Ру́сская филосо́фия - собирательное название философского наследия русских мыслителей.

Историография [ | ]

В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно с XIX века выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил - первый историк русской философии - усматривал её истоки в дидактическом «Поучении » Владимира Мономаха , тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого .

Сведение русской философии к просвещенческой парадигме неоднократно подвергалось критике в виду редуктивизации русского философского наследия прежних эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры уходящее корнями в богословско-дидактическую литературу Древней Руси (к числу первых русских философов относят Климента Смолятича , Кирика Новгородца , Кирилла Туровского и др.).

Проф. Нина Дмитриева отмечает, что «русская философская мысль вплоть до рубежа XIX-XX веков развивалась главным образом в русле литературной критики и публицистики при преимущественном внимании к злободневным социально-политическим и этическим вопросам. А в последние десятилетия XIX века тон в академической и так называемой вольной философии стали все больше задавать мыслители мистико-религиозного толка» .

Как отмечает в своём труде «История русской духовной культуры» (Омск, 2015) профессор, д-р ист. наук Н. В. Воробьёва, современные исследователи постулируют отсутствие оригинальной национальной славяно-русской философской системы, полагая систему русской философии как явление Нового времени .

Основные школы и направления [ | ]

К числу основных направлений русской философии можно отнести:

  1. Западничество и либерализм - середина XIX века;
  2. Славянофильство и почвенничество - середина XIX века;
  3. Народничество - 2-я половина XIX века;
  4. Анархизм - 2-я половина XIX века;
  5. Космизм - конец XIX - первая половина XX века;
  6. Толстовство - конец XIX - начало XX века;
  7. Веховство - начало XX века;
  8. Софиология - начало XX века;
  9. Евразийство - первая половина XX века, начало XXI века;
  10. Марксизм-ленинизм - XX век;

Русские философы [ | ]

Истоки русской философии [ | ]

Философская мысль в Древнерусском государстве (XI-XIII вв.) [ | ]

Существование древнерусской философии дискуссионно. Одни исследователи (П. Д. Лескин, 2006) признавали факт её существования , другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблематики в древнерусской литературе . Философские мысли «еллинских мудрецов» попадали в древнерусскую литературу из переводных источников. В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека (Изборник Святослава , Кирилл Туровский , Нил Сорский), государственной власти (Иосиф Волоцкий) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати » митрополита Илариона , которого иногда называется «первым древнерусским философом» ). Этический идеал содержится в Поучении Владимира Мономаха . «Повесть временных лет» помимо историософии (этногенез как кара за Вавилонскую башню) содержит и элементы религиозной философии: разрабатываются понятия собьства (ипостаси), плоти (материи), зрака (формы), хотения (желания) и мечтания (воображения). Также в древнерусском государстве широкое хождение имела переводная литература византийских философских памятников, важнейшими из которых были сборник изречений «Пчела» и «Диоптра» Филиппа Пустынника. Среди наиболее известных авторов, оставивших философски значимые труды, следует назвать Владимира Мономаха , Феодосия Печерского , Клима Смолятича , Кирика Новгородца , Кирилла Туровского и Даниила Заточника .

Философская проблематика в трудах русских книжников XIV-XVII веков [ | ]

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Широкая полемика развернулась между последователями Иосифа из Волоколамска (в миру - Ивана Санина), прозванными «иосифлянами», и Нила Сорского (в миру - Николая Майкова), прозванными «заволжскими старцами», или «нестяжателями». Центральный вопрос, волновавший полемистов, был связан с ролью церкви в государстве и значением её земельных владений и убранства. К философии проблема убранства церквей и земельных угодий прямого отношения не имела, однако послужила толчком для рассмотрения проблем церковных владений в плоскости библейской и свято-отеческой литературы (в полемике цитируется Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Василий Великий и др.). и привело, в конечном счёте, к постановке вопроса о значении связи между верой и властью, получившей на русской почве разрешение в идее «харизмы» властителя. Дальнейшее развитие эта философская проблема получила в эпистолярном наследии Ивана Грозного и князя Курбского, в «Слове о воеводе Дракуле» Фёдора Курицына , а также в послании Ивана Пересветова. Помимо этого Иосиф Волоцкий и Нил Сорский вошли в историю в ходе борьбы с ерясями жидовствующих и стригольников, распространившихся в Новгородской земле (прежде всего, в самом Новгороде и во Пскове). С распространением ереси жидовствующих в русской интеллектуальной среде стали появляться произведения псевдо-Аристотеля. Положения стригольников по своему духу были близки гусситам. В этой связи возникает потребность не только в аргументах свято-отеческой литературы, но и памятниках латинской схоластической учёности, которые стал переводить участник «геннадиевского кружка» Дмитрий Герасимов, известный также как Дмитрий Схоластик. Примечательно, что реакция на еретиков со стороны Иосифа Волоцкого и Нила Сорского также кардинально разнилась: Иосиф Волоцкий настаивал на уничтожении еретиков, по Иосифу нужно «наносить им раны, освящая тем свою руку», в то время как Нил Сорский и Вассиан Патрикеев настаивали на необходимости увещевания, борьбы словом, а не мечом. Полемика между иосифлянами и нестяжателями стала важным примером напряжения между властью и вольнодумцами в Русском государстве, в дальнейшем вновь и вновь возникающего в истории русской философии, неоднократно подпадавшей под запрет.

