Как относится церковь к ванге. Еще вопрос. А каково отношение православной церкви к Ванге и ее предсказаниям? Свидетельство крестницы Ванги Венетты Шаровой
Батюшка, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к Ванге и её предсказаниям? Андрей.
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Ванга и её предсказания
Здравствуйте, Андрей!
Церковь отрицательно относится к деятельности Ванги. Ванга никогда не имела ничего общего с Богом, а ее предсказания не имели ничего общего с Божественными откровениями. Хочу для достоверности моих слов привести пару примеров из книги племянницы Ванги Касимиры Стояновой «Правда о Ванге», которые дают понять, что болгарская целительница находилась в непосредственном контакте с нечистыми духами.
Вот отрывок рассказа Касимиры из этой книги: «Я помню день, когда мне исполнилось 16 лет. Помню именно потому, что после ужина в нашем домике в Петриче Ванга вдруг начала говорить, обращаясь именно ко мне. И это уже была совсем не она, и голос совсем другого человека слышала я: «Ты всегда, каждую секунду на виду у нас». А после рассказала мне все, чем я занималась на протяжении всего дня… Я онемела. А после спросила тетку, зачем она все это сказала? Ванга удивилась: «Я тебе ничего не говорила». Но когда я повторила все только что услышанное из ее уст, она тихо молвила: «То не я, то другие, которые находятся всегда возле меня. Одних я для себя называю «маленькие силы»,именно они рассказывали через меня тебе о твоем дне, а есть еще «большие силы». Когда они начинают говорить мне, вернее через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Как можно видеть из этого отрывка, откровения Ванги есть ничто иное, как одержимость злыми духами. И, уж конечно, от общения с ангелами не может появиться чувства уныния. Вот еще один пример, взятый из той же книги, из которого мы видим, что Ванга находилась в контакте с демонами не низшего порядка: «Узнав о приближающемся бедствии, бедная моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющий… Будто бы некий разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях. Его она называет «большая сила» или «большой дух». Думаю, не стоит говорить, кого Ванга называла «большими духами».
В последнее время достаточно часто муссируется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых. Это утверждение не соответствует действительности. Вот официальный ответ интернет-портала www.sueverie.net , полученный из Болгарии:
«Болгарская Православная Церковь не собирается канонизировать Бабу Вангу. Я даже не слышал о таком движении в нашей Церкви. Если и есть нечто подобное, то это, я предполагаю, кучка каких-то ярых представителей культа Ванги. Она действительно построила на свои средства храм, который расписан одним из известных болгарских художников. Но он
явно впервые пробовал себя в церковной живописи, от чего получилось нечто ужасное, в прямом смысле этого слова.
Прот. Василий Шаган, настоятель храма св. Архангела Михаила в г. Варна, Болгария».
Думаю, всей этой информации достаточно для того, чтобы Вы определили свое отношение к Ванге.
С уважением, священник Дионисий Свечников.
Церковь признала Вангу ведьмой
Споры о том, кем была великая пророчица Ванга, после ее столетия не утихли. Часть ее поклонников добивается канонизации. А некоторые церковные иерархи напротив - считают ее ведьмой. Но, что интересно, даже они признают ее дар. Мне приходилось бывать в Болгарии, я разговаривал с родственниками и близкими знакомыми Ванги. Они рассказали, что Ванга регулярно ходила в церковь, причащалась и исповедывалась, отправляла пожертвования монастырям. Себя же называла "великой грешницей".
Время рассудит. Для меня ясно, что она была великой личностью, механизм ее дара до сих пор не разгадан учеными. Я выкладываю свою заметку про Вангу, которая вышла в "Жизни" в сентябре. Это полный вариант. Фото Ванги мне дала ее племянница Красимира. На цветном - Ванга в Роженском монастыре в 1992-м году. На черно-белом - Ванга на с родственниками у церкви в Рильском монастыре в 1970-м.
"Церковь объявила Вангу ведьмой
Болгарский митрополит Николай назвал великую пророчицу колдуньей, а ее дар – дьявольским.
43-летний Пловдивский митрополит Николай, один из авторитетнейших богословов, выпускник Московской духовной академии, в своем архипастырском послании верующим объявил всемирно известную пророчицу ведьмой.
Сделано это в ответ на обращения земляков Ванги и архиерейского наместника в Петриче Ангела Кочева в патриархию с просьбой канонизации Вангелии Пандевой-Гущеровой.
