Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских детей. В его создании принимали участие Ба-жен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Уша-ков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком». Отсюда и название дворца.

Два пояса лазурных изразцовых карнизов в сочетании с позоло-той крыши придавали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание бы-ло богато украшено резьбой из белого камня.

Спасская башня Московского Кре-мля

Возведённая в XVII в. Спасская (Фроловская) башня Московского Кре-мля сохранилась до наших дней (архитектор англичанин Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов).

Светские черты в архитектуре чётко обозначились и в церков-ном зодчестве. Все больше наблюдается отход от средневековой строгости и простоты. Много церквей стало строиться по заказу купцов в соответствии с их вкусами и желаниями.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках в Москве построена в середине XVII в. по заказу купца Никитникова (сам он родом из Ярославля). В архитектуре храма выделены яркие, праздничные элементы. Богато и красочно убранство храма: столбы, обвитые поясками; три яру-са кокошников; арки с висячими гирьками; украшенный шатёр. Это здание сохранилось в Москве до наших дней.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена по заказу купцов в середине XVII в. При возведении храма большое внимание уделялось бо-гатству и пышности. Это должно было подчеркнуть достаток и значимость заказчиков. Пятиглавый храм окружён папертью, галереей, шатровым при-делом и колокольней. Отделка красным кирпичом на фоне белой стены придаёт храму красоту. Кроме того, храм украшен зелёными, синими и жёл-тыми изразцами. Материал с сайта

В России 17 века можно выделить четыре самостоятель-ные архитектурные школы, каждая из которых имеет собственные принципы композиционного решения и декоративного убранства храмов: московская, ярославская, нарышкинское (московское) барокко , строгановская.

Московская архитектурная школа

Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению здания: его своды опирались только на стены. Отсутствие столбов, подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным, а сам храм более вместительным. Однако ос-лабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом невелики по размерам. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все до-стоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).

Средняя школа № 12

РЕФЕРАТ

Русская архитектура XVII века

г. Оренбург

Введение.

XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторже­ния иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Мно­гочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенно­стью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и но­выми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.

Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреп­лялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии. В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира. Произошли изменения и в области архитектуры. Начали зарождаться новые стили. Постараемся подробнее рассмотреть изменения в русской архитектуре XVII века.

Архитектура страны.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиле­ние центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и воз­никновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зда­ний, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сло­жившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планиров­ку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными ва­лами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерус­ских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вы­звало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности си­луэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Слож­ный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помеще­ния в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркас­ным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зда­ний, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи

часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные зда­ния XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные кор­пуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господ­ствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом со­действовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у пат­риарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордер­ные формы выполнялись в белом камне.

В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асиммет­ричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фаса­дов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы ко­кошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают много­срубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

Архитектура Москвы.

Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, ха­рактерных для феодального уклада. Это-жилые дома и хозяйст­венные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и соору­жений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборо­нительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними - архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные по­стройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений.

Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплени­ем русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Бо­жьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших

произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигоро­де, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффек­тивная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развива­вшегося русского национального искусства XVII в.

Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пыш­ности и нарядности получает яркое выражение в украшении мону­ментальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покров­ского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635-1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены двор­ца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).

Для второй половины века типичным становится небольшой храм - пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, гале­реей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.

В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Зла­тоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типич­ный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка в Ярославле - представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.

XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несох­ранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.

ИСТРА.

