Что такое блуд и любодеяние

Знайте, что никакой блудник не имеет наследия в царстве Христа и Бога.

Еф. 5, 5

Святой Апостол Павел советует христианам не говорить даже об этом грехе, великом и мерзостном, пред Богом: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Но, к несчастью, этот порок, столь общ и известен, что по необходимости надобно обратить на него внимание, указать на величайшую гнусность его и вред.

Под именем любодеяния разумеются многие виды грехов; наименуем некоторые из них.

Блуд - беспорядочная плотская любовь между женщиной и мужчиной, не находящимися в супружестве. Святой Апостол Павел строго воспрещает этот грех: «чтобы не было между вами такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12, 16).

Прелюбодеяние - беззаконное сожительство мужа с чужой женой, или жены с чужим мужем. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляются к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем «(Мф. 5, 27. 28).

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

Малакия - грех рукоблудия, онанизма. За это ожидает наказание, по слову Апостола Павла: «ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 9. 10).

Кровосмешение - когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорит об этом постыдном грехе св. Апостол Павел:«есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего… Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело… и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа «(1 Кор. 5, 1–5).

Мужеложство - это грех гомосексуализма. Этот грех именуется также грехом «содомским». Эти грешники «достойны смерти по праведному суду Божию и собирают себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога «(Рим. 1, 32; 2,5).

По учению св. Апостола Павла, не должно сообщаться с блудником, даже есть вместе с ним, выйти из среды развращенных, отделиться от них и не прикасаться к нечистому.

Что же делать, чтобы избавиться от любодеяния, влекущего за собой гнев Божий и наказания? Во Святом Евангелии сказано: «если правое око соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5, 29). Вырвать глаз или отрезать у себя руку - это значит удалить из сердца наклонность ко греху, разорвать с ним связь и навсегда оставить, бросить его. Чтобы это исполнить, нужно:

1. Избегать развлечений, которые вводят в соблазн.

2. Избегать праздность, которую поистине называют матерью всех пороков. Когда человек трудится и занят делом, то искушения диавола становятся гораздо слабее.

3. Быть умеренным в пище и питии. Пророк Иезекииль среди беззаконий Содома указывает и пресыщение. «Беззаконие Содома, - говорит он, - было в гордости, пресыщении и праздности» (Иез. 16, 49).

4. Помнить, что безнравственные книги, развратные изображения, разнузданные песни, эротические фотографии и фильмы - опасны. Трудно избегать греха, когда живешь в атмосфере веселья, радости, шума.

5. Помнить всегда о страшном суде Божием и о тех мучениях, которые ожидают грешников.

6. Усердно молиться Богу и призывать Его на помощь: без помощи Божией ничего не можем делать. «Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый… уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта диавола, и вдруг по- мысл или помыслы исчезнут» {св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская - блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.

Преподобная Мария Египетская

«Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества», — прп. Иоанн Лествичник

Девственность — сегодня это слово звучит крайне неприлично, почти как ругательство. Трудно найти христианскую добродетель, которая была бы более осмеяна современным обществом, чем целомудренное хранение себя до брака. Почему Церковь продолжает стоять на своем, и утверждать, что супружеские отношения между двумя людьми не должны начинаться до брака. Почему блуд — это смертный грех? Как блуд действует на человека, что дает ему и чего лишает? Объясняет настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов:

— Почему Церковь называет блуд тяжелым, смертным грехом? Человек ведь «никого не убил и не ограбил»?

— Апостол Павел говорит: "Могу ли я отдать свои члены, которые являются и членами Христовыми, блуднице?" Когда я причащаюсь Тела и Крови Христовых, я становлюсь так же участником и членом тела Церковного и даже тела Христова. «Отдам ли блуднице? Да не будет!», — говорил апостол Павел. Это очень важные слова. Этот запрет подтверждается практикой.

Когда видим перед собой блудницу, смотрим на нее, нам страшно становится, причем от возраста человека это не зависит. Человек может быть совсем молодой. Я видел одну такую, пришедшую к нам на службу на приходе, ей было всего лет 20. Она была вся как будто выжженная изнутри, как будто внутри у нее ничего нет, и это было очень-очень страшно.

В юности лично я тоже задавался вопросом, а какой в этом грех? Как мне объяснили некоторые батюшки, человек, соединяющийся с противоположным полом, образует такое таинственное единство, которое пока нельзя объяснить рационально и научно. Человек соединяется с другим в полном смысле этого слова. Он срастается с ним какими-то такими нитями и такими физическими и духовными связями, что когда он уходит, то разрывает себя и разрушает эту связь. Я не говорю о душе, это очень высокая материя. Но даже на психофизиологическом уровне человек терзается, рушится, рассыпается изнутри так, что на человека после этого страшно смотреть.

