Развитие философии в древнем риме. Философская мысль в древнем риме. Смотреть что такое "римская философия" в других словарях
Философия Древнего Рима (с III в. до н.э.) развивалась под сильным влиянием греческой культуры. Она была представлена в основном тремя течениями: стоицизм, эпикурейство и скептицизм. Ведущую роль среди них играла стоическая философия (Сенека Эпиктет и Марк Аврелий).
Сенека («дядя христианства») был наиболее заметной фигурой в римском стоицизме . Он проводил мысль о том, что все в этом мире находится во власти жесткой необходимости и предопределенности. Бог как верховная сила («деятельный разум») придает миру целостность, порядок и целесообразность. Бог - это то, от чего все зависит и исходит. Бог - это природа, разум, причина и судьба. Мир буквально скован железными цепями необходимости, или судьбы. Следовательно, свобода человека может состоять только лишь в осознании этой необходимости и добровольном подчинении ей. Но поскольку мир разумен, то и свобода должна состоять в подчинении только разумной необходимости. Во всех иных случаях свобода непременно будет означать рабство. Повиновение судьбе - это удел всякого человека, если он не желает впасть в рабство. Жить счастливо означает для Сенеки жить в согласии с окружающим миром, покорно подчинившись ему.
Существование человека всегда кратко, мимолетно, поэтому не следует, по убеждению философа, стремиться к сомнительным целям: накоплению богатства и обретению власти в обществе. Куда более важно совершенствовать свою душу, преодолевать страх перед грядущей смертью и обретать спокойствие. Лучше всего искать укрытия в «тихой заводи», нежели подставлять себя под «удары волн» в бурном и всегда неспокойном океане жизни. Сенека полагал, что отношения в обществе должны быть пронизаны нравственными ценностями. Общество - это единое целое, и оно должно поддерживаться любовью, состраданием и заботой людей друг к " другу. Как и в мире в целом, в обществе невозможно изменить порядок вещей, поэтому все должны относиться друг к другу как товарищи по вынужденному рабству. Исходя из этого обстоятельства, Сенека сформулировал «золотое правило» морали: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше тебя». Все люди в действительности являются рабами судьбы. Вместе с тем они и одинаково свободны, поскольку им дано распоряжаться своей душой и своими мыслями. В этом смысле для человека и тюрьма не преграда, наивно полагал Сенека. Свобода духа - вот что влечет человека к подлинно великому и вечному. "
Эпиктет (бывший раб) подчеркивал, что основная задача всякой философии состоит в том, чтобы помочь человеку правильно устроить свою жизнь. Окружающий мир изменить практически невозможно, и поэтому остается лишь позаботиться о взаимоотношениях людей друг с другом. Следует подчиниться порядку вещей в мире и сосредоточиться на состояниях своей души. По убеждению Эпикте-та, важно прежде всего почитать богов и верить в них, не вмешиваться в текущие события, а подчиняться им. Мир сотворен Богом и поэтому разумен, вот почему каждому отдельному человеку остается лишь существовать ради целого и подчиняться ему.
Марк Аврелий (римский император), как и все стоики, полагал, что свобода человека ограничена лишь пространством его мысли. Это и есть то единственное, что находится в его власти. Основной задачей всех действий человека должно быть подчинение космическому порядку вещей. Человек является всего лишь частицей бесконечного мирового потока. Вся его жизнь - это краткий миг, борьба и странствие по чужбине. Жизнь - это дым, и лишь философия в состоянии дать человеку утешение и спокойствие. Если властвует судьба, то зачем же противиться ей? Человек смертен, его жизнь совершенно несопоставима с бесконечным и стремительным потоком времени. И самая долгая, и самая краткая жизнь одинаково уязвимы перед этим всепожирающим и безжалостным потоком. Остается лишь один выбор: жить настоящим, поскольку прошлое прожито, а грядущее неведомо.
Эпикурейство было представлено в Древнем Риме в основном "творчеством философа-поэта Тита Лукреция Кара (поэма «О природе вещей»). Лукреций был последовательным сторонником учения Демокрита и Эпикура, отстаивая их атомистическую теорию. В своей поэме он писал о богах, о душе и ее свойствах, о физиологии человека и познании им мира. Материя для Лукреция - это мир движущихся атомов. Она никем несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Атомы как некие «кирпичики» мира имеют разную величину и форму, чем и объясняется многообразие мира. Душа человека тоже материальна" будучи создана из воздуха и тепла. Дух, по Лукрецию, весьма тонок и имеет наибольшую скорость.
Изучая общественную жизнь, Лукреций фиксировал наличие в ней прогресса. Так, он отмечал, что в первобытном состоянии люди были по сути дела в диком состоянии и еще не имели ни огня, ни жилища. Со временем первобытное стадо обрело признаки общества. В нем постепенно сформировались такие важные институты, как мораль и право. Однако зависимость человека от природных и социальных сил все же осталась, что и порождает религиозную веру. Невежество и страх породили богов, подчеркивал римский философ. Чтобы сделать людей счастливыми, их надо избавить от чувства страха перед богами, и им в этом деле смогут помочь различные науки (в том числе и философия).
Философия Лукреция, как и все эпикурейство, ориентировалась на объяснение мира с позиций здравого смысла и естествознания. Учение этого древнего просветителя несло людям знание и уверенность в себе, помогало им преодолевать предрассудки и заблуждения.
Римский скептицизм был представлен несколькими известными мыслителями. Самым заметным среди них был Секст Эмпирик, врач по профессии. Он внес большой вклад в изучение истории скептицизма и его систематизацию (работы «Против ученых», «Пирроновы основоположения»). Как и в Греции, римский скептицизм выражал кризис общества и нес в себе в основном заряд критики знания.
