На семинарах по «Здраве» и «Любомудрию» я уже рассказывала, что с точки зрения целительства, наши предки делили болезни вначале на душевные и духовные, а уже из тех и тех рождаются и физические.

К душевным относились все негативные эмоции, причем подразделялись они по категориям:

навь земли (стяжательство, жадность, мздоимство, похоть, обжорство и т.п.) — рождает заболевания ЖКТ и половой сферы;

навь воды (обидчивость, неопределенность в целях, застывание в развитии, проблеме, неумение речь контролировать, неумение договориться и т.п.) — рождает заболевания ног, рук, кожи, почек;

навь огня (гневливость, рукоблудие, рукоприкладство, сварливость, сарказм, непримиримость и т.п.) — рождает заболевания печени, желчного, кожи, крови, поселяет опухоли в организме.

навь воздуха (витание в мечтах, отсутствие целеустроения, структуры действий, презрение, стереотипность, шаблонность мышления, развитие только в одной профессии и т.п.) — рождает заболевания лёгких, головы, лимфы.

А вот к Духовным болезням относили:

  • суицид,
  • наркоманию,
  • игроманию,
  • алкоголизм,
  • курение,
  • многожёнство и многомужество,
  • неумение быть наставником для детей и рода,
  • не продолжение родовых умений и не повышения уровня их мастерства.

Поскольку до 2021 года по современному летоисчислению идёт проработка навных родовых программ, то и с духовными болезнями рода придётся столкнуться, причём совсем скоро — в этом, 2019 году. Поэтому в ближайших статьях мы командой постараемся уделить этому больше внимания.

Суицид родственников

Итак, если вы узнали, что в вашем роду были единичные или повторяющиеся факты суицида, то в вашей жизни это может проявится не только подобной тягой, но и сложностью с другими духовными болезнями.

А также, как пишет одна женщина, что все мужики (в ее случае, а к мужчине с такой болезнью в роду будут встречаться женщины такого типа) притягиваются с такими же наклонностями: режут вены, пытаются вешаться и т.п.

И это не просто карма рода — это тот подвиг, что необходимо совершить, несданный экзамен, в котором для каждого последующего поколения будет всё больше билетов.

Поэтому вопрос: «Ну почему я?» — неуместен, т.к. повторение подобного заболевания у 9 поколений рода приводят к его вырождению: появлению генетических мутаций, бесплодия, психически неизлечимых болезней, инвалидов детства и т.п. Чтобы не допустить угасания и засыхания родового древа, каждый должен свершить по максимуму!

Деяния, способные очистить карму рода, если в роду был суицид

1. Отговорить самоубийц — отпустить тех людей, которые ушли из жизни не по божьей воле, а по своей дури (ушли насильственной смертью).

По этим людям необходимо совершать обряд Тризны в течении года (если таких людей несколько, то в каждом обряде поминать их всех). Для этого есть особые поминальные дни: 30.03-1.04, 14-15.04, 7.05, 29.05, 14-15.07, 7-14.08, 30.08-1.09, 30.09-1.10, 31.10-1.11.

Для обряда необходимо приготовить поминальную еду, накрыть стол, поставить свечу, поставить блюдо общее (если не знаете сколько) или тарелочки по числу умерших таким образом родственников (если знаете число). А также поставить тарелки и положить еду для живых, для тех, кто есть у вас в доме.

Совместно потрапезничать, перед началом трапезы пригласить, своими словами, глядя в свечу души данных умерших предков, показать им на их блюдо (тарелки) и сказать:

«Вот вам пища, вот вам свято! С нами потрапезничайте, любовь нашу примите. Живой наполнитесь».

После завершения трапезы тарелки живых необходимо убрать со стола, оставить только чистую скатерть, а затем открыть форточку или окно, вывесив и на ту сторону окна рушник: один концом на улицу, одним концом на подоконнике в доме. Помахать этим белым рушником в окно 9 раз при этом приговаривая (3 раза):

«Рушником махаю, да дороги благой желаю. Велес Боже! Помоги роду моему: помоги проводить через Калинов мосточек, через речку-то Смородину, душу (называете имя, если знаете, того человека, который ушел насильственной смертью) на ту сторону, на Велесовы на луга, в божьи врата! Да будет так!» .

После этого читаются слова тризны по человеку: это могли быть обращения к Богу Велесу, могли быть специальные тексты плачей (смотрите этнографию). Например:

Обращение к Велесу

Помяни Велесе на лугах своих
Предка моего честнородича (называлось кто).
И пусть от стара да от млада
От всякого поколения,
Род мой примет его.
Проводи его, Велесе, во свет Ирийский,
Да сотвори ему вечную память.
Помяни его, во век ушедшего
И всех сродников во плоти,
Во век ушедших и во век почивших
И дари им благость Ирийский,
Сотвори им вечную память.
Гой!

