Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Cодержание

Введение

3. Субъект и объект познания

5. Истина и заблуждение

Заключение

Список литературы

Введение

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред.

За тысячелетия своего развития знание прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека.

1. Знание и познание. Гносеология

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы.

Познание - вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.

Познание и знание различаются как процесс и результат.

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под его отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы).

Познание имеет определенные функции:

информативно-отражательная функция;

проектно-конструктивная функция;

регулятивная функция.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно- значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществами т.д.). Таким образом, познание - это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание.

Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.

Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания - это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

2. Познание как философская проблема

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств и художественного творчества.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

1. На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

2. На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.

Проблемы, которые изучает теория познания:

природа познания;

возможности и границы познания;

отношение знания и реальности;

соотношение субъекта и объекта познания;

предпосылки познавательного процесса;

условия достоверности знания;

критерии истинности знания;

формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

Как бы сильно ни различались мнения философов относительно возможности происхождения и развития познания, однако все вынуждены признать, что без логического мышления развитие познания невозможно. Даже абсолютное сомнение, не допускающее никакого познания истины, и то пытается, по крайней мере, этот отрицательный результат подкрепить логическими аргументами. Но одного мышления еще недостаточно, чтобы мог возникнуть факт познания, мышление еще должно обладать каким-нибудь содержанием, которое тем или другим образом дается ему.

Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомневается в существовании самого мира.

Агностицизм отрицает принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Представителем агностицизма являлся И. Кант.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии.

Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

3. Субъект и объект познания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. Подлинный субъект познания - это живая личность с ее интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, силой воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все- таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе и к своей деятельности.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.

Он становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Словом, объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан. Таким образом, будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом.

4. Основные понятия и виды познания

Существуют следующие виды познания:

Житейское познание - основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание - предполагает объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного познания заключается:

· в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

· в достоверном обобщении фактов;

· в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное познание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе рамки.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Другой отличительный момент художественного познания - требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству.

Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще, они дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.

Главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному наблюдению. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом.

Рациональное познание (или абстрактное мышление) - опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.

Суждения и умозаключениясуть - формы познания, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.

Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.

Интуитивное познание

Интуитивное познание - это неосознанно полученное непосредственное знание. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей.

Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта. Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Также ей характерна внезапность и неосознанность.

Интуитивное познание делится:

На чувствительное (интуиция - мгновенное чувство);

Рациональное (интеллектуальная интуиция);

Эйдетическое (зрительная интуиция).

5. Истина и заблуждение

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1) Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.

3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.

4) Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

Существует несколько определений истины. Вот определение одно из них: истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. знание гносеология философия

В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Процесс достижения истины, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности.

Заблуждение -- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Оно отражает объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся ото лжи.

Ложь -- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Наряду с этим и заблуждение, и ложь - ошибочные утверждения.

Заключение

Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.

Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну.

Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из них происходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором - их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического - формализация, аксиоматика, системный подход и т.д.

В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете.

Научное познание очень важно не столько для ученого, его осуществляющего, сколько для общества в целом.

Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы.

Таким образом можно сделать следующие выводы: Познание - это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая шк., 2003.

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос; Высшая школа, 2001.

3. Лавриненко В.Н, Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов. -М.: Изд- во Юнити-Дана, 2010.

4. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Норма, 2005.

5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник.- М.: Гардарики, 2005.

6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.

    реферат , добавлен 23.12.2003

    Изучение предмета и задач гносеологии или теории познания - раздела философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности человека. Проблема познания и истины. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм.

    презентация , добавлен 05.12.2014

    Проблема познания в истории философии. Структура познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания. Диалектико-материалистическая концепция истины, ее сущность. Проблема истины в философии. Основные черты неклассической теории познания.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Гнесеологическая проблематика и двойственность истины. Ступени познания. Класификация видов познания. Виды абстракций и виды души. Проблема возможности познания. Проблема общего и единичного. Критика томистского и скотистского пониманий универсалий.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Познание как предмет философского анализа. Структура познания, ключевые теории истины. Научное познание, его уровни и формы. Практика как критерий истины. Понятие метода и методологии научного познания. Основные проблемы современной философии науки.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Специфика философских проблем. Разделы философского знания. Сущность философии В.С. Соловьева. Вопросы гносеологии. Понятия "знание", "познание", "истина" и "заблуждение". Особенности научного познания. Смысл человеческой жизни. Теория познания И. Канта.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2012

    Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Стороны реально существующего познания. Проблемы природы и возможностей познания, отношение знания к реальности. Философские позиции по проблеме познания. Принципы скептицизма и агностицизма. Основные формы познания. Природа познавательного отношения.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

Занимает особое место. Строго говоря, само познание человеком окружающей действительности стало рассматриваться и анализироваться нашими предками еще задолго до того момента, как философия получила свое научное обоснование. Еще в рамках обыденного и мифологического мировоззрений человек пытался понять, как же происходит формирование его представлений и суждений о себе самом и обо всем том, что его окружает. Однако именно в рамках философии проблема познания приобрела истинно научное звучание.

Основные аспекты

Проблема познания в философии, которой, к слову, посвящен целый раздел этой науки (гносеология), имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это определение данного понятия. Как и по поводу многих других явлений и процессов в этой научной дисциплине, среди ученых нет единодушного мнения по поводу того, что следует считать познанием. Чаще всего этим термином обозначают процесс усвоения сведений о человеке, обществе и окружающем мире, конечной целью которого является истина. Во-вторых, проблема познания в философии подразумевает анализ структуры этого процесса. С самых древнейших времен ученые выделяли такие разновидности познавательной активности человека, как чувственное, обыденное, рациональное и научное познание.

