15 февраля (2 февраля по старому стилю)- Сретение Господне. Великий Церковный праздник

ЧТО ОЗНАЧАЕТ — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Сретение Господне означает встречу старца Симеона с Младенцем в Иерусалимском храме на обряде посвящения Иисуса Христа Богу.

Из истории известно, что Симеон был необычным человеком, хотя бы потому, что его возраст к моменту встречи с Богомладенцем был около трехсот лет.
Его история началась в Египте, который за два столетия до Рождества Христова находился под властью могущественного тогда Греческого царства.
У Египетского царя Птолемея II (285-246 гг. до Р.Х.) была огромная библиотека, которую он решил пополнить священными иудейскими книгами. Для перевода текстов были наняты 72 образованных ученых из Иерусалима, которые знали оба языка. Среди приглашенных людей был и праведник Симеон.

Когда он работал над Книгой пророка Исаии, то в одном месте Симеону показалось, что он сделал ошибку в 7-й главе. В одном из стихов было написано:

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…»

По разумению праведника дева не могла стать матерью, и он решил, что правильнее будет перевести это слово, как «жена». Только он попытался исправить эту «ошибку», как к нему явился Ангел и остановил его руку, сказав:

«Имей веру написанному. Ты сам убедишься, что эти слова исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа. Который родится от Чистой Девы».

С этого дня прошло почти три сотни лет, а Симеон, вопреки жизненным законам, все жил на земле… До самого Рождества Христова.

По закону Моисея на сороковой день после рождения, каждый первенец мужского пола в семье должен быть принесен в храм для выполнения обряда посвящения. Во времена Рождения Спасителя это стало простым обрядом, при этом за первенца нужно было принести жертву. Бедняки, к которым относилось и Святое Семейство, обычно приносили двух голубей: одного для всесожжения, а другого – в жертву за грех.
Во время этого обряда Святая Мария, как будто Самому Господу, отдала Свое Чадо наместнику Божиему, архиерею, после чего Она выкупила Богомладенца за 5 сиклей. Священник начал читать очистительную молитву, заканчивая этот обряд.
В это время мимо храма проходил старец Симеон. Озаренный Святым Духом он понял, Кто находится перед ним, взял Богомладенца на свои руки и прославил Бога за такую радость. Он наконец-то получил величайшую награду в своей жизни, какую даже и не мог себе представить.
Церковь Симеона называет также и Богоприимцем.


Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому. С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк.2,34-35).

Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди.

В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло. Прямо из Вифлиема Они вынуждены были убежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА СРЕТНИЯ ГОСПОДНЯ

Главный духовный смысл праздника Сретения Господня – в наступлении Нового мира. Старый Завет, в лице Симеона, уступил свое место Новому Завету, Иисусу Христу, вместе с искуплением человеческих грехов против самих себя и против Бога.
Также считается, что Симеон был одним из важных «свидетелей» Божественного происхождения Младенца.

Русская школа иконописи отличается от остальных, а иконы Андрея Рублева стали каноническими, узаконенные стоглавым собором XVII века в качестве образцовых. И это не случайно. Ведь русская православная икона золотого XV века полна нежности, человеколюбия, особой мягкости и сердечности.

Икона «Сретение Господне» - не исключение. Она отражает не только сюжет и богословский смысл праздника, но и его глубоко-человеческий смысл: когда-то у каждого происходит встреча Бога и человека, Человека и человека, Высшего начала с низшим, происходит благословение, на которое человек откликается благодарностью.

Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, относится к типу икон праздника, в котором – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, относя событие в будущее: Спаситель - это искупительная жертва за людей, здесь подчеркивается жертвенное начало Иисуса.

На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии - Иосиф-Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна. Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе. Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» - последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. Икона целиком устремлена к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симеон и Анна.

Дата праздника

Православная церковь празднует Сретение Господне 15 февраля (2 февраля по старому стилю).

"Сретение".

Благовещенский собор Московского Кремля.

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Есть важнейший праздник — Сретение Господне, и это событие мы просто не можем обойти стороной. По традиции, редакция сайт подготовила актуальную информацию про Сретение Господне дату, традиции, приметы и то, что в этот день нельзя. Обо всем, касающемся Сретения Господнего 2020, читайте в нашей статье далее.

Оценка

Что касается традиций на Сретение Господне, то отцы церкви использовали уже существующую аналогию — праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Главный обряд церковь Сретения Господня считает в освящении свечей на Сретение. Суть в том, что во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года.

День Сретения Господня: что нельзя делать на Сретение Господне

Православие Сретение Господне, как и другие религиозные праздники, имеет свои запреты. Итак, что нельзя делать на Сретение:

  • нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться;
  • нельзя ругаться;
  • нельзя убирать в доме, стирать и в целом осуществлять тяжелую физическую работу;
  • нельзя уходить из храма без свечи — освященную сретенскую "громничную" свечку бережно несут домой и хранят целый год;
  • не следует отправляться в дальнюю дорогу — она может кончиться неожиданно и плохо.
> икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение - это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре - дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.


Close