В Древнем Риме имел место и эклектицизм, объединявший собой разнородные учения и школы. Среди его авторов выделялся Марк Тулий Цицерон, выдающийся политический деятель и оратор, философ. В своем творчестве он обращался, прежде всего, к общественной проблематике, будучи приверженным лучшим традициям греческой философии. По убеждению Цицерона, главная задача философии - это «возделывание души человека», обучение его искусству правильной жизни и формирование качеств гражданина. Философия - это мудрость, знание добра и зла, и поэтому никто из) глупцов никогда не сможет стать счастливым человеком.
Древнее римское общество имело богатую по тем временам науку и культуру. Всемирную известность обрели поэты Вергилий, Гораций и Овидий. В Риме были воздвигнуты грандиозные архитектурные комплексы Колизей и Пантеон. То время дало известных историков - Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита. В первой половине II века н.э. в Риме жил выдающийся астроном, математик и философ Клавдий Птолемей. В Риме творил также известный врач Гален («римский Гиппократ»), автор учения о движении крови в человеческом организме.
Философия Древнего Рима завершает собой развитие философской мысли в эпоху кризиса и распада рабовладельческой- формации. В недрах этой философии и на ее «осколках» сложились идейные предпосылки для возникновения раннего христианства как новой религии, картины окружающего мира и человека в нем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Какие процессы и явления общественной жизни «питали» развитие философской мысли в Древнем мире?
2. Что вы можете сказать о предметном поле (круге проблем) древней философии? Что характерно для него?
3. Что означал космоцентризм древнегреческой философии?
4. Можно ли говорить о наличии в древней философии элементов научного знания о человеке?
5. В чем заключается мировоззренческое и методологическое значение древнегреческой философии?
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1. Асмус В.Ф. Античная философия. - 2-е изд. - М., 1976.
2 Богомолов А.С Античная философия. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
3. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М., 1977.
4. Иванов Г Р. История этики Древнего мира. - Л.: ЛГУ, 1980. 5 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). - М.: Мысль, 1972. «
6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Вика-пресс, Арк-тос, 1992.
7. Лосев А Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М. Мысль, 1989.
8. Фролов Э Д Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. - 2-еизд -Л.. ЛГУ, 1991.
9. Чанышев А.Н Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высшая школа, 1981
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОКИ ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА |
Рубрика (тематическая категория) | Регилия |
Римская философия возникла во II – I вв. до н.э. с того, чем кончает в те же времена греческая – с эклектизма (ᴛ.ᴇ. философское течение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не создаёт собственной философской системы. Основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берёт из различных систем то, что считает правильным, и всё это сравнивает в одно более или менее законченное целое).
Глубокая последовательность в развитии тех или иных философских положений, присущая греческим мыслителям ʼʼклассическойʼʼ эпохи, сменяется поверхностным согласованием различных принципов, сближением враждующих школ и течений. Материалистическая школа Эпикура находит в позднеэллинистический период многочисленных последователей и проникает в Рим. Её замечательным представителем на римской почве был поэт Лукреций Кар.
Размещено на реф.рф
К взглядам материалистов склонялось также одно из направлений школы Аристотеля, связанное с изучением природы. То были последователи Стратона, прозванного ʼʼфизикомʼʼ.
Хотя Греция была порабощена Римом, но Рим был завоёван Грецией духовно.
Римская философия распадается на латиноязычную и греко-язычную. Кроме богатой латиноязычной римской философской литературы, уважаемым и почитаемым в Риме считался греческий язык, знание которого было признаком культурности и образованности.
В корне римско - латинского художественно - мифолого-религиозного мировоззрения лежал примитивный сверхполитеизм. В наивном представлении суеверного римлянина каждый предмет и каждое явление имело своего двойника – духа, своё божество (пенаты, лары и маны).
В Древнем Риме был развит культ предков – манизм. Велика была роль магии. Знание магических действий и заклинаний было делом особого римского сословия – жрецов, которые были объединены в коллегии, и пользовались большим влиянием, чем жрецы в Греции. Особенно влиятельна была коллегия понтификов. Её председатель считался верховным жрецом Рима (верховный понтифик). Большую роль в римской жизни жрецы-гадатели:
Жрецы – авгуры (предсказывали будущее по полёту птиц);
Жрецы – гаруспики (предсказывали будущее по внутренностям жертвенных животных).
Классический римский пантеон сложился под влиянием классического греческого пантеона. При этом многие боги Рима отождествляются и перенимают черты богов Греции, к примеру: Юпитер – Зевс, Юнона – Гера, Минерва – Афина, Венера – Афродита и т.д.
Традиционными устоями римской общины были:
Мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность, подчинение воинской дисциплине, закону; вековые обычаи, почитание семейных и национальных богов.
Рим покоился на четырёх краеугольных камнях:
Ø Libertas - самостоятельность личности и её свобода отстаивать свои интересы в рамках закона.
Ø Justitia - совокупность правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением.
Ø Fides - верность долгу, составляющая моральную гарантию исполнения законов.
Ø Pietas - благоговейный долг перед богами, родиной и согражданами, требующий всегда отдавать предпочтение их интересам, а не своим.
Для того, чтобы стать властелином мира, римляне, опираясь на перечисленные выше ценности, выработали главную ценность, хоть и суровую, но возвышенную: virtus – гражданская доблесть и мужество быть, несмотря ни на что.
Политический упадок Греции, а затем и эллинистических государств привёл к тому, что греческая философская мысль стала во всё большей степени ориентироваться на Рим. Образованный грек становится частым гостем в покоях влиятельных и богатых римлян. Греческому просвещению отводится важная роль в деле воспитания будущих государственных деятелей Римской республики.
