А с определенного времени и у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации , в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

  • Ордены регулярных каноников
  • Ордены регулярных клириков

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане - Чин святого Василия Великого, и т. п.).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монашеский орден" в других словарях:

    Религиозная организация в католицизме. Главное отличие ордена от других религиозных организаций наличие особого устава, утвержденного папой римским. Монашеские ордена бывают как мужские, так и женские. Они могут называться орденами, братствами,… … Религиозные термины

    У этого термина существуют и другие значения, см. Капуцины. Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. … Википедия

    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    Доминиканцы (позднелат. dominicani или fratres praedicatores ‒ братья проповедники), католический «нищенствующий» монашеский орден; основан в 1215 испанским монахом Домиником (активным участником подавления движения альбигойцев) для борьбы с… … Большая советская энциклопедия

    - (от соб. им.). Имел до 2 тыс. монастырей в разных странах. Ныне представляет собою воспитательно благотворительные учреждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Ordo sanctae Clarae) наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом св. Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi (1193 1253), родом из Ассизи. Она покинула отцовский дом, чтобы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Доминиканцы (монашеский орден) - ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Орден Пресвятой Девы Марии Испанской … Википедия

    Орден иезуитов - Общество Иисуса (Societas Iesu), или Орден иезуитов это монашеский орден Римско католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491 1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году. В орден принимались люди здоровые, с хорошими… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Идущий , Игорь Колосов. За мальчиком Дини, лечащим любые недуги, охотятся воины Правителя и могущественный монашеский Орден Талхов. Лишь Совет Ордена – его верхушка – знает о Пророчествеи о том, что до Великой…

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

В монашеских орденах, возникших в раннесредневековой Франции, сильно развилось аскетическое направление. Увлечение крестовыми походами имело своей родиной Францию и укоренилось там глубже, чем в других странах. Другим проявлением того же энтузиазма были новые монашеские ордена, возникшие у французов взамен клюнийской конгрегации , аскетизм которой охладел. Их уставы были суровее клюнийского, превосходившего своей суровостью бенедиктинский устав. Число монастырей во Франции росло; многие из них были основываемы людьми, которые считали недостаточным требовать строгого исполнения суровых клюнийских правил, хотели умерщвлять плоть более тяжкими истязаниями, подобно отшельникам камальдольского и валомброзского монастырей, построенных в Апеннинских горах.

Орден картезианцев

Бруно, уроженец Кёльна, бывший начальником реймсской кафедральной школы, удалился из Реймса, по негодованию на порочную жизнь архиепископа; по совету епископа гренобльского он основал монастырь близ Гренобля в диком ущелье между высоких гор. Ущелье это называлось Шартрёзой (по-латыни – Cartusia); название ущелья сделалось названием монастыря. Монастыри, принимавшие устав, данный Бруно шартрёзскому аббатству, стали называться шартрёзскими или, в латинской форме слова, картезианскими (картузианскими). Орден картезианцев и Шартрёз были основан в 1084 году. У Бруно было тогда тринадцать товарищей отшельничества. Через шесть лет после того, он поехал в Рим по вызову Урбана II , бывшего его учеником, но оставаться среди мирского шума было ему тяжело. Он отказался от предложенного ему сана епископа Реджо, удалился в пустынную местность Калабрийских гор, близ Сквиллаче, основал там монастырь с уставом ордена картезианцев, там и умер (в 1101 году).

Шартрезский монастырь - место основания ордена картезианцев

Через тридцать три года после его смерти введенные им в Шартрёзе правила были записаны и пополнены. По уставу картезианского ордена, монахи жили не в одиноких отшельнических хижинах, а в монастыре, но соблюдали правила отшельничества. Картезианский монах проводил время в молчаливом одиночестве своей кельи; пища картезианцев была скудная, пить вино было им совершенно запрещено. Члены этого средневекового монашеского ордена носили под рубашкой власяницу; молитвы у них были очень продолжительны; они были обязаны заниматься физическим трудом. Но занимались они и учеными трудами; при их монастырях были библиотеки.