Вот он вроде симпатичный, хорошо говорит, а как откроет рот, скажет, и у него изнутри раздается что-то адское, и он сам как сгоревший. Я эту женщину увидал года два спустя после того, как она в первый раз пришла. Она сумела выйти из этого состояния, принести подлинное покаяние, вышла замуж, и лицо у нее стало нормальным. Это редкое исключение. Кто-то за нее сильно молился! Мы знаем, что обычно у людей, которые занимаются блудом, возникает страшная зависимость от этого. От этого нельзя уйти, это затягивает, и человек постепенно внутренне, а потом и физически умирает.

Хочу обратить ваше внимание, что преподобный Макарий Египетский в первом томе Добротолюбия нас всех предупреждает: «Ни в коем случае никого никогда не осуждайте, даже явную блудницу. Ибо Бог может и ее спасти и привести в первоначальное состояние».

— А некоторые говорят «я погуляю, нагуляюсь, а потом уже женюсь»?

— Эти люди живут, не чуя под собою страны . Я цитирую не в политическом смысле, а в духовном. Они не различают и не понимают. Для меня это тоже была загадка. Я вырос в церковной семье. И у меня отец был священником. Но я не мог понять - в чем же загадка? Почему душа имеет какое-то очень важное и необъяснимое соединение с половым устройством человека? С какой стати? Почему так Бог устроил?

Я думаю, Бог устроил вся добро зело . Но вы знаете, вообще-то видно, что человек, который не порушил свою девственность, весь как будто светится. Девушки, которые не потеряли свою девственность, наполнены и духовным и душевным каким-то особым состоянием, которое не гаснет. Это у них проходит после внезапной потери девственности вне христианского брака.

Я это видел однажды в одной библиотеке. В одну неделю я пришел, девушка порхала как птичка изумительной красоты и вся светилась. Через неделю пришел в тот же зал — девушка та же, порхает так же, но света нет. И кольца на руке нет. Это было так скорбно и так больно. Она по привычке порхает, а света-то нет, легкости нет. Птицекрылость ушла, она стала как все, перестала светиться этим особым небесным и божественным огнем, который заложен в душу каждого человека. В чем загадка? Мы просто не знаем.

Господь дает заповедь «не блудить» по принципу «черного ящика», это понятие из кибернетики — «не делай этого». Если спросить «Господи, пожалуйста, объясни мне, почему нельзя нарушать свою девственность и до брака вступать в отношения?» Господь посмотрит на меня внимательно и скажет: «Дорогой Мой, я могу объяснить».

Мне сразу вспоминается учебник по Microsoft Word — страниц 900 или 1200. Я прочел и ничего не понял, пришлось перечитывать. Господь скажет — вот тебе помещение в шесть метров высотой и там до потолка сложены инструкции и учебники, объясняющие психофизиологическую и духовную механику процесса — почему нельзя блудить. На чтение этих инструкций потребуется 300 или 400 лет. Если хочешь — попробуй. Я отвечу «Господи, я не проживу так долго». А Он ответит: «Так поверь тогда Мне. Не делай. Не прелюбодействуй! Почему? Ты не поймешь, жизни не хватит». Ангелы понимают, а ты ничего не понимаешь. Поверь Богу и не греши — вот как можно образно сказать по этому поводу.

— Почему в обществе блуд не считается предосудительным и широко распространен, в том числе и в произведениях искусства. Редко какая книга бывает без постельных сцен.

— Вы задаете совершенно странный вопрос, как будто вы не живете в ХХI веке. Чему вы удивляетесь? Идет колоссальный и очень быстрый распад человечества, распад культуры. Распад так страшен, что это не опишешь, опять понадобится комната заполненная текстами.

Не обязательно даже обращаться к дореволюционной эпохе, чтобы увидеть этот распад. Этот процесс наблюдается даже в течение жизни одного поколения. Я вижу, какие были мои одноклассники, и какие сейчас манеры в школах.

Говорят, что до 9 класса не доживает ни одна девушка без того, чтобы не разрушить свою девственность. Еще мои одноклассники, а я выпустился в 1967 году, были более целомудренными. А в 1958 году видный молодой человек, будущий лауреат Нобелевской премии, будущий знаменитый писатель Габриэль Гарсия Маркес приезжал на Фестиваль молодежи и студентов в Москве. И оставил такое воспоминание: "Что это такое, почему такие странные девушки в России? С ней знакомишься, а она ни в коем случае не разрешает общаться с собой как муж с женой. Откуда они такие взялись?" Еще в 58 году такие были девушки, которых даже будущий лауреат Нобелевской премии не мог соблазнить.

И сейчас есть такие, но уже очень мало, и скорее всего в деревнях и провинции. Дай им Бог, чтобы они были героями и были мужественны в этом вопросе.