При жизни великой пророчицы болгарская церковь считала Вангу своим верным чадом. Она регулярно посещала монастыри, делала им крупные пожертвования, исповедывалась, причащалась. Даже храм, построенный Вангой в Рупите, который церковь сочла неканоническим по форме и росписям, все-таки был освящен при ее жизни, в 1994-м году.
Похоронили Вангу тоже по христиански – отпевали несколько священников, на могиле поставили крест. Почему же именно сейчас, спустя 16 лет после кончины церковь ведет массированную атаку на Вангу? Дело в том, что популярность пророчицы после смерти не растаяла, а растет, обрастая легендами. А в канун обещанного календарем майя в 2012-м году конца света почитание слепой вещуньи переходит в истерию. А фонд Ванги, созданный в Болгарии при ее жизни, превратился, по мнению церкви, в оккультную организацию.
Атака на Вангу началась в год ее столетия. Сначала в Софии была презентована книга иеромонаха Виссариона из Зографского монастыря на Афоне. Он назвал ее громко и резко: «Ванга – портрет современной ведьмы». В русском издании слово «ведьма» смягчили, заменив на более мягкое “колдунья”. Книгу, написанную как научное исследование, поначалу церковь аттестовала как частное мнение богослова.
Книга вызвала бурю – в Болгарии Вангу почитают, ее крестных детей там несколько сотен, а уж людей, исцеленных этой женщиной или тех, кому она помогла советом – десятки тысяч.
Мне приходилось бывыть в Болгарии, я встречался с родственниками, соседями и друзьями Ванги. На ее могилу в Рупите люди приходят, словно к святой – со своими молитвами и просьбами. Говорят, что они исполняются – почитатели Ванги ведут летопись посмертных чудес. Недавно национальное телевидение провело опрос, по результатам которого Ванга была названа в числе самых популярных личностей. Она – бренд Болгарии. И вдруг богослов с Афона объявил ее ведьмой! В патриархию посыпались возмущенные письма. Люди называли Вангу святой и просили канонизировать.
Митрополит
Церковь ответила твердо и жестко - устами митрополита Пловдивского Николая. Он считается близким к Болгарскому патриарху Максиму епископом, не случайно архипастырское послание владыки Николая по поводу Ванги помещено в разделе официальных документов патриархии. Оно стало уже не «пробным шаром», как книга Виссариона, а выстрелом из орудия крупного калибра. Вот выдержки из послания митрополита Николая:
«С сожалением должен сказать, что так называемый «феномен Ванги» становится более опасным и тревожным, потому что Ванга и ее адепты всегда действовали и продолжают действовать под прикрытием церкви. Ванга под видом благочестивой православной христианки возводила хулу на церковь, церковные каноны называла «телешоу»…Ни один пророк Божий не решился вызывать души умерших, это чистое колдовство, а Ванга делала это сотни раз на протяжении всей своей жизни.»
Митрополит Николай в своем послании обвинил Вангу в том, что «она обирала людей, брала деньги и подарки за свои услуги, вовлекала людей в свои оккультные действия, заставляя спать на сахаре». (Напомню, что Ванга просила каждого посетителя принести ей кусочек рафинада, который накануне полагалось подержать под подушкой - авт.)
Ванга, по заявлению митрополита, «не смирилась перед церковью и ее прелатами, ставя себя выше церкви». Митрополит, ссылаясь на Священное писание, сравнивает провидицу с язычниками и идолопоклонниками, которые не покаялись. Он заявляет, что «люди, считающие Вангу своим кумиром, упорствуют в своем заблуждении и отделяют себя от церкви».
Владыка Николай жестко ставит своей пастве ультиматум: «Или отказаться от Ванги, как от врага, или взять ее в пророки и святые, отказавшись от Церкви.»
Следующим шагом церкви в борьбе с феноменом и культом великой пророчицы может быть отлучение ее от церкви. Уж очень похожи послание митрополита Николая и труд иеромонаха Виссариона на богословское обоснование необходимости крайней меры.
Виссарион
Иеромонах Виссарион, который в юности до принятия сана сам увлекался оккультными учениями, исследовал феномен Ванги с дотошностью следователя Инквизиции. Кажется, если была бы возможность, он допросил бы с пристрастием и саму пророчицу. Но Вангу из гроба не поднимешь, с того света не вызовешь, и Виссарион воспользовался воспоминаниям близко знавших Вангу людей, документальными фильмами, записями интервью. Проанализировав слова и поступки провидицы, афонский богослов пришел к выводу, что дар пророчества у нее действительно был, но не от Бога.