Граммонский орден

Таков же был характер граммонского ордена, основателем которого был Стефан Тигорнский, построивший себе и своим последователям монастырь в пустынной местности близ Лиможа (в 1073 году). Роберт Арбриссель в 1096 году построил в пустынной Фонтевроской долине близ Крана (Craon) аббатство, при котором находился женский монастырь, предназначенный для грешниц, обратившихся к покаянию.

Орден цистерцианцев

Гораздо большее значение приобрел в раннем средневековье цистерцианский орден. Основателем его был Роберт, уроженец Шампани, бенедиктинский монах. Возмущенный роскошью, с какой жили разбогатевшие бенедиктинцы, он в 1098 году с несколькими последователями построил монастырь близ Дижона, среди густого леса, в долине, называвшейся Сито. От латинской формы этого названия, Cistercium, произошло название ордена, принявшего устав основанного Робертом монастыря, правила устава были по смерти Роберта изложены в «Грамоте христианской любви», Charta charitatis; в 1215 году папа принял цистерцианцев под свое особенное покровительство.

Цистерцианские монахи. Фреска XVIII века

Устав этого ордена был переделкой клюнийского в духе более сурового аскетизма. Черную мантию бенедиктинцев цистерцианцы заменили в своем ордене белой. Своей суровой жизнью в добровольной бедности они приобрели такое уважение народа, что скоро стали повсюду возникать монастыри их ордена. Он сделался влиятельнее клюнийской конгрегации; его могущество в особенности возвысил Бернард, аббат Клервоского (клараваллийского, Clairvaux, clara valus) монастыря. считался святым, имел сильное влияние на ход исторических событий. Он стал главным вдохновителем Второго крестового похода .

Бернард Клервоский, самый знаменитый член ордена цистерцианцев. Картина Г. А. Вассхубера, 1700

Клюнийцы не могли быть соперниками цистерцианцев, имевших такого знаменитого аскета, они в это время уж вели роскошную, порочную жизнь. Понций (Понс), бывший аббатом клюнийским с 1109 года, развратничал и буйствовал, как рыцари, занимавшиеся грабежом проезжих купцов.

Орден премонстрантов

Суровостью аскетизма и могуществом соперничал с цистерцианским орденом премонстрантский; первый монастырь этого ордена был основан в лесистой долине Куси близ Лана (Laon). Между лесами там был луг, получивший при основании монастыря название Pré Montré, «Луга указанного» (Богом); этим именем стал называться и монастырь. Основателем ордена премонстрантов был Норберт, уроженец Лотарингии, человек знатного происхождения, родственник императоров, каноник при кёльнском кафедральном соборе и капелле Генриха V , имевший богатые доходы от этих должностей и верную перспективу достичь очень высокого церковного сана. Обращенный чудесным видением к заботе о своем душевном спасении, он отрекся от богатств и почестей, подверг себя (1118) добровольной нищете и пошел проповедовать людям покаяние. Духовенство пренебрегло его увещаниями; он обратился со своею проповедью к простолюдинам; они стали считать его святым. Когда Норберт пошел (1120) основать монастырь на указанном ему Богом лугу, с ним пошли туда только семь монахов. Через тридцать лет было во Франции и в Германии почти сто аббатств, монахи которых носили белую одежду премонстранского ордена. Аббаты их ежегодно собирались для решения дел ордена в монастырь Pré Montré. Норберт был сделан архиепископом магдебургским и старался распространять правила монашеского аскетизма в Северной Германии. Это повело к смутам в духовенстве и народе. Однажды народ хотел убить Норберта, и он едва спасся. Но когда он умер (6 июня 1134 года) благочестивые магдебургцы не отдали его тела монахам аббатства Pré Montré.

Орден кармелитов

Около 1156 года возник в Палестине ещё один средневековый монашеский орден, подобный картезианскому. Паломник Бартольдо, уроженец Калабрии, поселился с несколькими другими паломниками в пещере горы Кармила (Кармеля); по имени горы эти отшельники назвали себя кармелитами. На горе Кармиле жил пророк Илия; потому легенда приписала основание Кармелитского ордена самому Илии.