Более того, свт. Игнатий Брянчанинов написал, а о. Иоанн Крестьянкин неустанно повторял: "Не думай, человек, что ты своей грешной рукой остановишь распад и приближение человечества к концу". Пытайся сохранить себя и своих детей и внуков.

Очень жалко, что люди не задумываются и не задают себе вопрос - а почему? Почему моя дочь или внучка растет, и мне не все равно, - будет ли она к окончанию школы девственницей или нет? Я-то понимаю — почему. А почему все вокруг не понимают, не переживают из-за этого? Они совсем отучились от глядения на небо? Человек прямоходящий смотрит на небо — так Бог устроил.

А мы только в землю смотрим, как свиньи в "Одиссее" Гомера. Здесь нечего спрашивать, здесь все ясно и просто. И мы не удержим мир никогда. Мы просто уговариваем наших верующих, детей и внуков наших прихожан: не делайте этого. Как Господь хоть и может объяснить, но человек не сможет понять, так и мы говорим — Не теряй своей девственности, не прелюбодействуй! Господь сказал, давайте выполняйте. Чтобы понять — 300 лет потребуется, у нас нет столько времени.

—Знакомая хочет послушать Бога, даже исповедалась в своем блуде, причащалась. Но она все равно знает, что будет блудить. Она говорит: «Я очень хочу выйти замуж, мне уже за 30, а сейчас никто не согласится со мной встречаться, если я не буду с ним спать. Без этого я мужа не найду». Что ей сказать?

«Какой мерой меряете — такой будет отмерено вам» . Если она скажет: «А я придерживаюсь христианских воззрений — до брака я не имею права нарушить свое девство. Как хотите, так меня и принимайте», — я думаю, человек умный вцепится в нее и не отпустит никогда.

В 1970-е годы я, изучая немецкий язык, читал воскресное приложение к берлинской газете Wochenpost. Там был раздел объявлений, я для тренировки все их читал. И я с удивлением и восторгом прочел маленькое объявление мелким шрифтом, в котором немецкий молодой человек пишет: «Я ищу девушку с христианским мировоззрением для создания семьи».

Вот! Пускай она скажет, что она христианка, что она верующая. За нее уцепятся и на руках будут носить — это еще сохранилось в русском народе. Это поймут. А если будущий муж не хочет этого понять, а хочет блудить направо и налево, такой муж никому не нужен. И ей тоже не нужен — с таким мужем не будет ни семьи, ни счастья. Пусть из детского дома ребенка возьмет.

Блуд - это кнопка самоуничтожения

— Чтение жития Марии Египетской, как казалось бы, давно должно было всем надоесть. До смерти. Но мы каждый год слушаем и слушаем как бы заново. Мы за целый год изменились. А за семь лет, говорят, все клетки меняются. Мы уже другие. Так многие люди по нескольку раз в жизни перечитывают классические книги. Они прочитывают их новыми глазами, своей новой изменившейся личностью.

И это чтение жития — чудом сохранившийся пласт глубокой древней культуры и Уставных чтений. Они нас формируют, учат слезы проливать, радоваться освобождению Марии Египетской в тяжелых, жутких условиях — в пустыне каталась по земле. Но она смогла это сделать. Так и мы должны устоять — мыслью даже не грешить. Она дисциплинирует всех нас, поддерживает всех нас.

И поэтому мы и читаем про нее каждый год. И помоги нам, Господи, молитвами преподобной Марии Египетской, удержать то, что у нас есть. И нашим детям и внукам помоги. Иначе мы сами себя не только окрадем, но и уничтожим. Потеря девственности вне брака — это кнопка самоуничтожения. Когда ракета падает, чтобы она никого не задела, на ней запускают механизм самоуничтожения. Запускать такой механизм у себя ни в коем случае нельзя.

Если бы люди это поняли, если бы наука это подтвердила, от блуда бы бегали как от огня. И я думаю, со временем люди поймут, как это страшно, если раньше не наступит Конец света. Помоги, Господи, чтобы люди поняли.

Кстати, в христианском браке, когда венчание совершится, девственность нарушается. А свет не уходит! Вот парадокс, вот чудо. Верующие, верные друг-другу люди сохраняют легкость и юношескую светлость, радость, веселье до конца своей жизни. Это чудо — большая радость, но мало кто его замечает. А оно стоит того, чтобы об этом подумать и сделать если не научные, то общечеловеческие выводы для самих себя и своих близких.

Против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие.

В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр. , , , греч. πορνεία,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано , означающее прелюбодеяние, т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: и безбрачие (целибат). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия).

В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62).

В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17).

Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» (Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: « » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

Вместе с тем пришедший призвать «грешников к покаянию» (Мф 9. 13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: «Иди и впредь не греши» (Ин 8. 3-11). Раскаявшиеся блудницы, к-рым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф 21. 31), стали верными Его ученицами, а одна из них, Мария Магдалина, первой увидела Его воскресшим.

Б. предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием Б. относится к плотским страстям, т. е. страстям, связанным с потребностями тела. Ап. Павел и св. отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, «а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6. 18), «не как убийца, который против чужого тела [грешит], сохраняя свое неуязвленным, не как любостяжатель, который вредит иному, остерегаясь вреда собственному телу, блудник сам себе вредит, сам себя пронзает стрелой бесчестия... заботится об ограблении собственной плоти» (Greg. Nyss. Adversus fornic.). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.

Наставляя в неполезности для неискушенных рассуждать о движениях страстей и считать за лучшее пребывание относительно этого в блаженной простоте (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 75), прп. говорит о непосредственных причинах блудной страсти и о ее тесной связи с др. страстями: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Ibid. 15. 20; ср.: Isaac Syr. Sermones. 43, 70, 77). Прп. добавляет к причинам блудной страсти «смехотворство и дерзновенное парение мыслей», к-рые «есть дело блудного демона» (Isaac Syr. Sermo 68).

Началом развития блудной страсти является помысел, на борьбу с к-рым христианин должен направлять больше всего аскетических усилий, чтобы обрести способность владеть своим умом. «Некоторые,- пишет прп. Иоанн Лествичник,- ублажают скопцов по естеству; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя» (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 21). Чтобы не позволить нечистому помыслу войти в сердце, во внутренний храм души, важно не допустить согласия с помыслом (Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 13). В связи с этим свт. Феофан Затворник советует не позволять себе без разбора все видеть, все слышать и всего касаться; спешить изгладить смутившие впечатления; избегать встреч с предметом прошлых искушений; уметь все встречаемое перетолковать для себя в духовном смысле (Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 19916. С. 222-224).

Аскетика тесно связывает Б. с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке, как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в др. человеке лишь объекта для удовлетворения. Перед христианином в браке на путях борьбы с грехом стоит сложнейшая задача отделения полового чувства от «по-хотения», ибо похоть в браке искажает его цель и, значит, является Б. Перед монахом (и христианином, отказавшимся от брака) - задача борьбы с грехом через полное умерщвление полового чувства с целью его преображения в новом, духовном, человеке.

Блудная страсть может принимать необычные формы: чрезмерно страстное обличение Б. в др. людях со смакованием различных подробностей или - разновидность духовного самообмана, когда отношения с Господом, молитва, переживание Его присутствия явно переплетены с нездоровым состоянием нервно-половой системы (см.: Варнава (Беляев), еп. С. 159-160). Б. легко уживается с любовью к ближнему (Там же. С. 321): «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы» (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 46); в то же время блудная страсть может перетекать в фарисейскую гордыню и нелюбовь к людям как кажущийся способ защиты от Б.

Б., как и любая др. страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через таинства Церкви. «...Как целомудрие выше естества человеческого, так и окончательная победа над блудом зависит не от нас, но есть дарование Божие», к-рое «вмещается только в одних смиренных, посему без смирения избавиться от блудной страсти невозможно» (Варнава (Беляев), еп. С. 166). Св. отцы признают, что брань с блудной страстью «более других продолжительная, постоянная, жестокая» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 1), ибо «целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 4), и, «сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 17). Душевно-телесная природа Б. предполагает особые средства практической борьбы с ним. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами,- говорит прп. Иоанн Лествичник,- ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества»; «представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарования целомудрия» (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 24, 26; ср.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 5, 6). По прп. Иоанну Кассиану Римлянину, поскольку нападение страсти блуда бывает двоякое, на тело и на душу, то нельзя одержать победу иначе как при условии совместной борьбы тела и души. «Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия», хотя бы он подкреплялся физическим трудом, если ему «не будет предшествовать сокрушение духа, постоянная молитва... продолжительное размышление о Священном Писании», соединенное с духовным разумением, «а прежде всего если в основание не будет положено истинное смирение» (Ibid. VI 1). Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие (Ibid. VI 3; Idem. Collat. V 4; Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 44).

Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к Б. (1 Кор 5. 1-11) с пастырской любовной заботой о грешнике: «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого... покаянием» (Григ. Нис. 8). Каноническое право отличает Б. от прелюбодеяния (Григ. Нис. 4), наказания за к-рое вдвое строже, чем за Б.: «Да будет... различие образа покаяния во грехах сладострастия» (Там же). В древних церковных установлениях под влиянием господствовавшей тогда общественной нравственности, не изжившей совершенно наследия языческой морали, под Б. помимо плотских отношений между людьми, не состоявшими в браке, понималось удовлетворение похоти между женатым мужчиной и незамужней женщиной (Васил. 21), т. е. грех женатого мужчины на практике не приравнивался к прелюбодеянию (к-рое усматривалось только в попрании супружеских прав мужа). «Причину этому назвать нелегко,- пишет свт. ,- так принято в обычае» (Там же).