Именно в греческой философии вынашиваются идеи исторической роли Рима, признаки его всемирного господства, как ʼʼразумной крайне важно стиʼʼ, которой нужно покориться. Школа стоиков, давшая философское обоснование подобному взгляду, имела много последователей среди римской аристократии.
Успех этой школы объясняется тем. Что она. Не особенно заботясь о возникающих противоречиях, эклектически 1 соединяла в одно целое различные популярные мотивы греческой философии. Во II – I вв. до н.э.(период средней Стои) это учение заимствует ряд положений из философии Платона и Аристотеля.
ПАНЕТИЙ (о. Родос) (180-110 гᴦ. до н.э.) – переехал в Рим, где сблизил старостоический идеал мудреца с политическими интересами римской аристократии. Он подчёркивал значение практической мудрости и добродетелей, и не требовал от мудрецаотрешения от окружающей жизни и, в частности, отгосударственной деятельности.
Эклектик – тот, кто не создаёт собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берёт из различных систем то, что находит правильным, и всё это связывает в одно более или менее законченное целое.
Высшее благо - ϶ᴛᴏ жизнь в соответствии с природой; естественные стремления человека приводят его к добродетели.
Для Панэтия судьба (тихэ) – лишь полезный регулятор человеческой жизни, воспитатель чересчур необузданных и страстных натур.
Размещено на реф.рф
Он высказывал сомнение в бессмертии души и отрицательно относился к вере в астрологию и к возможности предсказаний будущего.
ПОСИДОНИЙ ИЗ АЛАМЕИ (135-50 гᴦ. до н.э.) – ученик Панэтия, долгое время возглавлял философскую школу на о. Родосе. Он вернулся к воззрениям старостоической школы – о грядущей гибели мира в огне, к вере в бессмертие души и существование демонов, к учению о зависимости человеческой жизни и судьбы от расположения звёзд и т.д. Этические взгляды Посидония тесно связаны с представлением Платона о человеческой душе. Душа является ареной борьбы между двумя началами – духовным и телесным. Всё, что исходит от тела, заслуживает осуждения, ибо плоть - ϶ᴛᴏ темница души, её оковы. Он верит в мистическое предсуществование души до её воплощения в теле.
Посидоний продолжал развивать идущее от Аристотеля и перипатетиков учение о государственном строе (как смешанной форме), основанном на сочетании принципов монархии, аристократии и демократии.
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ (106 – 43 гᴦ. до н.э.) - изложил основы различных философских систем и разработал латинскую философскую терминологию.
q Человеческий идеал Цицерона – ʼʼпервый человек республикиʼʼ, ʼʼумиротворительʼʼ, ʼʼблюститель и попечительʼʼ в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля он считал себя.
q Философский идеал Цицерона – соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом.
q Ораторский идеал Цицерона – ʼʼобилиеʼʼ, сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля – высокие, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики и стройности синтаксиса.
q Политический идеал Цицерона – ʼʼсмешанное государственное устройствоʼʼ (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии; образцом которого он считал Римскую республику III – II вв. до н.э.), поддерживаемое ʼʼсогласием сословийʼʼ, ʼʼединомыслием всех достойныхʼʼ.
Основные мысли:
Ø Всякому своё.
Ø Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.
Ø Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный.
Ø Друзья познаются в беде.
Ø Бумага всё стерпит.
Ø Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех.
Ø Благо народа – высший закон.
Ø Где хорошо, там и отечество.
Ø О, времена! О, нравы!
Ø Жизнь коротка, но слава должна быть вечной.
Ø Каков человек, такова и его речь.
Ø Красноречие - ϶ᴛᴏ свет, который придаёт блеск уму.
Ø Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Ø Одни противоположности рождают другие.
Ø Привычка – вторая натура.
Ø Труд притупляет боль.
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (98-55 гᴦ. до н.э.) - древнеримский философ, поэт; продолжатель учения Эпикура; ввёл понятие ʼʼматерияʼʼ.
Ø В поэме ʼʼО природе вещейʼʼ он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей от порождённых невежеством религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества.
Ø Он утверждал, что всё состоит из неделимых ʼʼначалʼʼ, ᴛ.ᴇ. атомов, которые не создаются и не уничтожаются. Им присущи определённая форма, вес и неотделимое от материи движение.
Двигаясь в окружающей их пустоте, подобно пылинкам в солнечном луче, и самопроизвольно отклоняясь от прямого направления, атомы по определённому закону соединяются и образуют всё сущее – от звёзд до человеческих душ, которые Лукреций также считал материальными и, следовательно, умирающими одновременно с телом.
Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя, новые миры и новые живые существа. По этой причине вселенная вечна и бесконечна.
Ø Он пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивающегося без вмешательства богов.
После образования земли, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.
Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали соединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиваться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.
Основные мысли:
Ø Из ничего (без ничего) ничего не бывает.
Ø Ныне не стрелами яркими дня и не солнца лучами нужно рассеивать ужасы и помрачение духа, но изучением и толкованием законов природы.
Ø Дух силён радостью.
Ø Вместе с ходом времени меняется значение вещей.
Ø В случае если чувства будут не истинны, то весь наш разум окажется ложным.
Ø После истинной смерти не будет второго тебя.
Ø Душа рождается вместе с телом.
Ø Познание истины порождается в нас чувствами.
Ø На что ни посмотрит больной желтухой, всё ему кажется желтоватым.
Ø Из источника наслаждений исходит нечто горькое.
Ø Моя наука - ϶ᴛᴏ жить и здравствовать.
Ведущим философским направлением в Риме в I – II вв. до н.э. был стоицизм (Новая Стоя), представленный Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием. Поздний стоицизм занимался главным образом вопросами этики, причём эта этика как нельзя более подходила к условиям мировой империи.