а) монашеские ордена

На Западе еще в X в. в противодействие нравственной рас­пущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенэдиктом Нурсийским . Явилась так называемая Клюнийская конгрегация , которая и восстановила устав Бенедикта. Но и Клюнийская конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жиз­ни идеалы жизни истинно христианской продолжаются и те­перь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мир­скую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV вв., наиболее замечательны следующие:

Орден Систерсийский , или Бернардинский . Он основан был в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских мона­стырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответ­ствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколь­кими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден Систерсийский . Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктин­ского устава. Это - полное удаление от мира, отречение от вся­кой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099-1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел не много членов. Орден Систерсийский начал увели­чиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знамени­тый Бернард Клервоский (прозванный так от принадлежащей ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к это­му почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) Систерсийский орден, принявший теперь в честь Бернарда на­звание Бернардинского, распространился уже по всей Европе - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Данин и проч. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.


Орден кармелитов . Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолъдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточ­ных подвижников. В начале XIII в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т. е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на Востоке, переселились на Запад. Так как здесь подвижниче­ство прививалось туго, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из ни­щенских орденов - Францисканского. Впоследствии, именно в XVI в., орден кармелитов прославился особенно в своей жен­ской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.

Орден Францисканский . Основателем его был Франциск (род. в 1182 г.), сын купца в городе Ассизи. Это был человек снежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова Еван­гелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствую­щим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре во­круг него собралось несколько учеников, с которыми он и обра­стал орден меньших братьев , или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были совершенная (апостольская) нищета, цело­мудрие, смирение и послушание, а главным занятием - пропо­ведь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать Церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему «его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден Цой папы Гонория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем обрадовалась и женская половина ордена. Девица Клара, из Ассизи, в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Он основан был - в одно время с Францисканским - одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. в 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в Римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь I большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Го­норий, в тех же видах утверждения католической веры, предо­ставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доми­ника во время его утверждения назван был орденом братьев- проповедников, впоследствии же в честь основателя он стал на­зываться Доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ор­дена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще, орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал как орден ученый в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и Францисканский, распространился по всей Западной Европе.

Ни один монашеский орден, за исключением впоследствии ордена иезуитов, не приобрел в Римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена - Францискан­ский и Доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их дея­тельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных де­лах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещаема им папами. Ордена же Францисканский и Доминиканский, напротив, предназначе­ны были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах Церкви, и палы не только не препятствова­ли этому, но еще облегчили им выполнение такого предназна­чения, предоставив членам того и другого ордена широкое пра­во повсеместной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского пре­стола. Благодаря такому положению в Церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и фило­софами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда так назы­ваемая инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками и вообще противниками веры и Цер­кви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в Церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения - содействовать спасе­нию человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влия­ние они стали употреблять исключительно на распространение »утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета - при этом был забыт, и их строгая дис­циплина сменилась, особенно в XV в., распущенностью.

Из остальных монашеских орденов Римской церкви XI- XV вв. следует упомянуть разве об ордене Августинском , появив­шемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенско­го ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер .

2004 г.

Введение

1. Понятие монашеского ордена

2.2. Орден ливонский

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

2.8. Орден меченосцев

Заключение

Список литературы

Введение

Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом (ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты (vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ - монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae - требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis ) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales ) - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales , члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares ) и ordines clericorum (clerici regulares ) - «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium , или regulares mendicantes - «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares , или regulares militares - «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Рыцари справедливости

Рыцари повиновения

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Заключение

Роль монахов в развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более того - это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно, что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью» это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим сокровища духа, которыми владели».

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. - М.: Рипол Классик, 2003.

3. Ваплер А., "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г.

4. Ковальский И.А., "Международные католические организации", М.,1962 г.

6. Мчедлов М., "Католицизм", Москва, 1974 г.


Close