Патриархи Российские

На памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в Великом Новгороде в 1862 году, среди изображений выдающихся полководцев, правителей, политических мужей и церковных деятелей имеются и скульптуры Патриархов Филарета и Никона.
Пожалуй, мало в русской истории найдется лиц, столь тесно связанных не только с нашим прошлым, но и настоящим. Патриарх Филарет (1619-1633) – первый Патриарх после Смуты, и Патриарх Никон (1652-1666), с которого традиционно отсчитывается время Раскола, жили в переломную эпоху России, когда происходили события, определившие на столетия вперед дальнейшее течение жизни русского общества.
Светские и церковные историки достаточно часто не сходятся в оценках трудов сихПатриархов. И это удивлять не должно. Сама та пора противоречива и загадочна. Точно так же и люди ее сложны и многогранны. Так что может совершенно непреднамеренно обмануть и любое мнение о них. Тем более, что часто пытаются судить о прошлом, применяя мерки современности. А кто доказал, что уж они-то верны?

Как хотите, но представляется, что человек (по сути своей) не меняется со дней Адама и Евы, но все же насельники России XVII века отличаются от потомков, крутящихся в мельничном колесе XXI века, не особым добронравием или жесткостью, но укорененностью на земле. И если мыслить образно, то те люди видятся могучими дубами, впивающимися в земную твердь, а мы, нынешние – как перекати-поле, несемся, подгоняемые порывистыми ветрами перемен, по шири степной. Поэтому и не всегда разумеем происходившее некогда. Поэтому и приписываем прошлому черты настоящего. Поэтому и не зрим того, что очевидно. С позиции перекати-поля тяжело уяснить смысл существования дубравы. Но раз так, то осторожность не помешает никогда, особенно при обдумывании нашей истории.

«Запасной род»

Федор Никитич Романов вряд ли в молодые годы стремился к иноческому житию. Он принадлежал к знатному боярскому роду. А после смерти отца стал его главой. Он исправно нес службу московским государям. Любил охоту. Не чурался книг, в том числе и иностранных. Но человеком был глубоко верующим.
Карьера при дворе протекала вполне успешно. Однако гроза надвинулась внезапно. Хотя предвестники последней висели над Романовыми постоянно при царе Борисе Годунове.
Теоретики и историки монархии (которых в среде ученых имеется скромное количество, на фоне исследователей демократии и республиканского строя) знают, что в Европе еще со времен раннего средневековья бытовала традиция «запасной династии», или «запасного рода». Нечто подобное наблюдалось и в монархиях Китая, Индии и, вероятно, исламского мира. Кратко идея излагается так: «Правящая династия приближает к себе через брачный союз известный род, который в случае пресечения ее должен занять опустевший трон».
О, сколько нелепых глупостей наговорено о монархах и монархии. Но никто не думает, что монарх обязан пред Богом позаботиться о стране и предусмотреть даже гибель своего рода.
Московские Рюриковичи в качестве «запасного рода» избрали Романовых. В 1547 году не только Иоанн IV Васильевич стал царем (кстати, англичане в дипломатической переписке неоднократно называли его «императором»), но и на Московском Соборе этого же года в качестве святого был официально прославлен праведный Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый. Что неслучайно. Вышедший из Любека, бывший католик, князь или родовитый купец (что доподлинно неизвестно), принявший в православном крещении имя Иоанн, а потом при постриге ставший Прокопием, как установили историки уже в 1913 году, являлся первопредком Романовых и целого ряда знатных родов в России. Впрочем, Романовы и Рюриковичи, судя по всему, великолепно это знали, но широко об этом не распространялись. И от факта того, что Прокопия Праведного чтил император Николай Александрович и икону его имел, никуда не скрыться.
Отметим, что опричнина почти не затронула Романовых. Да и царь Иоанн Грозный перед уходом в лучший мир «поручил детей своих» Никите Романовичу (то есть защите рода Романовых-Юрьевых). Не зря после пресечения династии московских Рюриковичей одним из самых вероятных кандидатов на престол считался Федор Романов. Но на Земском Соборе 1598 г. государем избрали Бориса Годунова (его сестра была замужем за покойным царем Федором Иоанновичем).
«Запасной род» в этом случае для Годунова казался особо опасным. Расправа с Романовыми произошла достаточно быстро. В 1600 году Романовых по доносу обвинили в колдовстве, направленном против царя. Федор Никитич был насильственно пострижен в монахи и отправлен в 1601 году в отдаленный монастырь. Жену тоже постригли и с детьми упекли в ссылку. И весь род (даже боковые ветви!) подвергся мучениям и ссылкам.
Но все изменилось. Династия Годуновых прекратилась. А сын царя Бориса – Федор был жестоко умерщвлен предателями.

Патриарх Филарет. Преодоление Смуты

Филарет (Федор Никитич) во время Смуты оказывается митрополитом Ростовским и вместе с жителями города противостоит войскам «Тушинского вора». Его захватывают в плен и везут к Лжедмитрию II. Из плена владыку выручают почти через полтора года.
В 1610 году положение Москвы было отчаянное. Польша вступила в войну. Смоленск осажден. Смута в разгаре. Кровь, разбой и разорение охватывают одну землю за другой. В этих условиях боярство принимает решение пригласить на престол королевича Владислава, но при непременном принятии православия.
К Смоленску в военный лагерь короля Сигизмунда и отправляется митрополит Филарет и князь В. Голицын.
Король Сигизмунд потребовал сдачи Смоленска. Митрополит Филарет раскусил польского короля (желавшего подчинить себе, а не сыну Россию) и категорически отказался призвать смолян открыть ворота крепости. С 1611 года начинается его долгий польский плен.
И только в 1619 году митрополит Филарет возвращается в Москву и избирается Патриархом.
Так в России складывается «симфония властей», когда светская и духовная власти идут вместе. Ибо на троне русском еще с 1613 года находится царь Михаил Федорович Романов – сын Федора Никитича.
Патриарх Филарет вместе с царем Михаилом вынуждены были решать множество проблем. Города и села разорены. Население сократилось чуть ли не в два раза. Приходилось и армию восстанавливать, и осаждать «лихих людей». Да и на границах государства покоя не наблюдалось.
Периодически собираются Земские соборы. Все сословия принимают активное участие в возрождении страны.
Патриарх же особое попечение оказывает Церкви. Восстанавливаются храмы и монастыри. Смута серьезно проредила слой грамотных людей. А они сверхнеобходимы и государству, и Церкви. Патриарх Филарет озабочивается и образованием. Только, в отличие от Бориса Годунова, Патриарх уповает не на европейские (лютеранские и католические) образцы, но на православные.
При Филарете серьезно занимаются и исправлением богослужебных книг. Но бережно и аккуратно.
Приходится бороться и с проявлениями ересей и мнимого вольнодумства. Смута и контакты с Европой подстегнули в России формирование группы людей, настроенных антиправославно и русофобски. Патриарх Филарет своевременно пресек деятельность князя Ивана Хворостинина, открыто глумившегося над православием и принуждавшего к этому своих дворовых людей.
Надо отметить, что части правящего слоя это не очень-то и понравилось. Знать постепенно заражалась привычками польской шляхты. Но против Патриарха выступать кто-либо побоялся.
К концу жизненного пути Патриарха Филарета Русь окрепла достаточно и подготовилась дать ответ на агрессивные поползновения «добрых» соседей.