После слов тризны, плача, вы высказываете Душе или Душам то, что желаете, благодарите ее о за то, что он(она) был, дал уроки для рода, знания. Оставляете еду до утра. Утром эту еду поминальную вынести и скормить уличным животным, птичкам, закопать под навные деревья: осину, иву, калину. Выбрасывать нельзя! Так необходимо делать не менее 9 поминальных дней.

2. После 9 тризн надо сделать обряд на примирение ныне живущих родственников , для того, чтобы между ними не было той дури, которая была в вашем роду. Причем, поминовение суицидников вы продолжаете год.

Идеально, если вы сделаете этот обряд 19 апреля на праздник бога Услада, который отвечал за умение наслаждаться жизнью, или 16.02 и 16.08 на праздники Бога Почина (он же Прове у западных славян), что объединяет семью.

Среди живущих ныне в доме, берутся волосы каждого, восковая свеча, красная шерстяная нитка. Необходимо сплести что-то вроде косички из нити да и волос. И оба конца воском запечатать, при этом сказать:

«Как волос к волосу лежит, плотно да спокойно, так и вы живите, горя и сор не знайте, друг друга не ругайте, зла не держите, друг друга цените. Гой!»

После этого хорошо очистить пространство дома любым заговором и доступным способом.

3. Сделать совместное действие всей семьёй: 16 февраля в день бога Почина, который чинит мир в семье, вся семья совершает генеральную уборку в доме.

Следующий раз, 16 мая и 16 августа — посадить на любой земле в честь умерших через самонасилие деревья или цветы, а 16 ноября вновь всей семьёй свершить генеральную уборку. А женщина старшая в роду в эти дни с утра должна готовить обед, как на праздник, и, как только посолит его, должна сказать:

«Почин, Почин! Починим быт и лад, чтоб каждый другому был рад, чтобы все были здесь, пока по пуду соли не съесть. Гой!»

4. Для того, чтобы в род вернулась благодать, нужно сделать заговоренное одеяло. В нём должны быть по кусочку тряпочек с вещей каждого родственника, живущего в данном доме. А можно сделать такое родовое одеяло или ковёр, собрав по кусочку тряпочки с одежды всех родственников, которые на данный момент живы в роду.

5. И хорошо бы в честь единения рода вышить родовую бранницу с изображением Мирового Древа или же, кто осилит, вышить так называемую скатерть-самобранку, в честь укрепления союза рода и избавления его от различных напастей.

Это вышивается большая скатерть, где одно единственное изображение во всю длину скатерти, это Мировое Древо с изображением многих плодов, цветов, в том числе и фантастичных птиц различных. Например:

Все эти рисунки исторических бранниц связаны с принятием нави в роду.

Как очистить род от душевных болезней узнаешь из материла .

Подождите, остановитесь, давайте обсудим еще одну сопутствующую проблему, связанную с этим шагом. Проблема эту можно сформулировать одним вопросом: Насколько красив Ваш поступок по отношению к тем, кто Вас любит?


Давайте задумаемся вместе над тем, сколько людей окажется связанным с этим шагом, сколько бед, горя, разочарований и слез принесет Ваш суицид тем, кто желал Вам добра. Только не говорите, что таких людей не было.


Всех нас объединяют определенные вехи жизни. Все мы когда-то были в животе у мамы, которая нас носила, которая плохо себя чувствовала. Ее наблюдали врачи, желающие помочь ей, и нам, благополучно родиться. А потом мы родились в этот мир. Мы родились совсем беззащитными и маленькими человечками, которые очень нуждались в любви и защите. С первой минуты множество людей начали дарить нам внимание, любовь и заботу. Без их помощи мы не смогли бы дожить до этого момента, получить образование, здоровье, ощутить множество хороших моментов в нашей жизни. Первый закат, детский утренник, первый урок и выпускной в школе, радость Нового года и первого снега, подарок на день рождения, радость друзей.


Это наши родители, дедушки, бабушки, братья и сестры, тети и дяди. Конечно это и другие родственники, врачи, воспитатели, учителя, знакомые, соседи, просто добрый прохожий.


Вспомним о том, что были люди, которые радовались нашим первым шагам, которые нас лечили, которые нас кормили, которые нас воспитывали, радовались нашим удачам и огорчались из-за наших неудач. Вспомните этих людей. Сколько их было? Сколько было людей, которые дарили Вам большие и совсем маленькие радости, добро, поддержку, сочувствие? Сколько людей в течение Вашей жизни просто желали Вам добра, сколько людей пыталось вам помочь, сколько людей Вас жалели, когда Вам было плохо? Вспомнили? Удивились? Их были сотни! Сколько книг и учебников было написано для Вас! Сколько людей погибли за то, чтобы Вы жили сейчас! Теперь счет людей, живших для Вас, уже идет на тысячи…


Все эти люди, даже не зная Вас, жили для Вас, думали для Вас, отдавали Вам тепло своей души! Для того, чтобы Вам было чуточку легче, для того, чтобы Вам было лучше и комфортнее жить. Для того чтобы Вы больше знали и получили больше радости, чтобы Вы совершенствовали тут, в этой земной жизни, свою душу. Делая добро человеку, мы отдаем от себя для него кусочек своей души, что-то хорошее, нужное ему…


И вот его нет. Он сам убил себя, и унес часть нашей души. Навсегда!