Стоики неустанно проповедовали, что каждый человек есть лишь часть огромного организма, благо которого значительно важнее блага его сочленов. По этой причине каждый должен без борьбы и протеста встречать всё, посылаемое ему судьбой. Так как внешние обстоятельства – богатство, положение, здоровье, свобода и самая жизнь – от человека не зависят, он должен считать их для себя безразличными и принимать с полным равнодушием. Единственная обязанность человека – совершенствование в мудрости и добродетели, исполнение долга перед обществом и сохранение спокойствия духа в любых положениях. Никаких иных перспектив стоицизм своим последователям не открывал. Всё движется по замкнутым циклам, ничего нового в мире нет и быть не может. Отрицалось по существу и бессмертие души – душа после смерти разлагается, как тело, и элементы её втягиваются снова в бесконечный круговорот природы.
ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА (4 - 65 гᴦ.) – римский философ, поэт и государственный деятель; воспитатель Нерона. Он располагал обширными знаниями, умением глубоко проникать в природу и в человека, был прекрасным стилистом.
Философия, является нравственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека, Сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему.
Высшая добродетель – верность самому себе.
Личность и произведения Сенеки способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима, на законодательство, юридические обязанности и государственное управление, даже на христианство было чрезвычайно сильным и продолжительным.
Основные мысли:
Ø Философия и целебна и приятна в одно время.
Ø Нет рабства более позорного, чем рабство духа.
Ø Судьба согласного с ней ведёт, противящегося – тащит.
Ø Разум - ϶ᴛᴏ не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело людей.
Ø Душа - ϶ᴛᴏ Бог нашедший приют в теле человека.
Ø Жизни первый час жизнь на час убавил.
Ø Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Ø Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё.
Ø Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
Ø Великая судьба – великое рабство.
Ø Кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству.
Ø Пьянство - ϶ᴛᴏ добровольное сумасшествие.
Ø После смерти всё прекращается, даже она сама.
ЭПИКТЕТ
(ок.50 – 138 гᴦ.) – древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам не подвластно всё находящееся вне нас, телесное, внешний мир.
Размещено на реф.рф
Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а, следовательно, и наше счастье подвластно нам.
Все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.
Основные мысли:
Ø Земной человек - ϶ᴛᴏ слабая душа, обременённая трупом.
Ø Печаль другого - ϶ᴛᴏ чужое…
Ø Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.
Ø Ни в коем случае не называй себя Философом и не рассказывай о правилах и законах философских перед невеждами.
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (121-180 гᴦ.) – римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Автор известного философского сочинения ʼʼК самому себеʼʼ. В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, духом и душой, носителем, которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица, воспитатель чувства долга и обитель испытывающей совести.
Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.
Основные мысли:
Ø Не спеши соглашаться с болтунами.
Ø Смотри внутрь себя.
Ø Люди существуют друг для друга.
Ø Всё человеческое есть дым, ничто.
Ø Не довольствуйся поверхностным взглядом.
Ø ʼʼСкоро ты забудешь обо всём, и все в свою очередь забудут о тебеʼʼ.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА" 2017, 2018.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Российская академия предпринимательства»
по философии
на тему: «Философия Древнего Рима»
Выполнила студентка
Пирогова О.В.
Научный руководитель
Шемякина Е. М.
Москва 2012
Введение
После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. Римская империя начала перенимать философские учения, которые появились ещё в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства. В отличие от Греческой философии Римская философия имела преимущественно этический характер. Главнейшей задачей Римской философии является не исследование сущности вещей, а проблема достижения высшего блага, счастья, выработка правил жизни.
В данной работе будут рассмотрены некоторые из основных философских направлений, установившихся в Риме, такие как стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, а также их яркие представители - Луций Анней Сенека, Марк Аврелий Антонин, Тит Лукреций Кар и Энесидем.
1. Стоицизм
стоицизм скептицизм рим философия
Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Китая; её название происходит от "Расписного Портика" - "Стои" в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий I-II вв.н.э.).
Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика -- плодами.
Логика -- основополагающая часть стоицизма; ее задача -- обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия, а философствование -- как строгую «научную» процедуру.
Физика . Стоики представляют мир живым организмом. Согласно стоицизму, всё существующее -- телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила является тончайшей материей. Сила, управляющая миром в целом, -- Бог. Вся материя есть лишь изменения этой божественной силы. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.
Этика . Все люди -- граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, граждан и варваров, мужчин и женщин. Согласно стоикам всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением и увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки -- это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания, поступки и дела -- гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.
Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.)
Сенека был родом из Кордовы, он придавал огромное значение практической стороне философии, этике и исследовал вопрос, как прожить добродетельную жизнь, не углубляясь при этом в теоретическое изучение природы добродетели. Он рассматривает философию как средство обретения добродетели. «Пусть наши слова приносят не удовольствие, но пользу - больной ищет не того врача, кто красно говорит».
В своих теоретических воззрениях Сенека придерживался материализма древних стоиков, но на практике верил в трансцендентность Бога. Он считал, что судьба - не слепая стихия. Она обладает разумом, частичка которого присутствует в каждом человеке. Всякое несчастье, является поводом для добродетельного самосовершенствования. Философ предлагает стремиться к высокому мужеству, стойко перенося все, что посылает нам судьба, и отдаться воле законов природы.
Марк Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.)
Римский император с 161-го по 180 год н. э., в размышлениях «К самому себе» говорит, что «единственное, что находится во власти человека, -- это его мысли». «Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно докапываться». Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т. е. подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством». Марк Аврелий рекомендует: «Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению, то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных, ибо это суть в согласии с твоим естеством».
Марк Аврелий -- последний представитель античного стоицизма.
2. Эпикуреизм
Эпикуреизм был единственной в античном Риме материалистической философией. Материалистическое направление в древнегреческой и римской философии было названно по имени его основателя Эпикура. В конце 2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар.