Геннадиевский кружок Философия в кругу спротивномудрствующих Острожская школа

Важную роль в формировании русской философии сыграла Острожская школа, основанная князем Константином Острожским в его владениях в Остроге с целью укрепления православной веры и повышения качества трудов православного духовенства в полемике с униатами. В Острожской школе большое внимание уделялось изучению языков: древнегреческого, латинского и старославянского. При школе действовала типография, в которой служили Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев . В развитии школы также принимал участие князь Андрей Курбский . Наряду с богословской литературой, в Острожской школе изучалась схоластическая философия. Так Виталий Дубенский составил в Уневском монастыре флорилегий «Диоптра, или Зеркало и отражение жизни человеческой на том свете». Среди выпускников академии были: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий , писатель-полемист, философ, автор «Апокрисиса» Христофор Филалет и многие другие. Деятельность Острожской школы предопределила направленность философских и богословских курсов в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях.

Пётр Могила и Киевская коллегия Ртищевская школа Московская славяно-греко-латинская академия Философия в Смоленском коллегиуме

Русская философия XVIII века [ | ]

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм , приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев . Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм . Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей .

  • Пётр Чаадаев - стоял у истоков оригинальной философии, задал вопрос о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторял старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории.
  • Алексей Хомяков - славянофил , считал неудовлетворительным решение о смысле России, отстаивал идеи соборности .
  • Иван Киреевский - славянофил , отстаивал идеал допетровской патриархальной Руси.
  • Константин Аксаков - провёл различение между страной и государством.
  • Фёдор Достоевский заявил о «русской идее » и необходимости восстановления связи «образованного общества» с народом на основе национальной «почвы».

Философия всеединства В. С. Соловьёва [ | ]

Русская философия XX века [ | ]

В начале XX века крупнейшими русскими философами, под влиянием социальных и политических изменений в стране, были выпущены три философских сборника, получивших широкий общественный резонанс и оценку со стороны различных политических деятелей того времени. Эти сборники:

  • Проблемы идеализма . 1902 год;
  • Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции . 1909 год;
  • Из глубины. Сборник статей о русской революции . 1918 год.

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья . Часть философов была выслана за границу, но часть осталась в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев . Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

Экзистенциализм Н. А. Бердяева [ | ]

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874-1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма . В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошёл от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа - объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своём учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создаётся Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности. Личность - не субстанция, она - творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " - считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчёркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946).

Евразийство [ | ]

Основным в советской философии считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом - диалектика , в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм , то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания господствовала ленинская теория отражения . Исторический процесс воспринимался через призму соподчинённого отношения базиса (экономика) и надстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй , рабовладельческий строй , феодализм , капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма).

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский - Эвальд Ильенков), споры о природе информации.

Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавальности. Большой популярностью в позднесоветский период пользовались такие философы как А. Ф. Лосев , С. С. Аверинцев , В. В. Бибихин . В позднесоветский и постсоветский период получили широкое признание идеи

Популярная философия. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

Тема 9. Основные идеи и представители русской философии

1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)

2. Россия – это Запад или Восток? (П. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)

3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (А. Н. Герцен)

4. Возможно ли счастье без свободы? (Ф. М. Достоевский)

5. Может ли «Добро» быть с «кулаками»? (Л. Н. Толстой)

6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. Н. Вернадский)

7. Всеединство и Богочеловечество (В. С. Соловьев)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Фуко за 90 минут автора Стретерн Пол