Одним из интереснейших историко-архитектурных памятников Подмосковья является бывший Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он расположен в живописной местности на высоком холме, который с трех сторон огибает река Истра. В некоторых местах возвышенность была искусственно подсыпана, а своей восточной частью она примыкала к городу, который разросся рядом с монастырем и ранее назывался Воскресенском. В 1939 году он был переименован в город Истра по названию протекающей здесь реки.
Основателем монастыря был честолюбивый патриарх Никон, один из крупнейших деятелей Руси XVII века. В целях демонстрации величия и могущества церкви, ее приоритета над светской властью он задумал создать под Москвой дивный монастырь – свою новую резиденцию, который превзошел бы и затмил своим величием царские усадьбы. Воскресенский монастырь – колоссальный по тем временам архитектурный ансамбль – должен был стать новым центром православия. Согласно исследованиям Г. В. Алферовой, проект собора принадлежал самому Никону.
Строительные работы начались в 1658 году, и этот год считается годом основания Воскресенского монастыря. Архитектурным прообразом Воскресенского собора послужила, по идее Никона, христианская святыня – храм гроба господня в Иерусалиме, построенный в XII веке и поражавший всех паломников своей необычной формой и размером. Поэтому свой монастырь Никон назвал Новый Иерусалим.
Задуманное Никоном строительство обеспечивалось огромными материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил в своих владениях. К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крепостных крестьян, мастеровых. Новый Иерусалим стал крупным центром художественных ремесел. На месте было организовано производство кирпича и рельефных многоцветных (ценинных) изразцов. Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С ним работал талантливый мастер изготовления многоцветных изразцов Степан Полубес. Строительными работами руководил русский зодчий «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века.
Однако Никону не суждено было увидеть окончательно завершенным свой замысел. Великолепие собора, о котором ходили легенды, стало раздражать царя, а идеи патриарха и его убеждения в том, что «священство выше царства», показались государю и его приближенным опасными. На церковном соборе 1666 года Никона обвинили в ереси, его лишили сана патриарха и сослали в Ферапонтов монастырь.
Низложение и ссылка Никона прервали развернутые им строительные работы. Собор был закончен лишь в 1685 году по указу царя Федора Алексеевича. Но затянувшееся строительство не изменило первоначального проекта.
Собор представлял собой весьма сложное сооружение. По образу храма в Иерусалиме он состоял из трех основных объемов, расположенных но оси восток – запад: подземной церкви Константина и Елены, главы которой как бы вырастают из-под земли, крестовокупольногр храма Воскресения, завершенного могучей главой на крестовом основании, колоссальной ротонды храма, перекрытой огромным каменным шатром, возведенным над часовней гроба господня. Это был самый грандиозный каменный шатер в истории русского зодчества, имевший диаметр у основания 20 метров при высоте 18 метров. Так при строительстве этого собора были нарушены традиции и каноны русской культовой архитектуры: вместо обычного четырехстолпного пятиглавого храма главная часть собора выполнена в виде перекрытой куполом колоссальной ротонды. Собор – образец русского барокко, которое получило дальнейшее развитие в конце XVII – первой половине XVIII века.
Повторяя план, топографию и размеры храма в Иерусалиме, строители Воскресенского собора возвели памятник глубоко национальный. Многоглавие, ярусность, невиданное изобилие многоцветного изразцового декора позволили создать величественное и монументальное сооружение. Особую красоту и оригинальность собору придавало украшение из цветных изразцов, искусство изготовления которых было хорошо известно русским строителям, применявшим поливные кирпичи в своих сооружениях еще с глубокой древности. Изразцовые орнаменты украшали порталы входов, наличники, пояса-карнизы и другие детали храма.
Не меньшее впечатление производил храм Воскресения и своим внутренним убранством. Могучие пилоны с арками между ними охватывали полукольцом алтарь, который воспринимался почти как театральная сцена. В его глубине располагалось «горнее место», состоявшее из ступеней, поднимавшихся кверху амфитеатром. В центре находился патриарший трон, на котором должен был восседать Никон в окружении священнослужителей. Особенно богато были декорированы иконостасы, выполненные из многоцветных изразцов удивительной красоты. Их отличали богатство фантазии и искусство исполнения.
В 1658 году к северо-западу от монастыря был построен скит патриарха. Он представлял собой небольшое трёхэтажное каменное здание, объединяющее культовые, жилые и хозяйственные помещения, на плоской крыше были поставлены келья, восьмигранная церковь и звонница. Здание, как и собор, было украшено изразцами.
В конце XVII века у западной стены монастыря были построены Больничные палаты, превращенные в XVIII веке в царский дворец. Корпус Больничных палат состоит из разделенных сенями двух палат и Трехсвятской церкви.
К западу же от Воскресенского собора, тоже в конце XVII века, был построен корпус Трапезных палат. Он состоит из трех палат зального типа и церкви Рождества Христова, построенной в виде двусветного четверика с двумя декоративными восьмериками. Окна Трапезных палат обрамлены типичными для XVII века белокаменными наличниками в виде двухколонного портика с разорванным фронтоном. Трапезная соединена с Больничными палатами изящной аркадой, выполненной по проекту архитектора М. Ф. Казакова, работавшего в Воскресенском монастыре в конце XVIII – начале XIX века. В середине XIX века аркада была украшена рустом и сдвоенными пилястрами. С севера к Трапезным палатам примыкают настоятельские покои, а с юга – Царские и Больничные палаты.
В 1690–1694 годах деревянные крепостные стены монастыря были заменены кирпичными с восьмью башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью, возведенной в 1697 году.
Стены и башни монастыря строились под руководством одного из талантливейших зодчих Древней Руси Якова Бухвостова. Общая протяженность стен около 930 метров, их высота в настоящее время от 9 до 11 метров. Снаружи они делятся на цоколь, среднюю часть с бойницами «подошвенного боя», то есть нижнего, и верхнюю часть с бойницами-щелями для стрельбы из ружей. На уступе стен расположены навесные бойницы-машикули. С внутренней стороны стен можно видеть полуциркульную открытую аркаду, над которой расположен по периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом.
