Одной из старейших философских категорий является материя. Понятие о ней изначально было очень конкретным, затем оно развивалось, расширялось и, в конце концов, превратилось в описание которую мы можем ощущать.

Наиболее обобщенное категории тождественно бытию мира, как его понимает философия. Движение, пространство, время являются ее атрибутами. В этой статье мы поговорим об одной из важнейших философских категорий. Речь идет о движении. Можно сказать, что этот термин охватывает все процессы, происходящие в природе и обществе.

Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии - это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать - это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием.

Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. А покой, наоборот, относительным. Почему? Дело в том, что мыслители согласились с определением покоя как одного из Очень хорошо доказывают это астрономы. Если некое тело, к примеру, пребывает в покое на Земле, то оно двигается по отношению к другим планетам и звездам.

Апории - существуют ли изменения и процессы?

Еще в античном мире обратили внимание на противоречия этой проблемы. Движение в философии - это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений - апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно. Философ приводил примеры того, что если на практике быстрый бегун (Ахилл) может догнать медленную черепаху, то в области мысли это невозможно, хотя бы потому, что за то время, пока животное ползет из одной точки в другую, человеку тоже нужно время, чтобы добраться туда, где оно было. А его там уже нет. И так до бесконечности, на которую делится пространство.

То же самое происходит, когда мы наблюдаем за полетом стрелы. Нам кажется (наши чувства говорят об этом), что она движется. Но ведь каждый момент стрела находится (покоится) в какой-то точке пространства. Поэтому то, что мы видим, не соответствует тому, что можно помыслить. А поскольку чувства второстепенны, движения нет.

Единство

Правда, еще в эпоху античности нашлись критики и у этих утверждений. К примеру, против апорий элеатов выступил известный авторитет Древнего мира Аристотель. Движение в философии - это некое единство с пространством и временем, - утверждал мыслитель. Они не существуют в отрыве. Поэтому механически делить их на бесконечные точки - неверно и нелогично. Мир изменчив, он развивается из-за противоборства стихий и начал, и следствием этого является многообразие. Так, движение и развитие в философии стали отождествляться. Подтверждения этому появились в эпоху Возрождения. В указанное время была очень популярна идея о том, что и то, и другое происходит потому, что весь мир - это арена становления души или жизни. Последняя разлита по всему бытию. Даже материя одухотворена, и поэтому развивается.

Источник

Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью. Поэтому лучшего объяснения, чем то, что некто, например, Бог или Высшее существо, сделал «первый толчок», после чего все стало развиваться и двигаться по установленным законам, придумать не могли.

В эпоху механицизма проблему движения преимущественно объясняли с точки зрения деизма. Это несколько преобразившая популярную религиозную теорию о том, что Бог «завел» Вселенную как часы, и потому является единственным и первоначальным источником движения в ней. Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

Материализм

Марксисты тоже очень много рассуждали о движении. Они, прежде всего, отвергли идею о его внешнем источнике. Представители этих взглядов первые заявили о том, что движение в философии - это атрибут материи. Последняя сама является его источником. Можно сказать, что она саморазвивается из-за собственных противоречий. Последние толкают и побуждают ее к движению.

Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний. Материя - это некое целое, которое нельзя уничтожить. Она постоянно видоизменяется. Поэтому мир столь многообразен. Если в нем происходят какие-то процессы, которые не меняют структуру объекта, то они называются количественными трансформациями. А если же предмет или явление внутренне преобразуется? Тогда эти изменения называют качественными.

Разнообразие

Диалектический материализм выступил с концепцией, которая описала формы движения. В философии марксизма изначально было пять таких видов изменения - от простых ко все более сложным. Считалось, что особенности форм движения обуславливают качества предметов. Они же представляют собой источник специфики явлений материального мира.

В девятнадцатом веке выделялось пять таких форм. Это механика, физика, химия, биология и социальные процессы. Каждая из них имеет свой материальный носитель - тела, атомы, молекулы, белки, людей и общества. Однако впоследствии развитие науки показало, что эта классификация не совсем соответствует действительности. Теория о структурных формах организации материи продемонстрировала, что по своей сути является сложным, а не простым. Физические процессы имеют свои микро- и макроуровни. Оказалось, что каждая структурная организация материи обладает своей сложной иерархией, а количество форм их движения стремится к бесконечности.

Развитие

Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные.

В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной.

Философия бытия

Сделаем некоторые выводы. В разных школах мышления движение понимается онтологически, выступает основой бытия. Оно признается не только неотъемлемым свойством материи, но и принципом единства мира, и источником его многообразия.

Движение в философии бытия - это связующее звено между пространством и временем. Оно - не только но и фундамент жизни природы, человека и общества. Движению присущи противоречия и диалектика. Оно одновременно абсолютно и относительно, изменчиво и устойчиво, находится в какой-то точке и не делает этого. В современной онтологии движение имеет также вид идеального. Речь идет о субъективных процессах в мире человеческого сознания. Наверное, это то движение, которое великий Гете называл счастьем.

Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий.

Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, понимать его достаточно широко, всеобъемлюще, а, с другой, не допускать его расширительного толкования (о чем говорилось в разделе "Материя и движение").

Пример узкой трактовки движения: понимание его как пространственного перемещения. Эта точка зрения давно уже оставлена большинством философов.

Другим примером узкой трактовки движения является понимание его как изменения вообще (Ф. Энгельс). Эта трактовка кажется на первый взгляд достаточно широкой. Она во всяком случае шире понимания движения как пространственного перемещения. Но вот вопрос: куда мы денем покой, сохранение? Эти понятия соотносительны перемещению и изменению. Перемещение как категориальное определение обременено своей противоположностью -- покоем, а изменение -- сохранением. Перемещение-покой и изменение-сохранение составляют единые категориальные пары, категориальные блоки. Мы не можем вырывать перемещение из подсистемы "перемещение-покой", а изменение из подсистемы "изменение-сохранение" и рассматривать их отдельно, как определения движения. Это было бы нарушением категориальной логики.