Патриарх Никон. Победа и трагедия

Кто изучал хоть немного биографии русских Патриархов, тот никогда не поверит навету на отсутствие социальной справедливости в Российском царстве. В списке Патриархов мы находим выходцев из бояр, дворян, казаков, священников, мещан и крестьян. Русская Православная Церковь до «реформ» Петра Первого вполне всесословна. Знатность не дает преимуществ. Здесь разительное отличие от Католической церкви.
Патриарх Никон (Минов) происходил из семьи крестьянина-мордвина. Он уже в 12 лет убегает в монастырь, но затем возвращается по просьбе родственников домой. В 21 год он становится священником. И только в 31 год он принимает постриг на Соловках (Анзерский скит).
В 1649 году Никон ставится митрополитом Новгородским.
В 1652 году на Освященном Соборе Никон избирается Патриархом. Дружеские отношения с царем Алексеем Михайловичем вновь приводят к образованию «симфонии властей», бывшей еще при Патриархе Филарете.
В середине XVII века контакты России с единоверцами в Константинополе и на Балканах усиливаются. Православные от Египта и до Болгарии почитают русского царя своим заступником. А иного и быть не могло. Россия оставалась последней независимой православной державой.
Царь и Патриарх размышляют об освобождении православных христиан от османского ига. Сие и надо признать в качестве основной причины церковных реформ Патриарха Никона. И, конечно, требовалось исправление служб и церковных книг. Кстати, это было очевидно и будущим противникам Никона. Тот же протопоп Аввакум Петров вместе с Никоном входил в группу «ревнителей благочестия».
Раскол появился не вдруг. Патриарх Никон руководствовался идеей объединения всех Православных Церквей, старообрядцы же занимали более узкие позиции и скорее придерживались сугубо национального понимания Русской Православной Церкви. Этого и не удалось преодолеть. Тем более, что в конфликт вмешались и внецерковные силы. Но ключевой оппозицией здесь была знать, которая одновременно интриговала и за старообрядцев, и за Никона и, соответственно, против.
Возможно, что при правке книг делались и намеренные ошибки. В этом сказывалось влияние самых разных антипатриарших сил.
Но все равно, именно знать добивалась смещения Патриарха. Поэтому она-то временами и поддерживала старообрядцев. Хотя Раскол прошел гораздо глубже, в самые недра общества. Отказ от привычных обрядов и книг людьми расценивался как отказ от православия. В этом сказывался ужас от Смуты, еще не пережитый до конца.
Не следует думать, что сей аргумент притянут за уши. Мол, сколько лет прошло. На самом деле не так уж и много. В современной Российской Федерации до сих пор есть «красные» и «белые». Значит, из революции 1917 года мы не вышли. А между окончанием Смуты и Расколом прошло гораздо меньше десятков лет…
Все же история показала правоту Патриарха, а не протопопа Аввакума. Старообрядцы все время делились на секты и дошли и до отвержения Церкви некоторыми сектантами. А «Никонианская» Церковь прошла через многие беды и гонения, но не распалась ни под каким ударами судьбы и темных сил. И святые свидетельствуют о истинности Церкви. В безблагодатной Церкви были бы невозможны ни преподобный Серафим Саровский, ни батюшка Иоанн Кронштадтский. Бог дает святых нам не зря!
Знати все же удалось через сплетни, наговоры и слухи поссорить царя и Патриарха.
Патриарх Никон сперва удалился в свой любимый монастырь, оставив посох. А потом его осудили на Соборе 1666-1667 гг.
Приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) совершенно правильно отметил:«При всем своем природном уме и богатой начитанности царь не любил споров, в отношениях с приближенными бывал податлив и слаб. Пользуясь его добротою, окружающие бояре своевольничали, порой забирая власть над тихим государем. В этом, пожалуй, кроется и разгадка драматических взаимоотношений царя с патриархом. Государь не нашел в себе сил противиться боярскому нажиму, а Никон не счел возможным подстраиваться под интересы знати, жертвуя – хотя бы и на время – законными интересами Церкви».
В исторических оценках минувших эпох людям свойственно проявлять максимализм и нетерпимость. С высоты прошедших столетий все кажется простым и ясным, соблазн поделить людей на «хороших» и «плохих», «наших» и «чужих» оказывается столь силен, что незаметно для себя живую и сложную историческую ткань русской жизни начинают безжалостно кроить и мять в угоду предвзятой, безжизненной схеме. Боль человеческой души, борьба духа с грешными, страстными порывами падшего человеческого естества, лежащая в основании всего человеческого бытия, оказываются при таком подходе совершенно вне поля зрения горе-исследователей.
Лишь обогатившись духовным опытом Церкви, познанием тайн, лежащих в основе жизни мятущегося и алчущего правды человеческого сердца, можно разорвать порочный круг «черно-белого» исторического сознания, приблизившись к пониманию его действительного, ненадуманного многоцветия. Вглядываясь в прошлое, возгреем в себе любовь и милость, покаяние и сочувствие – и оно отдаст нам свои секреты, увидев в нас друзей и продолжателей, а не прокуроров и судей».