Основные идеи Фуко В эпоху классицизма (Эру Разума) разделяются понятия сумасшествия и разумности и появляется идея безумия. Именно тогда возникают дома для умалишенных.Эпистема - это структура мышления, выражающая образ мыслей, который присущ определенной эпохе. Это

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

1. Общая характеристика и основные представители философии жизни Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и

Из книги История русской философии т.1 ч.I-II автора Зеньковский Василий Васильевич

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

Тема 8. Основные направления философии науки в мире 8.1. Герменевтика – философское наследие Х. Г. Гадамера Разработка философии герменевтики как одного из направлений современной европейской философии была начата итальянским историком права Эмилио Бетти (1890–1970), а

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и органично философские идеи представлены в самых разнообразных

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии Средневековье - это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм) В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии Марксизм - это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и

Из книги автора

13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители Возникшая в 30–40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма поставила задачу и предложила метод получения позитивного (хорошего, правильного) научного знания о

Из книги автора

20. Космизм в русской философии (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. О. Чижевский, В. И. Вернадский). Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» - направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир

Из книги автора

Основные идеи исторического материализма Предпосылки учения о формациях и материалистического понимания истории в целом носят в «Немецкой идеологии» не умозрительный, а фактическо-эмпирический характер. Этих предпосылок три. Во-первых, – реальные индивиды, их

Из книги автора

§ 3 Основные идеи современной европейской философии права и тенденции ее развития Новое время заявило о себе становлением капиталистического способа производства и тотальным экономическим отчуждением в условиях тройной фетишизации «товар - деньги – капитал», где

Из книги автора

Тема 4. Основные идеи и представители античной философии 1. «Золотой век» человечества2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)6. Вещество без

Из книги автора

Тема 7. Основные идеи и представители философии нового времени 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)4. Век

В результате освоения данного раздела студент должен:

знать

  • главные новации развития русской философии XX в. и особенности ее развития;
  • основные школы и направления русской философии XX в. и их эволюцию;
  • важнейшие понятия современной русской философии;

уметь

  • классифицировать школы и учения русской философии по онтологическим и гносеологическим критериям;
  • прослеживать эволюцию философских идей от Античности и до современной эпохи;
  • прослеживать влияние западной и восточной философии на школы русской философии;
  • анализировать взаимосвязи между современными философскими учениями, развитием естествознания и социокультурной динамикой;

владеть

Понятийным аппаратом современной русской философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.

Русская философия XX века

Общая характеристика

В русской философии XX в. явно выделяются своим своеобразием три периода, связанные в первую очередь с социально-политическими событиями в России, а также с влиянием на нее философских идей В. Соловьева.

Первый период – Серебряный век (1901–1917)

Начало XX в. характеризуется бурным и свободным развитием русской культуры и философии. Философия "всеединства" В. С. Соловьева нашла непосредственное развитие в трудах братьев С. Н. и E. Н. Трубецких, но она оказала значительное влияние и на многих других русских философов (Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др.) и философствующих литераторов (Мережковского, Розанова, Белого и т.д.).

Одно из центральных мест в философии этого периода по-прежнему сохраняла проблема судьбы России, которая в это время приобрела преимущественно форму дискуссий о "русской идее". Это понятие, введенное Соловьевым в 1887–1888 гг., стало предметом широчайшего обсуждения в кругах русской интеллигенции. В дискуссиях по этому вопросу участвовали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Вяч. Иванов, Карсавин и многие другие. (Обсуждение этой проблемы далеко вышло за хронологические рамки Серебряного века, оставаясь актуальным для культуры Русского зарубежья вплоть до середины XX в.)

Озабоченность судьбой страны, недовольство порядками, существовавшими в царской России, и юношеский максимализм заставили многих русских философов в молодости отдать дань увлечению марксизмом (Бердяев, Булгаков, Франк), но уже первая русская революция (1905–1907) отвратила их от социальных революций и материалистических учений, направив интересы в сторону религиозно-идеалистических исканий. В этом повороте сознания многих представителей тогдашней русской интеллигенции важную роль сыграл П. Б. Струве , который сам в 1890-е гг. прошел через увлечение марксизмом и позитивизмом.

Недовольство консерватизмом русской православной церкви и ее высших иерархов привело к возникновению течения "нового религиозного сознания", связанного с начавшейся в 1901 г. в Санкт-Петербурге деятельностью Религиозно-философских собраний (Мережковский, Розанов, Бердяев и др.).

