Суждение (англ. judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. Суждение содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. Суждение складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения.

Суждение - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См . Атрибутивный , Знание.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Суждение

  1. форма мысли в виде утверждения о наличии или отсутствия у объекта какого-то свойства, качества. Различают такие суждения: а) формальное суждение – утверждение, связывающее объекты, явления, события определенным образом; истинность такого суждения состоит в его соответствии принципам формальной логики (в зависимости от того, противоречит или нет оно исходным суждениям); б) эмпирическое суждение – суждение, истинность которого может быть проверена опытным путем. Например, можно убедиться, что «яблоко красное», только взглянув на него; в) лингвистическое суждение – формальное суждение, которое представляет компонент значения, лежащего в основе предложения. Например, суждения «яблоки красные» можно представить как «яблоки, все, являются красными». Существуют разные коннотации (логические предикаты) суждения, это зависит от того, в какой форме они высказываются. В категорическом суждении индивид высказывается так, будто он нисколько не сомневается в его истинности. В гипотетическом суждении высказывается лишь предположение о чем-либо. В других суждениях выражаются отношения знания, веры, сомнения, убежденности, оценки и т.п. («я думаю...», «я не считаю нужным...», «я верю...» и т.п.). Развитое отвлеченное мышление позволяет индивиду дифференцировать множество таких оттенков суждения и предпочитать рациональный аспект суждения;
  2. гипотетическая умственная способность, функция которой состоит в порождении суждения;
  3. в психопатологии - расстройство способности к суждению суждения состоит в том, что истинными считаются суждения, которые соответствуют некоей аффективной, иррациональной потребности или вызваны нарушением мышления. Кроме того, при этом не различаются смысловые коннотации суждения, изменения его значения в зависимости от того контекста, в котором оно употребляется;
  4. процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение;
  5. критическая оценка некоторой вещи, события, человека, самого себя;
  6. в психофизике – решение относительно наличия или отсутствия сигнала или его интенсивности в сравнении с другими стимулами.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Суждение - основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. Суждение имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально.

Суждение - итог понятий и представлений. Проверка истинности С. производится в контексте логической его проверки, критичности. Такая работа над С. является рассуждением. Рассуждение , показывая истинность С., становится обоснованием его, оно вскрывает правомерность посылок С. и, таким образом, приобретает форму умозаключения. Основные виды С.: утвердительные и категорические; проблематические, действительности и необходимые.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Суждение - одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Суждение

  1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение.
  2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых работах.
  3. В логике – утверждение об отношениях между символами в форме предложения.
  4. Критическая оценка некоторой вещи, события или человека.
  5. В психофизике – решение относительно присутствия или отсутствия сигнала или оценка его интенсивности относительно других стимулов.

предметная область термина

Изучает развитие С. как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В психологической литературе даются интерпретации тех психологических механизмов, к-рые лежат в основе связи понятий между собой.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Суждение

Одна из логических форм мышления (см. ; ). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

СУЖДЕНИЕ

(англ. judgement ) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений , которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии , а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения . С. - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "суждение" в других словарях:

    СУЖДЕНИЕ - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Философская энциклопедия

    Суждение - Суждение ♦ Jugement Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… … Философский словарь Спонвиля

    Суждение - Суждение форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям… … Википедия

    суждение - Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… … Словарь синонимов

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои … Толковый словарь Ушакова

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    суждение - СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    суждение - СУЖДЕНИЕ, предположение СУДИТЬ, предполагать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    СУЖДЕНИЕ - 1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности … Большой Энциклопедический словарь

    Суждение - выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме … Психологический словарь

Книги

  • , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / Соч. ... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича… Купить за 2290 грн (только Украина)
  • Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / [Соч.] [... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича…

33. Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения. Логические ошибки, логика и софистика, ее соотношение норм логики с нормами нравственности.

(А) Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения.

Мышление 1) это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; 2) это интеллектуальный процесс построения и соотнесения мыслей с целью формирования знаний достижения истины. Мышление человека является основной функцией его сознания, а, следовательно, и основной функцией человеческого мозга.

Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения .