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

В предыдущих заметках о Смутном времени я уже писал о взлете роли казаков в русской истории этого периода.
Добавлю еще один неожиданный штрих к этому вопросу. Он касается личностей третьего и четвертого русских патриархов, первоиереев Русской православной церкви, Гермогена и Филарета, в событиях Смутного времени. Напомню канву происходивших в конце XVI - начале XVII века событий на Руси.
В царствование Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в Русском государстве произошло грандиозное событие. 2-3 января 1589г. церковный Собор при участии патриарха Константинопольского Иеремии нарек на Московскую Патриаршую кафедру митрополита московского Иова, первого русского патриарха. 26 января того же года состоялось торжественное поставление митрополита Иова в патриархи Московские и всея Руси.
Патриарх Иов сыграл выдающуюся роль в становлении Московского патриархата. Однако был сведен с патриаршей кафедры после того, как не признал законность царствования ЛжеДмитрия I.
Патриархом был избран грек Игнатий, который был сведен с кафедры сразу после переворота в Москве и прихода к власти царя Василия Шуйского. Тот было рекомендовал Церковному Собору кандидатуру на патриаршество Филарета Романова, но заподозрив того в возможной измене, переменил решение и третьим патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Казанский Гермоген
В основе своей патриаршее служение Гермогена широко известно. Он призвал народ к борьбе с тушинским Вором ЛжеДмитрием II и с польско-литовскими захватчиками. После того, как в Москве, вполне официально, в цари был избран польский королевич Владислав, Гермоген воспротивился этому акту. Решительно поддержал действия второго ополчения Минина и Пожарского. Казанская икона Пресвятой Богородицы (из его бывшей Казанской митрополии) стала главной святыней ополчения.
Однако сам патриарх не дожил до победы ополчения совсем чуть-чуть. Он был заключен в заточение поляками (и русскими изменниками) в Кремле, где мученически скончался от голода и жажды.
После этого в государстве наступает период «межпатриаршества». Совет всей Земли (Земский Собор) избирает царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына Филарета Романова (племянника Анастасии Романовой, царицы Московской, а значит и племянника Ивана Грозного). Но сам Филарет находится в Польше в плену. В Москве Филарета объявляют «нареченным» патриархом. И только через семь лет царствования Михаила, после освобождения из плена, Филарет был официально возведен на Первосветительскую кафедру. Интронизацию его возглавил патриарх Иерусалимский Феофан IV.
Замечу, что русские люди умели правильно и очень точно именовать героев своей истории. Так вот, народное именование известного сейчас под прозвищем ЛжеДмитрия I и Филарета, находившегося в плену, близки. Дмитрия называли не ложным, а «названным» царем, а Филарета, который не мог выполнять обязанности патриарха, «нареченным» патриархом. Близко, не правда ли?
Такова известная канва событий. А теперь несколько слов о мало известном.
Патриарх Гермоген в миру носил имя Ермолай и происходил из семьи донских казаков. Представляется, что это важный штрих к его биографии.
Казаки в событиях Смутного времени играли достаточно противоречивую, но более чем существенную роль. Во многом, благодаря им (знаменитому атаману Кореле), первый названный Дмитрием царь сел на московский престол, и даже не царь, а император.
Судя по тому, что Гермоген, находясь на Казанской кафедре, сохранил ее за собой, при названном Дмитрии резко, против новой власти, приобретенной во многом усилиями казаков, он не выступал.
Однако, став патриархом при царе Василии Шуйском, он выступил самым решительным образом против ЛжеДмитрия II и его казаков. Не исключено и потому, что одним из главных казачьих лидеров в этот период становится атаман Заруцкий, польский подданный.
Но это, конечно, нечто вроде шутки. Дело совсем в другом. Каков бы он был патриарх, если бы не поддержал царя Василия. Тем более, что права Шуйского на престол, благодаря древнему происхождению рода, сомнений не вызывали. Кроме того, православный патриарх был очень обеспокоен массовым притоком на Русь польских католиков и литовских униатов.
А дальше судите сами, что произошло. Просто рассмотрим последовательность событий Русской Смуты и ее преодоления.
Митрополит Ростовский Филарет Романов (стал митрополитом по рекомендации названного Дмитрия) выдвигается царем Василием Шуйским в патриархи Московские и всея Руси. Но царь быстро меняет свое решение. И по его новой рекомендации Церковный Собор избирает патриархом Гермогена.
А что же Филарет? Ясно, что он обижен. Но главное то не в этом. Филарет, будучи монашествующим, сам не мог быть избран на Московский престол, но был уверен в том, что Романовых, как главных претендентов на шапку Мономаха, от этого престола отодвигают все дальше и дальше. А ведь он и его браться были не просто боярами, а двоюродными братьями царя Федора Ивановича, последнего Рюриковича из рода Калиты, коему принадлежал Московский стол. Правда, брат у него оставался только один, Иван. И был не очень способен к правлению, скорее к дракам и ссорам. Остальные братья и их мужское потомство были погублены в ссылках. Но у самого Филарета подрастал сын, который и станет первым царем из рода Романовых. Но пока он был мал. И главной задачей отца было сохранить жизнь сына. А она с малолетства подвергалась огромным опасностям.
К чему мы все это? А к тому, что Филарет понимал, рано или поздно, царь Василий придумает что-нибудь, и он может лишиться сына. И тут на Руси объявляется новый царь. Бог знает кто и откуда, скорее всего, человек не родовитый, как говорят, из низов общества, но царь, ЛжеДмитрий II. Одной из его главных опор, особенно, если учесть, что поляки вели по отношению к нему себя вызывающе, были казаки. И ростовский митрополит Филарет становится патриархом при этом вдруг объявившемся царе.
Вот такая ситуация. В стране два царя: Василий Шуйский и ЛжеДмитрий II. И два патриарха: Гермоген и Филарет.
Ситуация пикантная, если не сказать больше. Конечно, после избрания на царство Михаила, становления Филарета патриархом Московским и всея Руси, сложность и противоречивость этой ситуации постарались сгладить. Объявили, что Филарет был возведен в «воровские» патриархи чуть ли не силой. И что патриарх Гермоген всюду подчеркивал симпатию к Филарету, призывал мириться с его странной ролью, к которой его принуждали силой. Но осадок то все равно остался.
Конечно, воровские ли люди, казаки, в армии ЛжеДмитрия II, не воровские, но они люди православные. И отправлять православное служение им было необходимо. Другое дело, патриарх Филарет своим огромным авторитетом, можно сказать больше, царским происхождением (племянник Ивана Грозного) становился одним из главных столпов легитимности ложного царя, которого ведь, ни много ни мало, а Филарет признал, чуть ли не своим двоюродным братом. Двоюродный брат царя Федора явно должен был быть в родстве и с его братом Дмитрием. А раз Филарет признавал Дмитрия не ложным, значит, они становились родственниками, как ни крути.
Правда, чисто по человечески, Филарета понять можно. Он, тут к гадалке не ходи, враг, даже не просто враг, а первейший враг царя Василия Шуйского. Он видит и главную угрозу своему сыну со стороны этого царя. Ну а как было можно бороться с первейшим врагом, как было можно не дать закрепиться на царстве роду Шуйских, как уберечь юного сына для будущих свершений? Путь то был по существу один, хоть и дурно пах. Встать на сторону тех врагов Шуйского, у которых была военная сила. Так он поддержал ЛжеДмитрия II.
Также он поступал и впоследствии. Не моргнув глазом, он отходит от дела ЛжеДмитрия, когда в стране появляется новая военная сила - польская армия. И становится ярым приверженцем выбора на московский престол польского королевича.
Спрашивается, а в чем тут логика его действий? А она, с моей, конечно, точки зрения, проста. Цель, свержение Василия Шуйского, была достигнута. Но в стране объявляются два новых претендента на престол. А сын то еще непозволительно молод. Кто эти претенденты? Первый, Иван Дмитриевич. Да, ЛжеДмитрия II убивает один из его приближенных (князь Урусов). Но буквально через месяц Марина, а она не забудьте, русская императрица, никто ее еще не лишал этого титула, рожает сына Ивана. Бедный ребенок становится претендентом на престол Москвы номер один. Почему бедный? Потому что на четвертый год жизни, его повесили, чтобы Михаил Романов мог царствовать спокойно.
И с рождение Ивана, Филарет окончательно разрывает отношения с его сторонниками, но не со всеми. У него и дальше будут сохраняться хорошие отношения с казаками, а те запомнят своего тушинского патриарха и будут ему благодарны. Это и решит дело избрания сына Филарета на престол.
Сам же Филарет понимает, что в новых условиях не менее серьезным кандидатом в цари, чем Иван, становится князь Василий Голицын. Не смотря на то, что он был из рода великих князей литовский, Гедиминовичей, по женской линии князь становился, чуть ли не самым родовитым из потомков Рюриковичей. И точно чуть ли не единственным русским кандидатом в цари. И несколько раз он был близок к тому, чтобы сменить Василия Шуйского на престоле. Отсюда новое решение Филарета. Спасти его дело может только иностранный претендент на царство, от которого в русских условиях будет впоследствии легко избавиться. Так возникает кандидатура польского королевича Владислава на московское царство. В истории часто пишут об измене русских бояр, призвавших на царство поляка, католика. Забывая при этом, чья это была инициатива. Забывая про роль Филарета Романова в разыгрывающейся партии происходящих событий.
Филарета бояре и многие дворяне поддерживают. Вынужден с этим согласиться и В. Голицын. Обе крупные фигуры, Филарет и князь Голицын решили не форсировать события и выждать момент для решительных действий.
Но в возникшую патовую ситуацию вдруг вмешивается патриарх Гермоген. Он в резкой форме начинает борьбу против приглашения католика. И Филарет с Гермогеном вновь оказываются по разную сторону баррикад на русский престол.
В это время в Польше, при не очень способном короле Сигизмунде III оказывается выдающийся коронный гетман Жолневский. Понимая, что позиция патриарха может серьезно осложнить цель присоединения Руси к Речи Посполитой, он без получения одобрения короля, подписывает договор, по которому собранным Собором избирается царь Владислав Сигизмундович, польский королевич. И если бы не упрямство и близорукость короля, у Жолневского могло бы многое получиться. Но это, если бы, да кабы, а пока он решает удалить из Москвы двух главных пока сторонников, но в будущем соперников Владислава, В.Голицына и Ф. Романова. Их ставят во главе посольства к польскому королю под Смоленск, который Сигизмунд III осаждал в то время. Цель посольства согласиться отправить в Москву только что избранного царя Владислава, сына короля.
Но король решает иначе. Зачем отдавать московскую корону сыну, королем может стать он сам.
А вот это уже не входит в планы Филарета. И он начинает противиться этому решению всеми возможными способами и угождает в плен.
И вот только с этого момента, позиции Гермогена и Филарета начинают совпадать.
Более того, в глазах народа оба становятся мучениками, борцами за свободу и независимость родины от польско-литовских захватчиков.
Патриарх Гермоген умирает в польском плену (в польском заточении в Кремле), а Филарет томится в плену в самой Польше.
Это, а также и любовь казаков к Филарету, которые остались единственной военной силой на Руси после роспуска ополчения Минина и Пожарского и обеспечивали безопасность Собора, выбиравшего нового царя, и дало преимущество Михаилу Романову перед другими кандидатами. После девяти лет плена Филарет Романов возвращается в Москву и избирается на патриарший престол. И становится не только патриархом, но и соправителем сына. Вот как звучал его титул «Великий государь, Святейший патриарх Филарет Никитич».
Во время правления патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени. Ну а его противоречивая роль в этих событиях, способствовала важному результату. Царствованию династии Романовых, длившемуся чуть более трехсот лет.