Мирянин за Б. отлучается от Причащения на 7 лет по Васил. 59 или на 9 по Григ. Нис. 4, но для «ревностно проходящих покаяние» срок епитимии может быть сокращен. Монах за Б. подвергается епитимии как за прелюбодеяние - отлучается от Причащения на 15 лет (Васил. 60). Клирики, впавшие в Б., извергаются из сана (Ап. 25; Васил. 3), но не лишаются Причастия, т. к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. Насиловавший необрученную деву подвергается отлучению и принуждается взять девицу в жены (Ап. 67). Блудницей считалась отроковица, вышедшая замуж без согласия отца (Васил. 38), рабыня - без согласия своего господина (Васил. 40), поэтому браки против «воли обладающих» приравнивались к блудодеянию (Васил. 42). За грех рукоблудия мирянин подвергается 40-дневной епитимии, к-рую должен проводить в сухоядении, делая ежедневно 100 поклонов (Иоан. П. 10); взаимное рукоблудие наказывается вдвое строже (Иоан. П. 11); за тот же грех женщина также подвергается епитимии (Иоан. П. 13). На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.

В «Основах социальной концепции РПЦ», документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором 2000 г., в разделе, посвященном нравственности, состояние совр. общества характеризуется как духовный кризис (X 6), к проявлениям к-рого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности Б., обмирщение мн. церквей, благословляющих греховные формы отношений полов. В этих условиях Церковь призвана открыто назвать грехи, вскрыть их сущность и указать человеку пути к исцелению.

Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством гос-ва, не считая его Б., но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.

2. Тема «духовного» Б. человечества является одной из главных в ВЗ. Бог, заключивший Завет со Своим народом, как бы взял в жены Свою единственную любовь - невесту Израилеву. Но пророки Осия, . от имени Бога провозглашают, что эта невеста оказалась изменницей и блудницей: «...Она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага... и детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду... елей и напитки»» (Ос 2. 2-5; ср.: Иез 16. 15, 20, 34, 36). Выражения «блудодействовать вслед богов [язычников]» (Исход 34. 15-16), «блудно ходить вслед Молоха» (Лев 20. 5), «блудодействовать с дочерями [иного] народа» (Числ 25. 1), «блудодействовать с царствами земными» (Ис 23. 17), «блудодействует земля сия» (Ос 1. 2) - означают утрату народом Израиля его Божественного призвания. Господь в Евангелии вслед за пророками называет израильский народ «лукавым и прелюбодейным» (Мф 12. 39; 16. 4).

Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср.: Лк 15. 11-32). Образ блудного сына приводится в богослужебных песнопениях покаянного содержания: « » (славник на «Господи, воззвах» в Неделю блудного сына). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии, символом к-рого стал «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр 17. 5; ср.: 18. 2-3). Сам мир, во зле лежащий, живет в этом смысле в Б. Блудить означает также впасть в раскол или ересь. Б. проявляется в виде блудословия (словоблудия, суесловия) и в виде блудомыслия (суемудрия): «Кто душей и телом,- говорит прп. Исаак Сирин,- предан всегда суесловию и парениям ума, тот блудник» (Isaac Syr. Sermo 8).

Лит.: Иоанн Кронштадтский, св. Путь к Богу // ПСС. СПб., 1905Р. Т. 6. С. 12-14, 17, 22-24, 27-28, 37; Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Н. Новг., 1996. Т. 2. С. 148-181, 258; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 258-267; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 409-412; Шихляров Л., свящ. Христианство и «сексуальный вопрос» // Континент. 1996. № 91. С. 275-305; Зеньковский В., прот. На пороге зрелости: Беседы с юношеством по вопросам пола. Клин, 2001; Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 20012. С. 75-76; Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни. Екатеринбург, 2002. С. 44-47.

Свящ. Лев Шихляров


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Синонимы :

Все чаще в нашем обществе начинает звучат вопрос адресованный церкви — «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются за грех, блуд? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?»

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г.), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого , Григория Нисского , также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на блуд и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2:24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3:16) , – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Блуд это грех. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5:31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, блуд, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу», блуд. Люди впадающие в блуд обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

С чего начинается блуд? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник : «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется блуд: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения, в том числе и блуд. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

о. Павел Гумеров

Что такое блуд? Если выражаться простыми словами, то это - разврат или половое распутство. В общем, социальное явление, несущее негативный характер. Впрочем, в современном мире люди довольно свободно распоряжаются своими телами и отношениями, так что на данное понятие большинство смотрит с изрядной долей скептицизма.