Работы Бердяева и Шестова заложили основы экзистенциализма (или предэкзистснциализма). Франк создал концепцию "живого знания" – обращенную к человеку "философию жизни"; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н. И. Лосского. Христианский неоплатонизм получил новую разработку в работах В. Ф. Эрна. Г. Г. Шпет развивал феноменологию. На базе пришедшего из Византии еще в эпоху Средневековья исихазма в начале XX в. в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как "философия имени" (Флоренский, Булгаков,

Лосев, Эрн). В этот же период продолжалось развитие "русского космизма" (Циолковский, Вернадский).

В период Серебряного века получает широкое распространение мистицизм в виде теософии Блаватской, а также учения "четвертого пути" Гурджиева и его ученика Успенского.

Особо надо отметить в этот период развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), осуществляемое в работах Плеханова, Богданова (Малиновского) , Луначарского и Ленина.

Этот период распадается на два параллельных течения: русская философия в эмиграции (примерно 1917–1950) и собственно "советская философия" в России.

Русская философия в эмиграции. После Октябрьской революции 1917 г. ситуация для развития философии в России значительно ухудшилась. Значительная часть выдающихся философов оказалась в эмиграции (кто уехал по своему желанию, а кто был выслан и насильно – см. табл. 123). Каждый из них пережил личную трагедию, лишившись родины, друзей и близких, привычного образа жизни и т.д. По центральной темой философии "русского зарубежья" стала трагедия России как общемировая, или трагический урок, который Россия дала миру. С этим было связано дальнейшее обсуждение "русской идеи", особое развитие эта проблема получила в творчестве Ильина и Бердяева. С этим же связано и появление концепции "евразийства", основоположниками которой можно считать Н. С. Трубецкого и Флоровского; свое развитие она получила и в трудах Карсавина. В евразийстве катастрофа, случившаяся в России (Октябрьская революция 1917 г.) расценивалась как результат следования России по "западному", или европейскому, пути, совершенно не пригодному для России. Евразийцы считали, что Россия, представляющая собой "место встречи" Запада и Востока, создавшая своеобразный синтез как западной, так и восточной культуры, имеет свой особый путь развития в мире. При этом русская культура опиралась на культуру двух предшествовавших евразийских культур – эллинистическую и византийскую.

Подавляющее большинство русских философов-эмигрантов принадлежало к различным школам религиозной философии, и практически все они в этот период развивали идеи, основы которых у них сформировались еще в период "серебряного века". Поэтому тема "судьбы России" получила у них различное преломление, но всегда в рамках религиозного (православного) мировоззрения. Для всех них характерно неприятие советской власти и ее деяний, однако в годы Второй мировой войны многие из них заняли патриотическую позицию.

Именно в среде философов-эмиграитов впервые началась работа по систематическому исследованию истории русской философии (Зеньковский, Лосский, Бердяев).

Советская философия в России. Судьба философов "серебряного века", оставшихся в России, складывалась по-разному, некоторые из них (Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др.) подверглись репрессиям (табл. 124). Но, во всяком случае, примерно с конца 1920-х гг. все они уже не могли публиковать свои философские работы "немарксистского" содержания. В результате, например, Флоренский печатал в это время работы только в области техники и искусствоведения, Шпет – по лингвистике и филологии, а Лосев во второй половине XX в. публиковал работы исключительно по эстетике.

Примерно к 1930-м гг. в стране сложилась ситуация, когда единственной допустимой стала философия марксизма в виде марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма, провозглашенная единственно верной и научной. Марксизм при этом превратился почти в религию, а коммунизм выглядел как атеистическое "царство Божие на земле", о котором столетиями мечтали люди. Тезис об уникальной исторической судьбе России получил новую интерпретацию: Россия – это страна, которая для всего человечества прокладывает путь в лучшее будущее. Строительство "светлого будущего" на научной (марксистской) основе, на базе "открытых" законов развития общества, давало основания для социального оптимизма и привлекало многих людей, искренне поверивших в эти идеи. Именно они составили "костяк" советских философов. Основная работа философской мысли в этот период велась в направлении "пересмотра" всей истории философии с точки зрения марксизма. По своему масштабу и характеру эта работа (проводимая на протяжении нескольких десятилетий) вполне сопоставима с переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии (которая шла несколько столетий). Однако, к сожалению, по результатам (созданию оригинальных философских концепций) их невозможно даже поставить рядом.

