Вначале сразу оговорюсь, что в нашей стране большинство людей считают себя православными.

Многие родители в один прекрасный день задумываются о крещении своих детей: кто-то считает, что это хорошо для здоровья, кто-то приводит различные суеверия, кто-то крестит, потому что «так положено». Мы с мужем крещены в православии, ходим в храм, и поэтому дочку не задумываясь крестили практически сразу после рождения.

Немного теории


Крещение это не просто обряд, а таинство. Славянское слово «крещение» равнозначно греческому β?πτισμα («погружение»), и оно не происходит от слова «крест», несмотря на сходство. Центральное действие крещения - троекратное погружение крещаемого в воду, это символизирует собой то время, когда Христос три дня пребывал во гробе, после чего совершилось Его Воскресение. В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. В момент совершения этого таинства человек не только смывает с себя все прежние грехи, но и умирает для греха.

Как это происходит?


Если рассматривать именно символическую сторону, то, когда в храм приносят младенца, это значит, что родители его отдают в Церковь, то есть под Покров Господа, под Покров Матери Божией и сонма всех Святых. А Церковь, взяв его, приняв в Таинстве крещения в свое лоно, в свою очередь, дает уже родителям и крестным ребенка на воспитание.

Немного истории


До революции новорожденного младенца на восьмой день уже приносили в храм для наречения имени. Почему на восьмой? По Ветхозаветной традиции на восьмой день совершалось обрезание. Так и сейчас, начиная с восьмого дня можно окрестить новорожденного. Но если малыш слаб и его здоровье вызывает опасение, жизнь даже еле теплится в этом ребеночке, то крестят сразу же мирским чином, чтобы он не отошел некрещеным. А потом, когда всё устроится, вам надо прийти к священнику, рассказать вашу историю, и он дополнит Таинство крещения чином миропомазания. Имя ребенку, как правило, выбиралось из святцев этого дня.

Поэтому и попадаются у наших предков такие экзотичные для нашего уха имена типа Яздундокты или Завулона. Позднее (особенно в городском обществе) стали выбирать имена, руководствуясь исключительно личным вкусом и своими соображениями - например, в честь родственников.

А крестили, как правило, на сороковой день. Соответственно, даты дня рождения и дня небесного покровителя, в честь которого был крещен малыш, стояли очень близко. А так как день именин считался важнее дня рождения, праздновался в первую очередь именно он.

После революции с именинами велась идеологическая борьба: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины» (можно вспомнить эпизод из фильма «Собачье сердце», когда к Швондеру пришла женщина с двойняшками). Был тщательно разработан ритуал, во время которого новорожденного в четкой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Младенца могли символически зачислить в профсоюз и т. д. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» Чуковского за «пропаганду именин». В итоге сейчас произошло своеобразное смешение понятий и теперь в день рождения виновника торжества мы называем именинником.

Народное название именин — День Ангела (святого небесного покровителя часто называют Ангелом), хотя именины и День Ангела (ангела-хранителя) - разные понятия.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Как определяется день именин?


Имена святых занесены в Святцы — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека. Список имен святых постоянно обновляется, по мере того как прославляются новые святые. Так, в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены Новомученики и Исповедники Российские, поэтому если человек был крещен до 2000 года, то имя следует выбрать из изданий святцев до 2000 года. Если же крещение произошло после, то можно выбрать из более широкого списка имен. Например, до 2000 года в лике святых была прославлена только одна Екатерина — святая великомученица, после же прославления новомучеников список имен расширился.

Если имени нет в святцах, то человека крестят с наиболее близким по звучанию именем: Дина — Евдокия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица, Светлана — Фотиния. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь святой страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия Православия носившей имя Алиса. Имя, полученное при крещении меняется, например, при пострижении в монашество.

Крестные


Крестный - так определяется духовная близость человека, берущего на себя это звание. На самом деле в церковной традиции он называется восприемником - он принимает ребенка от купели. Ограничения по возрасту для восприемников имеют нижнюю границу - 14 лет, верхней границы нет. Еще крестным может стать только крещеный в Православии, например, если у вас есть родственник или друг мусульманин, он может присутствовать при крещении, но стать крестным не может. Также крестными не могут быть родители ребенка, но например, дядя и бабушка вполне могут.

Вообще, если вы решили крестить своего ребенка, я бы, посоветовала сходить в храм, в котором вам хотелось бы это сделать, и поговорить батюшкой. Уверена, что он разрешит все ваши сомнения, недоумения и вопросы.

Продолжение следует.

Анастасия КОЛЧИНА

В современной РПЦ сложилась традиция крестить младенца на сороковой день, так как молодая мать после появления ребенка на свет может войти в храм только через сорок дней, когда священник над ней прочитает специальную очистительную молитву; однако так было не всегда.

Например, Александра Сергеевича Пушкина крестили через 12 дней после появления на свет: родился поэт 26 мая 1799 года по старому стилю, а крестили младенца, дав ему родовое имя Пушкиных Александр «июня 8 дня» в елоховском храме Богоявления, о чем есть запись в архивах (Е. Лебедева «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода»).