Кроме того, некоторые философы, стремясь показать, что данное явление носит более разноплановый характер, выделяют также интуитивное и художественное познание. Следующей важной составляющей проблемы познания в философии является рассмотрение этого процесса как системы, как единого механизма, каждая деталь которого выполняет определенную, свойственную только ей функцию. С этой точки зрения знание представляет собой не просто перечень определенных фактов, полученных опытно-логическим путем, а комплекс взаимосвязанных элементов, выступающих в роли социальной памяти, в рамках которой полученные сведения передаются от поколения к поколению. Наконец, проблема познания в философии немыслима без ее теоретического осмысления. Теория познания - важнейшая составная часть гносеологии, которая включает в себя, с одной стороны, основные концепции, касающиеся различных подходов к этой проблеме, а с другой - критику этих концепций, в которых ученые рассматривают те или иные теории с точки зрения вновь появившихся фактов и открытых законов и закономерностей.

Объекты исследования

Таким образом, проблема познания в философии имеет давнюю и насыщенную историю. Рассматриваемые в рамках данной науки основные аспекты этого процесса постоянно наполняются новым содержанием и обретают новую форму.


Проблема познаваемости мира и человека является одним из ключевых философских вопросов (см. тему 1). Познание – процесс получения более или менее адекватного знания о действительности, имеющего определенное практическое значение. В истории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания:

а) гносеологический оптимизм исходит из принципиальной веры в способность людей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться по пути постижения объективного мира и самопознания;

б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характерны сомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатации неодинакового понимания различными субъектами познания самого источника ощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализма субъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой» ситуации в сфере познания;

в) агностицизм – предельное выражение скептицизма, основанное на преувеличении противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.

Познание выступает взаимодействием его объекта (мира или самого человека) и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследование объекта. Поскольку познание можно трактовать как «потенциал сознания в действии», то структура познавательного процесса симметрична структуре сознания. Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное и рациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (дают фрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходя из многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человека воссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данное познание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта. Последнее возможно на ступени рационального (от лат. ratio – разум) или абстрактного (фиксирующего главное в явлениях – при отвлечении от неглавного) познания, когда «работают» научные понятия (абстракции), суждения (мысли, основанные на понятиях) и умозаключения – как индуктивного (познание движется от частных суждений – посылок к общему выводу), так и дедуктивного (от предпосылочного суждения к частным выводам) плана. Творческая интуиция (догадка, способная перерасти в предположительное знание типа гипотезы) характерна и чувственному, и рациональному в познании. В науке она проявляет себя как внезапное, на первый взгляд, открытие нового. На самом деле интуитивное озарение – это следствие предшествующего ему колоссального труда ученых. Все три элемента структуры познания взаимопроникают, дополняя друг друга. Исторически не правы как сенсуалисты (от лат. sensus – чувство), абсолютизировавшие чувственное познание, так и их оппоненты – рационалисты.

Немалую роль в познании играет практическая деятельность людей. Она включает в свою структуру объекты преобразования, способы решения поставленных задач, цель и конечный результат. В философском понимании практика – это не любая предметно-материальная деятельность, а имеющая общественно-значимый характер. Ее субъект – общественный человек, ориентированный на сознательное преобразование либо «консервирование» каких-то сфер бытия. Практика прежде всего выступает источником познания, поскольку в ее горниле возникают масштабные цели познания. Несомненна роль практики как важной движущей силы процесса познания, направляющей, регулирующей его. Наконец, она самый беспристрастный и потому эффективный критерий истинности познания. Знание, ею подтвержденное, становится безоговорочной истиной. Но практика не может, как волшебная палочка, удостоверить точность любого знания, особенно того, которое опередило ее на данный момент (например, теоретическое практику сегодняшнего дня).

Анализируя роль практики, мы логично выходим на проблему истинности познания, которую вы в определенной степени изучали в доуниверситетский период обучения. Напомним вкратце, что объективная истина - такое верное знание о явлениях, которое по содержанию не зависит ни от данного субъекта (ученого), ни от всего человечества. Но она и субъективна, так как достигается ученым, использующим определенный метод анализа и нередко, особенно в ходе социального познания, реализующим тот или иной политический заказ. Истина конкретна, поскольку является верным знанием о данном объекте, находящемся в конкретных обстоятельствах пространства, времени и т.д.

Истина отличается также и процессуальностью: она, как правило, не достигается одномоментно – в виде законченного, полного, исчерпывающего знания. Напротив, истина постепенно вырастает из относительного, включающего элемент неполноты, неумышленной неточности, трансформируясь под влиянием практики в абсолютное знание. Это обстоятельство отличает последнее от так называемых «вечных» истин типа исторических дат или аксиом математики. Любая истина противоположна лжеистине, представляющей собой умышленную дезинформацию, образец псевдонауки.

Необходимо, в частности, различать следующие подходы к толкованию сути истины:

а) религиозный: истина – в соответствии данного знания основополагающим документам любой церкви (христианской, мусульманской и др.);

б) прагматический: она – в степени соответствия полученных идей интересам, потребностям тех или иных социальных сил, полезности им (имеется в виду полезность, корректирующая с нормами морали);

в) марксистский: истина объективна, поскольку верно отображает действительное состояние объекта;

г) конвенциальный: она – продукт соглашения (конвенций) общих масс людей, полагающих соответствующее знание заслуживающим доверия.

В научных кружках растущим авторитетом пользуется представление о многомерности истины применительно к данному объекту, поскольку последний обладает «сущностями различного порядка» – чем ближе к «основанию» объекта, тем труднее получить точное значение о нем. Кроме того, объекты находятся в непрерывном изменении – развитии, дополнительно осложняющем процесс выработки истинного знания о них.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абстрактная истина; абсолютная истина; агностицизм; конкретная истина; объект познания; объективная истина; оптимизм; познание; практика; рациональное познание; сенсуализм; скептицизм; субъект-познания; чувственное познание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

5.1 Что такое практика?

