Грузинская икона Божьей Матери в русской православной церкви почитается как чудотворная.
Считается, что благодатная сила этого чудотворного образа позволяет исцелять самые разнообразные недуги, такие как болезни желудка, глазные и зубные заболевания, помогает при душевных расстройствах, а также может даровать женщинам, страдающим от бесплодия, долгожданное потомство. Случаи чудесных исцелений, даруемых иконой и ее чтимыми списками, зафиксированы в церковных летописях.

Точный мерный список иконы

Грузинская икона (1654 г) - Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Грузинская икона Божией Матери в Сокольниках

Список XVII в. - Храм святителя Мартина Исповедника

Грузинская икона Божией Матери в Раифской Богородицкой пустыни

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия ("Путеводительница"). Она близка к вариации Перивлепты (где изображается общение Богоматери и младенца). Иконография Богородицы родственна другим грузинским иконам X-XVI вв, в особенности Кахетинским. Рассматриваемый образ очень напоминает Иерусалимскую икону Божией Матери.
Икона имеет ковчег - углубленную центральную часть на лицевой поверхности доски. Изображения Богоматери и младенца Иисуса занимают большую часть ковчега. Голова Богородицы склонена и повернута к Богомладенцу, сидящему у нее на левой руке. Правая десница Христа поднята в благословении, а в левой он держит свиток - знак спасительного учения для просвещения человеческого рода.
Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе является, подвернутая под левую, обнаженной подошвой наружу, правая нога.

Первоначально икона находилась на территории Грузии. Когда в 1622 году персидский шах Аббас захватил эту страну, икона была вывезена в Персию среди прочих трофеев. Вот здесь, три года спустя, на одном из восточных базаров она и попалась на глаза Стефану Лазареву - приказчику купца Григория Лыткина из Ярославля. Находившийся в Персии по торговым делам Стефан не смог пройти мимо православного образа и на свой страх и риск приобрел икону, хотя богато украшенная золотом и серебром святыня стоила недешево.
Приблизительно в это же время его хозяину Григорию Лыткину было во сне откровение о некой иконе, которую было необходимо передать в конкретный монастырь под Архангельском. Не придав значения сну, Лыткин вскоре забыл про него.
Через четыре года после этого события в 1629 году в Ярославль возвращается Стефан и показывает приобретенную Грузинскую икону Божьей Матери. Купец тут же вспоминает про таинственное сновидение и следуя полученной в нем установке, направляет образ в Красногорский (ранее Черногорский) монастырь, стоявший под Архангельском на реке Пинеге, где специально для нее строит церковь.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать.
Это событие нашло отражение в одном из церковных кондаков -
«Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе, мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.»
Явила многочисленные чудеса икона и в дальнейшем, так, что в 1658 году даже был издан специальный указ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона об установлении дня празднования иконе 4 сентября (по новому стилю), а с 1698 года было предписано каждый год приносить Грузинскую икону в Архангельск для, как говорилось: «освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости» .
Но не только в Архангельск носили икону, побывала она в Москве, Вологде, Переславле-Залесском и других российских городах.
В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В двадцатых годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но после этого образ бесследно исчез.
В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския» .

Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
Три из них находятся в Москве.

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым - «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для "поновления живописи и наложения новой ризы" . Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.
(адрес местонахождения этой иконы - Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, Никитников переулок, д.3)

Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы.
Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям» . Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет.
По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.
(список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д.6)

Третий список прежде находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудотворения, исходящие от этого списка Грузинской иконы, сподвигли царицу Параскеву Феодоровну на создание драгоценного киота (1706 г.) Святой образ в свое время посещали императрица Анна Иоанновна с Государем Императором Александром Первым.
(адрес нынешнего местонахождения - храм святителя Мартина Исповедника, ул. Александра Солженицина, бывшая Б.Коммунистическая, д.15)

Еще одна очень почитаемая копия с Грузинского образа хранится с 1661 г. в Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. Список был заказан митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса, происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне Васильево близ города Свияжска летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.
(адрес местонахождения списка - Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа)

Молитва Грузинской иконе Божьей Матери.

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.
Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.
Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1658 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России например в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что "Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою". В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск "ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости". Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь . Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.