При этом торжественном событии присутствовали бабушка поэта Ольга Сергеевна (в девичестве Чичерина) и граф Артемий Иванович Воронцов.

Что это за Таинство?

Крещение – одно из самых древних семи Таинств Русской православной церкви, означающее рождение человека для Бога, рождение в новую Вечную жизнь.

Это Таинство восходит к старозаветному обычаю обрезать иудейских младенцев на 8-й день жизни, что делало их членами общины и давало возможность приступать к пасхальной трапезе. В Ветхом Завете существовал обычай для очищения совершать ритуальное окунание в воду – микву.

Крещение, которое осуществлял Иоанн Предтеча, наполнило этот обряд новым смыслом – это было покаяние в грехах.

И только Крещение Нового Завета стало единственным путем соединения человека с Богом, освобождения его от первородного греха и даровало христианину шанс войти в Божие Царство. Так сказал сам Христос: «...истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

Дети ощущают благодать сильнее

Евангелие свидетельствуето том, что апостолы, которым сам Спаситель дал способность крестить Духом Святым, крестили целыми семьями и домами, вместе с детьми и младенцами. Так, например, крестился весь дом некоего сотника Корнилия, который во время молитвы увидел Ангела, повелевшего ему позвать апостола Петра, принять Святое Крещение и тем спастись. Сотник не ослушался Ангела, крестил всю свою семью, а из своего дома сделал храм.

Обычай крестить младенцев в христианстве связан еще и со свидетельством того, что дети, даже неразумные, могут ощущать Божью благодать и радоваться ей. Об этом ясно говорит эпизод Евангелия, когда Богородица приходит к Елизавете; первая носит под сердцем Христа, а вторая - Предтечу. И младенец во чреве Елизаветы «взыграл», ощутив близкое присутствие Бога. То же происходит с ребенком – он не понимает всю глубину православия, но с радостью и охотой принимает Таинства и Дары.

Как это происходит

В РПЦ Крещение младенца предваряется несколькими чинопоследованиями: в день рождения над младенцем читают молитву «по внегда родити жене отроча», на восьмой день следует имянаречение новорожденного, когда звучит молитва «во еже назнаменати отроча», после чего читают тропарь Сретения Господня.

А на сороковой день читают очистительную молитву над женщиной и молится за воцерковление ребенка, после чего его крестят, – так следует делать по Требнику – богослужебной книге, в которой описывается как нужно проводить таинства.

Об этом же в своих интервью упоминает протоиерей Андрей Ефанов (Москва).

Если ребенок здоров, то крестить его следует на сороковой день после рождения, если же он может умереть, то крестят как можно раньше. Бывает, что нездорового малыша крестят в роддоме, прямо в реанимации.

В РПЦ Таинства Крещения и Миропомазания представляют собой одно общее целое – после крещения над младенцем совершают Миропомазание. У католиков таинства разделены, и ребенка в первый раз мажут миром только на конфирмации, спустя много лет после рождения.

До революции детей крестили на восьмой день; мать при этом чаще всего отсутствовала из-за запрета посещать храм.

Младенцу нужен поручитель

По правилам первого собора младенцу необходим крестный – поручитель перед Богом; мужчина, если это мальчик, и женщина – если это девочка. Традиция иметь двух крестных появилась на Руси в XIV веке и распространения в других странах не получила.

Часто с Таинством суеверные люди связывают множество примет и непонятных поверий, но на самом деле следует знать одно – если вы хотите, чтобы ваше дитя получило Божью благодать – крестить его надо обязательно.

Крестить могут как погружением в святую воду, так и окроплением, поливанием сверху.

Ограничений нет

Нет никаких ограничений для Крещения, связанных с праздничными или постными днями, Великим постом или трауром в семье. Священник может перенести Таинство на другой день только в силу большой загруженности, но если присутствуют особые обстоятельства, он совершит его в любой день.

Следует помнить, что при непосредственной угрозе жизни младенца Таинство Крещения может провести мирянин – для этого ему нужно с молитвой трижды окунуть младенца в святую воду, а если ребенок остаётся жив, то священник восполняет Таинство Крещения Миропомазанием.

Очень часто родители ребенка не могут сразу собраться в церковь, то и дело мешают болезни, смерть родственников, командировки, они не могут найти крестных, а ребенок тем временем подрастает. Настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Димитровград) Петр Гурьянов считает, что если родители – воцерковленные православные христиане, то никаких канонических препятствий к крещению ребенка не существует, и в таком случае делать это необходимо как можно скорее.

Крещение ребёнка было важнейшим событием не только в жизни простого населения в России. Рождение ребёнка в царской семье, особенно наследника, а затем и его крещение - важнейшие события в государстве, который обставлялись со всей пышностью и великолепием. Ещё со времён правления царя Иоанна Грозного, пошла традиция так называемых крестильных поездов, когда на красивейших, богато украшенных лошадях ехали целым поездом в церковь, а дорогу поезду окроплял святой водой патриарх или митрополит. Также к Таинству Крещения съезжалось множество иностранных гостей, которые обязательно дарили царственному младенцу многочисленные подарки.