5.2. Что такое истина?

5.3. Что необходимо рассматривать как лжеистину:

5.4. В чем смысл материалистического сенсуализма?

5.5. Каков наиболее эффективный критерий истины?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Правомерно ли отождествлять сознание и познание?

2. Возможно ли чувственное познание вне связи с рациональным и наоборот?

3. Является ли практика отдельной, самостоятельной ступенью процесса познания?

4. Существует ли абстрактная истина?

5. Любой ли поступок человека – практический с точки зрения философии?

6. Зависит ли истина от человека?

7. Как человек постигает истину: сразу, целиком, полностью, абсолютно или лишь приблизительно, относительно?

8. Возможно ли достижение абсолютной истины в смысле полного, исчерпывающего познания мира?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Важнейшие разделы философии.
  2. Философские направления, течения и школы.
  3. Методы философского мышления.

1. Становясь самостоятельной сферой духовной деятельности, философия еще в античном мире стала формировать свою внутреннюю структуру. Античные мыслители, как правило, говорили о трех главных разделах философского знания. Первым разделом считалась логика, понимаемая в широком смысле – как учение о способах познания и его возможностях. Те, кто осваивал логику, получал возможность заниматься физикой – наукой об устройстве мира, о первоосновах и первопричинах бытия. Завершив изучение физики, можно было приступать к исследованию этики – учения о человеке в обществе, о ценностях и идеалах, о правилах и нормах поведения.

Такое структурирование философского знания сохранялось до XIX столетия. К примеру, Г. Гегель, следуя античной традиции, выделяет в своей системе логику, философию природы и философию духа. Даже современные европейские авторы, к примеру, Р. Каратини в своей монографии «Введение в философию», сохраняют античный принцип структурирования.

Однако, большинство нынешних философов структурирует философское знание иначе, используя более подробное деление, также основанное на предметном принципе. Поскольку философия имеет предельно общий предмет, возникает необходимость его конкретизации, разграничения относительно самостоятельных предметных областей.

Учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройстве мира называется онтология (от греческих слов «онтос» – бытие и «логос» – учение, наука). Онтология и сейчас не потеряла своей значимости, несмотря на развитие естествознания. Онтология – это не физика, поскольку естественнонаучная дисциплина изучает опытным путем материальный мир, а онтология опирается на умозрение, изучает и материальную, и духовную реальность.

Раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины, называется гносеология (от греческого слова «гнозис» – познание). Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии, которое начиналось с формулировки «Что я могу знать?».

Антропология (от греческого «антропос» - человек) – это раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование. Антропологическая традиция уходит вглубь веков, начинаясь со слов Сократа «Познай самого себя». И в современной философии, замечает немецкий мыслитель М. Шелер, главным является вопрос о метафизическом (сверхприродном) положении человека в космосе, иначе говоря, вопрос о том, что такое человек и каков смысл его существования во Вселенной.

Иногда авторы используют понятие социально-философская антропология, чтобы подчеркнуть неразрывное единство человека и общества, в других случаях социальная философия рассматривается как обособленный раздел философской мысли, в котором изучаются устройство, основные закономерности функционирования и направления развития общества.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, ее природа, происхождение и теоретическое обоснование. Термин «этика» придумал Аристотель; он использовал слово «этос», что означает в переводе с греческого «нрав», «обычай», «мода», «устоявшийся порядок». За два с половиной тысячелетия этика не утратила актуальности, поскольку люди так и не научились быть нравственными и отличать добро от зла; заданные поэтом вопросы «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» имеют глубокий этический смысл.

Раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется эстетика. Термин образован от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «прекрасный», «красивый». Раньше эстетикой называли философию искусства; теперь считается, что не только сфера прекрасного может быть предметом эстетических рассуждений. С эстетической точки зрения можно рассматривать любые явления; словосочетания «прекрасный человек», «красивый футбол», «красивая работа» говорят о том, что эстетическая точка зрения является универсальной и может применяться при характеристике любых явлений.

Специфическое понятие «аксиология» используется для обозначения раздела философской мысли, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью. Аксиологические исследования очень информативны и многое говорят о человеке, поскольку для существа мыслящего поведенческий или деятельностный акт – это внешняя реализация внутренних ценностей. Ценностная теория говорит о том, что вся человеческая культура определяется внутренними духовными ценностями, являясь результатом их объективации («опредмечивания»).

История философии – это раздел, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей. Иногда историко-философское знание называют наукой, подчеркивая его строгий, точный характер. История философии – это не просто воспоминания о великих мыслителях прошлого; в отличие от физики, химии и многих других наук, произведения философской мысли никогда не теряют своей актуальности. Современная философская проблематика часто не может быть понята и осмыслена без обращения к истории философии, без анализа корней и истоков воззрений нынешних авторов.

Философия истории является самостоятельным разделом философии, в котором осуществляется теоретическое осмысление исторической жизни, поиск ее законов, направленности и смысла исторического движения. Изначально философия истории существовала в религиозной версии («историософия»); мыслители эпохи Просвещения создали первые светские концепции, положив начало внерелигиозному, исключительно рациональному осмыслению общественных тенденций. Философия истории – это форма самопознания общества, определения сверхвременных идеалов и ценностей, которые реализуются в ходе общественного прогресса.

Разделы философской мысли имеют относительную самостоятельность, поскольку взаимосвязаны обсуждением наиболее важных мировоззренческих проблем, которые рассматриваются в различных аспектах – онтологическом, гносеологическом и др.

2. Философское знание можно структурировать не только по предмету изучения, но и в зависимости от точки зрения, позиции мыслителя в решении того или иного мировоззренческого вопроса. Такое деление стали осуществлять в XVIII столетии, для того, чтобы лучше ориентироваться в многообразии философских воззрений. Существуют различные способы такого структурирования, но общепризнанным является различение направлений, течений и школ.