Тит Лукреций Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.)
Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Эпикура. В своем произведении «О природе вещей», он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы и пустоту. Туда, куда простирается пустота, так называемое пространство, там нет материи; а там, где простерлась материя, нет пустоты и пространства никоим образом.
Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.
Лукреций пытается объяснить естественным образом возникновение общества. Он говорит, что первоначально люди жили, в «полудиком состоянии», не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому, что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Так же как и Эпикур, он полагал, что общество (право, законы) возникает как продукт взаимного соглашения людей: «Соседи тогда начали соединяться в дружбе, уже не желая чинить бесправие и враждовать, а детей же и женский пол взяли под охрану, показывая жестами и неловкими звуками, что к слабым все должны иметь сочувствие. Хотя согласие не могло повсеместно признаваться, лучшая и большая часть договор свято выполняла».
Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия. Лукреций не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные причины, но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление о жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера в богов возникает вполне естественным способом, как продукт страха и незнания естественных причин.
Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Однако, когда в 313 г. н. э. христианство стало официальной государственной религией, началась упорная и безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей Лукреция Кара, что, в конце концов, вело к постепенному упадку этой философии.
3. Скептицизм
В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других -- к воинствующему невежеству и аморализму. Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 -- 270 гг. до н. э.).
Пиррон и его философские взгляды
Согласно учению Пиррона, философ -- человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как следует к ним относиться; 3) какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.
Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, также нельзя утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.
Усилия Пиррона, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло, и остановить его никаким его предостережениям не удалось.
4. Неоплатонизм
Неоплатонизм развивался в III--V столетиях н. э., в последние столетия существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Его основателем был Аммоний Саккас (175--242), а наиболее видным представителем -- Плотин (205--270).
Плотин и его философские взгляды
Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. Это единственно истинное бытие постижимо лишь путем проникновения в самый центр чистого мышления, что становится возможным лишь при «отторжении» мысли -- экстаза. Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия.
Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Плотин создает даже определенную градацию существований от внешнего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным). На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее -- божественная душа, а ниже всего -- природа.
Много внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа -- это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним.
Заключение
В целом же философия Древнего Рима оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. В философии Древнего Рима содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и по сей день. Изучение античной философии дает нам не только ценную информацию о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления.
Список литературы
1. Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I.»: Центрполиграф; Москва; 2003
2. Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Прочие информационные ресурсы
3. Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Рассмотрение особенностей римской философии, ее сходства с греческой и отличия. Ознакомление с учениями основных школ: эклектизмом, римским эпикуреизмом, поздней стоей. Развитие христианской философии; патристика и схоластика, А. Блаженный и Ф. Аквинский.
презентация , добавлен 19.11.2014
Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.
контрольная работа , добавлен 11.01.2017
Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности. Неоплатонизм как последняя крупная философская система античности. Философские воззрения Плотина. Спасении души - цель философии Порфирия. Философская концепция Прокла.
доклад , добавлен 21.08.2010
Понятие и основные этапы развития античной философии. Значение философских учений мыслителей древней Греции и древнего Рима. Особенности развития доклассического периода античной философии. Типологические особенности мышления философов этого периода.
реферат , добавлен 19.09.2013
Изучение зарождения философской мысли и направлений философии Древнего Китая как уникальной ветви восточной философской системы. Зарождение и развитие даосизма. Исследование конфуцианства как важнейшего направления философской и этической мысли Китая.
контрольная работа , добавлен 26.09.2011
История философской мысли. Философия от древних времен до эпохи Возрождения, Древней Индии и Китая, античной Греции и Рима. Древнеиндийские религиозно-философские воззрения. Родоначальник даосизма Лао Цзы. Становление и развитие современной философии.
контрольная работа , добавлен 06.01.2011
Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути "спасения" человека. Сущность философии буддизма. Анализ философских направлений Древнего Китая.
реферат , добавлен 17.02.2010
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией, особенности ее развития. Расцвет древней китайской философии приходится на период VI-III в. до н. э. Китайские традиционные учения - даосизм, конфуцианство. Теоретическая основа учения Инь и Ян.
контрольная работа , добавлен 21.11.2010
Положения философских школ эпохи эллинизма. Утверждения Пирона - древнегреческого философа, основателя скептицизма. Этапы развития и концепция стоицизма. Удовольствие как основной этический принцип эпикуреизма. Сущность и характерные черты неоплатонизма.
презентация , добавлен 17.05.2014
Временные рамки эллинистического периода, отражение основных экономических и политических событий того времени в греческой философии. Школа перипатетиков и академическая философия. Характеристика римской культуры и основных направлений римской философии.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http : www . allbest . ru /
Вариант 10.
Тема: Философия Древнего Рима
Савеличева Ирина
Введение
Значение античной философии
Заключение
Введение
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в свои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой, гражданина. Самый крупный представитель стоической школы - это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.
При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии - это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.
Специфика и значение древнеримской философии
Значение древнеримской философии следует усмотреть, прежде всего, в том, что она послужила связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философиями. Это произошло, поскольку в период своего развития древнеримская философия заимствовала идеи и понятия из греческой мысли и приспосабливала их к философствованию на латинском языке. Западноевропейская философия средневековья и последующих эпох строилась на фундаменте преимущественно древнеримской философии, которая сохранила, пусть даже в обеднённой и искажённой форме содержание высших достижений греческой философии. Как известно, латинский язык стал на долгие века все европейским языком философствования, а выраженная в нём философская терминология приобрела универсальный характер. античный философия этика
Сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами
Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами заключалось в их ориентации на жизнь по природе, замкнутость и автаркию, безмятежность и апатию, в их представлениях о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной вселенной, а стоиками -- как разума; справедливости как общественного договора -- эпикурейцами, и как долга перед мировым целым -- стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья -- разум, а основное понятие -- добродетель; для эпикурейцев, соответственно, -- чувства и удовольствия.