Из диаграммы категории "движение" (см. выше табл. 1 на стр. 131) видно, что сторонами, т.е. ближайшими к движению определениями являются пространство и время. Отсюда "внутреннее" определение категории таково:

Движение есть единство пространства и времени.

Это определение вытекает из всей совокупности представлений, связанных с категориальной картиной мира. Движение не может быть вне пространства и времени. С другой стороны, пространство и время действительны лишь в движении. Чем для материи являются качество и количество, тем для движения являются пространство и время.

Из положения, что лишь в движении пространство и время действительны, следует, что реальные пространство и время нельзя рассматривать как рядоположенные движению. Они -- моменты, стороны движения, которое является родительской категорией по отношению к ним. Всякий последовательно мыслящий человек должен принять одно из двух: либо то, что пространство и время -- моменты, стороны движения, либо то, что они -- формы бытия материи наряду с движением. Я принимаю первую точку зрении и считаю, что у материи достаточно своих собственных определений и она вполне может "отдать" движению пространство и время. Богу богово, а кесарю кесарево. Материи материево, а движению движениево!

Если пространство и время являются сторонами движения, то значит видами движения должны быть такие, в которых обнаруживается различие пространства и времени, т.е. в которых последние "преломляются" по-разному. И действительно, такие виды есть. Это прежде всего -- перемещение и изменение.

Интересно отметить, что в истории человеческой мысли наблюдаются две крайности в понимании движения, связанные с абсолютизацией каждого из указанных видов движения в отдельности. Одни философы и ученые рассматривали движение преимущественно или только как пространственное перемещение (атомисты, Декарт, Спиноза, Гоббс, Гассенди, Локк). Другие рассматривали движение как течение во времени, изменение, длительность, временн?й поток (А. Бергсон).

Сторонники концепции движения в пространстве в отдельных случаях заходили так далеко, что допускали возможность движения вне времени. Это можно видеть на примере того, как философы и ученые понимали распространение света. Пока О. Ремер в 1676 г., а Д. Брэдли в 1738 г. не установили, что свет имеет конечную скорость распространения, до тех пор многие считали, что свет распространяется мгновенно, т.е. для его распространения не нужно времени.

Приведенный пример весьма поучителен. Он показывает как важна правильная мировоззренческая и методологическая ориентация. Ведь если бы философы и ученые с самого начала стояли на том что всякое движение есть единство пространства и времени, то они ни минуты не сомневались бы, что свет распространяется с конечной скоростью, что он перемещается в пространстве в течение какого-то времени. Отсюда не были бы сильно осложнены исследования Декарта и Ферма по геометрической оптике. И признание теории Ремера пришло бы как минимум на 50 лет раньше. Методологические ошибки, как видим, дорого обходятся человечеству.

Приведенный пример поучителен и в том плане, что он показывает необходимость системного представления категорий. Не какие-то обрывки связей категорий (в данном случае -- движения и пространства), а система категорий в полном ее объеме должна лежать в основе осмысленного подхода к изучению и освоению мира. Некоторым философам может показаться искусственным деление движения на два вида: перемещение и изменение, т.е. движение в пространстве и движение во времени. В самом деле, различие между ними не так явно, как различие между пространством и временем. Более того, всякое изменение материального объекта сопровождается перемещением его частей или частиц, и, наоборот, всякое перемещение материального объекта означает то или иное изменение системы объектов, в которой он является частью или частицей. Как видим, отношение перемещения и изменения взаимно. Одно без другого невозможно. И тем не менее я утверждаю, что это два разных вида движения. Из того, что одно неразрывно связано с другим, не вытекает, что между ними нет никакого различия. Например, мужчина не может существовать без женщины, а женщина -- без мужчины (иначе жизнь прекратилась бы). Тем не менее мужчина и женщина не просто различные, а противоположные в половом отношении люди.

До сих пор я говорил о "движении в пространстве" и "движении во времени" в основном как о перемещении, в первом случае, и изменении, во втором случае. На самом деле эти понятия не совпадают. "Движение в пространстве" -- целокупность моментов перемещения и покоя. "Движение во времени" -- целокупность моментов изменения и сохранения. Было бы ошибкой представлять движение только как перемещение или изменение. От этой ошибки один шаг к абсолютизации текучести, изменчивости и недооценке покоя, сохранения, устойчивости.

Почему сохранение и покой относятся к движению, хотя по видимости они не представляют собой движения, изменения? Дело в том, что изменение и сохранение, перемещение и покой -- родственные категории и в качестве таковых они имеют общий корень. Этим корнем, родительской категорией, обнимающей указанные противоположные определения, может быть только движение. В итоге образуется целостная подсистема категорий, во главе которой стоит "движение". Если использовать понятия прямого и обратного изменения (а в природе все процессы состоят по существу из прямых и/или обратных изменений), то нетрудно увидеть, что сохранение -- это тоже изменение, вернее взаимопереход прямых и обратных изменений. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения. В сохранении ни одно из противоположных изменений не преобладает; поэтому в целом мы наблюдаем сохраняющийся процесс. Те же рассуждения можно провести по отношению к перемещению и покою. В состоянии покоя противоположные перемещения уравновешивают друг друга. Особенно наглядно это видно на примере движения планет вокруг Солнца. Благодаря движению по эллипсоидной орбите они то приближаются к нему, то удаляются а в целом находятся в состоянии относительного покоя, как бы привязаны к Солнцу, не падают на него и не "улетают" от него.

Итак, универсально-всеобщими видами движения являются "движение в пространстве" (перемещение + покой) и "движение во времени" (изменение + сохранение). За их пределами никаких других видов движения нет и быть не может. Логическое членение движения на указанные виды обусловлено диалектикой взаимоотношения его сторон -- пространства и времени, и именно в силу этого оно является полным, исчерпывающим членением.