Влияние обычного клира и мирян в деле избрания претендентов на кафедру патриарха и выбора из числа последних достойнейшего при общей активности византийского церковного народа было, однако, ничтожным. Оно проявлялось лишь на предварительных этапах в характерных для разных слоев общества оценочных и волитивных настроениях относительно возможных кандидатов «от хижины рыбака до царского дворца», более или менее абстрактно отражаясь на результатах конкретного голосования. Значительную роль в деле устроения патриаршей власти играло монашество и архиереи, которым, за редким исключением, обычно удавалось поставить во главе Церкви своих представителей. Но доминирующей при этом, хотя и не совершенно свободной, была роль императора, ибо значение помазанника Божия, попечителя, покровителя и защитника византийского общества обязывало его деятельно участвовать в избрании патриарха. К этому василевса понуждало и то, каким — в силу историко-социальных причин — огромным влиянием на ход государственной жизни (не говоря уж об общественной) и, в частности, влиянием на положение императорского престола пользовался сам патриарх (симфония светской и духовной власти).

Собственно процесс замещения вдовствующей патриаршей кафедры новым лицом был многоступенчатым и протяжённым во времени (от двух месяцев до нескольких лет). Начинался он с созыва императором (но без его прямого участия) архиерейского Собора для обсуждения и избрания трех кандидатов в патриархи (либо из епископата, либо из монахов, либо даже из мирян). Из них император выбирал одного. Затем он через архонтов — в акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично объявлял о своем выборе. Последний закреплялся актом великого наречения — литургически и соборне, то есть перед лицом всего церковного народа (включая духовенство, мирян и представителей власти), при этом, если нарекаемый не был в сане, совершалось его иерейское рукоположение. Далее императором в тронном зале Большого дворца совершалась торжественная церемония возведения новонареченного в звание Константинопольского патриарха и вручения ему первосвятительского жезла. После этого следовало первое патриаршее богослужение в храме св. Софии — с предваряющим, если избранник не был епископом, торжественным обрядом архиерейской хиротонии. В ходе первого патриаршего богослужения совершалась интронизация — акт провозглашения возведённого патриархом и его посажения на престоле предстоятеля Византийской Церкви. Завершался процесс замещения первосвятительской кафедры актом братского общения новоизбранного патриарха с предстоятелями других православных поместных церквей в форме адресованной им грамоты с изложением учения о вере, а также актом обращения к собственной пастве в форме окружного — исповеднического и учительного по содержанию — послания.

Св. патриарх Иов.

Главными источниками, содержащими информацию, прямо касающуюся порядка избрания, наречения и возведения митрополита Московского Иова в патриарха «всея Руси» являются: 1) статья «Об учреждении патриаршества в России» (РНБ, рукописный сборник XVII в. библиотеки Соловецкого монастыря № 852, л. 60-109об.) и 2) более пространный документ «О пришествии на Москву из Царяграда Святейшаго Иеремея, патриарха вселенскаго» (ГИМ, рукописный сборник втор. полов. XVII в. Синодальной библиотеки № 703, л. 76об.-123об.). Оба источника, наряду с другими (русскими и греческими) изданы . Несмотря на то что указанные источники являются сравнительно поздними копиями не сохранившихся свидетельств 1589 г., они пользуются доверием у исследователей и позволяют вполне достоверно представить церемониально-обрядовые детали первой в России патриаршей интронизации.

Вот что принципиально важно отметить.

1. В Московском государстве середины XV — конца XVI в. ни духовенство (особенно белое), ни церковный народ массово никак не участвовали в деле избрания предстоятеля Русской Церкви, митрополита. Это право полностью принадлежало помазаннику Божию — великому князю и затем царю , опиравшемуся или нет на мнение и помощь весьма узкого круга особо приближённых к нему лиц: он выбирал кандидатуру, достойную по его мнению предстоятельства, либо из состава епископата, либо из числа монашествующих. Процедура же церковного соборного решения была формальной и предрешённой государевой волей.

2. Обстоятельства учреждения на Руси патриаршества в конце XVI в. хорошо известны и описаны . Оставляя подробности за скобками, необходимо подчеркнуть: вольное поневоле личное участие в этом процессе вселенского патриарха Иеремии II было обусловлено комплексом причин и целей, связанных взаимной (Москвы и представленного Иеремией православного Востока) заинтересованностью в контексте уникального геополитического положения Московского государства и Русской Церкви в тогдашнем христианском мире ; главная роль в осуществлении поставленной цели принадлежала царю Феодору Иоанновичу и его правительству (прежде всего, в лице Бориса Годунова); русское духовенство, и в частности епископат, впервые было приобщено к делу возведения митрополита Московского Иова в достоинство патриарха Московского и всея Руси на самом последнем — техническом — этапе, но весьма пассивно. На состоявшемся по указу Феодора Иоанновича в Москве 17 января 1589 г. архиерейском Соборе во главе с митрополитом Иовом, во-первых, сам же царь оповестил соборян о согласии (как итоге длительных переговоров) гостившего в Москве главы Константинопольской Церкви Иеремии II на учреждение в Русской Церкви патриаршества; во-вторых, Собор изъявил желание лишь молитвенно, а не деятельно помочь царю завершить начатое дело; в-третьих, Собор направил к Иеремии государева думного дьяка и главу Посольского приказа А. Я. Щелкалова выяснить подробности о порядке патриаршего поставления в Греции и получить письменное изложение этого чина.