Философское направление – это подразделение, которое возникает при решении важнейших мировоззренческих вопросов, критикует существующие концепции, дает новый взгляд на мир.

К примеру, онтологические направления материализм, идеализм и дуализм возникли как варианты решения проблемы: «Что является первоосновой мира?». С материалистической точки зрения первоначалом бытия (субстанцией) является материя, которая существовала всегда и всюду, независимо от воспринимающего ее сознания. Все многообразие действительности порождено саморазвитием материи, считают материалисты. Их оппоненты, идеалисты, полагают, что мир порожден активным духовным первоначалом, имеющим творческую природу. Дуалисты, в частности, Аристотель и Декарт, считают, что материальное и духовное первоначала независимы друг от друга и выступают как равноправные в процессе созидания бытия.

Если размышлять над тем, какое количество субстанций имеется в мире, то можно сформулировать две точки зрения. Первая из них называется монизм; ее сторонники считают, что бытие порождено одной первопричиной, будь то материя в марксизме или идея Платона. Сторонники плюрализма полагают, что субстанций великое множество; так думал Демокрит, создатель философского атомизма, а также Г. Лейбниц, автор монадологии – учения о многочисленных монадах-субстанциях.

Можно назвать еще два онтологических направления – детерминизм и индетерминизм. Они возникают при решении проблемы свободы и необходимости в мироустройстве, простая формулировка которой такова: «Существуют ли в мире закономерности?». Сторонники детерминизма полагают, что наш мир имеет закономерный характер, в нем действуют универсальные причинно-следственные связи, которые организуют и упорядочивают мироздание. Такая точка зрения, доведенная до крайности, называется фатализмом. Представители индетерминизма наоборот, отрицают упорядоченность мира, отдают приоритет не закономерностям, а случайностям, думают, что мир хаотичен и в нем царит произвол. Таких людей в жизни часто называют волюнтаристами, поскольку они не хотят считаться с объективными законами, точнее, полагают, что их нет.

В гносеологии фундаментальной проблемой является проблема познаваемости мира: «Может ли человек постичь истину?». Вариантов решения этой проблемы как минимум три. Те, кто уверен в принципиальной познаваемости мира и в безграничных способностях человеческого разума, называются гносеологическими оптимистами. Философы, которые отрицают возможность получения полного и достоверного знания о действительности, объединяются в направление, именуемое агностицизмом. Скептиками называют мыслителей, сомневающихся в истинности имеющихся у человека знаний; их сомнение опирается на невозможность окончательной проверки теоретических положений.

Как правило, философские направления можно поделить на течения. Течение – это подразделение в философии, которое возникает при решении частных философских вопросов, дает новое видение узкой, более или менее специфичной мировоззренческой проблематики. К примеру, материализм как направление можно разделить на два течения, если задать материалистам вопрос: «Способна ли материя к саморазвитию?». Те, кто отрицает самостоятельный характер развития материального мира, считает материю косной, инертной, называются механистическими материалистами. Они придают универсальный статус основному принципу механики: чтобы материальное тело пришло в движение, к нему необходимо приложить внешнюю силу. Их оппоненты являются сторонниками диалектического материализма; они полагают, что материя способна к саморазвитию, которое совершается за счет разрешения внутренних противоречий в материальном мире.

Можно и идеализм поделить на два противоположных течения – объективный и субъективный идеализм. Объективными идеалистами называют философов, которые считают, что духовное первоначало, сотворившее мир, существует вне человеческого сознания, в реальности; примером объективного идеализма являются религиозные представления христиан, мусульман, иудеев, учение Г. Гегеля об Абсолютном духе, которые в процессе саморазвития творит природу и человека. Субъективными идеалистами являются философы, которые рассматривают мир как порождение мыслей, переживаний, ощущений человека, то есть наделяют креативными функциями сознание человека, которое не отражает, а как будто созидает реальность.

Если философы-единомышленники работают в рамках институ-ционализированного объединения, то его принято называть философской школой. Школы имеют конкретно-исторический характер; к примеру, это созданная Платоном Академия или аристотелевский Ликей в Афинах, Милетская школа в Ионии, представители которой искали «архе» – первооснову природного мира, или школа элеатов, изучавших абстрактное бытие.

Подразделение философии, связанное с именем определенного мыслителя, как правило, масштабного, внесшего заметный вклад в развитие философской мысли, называется учением или воззрением. Привычны для нас словосочетания «учение Сократа», «учение Канта», «учение Соловьева», которые обозначают подразделения данного уровня общности.

Множество направлений, течений и школ, существующих в философии, отражают ее идейное богатство и принципиальную плюралистичность философского знания.

3. Методом называют совокупность познавательных приемов и операций, способ теоретического освоения действительности. Выбор тех или иных методов мышления определяется несколькими факторами. Во-первых, спецификой изучаемого предмета; метод исследования должен быть адекватен предмету. Во-вторых, исходными мировоззренческими установками исследователя; познавательные ориентиры и фундаментальные ценности определяют видение действительности, детерминируют способ мысли.

В философии всегда велись поиски наиболее эффективного метода познания, который позволил бы результативно решать сложнейшие мировоззренческие проблемы. В результате этих поисков сформировались два важнейших метода – диалектика и метафизика. Поскольку эти термины очень многозначны, сразу оговоримся, что в данном случае они используются именно для обозначения методов философского мышления.

Диалектика как метод основана на следующих взаимосвязанных принципах:

Признание всеобщих и универсальных взаимосвязей вещей и явлений;

Признание всеобщего характера развития; мир понимается как находящийся в процессе становления, то есть качественного изменения;

Источником, причиной развития считается внутренняя противоречивость вещей, явлений, процессов действительности; единство и борьба противоположностей порождает саморазвитие мира;

Противоречия в мышлении человека рассматриваются как отражение противоречий в объективной действительности; противоречия в мышлении, в свою очередь, являются источником его развития.