Все конкретные формы и типы движения, изучаемые различными науками, являются либо подвидами его видов в отдельности, либо объединяющими видами, осуществляющими органический синтез, взаимоопосредствование перемещения и покоя (в рамках "движения в пространстве") или изменения и сохранения (в рамках "движения во времени"). К объединяющим видам относятся поведение и развитие.

Поведение -- сложное органическое движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещение и покой живых существ и человека коренным образом отличаются от перемещения и покоя неорганических тел. Во-первых, поведение живого существа органически соединяет перемещение и покой, в то время как в неорганическом мире они разделены. Если неорганическое тело перемещается (движется), то о нем нельзя сказать, что оно покоится, и, наоборот, если неорганическое тело покоится (например, камень на земле), то оно не перемещается (не движется). Поведение живого существа складывается из моментов перемещения и моментов покоя. Например, заяц, убегая, скрываясь от волка, не обязательно перемещается (бежит, скачет); он также делает остановки, замирает, прислушивается, оценивает обстановку, т.е. как-то ведет себя. Эти "остановки", т.е. пребывания в покое, органично входят в поведение зайца, в основе которого лежит стремление спастись от преследования волка. Или возьмем такую сложную форму поведения как танец человека. Это целый комплекс поступательных, круговых, вращательных движений, остановок, ускорений и замедлений.

Развитие -- сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения.

Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи" организм и сообщество, в подсистеме "качество" -- индивидуальное и типическое, в подсистеме "мера" -- норма, в подсистеме "противоречие" -- сложное противоречие, в подсистеме "становление" -- деятельность, в подсистеме "возможность" -- свобода, в подсистеме "действительность" -- сущность, в подсистеме "движение в пространстве" -- поведение и т.д.

Курс лекций по физике

Физика - есть наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, и законы ее движения.

Задача физики состоит в том, чтобы создать в нашем сознании такую картину физического мира, которая наиболее полно отражает свойства его и обеспечивает такие соотношения между элементами модели, какие существуют между элементами внешнего мира.

Итак, физика создает модель окружающего нас мира и изучает ее свойства. Но любая модель является ограниченной. При создании моделей того или иного явления принимаются во внимание только существенные для данного круга явлений свойства и связи. В этом и заключается искусство ученого - из всего многообразия выбрать главное.

Физические модели являются математическими, но не математика является их основой. Количественные соотношения между физическими величинами выясняются в результате измерений, наблюдений и экспериментальных исследований и лишь выражаются на языке математики. Однако другого языка для построения физических теорий не существует.

Курс общей физики рассчитан на три семестра и состоит из 6 разделов:

МЕХАНИКА 1семестр

ТЕРМОДИНАМИКА И СТАТ. ФИЗИКА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ III семестр

ОПТИКА 2 семестр

АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА

Основные учебники: Савельев общей физики т.1-3

Курс физики т.1-3

Дополнительный: Яворский, Детла Курс физики Задачник: Иродов по общей физике

РАЗДЕЛ МЕХАНИКА

1) Кинематика

2) Динамика и статика

3) Законы сохранения


4) Колебания

Г лава1 .Кинематика

1.1 Механическое движение

Движением в широком смысле слова называется всякое изменение вообще. Простейшей формой движения является механическое движение, которое заключается в изменении с течением времени положения тел или их частей друг относительно друга. В этой части курса будет изучаться движение двух модельных объектов - материальной точки и абсолютно твердого тела (АТТ). Это делается для того, чтобы выявить наиболее общие закономерности механического движения.

Материальная точка - тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстояниями до других тел в данной задаче. Примерами такого объекта могут быть Земля при ее движении вокруг Солнца (но не для человека, находящегося на ее поверхности); молекула в разреженном газе.

Абсолютно твердое тело - это тело, деформациями которого (но не размерами) можно пренебречь в условиях данной задачи.

Как ясно из определения механического движения, необходимо определить тело отсчета, то есть то тело, относительно которого изучается движение. Кроме того, должна быть определена система координат, связанная с этим телом, и прибор для измерения времени. Все это вместе называется системой отсчета. Примером такой системы отсчета может быть декартовая система координат с началом в некоторой точке и секундомер. Иногда в качестве системы координат выбирают сферическую или цилиндрическую.

Теперь мы можем однозначно определить положение тела в пространстве. Пусть материальная точка находилась в положении 1 и переместилась в положение 2 . Линия, соединяющая точки, через которые проходило тело, называется траекторией, а ее длина характеризует пройденный путь. Так как путь - это длина, то она не может быть отрицательной.

Y По характеру траектории движение можно

разделить на два простейших вида, которые мы и будем начать: прямолинейное и движение по окружности. Из этак движений можно составить любое, даже очень сложное движение. Отрезок прямой, проведенный из одной точки траектории в другую, называется перемещением. Перемещение характеризуется не только длиной отрезка па, но и его направлением, поэтому перемещение - это отрезок со стрелкой, то есть вектор. Законы сложении таких величин сложнее, чем чисел. Вектора складываются или вычитаются геометрически.

Кроме координат, перемещения и пути, важной величиной является время движения и связанная с ними скорость. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то движение называется равномерным; тогда величина v = S / At будет определять скорость движения в любой момент времени. Если же движение в течении этого

времени было неравномерным, то эта величина будет так называемой средней скоростью < v > = S / At. Хотя в каждый момент времени скорость может быть и не равна средней скорости, но средняя скорость характеризует движение за этот промежуток времени в целом. Чтобы перейти к мгновенной скорости, нарисуем график зависимости пройденного пути от времени. Отметим, что tga = S / At. Теперь будем уменьшать промежуток времени At.

Иначе это можно записать v = dr/dt - производная от радиуса - вектора по времени. В проекциях на оси координат скорость можно записать так:

Зная зависимость радиус - вектора r(t), можно определить скорость тела в любой момент времени. Но часто встречается и другая задача: известна зависимость v(t) и надо определить пройденный путь.


На графике зависимости скорости от времени пройденный путь численно равен площади под кривой, ограниченной моментами времени t1 и t2.

