная Церковь. Эта каноничность брака в свою очередь является его твердыней, скрепляющей его силой, без которой браки, как это показывает жизнь, распадаются или терпят внутренний крах: нередки охлаждение, ссоры, потеря мира между супругами и т.д. Может быть и так, что с внешней точки зрения брак сохраняет свою внешнюю форму, но в духовном смысле он уже перестал существовать. Такое может быть даже при видимом согласии между супругами: только согласии на что? – общем согласии на беззаконие, грех, бесстыдство и порок.

Венчание совершается над теми христианами, которые соглашаются жить по христианским правилам в браке:

Вести церковный образ жизни: соблюдать воскресные дни, праздничные и посты. В эти дни не иметь супружеского общения;

Рожать и воспитывать детей;

Не делать абортов;


В любви и близости соблюдать пределы благоприличия, не устраивать из брака оргию вседозволенности, — одним словом, строить семью как малую Церковь, по слову святого Иоанна Златоуста».

14 декабря студенты историко-филологического факультета Шуйского филиала ИвГУ и учащиеся МОУ «ООШ №10» посетили Воскресенско-Феодоровский монастырь в с. Сергеево. Поездка была организована в рамках взаимодействия «вуз – школа – церковь» и исполнения культурно-просветительского проекта «Имена эпохи. Уроки столетия».

Воскресенско-Феодоровский монастырь расположен в 10 километрах южнее Шуи в селе Сергеево. Встретил молодых паломников наместник монастыря игумен Вонифатий (Клименко), который провел экскурсию по территории монастыря, рассказал о его интересной и трагической истории, о жизни святых, подвизавшихся здесь в период становления советской власти в годы гонения на Церковь. Ребята узнали, что изначально монастырь был женским и официальной датой его основания принято считать 2 сентября 1889 года. Основала же его благочестивая ярославская помещица А.Н. Шубина по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Первой настоятельницей была игумения Софья (Успенская). В обители под ее духовным руководством насчитывалось около 100 монахинь и велась активная духовно-просветительская жизнь (функционировала школа, иконописная мастерская и др.). К 1917 году в монастыре проживало около 200 насельниц. После октябрьской революции в 1918 году было принято решение о закрытии монастыря, но из-за хозяйственной деятельности насельниц обитель продолжала существовать. А позже, в 1929 году, все монахини были изгнаны. Последняя настоятельница монастыря игумения Арсения (Добронравова), которая в настоящее время прославлена в лике новомучеников, была арестована и скончалась в заключении в 1939 году. С жизнью монастыря связан еще один интересный факт - в 1924–28 годы в Воскресенско-Феодоровском монастыре проживал и служил митрополит Серафим (Чичагов). Батюшка особенно благоговейно и с сердечной болью рассказал о главных святынях монастыря о чудотворной иконе Знамения Божией Матери, реликвиях, связанных с Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским, которые в настоящее время находится вне монастыря. А статус мужского монастыря обитель получила лишь после восстановления в 1998 году.

В конце беседы студенты и школьницы приложились к иконам, батюшка помазал желающих (а таковыми были все) освященным маслом. Многие ребята взяли в храме святую воду.

Далее всех паломников ждала вкусная монастырская трапеза, за которой продолжилась беседа с отцом Вонифатием на духовные темы. На прощание батюшка подарил будущим педагогами книгу О. Гусаковой «Хранители веры», в которой рассказывается о жизни Церкви в XX веке.


Close