Метафизика как метод философского мышления базируется на противоположных принципах:

Взаимосвязи вещей и явлений понимаются как случайные, несущественные; вещи и явления рассматриваются автономными, вне взаимодействий и взаимосвязей;

Признается качественное постоянство вещей и явлений, мир понимается статичным; развитие сводится к количественным изменениям.

Утверждается, что источником развития может быть только внешняя по отношению к объекту причина; в вещах и явлениях нет противоречий, нет единства противоположных тенденций;

Противоречия в мышлении понимаются как показатель его несовершенства, как препятствие в развитии мысли; уже имеющиеся истины абсолютизируются.

Можно сказать, что диалектика как метод мышления является более эффективной, поскольку в большей степени соответствует предмету своего изучения – целостному, взаимосвязанному, развивающемуся, противоречивому миру. Однако, следует прислушаться к авторитетному мнению Ф. Энгельса, который замечал, что метафизическое мышление тоже является вполне состоятельным, но только при решении определенного круга вопросов. К примеру, обыденные жизненные ситуации вполне разрешимы с помощью метафизики; на ранних этапах своего развития научное знание тоже строилось на метафизических принципах, поскольку статичные объекты, рассматриваемые в отдельности, легче поддаются изучению. Диалектика имеет безусловный приоритет при решении сложных теоретических и мировоззренческих вопросов, при анализе развивающихся процессов и явлений, там, где нельзя абстрагироваться от взаимосвязей и взаимодействий.

Внешне близка к диалектике так называемая софистика. Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого. Софизмом называют суждение, построенное на сознательном искажении законов логики, заведомо выгодном автору. С одной стороны, софистика способствует совершенствованию мышления, позволяет выявлять в нем логические противоречия; с другой стороны, через обоснование взаимоисключающих суждений (антиномий) софисты пропагандируют всеобъемлющий релятивизм, превращая софистику в настоящее «двоесловие».

Менее распространенным методом является эклектика, то есть использование механически соединенных познавательных установок, приемов и способов познания, у которых нет единого теоретического основания. Смешение разных точек зрения, различных аспектов рассмотрения проблемы порождает заведомо искаженное отражение мира, не имеющее эвристической значимости.

Методы философствования совершенствуются, изменяясь вместе с трансформацией представлений об окружающем мире, фундаментальными ценностями философского сообщества, изменениями в доминирующей проблематике философии.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10685. Социология как наука: структура и уровни социального знания 63.43 KB
Социология как наука: структура и уровни социального знания Социология как самостоятельная наука появилась в 30е гг. Он предложил создать новую науку которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной как и естественные науки. Современная социология – наука об обществе как целостной социальной системе ее подсистемах и отдельных элементах. Социология изучает закономерности общественного развития поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных...
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
2462. Сознание как предмет философского анализа 15.01 KB
Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.
1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
4683. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14.29 KB
Важнейшей особенностью научного знания является его динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от временных и социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.
12575. Условия и причины зарождения культурологического знания 35.18 KB
Культурология и история культуры.23 Введение В современности постоянно происходит постоянный рост роли культуры так как она является фактором социального развития и соответственно влечет за собой усиление интереса исследователей к проблеме культуры. Наука оставляет понятие культуры в самой широкой открытой категории. Стремясь отобразить суть культуры исследователи предлагают множество определений однако во всех вариациях культура представляется как отличительный признак разделяющий человека и животный мир...
16949. Кондратьевские циклы и цикличность научного знания 7.7 KB
Именно поэтому мы можем ставить вопрос о цикличности знания на примере маркетинга. Предпринимательская и научная мысль Западной цивилизации обнаружила и практически развила инструмент маркетинга в качестве средства повышения эффективности деятельности фирм максимизации прибыли в условиях нарастания конкурентной борьбы постепенно переросла его и нашла иные средства повышения своей эффективности в процессе эволюции. Это и есть по нашему мнению то ядро положительного знания в теории маркетинга которое объективно будет востребовано обществом...

1. Проблема познания мира в истории философии: агностицизм, рационализм, сенсуальлизм, эмпиризм, иррационализм.

2. Идеалистическая и материалистическая гносеология. Достижения диалектико-материалистической гносеологии.

3. Диалектико-материалистический принцип отражения. Субъект и объект познания. Активность и современная проблема субъекта познания.

4. Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

5. Медицинский диагноз как специфическое конкретное проявление диалектики процесса познания. Методологическая культура медика.

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия. Тайна познания всегда волновала ум человека. Как человек познает окружающий мир? Существуют ли границы познавательных способностей человека и каковы они? Все эти вопросы и составляют предмет гносеология.

Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos - учение) – раздел философии (теория познания) в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знаний к реальности. Исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его вероятности, истинности. Иногда этот раздел философии именуют «эпистемология» (от древнегреч. «эпистема» - знание, наука, «логос» - учение), но чаще под эпистемологией понимают исследование только научного знания.

Познание – это специфический вид духовной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире, а также на получение и производство знаний. Таким образом познание – это процесс знания – результат этого процесса. Знание – это информация о мире, которая существует в форме определенной субъективной реальности, идеальный образ действительности. Проблема познания в философии имеет свою историю. Большинство философских школ и течений придерживаются точки зрения принципа, что человек может правильно, достоверно познать мир таким, каким он является. Однако, существует и противоположная точка зрения, которая отрицает возможность познания или ограничивает его. Эта точка зрения (принцип) называется агностицизм (от греч «а» - не, gnosis - знание). Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант. По мнению Д. Юма, нам не дано войти за пределы собственного сознания, поэтому вопрос о познании внешнего мира неправомерен. И. Кант считает, что в процессе познания, мы имеем дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной. Непознаваемую сущность И. Кант обозначил термином «вещь в себе». Современные агностики также считают, что невозможно выйти за пределы собственного сознания. Они доказывают, что существуют принципиально неразрешимые для науки проблемы о первопричине мира, сущности сознания, происхождения человека.