3. Полученный греческий чин был Щелкаловым переработан на основании собственно русской традиции возведения избранника в митрополита (с повторной архиерейской хиротонией, если избранником оказывался епископ) и уже 19 января утверждён совместным Собором духовенства и бояр. После этого расширенная депутация от Собора доставила Иеремии «приговор государя» относительно хода предстоящего торжества и поимённо намеченных кандидатов на патриаршую и новые епархиальные митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры — по три кандидата на каждую.

4. 23 января после литургии в кремлёвском храме Успенья русским «освященным Собором» совместно с патриархом Иеремией и его греческим окружением было совершено, согласно предписанию государя, торжество как бы избрания кандидатов на первосвятительство — митрополита Московского Иова, архиепископа новгородского и псковского Александра, архиепископа ростовского и ярославского Варлаама. Любопытна «обратная связь»: по подписании грамоты об избранных Иеремия явился вместе с соборянами в золотую палату и лично вручил её царю, а царь по оглашении последней произнёс свой окончательный вердикт, назвав имя московского владыки. В этот же день и в стенах всё той же золотой палаты предстоятель вселенского престола впервые за всё время своего пребывания в России встретился с митрополитом Иовом и благословил его как «нареченного патриарха Московского и всея России». При этом необходимо подчеркнуть: в конечном счёте предложенный Иеремией чин патриаршего наречения по византийскому образцу не состоялся, обряд произошёл вне богослужения, в царском дворце как светски церемониальное утверждение государем своей воли относительно якобы соборне избранных кандидатов.

5. Посвящение новонареченного Иова состоялось 26 января, в воскресенье, в Успенском храме по предварительно составленному богослужебному «чину и уставу». Главнейшими эпизодами священнодейства были: во-первых, исповедание Иовом веры перед лицом царя Феодора Иоанновича и вселенского патриарха Иеремии посреди храма во время последования 1-го часа (произнесённый им текст при некоторых исключениях повторял текст присяги, которую прежде давали новопосвящаемые русские митрополиты); во-вторых, совершённая над Иовом на литургии, по малом входе, собором сослужащих архипастырей во главе с Иеремией полная архиерейская хиротония; в-третьих, церемония, представлявшая собой своеобразный акт интронизации (по окончании литургии и по разоблачении Иова, в алтаре храма, на горнем месте, Иеремия возложил на него «золотоворотную» икону, панагию, клобук и мантию, а Феодор Иоаннович, произнеся приветственную речь, вручил ему украшенный золотом посох святителя Петра, митрополита Московского). Торжественное празднование свершившегося события с богослужениями, шествиями нового патриарха по городу («на осляти»), обменом подарками, застольями продолжалось три последующих дня.

6. Дальнейшей заботой русского правительства (заботой настоятельной и дипломатически напряжённой) было собственноручное заверение Иеремией II «Уложенной грамоты» об учреждении на Руси патриаршества (май 1589 г.) и признание этого акта со стороны поместных Церквей (1590 и 1593 гг.). При этом, кстати, московский первосвятитель оставался в стороне: не было даже его братского обращения к главам восточных патриархатов, столь традиционного для Вселенской Церкви (подписанная Иовом наряду с Иеремией и другими лицами «Уложенная грамота» не была его личным документом и в жанрово-содержательном отношении не являлась посланием).

Итак, порядок избрания и утверждения первого русского патриарха сильно отличался от порядка, принятого на православном Востоке, в частности в Греции. Нет оснований подвергать сомнению законность и благость итога всех предпринятых действий (особенно ввиду святости первого предстоятеля Русской Церкви), но внешне (процедурно-канонически) и внутренне (по существу) эти действия принципиально были иными, ибо целиком совершались вне соборного разума Церкви, склонённой даже в части епископата под всеохватывающей властью царя (пусть и благочестивейшего), и были полностью оторваны от возможных чаяний бесправного и безгласного церковного народа. Поистине краеугольные камни устроения Христова могут быть одновременно и драгоценностью и претыканием (1Пет. 2: 6-7).

Патриархи св. Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан

Установленные применительно к святителю Иову условия, характер и правила возведения в патриаршее достоинство сохранялись в Московском государстве без принципиальных изменений до 30-х годов XVII в. Во всяком случае, при поставлении на патриаршество святителя Гермогена, митрополита Казанского (3 июня 1606 г.) , Филарета (Никитича, Романова), митрополита Ростовского (24 июня 1619 г.) и архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа I (6 февраля 1634 г.) основы «сценария» не менялись: главной и всеопределяющей инстанцией был царь (в первом случае Василий Иванович Шуйский, в двух других — Михаил Феодорович Романов), время от выбора кандидатуры до наречения и поставления избранника было предельно сжатым (несколько дней), использовался разработанный Щелкаловым чин патриаршего посвящения (через таинство новой хиротонии). Однако имели место нюансы. Так, при поставлении на первосвятительскую кафедру Гермогена и Филарета их имена (выдвинутые Смутным временем в авангард жизни русского общества) были единственными и внеконкурентными, но вместе с тем горячо поддержанными широким народным мнением, чем в какой-то мере компенсировался отличающий Русскую Церковь того времени дефицит соборности. Что же касается Иоасафа, то павший на него выбор царя (несмотря на формальное наличие ещё двух кандидатов) был предопределён предсмертным благословением почившего патриарха Филарета, так что фактически произошла своего рода передача власти из рук в руки. Очевидно, что и царь Михаил Феодорович не был безучастен. О его доминирующей роли свидетельствует, по крайней мере, его послание главам Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей о смерти патриарха Филарета и поставлении нового патриарха Иоасафа.