Теперь дадим определение еще одной величине, описывающей движение материальной точки - угловой скорости. Для этого рассмотрим вращение малого шарика А

на веревке вокруг некоторой точки. Линия, перпендикулярная плоскости вращения, проходящая через точку О, называется осью вращения. За некоторое время dt точка А повернулась на угол dp. Тогда можно ввести понятие угловой dp

скорости О ---. Но это определение не dt

https://pandia.ru/text/80/159/images/image002_147.jpg" width="177" height="169 src=">

В этих вычислениях использовано подобие треугольников и также то, что I т(0 I = I тО+At) I =1. Таким образом, в этом случае ускорение направлено перпендикулярно

скорости и называется центростремительным: a = v2/R n.

1.4 Роль начальных условий

Итак, если известна зависимость r(t), то можно однозначно найти зависимость скорости и ускорения от времени. Однако, при решении обратной задачи механики (известна зависимость ускорения от времени и надо найти скорость и радиус-вектор) возникают существенные особенности. Знания a(t) недостаточно, необходимо еще знать так называемые начальные условия, а именно: начальное положение тела r0 и начальную скорость v0. Убедимся в этом:

так как a = dv/dt, то dv = a dt и v = J a dt + Ci. Возникает эта константа потому, что при

обратном дифференцировании она исчезает - dC1 / dt = 0. И определить ее можно только зная значение скорости в начальный момент времени v 11=0 = v0. Далее, зная, что v = dr / dt,

получаем r = J v dt + C2.

Окончательно r(t) = JJ a dt dt + C1 t + C2. Это общее решение обратной задачи механики. И

опять необходимо знать вектор r|t=0 = r0, что бы определить частное решение, соответствующее данному случаю. В качестве примера рассмотрим движение тела в поле

силы тяжести (об этом понятии чуть позднее) с ускорением g: a = g = Const. Тогда v = J g dt

V0 = v0 + g t и r = r0 + v0 t +g t /2.

Г лава 2. Динамика и статика.

1.5 Инерциальные системы отсчета, I закон Ньютона.

Если рассматривать движение некоторого объекта, например самолета, в разных системах отсчете (с земли, из салона самолета или из другого самолета), то и выглядеть оно будет по разному. В качестве наглядного примера изобразим траекторию движения точки на ободе колеса вагона поезда в двух системах отсчета:

СО - вагон поезда СО - наблюдатель на Земле. В результате первая

кривая - окружность, а вторая - циклоида.

Таким образом, выбор системы отсчета для каждой конкретной задачи очень важен - он может как облегчить решение, так и усложнить его.

Имея все это ввиду, рассмотрим движение материальной точки А в двух системах отсчета, которые движутся в пространстве друг относительно друга со скоростью Vo, а расстояние между началами координат этих систем r0. Эти величины могут зависеть от времени. Из рисунка видно, что r = r0 + r.

shortcodes">

Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». В расширяющейся Вселенной «разбегаются» в разные стороны планеты, вокруг которых вращаются их спутники, мчатся по различным траекториям кометы и потоки метеоритов, бездонный космос пронизывают различного рода волновые и квантовые излучения. В движении находятся и органические системы.

В каждой из них непрерывно происходят те или иные процессы, связанные с поддержанием жизни: обмен веществ и обмен информацией, осеменение и размножение, простейшие физиологические и сложнейшие биологические изменения. В постоянном движении пребывают и социальные системы. Это, прежде всего, движение, связанное с изменениями человека и человечества в процессе онто- и филогенеза. Таким образом, всё в мире движется, все стремится к чему-то иному, к своему инобытию.

Движение - это способ существования материи, а значит, оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превращается из одной формы в другую, являясь причиной самого себя.

Движение вещи есть изменение её свойств, вызываемое событиями внутри нее и (или) процессами ее внешнего взаимодействия с другими вещами. В понятии движения мыслят изменения любого характера: существенные и несущественные, качественные и количественные, прерывистые и плавные, необходимые и случайные и т. д.

Движение носит всеобщий и абсолютный характер. Любой предмет, кажущийся нам покоящимся, неподвижным, на самом деле движется, во-первых, потому что Земля каждые сутки совершает полный оборот вокруг своей оси, а вместе с ней движется и всё, что на ней есть. Во-вторых, в соответствии с теорией расширения Вселенной вместе с нашей галактикой рассматриваемый предмет может удаляться от других галактик. В-третьих, предмет являет собой совокупность подвижных элементарных частиц.

Если движение абсолютно, то покой относителен. Он представляет собой частный случай движения. Не существует вечного состояния равновесия, покоя. Оно обязательно нарушается. Однако состояние покоя, равновесия оказывается необходимым условием сохранения определённости вещей объективного мира, да и самого мира в целом. Каждый человек с течением времени меняется: изменяются его рост, походка, внешность, манера поведения, меняется его мировоззрение и т. д. Однако все эти изменения происходят в рамках относительно устойчивой формы, что даёт нам возможность даже по прошествии долгого времени отождествить этого человека в настоящем с ним самим в прошлом.


Движение существует в различных формах, которые, кроме общих свойств, имеют и весьма существенные качественные отличия. Формы движения являются, по сути, способами существования качественно определённого вида материи. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой и соответствующие рассмотренным выше структурным уровням её организации.

1. Физическая форма движения материи - простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы.

2. Химическая форма - неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы.

3. Биологическая форма - различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т. п.

4. Социальная форма - материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях.

Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем её структурной организации. В силу этого каждая из форм движения имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одной формы, одного уровня движения отличается от качественных характеристик другого.

На этой основе сформулирован методологический принцип несводимости : высшие формы материи не могут быть в принципе объяснены с помощью закономерностей низших форм (биологические - с помощью химических, социальные - посредством биологических и т. д.). Такое сведение высшего к низшим в философской литературе может обозначаться как редукционизм. (Его не следует смешивать с редукцией, означающей методологический прием, связанный с действиями или процессами, мысленно упрощающими структуру какого-либо объекта, например, при изучении рефлекторного поведения человека на базе функционирования рефлексов у высокоразвитых животных).