Рационализм – философская система, которая ставит в свою основу разум (от лат. racio - разум). Рационалисты считают, что органы чувств дают только поверхностные и иллюзорные знания, а в сущность вещей может проникнуть только мысль (разум): тем самым абсолютизируют роли мышления в познании. Яркий представитель данного направления Р. Декарт. Он считал, что только разум может достичь достоверности во всех областях знаний, если будет руководствоваться истинным методом. В качестве такого метода, он предложил – рационалистический. Другим представителем рационализации был немецкий философ И. Кант. Он исследовал: чувственность, рассудок и разум; выделил формальную и трансцензистальную логику. Г. Ф. Гегель – разработал диалектическую логику (т.е. логику разума).

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувства, ощущения) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуалисты утверждают, что только ощущения связывают нас с внешним миром и в них формируется основания, а мышление только классифицирует полученную информацию, не додовая ничего нового. Представители данного направления: Дж. Локк, который считал, что «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Ф. Бэкон, ДЖ Локк, Т. Гоббс. Ф. Бэкон различает 3 основные пути сознания:

1. «Путь паука» - получение истины из сознания.

2. «Путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без обобщения.

3. «Путь пчелы» - объединения обоих путей, способностей – опыта и рассудка, т. е. чувственного и рационального.

Приоритетом Ф. Бэкон считал опытное познание. А эмпирическим методом сформулировал – индукцию. Ф. Бэкон исследовал также глобальные ошибки познания. Известно изучение Ф. Бэкона «знание - сила».

Иррационализм – направление в теории познания, согласно которому основа познания – что-либо неразумное: интуиция, чувства, (от лат. irrationalis - неразумный). Представители: Л. Шестов, М. Бердяев, М. Лосский.

3) Диалектико-материалистическая гносеология берет начало у К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть ее в том, что она понимает познание как определенную форму духовного производства, как процесс отражения действительности. Процесс познания по К. Марсу и Ф. Энгельсу обусловлен социокультурными факторами и осуществляется человеком как общественным существом. С диалектико-материстических позиций, познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Субъект познания – общественный человек – деятельный, активный, творческий, который включен в систему общественных отношений. Познание как процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Материалистическая теория связана с пониманием познания как отражения действительности. Если принимать точку зрения материалистов о существовании материального мира за нашим сознанием и независимо от него, и если рассматривать сознание как идеальное отражение материального, то остается признать, что наши ощущения, восприятия, представления являются образами этого материального, т. е. наши знания, которые содержатся в ощущениях, восприятиях, представлениях, отражают материальный мир. Философы – материалисты древности, осмысливая сущность познания человеком мира, выдвинули гипотезу отражения. Ее суть заключается в следующем: предметы, которые объективно существуют, действуют на органы чувств человека и в результате, в его сознании возникают их образы, которые и есть знания о предметах.

Английский материалист Дж. Локк (XVII в.) рассматривал процесс образования знаний. Он считал, что все знания, идеи, исходят из чувственного опыта. При рождении человека его сознание – это чистая доска «tabula rasa», на которой ничего не написано, а по мере роста личного опыта, она заполняется – образами, которые отражают окружающий мир. Такой же точки зрения придерживались французские материалисты XVIII ст. подобные представления о познании, как отражении внешнего мира – целиком правильные, но ограниченные, т.к. не видели того, что познание – это процесс, в котором знание развивается, углубляется, усовершенствуется. Кроме того, теория отражения отводит человеку пассивную роль в познании. Она характерна для метафизического материализма, и недооценивала роль практики в процессе познания. Ведь человек не просто наблюдает мир, а целенаправленно его познает, ставит задачи по его практическому преобразованию. Поэтому отражение мира это не пассивный, а творческий процесс, в котором, человек берет из внешнего то, что отвечает его цели.

Диалектико-материалистическое осмысление принципа отражения ведет к пониманию того, что познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Философы по разному понимают эти понятия.

Объективный идеализм за субъект познания принимает мировой абсолютный дух, который творит мир и познает его. Субъективный идеализм – сознание человека. Материалисты-метафизики под субъектом познания понимали реального человека, как природное существо, наделенное сознанием. А социальную сущность человека – не учитывалась, что ограничивало активность субъекта в познании.

Диалектический материализм под субъектом познания понимает общественного человека – деятельного, активного, творческого. Процесс отражения происходит как диалектическое взаимодействие субъекта и объекта, в котором ведущую роль играет субъект, активно преобразующий мир. Таким образом, процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Структуру процесса познания составляют: объект, субъект познания, знания и условия познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познаёт. В роли субъекта познания могут выступать: человек, социальная группа, человечество.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В роли объекта познания могут выступать: мир, человек, общество, мышление, конкретно вещи, явления, процессы. В целом – объект это часть какой-либо реальности (объективной или субъективной).

Знание – это информация о мире, которая существует в форме определённой субъективной реальности, идеальный образ действительности.

Возможности человеческого познания.

Основные гносеологические позиции:

1. Гносеологический оптимизм – утверждает, что человеческое познание не знает границ и способно продуцировать надежные, основательные и достоверные знания.

2. Агностицизм – отрицает принципиальную возможность для человека иметь оправданные достоверные знания.

3. Скептицизм – высказывает сомнение, как в позитивных возможностях познания, так и в его полной несостоятельности.