Чем Вы отплатили этим живым, а может быть, уже неживым людям? Что переживут люди, когда им сообщат о Вашем самоубийстве? Понятно, смотря кто.


Люди, которые Вас любили, уважали, ценили, переживут сильнейший шок. Это будут близкие Вам люди – родственники, друзья, хорошие знакомые, коллеги, товарищи по учебе. Именно эти люди сразу станут «слабым звеном» после Вашего самоубийства. Эти люди будут страдать больше всех, мучаясь бесконечными вопросами «Почему?», «В чем моя вина?», «Зачем он так?» Эти вопросы будут рвать сознание, приходя снова и снова, эти вопросы не будут давать им спать, есть, да и жить тоже. Каждый раз, вспоминая то хорошее, что было с Вами связано, люди будут искать ответы на эти проклятые вопросы и не находить их.


Такое горе, связанное с суицидами, не лечит время (и мы, специалисты, об этом знаем), это горе может только ослабевать, когда его загоняют поглубже внутрь. Но потом, когда создадутся опять травмирующие условия и кризисы, это горе опять вылезет, и будет дальше душить и жечь тех людей, которым Вы были дороги и близки. И так будет тянуться годами до самой их смерти.


Что будет чувствовать близкий человек, когда его позовут на опознание? Как увидит мертвое, изуродованное смертью тело, которое он знал давно и которое было также дорого, как и Ваша душа? Вы можете представить состояние этого человека? Эта травма тоже останется на всю жизнь.


Близкие, дорогие Вам люди попытаются найти утешение в Церкви, но не найдут его. Священник, глядя на них с огромным сочувствием и с болью в глазах, будет говорить им о том, что если человек сам отверг Бога и Церковь, то сделать уже ничего нельзя. Даже поминать в Церкви нельзя. Нельзя идти против свободного выбора того, кто покончил с собой. Священник скажет, что к величайшему сожалению, их близкий и родной человек умер не только для них, но и для Бога. Скажет он и о том, что Церковь категорически запрещает поминать самоубийц, и не молится за них. Они сами приговорили себя к аду и отказались от помилования.


Представляете, с каким глазами, каким помноженным горем, какой внутренней, иступленной, сжигающей болью выйдут из храма люди?


Подумайте о том, как эти люди будут выдавливать из себя, краснея, заикаясь и тщательно подбирая слова, чтобы ответить знакомым, коллегам, своим друзьям и родственникам на простой вопрос: «А отчего он умер?»


Как сложно будет им говорить правду, как нестерпимо больно будет произносить страшное, зловещее, перечеркивающее любовь слово «самоубийство». Подумайте, как им будет рассказывать о суициде близкого и любимого человека (сына, дочери, друга, мужа, жены, отца, матери и др.)!


Но этим беды Ваших близких не закончатся. Большинство людей слабы, им трудно соприкасаться с горем. Поэтому, после выражения сочувствия, пережитого шока от этого известия, люди начинают отходить и дистанцироваться. Утешить они не могут (в этом случае, в отличие от других смертей, никто не может утешить), сами получать постоянную психологическую травму не хотят. Поэтому стараются об этом забыть. Но забыть об этом невозможно, когда постоянно сталкиваешься с человеком, который от этого страдает. Именно поэтому знакомые и родственники близких Вам людей будут реже и реже звонить, интересоваться их делами, чаще шарахаться от них в сторону, отменять встречи. Они потеряют многих людей, которых они считали за друзей и знакомых. Многие их родственники начнут жить своей жизнью, забывая о них. Довольно часто, те люди, которые были близки, а потом из-за этого отвернулись, начинают сплетничать на эту тему, злорадствовать, обвинять в происшедшем самого самоубийцу или близких ему людей («Сами виноваты!»).


И вот тут начинается одиночество. И непонимание. И постоянные вопросы к себе: «Почему? За что?» И чувство вины, которое невозможно с себя снять. И потери друзей, и потеря смысла жизни, и отсутствие интереса к происходящему. И отсутствие утешения. И нет выхода. Одна сплошная боль… Это то наказание, которым наказал самоубийца после своей смерти. Но от этого не легче. А еще тяжелее.