Но и в таких условиях многие талантливые люди сумели достичь значительных успехов. В 1930–1960-е гг. продолжалось развитие русского космизма (Вернадский, Чижевский). Наиболее значительной мистической работой этого периода (в некотором смысле примыкающая к русскому космизму) стала "Роза мира" Д. Л. Андреева, написанная им в тюрьме (1947–1957), но впервые опубликованная лишь в 1991 г. К оригинальным работам "немарксистского" содержания относятся также книги и статьи Μ. М. Бахтина, посвященные философии культуры, философии языка и герменевтике.

В 1960–1980-е гг. благодаря "хрущевской оттепели" философская мысль обрела некоторую (пусть и небольшую) свободу. В этот период складываются и развиваются оригинальные философские идеи М. К. Мамардашвили. Э. В. Ильенков выстраивает свое понимание гегелевской диалектики. Ю. М. Лотман и возглавляемая им Тартуско-Московская школа активно занимается разработкой семиотики и философии культуры. В эти же годы развертывается активная работа в области общей теории систем, философской антропологии, логики и т.д. В целом, можно отметить, что особенно активно философская деятельность протекала в "нишах", где идеологическое давление было наименьшим .

Говоря о философии советского периода в России, необходимо также упомянуть о том, что философские идеи находили свое выражение в художественном творчестве крупнейших писателей и поэтов, режиссеров театра и кино, композиторов и художников.

Этот период составляет чуть более двух десятков лет, поэтому в развитии философии пока еще нельзя отметить каких-то особенно ярких отличий от предыдущего периода. К числу уже проявившихся особенностей можно отнести, что:

  • во-первых, марксистская философия утратила свое официально-лидирующее положение, она более не считается "единственно верной научной философией" и подвергается постоянной критике с самых разных сторон;
  • во-вторых, в настоящее время значительно вырос (или "вышел из подполья") интерес российских философов к самым различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен, по контрасту с советским периодом, интерес к мистическим учениям);
  • в-третьих, весьма активно ведется осмысление всего того философского наследия, которое в советский период но идеологическим причинам было недоступно (печатаются переводы важнейших трудов крупнейших философов Запада и Востока; проводятся конференции и пишутся монографии по феноменологии, экзистенциализму, психоаналитической философии и т.д.);
  • в-четвертых, обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него "плюрализм" философских учений.

Таблица 124

Государственная власть в России и судьбы философов

В царской России

Имя

Годы жизни

Судьба философа

Радищев А. Н.

В 1770 г. арестован, осужден на смертную казнь, замененную 10-летней ссылкой; с 1797 по 1801 г. жил под надзором полиции в имении отца; в 1801 г. его вернули на государственную службу; в 1802 г. покончил собой

Чаадаев П. Я.

"Высочайшим повелением" в 1836 г. объявлен сумасшедшим, подвергнут домашнему аресту и медицинскому наблюдению в течение полутора лет; до конца жизни не имел права публиковать свои работы

Герцен А. И.

В 1834 г. за революционную деятельность был арестован и отправлен в ссылку до 1840 г., в 1841–1842 гг. – вторая ссылка; с 1847 г. проживал за границей

Бакунин М. А.

Принимал участие в буржуазной европейской революции 1848–1849 гг., был арестован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение; в 1851 г. выдан русскому правительству: в 1851–1857 гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселение, бежал оттуда и в дальнейшем жил за границей

Достоевский Ф. М.

В 1849 г. за революционную деятельность был арестован и осужден на смертную казнь, замененную 4-летней каторгой, затем несколько лет вынужден был служить в армии рядовым

Лавров П. Л.

В 1866 г. за революционную деятельность был арестован и сослан; в 1870 г. бежал из ссылки за границу

Чернышевский Н. Г.

В 1862 г. за революционную деятельность арестован и заключен в Петропавловскую крепость, в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири; в 1883 г. переведен в Астрахань (благодаря тайному соглашению властей с народовольцами в качестве "платы" за их отказ от террористических актов на коронации Александра III)

Кропоткин П. А.

В 1874 г. за революционную деятельность был арестован и заключен в Петропавловскую крепость; через два года бежал и скрылся за границей; во Франции был арестован и осужден на пять лет тюремного заключения, после освобождения жил в Англии до 1917 г., после февральской революции вернулся в Россию

Ленин В. И.

В 1887 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках) арестован и сослан до 1888 г.; в 1895 г. вторично сослан до 1900 г., после чего уехал за границу, откуда вернулся в 1905 г.; в 1907 г. опять эмигрировал, окончательно вернулся после февральской революции 1917 г.

Бердяев Н. А.

В 1898 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках и пропаганда марксизма) исключен из университета, в 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию

Франк С. Л.