"В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви."

(празд. 22 авг.), чудотворный образ. Согласно сказанию, Г. и. была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) мон-рь на Пинеге (под Архангельском), к-рому покровительствовали рус. купцы. Доставив икону в мон-рь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг (Смирнов . 1998), бо́льшую часть к-рых сам переписал.

По прибытии иконы в мон-рь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в мон-рь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Вел. Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену.

Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в мон-рь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию еп. Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что Г. и. носили во время крестного хода, к-рый совершался в 1946 г. в Архангельске. Дальнейшая судьба Г. и. неизвестна.

Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Икону поместили в ц. Св. Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651). Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы.

В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них - серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для ц. Cв. Троицы список с Г. и., к-рый был помещен в центральном иконостасе слева от царских врат. Видевшие икону считали ее произведением «первоклассного изографа царской школы» (Тренев . 1903. С. 21), И. Токмаков полагал, что автором этого списка был Симон Ушаков (Токмаков . 1896. С. 120).

Еще один список Г. и. был помещен в сев. Никольском приделе; церковь освятили в честь Грузинской иконы Божией Матери, что отразилось в названии переулка, ведущего от храма на Варварку.

К 250-летию прославления иконы (1904) в нижнем помещении церкви на средства почетного гражданина города А. В. Александрова устроили придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.

В московском Алексеевском мон-ре на Пречистенке с 1654 г. также была известна Г. и., стоявшая в главном Крестовоздвиженском храме. Появление ее в мон-ре овеяно легендой: больной монахине явился некто во сне и сказал, что в мон-рь не надо приносить для молебна о здравии образ из ц. Св. Троицы, т. к. в обители есть такая же забытая икона. Образ отыскали, и после молебна перед ним монахиня выздоровела. Прославившаяся икона была украшена драгоценным окладом на средства царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. По описи Алексеевского мон-ря 1757 г. реконструируется оклад этой иконы (Романский . 1903). Празднование иконе 15 авг. в мон-ре происходило с чином освящения воды и окропления келий в память избавления от чумы в 1654 г.

Сохранилась происходящая из Алексеевского мон-ря Г. и. (XVII в.?), перенесенная из закрытого мон-ря, что в Красном селе, в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

Еще один московский список Г. и. находился в ц. Покрова на Воронцовом поле, к-рая по приделу также иногда именовалась «Грузинская», как и близлежащий переулок. В 1706 г. усердием царицы Параскевы Феодоровны для иконы был создан драгоценный киот. После закрытия храма икона была сохранена и в наст. время находится в ц. св. Мартина Исповедника на Таганке (Козаржевский . 2005).

Чудотворный список Г. и. с 1661 г. находился в Казанской епархии в Раифской Богородицкой пуст. Для написания этого образа митр. Казанский Лаврентий посылал одного из лучших иконописцев в Красногорский мон-рь. Список Раифской пуст. также прославился чудесами и торжественно чествовался. Ежегодно совершался крестный ход в Свияжск к вечернему богослужению, а на следующий день - на реку и вокруг города. В течение 2 недель образ носили по домам и окрестным селам, но к 22 авг. святыню возвращали в Раифскую пуст. Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой. Икона сохранилась после закрытия мон-ря, а по его возобновлении в 90-х гг. XX в. помещена в ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери (построена по проекту М. П. Коринфского в 1835-1842).

В 1698 г. по благословению архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым были составлены канон и тропарь Г. и. Существует также служба, известная по списку сказания об иконе, и молитва, к-рая читалась перед иконой (список 1654) в Алексеевском мон-ре в Москве, где ее чествовали 15 авг. в память чудесного обретения списка.

Утрата первообраза Г. и. Красногорского мон-ря (описание сохр. в монастырской описи - Макарий (Миролюбов) . 1880; Васильев . 1880; Челмогорский . 1902) отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, ГТГ) (Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 907; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. № 16). На нижнем поле иконы надпись: « написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже - надпись с указанием имен мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы 4 крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Г. и. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиц. положении Богородица поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правая - в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой - свиток. Особенностью извода Г. и. является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божией Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Возможно, эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром» - Макарий (Миролюбов) . 1880). Если на первообразе сохранялся характерный для груз. икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на груз. иконах.