Это состояние почти всегда в течение нескольких лет приводит к болезням (т.н. психосоматическим заболеваниям – язва, гипертония, ишемическая болезнь сердца, диабет и пр.) и очень часто к психическим расстройствам (шизофрения, психозы, астения и многие другие). Я за время работы в онкологическом центре видел невероятно большое количество людей, заболевших раком после суицидов близких людей.


Часто после суицида близкого человека происходят очень странные вещи: дорогие и близкие самоубийце люди вдруг неожиданно погибают в катастрофах или их убивают. Как будто рок начинает преследовать близких самоубийц: катастрофы, болезни, пожары, сильнейшие разлады в семье, необъяснимые утраты имущества и здоровья, потеря работы, неудачи, поражения. Это известно культурам многих народов, что и нашло отражение в социальных запретах на самоубийство.


Но даже если ничего этого и не произойдет, то все Ваши родители, друзья, знакомые, родственники, которым Вы были небезразличны, подойдут к воротам старости.


А в старости, как известно, обостряются все болезни, которые нажиты были за всю жизнь. Тоже самое происходит и со всеми психологическими травмами. Старость или тяжелая смертельная болезнь – время подведения итогов, осень жизни, когда оживают все вопросы, все переживания. Раз за разом человек старается успеть найти ответы на вопросы, которые мучили его при жизни, разрешить противоречия в душе, найти гармонию в сердце. А ее нет… Нет уже давно близкого и дорогого человека, который так расстался с жизнью, от него никогда не будет так необходимой сейчас помощи, ничего нельзя исправить, невозможно это понять. Надежды не сбылись. Встреча и после смерти не состоится. Потерян навсегда…


Болит тело. Не меньше болит и душа. Скоро отправляться в путь…


Сейчас очень много одиноких стариков заканчивает жизнь в интернатах (а в дальнейшем, судя по всему, положение с этим будет только ухудшаться). У них нет детей, родственников, друзей и знакомых кто бы о них позаботился. Они влачат жалкую, трудную жизнь. Часто в нечеловеческих условиях. Они страдают.


Так что, прежде чем сделать роковой шаг, подумайте: А не обрекаете ли Вы на такую старость или болезни тех, кто много для Вас сделал и любил Вас. Возможно, сейчас кроме Вас, многие могут поддержать их. Но все ведь может измениться. И многое изменится. Могут уйти из жизни те, кто окружает их сейчас, переедут, разругаются и забудут их. У тех, кто сейчас с ними, могут появиться новые дела, они могут сами заболеть и не смогут ухаживать за другими. И те, кто любил Вас, останутся одни... Одинокое умирание, страдание за то, что мечты разбиты, и невозможно ничего исправить, Недосказанность. Недопонятость. Край жизни… Это очень тяжело и страшно…


До сих пор я писал только о тех, кому Вы дороги, и кто делал Вам добро. А что же враги? Или недавно еще близкий человек, который обидел? Тот, кому в некоторых случаях и адресуется сам суицид?


С ними все очень просто. Человек, даже если он виноват, всегда пытается оправдать себя.


А с этим, при желании, проблем нет. Больше того, чтобы оправдать себя, люди начинают осуждать и обвинять жертву. Этот феномен еще заметил великий знаток душ Лев Толстой, кроме того, все мы знаем, что лучшая защита – нападение. Люди, которые обидели или несправедливо относились, начинают успокаивать себя, находя в свою пользу убедительные аргументы. Да и вообще врагов этим наказать нельзя, чувство вины у них вызвать практически невозможно. Если они смогли так обидеть, то значит, были эгоистами, а человек влюбленный в себя боли за другого уже почувствовать не может. Те, которым мы хотим сделать больно, этого почти не почувствуют, а продолжат свою обычную жизнь изредка, возможно, вспоминая об этом, осуждая Вас, а иногда даже и хвастаясь тем, что из-за них (таких значительных!) кто-то (слабак) покончил жизнью. Это весьма может поднять их самооценку перед другими.


Эта боль вонзается в сердце только самых близких, любящих нас, и часто совершенно невинных людей.


Приведу несколько иллюстраций к сказанному. Всем этим случаям я был свидетелем.


История 1


Интернат для престарелых. Женщина 77 лет, лежачий, тяжело больной человек, который мучается некупируемыми болями. Старшая дочь в семье. Родители умерли. Имела 2 братьев и одну сестру. Сестра умерла в младенческом возрасте. Брат, военнослужащий, погиб, выполняя воинский долг в Афганистане. Младший, любимый брат, который был младше ее на 18 лет, совершил суицид во время прохождения срочной военной службы из-за того, что его бросила девушка.


У этой женщины была еще дочь– алкоголичка, которая ее и отдала в интернат.