Но одно дело - социальный взгляд на тему. И совершенно другое - религиозный. И сейчас хотелось бы рассмотреть данное понятие именно с этой точки зрения.

Демон нечистоты

Пожалуй, именно так можно назвать блуд. «Что такого в телесных плотских отношениях вне брака? Ведь всё совершается по обоюдному согласию, без нанесения кому-либо вреда или ущерба…» - могут задаться таким вопросом некоторые.

Что ж, поскольку тема религиозная, то стоит вспомнить о значении слова «грех». Под ним подразумевается беззаконие. Беспредел. Нарушение законов духовной жизни. А оно, как многим может быть известно, всегда ведёт к беде и саморазрушению. Ибо на ошибках и грехах не строится ничего хорошего.

Если углубиться в изучение Святого Писания, то можно найти там весьма подробное и целомудренное описание того, что такое блуд. Пусть после его совершения и не возникает тяжёлых последствий (это, всё-таки, не убийство, не грабёж) - он всё равно считается тяжёлым грехом. Вот какие строки можно найти в священном источнике: «Не обманывайтесь: блудники Царства Божия не наследуют».

Это если не покаятся и не перестанут блудить. Для них церковные правила строги: им запрещено причащаться до покаяния и прохождения через епитимьи. Последнее слово обозначает наказание, нравственно-исправительную меру. Причём весьма суровую и долго длящуюся. Почему же к людям, погрязшим в блуде, у Церкви такое отношение?

Причины негативного восприятия

Следует отметить, что интим в православии никогда не возбранялся. Даже благословлялся - но лишь в том случае, если мужчина и женщина объединялись в брачный союз (венчанный или оформленный по гражданским законам).

Сам Апостол Павел писал об интимных отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, только если по согласию, или в молитве и посте, но потом вновь будьте вместе, дабы сатана не искушал вас невоздержанием». Данные строки можно найти в 1 Кор. 7: 3-5.

Брак являлся чем-то святым, высокодуховным. После его заключения муж и жена становились «одной плотью». Близкие, интимные отношения - это сильное переживание, которое ещё сильнее привязывает супругов друг к другу, скрепляя их союз.

Однако то, что в браке является благословленным, - грех, если совершается вне его. Ибо нарушается заповедь. В браке мужчина и женщина объединяются в единую плоть во имя любви, в то время, как вне его - в рамках беззакония. Что такое блуд? Это - получение греховного наслаждения, проявление слабости и безответственности.

Достаточно обратить внимание на 1 Кор. 6: 15-16. Вот что там сказано: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Или что тот, кто с блудницей совокупляется, становится единым с ней?»

Здесь смысл очень прост. Прослеживается вся суть и последствия блуда. Каждая беззаконная связь - это глубокая рана для души и тела, зачастую осознаваемая лишь впоследствии. Но когда человек находит свою любовь и вступает в брак - все его связи тяжёлым грузом кладутся на душу. Ибо память о прошлых грехах стереть невозможно.

Да, блуд соединяет людей… но лишь ради осквернения их душ и тел. Это не даст истинного счастья человеку. Поскольку найти его можно лишь в духовном единении, любви и доверии.

С чего начинается грех?

Не будет лишним попробовать дать ответ и на этот вопрос. Что такое «блуд» в православии, с чего начинается этот грех? Как и всё прочее - с мелочей. Вот, что говорится в Мф. 5: 28: «Каждый, смотрящий с вожделением на женщину, совершил с ней прелюбодеяние в сердце». Тут есть определённая доля истины, поскольку внутреннее желание - это и есть начало страсти. Ибо человек впускает её к себе в душу и наслаждается получаемым ощущением. До телесного греха, как правило, от этого недалеко.

Но ещё святые отцы говорят, что блудная страсть связана с чревоугодием, телесным пресыщением, излишним винопитием. Кажется, что это разные понятия? Не совсем. Блуд, как и насыщение, направлены на удовлетворение телесных желаний, на получение физического наслаждения. Плюс ко всему, в Еф. 5: 18 есть хорошая фраза: «Не упивайтесь вином - от него случается распутство».

Ещё в этой теме есть такое понятие, как «любообъедение». Это - плотская страсть, и обуздать её можно, если приучить себя к умеренности и воздержанию, что пищи касается непосредственно. Сытные, жирные, острые блюда, сладкое вино - это всё горячит кровь, будоражит гормоны, возбуждает.

Что ещё влияет на буйство плоти?