Большинство башен монастырских стен получило наименования ворот и башен древнего палестинского Иерусалима. Они трехъярусные. Их верхние ярусы, гранные или цилиндрические, увенчаны каменными шатрами и башенками с железными «прапорами» – флажками.
Стены и башни монастыря строились в традициях древнерусских крепостных сооружений. Однако, как известно, монастырские укрепления конца XVII века уже теряют прежнее военно-оборонительное значение и приобретают новые черты декоративной архитектуры.
Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Церковь была выстроена в форме «восьмерик на четверике», характерной для архитектурного стиля конца XVII века. В основании церкви был куб, окруженный полукруглыми выступами, а над этим кубом возвышались три друг на друга поставленных и уменьшавшихся кверху восьмерика. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной ковер, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.
Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.
Изразцовое убранство Воскресенского монастыря было новым явлением в русском зодчестве и вызывало большой интерес своей необычностью и красочностью. Особенно эффектными были уникальные трехъярусные изразцовые иконостасы приделов Воскресенского собора. Цветные изразцы, которые, по замыслу Никона, украшали монастырские сооружения, оказались не менее замечательным декоративным материалом, чем мрамор, использованный для украшения храма гроба господня в Иерусалиме. Изразцы были сказочно красивы, переливаясь бликами при неярком свете свечей, и создавали удивительно красивый интерьер огромного храма.
В 1723 году колоссальный шатер Воскресенского собора рухнул, да еще два пожара, случившиеся в XVIII веке, нанесли серьезные повреждения этому замечательному произведению русского зодчества.
В 1784 году по поручению императрицы Елизаветы архитектором В. Растрелли был разработан проект восстановления шатра, но не в камне, как раньше, а в дереве. Работы по сооружению шатра и восстановлению собора проводил опытный московский зодчий К. Бланк. Шатер был выполнен заново из дерева, с применением барочных деталей убранства. В нем имелись множество люкарн – световых отверстий – и роспись между ними, что полностью изменило характер интерьера ротонды. В стиле барокко была завершена и внутренняя отделка храма, в том числе главного иконостаса. А уцелевшие изразцовые украшения теперь были закрыты новыми, гипсовыми. Собор внутри принял совершенно другой вид. Мощные колонны, золотые и белые завитки картушей – украшений в виде щита или полуразвернутого свитка и других скульптурных деталей – красиво и пластично выделялись на голубых, как небо, стенах, кое-где украшенных живописью.
В барочном стиле были отделаны и иконостасы отдельных приделов собора, богато украшенных замысловатыми орнаментами из скульптурных деталей. На этом фоне контрастно выделялся придел Марии Магдалины, расположенный у северной стены собора. Его мраморный иконостас был оформлен архитектором М. Ф. Казаковым. Он сделан в виде ниши с полукуполом и фронтоном на аттике. Этот придел, выполненный в стиле классицизма, резко отличается от барочного декоративного убранства интерьера собора.
Новоиерусалимский монастырь, как замечательный памятник русского архитектурного искусства, создававшийся на протяжении XVII–XIX веков, не мог не привлекать внимание деятелей культуры. Сюда приезжали писатели, поэты, художники, общественные деятели России и Западной Европы, чтобы полюбоваться великолепным образцом декоративного искусства, ознаменовавшим собой торжество стиля русского барокко. Здесь бывал М. Ю. Лермонтов, написавший стихотворение «В Воскресенске», сюда приезжали А. И. Герцен, А. П. Чехов, И. И. Левитан и другие.
В первые же годы Советской власти архитектурный ансамбль Новоиерусалимского монастыря был взят под охрану государства. С 1920 года в его стенах началось создание историко-художественного музея. Он был открыт для посетителей в 1922 году. В музее хранилась богатая коллекция старопечатных книг, рукописей XVI–XIX веков, гравюр XVIII–XIX веков, предметов церковной утвари. С 1925 года музей стал называться Государственным историко-художественным и краеведческим.
Нашествие гитлеровских оккупантов в 1941 году превратило город Истру (бывший Воскресенск) и окружающие его районы в место боевых действий. И в декабре 1941 года, отступая под натиском Советской Армии, немецко-фашистские варвары взорвали замечательный памятник архитектуры Новоиерусалимский монастырь. Были разрушены собор, крепостные стены и башни монастыря.
Много усилий и таланта было приложено советскими художниками и реставраторами, чтобы вновь возродить этот уникальный историко-архитектурный памятник. В настоящее время работы по его восстановлению в основном завершены. В Трапезной и других помещениях монастыря опять разместились экспонаты Московского областного краеведческого музея, рассказывающие не только о прошлом края и истории монастыря, но и о сегодняшнем дне и успехах, достигнутых трудящимися Истринского района в послевоенные годы.
К северо-западу от монастырского ансамбля находится филиал Московского областного краеведческого музея – архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Здесь можно познакомиться с памятниками русского народного деревянного зодчества Подмосковья. Это крестьянские усадьбы с амбарами, банями, церкви, рубленные талантливыми умельцами и затейливо украшенные, ветряки, колодцы и многое другое, что вызывает уважение к мастерству наших предков.
Вот, например, усадьба Кокориных, привезенная в музей из деревни Выхино Люберецкого района. Она стояла на старой Рязанской дороге и первоначально использовалась как заезжий двор. Усадьба имеет П-образную планировку: параллельно расположенные изба-пятистенка и дворовые постройки соединены сзади хозяйственными помещениями. Усадьба Кокориных – типичный образец жилища патриархальной крестьянской семьи.
Привлекает внимание и разместившаяся среди зелени церковь Богоявления из села Семеновского Пушкинского района. Она относится к широко распространенному в русском деревянном зодчестве типу «клетских» церквей. Церковь состоит из трех разновидностей срубов: квадратного храма, увенчанного небольшой изящной главкой, пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. Она окружена галереей с крыльцом.
Церковь была построена триста лет назад народными мастерами. Реставраторы заменили ее обветшавшие конструкции, сменили кровлю, выложили новеньким лемехом главку и полностью восстановили архитектурно-художественный образ постройки второй половины XVII века.