Когда говорит о брате (через 30 лет после суицида) глаза полны слез, всхлипывает и плачет. Говорит, что самое страшное то, что и на том свете не увидится, рассказывает о нем, рыдая навзрыд. Жестоко обвиняет себя в том, что не смогла предотвратить этого самоубийства (хотя никаких возможностей у нее для этого не было). Это была очень тяжелая беседа с человеком, который 30 лет оплакивает брата – самоубийцу.


И она ничего не сказала о том, что если бы он не совершил этого поступка, то может быть, она бы и не оказалась в таком положении в интернате. Но я-то это понял. И подумал. Подумайте и Вы…


История 2.


Шестнадцать лет назад эта русская женщина приехала из Таджикистана с трехлетней дочерью. Там шла война, русские подвергались опасности, и она была вынуждена уехать.


Муж, таджик, с ней ехать отказался. Пришлось обосновываться одной в дальнем Подмосковье. Работала много, трудно, бралась за любую работу, чтобы накопить на жилье и одеть – накормить дочь. Она работала на двух работах. Времени свободного не было. Личной жизни, конечно, тоже. Весь смысл ее жизни свелся к тому, чтобы они с дочерью имели крышу над головой и еду. Прошло 14 лет…


Дочь хорошо закончила школу и поступила в колледж. Женщине удалось накопить на свое жилье и перестать слоняться по съемным квартирам. Она купила небольшой, но кирпичный дом недалеко от райцентра. Отношения с дочерью у нее были хорошие.


Через некоторое время она стала замечать в поведении дочери странности. Та стала странно одеваться, как-то нестандартно краситься, проколола нос в нескольких местах и вставила туда блестящие клипсы.


Изменилось и ее поведение. Все чаще она оставалась у подруг, ездила в Москву на концерты групп, о которых женщина раньше не слышала. Когда она видела подруг дочери, то тоже удивлялась их одежде. Когда она спрашивала дочь, что это за странная одежда, та отвечала ей тремя буквами: «Эмо» Все равно тогда мать этого понять не смогла. Потом дочь часто стала философствовать об отсутствии смысла жизни, о несправедливости мира, о жестокости людей. Мать ничего возразить не могла, потому что сама этого смысла не знала. Но точно знала, что живет ради дочери. Дальше – хуже. Дочь стала часто в разговоре богохульствовать, на замечания по этому поводу матери раздражалась еще больше. Мать же думала что ладно, ребенок перебесится! Вот он и перебесился…



Как ей сказал следователь, ее дочь сначала принадлежала к молодежной субкультуре «Эмо» («Дегенераты!» – дал характеристику следователь), а потом в поисках смысла жизни ее потянуло и к сатанистам (точнее к малолетним придуркам, которые себя ими считают). Что было дальше, выяснить точно не удалось, но известно, что ее дочь в состоянии наркотического опьянения сама залезла на крышу и прыгнула вниз, ветром ее снесло к стене здания, и, ударяясь о балконы и выступающие козырьки на здании, она упала вниз.


На похоронах было несколько ее друзей (как бы), все обещали поддержку матери, говорили, что никогда не забудут ее и всегда помогут.


Мать не могла ни спать, ни есть. Ей было сложно поверить в то, что случилось. И день и ночь ее мучили вопросы «Зачем же я так выбивалась из сил? Кому это теперь нужно?», «Зачем она это сделала?», «В чем моя вина?»


Через 5 дней после похорон у нее случился инфаркт, и ее увезли в больницу.


Ровно на девятый день после смерти дочери загорелся дом. Самой женщины дома не было. Электричество в доме было отключено соседкой, когда ее увозили в больницу Причину пожара установить не удалось. Для пожарного инспектора это осталось большой загадкой. Он долго с недоумением пытался установить причину, но так как разумных объяснений не нашлось, то написали просто: «причина не установлена». Дом сгорел дотла. Восстанавливать его не на что. Все деньги ушли на похороны, а все ценные вещи сгорели.


После выхода из больницы ей негде было жить, а ведь предстоял долгий процесс восстановления! Никто не предложил ей кров. Знакомые шарахались от нее, а друзья дочери больше не появлялись. Она жила в шалаше у реки, пока один незнакомец не предложил ей деньги за участок. Этих денег могло вполне хватить на то, чтобы купить в соседней области маленькое жилье, но получилось все по-другому. Покупку оформили, а на деньги он ее «кинул». Сейчас уже почти год она бомжует на Курском вокзале, спит в коллекторе, часто лазит по свалке твердых бытовых отходов, чтобы найти себе еду. Своё нынешнего положения напрямую связывает с самоубийством дочери.


История 3.