Вполне возможно, что в перспективе будут выделены и другие основные формы движения. Уже сейчас выдвинута гипотеза о существовании геологической, информационной и космической его формах. Однако она не получила пока убедительного подтверждения ни на теоретическом, ни на эмпирическом уровне познания.

Развитие - это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью.

Из данного определения видно, что понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие - это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно, является движением, но это не развитие. Не являются развитием и химические реакции типа окисления.

Но вот изменения, происходящие с течением времени с новорожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.

Развитие по своей направленности может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от простого - к сложному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Существуют и другие критерии прогресса и регресса: переход от менее разнообразного к более разнообразному (Н. Михайловский); от систем, обладающих меньшим количеством информации, к системам с большим ее количеством (А. Урсул) и др. Естественно, что применительно к регрессу эти процессы будут проходить в обратном направлении.

Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций будет преобладать в конкретной ситуации. При всех издержках развития культуры, например, в нем преобладает прогрессивная тенденция. В развитии же экологической ситуации в мире - регрессивная тенденция, которая, по мнению многих известных ученых, достигла критической отметки и может стать доминантой во взаимодействии общества и природы.

Возникновение в материальной системе качественно новых возможностей, не существовавших ранее, как правило, свидетельствует о необратимости развития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе развития системы качественно иные отношения, структурные связи и функции, в принципе гарантируют то, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет.

Для развития характерны также свойства новизны и преемственности . Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние данной системы обусловливает саму возможность развития.

Таким образом, можно констатировать, что указанные существенные признаки развития в своей совокупности позволяют выделить этот тип изменения из любых других типов изменений, будь то механическое движение, замкнутый цикл или разнонаправленные неупорядоченные изменения в социальной среде.

Развитие не ограничивается сферой лишь материальных явлений. Развивается не только материя. С процессом поступательного развития человечества развивается сознание человека, развивается наука, общественное сознание в целом. Причем развитие духовной реальности может происходить относительно независимо от его материального носителя. Развитие духовной сферы личности может опережать физическое развитие человека или, наоборот, отставать от него. Аналогичная ситуация характерна и для общества в целом: общественное сознание может «вести» за собой материальное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а может тормозить, сдерживать его развитие.

Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще природе, обществу и сознанию.

Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит свое выражение в учении, которое называют диалектикой . В переводе с греческого этот термин означает «искусство вести беседу» или «искусство спора». Диалектика как умение вести диалог, полемизировать, находить общую точку зрения в результате столкновения противоположных мнений высоко ценилась в Древней Греции.

Впоследствии термин «диалектика» стали использовать применительно к учению о наиболее общих закономерностях развития. В этом значении он используется и в настоящее время.

Диалектику в сегодняшнем её понимании можно представить как определённую систему категорий, связанных с основными законами развития. Эта система может рассматриваться либо как отображение объективных связей действительности, как определение бытия и его всеобщих форм, либо, наоборот, как основание, начало вещного мира.

Диалектика - теория и метод познания действительности, применяемый для объяснения и понимания законов природы, общества.

Все философские теории начал бытия в Древней Греции строились исходно диалогично. Вода Фалеса при всей ее несводимости к обычной воде все же стягивает многообразие сущего к чему-то определенно особенному. Ученик Фалеса Анаксимандр говорит об апейроне - беспредельном и неопределяемом через какую-либо частность. В начале было то, что определяет всё, но само ни через что не определяется, - таков смысл его антитезы к тезису Фалеса. Анаксимен пытается в воздухе как духе, оживляющем, питающем все сущее (и тем его образующем), найти в качестве синтеза нечто третье, изначальное, столь же основательное, однако и не столь неопределенное, как апейрон, и не столь определенное, как вода Фалеса.

Пифагор использует парные категории и числа, образующие через единство своей противоположности друг другу гармонию Космоса. Гераклит убежден в том, что путь встречного противодвижения разных состояний и форм огня как основы основ физического мира предначертан логосом - творящим словом, т. е. самим смыслом бытия. У элеатов прерывное и непрерывное, часть и целое, делимое и неделимое также претендуют на начало своей взаимоопределяемостью, своей неразрывностью в едином основании.

Как одну их характеристик античной культуры можно рассматривать культ спора, обнаруживавший себя в театральном и политическом творчестве. Софисты оттачивали в диалоге с учениками свое умение доказывать истину каждой из противоположностей. На этот период приходится расцвет культуры содержательного диалога при решении проблем чисто теоретических и прежде всего философских.

Диалектика - умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих - была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Однако диалектика еще не предстала как естественная и необходимая форма теоретического мышления вообще, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого посредством поиска их общего корня (их тождества), их общего рода.

Хотя философы античности разделили мир мнимый, воспринимаемый человеком, и мир истинный, это деление еще не ставило проблемы настоящего пути к истине - проблемы всеобщего способа (формы) теоретического мышления. Иллюзорность мнений о мире, для ранних диалектиков, прежде всего была связана с ограниченностью перцептивных возможностей органов чувств, со слабостью разума перед вековыми предрассудками, со склонностью людей выдавать желаемое за действительное и т. п., что позже Ф. Бэкон назовет призраками пещеры, рода, рынка и театра. Противоречия в суждениях не связывались с объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего.

Перед философами средневековья стояла задача выявления исходных оснований в, казалось бы, вполне обоснованных, но противоречащих друг другу высказываниях о принципах и началах, о чувственном опыте и разуме, о страстях души, о природе света, об истинном знании и заблуждении, о трансцендентальном и трансцендентном, о воле и представлении, о бытии и времени, о словах и вещах. В восточной философии выявляется противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего.

Начиная с античности, наибольшую трудность для мышления составляли, прежде всего, прямые смысловые противоречия при исходной взаимообусловленности «парных» всеобщих категорий мышления. В средневековье внутренний диалогизм мышления осознавался не только как норма для мышления теоретического, но и как его проблема, требующая для своего разрешения особой мыслительной формы, правила и канона. Такой формой долгое время оставался сократический диалог.