Мне не было легко работать над этой темой, восемь месяцев копаться в этой отраве, - утверждает Виссарион. - Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные. Есть много свидетельств, что злые духи мучили Вангу. Они заставляли ее сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Когда Ванга пыталась сопротивляться, столкнули ее с лестницы, сломав ногу. Ванга впадала в транс под влиянием духов, которые использовали ее тело как бездушную вещь, заставляли говорить чужим голосом. Поклонница Ванги Величка Ангелова описывает момент, когда та рычала, как собака, угрожала окружающим. На самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. По писанию, чародеям, которые занимались вызыванием мертвых, как Ванга, место не у Бога, а в адском огне.
Богослов Виссарион в деталях сравнил лечение, которое применяли святые отцы, с целительством Ванги.
У Ванги было много магических элементов. Страдающему неврозом Ванга советовала зарезать петуха, вынуть сердце и положить в бутылку с вином, потом съесть и запить вином. Старец Паисий говорил, что маги так лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил. Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием.
По мнению Виссариона, чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было:
В юности, когда она она ослепла и начала предсказывать, перед ней по ее словам явился святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент - Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. И Ванга, невежа в духовном отношении, то лживое бесовское видение приняла за чистую монету. А в 1941 году она начинает говорить чужим голосом, как одержимая бесом. Она получает предсказания от общения с демоническими силами. Они иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям – даже если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена бесовским воздействием. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными, ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Я доказал, что Ванга – колдунья, которая очень далека от святости.
В Петриче, где стоит дом Ванги, ее по-прежнему почитают как святую. В годовщину смерти на могиле Ванги в Рупите была отслужена панихида. Священник Ангел Кочев, выступивший с инициативой канонизации Ванги, считает, что высказал сердечное желание многих людей в Болгарии. В отличии от иеромонаха Виссариона, автора книги, низвергающей пророчицу в ад, Кочев близко знал Вангу лично, с 1972 года он регулярно проводил обряд елеосвящения в ее доме.
Ванга была мученицей, с большой радостью я бы согласился, чтобы она была канонизирована, потому что это не только мое личное желание, но и многих людей в Болгарии, - обозначил свою позицию отец Ангел. – Такое право предоставлено Святейшему Синоду нашей Церкви. Одно из условий канонизации святого – чудеса. Они совершались еще при жизни Ванги, она помогала даже безнадежно больным. Не воскрешение ли это, не чудо ли, когда возвращаешь к жизни человека? Так что, дай Бог, чтобы появились видимые знаки после ее смерти на ее могиле, куда за помощью приходят тысячи людей. Были скептики, которые говорили, что чудеса после смерти закончится, но они продолжаются.
Про то, что Ванга – колдунья, и ее дар не от Бога, разговоры вокруг шли всю ее жизнь, – рассказывала мне в Болгарии племянница Ванги Красимира Стоянова. – Они ранили тетю больше всего...
По словам родственников и близко знавших Вангу людей, она действительно часто говорила о голосах, которые диктовали ей пророчества. Провидица, похоже, была всего лишь рупором. Но чьим?
– Ванга была избрана Небом, – утверждает Красимира Стоянова. – Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они применяли тогда двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете и спрашивали о своих личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную. Ругала за то, что их распри привели Болгарскую православную церковь к расколу. (Сейчас она вновь воссоединилась – авт.)
В домике Ванги в Рупите всюду висят иконы. На стене ее любимая – образ Святой Петки. В России ее называют Параскевой. Имя этой великомученицы носила мать Ванги. И церковь, которую построила Ванга на свои деньги, тоже освящена в честь Святой Петки. Этот храм был мечтой всей ее жизни.
– Осенью 1991 года Ванга начала строить церковь на свои средства, – вспоминает Красимира Стоянова. – Она выбрала место, заложила фундамент. Но люди из Фонда Ванги, которые тогда увивались вокруг моей тети, велели перенести храм в другое место. Они построили сооружение, которое местные жители назвали «масонским храмом». Земляки не разрушили его только из уважения к Ванге – они принесли туда свои иконы, чтобы хоть что‐то было по канонам. Я расцениваю этот храм как насмешку над мечтой тети Ванги. Она желала построить для людей церковь, но настоящую...