Этот мужчина умер в прошлом году. Он лежал в онкологическом центре с последней стадией рака. Раньше у него была хорошая семья и трое детей (старшая дочь и два сына). Мужчина хорошо зарабатывал, а его жена сидела дома. Все шло прекрасно. Дочь вышла замуж, старший сын учился в институте, а младший тоже готовился поступать в мединститут. Он всю жизнь хотел быть врачом, помогать и лечить людей. Но по какой-то причине он не смог поступить в том году. Сильнейшие переживания захлестнули его. Вся семья говорила ему, что не случилось ничего страшного, что он поступит в следующем году, но он все дальше замыкался в себе и переживал. И тут случилась еще одна катастрофа: его предал лучший друг. Этот друг (если можно так сказать) стал тайно встречаться с его девушкой, а он об этом узнал… После попытки суицида юноша умирал почти два месяца, находясь в сознании и очень мучительно. За эти два месяца, понимая что умрет, он попросил у всех прощения, раскаивался в своем поступке, умолял врачей его спасти. Врачи сделали всё, что можно, но этого оказалось недостаточно…


Когда он умер, а он был общим любимцем, все члены семьи находились в глубочайшем горе. Его мать состарилась за несколько дней на десяток лет, отец постоянно рыдал, брат, насколько я знаю, запил, сестра пыталась помочь всем, но сама была в глубочайшей депрессии.


На девятый день мать с сестрой и ее мужем поехали на кладбище. Сзади, на второй машине ехали отец с сыном. И вдруг первую машину, которая шла близко к разделительной полосе, зацепил «КамАЗ», шедший по встречной. Их машину вынесло на встречную полосу, где в нее врезался «Маз» – плитовоз. Удар был сильнейший, машина всмятку, и в заключение всего на нее упала железобетонная плита с «Маза».


Можно себе представить, что творилось с отцом и сыном, на глазах которых это случилось…


После похорон матери и сестры, пришло следующее несчастье: оставшегося сына за прогулы выгнали из университета. Он стал часто пропадать у своих друзей и пить водку, так как трезвым оставаться не мог – не справлялся. Больше того, он после всех постигших семью трагедий стал очень агрессивным, особенно в пьяном виде. Дня не проходило, чтобы он не начинал пьяную драку. И в один из дней отцу сообщают о том, что погиб старший его сын – в пьяной драке.


Отец, похоронив последнего сына, остался один. Через пять месяцев у него нашли рак. Несмотря на относительно хороший прогноз и проведение лечения в полном объеме, опухоль продолжала прогрессировать. Никакие лечебные действия не давали эффекта. Онкологи очень этому удивлялись.


Я видел и говорил с ним за неделю до его смерти. О себе, несмотря на боли, он не думал. Ни на что не жаловался. Сожалел только о том, что так глупо была перечеркнута жизнь всех членов семьи. Он не сомневался в том, что самоубийство младшего сына запустило эту цепь несчастий и трагедий, которая привела к такому ужасному финалу всего за 8 месяцев. Он говорил о том, что сразу после его смерти начали происходить в доме странные вещи: непонятные звуки, звон посуды, плач по ночам, чувство необъяснимого ужаса у тех, кто был в квартире (даже у случайных людей), чувство безысходности, с которым встречали каждый день.


Несмотря на это, он не винил сына, а очень сокрушался о нем и его душе. Когда к нему в палату пришел священник, он исповедовался и причастился, а потом задал священнику вопрос о том, сможет ли он увидеться после смерти со своим младшим сыном. Получив отрицательный ответ, он долго плакал. Вечером того же дня он отказался от ужина, а наутро медсестра увидела, что он уже мертв.

Давайте разберемся в самом понятии кармы. Карма человека -- это совокупность действий человека, которые вызывают соответствующие последствия, чем и определяют судьбу человека. Поскольку наш род включает в себя много поколений, то карма каждого отдельного нашего предка и составляет карму рода. Сюда включаются как ныне живущие люди, так и давно умершие. Причем учитывается прямое родство – отцы и матери, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, т.е. сестры, племянники и пр. как правило не учитываются.

Многие из нас, приходя в гости к друзьям, ощущают, что у каждой квартиры есть свой запах, своя аура, своя энергетика. Эта энергия сформировалась давно, на этапе основания вашего рода, но со временем стала сама влиять на него. Если сложилось так, что наши предки не отягощали свою карму нечестивыми поступками, мы можем видеть династии талантливых врачей, артистов или общественных деятелей. Но если вам постоянно приходится бороться с жизненными трудностями, следует задуматься об отягощенной родовой карме. Она проявляется, если у вас и ваших родственников имеются следующие проблемы:

  • Наследственные болезни, в т.ч. сложность с рождением детей, частые выкидыши, рождение неполноценных детей.
  • Сложности в отношениях с окружающими и родственниками, в т.ч.. разводы или проблемы с партнером по браку.
  • Несчастья в своей жизни и жизни знакомых, где бы ни был человек, с ним случается неприятность. Так же этот человек приносит неприятности и другим людям.
  • Постоянные финансовые проблемы.
  • Неудачи во всех начинаниях.
  • Многочисленные ранние смерти в роду или самоубийства.
  • Если у вас повторяются проблемы, которые встречались и в жизни ваших родителей.