Человек - неотъемлемая часть мироздания, поэтому главным этическим принципом в стоицизме становится идея покорности мировому закону, судьбе. С этих позиций стоики критиковали эпикурейцев за их учение о свободе человека, полагая, что все поступки людей подчиняются мировой закономерности, которая абсолютно неотвратима и выступать против нее - напрасная трата сил.
По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать.
Значение античной философии
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Основные постулаты античной этики
Главной философской дисциплиной считалась этика, рассмотрение вопросов «физики» и «логики» носило подчинённый этической проблематике характер. В целом это совпадало с общими тенденциями развития эллинистической философии. Ведь философия тогда рассматривалась не столько как учение о причинах и началах, сколько в качестве наставления в искусстве жизни, в достижении счастья и невозмутимости. В целом можно говорить о некотором опрощении, вульгаризации античной философии в римский период.
В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно в 4 в. до н. э.
Основоположниками этических учений стали софисты. Это были учителя философии, которые провозглашали человека мерилом добра и зла. По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и нравственные ценности исходят из интересов его самого. Ярким представителем софистов стал Протагор.
С критикой софистов выступил Сократ, который считал, что моральные законы существуют, и долг человека соотнести с ними свою систему ценностей. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма.
Платон основал системное этическое учение, опираясь на постулат, что душа человека пребывает до вселения в физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями. Каждый человек рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами - волей, чувствами и разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек будет заниматься делом, соотносящимся с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально. По Платону обществу должна быть присуща также справедливость, когда его слои не вмешиваются в жизнь друг друга.
Впервые термин «этика» вводит Аристотель. В противовес Платону, он считал, что морально-этические качества человека формируются не в потустороннем мире, а под действием реальной общественной жизни. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его развитие дает правильное направление этим составляющим. Этика по Аристотелю - это опыт общественной жизни.
Переломом этических учений, обращенных на общественную жизнь человека, стало появление трудов древнегреческого материалиста Эпикура. Он обосновал учение, направленное на самого человека. Главным в жизни он считал достижение счастья через телесные удовольствия, знание и мудрость. Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно.
Почти одновременно с трудами Эпикура появляется стоицизм, учение разработанное Сенекой и Марком Аврелием. Стоики считали, что человек не должен отрываться от природы. Изменить законы природы он не в силах и счастье каждого зависит от внутреннего отношения к происходящему. Развивая внутренний мир, человек может прийти к гармонии с природой и счастью.
Заключение
Древнегреческая и римская философии оказали определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V--IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
Немецкий философ И.Г. Фихте утверждал: «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником».
Согласны ли Вы с данным высказыванием? Дайте развернутое обоснование вашей позиции.
Я согласна с данным высказыванием. Так как человек должен жить в обществе, а не быть от него отреченным. Человек создан с потребностью в общении. Раскрыться полностью он может только в обществе. Живя отшельником, он зарывает свою сущность. Человек отшельник - это не человек, и даже не животное, даже звери живут стаями, группами и т д. Они не живут для себя, не говоря о людях! А человеку по своей природе положено думать не только о себе, но и об окружающей его среде, раз уж он самое разумное существо на планете.
Тестовые задания
1.Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор
2. Укажите мыслителя,по мнению которого в развитии общества ведущую роль играют коллективные представления:
в) Э.Дюркгейм
3. Платон писал свои сочинения в форме:
в) диалогов
а) эмпиризм
5. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, существа, человека, при котором оно выступает как характеристика, выступающая в противовес общему, типическому
в) индивидуальность.
Литература
1.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.
Интернет-ресурсы:
1.www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file16320/view156439.html
2.www.domowner.ru/5.htm
3. www . domowner . ru /2. htm
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные этапы развития античной философии. Значение философских учений мыслителей древней Греции и древнего Рима. Особенности развития доклассического периода античной философии. Типологические особенности мышления философов этого периода.
реферат , добавлен 19.09.2013
Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.
контрольная работа , добавлен 11.01.2017
Периодизация античной философии, характеристика этапов ее развития, особенности возникновения и значение. Обзор учений видных мыслителей античности и некоторые положения их учений. Сущность древнеримской философии, ее ориентация на человеческую личность.
реферат , добавлен 18.06.2010
Поэмы Гомера и гномические поэты. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии. Философия как создание эллинского гения. Невозможность доказать происхождение философии с Востока. Фазы и периоды античной философии.
контрольная работа , добавлен 19.06.2014
Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.
реферат , добавлен 18.04.2010
Особенности периода античной философии, релятивизм софистов и идеализм Сократа, философские идеи Платона и Аристотеля. Происхождение и своеобразие античной философии. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма. Анализ основных сократических школ.
реферат , добавлен 03.11.2014
Яркие представители античной философии и их основополагающие идеи, рассматриваемые проблемы. Исследование первоначала у представителей материализма и идеализма в античности, их отличительные признаки, значение для развития философии и науки в целом.
контрольная работа , добавлен 25.10.2009
Этапы развития и основные черты античной философии, направления и школы. Наиболее известные философские учения периода античности. Сократ, Платон, Аристотель – представители античной философии. Характеристика эпохи эллинизма, ее значение и возрождение.
реферат , добавлен 24.04.2009
Изучение понятия и основных этапов античной философии. Комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями с 7 в. по 6 в. н.э. Античная ментальность. Философы древнегреческой, древнеримской и эллинистической философии.
презентация , добавлен 02.02.2015
Общий обзор сущности античной философии. Метафизическая значимость космоса. Взгляд А. Ф. Лосева на генезис античной философии. Основные понятия и категории физики и этики в философии Древней Стои. Этика. О статусе гаданий, мантики, прорицаний.