Митрополит Неврокопский Нафанаил, близко знавший Вангу (именно он освятил алтарь в построенной в Рупите церкви), незадолго до ее смерти приезжал в дом к Ванге. Он тихо вошел в комнату к больной с мощевиком, в котором была частица Креста Господня. Вокруг было много людей, слепая Ванга вдруг заговорила низким хриплым голосом: “Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол это! Он держит это в руках! Это мешает мне говорить! Из-за этого я ничего не вижу!" Владыка уехал, не сказав в адрес Ванги ни одного худого слова. И сейчас в ответ на распросы о ней отвечает:
Молитесь за ее душу!
97-летний патриарх Болгарской православной церкви Максим воздерживается от участия в богословских спорах о Ванге. Его позиция мудра: "Время рассудит!"
Пользовательского поиска
Добрый день, батюшка! Спасибо Вам за Ваши ответы. Еще вопрос. А каково отношение православной церкви к Ванге и ее предсказаниям?
Добрый день! Ванга была таким же экстрасенсом, как Кашпировский, Чумак и Григорий Распутин. Да, она обладала даром некоего предвидения. Но дар этот был для неё самой как проклятие, потому что исходил он от силы явно не Божественной. Это видно из воспоминаний о Ванге митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгария).Согласно его воспоминаниям, Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой и являлся владыка Нафанаил. Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что может она желает покаяться, обещался быть. Когда он через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было полно народа, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в комнату. Вдруг она прервалась и изменившимся низким хриплым голосом с усилием проговорила: "Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!" "Что "это"?" - спросили у Ванги окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: "ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу!" - вопила старуха, топая ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал. Это очень похоже на одержимость. в определённые млменты она была как медиум в руках какой-то враждебной силы. Поэтому Церковь относится к Ванге и её предсказаниям крайне негативно.Ванга видела будущее, но информация ее была бесполезной.Эта информация была как ПРИГОВОР!Принимающий ее ничто уже не мог изменить.А прозорливый человек(батюшка,священник) от Бога никогда не скажет своему духовному чаду о том что он через неделю умрет,даже если это будет правдой!А подойдет и скажет ему: - дорогой мой,дитя мое,тебе нужно сходить причаститься.И тем самым поможет человеку спастись,получить возможность прощения грехов!А там глядишь и Господь не возьмет человека из этой жизни раньше времени. В книге Деяний описывается случай, когда апостол Павел изгнал из женщины духа прорицательного, хоть она и вещала правду: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час." (Деян.16, 16-18). То есть, как видите, и отношение апостолов к данному феномену было явно негативным. Благослови вас Господь!
Иногда в СМИ появляется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых. Это утверждение не соответствует действительности. Вот официальный ответ нашему сайту «Суеверие.нет», полученный из Болгарии:
Прот. Василий Шаган, настоятель храма св. Архангела Михаила в г. Варна, Болгария:
Болгарская Православная Церковь не собирается канонизировать Бабу Вангу. Я даже не слышал о таком движении в нашей Церкви. Если и есть нечто подобное, то это, я предполагаю, кучка каких-то ярых представителей культа Ванги. Она действительно построила на свои средства храм, который расписан одним из известных болгарских художников. Но он явно впервые пробовал себя в церковной живописи, от чего получилось нечто ужасное, в прямом смысле этого слова.
Можно подтвердить эту информацию в Москве, на подворье Болгарского патриархата:
Храм Успения Богородицы в Гончарах
Гончарная ул., 29, т. 915-62-88 М.»Таганская»
Настоятель подворья архимандрит Борис (Добрев), архимандрит Трифон (Кревский), иерей Сергий Рзнянин, иерей Михаил Авраменко. Богослужение ежедн.. Литургия в 8 ч., по праздн. и воскр. Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.
Настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Гавриил (журнал «Дружба» («Россияне»), № 6 за 1990 год):
Во-первых, прорицания Вангелии далеко не всегда верны. Например, в предсказаниях моим родственникам она ошиблась. А во-вторых, Болгарская Церковь вовсе не утверждает, что дар Ванги от Бога. Он вполне может быть подобен тому, каким обладала рабыня, упоминаемая в «Деяниях святых Апостолов».