  • Кремлевские стены и соборы – жемчужина русского зодчества 16 века.
  • , от которой остался лишь фрагмент, являлась не только уникальным инженерным сооружением, но и хранила массу тайн и легенд.
  • Храмы и церкви 16-17 веков поражают удивительной красотой и архитектурными решениями, не имеющими аналогов в мире.
  • Собор Василия Блаженного – самый известный храм 16 века, но Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» в Кремле не менее внушительные творения.
  • Светская архитектура 17 веков превосходно сохранилась в ряде резиденций (палат) семей крупных русских купцов и промышленников.
  • , памятник архитектуры 17 в. недавно открыл культурно-выставочный центр, где будут проводиться выставки, концерты и театральные постановки.

В истории Москвы были времена становления и испытаний, войн и пожаров, из-за которых город не раз менял облик. Грандиозный пожар наполеоновской войны 1812 года, бомбардировки Второй мировой, безжалостные к истории градостроительные реконструкции советской и постсоветской эпох. Лишь немногие строения старше XVII века сохранились до наших дней, и поэтому обладают особой ценностью – как живые свидетели событий прошлого и бесценные образцы стародавнего зодчества. Среди них — кремлевские соборы, древние монастыри и храмы, старинные боярские и купеческие каменные палаты.

Век шестнадцатый

Московский Кремль (Москва, Кремль)

В начале XVI века московский великий князь и государь Иван III затеял перестройку Кремля, продолжавшуюся более века. Кремль тогда полностью стал каменным, удивляя друзей и недругов своей красотой и неприступностью: стены крепости толщиной до 5 метров достигали высоты 8-17 метров, замкнув периметр треугольной формы протяжённостью 2270 метров. Именно таким мы и видим Кремль сегодня: его охраняют три угловые башни и по шесть башен с узкими бойницами на каждой из трёх сторон периметра. В этой исторической крепости располагаются сегодня самые популярные музеи Москвы – Оружейная палата и открытые для посещения великолепные музеи-соборы.

(Кремль, Соборная площадь)

В 1505 году было начато возведение архитектурного шедевра XVI столетия – башни-колокольни Иван Великий, названной в честь св.Ивана Лествичника. Великий князь Василий III в те же годы распорядился и о строительстве в Кремле Архангельского собора: это творение легендарного итальянского мастера Алевиза стало не только храмом, но и усыпальницей великих князей и царей. Сегодня в колокольне Иван Великий располагается музей архитектуры московского Кремля.

Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)

В 1538 году Москва обрела ещё одну защищённую территорию – к угловым башням Кремля пристроили Китайгородскую стену. Сейчас от неё остались лишь фрагменты (на площади Революции и близ станции метро «Китай-город»), напоминающие о некогда шумной энергичной жизни великого посада — Китай-города. В 1934-м году стены, мешавшие движению транспорта, безжалостно разобрали. Но то, что осталось, является удивительным памятником средневековой русской фортификации.

Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10) .

Эти палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Здание в его исконном состоянии мы увидеть не сможем, так как за почти шесть веков его перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах, а проведенные реконструкции палат были весьма бережными и соблюдающими архитектурные традиции XVI века.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)

Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Своим обликом он обязан мастерству архитектора Л. Давида, реставрировавшего эту церковь после Великой Отечественной войны. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году, но достоверно упоминается лишь в Переписной книге 1626 года. Храм не раз перестраивался в XVII – XIX веках, приобретя южный и северный приделы в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.

Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)

Величественное здание церкви, возведённое по распоряжению великого князя Василия III, связывают с именем итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1532 году к небесам устремился высокий безапсидный храм: открытые паперти, несколько крылец, белоснежные стены и шатёр – настоящее произведение искусства! Церковь Вознесения, входящая в комплекс музея-заповедника «Коломенское», в наши дни открыта для посещения. Богослужения в ней не проводятся, а в подклете (подвальной части) церкви постоянно действует выставка «Тайны церкви Вознесения».

Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)

У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном Грозным, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.

Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)

Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где с XIII века стоял деревянный Архангельский собор. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества. Строгий горделивый храм, место паломничества туристов и верующих, уникален и тем, что здесь захоронены великие русские князья и цари – от Ивана Калиты (ум. 1340 г.) до императора Петра II (ум. 1730 г.). Архангельский собор открыт для посещений как музей, а на Радоницу (день поминовения усопших) и в престольный праздник в нём совершаются богослужения.

ул. Петровка, дом 28 )

Еще одно творение Алевиза Нового – первый каменный храм Высоко-Петровского монастыря Москвы, построенный в 1514 – 1517 годах. До маэстро Нового на Руси таких церквей не возводили: над нижним ярусом с его восьмью «лепестками» возвышается восьмигранная башня со шлемовидной главой. Собор Петра Митрополита преобразил архитектурный облик монашеской обители, история которой началась почти на два века раньше. В наши дни собор является действующим храмом.