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального
образования «Российская академия предпринимательства»
Реферат
по философии
на тему:
«Философия Древнего
Рима»
Выполнила студентка группы
ВДк – 12 - 019
Пирогова О.В.
Научный руководитель
Шемякина Е. М.
Москва
2012 год
Содержание
-
Введение стр. 3
Стоицизм стр. 3
-
Сенека и его философские взгляды стр. 4
Марк Аврелий Антонин и его философские взгляды стр. 4
-
Тит Лукреций Кар и его философские взгляды стр. 5
-
Пиррон и его философские взгляды стр. 6
-
Плотин и его философские взгляды стр. 6
Список литературы стр. 7
Введение
После подчинения Греции Риму
во II в. до н. э. Римская империя начала
перенимать философские учения, которые
появились ещё в Древней Греции в эпоху
крушения афинского государства. В отличие
от Греческой философии Римская философия
имела преимущественно этический характер.
Главнейшей задачей Римской философии
является не исследование сущности вещей,
а проблема достижения высшего блага,
счастья, выработка правил жизни.
В данной работе будут рассмотрены
некоторые из основных философских направлений,
установившихся в Риме, такие как стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм, а также их
яркие представители - Луций Анней Сенека,
Марк Аврелий Антонин, Тит Лукреций Кар
и Энесидем.
Стоицизм
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая; её название происходит от "Расписного
Портика" - "Стои" в Афинах, где
преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно
делится на три периода: Ранний (Зенон
III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний,
Гекатон II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский)
Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий I-II вв.н.э.).
Учение стоиков принято
разделять на три части: логику, физику
и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика
является растущим деревом, а этика
- плодами.
Логика - основополагающая часть
стоицизма; ее задача - обосновать необходимые
и всеобщие законы разума как законы познания,
бытия, а философствование - как строгую
«научную» процедуру.
Физика. Стоики представляют мир живым
организмом. Согласно стоицизму, всё существующее
- телесно, и различается только степенью
«грубости» или «тонкости» материи. Сила
является тончайшей материей. Сила, управляющая
миром в целом, - Бог. Вся материя есть
лишь изменения этой божественной силы.
Вещи и события повторяются после каждого
периодического воспламенения и очищения
космоса.
Этика. Все люди - граждане космоса
как мирового государства; стоический
космополитизм уравнивал перед лицом
мирового закона всех людей: свободных
и рабов, граждан и варваров, мужчин и женщин.
Согласно стоикам всякое нравственное
действие является самосохранением и
самоутверждением и увеличивает общее
благо. Все грехи и безнравственные поступки
- это саморазрушение, утрата собственной
человеческой природы. Правильные желания,
поступки и дела - гарантия человеческого
счастья, для этого надо всячески развивать
свою личность, не быть покорным судьбе,
не склоняться ни перед какой силой.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Сенека был родом из Кордовы,
он придавал огромное значение практической
стороне философии, этике и исследовал
вопрос, как прожить добродетельную жизнь,
не углубляясь при этом в теоретическое
изучение природы добродетели. Он рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
«Пусть наши слова приносят не удовольствие,
но пользу – больной ищет не того врача,
кто красно говорит».
В своих теоретических
воззрениях Сенека придерживался материализма
древних стоиков, но на практике верил
в трансцендентность Бога. Он считал,
что судьба – не слепая стихия. Она обладает
разумом, частичка которого присутствует
в каждом человеке. Всякое несчастье, является
поводом для добродетельного самосовершенствования.
Философ предлагает стремиться к высокому
мужеству, стойко перенося все, что посылает
нам судьба, и отдаться воле законов природы.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до
н.э.)
Римский император с 161-го по
180 год н. э., в размышлениях «К самому себе»
говорит, что «единственное, что находится
во власти человека, - это его мысли».
«Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник
добра, который способен бить не иссякая,
если до него постоянно докапываться».
Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый.
Основной целью человеческих стремлений
должно быть достижение добродетели, т.
е. подчинение «разумным законам природы
в согласии с человеческим естеством».
Марк Аврелий рекомендует: «Спокойную
мысль при всем, что приходит извне, и справедливость
при всем, что реализуется по твоему собственному
усмотрению, то есть твое желание и действие,
пусть заключаются в действиях общеполезных,
ибо это суть в согласии с твоим естеством».
Марк Аврелий - последний
представитель античного стоицизма.
Эпикуреизм.
Эпикуреизм был единственной
в античном Риме материалистической философией.
Материалистическое направление в древнегреческой
и римской философии было названно по
имени его основателя Эпикура. В конце
2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура
среди римлян, самым выдающимся из которых
был Тит Лукреций Кар.
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.)
Лукреций полностью отождествляет
свои взгляды с учением Эпикура.
В своем произведении «О природе
вещей», он мастерски объясняет, доказывает
и пропагандирует воззрения ранних представителей
атомистического учения, последовательно
защищает основные принципы атомизма
как от более ранних, так и от современных
ему противников, давая одновременно наиболее
цельную и логически упорядоченную интерпретацию
атомистической философии. При этом он
во многих случаях разрабатывает и углубляет
мысли Эпикура. Единственным сущим Лукреций
считает атомы и пустоту. Туда, куда простирается
пустота, так называемое пространство,
там нет материи; а там, где простерлась
материя, нет пустоты и пространства никоим
образом.
Душу он считает материальной,
особым соединением воздуха и тепла. Она
протекает через все тело и образована
тончайшими и наименьшими атомами.
Лукреций пытается объяснить
естественным образом возникновение общества.
Он говорит, что первоначально люди жили,
в «полудиком состоянии», не зная огня
и жилища. Только развитие материальной
культуры ведет к тому, что человеческое
стадо постепенно превращается в общество.