Процедура патриарших выборов претерпела принципиальное изменение после смерти Иоасафа I (28 ноября 1640 г.) и в двух пунктах приблизилась к вышеописанной византийской. При избрании нового патриарха теперь, наконец, проявляется соборное начало, правда, — лишь отчасти, ибо имена претендентов были всё-таки определены исключительно царём, народное мнение не учитывалось и претенденты соборне не обсуждались. Лично назвав шесть кандидатов на первосвятительство (двух архиереев, одного архимандрита и трёх игуменов), Михаил Феодорович уполномочил прибывших к весне 1642 г. на Собор в Москву по его призыву епархиальных владык, настоятелей монастырей и протопопов (настоятелей соборных церквей) определить одного из них. Оригинален был способ определения. Согласно современному свидетельству , государь велел написать имена названных им кандидатов на шести жребиях, затем дважды по три жребия были вложены в принадлежавшую всем прежним русским патриархам «панагию злату» и при этом отобраны два жребия, из которых после третьего вложения оставлен был единственный. Эта жеребьёвка осуществлялась в Успенском храме перед чудотворной иконой Божией Матери «Владимирской» в три приёма, — по ходу молебного пения «на три статии»: во славу живоначальной Троицы, святых архангелов и ангелов; в честь Успения Пресвятой Богородицы и на память о святых апостолах; наконец, в честь Московских и всея России чудотворцев Петра, Алексия и Ионы. Именно так в последнем жребии оказалось запечатанным имя архимандрита московского Симонова монастыря Иосифа. Ему царь и назначил быть новым патриархом. Заметно иной ход процедуры избрания описан Адамом Олеарием . Однако надо подчеркнуть, рассказ последнего, хоть и построен на слухах и потому менее достоверен, всё же подтверждает факт использования нового способа отбора из нескольких претендентов достойнейшего первосвятительского престола — с упованием на промысел Божий или, как писал конкурент Иосифа, «по жребию, а не царским изволением» . На следующий день (21 марта), как обычно, в царской палате избранный архимандрит был наречён патриархом; неделю спустя (27 марта) посвящён в патриарха «рукоположением преосвященного Афония, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго и всего освященного Собора» и затем (28 марта) «возведен… в церкви Пречистыя Богородицы на патриаршеское место, что на правой стороне у столпа», то есть интронизирован. Второй особенностью начала первосвятительского служения Иосифа стало то, что он, заняв кафедру, возобновил (правда, более чем через год после своего настолования) старинную традицию обращения к церковному народу с архипастырским наставлением в виде двух напечатанных в августе 1643 г. в одном сборнике «Поучений» — «архиереом, и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину» и «христолюбивым князем, и судиям, и всем православным христианом». Будучи литературно компилятивным и несамостоятельным, это обращение, тем не менее, замечательно характеризует составителя, поскольку он не в пример всем четырём своим предшественникам открыто и нелицеприятно обличил недостатки духовно-нравственной жизни современного ему русского общества, причём не взирая на чины, и, по-видимому, при этом изложил своё личное понимание относительно истинно христианского устроения жизни.

Как известно, едва умер патриарх Иосиф (весной 1652 г.), а царь Алексей Михайлович уж определил ему преемника, — Новгородского митрополита Никона . История возвышения государева «собинного друга» до патриаршества свидетельствует о том, что внешне дело замещения кафедры предстоятеля Русской Церкви обрело ещё более чёткие черты соборности. Однако по существу процесс избрания Никона был больше похож на политическую акцию, чем на церковное деяние, сопряжённое с волей Божией и правилами канонической жизни. По кончине Иосифа Алексей Михайлович повелевает написать чин, по которому надлежало избрать нового патриарха, и созывает в Москву на Собор весьма широкий круг русского духовенства — от митрополитов до простых священников. Его наказ «ко избранию на патриаршеский престол написати двенадцать мужей духовных» соборяне выполнили и 22 июля 1652 г. из их числа выбрали «без жребия» митрополита Никона, о чём сразу известили царя. В тот же день в церкви Успенья были совершены в присутствии царя и всех соборян молебствия: Пресвятой Троице, духам бесплотным, Пресвятой Богородице с акафистом, святым апостолам и святым чудотворцам Московским — Петру, Алексию, Ионе и Филиппу. После молебствий послали на Новгородское подворье за новоизбранным патриархом депутацию. Но вопреки ожиданиям Никон отказался явиться в Успенский храм пред лицо государя и духовенства. Против воли его таки привели на Собор. Далее последовала сцена многократных уговоров со стороны царя и народа и многократных отказов со стороны избранника. В конце концов, согласие было достигнуто, но лишь на условиях обетного заверения Алексеем Михайловичем и народом «содержать евангельские догматы и соблюдать правила св. апостолов и св. отцов и законы благочестивых царей» и во всём «слушаться» нового предстоятеля Русской Церкви. На другой день было патриаршее наречение Никона, а 25 июля — его посвящение в патриарха и связанные с этим событием обычные традиционные праздничные мероприятия.

Восшествие на русский первосвятительский престол следующего патриарха связано было одновременно с низложением самоустранившегося от власти и пребывавшего в опале грекофила Никона и окончательным утверждением весьма близкого к греческому порядка замещения патриаршей кафедры вместе с дальнейшим развитием соборного начала . 31 января 1667 г. в Чудовом монастыре в рамках работы Большого Московского Собора участники последнего в присутствии восточных патриархов — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария избрали двенадцать кандидатов в первоиерархи (игуменов, архимандритов и трёх епископов). Из этого списка «не без ведома» царя Алексея Михайловича (вероятно, по его указке) было вычеркнуто девять имён. Акт о состоявшемся отборе зачитали государю в Золотой палате. Из оставшихся имён — архимандритов Троице-Сергиева монастыря Иоасафа и Владимирского монастыря Филарета, а также келаря Чудова монастыря Саввы — государь, посоветовавшись с патриархом Макарием (Паисий по болезни отсутствовал), выбрал первое имя. Находившемуся при этом Иоасафу тут же было торжественно объявлено о государевой воле, и затем в Успенской церкви в присутствие новоизбранного русского первоиерарха и патриарха Макария о решении Алексея Михайловича объявили народу. 8 февраля, с выздоровлением Александрийского патриарха Паисия, в патриаршей палате Чудова монастыря совершено было по «Чинóвнику архиерейскому» наречение Иоасафа; 9 февраля, в Успенской же церкви после вечерни по тому же «Чиновнику» новонареченного благовествовали, а на следующий день, в неделю мясопустную, опять-таки в храме Успенья Пресятой Богородицы его через архиерейское рукоположение посвятили в сан патриарха. По окончании литургии и после обмена благодарственными и поздравительными речами была совершена интронизация: восточные патриархи возложили на Иоасафа II мантию, белый клобук и панагию, а царь вручил своему новому патриарху архипастырский жезл. Затем последовали празднества по заведённому порядку, только выезды из Кремля в Белый город Иоасаф совершал не «на осляти», а в санях.

В дальнейшем процедура замещения патриаршей кафедры была вновь нарушена, — надо думать, по причине чрезвычайного усиления светской власти в лице государя. Относительно избрания патриархов Питирима (июль 1672 г.) и Иоакима (июль 1674 г.) источники не сообщают ничего особенно примечательного. Оба, видимо, с учётом старшинства занимаемой ими епархиальной кафедры — Новгородской, были, в сущности, назначены царём Алексеем Михайловичем в патриархи, разумеется, при поддержке «освященного Собора» и соблюдении канонической традиции посвящения .

Наконец, при возведении в 1690 г. на первосвятительскую кафедру десятого и последнего древнерусского патриарха Адриана при формальном соблюдении канонической нормы порядка имела место общественная напряжённость, выразившаяся в борьбе между приверженцами старины (греко-русская партия) и энтузиастами нововведений. Первым покровительствовала вдовствующая царица Наталья Кирилловна, вторых влекла и объединяла энергия 18-летнего царя Петра Алексеевича. После смерти 17 марта патриарха Иоакима именно в петровском окружении начали обсуждать как достойнейшего первосвятительства Псковского митрополита Маркелла, известного своей учёностью, кротостью и снисходительностью к иностранцам. Но против его кандидатуры выступила царица, сумевшая и Петра убедить в своей правоте. Известны также неудачные попытки добиться патриаршего престола со стороны оказавшегося в Москве иезуита Михаила Яконовича (в своих письмах он сам об этом свидетельствовал).