Продолжая обсуждать то, что такое блуд в православии, стоит отметить ещё несколько причин, по которым тяга к нему усиливается у многих людей. Их перечислил церковный писатель Авва Исаия в «Отечнике» (IV-V вв). Кроме уже упомянутого ранее пресыщения, он отметил:

  • Празднословие.
  • Тщеславие.
  • Долгий сон.
  • Любовь в красивым одеждам.

И вновь всё перечисленное касается удовлетворения собственных желаний и получения удовольствий. От всего надо отказаться. Заняться молитвословием, тщеславие заменить смирением Христовым, долгий сон - бдением, а красивые одежды сменить на рубище. Нельзя оставлять ничего. Потому что страсти друг за друга держатся, словно звенья в цепи.

Другие мнения

Человек, который решил жить в блуде, становится противником Богу и даже лжепророком. Ибо брачный союз, а также всё, что с ним связано, - это знамение, модель, указывающая на отношение Иисуса к человечеству. Об этом тоже говорится в определённых источниках (в Ефес.5:25-33. Кол.3:18-21, если быть точнее). И человек, погрязший в блуде, просто извращает священную модель поведения. Он становится виновным. Причём в любом случае. Даже если он делал это во имя любви, с намерением заключить в дальнейшем брак.

Есть и современные «трактовки». Нынешние мыслители говорят, что на вопрос касательно того, почему блуд - грех, можно ответить исключительно с религиозной точки зрения. Потому что с иных позиций контраргументы всегда будут.

Что ж, ответ таков: «Блуд изгоняет из человеческого сердца Святого Духа. Потому что он не может существовать вместе с Нечистотой. Существует либо одно, либо другое. И лучше сделать выбор в пользу второго. Поскольку нет ничего страшнее для любого из нас, чем остаться вне Бога. Ибо это - преисподняя. Адом является именно существование без Бога».

Однако тут есть ещё один нюанс. Человек, живущий в блуде и разврате, не видящий разницы между распутством и супружеской добродетелью, иронично воспринимает всё ранее сказанное. Даже цинично. Религиозные люди таковых называют «порабощёнными», опустившимися морально, больными физически. Согласно православным законам, блудник - это жилище демонов, одержимая личность, некто с печатью падения на лице. Нередко в качестве примеров данных суждений приводят сексуальных маньяков и выражения «падшая женщина».

О последствиях

Их тоже стоит отметить вниманием, рассматривая значение слова «блуд». Если отойти от религии, то сюда отнесутся, конечно же, венерические заболевания, незапланированная беременность, появление слухов о непорядочности человека, нравственная распущенность и т. д.

А вот что пишут об этом религиозные деятели, в частности протоиерей Максим Обухов: «Народы, среди которых грех блуда был широко распространён, быстро исчезали с лица нашей земли либо теряли независимость, ослабевали, уступали другим нациям. Тут всё логично. Общество, которое заражено грехом, перестает порождать великих деятелей. Оно становится бездарной однородной серой массой».

Что ещё раньше имело место? Близкородственный брак. Он противоречит заповедям Божиим и считается грехом, блудом. Если от такого брака и рождались дети, то нередко с пороками и генетическими уродствами, которые могли не проявиться у них, но зато отражались на их потомках. Ибо кровосмешение - это прямой путь к вырождению рода, поскольку его последствием является накопление одинаковых дефектных генов общего происхождения.

В Ветхом Завете Израиль, проявляющий поклонение идолам, тоже часто сравнивается с безрассудной женщиной, погрязшей в разврате.

Да и во всей книге Осии между отношениями Бога и Израиля, а также браком самого пророка и его блудливой супруги по имени Гомер, проводится параллель. Причём очень красочная. Действия Гомер против Осии как будто бы отражают неверность и греховность Израиля, оставившего Иегову ради духовного прелюбодеяния с идолами.

А в Новом Завете греческие слова, дословно переводящиеся, как «прелюбодеяние», используются в большинстве случаев в буквальном смысле. Данным понятием обозначается сексуальный грех с участием женатых людей.

Но одно интересное исключение можно найти в письме к церкви, находящейся в городе Тиатира. Её осудили за терпимое отношение к супруге израильского царя Ахава, которую звали Иезавели. Она не просто именовала себя пророчицей, а втянула церковь в идолопоклонничество и пугающую безнравственность. Всех людей, соблазнившихся её лживыми учениями, воспринимали, как тех, кто с Иезавели прелюбодействовал.

Грехи против тела

Это именно то, чем являются прелюбодеяние и блуд. В чём разница - ясно. Что общего? Тут тоже очевидно. Это - соблазн, который сейчас на каждом шагу.

Современные мыслители называют это грехом против целомудрия. Сам дух современного мира всячески развращает, соблазняет, увлекает людей плотскими утехами. Противостоять такому воздействию всё сложнее. Соблазн везде - в СМИ, в эфире, на радио, на рекламных щитках и в видеороликах, в музыке, в песнях, в книгах, в социальных сетях.