Извод Г. и. имеет среди памятников Грузии X-XVI вв. аналогии и широко распространен, особенно в Кахети (Чубинашвили Г . Н . Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. № 46, 148, 182, 546, 555; Гусева . 1995).

Лит.: Мартынов А . А ., Снегирев И . М . Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1857; Даль Л . В . Церковь Грузинской Божией Матери в Москве // Зодчий. 1877. № 9/10. С. 87-88; Макарий (Миролюбов), архиеп . Ист. описание Красногорского мон-ря. М., 1880; Васильев А . Ист. очерк Красногорского мон-ря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Токмаков И . Ф . Ист. и археол. описание Моск. Девичьего Алексеевского мон-ря. М., 1896; Шмаков А . Сказание о чудотв. иконе Богоматери Грузинской и бывших чудесах от нея. СПб., 1886; Зверинский . Т. 3. № 888; Снессорева . Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 293-294; Челмогорский В . Красногорский Богородицкий мон-рь // Кр. ист. описание мон-рей Архангельской еп. Архангельск, 1902. С. 321-379; Романский Н . А . Чудотв. икона Грузинской Богоматери в моск. Алексеевском мон-ре // Моск. ЦВед. 1903. № 17. С. 214-220; Тренев Д . К . Памятники древнерус. искусства ц. Грузинской Богоматери в Москве. М., 1903; Поселянин Е . Богоматерь. С. 542-546; Овчинникова Е . С . Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970; Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 907; Гусева Э . К . Из истории почитания на Руси иконы Богоматери Грузинской и ее груз. прототипе // Древнерус. искусство. Искусство XVIII - 1-й пол. XIX в.: Сообщ. ГТГ. М., 1995. С. 6-14; Смирнов Я . Е . Б-ка ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в. // Чт. по истории и культуре др. и новой России: Мат-лы конф. Ярославль, 1998. С. 87-102; Мюллер Г . А . Раифская история: Святыня обители - чудотворная икона // Раифа. Свияжск. Каз., 2001. С. 20; Козаржевский А . Ч . Моск. святцы: Правосл. месяцеслов. М., 2005.

Ацкурская икона Божией Матери находится в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы Богородицы. По одной из них, икона Богородицы принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.

С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день.

По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону Божией Матери. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону Богородицы в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску.

Икона Божией Матери «ГАЕНАТСКАЯ»

28 августа (15 августа по старому стилю)

Названа по Гаенатскому (Гелатскому) монастырю близ Кутаиси. Название монастыря произошло от греческого «genathlakon» (рождение) и связано с главным храмом монастырского комплекса, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря – Генати, в настоящее время – Гелати.

По преданию, чудотворная икона принадлежала святой царице Тамаре. Вполне возможно, что Гаенатская икона и ГЕЛАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.

Икона Божией Матери «ГЕЛАТСКАЯ»

Местночтимая

Находится в Гелатском (Гаенатском) монастыре. Вычеканена из позолоченного серебра. Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси – древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Согласно преданию, икона Божией Матери принесена в монастырь царём Багратом и царицей Еленой.

Гелатский монастырь – крупнейший центр культуры, истории и научно-педагогической деятельности в Западной Грузии, а также выдающийся памятник грузинского зодчества, основанный святым благоверным царем Грузии Давидом IV Строителем, в честь присоединения к грузинскому государству – Кахетии и победы над сельджуками в долинах Алгетки и Храми.

Вполне возможно, что Гелатская икона Божией Матери и ГАЕНАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.

Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ»


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Описание Грузинской иконы Богородицы:

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.

Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей матери, установил день её празднования – 22 августа.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери.

Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Бодбе»

Местночтимая
(Чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы была изрезана скальпелем в советские годы)

Монастырский и епископальный комплекс святого Георгия в Бодбе построен царём Мирианом в честь успения просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины. Находится в одном из исторических регионов Грузии – Кахетии.


Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Мартвили»

Местночтимая

Мартвили – город в Грузии, на Колхидской низменности, в 32 км от железнодорожной станции Абашa.

Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Сванетии»

Местночтимая

Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта.

Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ «Ты Лоза»

Местночтимая

В названии этой иконы Божия Матерь ассоциируется с виноградной лозой. Икона новописанная, но уже прославилась как чудотворная.

Икона Богоматери «ГРУЗИНСКАЯ из Хоби»

Местночтимая

Хоби - это город в Западной Грузии.

Икона Богородицы «СИОНСКАЯ»

Местночтимая

Описание Сионской иконы Богоматери

Находилась икона в древнем Сионском соборе города Тифлис (ныне Тбилиси), построенном в IV веке царём Вахтангом Гургусланом. Несколько раз за всю многострадальную историю Грузии Сионский собор подвергался разорению, а в 1518 году шах Измаил во время разорения Тифлиса приказал все святыни, в том числе и Сионскую икону Божией Матери, бросить в реку Куру. Течением икону унесло в предместье города Навтлуг, где она была обнаружена и взята из воды. Ныне списки (копии) древней Сионской иконы распространены по всей Грузии, есть икона и в возрождённом Сионском соборе.

Сионский кафедральный собор в честь Успения Божией Матери, или просто Сиони, – современная резиденция католикоса Грузии. Здесь хранится величайшая святыня Грузии - крест святой Нины, сделанный из двух кусков виноградной лозы и перевитый, по преданию, собственными волосами просветительницы Грузии.

Икона Богородицы «ХАХУЛЬСКАЯ»

Местночтимая

Описание:

Святыня Кутаисского Гелатского монастыря, основанного в VIII веке в честь Успения Богоматери святым царём Давидом (память 8 февраля по новому стилю). Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Икона Богоматери ХАХУЛЬСКАЯ украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы грузинской царицей Тамарой.

Одно из преданий рассказывает, что царица Тамара однажды собиралась к Литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у её терема милостыню. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде её не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления - царскую повязку, и возложила её на образ Богородицы.

Икона Богородицы «ЦИЛКАНСКАЯ»

1.

2.

Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения – Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы – одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.

Образ Пресвятой Богородицы Цилканской
Триптих. 1995 г, береста.

Богородица Мгвимеви
9 век
Тбилиси

Почитание православными христианами образа Богородицы является давней и славной традицией верующих. Трогательные чувства преклонения перед ней реализовались в создании семисот различных икон, воспроизводящих Святую Марию одну и вместе с Сыном. Ей посвящено множество храмов, названных в ее честь, ее воспевают в гимнах и славословят в молитвах, преисполняющих души православных верой и нежностью. Каждый образ приносит помощь и облегчение по-своему, но все подают исцеление и добро. Одной из таких славных икон является Грузинская икона Божией Матери, сила которой не только врачует душу и тело, но и помогает женщинам, потерявшим надежду на рождение ребенка, обрести долгожданное счастье материнства.

Описание иконы

С позиции христианства живописания святых на иконах считаются посредниками между небесным и земным миром, а основной смысл преклонения перед ними состоит в обращении молений не к картине, а к тому образу, который он являет. Понимание иконописи доступно исключительно всерьез набожному человеку, который не сомневается в неисповедимости Бога. Воображение помогает людям видеть мысленным взором чудесное могущество Божественных сил, однако в процессе обращения к святым проще это делать, видя их образы перед собой.

Иконы Богородицы, написанные за многие века существования христианства, композиционно делятся на различные типы. Грузинская икона Божией Матери представляет собой изображение, написанное в манере иконописи Одигитрия, что означает Путеводительница. Построение православных икон должно соблюдать строгие каноны. По преданию, именно в таком стиле апостол Лука создал первую икону.


Композиционной особенностью иконографии иконы является то, что скомпонованные во впадине в центре доски образы занимают почти весь участок и размещены в форме треугольника, самая продолжительная сторона которого совпадает с наклоном головы Богородицы к Сыну. На иконе Грузинская Богородица держит на коленях подросшего Младенца, одной рукой поддерживая Сына, а другой, направленной ладонью вверх, она указывает на Христа, словно повествует о дороге, предназначенной пройти роду человеческому, чтобы очиститься от грехов. Этот указующий жест также подтверждает, что Иисус является спасителем человечества.