Современная гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет 3 основных аспекта; т.о. познание это:

1. Процесс производства знаний, создания образов, моделей теорий реальности (это информативный аспект познания )

2. Стремление овладеть реальностью, проникнуть в её скрытые глубины (это волевой аспект познания )

3. Стремление достичь самого важного, позитивного для человека состояния совершенства (это смысловой аспект познания )

Следовательно, можно констатировать, что познание нельзя рассматривать однобоко, лишь с одной стороны. В реальности познание – это органический элемент человеческой жизнедеятельности, которое развивается от незнания к знанию от неполного знания к полному и надежному, ясному.

В общественном и индивидуальном развитии познания выделяют 2 основные стадии:

1. Стихийная, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной;

2. Активная, действенная, которая является осознанной, сознательно организованной и направлена на специальное продуцирование знаний.

Виды познания:

1. Обыденно-практическое познание – опирается на повседневный жизненный опыт человека; оно является разнообразным по проявлением, но не расчлененным ни по содержанию ни по формам существования: тут эмоции переплетены со знанием, желанием, рациональное с иррациональным. Подобное познание характеризуется: узостью, здравым смыслом, многозначностью языка и др. Это больше знание как готовить, мастерить, использовать и т. д.

2. Художественное познание – очерчивает реальность через переживания и передает человеческое отношение к действительности. По содержанию оно условное, т.е. дает свободу проявлениям воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому, художественное познание иногда опережает ход событий, очерчивает их более многогранно, красочно и жизненно нежели наука.

3. Научное познание – является специализированным и специально организованным, культивируется через осознание роли, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной ступени достоверности знания.

4. Религиозно-мистическое познание источники его остаются для нас недостижимыми ни для контроля, ни для осознанного использования, но тем не менее значимость данного вида познания для человечества весьма велика.

5. Экстрасенсорное познание –интерес к нему возник в конце XXст., но оно также остается для нас во многом непонятным, и его природа для науки пока еще непонятна.

Следовательно, можно заключить, что познание представляет собой многогранный и сложный процесс, в котором проявляются как духовные способности человека, так и важнейшие жизненные интересы.

IV Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

Диалектический характер познания проявляется в том, что это чрезвычайно сложный, развивающийся, противоречивый процесс, который находится в движении. Это бесконечное движение от незнания к знанию, от неясности и неполного знания к глубокому и ясному знанию. Это процесс бесконечного приближения к объекту, в котором объект никогда не исчерпывается полностью, до конца, т.к. реальность бесконечно разнообразна.

Исторически, в философии, по традиции выделяют два основные источника знаний – это чувства и мышление. Диалектический характер познания проявляется в тесной взаимосвязи чувственного и рационального познания. Указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом, а разум функционирует на основе той информации, которую поставляют ему органы чувств. И поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно говорить о них как о ступенях или (уровнях) познания. Каждая из этих ступеней (уровней) имеет свою специфику и существует в своих формах. Процесс познания разворачивается как движение от чувственного познания (живого созерцания) к абстрактному мышлению (рациональное познание) и от него к прак

Уровни и формы познания

Соотношение мышления и чувств рассматривают в гносеологии в учении о уровнях и формах познания. Первым, исходным уровнем познания является чувственное познание (живое созерцание). Оно предшествует абстрактному мышлению. Данное познание начинается с живого созерцания предметов и явлений окружающего мира. С помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса; человек воспринимает предметы и их свойства: форму, размеры, цвет, твердость, температуру, химические свойства и др. Органы чувств – это единые «каналы» которые открыты для информации об окружающем мире, которая поступает в сознание. Чувственное познание часто называют «перцептивным опытом». Чувственный уровень познания ещё не творит знание (поэтому, например, увидеть предмет или вещь – ещё не значит, её познать или понять). Органы чувств строго специализированы.

Чувственное познание осуществляется в формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это отражение в сознании человека определённых сторон, качеств, отдельных свойств вещей, которые непосредственно действуют на органы чувств. Ощущения делятся на: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Как правило, ощущение – это простейшая форма познания, но именно ощущения играют важную роль, поскольку именно в них содержатся все исходные данных о познаваемых явлениях и предметах, поэтому ощущения являются основой для более сложных форм познания. Ощущения могут возникнуть только тогда, когда на органы чувств действуют объективно существующие предметы и явления. Вся психическая деятельность обусловлена внешним миром и имеет условно-рефлекторный характер. Без внешнего действия на нервную систему невозможен условный рефлекс, а, следовательно, невозможно и ощущение.

Более сложной формой чувственного познания является восприятие.

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех его сторон, синтез отдельных ощущений. Действительность в нём отображается полнее, разносторонне. Как целостный образ предмета, восприятие отражает не только его отдельные стороны и свойства а и связи между ними. Ещё более высокой формой чувственного познания, является представление.

Представление – это обобщённый чувственно – наглядный образ предмета, который возникает в отсутствии непосредственного его действия на органы чувств, на основе предыдущих ощущений и восприятия. Часто в представлении воссоздаются образы предметов, которые ранее непосредственно воспринимались. Это могут быть образы памяти (например, Купола Святой Софии) или образы воображения (представления), т.е. образы таких предметов и явлений, которые никогда ранее не воспринимались (например, герои литературных произведений).

Если сравнить представление и восприятие, то в представлении нет непосредственной связи с реальным объектом. Представление – это аморфный, нечеткий образ предмета, но в нём присутствует элементарное обобщение с выделением определённых общих признаков и отбрасыванием несущественных, оно содержит элемент абстрагирования. Абстрагирование и обобщение, которые содержит в себе представление , ограничено рамками наглядности – это всегда чувственный образ. Представления имеют огромное значение в процессе познания, так как в них обобщается и концентрируется прошлый чувственный опыт, как отдельных людей, так и всего человечества. В форме представлений аккумулируются и закрепляются знания, накопленные в процессе живого созерцания. На эти знания опирается человек в процессе мышления. Поэтому представление теснее чем ощущение и восприятие, связано с абстрактным мышлением и выступает как связующее звено между ним и чувственным познанием.