Так же как и Эпикур, он полагал, что общество
(право, законы) возникает как продукт
взаимного соглашения людей: «Соседи тогда
начали соединяться в дружбе, уже не желая
чинить бесправие и враждовать, а детей
же и женский пол взяли под охрану, показывая
жестами и неловкими звуками, что к слабым
все должны иметь сочувствие. Хотя согласие
не могло повсеместно признаваться, лучшая
и большая часть договор свято выполняла».
Материализм Лукреция имеет
и свои атеистические последствия.
Лукреций не только исключает богов из
мира, в котором все имеет естественные
причины, но и выступает против всякой
веры в богов. Он критикует представление
о жизни после смерти и все другие религиозные
мифы. Показывает, что вера в богов возникает
вполне естественным способом, как продукт
страха и незнания естественных причин.
Эпикурейство в римском
обществе удерживалось сравнительно долго.
Однако, когда в 313 г. н. э. христианство
стало официальной государственной религией,
началась упорная и безжалостная борьба
против эпикуреизма, и в частности против
идей Лукреция Кара, что, в конце концов,
вело к постепенному упадку этой философии.
Скептицизм
В основе скептицизма
лежит позиция, основанная на сомнении
в существовании какого-либо надежного
критерия истины. Скептицизм противоречив по
своей природе, одних он побуждал к углубленному
поиску истины, а других - к воинствующему
невежеству и аморализму. Основателем
скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360
- 270 гг. до н. э.).
Пиррон и его
философские взгляды
Согласно учению Пиррона, философ
- человек, который стремится
к счастью. Оно, по его мнению, заключается
только в невозмутимом спокойствии,
сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь
счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним.
Пиррон полагал, что на
первый вопрос нельзя дать никакого ответа,
также нельзя утверждать, что нечто определенное
существует. Более того, всякому утверждению
о любом предмете может быть с равным правом
противопоставлено противоречащее ему
утверждение.
Из признания невозможности
однозначных утверждений о вещах
Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское
отношение к вещам состоит в воздержании
от любых суждений. Этот ответ предопределяет
и ответ на третий вопрос: польза и выгода,
вытекающая из воздержания от всякого
рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Усилия Пиррона, направленные
на то, чтобы сковать человеческую
любознательность сомнением и затормозить
движение по пути прогрессивного развития
знаний, были тщетными. Будущее, которое
представлялось скептикам как ужасное
наказание за веру во всесилие знания,
все же пришло, и остановить его никаким
его предостережениям не удалось.
Неоплатонизм
Неоплатонизм развивался в
III-V столетиях н. э., в последние столетия
существования Римской империи. Он является
последним цельным философским направлением,
возникшим в период античности. Неоплатонизм
формируется в той же самой социальной
обстановке, что и христианство. Его основателем
был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее
видным представителем - Плотин (205-270).
Плотин
и его философские взгляды
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. От него зависят все формы бытия.
Этот принцип Плотин объявляет абсолютным
бытием и говорит о нем, что он непознаваем.
Это единственно истинное бытие постижимо
лишь путем проникновения в самый центр
чистого мышления, что становится возможным
лишь при «отторжении» мысли - экстаза.
Все остальное, что существует в мире,
производно от этого единственно истинного
бытия.
Природа, по Плотину, сотворена
так, что через материю (тьму) проникает
божественный принцип (свет). Плотин создает
даже определенную градацию существований
от внешнего (настоящего, истинного) к
самым низшим, подчиненным (неподлинным).
На вершинах этой градации стоит божественный
принцип, далее - божественная душа, а
ниже всего - природа.
Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.
Душа - это нечто чуждое материальному,
телесному и внешнее по отношению к ним.
Заключение
В целом же философия Древнего
Рима оказала огромное влияние на последующую
философскую мысль, культуру, развитие
человеческой цивилизации. В философии
Древнего Рима содержались зачатки основных
видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся
во все последующие века. Многие проблемы,
над которыми размышляли античные философы,
не утратили своей актуальности и по сей
день. Изучение античной философии дает
нам не только ценную информацию о результатах
размышлений выдающихся мыслителей, но
и способствует развитию более утонченного
философского мышления.
Список
литературы
Книги
-
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II.»: Центрполиграф; Москва; 2003
-
http://lib.ru/POEEAST/avrelij. txt - Марк Аврелий «Размышления». Перевод А.К.Гаврилова
http://ru.wikipedia.org
-
Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая. Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
В своих теоретических воззрениях Сенека
придерживался материализма древних стоиков,
но на практике верил в трансцендентность
Бога.
Трансцендентность - философск ий термин, характеризующий то,
что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.)
- Римский император с 161-го по 180 год н. э.,
в размышлениях «К самому себе» говорит,
что «единственное, что находится во власти
человека, - это его мысли».
Эпикуреизм - единственная в античном Риме
материалистическая философия (основатель
- Эпикур).
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.) написал
произведение «О природе вещей», где защищает
основные принципы атомизма. Единственным
сущим Лукреций считает атомы и пустоту.
В 313 г. н. э. христианство стало
официальной гос. религией, началась борьба
против эпикуреизма.
Скептицизм - сомнение в существовании
какого-либо надежного критерия истины, основателем
был Пиррон из Элиды (ок. 360 - 270 гг. до н.
э.).
Три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним. 1На первый вопрос нельзя дать никакого
ответа, 2философское отношение к вещам
состоит в воздержании от любых суждений,
3польза и выгода, вытекающая из воздержания
от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость,
безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов,
достигаемая мудрецом.
Неоплатонизм развивался
в III-V в. н. э., основателем был Аммоний
Саккас (175-242), а наиболее видным представителем
- Плотин (205-270).
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.