Век семнадцатый

Братские кельи Высоко-Петровского монастыря (Москва, улица Петровка, дом 28 )

Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Его каменные братские кельи были построены намного позже – в их архитектуре заметно влияние светского зодчества конца XVII века. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. Их мирской вид предположительно связан с тем, что обитель находилась под попечительством бояр Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать царя Петра I. В этот монастырь после бунта 1682 года был сослан дед будущего царя, Кирилл Нарышкин. Отсюда и родилась версия, что корпус с монастырскими кельями построили на средства его семьи для наиболее удобного пребывания родовитого заключенного. Сегодня братские кельи – часть действующего Высоко-петровского монастыря и используются по своему назначению.

Трапезная Аптекарского приказа (пер. Староваганьковский, дом 25 )

Из всего комплекса построек, в которых располагались службы Аптекарского государева приказа, учреждённого в XVII веке, сохранилась до наших дней только трапезная. Исходная палата со временем была перестроена (к ней добавили верхний этаж), но ранняя история трапезной хорошо просматривается в фрагментах внешнего декора, в том числе в оконных наличниках на двором фасаде. С середины XX века трапезная Аптекарского монастыря является филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Гранатный двор (Москва, улица Спиридоновка, дом 3/5)

У Гранатного двора, где некогда изготавливались артиллерийские снаряды для царской армии, непростая история. Впервые построенный в XVI веке у Никитских ворот, в следующем столетии Гранатный двор «переехал» к Симонову монастырю, где сгорел в пожаре 1712 года. Затем обосновался на Васильевском лугу близ Кремля, а после снова оказался у Симонова монастыря. Следы первого Гранатного двора отыскались на улице Спиридоновка, и специалисты отреставрировали неплохо сохранившееся здание. Сегодня его занимает Объединение декораторов интерьеров.

Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20)

У Москвы-реки, на современном полуострове фабрики «Красный Октябрь», еще с XVII века красуется уникальный частный дом – палаты думного дьяка А. Кириллова. Аверкия Стефановича, богатого купца и крупного государственного деятеля, постигла злая участь: он был жестоко убит во время стрелецкого бунта 1682 года как человек, близкий к гонимым боярам Нарышкиным. Новым владельцем палат стал дьяк Оружейной палаты А. Курбатов. Под его руководством в 1703-1711 годах здание было перестроено в стиле петровской эпохи. С 1941 года в нём располагается Российский институт культурологии.

Палаты гостей Сверчковых (Сверчков пер., д. 8, стр. 3 )

Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. Хозяином их был богатый купец И. Сверчков, прославивший себя щедрым взносом в строительство Успенской церкви на Покровке. Этот храм безжалостно снесли в 1936-м году. Палатам же повезло – они сохранились и донесли жилую планировку тех далеких лет до наших дней. Массивность, основательность, оригинальный декор – явные достоинства этого памятника архитектуры. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.

Палаты Симона Ушакова (Ипатьевский пер., д. 12, стр. 1 )

Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году.
Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами. В наши дни здесь располагается Центр по обеспечению деятельности Казначейства России.

Палаты Титова в Кадашевской слободе (1-й Кадашёвский пер., д. 10, стр. 2 )

Здание в посадском стиле, украшающее Кадашевскую слободу, построено благодаря думному дьяку Семёну Титову. За свои заслуги перед царём Алексеем Михайловичем этот господин был пожалован собственным двором в Замоскворечье. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В 1975-м году за палаты Титова взялись реставраторы, и сегодня они выглядят так, как это было характерно для середины XVIII века. В здании находятся офисы коммерческих организаций.

Палаты провинциал-фискала Арасланова (Брюсов пер., д. 1 )

Палаты Григория Арасланова, построенные в XVII веке, позже были перестроены: в начале XIX века к ним пристроили новое здание, выходящее на улицу Большая Никитская. В 1860-м году палаты утратили большую часть своего оригинального декора – лишь арки первого этажа напоминали о былой истории. Спустя много лет, в 1990-м, во время очередного ремонта под штукатуркой мастера обнаружили фронтоны наличников древних палат. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. Сегодня фасад здания восстановлен полностью — таким, каким он радовал своих прежних владельцев в XVII веке. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения.

Палаты князей Шуйских (Подкопаевский пер., д.5/2 )

Этот дом с палатами, построенными в XVII веке, напоминает нам о характерных жилых постройках несуществующего ныне Белого города. На исходе XVI века, как гласит молва, хозяевами этого здания были знаменитые бояре Шуйские. В XVII веке владельцем палат был князь Барятинский.

Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. К тому же палаты, почти полностью занимающие тротуар, выступают за красную линию Подкопаевского переулка, и это тоже придаёт им значительности. Здание возводилось поэтапно в разные годы. Его основа, самая старая постройка, была поставлена к переулку торцом и состоит из двух подвальных помещений и двух сводчатых палат над ними. В XVIII веке у здания появилась пристройка, а в 1770-х его расширили еще раз, придав зданию прямоугольную форму. XIX век тоже добавил новизны: теперь на втором этаже и надстроенных антресолях можно увидеть обстановку, свойственную дворянским особнякам того времени.