Гносеологический анализ знаний, которые содержат в себе ощущения, восприятия и представления, приводит к выводу, что с помощью живого созерцания человек получает правильные знания об окружающем мире. Агностики отрицают такую возможность и считают, что ощущения и восприятия имеют субъективный характер и необъективно отражает предметы, поэтому не могут дать достоверных знаний. В этом есть доля истины. Действительно ощущения имеют свои границы, т.е. далеко не все мы можем видеть, ощущать. Ощущения изменчивы, нестойки, относительны, поэтому не дают надежного критерия для разграничения существенного и несущественного. Можно привести массу примеров, когда ощущения ошибаются. Но органам чувств помогает мышление, которое находит ошибки и вносит коррективы в их показания.

Внутренняя природа явлений, их суть, законы развития, причинные связи остаются недоступными для чувственного познания. Поэтому процесс познания не исчерпывается чувственным уровнем и не останавливается на нём. Он идет далее: от живого созерцания к абстрактному мышлению, которое является вторым уровнем сознания.

Рациональное познание (абстрактное мышление) наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – активный процесс обобщения и опосредованного отражения действительности, который обеспечивает раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей этой действительности и выражения их в системах понятий.

Основными формами абстрактного мышления (рационального познания) являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, обычно класса предметов (но иногда и отдельных уникальных предметов). Самые общие понятия (самые абстрактные – широкие по объему) – это философские понятия, категории. Например: «сущность», «бытие», «явление», «сознание» и т.д. Понятие имеет нечто общее с представлением, которое также отражает общие признак вещей. Но это совсем разные формы отражения. В представлении обобщаются первые признаки (единичные и общие, существенные и несущественные). В то время как понятие отражает только лишь коренные, сущностные, общие признаки и в нем отсутствует наглядность. Понятие существует в форме слова. В понятиях обобщаются и закрепляются все приобретенные человечеством знания, весь опыт. Каждая наука – это определенная система понятий. В медицине такую систему образуют следующие понятия: здоровье, заболевание, норма патология, этиология, патогенез и т.д. Понятия, сформировавшись на определенном этапе развития познания, не остаются неизменными. Они постоянно развиваются, их смысл расширяется, углубляется, на основе обобщения новых знаний, нового опыта.

Формой движения и развития понятий является суждение.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается через связь понятий. Например: человек – это сознательное существо. Каждая мысль утвердительная или отрицательная – это суждение. Суждение выступает в грамматической форме предложения. Суждения отражают любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. Значение суждений в процессе познания состоит в том, что в форме суждений отражается многообразие связей и отношений предметов и процессов материального мира.

Мыслить о чем-либо – означает создавать суждение. В форме суждений осуществляется движение, углубление, развитие наших знаний.

Формой получения новых знаний путём сопоставления суждений является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления в которой, на основе сопоставления нескольких суждений, которые содержат определённые знания, образуется новое суждение с новыми знаниями. Особенностью умозаключения является получение опосредованного, выведенного знания, которое не дает чувственное познание. Так, невозможно путем непосредственного наблюдения установить природу заболевания. Это можно сделать только лишь на основе изучения симптомов, анамнеза, данных лабораторного исследования, которые формулируются в суждениях и на основе дальнейшего сопоставления этих суждений, т.е. на основе умозаключения. Умозаключение – средство познания внутренней сущности, необходимости явлений материального мира, законов их функционирования и развития.

В процессе мышления все его формы неразрывно связаны, взаимодействуют, переходят одна в другую. Без понятий невозможны – суждения, без суждений – умозаключения. Чтобы отобразить явление как единство многообразного, следует связать множество понятий, суждений, умозаключений в единую систему знаний. Следовательно, через взаимосвязанное движение понятий, суждений, умозаключений мышление отражает действительность.

Если сравнивать чувственное и рациональное познание, то можно сделать вывод об их качественном различии. Абстрактное мышление познает внутреннюю, сущностную сторону действительности. Чувственное познание – отражает внешнюю сторону явлений. Абстрактное мышление отражает общее в познавательных объектах, а чувственное наблюдение – одиночное. Чувственное познание дает непосредственное отражение действительности, а абстрактное мышление – опосредованно отражает её. И наконец, чувственное познание в отличие от абстрактного мышления – образно, наглядно.

Особой формой познания является интуиция , которая играет важную роль в развитии науки. Как правомерное средство познания, интуиция была рассмотрена у А.Бергсона, который считал её философским методом познания и противопоставлял интеллекту. Очень часто её ошибочно рассматривают как противоположность логике, мышлению.

В своё время Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Гегель целиком справедливо заметили, что интуиция – это не противоположность интеллекта, а его проявление, один из его элементов. Основа интуиции – знания и опыт. Интуицию можно рассматривать как способность постижения разумом истины, путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательства.

Рассмотренные выше уровни познания являются необходимыми, но недостаточными для познания в целом, каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки. Объединить их помогает синтезирующий уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают реальный вид.

Основные формы синтезирующего уровня познания:

Опыт – личностное сознательное проявление условий и обстоятельств как совпадения и несовпадения разумного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;

Эксперимент – исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях.

Практика – сознательно фиксируемый опыт применения теорий, учений, концепций в реальной жизни.

Таким образом, процесс познания развивается от чувственного до рационального и их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям. Т.е. процесс познания развивается по спирали, эволюционирует, наращивается.

Рассмотренные выше уровни познания свидетельствуют о ведущей роли умственной активности человека в создании знаний и сознательной организации познавательных действий.


Похожая информация.



Close