Вы, конечно, помните, что в одном из городов Македонии за Павлом и его учениками несколько дней подряд ходила служанка, одержимая духом прорицания. Она не переставала кричать: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Вроде бы чего страшного в соответствующих истине словах? Но Апостол, распознав их дух, пресек это славословие врага, вещающего ее устами, ибо враг что и делает, на первый взгляд, полезного для человека, то непременно с пагубной целью. Изгнал Апостол из нее этого духа, и она тотчас лишилась дара прорицания.
Правда, среди прочих даров Духа святой Павел упоминает и о даре пророческом. Такой ниспосылается некоторым святым. Но они, зная волю Божию, никогда не открывали людям о их судьбе все и вся, а только духовно полезное, спасительное на трудном пути людском.
Священник Дионисий Свечников:
Церковь отрицательно относится к деятельности Ванги. Ванга никогда не имела ничего общего с Богом, а ее предсказания не имели ничего общего с Божественными откровениями. Хочу для достоверности моих слов привести пару примеров из книги племянницы Ванги Касимиры Стояновой «Правда о Ванге», которые дают понять, что болгарская целительница находилась в непосредственном контакте с нечистыми духами. Вот отрывок рассказа Касимиры из этой книги: «Я помню день, когда мне исполнилось 16 лет. Помню именно потому, что после ужина в нашем домике в Петриче Ванга вдруг начала говорить, обращаясь именно ко мне. И это уже была совсем не она, и голос совсем другого человека слышала я: «Ты всегда, каждую секунду на виду у нас». А после рассказала мне все, чем я занималась на протяжении всего дня… Я онемела. А после спросила тетку, зачем она все это сказала? Ванга удивилась: «Я тебе ничего не говорила». Но когда я повторила все только что услышанное из ее уст, она тихо молвила: «То не я, то другие, которые находятся всегда возле меня. Одних я для себя называю «маленькие силы»,именно они рассказывали через меня тебе о твоем дне, а есть еще «большие силы». Когда они начинают говорить мне, вернее через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Как можно видеть из этого отрывка, откровения Ванги есть ничто иное, как одержимость злыми духами. И, уж конечно, от общения с ангелами не может появиться чувства уныния. Вот еще один пример, взятый из той же книги, из которого мы видим, что Ванга находилась в контакте с демонами не низшего порядка: «Узнав о приближающемся бедствии, бедная моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющий… Будто бы некий разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях. Его она называет «большая сила» или «большой дух». Думаю, не стоит говорить, кого Ванга называла «большими духами».
Думаю, всей этой информации достаточно для того, чтобы Вы определили свое отношение к Ванге.
В 1994 году на средства Ванги по проекту болгарского архитектора Светлина Русева в селе Рупите была построена часовня Святой Параскевы. Часовня не была освящена Болгарской Православной Церковью, поэтому про здание просто говорят «храм», не уточняя его принадлежность.
Фотографии храма, построенного Вангой и её слова.
«Эту Церковь я вижу с 1941 года, с 6 апреля, и по сию пору. И говорю себе: вот моя дочка, вот мой сынок, моя слава, это - все для меня…»
Я сказала, что сегодня четырнадцатое (14 октября, день освящения храма. - Ред.,), а Церковь пустая, и меня парализовало. Не могла шевельнуть ногой, тело ниже пояса словно одеревенело. И я испугалась. Почему в ногах не было силы, и я не могла стоять? Я это пережила. Сказала, что церковь будет готова к этому дню. Ты себе гараж не можешь построить, а я с Божьей помощью церковь воздвигла!
Господи, Господи! В Петриче не нашлось никого, кто дал бы хоть 200 или 1000 левов. Никто ни копейки не дал. А сейчас распространяют слухи, будто деньги краденые. Да у меня документы в порядке, вот они, целая куча бумаг, все до копейки записано. Ладно, пусть ругаются, ведь все зло из-за денег, из-за этих проклятых денег.
Я ли - церковь, или же церковь - это Ванга, или я - Ванга-церковь, в любом случае храм выигрывает. Рано утром, когда иду в церковь, там уже дожидаются не меньше ста душ. Они уже помолились, свечки зажгли, по пять левов дали. И, уходя, говорят: «Мы поставили свечу и за твое здравие». Почему? Чтобы ты была жива-здорова, говорят. Приезжают и из Америки, и из других держав, сколько их - точно не скажу…»