Как бы то ни было, но в июле 1690 г. в Москве с целью назначения преемника собрался малым числом участников (6 митрополитов, 3 архиепископа, 1 епископ и 3 архимандрита) Собор. Определены были три кандидата — митрополит Казанский Адриан, архиепископ Коломенский Никита и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Викентий. Из них в угоду Наталье Кирилловне выделен был друг и соратник покойного Иоакима Адриан, которого затем на «освященном Соборе» 22 августа государи (Иоанн и Петр Алексеевичи) вместе с архиереями «едва умолиша» согласиться на «началовождение паствы многороссийския». 23 августа состоялось его наречение в патриархи, а 24-го — поставление по обычному уставу . Своё вступление на пост предстоятеля Русской Церкви Адриан ознаменовал «Окружным посланием», обращённым с наставлениями ко всем сословиям русского общества.

Итак, предпринятый здесь обзор исторических данных показывает, что на Руси в течение последнего столетия досинодальной эпохи голос Русской Церкви в деле избрания ее главы преимущественно был вспомогательным и ограничивался лишь литургическими рамками обряда, тогда как решающее значение почти всегда имел голос монарха. Баланс взаимодействия сил мог по разным причинам меняться в ту или иную сторону, но принципиально на протяжении всего патриаршего периода основополагающий вопрос бытия Русской Церкви — о её предстоятеле всегда решался в царском дворце, а не на совете представителей разных социальных слоев церковного народа от архипастырей до мирян.

Макарий (Булгаков), митр. Московский. История Русской Церкви. Кн. шестая. С. 327-331; Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа. С. 344-381.

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. Сергиев Посад, 1909. С. 106-107; Зеньковский С. [А.] Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. München, 1969. С. 186-187.

Гиббенет Н. [А.] Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Т. 1. С. 9-16.

Макарий (Булгаков), митр. Московский. История Русской Церкви. Кн. седьмая: Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый: Патриаршество Московское и всея Великия, и Малыя, и Белыя России — воссоединение Западнорусской Церкви с Восточнорусской (1654-1667). М., 1996. С. 374-377.

«Чин поставления на патриарший престол Питирима» // Древняя Российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. Ч. VI. С. 352-357; Смирнов П., свящ. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881. С. 16.

Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последние десятилетие XVII века. Казань, 1913. С. 5-13.

«Чин возведения на патриарший престол святейшаго кир Адриана, митрополита Казанскаго и Свияжскаго» // Древняя Российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. Ч. VIII. С. 329-360.

Подробное решение параграф 7 по истории рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2016

Задание 1. Используя текст учебника и дополнительные материалы, выделите и запишите общие черты и различия в деятельности Филарета и Никона.

Задание 2. Отметьте неверный вопрос.

Главными Причинами церковной реформы патриарха Никона были:

В) усиление разногласий между церковной и светской властью.

Задание 3. Используя дополнительные материалы, запишите основные направления церковной реформы патриарха Никона.

Основным направлением церковной реформы и ее целью было сближение русской православной церкви с греческой. Это было вызвано необходимостью централизации страны в связи с присоединением новых земель и увеличение размеров. В связи с эти были исправлены церковные книги и иконы по греческим образцам, принято крещение тремя пальцами, восьмиконечный крест заменен четырехконечным, изменено направление крестного хода, внесены изменения в службу и иконопись.

Задание 4. Используя текст учебника и дополнительные материалы, запишите основные решения церковного собора 1666-1667 гг., их значение.

1. Подтверждение соответствия греческих книг и обрядов православию, что подтверждало законность церковной реформы и способствовало сближению русской церкви с греческой;

2. Призыв к лидерам старообрядцев покаяться, что в конечном в итоге привело в расколу русской церкви;

3. Осуждение патриарха Никона, выступавшего против вмешательства царя в дела церкви, лишение его патриаршего сана и утверждение главенства царской власти над церковью, что ставило ее в зависимое положение;

4. Избрание нового патриарха.

Задание 5. Найдите в дополнительной литературе и в Интернете материалы и составьте рассказы о патриархах Гермогене, Филарете, Никоне. В чём вы видите общие черты, а чём различия в их биографиях, особенностях характера, личной судьбе?

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Ранняя жизнь Гермогена неизвестна, равно как его происхождение и место рождения. Историческая деятельность его началась в 1589 г. при утверждении в России патриаршества, когда он был поставлен казанским митрополитом. Находясь в этом сане, Гермоген заявил о себе исключительной ревностью к православию. В казанской земле были крещеные инородцы, только по имени считавшиеся христианами; они чуждались русских, водились со своими единоплеменниками татарами, чувашами, черемисами, жили по-язычески, не крестили младенцев и не отпевали мертвецов, а при заключении браков справляли свадебные обряды по своим обычаям.

Свою репутацию неуступчивого ревнителя веры Гермоген вполне подтвердил в годы Смуты. С восшествием в 1605 г. на престол "царя Дмитрия Ивановича" (Лжедмитрия I) в столице был устроен сенат, где надлежало заседать и знатному духовенству. Гермоген был членом этого сената. Строгий противник всякого общения с иноверцами, Гермоген не мог долго оставаться в хороших отношениях с новым царем, заводившим при московском дворе не виданные прежде европейские обычаи. Поводом к разрыву между ними послужил вопрос о браке Лжедмитрия с польской дворянкой Мариной Мнишек, с которой тот связал себя обещанием еще в Польше. Чтобы избавиться от несговорчивого митрополита, Дмитрий велел удалить его в свою епархию и там заключить в монастырь.

Но эта твердость вскоре была поставлена Гермогену в заслугу: в июне 1606 г. святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью.

Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 (27) февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.

ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ

Патриарх Филарет, в миру боярин Федор Никитич Романов, был сыном известного в XVI веке боярина Никиты Романовича и племянником царицы Анастасии, первой и любимой жены Ивана Грозного.

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын – Михаил Фёдорович – впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнём» в молитве на освящение воды в требнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

К концу жизни Филарета Московское государство окрепло уже настолько, что ни внешние опасности, ни внутренние язвы не могли расшатать воздвигнутого из развалин политического здания. Огромная заслуга в этом важном созидательном деле принадлежала патриарху. Умер Филарет в октябре 1633 г.

ПАТРИАРХ НИКОН

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг вмосковском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году, вступив в конфликт с монахом монастыря, Никон бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время возведения Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.

Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе.

Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никон добивается у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин – доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654-1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов. 12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви.

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпеванииНикона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха.

Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

Общие черты в биографиях патриархов Гермогена, Филарета и Никона в том, что все они были сторонниками сильной власти и сотрудничества церковной и светской власти. У всех их была схожая судьба, наполненная взлетами и падениями, каждый из них находился в заключении или ссылке.

Все три патриарха оказывали значительное влияние на политическую жизнь страны: Гермоген при Лжедмитриях и Василии Шуйском, Филарет при Михаиле Фёдоровиче, Никон при Алексее Михайловиче.

Гермоген, Филарет и Никон в своё время, стремились возвысить «церковную власть над светской», диктуя условия царям.

Различное в их судьбах:

Филарет был фактическим руководителем страны до самой смерти, а Гермоген и Никон были отосланы в ссылку, где и умерли, удаленные от власти и лишенные званий;

Гермоген и Филарет в отличие от Никона не проводили серьёзных преобразований в РПЦ.

Спасибо,что заглянули на мой сайт В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов.

Добрый день, друзья!