Многое из того, что удалось восстановить мастерам-реставраторам, относится к 1650 –1670-м годам: стальные оконные решётки, декор наличников и другие детали – дань «глубокой старине». А фрагмент ограды во дворе и старинные ворота возвращают нас к XVI веку, когда палаты Шуйских впервые украсили Подкопаевский переулок. Сегодня здание занимают различные организации.

Палаты Протопоповых-Милославских (Армянский переулок. д. 3-5, стр.1 и 1А )

У знатоков истории Москвы есть предположение, что территория, на которой находятся палаты Протопоповых, некогда принадлежали знаменитым боярам Милославским. Но если в причастности к этому месту Милославских можно сомневаться, то И. Протопопов, стольник царей Романовых, владел этими палатами в 1701 году абсолютно точно. Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века.

Опубликовано: Ноябрь 2, 2013

Архитектура России и Москвы 17 века

В период зодчества 17го века, произошло очень много важных событий, которые в значительной мере изменили жизнь москвичей и город в целом. Многие дома по-прежнему строились из дерева, но заметно началось распространяться строительство из камня и кирпича. Появились новые строительные материалы, начали использоваться белокаменные элементы, кирпичи разных фигур, многоцветные плитки. Были наняты специальные мастера каменных дел, приказ об их формировании был издан еще до начала 17 века. Самое знаменитое и великое сооружение, которые было возведено в этот период – царский дворец в селе Коломенское, его построили в 1678 г. Здесь был целый небольшой городок, отличавшийся башнями, колоннами, гульбищами и чешуйчатыми крышами. Все постройки-хоромы не похожи одна на другую, но все связаны в единую систему коридорами, в сумме получилось 270 комнат, из которых выходит 3000 окон. Сегодня многие искусствоведы и историки говорят, что это «восьмое чудо света».

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год , ещё фото дворца, современная реконстр.

Если говорить о церквях того времени, то больше было шатровых строений, меньше ярусных. На церкви зодчества 17го века колоссально повлияло каменное строительство, хоть патриарх Никон и пытался запретить каменные материалы, все равно их было преобладающее большинство. Теперь в Москве появились церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитниках, «дивная» Успенская церковь, церковь Зосимы и Савватия. Каждая из них была неповторимой, но каждая была очень нарядной, богатой, с множеством орнаментов и разных деталей.

Карта Кремля при Алексее Михайловиче Романове

Благодаря влиянию Никона, уже ко второй половине 17 века построили несколько монументальных зданий в стиле прошлых веков. Это было сделано для того, чтобы показать могущество церкви. Так появились Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, Валдайского Иверский монастырь. В 1670-1680 гг. воздвигли Ростовский кремль, состоящий из нескольких построек, каждая из которых имела прочные башни. Инициаторами строительства были не только власти, но и обычные жители, поэтому данное направление в некоторых источниках называют «посадным». Здесь отличительными чертами являются культовые здания в Ярославле, который на тот момент был одним из самых больших торговых и ремесленных центров. Появились храм Ильи Пророка, Николы «Мокрого», Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, знаменитые церкви появились в Костроме и Романове-Борисоглебске.

К концу 17 столетия появляется новый стиль в архитектуре церквей – нарышкинское или московское барокко . Ярким примером такого стиля является церковь Покрова в Филях – изящная, с идеальными пропорциями, с множеством украшений, колонн, раковин, отличительной чертой является использование только двух цветов: красного и белого.

Но кроме церквей, активно возводятся и обычные жилые и административные здания. Большой реконструкции подвергся столичный Кремль . Появились знаменитые кремлевские башни, появилась Спасская башня, сохранившая до сих пор свой прежний вид, проложили парадный въезд. На каждой из башен теперь есть навершия шатровой формы, теперь Кремль больше стал похож на крепость, а не на место для торжеств.

Важным событием 17 века стало воздвижение Теремного дворца в 1636 году. Это было 3х-этажное здание с теремком на крыше. Украшено здание было в характерном стиле того времени: ярко и богато, присутствовала резьба, золото, карнизы. Золотое крыльцо было декоративным элементом. Отделка носила в себе напоминания о деревянном зодчестве. Совсем по-другому выглядели Патриаршие палаты (часть Земского приказа), отпечатки нового времени можно было увидеть и на примере башни Михаила Сухарева. Под громоздким первым ярусом были два других, здесь же расположилась башня с национальным гербом, на второй ярус можно было подняться по парадной лестнице.

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век, картина А. М. Васнецова

В 17 веке продолжает развиваться торговля и промышленность. В Москве, Китай-городе и Архангельске строятся гостиные дворы. Архангельский двор простирается в сторону на 400 м, где их окружают каменные стены и башни, а внутри находится около 200 торговых палат.