В 1899 г. выслан из России за пропаганду марксизма

Сорокин П. А.

В 1906 г. был арестован за революционную деятельность, но отпущен и взят на учет полицией

В Советской России

Розанов В. В.

Умер в России от истощения

Циолковский К. Э.

Вернадский В. И.

Жил в России – СССР, репрессиям не подвергался

Мережковский Д. С.

В 1919 г. нелегально эмигрировал из России

Шестов Л.

Новгородцев П. И.

В 1920 г. добровольно эмигрировал из России

Струве П. Б.

В 1918 г. добровольно эмигрировал из России

Лосский Н. О.

Булгаков С. Н.

В 1923 г. насильно выслан из СССР

Бердяев Н. А.

Был арестован в 1920 г., но отпущен; в 1922 г. насильно выслан из России

Франк С. Л.

В 1922 г. насильно выслан из России

Вышеславцев Б. П.

В 1922 г. насильно выслан из России

Гурджиев Г. И.

После 1919 г. добровольно эмигрировал из России

Успенский П. Д

В 1921 г. добровольно эмигрировал из России

Шпет Г. Г.

В 1935 г. был арестован и сослан, в 1937 г. арестован вторично и приговорен к 10 годам, а затем к расстрелу. Посмертно реабилитирован

Зеньковский В. В.

В 1919 г. добровольно эмигрировал из России

Карсавин Л. П.

В 1922 г. насильно выслан из России, в 1940 г. работал в Вильнюсе, и в результате присоединения Прибалтики к СССР стал советским гражданином; в 1947 или 1948 г. был арестован и сослан на Северный Урал; в 1950 г. и сослан в инвалидный лагерь в Коми АССР, где умер от туберкулеза

Флоренский Π. Λ.

В 1928 г. выслан из Москвы на три месяца; в 1933 г. арестован, осужден на 10 лет; в 1937 г. уже в лагере вторично осужден и приговорен к расстрелу. В 1958 г. полностью реабилитирован

Ильин И. А.

В 1922 г. насильно выслан из России

Федотов Г. П.

В 1925 г. добровольно эмигрировал из России

Сорокин П. А.

После Октябрьской революции 1917 г. трижды был арестован; в 1922 г. насильно выслан из России

Ильин В. Н.

В 1919 г. добровольно эмигрировал из СССР

Флоровский Г. В.

В 1920 г. добровольно эмигрировал из России

Бахтин Μ. М.

В 1929 г. арестован и приговорен к 5 годам лагерей; из-за тяжелой болезни приговор был заменен на ссылку; после окончания ссылки в 1936 г. ему было запрещено проживать в крупных городах; с 1965 г. жил в Подмосковье, а с 1971 г. – в Москве

Лосев А. Ф.

В 1930 г. был арестован и приговорен к 10 годам лагерей, но в 1932 г. освобожден, в 1933 г. с него снята судимость, и он восстановлен в гражданских правах

    Основные этапы развития русской философии: особенности их формирования, главные представители, ключевая проблематика

    Характерные черты русской философии.

    П.Я. Чаадаев – первый русский философ.

    Западники и славянофилы: спор о путях развития России.

    Русская религиозная философия 2-й половины ХIХ – начала ХХ вв. Русская идея и ее современное звучание.

    Материалистическая (революционно-демократическая) традиция русской философии.

    Философия русского космизма.

    Философские взгляды русских естествоиспытателей.

    Научные и философские взгляды В.И. Вернадского: учение о биосфере и ноосфере, размышления о роли научно-технического прогресса, о соотношении науки и философии и др. Гуманистическая направленность идей В.И. Вернадского.

    Философские взгляды современных российских мыслителей и ученых-естествоиспытателей

1. Основные этапы развития русской философии.

Русская философия глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре.

Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии. Представители первой из них считают, что философия на Руси существует с Х века, и характеризуют средневековую мысль как целостный культурный феномен, включающий в себя совокупность представлений философского, религиозного, этического, художественного характера. Сторонники другой точки зрения определяют данный период как предфилософский и считают, что русская философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века.