Патриархи Русской Православной церкви (Биографический указатель) Патриарх (от гр. отец и управляю) - высший титул (сан) главы самостоятельной Православной Церкви. Этот титул учредил Халкидонский Вселенский собор (451). После разделения Церкви на Западную и Восточную (1054) титул был закреплен за иерархами Восточной Церкви. В Византийской империи Православная Церковь возглавлялась четырьмя патриархами (Константинопольский («вселенский»), Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский). После падения Византийской империи (1453) патриархи сделались главами. самоуправляющихся (автокефальных) поместных Церквей. С возникновением самостоятельных славянских государств во главе их Церквей также становились патриархи. В России первый патриарх был избран в 1589 г., и институт существовал до ликвидации в 1721 г. Петром I. Восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг.

Просьба, при перепечатывание материалов укажите источник на сайт или страничку:

(http://www..html)

В 1587-1589 гг. - митрополит Московский и всея Руси. Борисом Годуновым в политических интересах была выдвинута идея об учреждении в России патриаршее престола. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское патриаршество, поставив российского патриарха. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г. после длительных и настойчивых переговоров. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию фактически принудили основать здесь патриарший престол. Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 января поставлен патриархом.; ИГНАТИЙ (1605-1606 гг.) - второй патриарх Московский и всея Руси

Греческого происхождения. Сначала был архиепископом на Кипре, затем жил в Риме. Прибыл в Москву в качестве посланца константинопольского патриарха на царское венчание Бориса Годунова. В 1603 г. стал епископом Рязанским и Муромским. В 1605 г. первым из ру сских архиепископов встретил Лжедмитрия в Туле как царя. После воцарения Лжедмитрия I собор русского духовенства отставил Иова от престола, единогласно избрав патриархом Игнатия. После убийства Лжедмитрия в 1606 г. собор иерархов лишил Игнатия не только патриаршего, но и святительского сана, отправив простым монахом в Чудов монастырь. В 1611 г., во время господства в Москве поляков, Игнатий был освобожден из монастыря и снова признан патриархом. Через несколько месяцев бежал в Польшу, поселился в Вильно и принял унию (т. е. при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признал главенство папы римского). Публично отрекся от ортодоксального православия. Впоследствии могила Игнатия была разорена при взятии Вильно русскими войсками. ГЕРМОГЕН (в миру - Ермолай)(1606-1612 гг.) - третий патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских. Был возведен царем Василием Шуйским на место низложенного патриарха Игнатия. Во время восстания Ивана Болотникова убеждал народ стоять за Шуйского, наложив проклятие на Болотникова и его сторонников. После низложения Шуйского стал активным противником поляков, был заключен в Чудовом монастыре, где и умер от голода. Гермоген был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нем в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги. ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (1619-1633 гг.) - четвертый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Ростовских и Ярославских. Крупный государственный деятель. Отец и соправитель царя Михаила Федоровича Романова, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии. Лжедмитрием II был «наречен» патриархом и в этом качестве в 1608-1610 гг. управлял церковью на подвластных самозванцу землях. В октябре 1610 г. Филарет вошел в состав посольства по призванию на русский престол польского королевича Владислава. За непримиримую позицию по вопросу безусловного сохранения на Руси православия был арестован и отправлен в Польшу, где находился до лета 1619 г. В 1613 г. сын Филарета Михаил Федорович воцарился на русском престоле. Вплоть до возвращения из Польши имя «митрополита Московского и всея России» «великого государя» Филарета Никитича поминалось в храмах вместе с именем царя и его матери - «великой старицы инокини Марфы Ивановны» (жены Филарета). В это же время митрополит Крутицкий Иона «соблюдал» патриарший престол к его приезду. ИОАСАФ I (1634-1640 гг.) - пятый патриарх Московский и всея Руси

Из архиепископов Псковских. Был рекомендован патриархом Филаретом как преемник патриаршего престола. При Иоасафе I значение патриаршей власти снизилось. Имя патриарха перестало упоминаться в царских указах по делам государственным и даже церковным. При Иоасафе I продолжалось исправление и издание богослужебных книг: вышли в свет 23 издания. Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх издал «Лествицу властям», в которой определил порядок занятия ими мест при богослужении и на соборах ИОСИФ (1642-1652 гг.) - шестой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Симонова монастыря. Был избран патриархом «по жребию, а не царским изволением». Начал свою деятельность с издания «Поучения» к духовенству и мирянам. В 1644 г. участвовал в известном споре о вере с лютеранами, вызванной предполагаемым браком царевны Ирины Михайловны с датским принцем Вольдемаром (лютеранином). НИКОН (Никита Минов)(1652-1666 гг.) - седьмой патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви. Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего». Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом. ИОАСАФ II (1667-1672 гг.) - восьмой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Троице-Сергиевого монастыря. Преемник Никона. При нем состоялся знаменитый Московский собор 1667 г. (Большой церковный собор русского и восточного духовенства). Собор торжественно проклял староверов, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию. Патриарх обратился к староверам с суровой Увещевательной грамотой. Священников, отказывавшихся отправлять церковную службу по новым книгам и совершавших литургию на просфорах с восьмиконечным крестом, Иоасаф II лишил должностей и предал суду. Он продолжал отстаивать дело Никона о неподсудности духовенства светской власти. При патриаршем дворе был учрежден Приказ церковных дел, где заседали только судьи духовного звания. ПИТИРИМ (1672-1673 гг.) - девятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Крутицких. Приближенный патриарха Никона. По оставлении Никоном престола был его доверенным лицом в переговорах с царем Алексеем Михайловичем. Доверив Питириму управление делами церкви, Никон рассчитывал на сохранение своего влияния во время демонстративного ухода из Москвы. Питирим же по указанию царя полностью взял на себя церковное управление. На это Никон в Ново-Иерусалимском монастыре торжественно предал Питирима анафеме как самовольно захватившего патриарший престол. По требованию царя московские архиереи письменно заявили о непризнании анафемы «на патриарха». В 1667 г. а Большом церковном соборе Никон был осужден, но патриархом избрали не Питирима, а Иоасафа II. Лишь после его смерти Питирим получил престол главы русской церкви, который занимал менее года. За время патриаршества заметных деяний не совершил. ИОАКИМ (Иван Савелов) (1674-1690 гг.) - десятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. В 1675 г. со звал собор, который постановил, чтобы мирские судьи лиц духовного звания ни в чем не судили и ими не управляли, светские истцы не вызывали в Москву духовных лиц, чтобы епархиальные ар хиереи имели в своих приказах лиц духовного чина и собирали АДРИАН (в миру Андрей)(1690-1700 гг.) - одиннадцатый и последний досинодальный патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских и Свияжских. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны. Адриан написал несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей и обличений. При нем прошло два собора: один (в 1697 г.) против дьячка Михеева, предлагавшего принять новые догматы относительно крещения и других обрядов; другой (в 1698 г.) против дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) - митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола. После четырехлетнего управления Казанской епархией, 24 августа 1690 года, митрополит Адриан был возведен на всероссийское патриаршество. На этот высокий пост он был выдвинут как представитель старорусской (греко-русской) партии. Тихон (Белавин Василий Иванович) - Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865-1925). Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.). По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический глава Русской Правослвной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий. Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

Ваши предложения и замечания я с удовольствием все прочитаю, если вы их пришлетe на мою почту:

E-mail: sokolov.vov.@mail.ru

Скачивайте и печатайте, не пожелеете!!!


Close