Теремной дворец в 1797 году, архитектор Ведута Джакомо Кваренги

Тот же самый «Приказ каменных дел», собрав лучших своих мастеров, продолжал работать. Последней их работой был «Теремной дворец Московского Кремля». Он представлял собой здание из 2х этажей времени Василия III и Ивана III. Дворец предназначался для царских отроков, для них же были сооружены гульбище и маленькая смотрильная башенка. Естественно, интерьер также был детским, все было ярко украшено интересным орнаментов по белому камню. Автором такого интерьера был Симон Ушаков – лучший личный изограф царя.

Каменное строительство для жителей столицы продолжает развиваться и приобретает еще больший масштаб. Лев Кириллович Нарышкин со своей семьей заказывали строить здания по всей области по собственному вкусу, в его честь и был назван стиль «нарышкинское (московское) барокко». Заказы исполнял обычный крепостной Яков Бухвостов, первое, что ему удалось построить – это церковь Покрова в Филях, строительство закончилось в 1695 году, в здании сочетались элементы и местной культуры, и западноевропейской, что и дало в итоге новый результат. От обычного барокко здесь остались только крупные стеклянные окна и декор верхней части колонны, все остальное по стандарту: красный и белый цвета, пять глав и так далее. Спустя некоторое время, все здания периода 17го века (как светские, так и жилые) пользовались едиными правилами - это правильная симметрия, центричность и ярусность. В 1630-1640 гг. популярными стали бесстолпные пятиглавые храмы с зачастую глухими барабанами. В 1670 г. Павел Потемкин начинает строительство боярских усадеб , а к 1678 году появляется храм в Останкино.

Можно отдельно выделить самые интересные памятники архитектуры 17 в.

Братские кельи Высоко-Петровского монастыря

По названию становится понятно, что здание относится к церковному строительству, однако это не совсем так. На своем веку – это единственные монастырские кельи такого плана. Кельи находятся не далеко за городом, а прямо возле современных зданий, за строительство отвечал Нарышкин, чьей усыпальницей и стало потом это место.

Трапезная Аптекарского приказа

Это здание приказа можно увидеть и сегодня. Раньше это здание было частью большого комплекса по вопросам здравоохранения, обслуживалась здесь только княжеская семья. Аптекарский сад был возле Кремлевской стены (здесь выращивали лечебные растения), здесь же была и трапезная палата. Когда здание реконструировали, добавился еще один этаж, изменилась и внешняя отделка, о том времени же напоминают оконные наличники на фасаде.

Гранатный двор

Это здание заняло свое место в 17 веке, ранее занимало большую по площади территорию. Раньше гранатный двор выпускал бомбы и различное оружие, внешне напоминает букву Г, что в принципе типично для того времени.

Палаты Аверкия Кирилова

После того как здание было построено, все последующее время, вплоть до 19 столетия, его постоянно декорировали и видоизменяли, даже поменялся план двора. Больше здесь нет перехода между жилым помещением и церковью святого Николая. Аверкий Кирилов был очень богатым служилым, но не был коренным москвичом, занимался многими делами, начиная торговлей, заканчивая службой различным приказам. Неоднократно он обвинялся в воровстве и потому был жестоко убит. Сейчас храм Николая стоит отдельно, а в палатах организовали институт культуры.

Палаты гостей Сверчковых

Сверчковые – одна из самых богатых семей 17 века, планировка до сих пор сохранилась прежняя. Внешне здание массивное, декор довольно уникальный и оригинальный, поэтому так тщательно реставрируется.

Палаты Симона Ушакова

В этом здании жил великий иконописец Симон Ушаков. Раньше к зданию был пристроен небольшой флигель. Симону очень не нравились условия его жизни, ему негде было размещать своих учеников и других молодых людей, которые приходили к нему.

Памятники 17 века в России

Крестовоздвиженская церковь в Ярославле (1675-78)

(в подготовке)

Дополнительные фото:

Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке (ул. Варварка, 12), фото © сайт, 2011 г.

Храм построен в 1657 г. после пожара 1639 г. на фундаменте древнего храма, колокольня и трапезная - в 1818 г. В конце 20-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 г

, фото © сайт, 2011 г.

Во второй половине VI века на том месте где стоит храм Максима Блаженного стояла деревянная церковь святых Бориса и Глеба. В 1434 году в усыпальнице этой церкви был похоронен известный московский юродивый Максим блаженный.

В 1568-м году вместо деревянной церкви был возведен белокаменный храм и освящен в честь упокоенного в нем святого Максима. в 1698-1699 гг обветшавший храм практически полностью разобран и отстроен заново на средства купцов Верхивитинова и Шаровникова. В архитектуре здания наблюдается смешение стилей барокко и ампир.

Храм сильно пострадал при пожаре 1737-го года, после чего капитально реконструирован, а в 1827-29 гг весто старой одноярусной колокольни возведена новая – двухъярусная. Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг). В 30-х годов храм закрыт, разорен, снесены колокола и даже купол.

Отреставрирован в в 1965-67 гг. Возвращен РПЦ в 1991-м году. С 1994-го – возобновлены богослужения.

(статья в подготовке)

Дополнительные фото:

Архитектура России 17 века- Нижний Новгород в первой половине XVII века (из книги А. Олеария 1656 г.)