Длительный период со времен Киевской Руси до ХVIII в. стал периодом накопления духовного опыта, формирования русской философии как самостоятельного явления. Этот процесс был сложным и противоречивым, что было обусловлено прежде всего особенностями социально-исторического процесса в России: вековой борьбой с иноземными захватчиками, необходимостью освоения огромных пространств, сопротивлением тоталитарному гнету, высокой степенью расслоения общества и т. д. Следует добавить, что очень поздно, лишь в конце ХVIII века, в России стала складываться система народного образования. Несмотря на эти крайне неблагоприятные условия, в России неуклонно развивалась духовная жизнь. История отечественной мысли Х – ХVIII веков представляет собой область не только религиозного сознания, но и своеобразной, богатой по своим формам социальной, исторической, этической, художественной направленности. Российская общественная мысль этого периода коснулась всех существенных тем философии, однако не сумела достигнуть уровня философского обобщения в силу своей «обремененности проблемами текущей жизни»(В.В. Зеньковский).

В любом случае русская философия прошла длительный путь формирования и развития, основные этапы которого совпадают с этапами развития гражданской истории России.

1) Философия средневековой Руси (Х – Х VII вв.) . Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви. Православная литература во многом определяла становление и развитие средневековой мысли на Руси, в которой элементы философского содержания выражались преимущественно в религиозной форме. В литературе киевской руси, основными жанрами которой были послания, моления, поучения, сказания, слились воедино религиозные представления, идеи философского содержания, элементы фольклора – народного сознания.

Первым философским произведением на руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – утверждение исторической миссии руси, определение ее места во всемирной истории. Илларион отверг идею богоизбранности одного народа, он излагает учение о равноправии всех народов и о христианстве как духовной основе движения народов к спасению, к истине.

Последователем иллариона стал Владимир Мономах – первый образованный правитель руси. Его «Поучение» представляет собой свод нравственных правил. Мономах разрабатывает идею индивидуальной неповторимости каждого человека, считает, что оценивать качества человека надо по его трудовой деятельности, по нравственному значению его поступков. В оценке деятельности правителя государства, по мнению Мономаха, тоже на первый план выходят нравственные характеристики. Вражда между князьями противоречит интересам народа. Единство русских земель – это не только политическая, но и нравственная цель.

В периодМосковского государства (ХIV – ХVII вв.), когда перед Русью встали задачи сохранения национальной независимости, образования единого централизованного государства, развитие философской мысли неразрывно связано с социально-политическими событиями. Философские идеи в этот период выражаются преимущественно в религиозной и художественной форме (причем не только литературной: например, Андрей рублев через иконопись выражает свою концепцию троичности мироздания, взаимоотношений духовного и телесного, вечного и преходящего). К этому же периоду относится и начало формирования светской общественной мысли. Ее представителем стал, прежде всего, Андрей курбский – один из виднейших военных и политических деятелей времен И. Грозного. В его сочинениях были изложены основы логики и диалектики. Курбский разделяет религию и философию как области духовной жизни: религия – это область богосозерцания, а философия – это знание, это учение о мире и человеке.

2) Философия эпохи Просвещения (Х VIII – первая четв. Х I Х вв.) . ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.

Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма. Большое место в их творчестве занимают проблемы социальной философии: государства и права, равенства людей, роли науки и образования в общественном развитии.

М.В. Ломоносов величайший представитель русской культуры ХVIII в. У Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления: стремление проникнуть в глубинную сущность всех явлений, проследить их взаимосвязь, рассмотреть каждое конкретное явление в связи со всей природой. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человека, человеческого разума. Человек в произведениях ломоносова – это существо активное, действующее, познающее и преображающее мир и в то же время пораженное величием вселенной, ее гармоничностью. На основе своих естественнонаучных исследований Ломоносов пришел к ряду важных философских идей: атомно-молекулярная картина строения материального мира, закон сохранения вещества, принцип эволюционного развития всего живого, идея бесконечности Вселенной и др. Он дает определение материи, рассматривает формы движения материи и приходит к идее перехода одних форм движения в другие. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов. Ломоносова можно считать одним из крупнейших представителей механистического материализма в мировой философской культуре.

А.Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», борец против абсолютизма и крепостничества. Его философские взгляды во многом противоречивы: он излагает материалистические и идеалистические взгляды, религиозные и атеистические. В своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии», написанном в сибирском остроге, он разрабатывает философское учение о бытии, человеке и его душе. Существование души, считает радищев, зависит от материальной системы: мозга, нервов, чувственности. Материальный мир обеспечивает телесное существование человека и развитие его творческих способностей. В то же время радищев приводит доводы об обратном влиянии души на тело, что позволяет ему сделать вывод о бессмертии духовного. Впервые в русской философии он дает определение материи через соотношение ее с сознанием (материя воспринимается только сознанием человека). Важнейшим свойством материи он считал движение. Т.е. в учении о бытии он развивал материалистические взгляды. В теории познания он стоит на идеалистических позициях: процесс познания, по его мнению, существует как проявление некоей рациональной силы. В познании действительности на первый план он выдвигает нравственную оценку.