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие это как бы сам акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общие, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. («Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться».) В отличие от ощущения, восприятия и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. (Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Нельзя представить «зло», «доброту».) В различные эпохи понятия различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и того же человека. Для научного мышления необходимо точное определение каждого понятия.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений . Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) что-либо о чем-либо. (Пример: «Клен – растение» - суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение)

Если бы в нашем сознании существовали бы только одни понятия, не связанные между собой, то не могло быть и процесса мышления. Понятия живут лишь в контексте суждений. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – свернутое суждение.

Словесной формой выражения суждения является предложение . Суждения всегда представляют собой связь 2 понятий: о чем высказывается и что высказывается. Различают единичные, частные и общие суждения: «Ньютон открыл закон тяготения», «Некоторые люди злые», «Кость – одна из активных тканей». Суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

К тому или иному суждения человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем - с помощью умозаключения . Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий - в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Суждения, из которых выводится заключение, называются посылками.

Умозаключение операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение. (Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром зимой, видит на окне снежные узоры, он приходит к выводу, что ночью был сильный мороз.) Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно избавило его от необходимости постоянно «тыкаться носом» в результаты единичного опыта и строить неисчислимое множество частных суждений.

Дополнительно: Появилось также в то время и необходимость в предположительном знании, в гипотезе .

Гипотеза это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.Гете, «леса, которые возводят перед строящимся зданием и сносят, когда здание готово.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи. (Это система суждения и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.)

Сердцевину научной теории составляют законы. На основе глубоко познания вещей, их свойств и отношений человек может прорывать границы настоящего и заглядывать в будущее, предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной работы есть, по словам Н. А. Умова, предсказание.

(Б) Логические ошибки, логика и софистика, соотношение норм логики с нормами нравственности.

В любых рассуждениях значение всех терминов, употребленных однажды, должны быть неизменными. Содержание мыслей, задействованных в рассуждении, должно на период рассуждения как бы замереть и никак не изменяться. Отсюда основополагающий, исходный и наиболее фундаментальный признак всей формальный логики, распространяющийся и на математику – закон тождества . (А=А)Этот закон был впервые сформулирован и обоснован Аристотелем («Мысль должна быть тождественна самой себе!»)

Основная логическая ошибка , связанная с нарушением закона тождества называется подмена термина. (

1. лекарство – благо

2. чем больше блага – тем лучше

здесь произошла подмена термина – «благо» в 1 и 2 имеют разное значение)

Встречаются и другие формально логические ошибки (хотя большинство из них является, по существу, лишь вариантами «подмены»):

    поспешное обобщение (по аналогии)

    довод к публике (апелляция к интересам аудитории)

    аргумент дьявола (неуместное преувеличение)

Ошибка – это непреднамеренное нарушение правил и законов логического мышления – паралогиз м . Паралогизм, как правило, ведет к заблуждениям.

Если же логические ошибки кем-то совершаются преднамеренно (с осознанной целью введения собеседника в заблуждение), это будет софизм (от гр. - sophism – измышление, хитрость). По своему строению паралогизм не отличается от софизма. Последний отличается от первого лишь своим происхождением. В этом отношении софизм является разновидностью лжи, интеллектуальным мошенничеством.

В Древней Греции софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности. (Солон и Пифагор) Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. Софисты – «учителя мудрости»- учили не только технике политической и юридической деятельности, но и вопросам философии, а также обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Основные представители: Протагор, Горгий, Продик. Протагору принадлежит знаменитое положение: «Человек – есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, всякому утверждения может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Логические ошибки возникают в связи с низкой логической культурой человека, которые не способен выявить паралогизм, как в своих рассуждениях, так и в рассуждениях собеседника. Такой человек - удобная почва для восприятия любого рода софизмов, т.е. он может быть легко обманут в каких-либо целях другими людьми, более квалифицированно владеющими аппаратом логики и диалектики в их единстве, но «не чистых на руку». Т.о., использование софизмов является нормальным с точки норм зрения формальной логики, но не как не сочетается с нормами нравственности. (Аналогично и в религии, «дьявольщина» начинается с живописной, а потому привлекательной разболтанности мыслей, с ряда их подмен в процессе размышления и с софистики. Поэтому христианство всегда уделяло большое внимание логике, и использовало публичные диспуты, сопровождающиеся логически обоснованной критикой оппонентов церкви).

Билет № 7

Сущность суждения и его структура.