В этот период диалектикой назывался не всеобщий продуктивный способ философствования, каким он утвердил себя при формировании и первых шагах развития теоретической деятельности, а учебный предмет, призванный научить юных схоластов вести диалог по всем правилам искусства обоюдоострой мысли, которые исключают эмоциональную беспорядочность обыденного спора. Правила заключались в том, что противоположные высказывания о том или ином предмете (тезис и антитезис) не должны содержать противоречия в определении и других погрешностей против правил Аристотелевой логики.

Так укреплялось убеждение, радикально противоположное исходной формуле теоретического сознания: мыслить истинно значит мыслить непротиворечиво, формально безошибочно, ибо в мыслимом (в природе, сотворенной замыслом Бога) нет и не может быть ни ошибок, ни противоречий. Ошибается несовершенный разум человека. Противоречие в высказываниях - первый и главный признак его ошибочности. «Диалектика» спора призвана выявить ошибки либо в высказываниях одного из спорящих, либо в высказываниях того и другого. Таким образом, были четко разведены логика мышления о противоречиях в высказываниях и логических следованиях из них и логика теоретического (прежде всего философского) мышления о внутренних противоречиях мыслимого.

В Новое время наука в качестве новой формы теоретической деятельности поставила перед собой целью не обыденно-эмпирическое, а собственно теоретическое знание об инвариантах природных процессов. Непосредственный предмет этого знания - способы, средства и формы определения этих инвариантов: механика, астрономия, начала химии, медицины и др. В средневековых университетах был подготовлен ряд глубоких теоретических гипотез о свойствах веществ и сил природы, проявляющих себя с убедительным постоянством при закономерно повторяющихся взаимодействиях природных явлений.

Одновременно были сформулированы фундаментальные проблемы, не случайно совпавшие с проблемами научного познания. Например, обсуждение реалистами и номиналистами проблемы существования универсалий (всеобщего в имени и в реальном бытии) переросло в XVII-XVIII вв. в проблему познавательного соотношения истин теоретического мышления (разума) и чувственного опыта с веществами и силами природы. Эмпирики и рационалисты продолжили диалог реалистов и номиналистов при радикально ином типе общественного осознания исторической реальности бытия. Наряду с непреложными истинами Священного Писания и текстов отцов церкви появились не менее непреложные общие знания о пространстве и времени природных процессов.

Исходная диалектическая сущность теории как «диалога мыслящих» упорно требовала поиска реальных онтологических предпосылок генезисного единства принципиально несовместимых противоположностей. Этот поиск нашел логическое воплощение в антиномиях чистого разума И. Канта, в метаниях философской мысли из крайности чистого спиритуализма в крайность вульгарного материализма, в постоянных обострениях противостояния эмпиризма и рационализма, рациональности и иррациональности.

В философской традиции выделяется три основных закона диалектики, объясняющих развитие мира. Каждый из них характеризует свою сторону развития Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей вскрывает в развитии его причину , источник (потому он называется основным). Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона необходимо обращение к категориям тождества, различия, противоположности, противоречия. Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.

Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. Закон подразумевает, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей можно продемонстрировать на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом - южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель . Соч. Т.1. С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей называют в философии противоречиями. Противоречия являются внутренней основой развития мира.

Развитие можно рассматривать в виде процесса становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга.

Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Второй закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления определяется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определённым образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют.

Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т. е. свойство - это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Количество определяется как внешняя для бытия определенность, относительно безразличная для той или иной вещи.

Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, качество и количество - это взаимопроникающие противоположности и нет качества без количественных характеристик, как нет количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество выражается в категории меры. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Те или иные предметы и явления могут изменяться - уменьшаться или увеличиваться - в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведёт к изменению качества: количество перейдет в новое качество.

Так, например, «степень температуры воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой - в лёд» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 186). Переход количества в качество имеет и обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, переход качества в количество. Эти взаимопереходы являются бесконечным процессом, который, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качества, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Скачок - это сложное диалектическое состояние единства бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определённости.

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание - это не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, прежде всего, связывают с прохождением в процессе развития трёх стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона - отрицание отрицания - можно продемонстрировать как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах.

Процесс отрицание отрицания, как логический процесс, складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона раскрывается на примере роста растения. Например, зерно овса, брошенное в землю, прорастает в стебель, отрицающий это зернышко.

Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму.

Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается смысл понятия «движение»? Каковы основные характеристики движения?

2. Какие формы движения можно выделить?

3. Представлена ли социальная форма движения в физической и наоборот?

4. Известно, что в принципе возможно математическое описание движения микрочастиц воздуха, возникающего при общении. Тогда вполне возможно предположить, что математическая модель колебаний воздуха, вызываемых речью одного человека, в общих чертах может совпадать с математической моделью движения воздуха, которое порождается речью другого человека. Можно ли на основании такого совпадения математических моделей утверждать о совпадении содержания речи этих людей?

5. Тождественны ли понятия движения и развития? Дайте определение понятия «развитие».

6. Под воздействием определённых условий происходит переход того или иного вещества из одного его состояния в другое: например, металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое. При температуре около 2500 градусов и давлении в 10 миллиардов паскалей графит превращается в алмаз. Можно ли в этих случаях говорить о развитии?

7. Каковы специфические характеристики развития?

8. Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.

9. В чём заключается смысл диалектики?

Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции – с самых ее истоков – конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, “познание движения необходимо влечет за собой познание природы”). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и – соответственно – снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) – с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как “изменение вообще”; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, – в частности, древнеиндийской – культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое – с другой).

М.А. Можейко

Движение

Важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В...

Важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д.- это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. “светящийся” электрон). Всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия (“борьбы”) различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения нервных клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденции изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условии. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы.

Движение

По способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Способ и свойство...

По способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут.

Способ и свойство – это, вероятно, не одно и то же, что делает данное определение весьма сомнительным.