3) Классическая русская философия (Х I Х – нач. ХХ вв.) .

В середине ХIХ века в России сложились определенные предпосылки формирования философии как самостоятельного явления.

Первой из них стала необходимость синтеза высказанных в течение веков идей, претворения их в целостную систему.

влияние философской культуры Запада, усилившееся в связи с преобразованиями ХVIII в., является следующей предпосылкой формирования философии в России. Европейская философия, прежде всего немецкая классическая философия, стала теоретическим основанием формирования самостоятельной философской мысли в России. В то же время русская философия с самого начала складывалась как самобытное явление, ее главным мотивом было стремление выразить в философской форме опыт национального бытия, менталитета, религии и культуры России.

одной из важнейших предпосылок становления философии в России стал подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, трагедией 14 декабря 1825 года, надеждами на коренные социально-политические преобразования, связанными с крестьянской реформой 1861 года. В этом плане расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. Постановка проблемы национального своеобразия России требовала философского уровня осмысления.

Таким образом, становление и интенсивное развитие русской философии как самостоятельного явления в ХIХ в. было вызвано необходимостью теоретического обобщения духовной жизни русского народа, осмысления в рационально-философской форме исторического пути России, особенностей ее культурного развития с учетом отечественного и западноевропейского опыта.

Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление, в ней можно выделить несколько основных направлений: религиозно-идеалистическое, революционно-демократическое, а также литературно-художественную и естественнонаучную линии.

4) Русская философия ХХ века .

Этот период можно подразделить на 3 этапа:

Философия «серебряного века» русской культуры,

Философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

Философия советского периода.

Начало ХХ в. в философии связано с именами Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова и других религиозных мыслителей. В начале ХХ века в Петербурге и Москве действовали религиозно-философские общества, издавался целый ряд журналов и сборников (самые известные из них – «Вехи» и «Из глубины»). В центре внимания религиозных мыслителей этого периода 2 круга вопросов: 1) идеи религиозного обновления, вопросы о формировании «нового религиозного сознания», о создании системы воззрений, доказывающих полезность религии для общества и человека; 2) размышления о судьбе страны, в которых на первый план выступали вопросы о направленности общественного прогресса, о социальных ориентирах движения в будущее; обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям.

Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии. Он связан с развитием марксистского учения в работах В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. В центре внимания этих мыслителей – проблемы бытия и развития, теория познания, логика, вопросы общественного прогресса и проблема личности. Со 2-й половины 50-х гг. на первый план здесь выходят абстрактно-логическая и историко-философская области. Крупнейшими представителями этого этапа являются А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков, Ю.М. Лотман и др.

5)Философия современной России .

    В статье представлен список послов России и СССР в Дании. Содержание 1 Хронология дипломатических отношений 2 Список послов … Википедия

    Список известных философских школ и философов перечень известных (то есть регулярно включаемых в популярную и учебную литературу общего профиля) философских школ и философов разных эпох и течений. Содержание 1 Философские школы 1.1… … Википедия

    Философов фамилия. Философовы дворянский род. Философов, Алексей Илларионович (1799 1874) российский генерал от артиллерии. Философов, Дмитрий Алексеевич (1837 1877) генерал майор, начальник 1 й бригады 3 ей гвардейской… … Википедия

    Александрович (1861 1907) российский государственный деятель, Государственный контролёр России (1905 1906), министр торговли и промышленности (1906 −1907). Философов, Дмитрий Алексеевич (1837 1877) российский военачальник, генерал майор.… … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/26 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

    Эта страница информационный список. В этом списке собраны сведения о выпускниках Царскосельского лицея. В разное время выходили Памятные книжки Лицея, в которых приводились сведения о судьбах выпускников. Информация дана по годам выпуска и… … Википедия

    Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Основная статья: Конец света Хотя традиционные религии не говорят о конкретной дате конца света, О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору п … Википедия

Книги

  • Проблема целостности и системный подход , И. В. Блауберг. В монографии видного российского философа и методолога науки Игоря Викторовича Блауберга (1929-1990) публикуются его основные работы по философии, методологии и истории системных…
  • От лингвистики к мифу. Лингвистическая культурология в поисках "этнической ментальности" , . Истинно великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть…

Close