Суждение - это форма мысли, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

Отличительный признак суждения - утверждение или отрица­ние чего-либо о чем-либо. Суждение может быть истинным или ложным. Истинность суждения определяется его соответствием действительности, оно не зависит от нашего отношения к нему и носит объективный характер. Истинность суждений о простейших житейских ситуациях очевидна и не требует специального иссле­дования. В науке же на подтверждение или отрицание какого-либо суждения требовались годы напряженного труда. Это относится и к юридической практике.

Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение является суждением. Суждением может быть пред­ложение, сообщающее какую-либо информацию, характеризу­емую как истинная или ложная, т.е. это может быть только пове­ствовательное предложение.

В суждении можно выделить следующие элементы: субъект, предикат, связка и квантор.

Субъектом суждения (S ) является понятие о предмете сужде­ния, то, о чем мы судим; он содержит исходное знание.

Предикатом суждения (P ) называется понятие о признаке предмета, то, что говорится о предмете суждения. Предикат содержит новое знание о предмете. Субъект и пре­дикат называются терминами суждения .

Связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Связка объединяет термины суждения в единое целое, уста­навливая принадлежность или не принадлежность признака предмету. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире.

Квантор, или кванторное слово («все», «ни один», «некото­рые»), характеризует суждение со стороны его количества, указывает на отношение суждения ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

Существует ряд способов выявления субъекта и предиката в предложении. Во-первых, можно специально выделить субъект суждения, являющегося в предложении подлежащим. Например, «Место, где будет выступать адвокат Петров, - это суд». В этом предложении субъект является подлежащим, что подчеркивает­ся вводным предложением. Во-вторых, порядок слов в предложе­нии должен подчиняться правилу, все известное в суждении сдви­гается в сторону субъекта в начало предложения, а предикат, как носитель новизны, ставится в конце. В-третьих, можно использо­вать логическое ударение. В устной речи оно выражается усиле­нием голоса, а на письме - подчеркиванием. И наконец, очень важно учитывать контекст, который приходит на помощь в особен­но трудных случаях.

Виды суждений.

    Простые – суждение, выражающее связь двух понятий или выраженное одним понятием, когда второе пордразумевается (например, «Это - человек»; «У розы приятный за­пах»)

    по объему субъекта или по количеству;

        Единичные – суждения, содержащие утверждение или отрицание по одному субъекту (например, «Это здание – памятник архитектуры»).

        Общие - суждение, в котором что-либо утвер­ждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса с помощью слов все, никто, любой, каждый (например: «Все свидетели дали показания», «Никто не пришел на заседание».)

        Частные - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса с помощью слов некоторые, многие, немногие, боль­шинство, меньшинство, часть (например, «Часть преступлений Относится к экономическим»).

    по качеству связки;

        утвердительные – суждения, выражающие принадлежность предмету какого-либо свойства;

        отрицательные - суждения, выражающие отсутствие у предмета какого-либо свойства;

        атрибутивные суждения - суждения о признаке предмета. В них отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Атрибу­тивные суждения называются также категорическими, т.е. ясны­ми, безусловными. Логическая схема атрибутивного суждения S - Р, где S - субъект суждения, Р - предикат,«-» - связка. На­пример, «Адвокат встретился с обвиняемым».

        суждения об отношениях между предметами (так называемые суждения с отношениями). Это могут быть отношения равен­ства, неравенства, пространственные, временные, причинно-следственные и др. Например: «А равно В», «Казань восточнее, Москвы», «Семен отец Сергея» и др. (реляционные суждения)

        суждения существования , выражающие сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например, «Суще­ствуют статистические законы». Предикатами этих суждений явля­ются понятия о существовании или несуществовании предмета.

    ; умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой .

    Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине.

    Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Например, суждение "Металлы при нагревании расширяются", выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то . Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: "Земля вращается вокруг Солнца", мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

    Общие, частные и единичные суждения

    Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например, "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях или относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники"; в единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

    Непосредственные и опосредованные суждения

    Суждения образуются двумя основными способами:

    1. Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.
    2. Опосредствованно - путем умозаключений или .

    В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

    Истинные и ложные суждения

    Развитие способности к суждению

    Умением строить суждение человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребёнок начинает произносить отдельные суждения. Первоначально суждение - это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования суждения лежит . Правильность детских суждений, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений. Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы суждений развиваются не одновременно. Раньше всего формируются суждения, констатирующие что-либо. Сложные суждения, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них. В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в суждение и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить суждение к конкретному явлению.


Close