Посмотрим другое определение:

Движение – способ существования материи . Так как термин способ в философии не определен, то дадим свое определение движению: движение – состояние материи.

Лучше, но тоже плохо. Для дальнейшего использования определения необходимо определить, что такое состояние.

Попробуем провести некоторые рассуждения на темы пространство, время, движение и материя.

Пространство содержит в себе (охватывает) материю и движение, хотя не исключено, что и само находится в состоянии движения.

Взаимодействие содержания и формы всегда образуют третью вещь.

Если материя первична, то формально смысл имеют только два рассуждения 2 и 5: движение – результат воздействия времени на материю (2), время – результат движения материи (5).

Движение – форма существования времени. Отметим, что в этих рассуждениях не учитывалось пространство.

Ассоциативный блок.

Отметим, что сами рассуждения скрыты от наблюдателя.

Движение

– любое изменение объектов, их свойств и отношений. Классифицируя движения по носителю, различают два основных его...

– любое изменение объектов, их свойств и отношений. Классифицируя движения по носителю, различают два основных его типа – материальное и духовное, которые далее подразделяют на более частные формы. Материальное движение (или движение материальных объектов) включает физическую, химическую и биологическую (движение живой природы) формы. Духовное движение (или движение идеальных, духовных процессов) делится на интеллектуальную (движения разума и рассудка), эмоциональную (движение чувств) и волевую (формирование решимости к действию) формы. Выделяют еще социальную форму движения, т. е. деяельность человека; в ней соединены первый и второй типы движения, причем она включает в себя низшие формы движения как необходимую основу. Космические полеты, например, предполагают организованное единство многих форм, направляемое человеком к достижению своей цели. Выделяют также качественное (превращение одного объекта в другой) и количественное движение (изменение состояния объекта без изменения его качества); конструктивное (развитие) и деструктивное (распад, разрушение). В любом явлении обязательно имеют место, как движение, так и покой, хотя доля того и другого может быть различной. Самой сложной, трудно объяснимой формой изменений является духовная форма движения: каким образом человек обретает «человечность», любовь и доброту, сострадание к людям, как он постигает мудрость, другие общечеловеческие ценности и следет им в повседневной жизни.

Движение

Общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений,...

Общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое различение видов Д. указывает на формы Д., в которых объекты меняют свое положение, но не меняются сами, и на формы Д., в которых происходят количественные и качественные изменения объектов. Аристотель в “Категориях” говорит о шести видах Д. – возникновении, уничтожении, увеличении, уменьшении, превращении и перемещении. Долгое время в фокусе практических и познавательных интересов людей находилось Д., трактуемое в основном как перемещение тел. Философию также интересовал прежде всего этот вид Д. Его рассмотрение оказывалось отправным пунктом для обобщений различных понятий о Д., для определения принципиальных схем его представления и описания.

Развитие научных взглядов на движение в новое время было связано главным образом с прогрессом механики. Поэтому и трактовки Д. стимулируются физическими представлениями о перемещениях тел и о их взаимодействиях. Другие формы Д. получают объяснение, основанное на схемах взаимодействий; кажущаяся простота такого подхода приводит к серьезным затруднениям: возникают барьеры для понимания качественных особенностей разнообразных видов и форм Д. Поскольку физика выполняет роль лидера научного познания, ее представления о Д. возводятся в ранг научных стандартов. В ряде случаев это заметно сужает методологический горизонт познания, порождает редукционистские упрощения в науках о живой природе, обществе и человеке. Суть этого типа редукционизма – в том, что некоторые космические, биологические и социальные процессы сводятся для их объяснений к “механизмам”, “передающим устройствам”, сцеплениям причин и действий, т. е. к жестко “выстроенным” системам взаимодействий. Такой подход имеет, конечно, определенный моделирующий смысл как предварительный этап познания сложного предмета. Но практика научно-познавательной деятельности складывалась т. о., что динамические модели взаимодействий, перемещений, передачи сил зачастую отождествлялись с реальным поведением организмов или с функционированием общественных связей, что и порождало упрощенные представления о воздействии среды на организм или о детерминации политики экономикой, науки техникой, культуры наукой и т. п. Наука, формируя представления об устойчивых и повторяющихся схемах перемещений и взаимодействий между телами, как бы отодвигала на дальний план вопросы, связанные с развитием объектов, их превращениями, переходами друг в друга. Для знания, ориентированного на схематизированные динамические объяснения, эти вопросы вообще казались выходящими за рамки науки, располагающимися где-то в области магии или мистики. Так, долгое время таинственным представлялся вопрос о дальнодействии; до сих пор в области обществознания “странными” кажутся вопросы о сверхчувственных социальных качествах человеческих предметов или о трансляции человеческого опыта во времени, через эпохи и века. Но наука, отстранявшаяся от такого рода вопросов, сама по сути уподоблялась магии и мистике, только она, в отличие от магической практики, доверялась механически ориентированному эксперименту, а в отличие от мистики – вдохновлялась метафорами механизмов, рычагов и причин, порождающих Д.