по теме:




- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Начало XVII в. в России – продолжение «смутного времени», начавшегося в самом конце XVI в. Естественно, что строительство в этот период времени переживало упадок. Но не остановилось.

Сначала несколько слов о «смутном времени».
Это действительно тяжелый период нашей истории, отмеченный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжёлым государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. Обострилась борьба между боярами и царской властью. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война также ослабили государственные ресурсы. Опричнина подорвала уважение к власти и закону.
Архитектура этого периода отличалась отсутствием монументальности (что отличало её от построек века прошедшего). Строились небольшие здания в характерном для того стиле русского узорочья.

Русское узорочье

Русское узорочье – архитектурный стиль, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Сложился в XVII в. на территории Русского государства. Русское узорочье иногда сравнивают с европейским поздним ренессансом и маньеризмом .

Для первой половины XVII в. типичной была сложная композиция. Бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Обычно пятиглавые, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Завершения храмов обычно шатровые. Декор состоял в резных наличниках окон, многоярусных кокошниках по сводам, карнизов в виде «петушиных гребешков», витых столбиков. В интерьере – богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Для второй половины XVII в. уже более характерны ясные и уравновешенные, часто симметричные композиции.
Примеры построек русского узорочья: церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Теремной дворец в Московском Кремле, Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Церковь Троицы в Никитниках (Москва), Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (Москва), Церковь Знамения за Петровскими воротами (Москва), Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Церковь Одигитрии в Вязьме, Спасский собор (Нижний Новгород), Церковь Константина и Елены (Вологда) и др.
Рассмотрим некоторые из них.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652)

Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры.
Церковь была построена из специально формованного кирпича. Вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчанный завершением в виде небольшого шатра на барабане, двухъярусная колокольня и небольшая трапезная.
После завершения строительства храма Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси.
История храма сложная, как почти каждая история храмов на Руси: он закрывался, использовался не по назначению (здесь даже дрессировали цирковых собак и обезьян). В 1990 г. храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 г. Большой вклад в восстановление храма внёс актёр Александр Абдулов.

5 января 2008 г. в этом храме прошло отпевание А. Абдулова.
В XVII в. развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593).
Что означает выражение «бесстолпный храм»?
Бесстолпные формы перекрытия храмов применялись еще в раннем периоде русского каменного зодчества; но до наших дней дошла лишь Ильинская церковь в Чернигове (XII в.) с подпружными арками, опирающимися на столбы и лопатки.


Позже получили распространение бесстолпчатые перекрытия в виде простых или ступенчатых цилиндрически сводов, опирающихся на продольные стены и имеющих в ряде случаев неширокую поперечную прорезь для устройства светового барабана. Барабан опирается, таким образом, на края разрезанного основного свода, а также на поперечные арки (сводики), ступенчато перекрывающие прорезь. Т.е. никаких опорных столпов (столбов) конструкция не имеет. Общим свойством большинства бесстолпных перекрытий является малая степень просадочных процессов.

Донской монастырь (Москва)

Бесстолпный Малый собор Донской Богоматери (1591-1593) – одноглавый храм годуновской эпохи с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. Других бесстолпных монастырских соборов русская архитектура XVI в. не знает.

Малый собор – первое по времени постройки здание обители

Шатровая колокольня была пристроена в 1679 г. Росписи 1780-х годов были вскрыты в 1948 г. при реставрации.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Москва)

Строился храм в 1619-1627 гг.
Близ села Рубцово-Покровское царь Михаил Феодорович устроил свой загородный дворец и при нём большой сад. В этом дворце Михаил Феодорович жил первые годы, пока обстраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. В память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 г., царь построил здесь деревянную церковь.
В 1627 г. на месте деревянной была выстроена каменная церковь Покрова. По углам с восточной стороны были пристроены два одноглавых придела Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. С западной стороны была возведена звонница. Считается, что каменный храм – один из Дворцовых соборов – является памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества.

Эта церковь считается эталоном московского узорочья середины XVII в. Она выстроена ярославскими купцами в Китай-городе. Церковь послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII в.
В архитектурном плане церковь представляет собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Церковь пятиглавая, но из них 4 главы только декоративные. Парадно оформлен высокий шатёр колокольни, с южной стороны крыльцо вынесено на проезжую часть переулка и также оформлено небольшим шатром.
Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Применяются изразцы.
В церкви сохранилась роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта, выполненная в 1652-1653 гг. лучшими мастерами Оружейной палаты: Иосифом Владимировым, Симоном Ушаковым и др. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

С. Ушаков «Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского» (1668)

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль)

Церковь строилась в 1671-1687 гг. 45-метровая колокольня была построена в 1690 г. Роспись в 1694-1695 гг. исполнили ярославские живописцы во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
В оформлении стен использованы изразцы. 15 глав церкви разбиты на три группы.

Ростовский кремль

Был построен в 1670-1683 гг. по замыслу заказчика – митрополита Ионы Сысоевича: создать рай в полном соответствии с библейским описанием. Оборонного значения в это время он уже не имел.
Кремль расположен рядом с берегом озера Неро, имеет 11 башен, 6 церквей и другие постройки.


Close