Считается, что наибольшее негативное влияние на карму может быть, когда родственники пытаются не допустить чей-то брак. Или, если брак уже заключен, то мать или отец пытаются его разрушить. Проклятия, или серьезные преступления, такие как убийство или воровство, очень отягощают жизнь последующим поколениям. В этот список можно включить обман, алкоголизм и другие нечестивые поступки. Но существуют и более скрытые причины плохой кармы, которые на первый взгляд выглядят совершенно невинно. Например, это осуждение других людей (как тут не вспомнить фразу не суди, да не судим будешь!), неумение прощать, смертельные обиды, навязывание своих жизненных взглядов детям, непринятие людей и ситуаций. Нередко человек заслуживает наказания со стороны высших сил только за то, что постоянно борется с судьбой, идет поперек течения жизни, или наоборот, остановился в развитии. Некоторые считают, что испортить карму можно просто созданием себе кумиров, слишком сильной привязкой к вещам или людям, или просто идеализацией жизни.

Вероятность передачи кармы возрастает, если с ушедшим родственником была очень сильная связь. Тогда умерший передает вместе со своим опытом и негатив. В христианских традициях присутствует достаточно много обрядов, призванных очистить душу от негатива и позволить ей перейти мир иной уже освобожденной. Это и предсмертная исповедь, панихиды, отпевания, молебны за упокой. Поэтому внимательно отнеситесь ко всем правилам погребения и отпевания ушедших родственников. Эти правила создавались веками, и в них заложен огромный смысл для вас и ваших потомков.

Если карма все-таки передалась, то снятием негативных последствий обычно занимаются специалисты. Но в наших силах тоже изменить что-либо в этой ситуации. Давайте отметим основные пункты, на которые необходимо обратить свое внимание, если вы считаете, что такая проблема в вашей жизни есть.

Во-первых, необходимо с огромным уважением и любовью относится к своим старшим родственникам . Даже если с матерью или отцом у вас не самые лучшие отношения, для вас первостепенным должна быть любовь к ним и уважение за то, что они дали вам жизнь. Обычный звонок, поздравительная открытка, покупка лекарства – эти жесты обязательно будут оценены вашими родителями. Попросите у них прощение (хотя бы мысленно, но искренне) за то, что вы сделали неправильно, но и ни в коем случае не держите на них зла, если считаете, что неправы они. Уже одно это может помочь изменить вашу жизнь в лучшую сторону. Если вы в своей жизни решаетесь на какой-либо серьезный поступок, или планируете серьезно изменить свою жизнь, не стесняйтесь попросить благословение у родителей. Таким образом, вы получите не только поддержку своих родителей, но и поддержку всего рода, всех ваших предков. К сожалению, обычай благословения забыт в современном мире. И тем важнее обратить внимание на растущее количество самоубийств и болезней, когда достигшая расцвета медицина и цивилизация не позволяет справиться с многочисленными трудностями современности. Многие проблемы вашей жизни могут решится только от того, что вы искренне простите своих родителей.

Во-вторых, займитесь тщательным изучением истории своего рода. Делайте это трепетно, с любовью и глубоким уважением к своим предкам. Вполне возможно, что в ответ вы получите какую-нибудь информацию во сне, или интуитивный ответ на давно волнующий вас вопрос. Помните, что ваш Род – это не только источник кармы для вас, но и источник силы. Очень подробно описаны вопросы рода в книге Валерия Синельникова "Формула жизни. Как обрести личную силу".

Иногда встречается мнение, что для снятия родовой кармы можно сменить имя или фамилию. Для многих этот метод работает. Но отнеситесь с осторожностью к столь радикальному способу. Вы таким образом полностью лишаетесь поддержки рода, и если в этой жизни это для вас сработает, то нет гарантии, что в будущем ваши потомки не будут мучаться от непонятных проблем. Ведь таким образом проблема не решается, а просто отсекается. Для того, чтобы результат вашей работы был стоящим, рекомендуется хорошо проанализировать прошлое вашего рода, а не избегать решения проблем.


Не последнее место в снятии кармических проблем занимает работа над собой . Проверьте, не отягощаете ли свою карму плохими мыслями или поступками? Готовы ли вы нести ответственность за свои поступки? Не перекладываете ли вы свои проблемы на плечи других людей? Не допускаете ли вы тез самых ошибок, в которых так обвиняли родителей? А как бы вы поступили на месте своих недоброжелателей? Посмотрите на себя беспристрастно. Откровенность с самим собой – первый шаг для очистки собственной кармы.

В заключение целесообразно отметить несколько правил, соблюдая которые вам будет легче очистится от негативного груза прошлого.