Дева Мария на этом образе показана в качестве провожатой христиан к Богу. Данный тип иконы обычно изображает Богородицу по пояс. Голова Девы Марии слегка повернута и наклонена к Богомладенцу, сидящему на ее левой руке. Характерная особенность этой иконы заключается в способе рисунка длинного покрывала, струящегося с головы Божией Матери складками, оставляющего треугольник синего хитона и отвороты накидки.

Правую руку Христос обычно держит таким образом, будто благословляет всех приходящих к нему. В другой руке у него – свиток, являющийся символом Ветхого Завета, позже дополненного Спасителем. Отличительная черта иконы – изображение правой ножки Иисуса, повернутой оголенной ступней вовне.

Лучше всего рассмотреть Грузинскую Божию Мать можно в церкви – там она обычно бывает большого размера.

История обретения

Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.


В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.

В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.

Создание списков с иконы

В начале ХVIII столетия кремлевским иконописцем Кириллом Улановым был создан тщательно вымеренный список изображения Грузинской Божией Матери. В наши дни с этого образа сделаны копии, хранящиеся в различных храмах нашей страны, большинство считаются чудотворными. Списки древнего образа встречаются во многих московских церквах, к примеру, им обладает Алексеевский женский монастырь на Пречистенке. Изображение появилось в ХVII столетии при весьма любопытных обстоятельствах. Больная монахиня тщетно просила принести ей икону из другой церкви, и ей во сне было сообщено, что список образа скрытно хранится в их монастыре. Непродолжительный поиск привел к спрятанной в стене ризнице с чудотворным образом.


В Раифскую Богородицкую пустынь древнее изображение попало уже в 1661 году, будучи перенесенным из Казани, и митрополит Лаврентий поручил прославленному художнику-иконописцу создать копию чудесного образа. В Раифском монастыре для Грузинской иконы Божией Матери возвели специально предназначенную для нее церковь, где она сразу начала совершать чудеса – стала помогать исцелению незрячих, хромых и умалишенных. В наши дни в Раифский монастырь приезжает масса паломников, чтобы поклониться чудотворному образу.

Еще одно высоко чтимое изображение Богоматери обретается в церкви Мартина Исповедника. Для него Параскева Федоровна в ХVIII веке заказала изготовление драгоценного киота.

Останкинская церковь Живоначальной Троицы, освященная в наше время, также обладает подобным изображением, имеющим весьма любопытную историю, повествующую о явлении владельцу Девы Марии, которая сама определила место нахождения иконы. История реставрации иконы также связана с чудесным самопроизвольным ее восстановлением. Здесь систематически читается славословие Грузинской Божией Матери.

Действующие храмы

Масса церквей посвящена изображению Грузинской Богоматери, они располагаются во множестве городов и сел нашего государства и за границей. Раифский храм возведен в пределах Богородицкой обители в середине ХIХ столетия специально для почитания данного изображения. Красота церкви, умиротворенная обстановка и уникальная энергетика древних икон восхищают верующих и привлекает в храм множество туристов.


Функционирующий храм Грузинской иконы Божией Матери расположен в селе Якшино. Сооруженный в ХVIII столетии и обладающий чудотворным образом, он был разрушен в советское время. Церковь восстанавливали всем миром, и службы были возобновлены в 2004 году.
Церкви и часовни в честь замечательного изображения существуют во многих российских регионах:

  • в Чувашской республике;
  • в республике Татарстан;
  • в Тверской области;
  • в Рязанской и Калужской областях.

Село Васильевское (Шуйский район) славилось старинным храмом, пришедшим в запустение. Сейчас древний иконостас этой церкви хранится в Третьяковке и Русском музее.

Что просят в молитвах, обращенных к Богородице

Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:

  • при различных эпидемиях;
  • при заболеваниях желудка, в том числе язве;
  • при глухоте и слепоте;
  • при зубных недугах;
  • при бесплодии;
  • при душевных болезнях и одержимости;
  • способствует лечению онкологии.

Особый благоговейный трепет испытывают женщины, потерявшие надежду стать матерью, и их молитвы, если идут от чистого сердца, нередко помогают им найти долгожданное счастье.

Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:

  • избавления от скорбей и бед;
  • излечения болезни;
  • очищения от грехов;
  • разрешения от неплодия.

Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.

Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.


Close