Немецкая классическая философия к середине XIX в. создала серьезную мировоззренческую базу для более богатого и насыщенного конкретными представлениями и понятиями знания о Д. На первый план философского рассмотрения Д. вышли такие его разновидности, как становление, изменение и развитие. В центре внимания оказались изменения вещей и явлений, природных и культурных систем, связи между этими изменениями, тенденции их накопления и структурирования. Покой, порядок, состояние, структура начинают трактоваться все более как результат или устойчивая форма Д. Конечно, такой поворот в понимании Д. был стимулирован и развитием науки: химия, биология, а затем и экономическая наука сблизили трактовки Д. с понятиями об изменениях структур, об эволюции форм и о воспроизводстве связей, обеспечивающих Д. Другой важный ход в истолковании Д., сделанный немецкой классикой, сопряжен с попытками конкретизировать представления о формах Д.: механической, химической, органической (Гегель), а затем и о социальной (Маркс). Правда, эти попытки не реализовали значительный потенциал, содержащийся в подходе. И тому было несколько причин. Во-первых – это слабость собственной методологической базы наук о жизни и об обществе, мощная инерция механических стандартов объяснения и редукционистских схем исследования, подкрепленная авторитетом физики, а стало быть, и классического естествознания. Во-вторых – если иметь в виду прежде всего развитие марксизма, – это догматизация представлений об основных формах Д. Философская схема форм Д. фактически навязывалась познанию и науке, она онтологизировалась, представлялась как бы предзаданным членением самой реальности, предопределяющим разделение знания на науки и дисциплины. Между тем в процессе развития самой науки выяснилось, что разделение наук и междисциплинарные связи напрямую не соотносятся с особыми формами Д., что они в значительной мере обусловлены внутринаучным разделением деятельности и теми влияниями, которые оказывает на науку практика общества. По сути зачастую оказывалось, что не объекты, связанные определенной формой Д., обусловливают логику особой науки, а, наоборот, особая логика науки или совокупности наук задает логику Д. объектов и их практического освоения. Так было в науках о природе, что обусловило практическое “расчленение” природы по дисциплинарному и отраслевому принципу и, соответственно, – растущее количество экологических катастроф. Так было и в обществознании, в котором деятельность индивидов была разобрана науками на аспекты: в результате психика как предмет познания оказалась оторвана от социальных связей, а социальные связи – от предметных взаимодействий между людьми. Это – по сути – и была третья причина, затруднившая реализацию подхода, ориентированного на конкретные формы Д. Фактически, это означало несовпадение логики познания Д. и того разнообразия видов и форм Д., которые оказывались предметом забот человечества в XX столетии. За этим несовпадением скрывался вопрос о возможностях и границах человеческого освоения различных форм Д.

Массированное развитие познания и практики привело к тому, что люди оказались “втянуты” во взаимодействие с объектами, представляющими собою совокупности, последовательности и системы событий, связей, преобразований. Эти объекты не поддаются освоению на основе линейных представлений и схем классической динамики. Само освоение такого рода объектов человеком становится в известном смысле условностью, ибо речь, по сути, должна идти не об освоении форм Д. подобных объектов, а о приспособлении к ним, об адаптации к ним апробированных человеком приемов исследования и практического действия. Наука вынуждена формировать свое представление о конкретной форме Д., исходя не из своих дисциплинарных предрассудков, а из той логики самодвижения сложного объекта, которая может быть выявлена только в специализированном исследовании и только путем соответственно построенных контактов с объектом. Характеристика Д. объекта и его системное изучение оказываются теснейшим образом связаны. В результате формируется знание о конкретном Д., носящее уже не дисциплинарный, а системный и проблемный характер, т. е. знание в принципе не завершенное, поскольку таковым не может быть знание о самодвижении, самоорганизации, саморазвитии системы. По этому типу во второй половине XX в. развиваются представления о Д. в области космологии, в исследованиях биосферы, в экологии, в анализе проблем социальной эволюции и эволюции культуры, в определении исторических характеристик современного человеческого сообщества. Понимание познания Д. (философии движения) тоже может быть включено в этот ряд. От интуиции и всеобщих определений оно переходит к определению отдельных форм, к выяснению систем, строит конкретные схемы Д. все более сложных объектов. В результате человек вынужден пересмотреть совокупность своих представлений о Д., определить ее именно как систему концепций, понятий, образов, метафор, создающую возможность формировать исследование различных типов объектов, различных видов Д. и их взаимосвязей.

Нелинейный и незамкнутый характер современных представлений о Д., их разнообразие и взаимообусловленность определяются тем, что идея Д. в значительной мере становится идеей самодвижения сложных систем, а также и тем, что самодвижение системы не исчерпывается характеристиками ее направленности или эволюции. Самодвижение системы раскрывается как многообразие ее состояний и ее связей с другими системами, закрепленное в опосредствующих структурах (нервная система организма, стереотипы, нормы и ценности общества, силы, способности, установки и ориентации личности). Самодвижение оказывается преобразованием внешних связей и взаимодействий, а внешние связи и взаимодействия могут характеризоваться как способы самообнаружения сложной системы в ее контактах с другими системами. В плане расшифровки социальных и культурных контактов такие по видимости элементарные формы Д. могут быть поняты как способы приспособления сложных систем друг к другу, как создание некоего симбиоза, согласующего Д. систем, но не нарушающего особый порядок их бытия. Сложность и простота Д. оказываются тесно взаимосвязаны; простые формы Д. указывают на сложные зависимости между различными системами и процессами.

В. Е. Кемеров

Движение

Способ существования сущего. Движение – это есть изменение.

Движение

Способ существования материи. Ф. Энгельс в одном месте определяет движение, как результат взаимодействия материальных...

Способ существования материи. Ф. Энгельс в одном месте определяет движение, как результат взаимодействия материальных систем, в другом – как изменение вообще. Материя без движения также немыслима, как движение без материи. Источник Д. находится в самой материи и является противоречием – совокупностью процессов образования и разрушения. Изменение происходит по схеме: 1) Что движется? 2) Почему движется? 3) Каков результат движения? В диалектическом отношении особое значение имеют те Д., которые непосредственно заключают в себе собственный источник и потому носят названия самодвижения, саморазвития, самоформирования, самоорганизации, самовоспроизводства, самогармонизации и т. п. – в зависимости от специфики претерпеваемых объектом превращений и изменений.

Движение

Способ существования материи, ее всеобщий атрибут; это любое изменение вообще, всякое системное взаимодействие материальных...

Способ существования материи, ее всеобщий атрибут; это любое изменение вообще, всякое системное взаимодействие материальных объектов, фиксируемое на координатах пространства-времени-качества.

Движение

Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции...

Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции – с самых ее истоков – конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, “познание движения необходимо влечет за собой познание природы”). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро. Гольбах, Энгельс, Д.Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) – с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как “изменение вообще”; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, – в частности, древнеиндийской – культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое – с другой).


Close