Даже если отвлечься от религии. Разве мало от плотских грехов поломанных судеб, болезней, случаев суицида, убийств и жизненных трагедий? Отнюдь. Плотские грехи ужасны тем, что они словно опаляют души и сердца людей огнём Геенны. Они отравляют. Даже раскаявшись, человек долгое время пытается излечиться.

Но то, что плотским грехам тяжело противостоять, - факт. Ибо поддавшись им, человек получает пусть и кратковременное, но сильное удовлетворение. Это как наркотическое вещество. Разврат тоже вызывает зависимость.

Недаром блуд и прелюбодеяние относят к смертным грехам. Медленно, но верно они низводят человека на дно ада. Тут стоит обратить внимание на свидетельство Феодоры блаженной, супруги Феофила. Там говорится, что редкая душа беспрепятственно минует блудные препоны. Ибо тот, кто совершил измену - осквернил супружеское ложе, проявил неуважение к духовному партнёру, к своей «половине», обманул и предал его, подорвал доверие, нарушил клятву. Здесь уже работают не столько религиозные, сколько общечеловеческие принципы. И тут точно спорить со сказанным вряд ли кто будет.

Похоть

Вкратце стоит отметить вниманием и это понятие. Не синоним к слову «блуд», как многие могут думать, но понятие родственное. В аскетике он тесно связан с похотью. Под данным термином подразумевается не половое желание, а искажение отношений полов. К нему ведёт грехопадение, связанное с жаждой власти, эгоизмом, видением в другом человеке только объект для своего собственного удовлетворения.

Похоть - это вожделение, незаконная страсть, отвращающая человека от Господа и развращающая его сердце. То, что влечёт к греху и злу. По Библии похоть является самым частым и опасным грехом, который так заразен, что даже случаи его проявления в Священной Книге упоминаются крайне деликатно. Можно даже сказать - вскользь. Слово «похоть» встречается в книге всего 8 раз. Его боялись употреблять часто, дабы не смаковать разврат и не упоминать о нём лишний раз.

Что делать невинной стороне?

Как поступить человеку, пострадавшему от слабости того, кому он верил? Что делать, если вторая половина изменила, совершила прелюбодеяние? Об этом тоже говорится в некоторых священных источниках.

Вот какие строки можно найти Рим.7:2,3. 1 Кор. 7:39: «Повторное вступление в брак возможно в случае смерти одного из партнёров». А в Матф.19:9. пишут следующее: «Заключение второго союза допускается, если невинная сторона, пострадавшая от прелюбодеяния, подала на развод».

И никак иначе. Поскольку что Бог сочетал, того не может разлучить человек. Это, кстати, говорится в Матф. 19:6.

Разрешение на вступление во второй брак по причине греха прелюбодеяния - это знамение, отсылка и напоминание о том, что даже Всевышний расторг завет с Израилем, после чего заключил Новый.

Заключение

Все вышеперечисленные грехи - это самое настоящее зло. Даже если смотреть на них не с религиозной точки зрения, а с нравственной, человеческой. Стоит задуматься - а что происходит после того же прелюбодеяния? Человек не просто стал изменником. Он:

  • Разрушил свою главную крепость и ценность - семью. Если он не был готов нести ответственность за себя и свои действия, отвечать перед партнёром, то не нужно создавать отношения.
  • Опускается на дно. Выходит, он не способен контролировать и сдерживать себя. Им управляют лишь животные желания и потребности.
  • Портит свою репутацию, падает в глазах других людей.
  • В конце концов, лишается личного счастья и духовного покоя.
  • Тонет в похоти. Раз начав, сложно остановиться.
  • Грязнет в дурных помыслах.
  • Нередко получает болезни. Его тело рано умирает. То, что называется: «Погиб в 30, погребён в 60».
  • В итоге становится совершенно одиноким.
  • Эмоционально перегорает, лишаясь чувств.

Возвращаясь к религии, стоит отметить, что искупление возможно. Но только если человек обратится с чистосердечным покаянием к Господу. Тут важно просить прощение искренне, действительно раскаиваясь в содеянном.

Впрочем, к этому иначе и не приходят. Человек понимает, что чернота пожирает его изнутри, перестаёт жить прежней жизнью. Он просто существует. И, в поисках успокоения он направляется в церковь. Потому что осмыслил всю тяжесть и силу совершенных грехов. Понял, насколько сильно страдает его тело, пытаясь найти кратковременную утеху в случайной связи.

Чем раньше человек поймёт, что именно он наделал, и переосмыслит всю свою жизнь - тем быстрее он встанет на праведный путь, от которого и начинается дорога к счастью.


Close