1. Не делите события на хорошие или плохие. Не делите людей на злых и добрых. Воспринимайте мир таким. Какой он есть. Во многих восточных практиках есть техника «День не-суждения» . В этот день принято ничему не давать свою оценку, т.к. не вам знать и не вам судить, где добро, а где зло.

2. Никогда ни в чем себя не вините. Не позволяйте кому-либо взваливать на вас груз вины. Будьте ответственны за свои поступки, но не вините себя.

3. Не боритесь с течением жизни. Возможно, судьба преподносит вам какой-либо урок – не избегайте его. Борется с жизнью и человек, который, например, имея художественный талант, не развивает его, а идет туда, где больше платят. Тем самым он проявляет неуважение к Создателю, который ему этот талант дал.

4. Старайтесь поменьше зависеть от мнения окружающих о вас. Многие успешные люди никогда не стали бы такими, если бы много думали о том, как отреагируют на их решения люди. Часто человек боится совершить какой-либо шаг только из-за того, что подумают люди. Такой человек не свободен. Он опутан предписаниями, которые далеко не всегда бывают правильными.

5. Старайтесь сильно не привязываться ни к вещам, ни к людям. Легко отдавайте, легко теряйте, легко прощайтесь. Т.о. вы можете со временем попрощаться и с негативной кармой. Главное -- научиться легко отпускать разные ситуации.

6. Очень важно уметь говорить «нет». Если вы человек безотказный -- этим обязательно воспользуются окружающие. Помните -- если вы беретесь за решение чьей-то проблемы, то вы на себя берете и карму этого человека. Со временем кармические долги этих людей будут висеть на вас непосильным грузом. А вы только будете удивляться: "Откуда на меня сваливается столько проблем!"

Кроме всего этого, старайтесь больше прислушиваться к своей интуиции . Сделайте традиционной практику медитации. Обращайтесь в этом состоянии к своим родственникам, посылайте любовь к своим предкам, которые уже ушли. Снятие проблем произойдет, когда вы достигнете гармонии с самим собой.

Чародейка Мейв

Чародейка Мейв

Суицид порицается во многих, мировых религиях. К примеру, по законом православия, таких людей не отпевают и хоронят отдельно, от зоны кладбища. По восточным религиям, такое действие, считается пренебрежением ценного опыта в отдельной части перерождения. Если в какой то семье был подобный случай, то испорчена карма всего последующего рода. Расплачиваться за этот поступок, придётся всем. Следующая инкарнация будет ещё тяжелее, и тащить эту лямку придётся до конца. Дух такого человека может перейти в члена семьи, человека, совершившего суицид, для того что бы он, смог прочувствовать всю причинённую боль, своим близким. В некоторых странах бытует мнение, что души этих людей не могут покинуть наш мир. Их дух бродит несколько столетий привязанные к определённому, кармическому месту и выглядят как пугающие нас приведения. Таким образом, они наказываются до осознания происшедшего и отрабатывают свои ошибки. В любом случаи, такой участи, не позавидуешь.. Всю эту информацию я искала из любопытства, для восполнения пробелов, в данной области, то, что нашла, написала выше. Возможно, вы знакомы с этой темой и сможете дополнить мою информацию, буду благодарна.


Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий. Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.

Я уверен - человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни - как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).

К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.

И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми - нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва - это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия - лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.

Конечно, могут быть какие-то установки - традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия - которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.

Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.

Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, - это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.

Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.

Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.

Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок. Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц - это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.

Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже - но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть - это таинство. Один Господь будет судить душу человека.

Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…

Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат. «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». - «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.

Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством - как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.

Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…

В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.

Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.

Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать - тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.

А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?

Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим - значит, нам это не нужно.

Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот - случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие - не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.

В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что - душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.

А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.

Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.

Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.

Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц - это значит, возможно, повредить себе. Это миф?

Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека - это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае - воспаление легких, а в худшем - мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную - пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей - кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то - забудьте и не думайте, берегите здоровье.

Что такое молитва? Прежде всего - разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?

Навлечь на себя что-то…

Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя - это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, - и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».

Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.

Каковы были причины ухода - давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.

У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда - без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.

Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу - веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?

Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…

Единственно правильный ответ на все, что происходит, - такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом - «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.

Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего - с доверием.

Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.

А что значит «не доверяем»?

Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.

Доверять - не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил», - и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.

А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее - и скорби, и радости - твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.

Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?

Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину - это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть - это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.

Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы - те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку - это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь, заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.

Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи - если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот - если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.

Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.

Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?

Безусловно - добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше - любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма - мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.

К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.

Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.

Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.

Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего - у Бога свои счета. Видишь нуждающегося - вынь и дай.

Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?

Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.

Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, - такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.

Не зря в наших городах - у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро - такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных. Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.


Close