Сама же процедура подготовки в Крещения тщательно готовилась, т.к. все традиции должны были быть соблюдены на высшем уровне. Особое место уделялось пошиву крестильного наряда для новорождённого. Шили его вручную самые известные мастерицы Руси, используя материалы наивысшего качества. В качестве основной ткани использовался тончайший шёлк. Украшался крестильный наряд изысканным брюссельским кружевом тончайшей работы. Само по себе это кружево было уникальным произведением искусства. включал в себя: крестильную рубаху, полотенце, искусно вышитое, а также всевозможные чепчики, изящные косыночки. Крестильные рубахи царственных детей бережно хранились как величайшая ценность. До наших дней сохранился крестильный наряд цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II. По этому наряду можно судить о красоте и великолепии крестильных нарядов всех царственных детей на Руси. Они великолепны.

Сама церемония крещения царственного ребёнка также обставлялась со всей пышностью. Обязательно присутствовали лучшие придворные художники, обязанностью которых было запечатлеть самый важный момент в жизни царской семьи - крещение их наследника. До нашего времени сохранились замечательные акварели Михая Зичи, придворного художника, который запечатлел крещение будущего царя - Николая II. Также сохранился и официальный альбом, в котором содержатся уникальные фотографии с Таинства Крещения первой дочери царя Николая II - Ольги.

Таинство венценосных особ начиналось с торжественного шествия в церковь. Если это были домовая церковь, торжественно шли по дворцовым залам. Если церковь находилась вне резиденции царей - ехали парадным выездом до церкви на каретах. Великолепно и богато украшенные кареты сопровождали гвардейцы. Матери не присутствовали при обряде Крещения. Несли младенца так называемые статс-дамы - это придворные дамы высшего ранга. Они, как правило, шли не одни, а в сопровождении двух или более человек (ассистентов), среди которых были различные высшие чины: князья, графы.

В крёстные, венценосным особам выбирали тех, кто мог упрочить и поддержать царя в его правлении. Это были короли, императоры, князья. Так крёстными цесаревича Алексея (сына Николая II) стали Георг V (король Англии), император Германии - Вильгельм II, король Дании - Христиан IX и князь Алексей Александрович.

Приглашение в крёстные означало не только то, что отец и мать хорошо относятся к этому человеку, но также и укрепляло политическое положение России на мировой арене.

По окончании самой церемонии Крещения младенцу преподносили статусные ордена: святого Андрея Первозванного, святого Александра Невского и др. Девочкам же преподносился орден святой Екатерины. Завершался обряд торжественный обедом, на котором присутствовали все высшие лица государства, а также иностранные гости. Иногда количество гостей доходило до тысячи человек.

Во время Крещения младенец, а также его родители получали множество подарков от всех присутствующих на обряде людей. Попасть в число приглашенных на Крещение царского ребёнка было величайшей удачей, и каждый старался отличиться: преподнести самый изысканный и богатый подарок. Самому младенцу дарили набор серебряных ложек, крестики, иконы, в т.ч. и мерные иконы . Матери ребёнка, как правило, преподносили украшения из драгоценных камней. Отцу дарили картины самых известных художников, наборы ножей, различные раритетные книги и т.д.

Позже дни именин царского ребёнка отмечали также с высоким размахом, приглашая за столы до сотни гостей и даря имениннику дорогие подарки. Так цесаревич Алексей однажды получил от своей бабушки - императрицы Марии Фёдоровны - настоящий детский автомобиль, что привело его в небывалый восторг.

Завершалось торжество, как правило, торжественной иллюминацией, которое завораживало гостей своим великолепием и красотой.


Рождественская часть

К концу XVIII века территория Петербурга была разбита на 11 административных частей. Среди них была Рождественская часть. Находилась она за Литейной частью в пространстве, ограниченном излучиной Невы. Первые Рождественские улицы появились в 1780 - 1798 гг. а остальные в 1804 - 1817 годах. Также название улиц Рождественской части были объединены одной географической темой. Они носили название по городам губерний центральной России.

Дореволюционная открытка, адресованная в район "Пески"

Рождественская часть начала заселяться в 1720 году, тогда же здесь была построена первая церковь. Она была переведена из Путевого дворца, привезенного из Усть-Ижоры. Местность эта получила название Пески. В 1752 году на Песках было отведено место Канцелярии строения домов и садов. Это учреждение занимало видное место в русском искусстве XVIII века. Оно ведала строительством дворцов и придворных зданий.


Церковь Рождества
Из книги В.В.Антонов, А.В.Кобак Святыни Санкт-Петербурга Историко-церковная энциклопедия в 3 т. СПб. Издательство Чернышёва,1994. I т. с.221-222

В 1781 году для мастеровых канцелярии живших на Песках был заложен храм Рождества Христова по проекту П.Е. Егорова в стиле классицизма. Рассчитан он был на 3000 человек. Храм был расположен на углу 6-ой Рождественской улицы и Рождественского переулка. В 1777 году был освящен первый предел храма. В 1788 освятили предел в честь Рождества Богородицы, а через год главный предел Рождества Христова. На освящении присутствовал цесаревич Павел со своей семьей. В храме находилась местночтимая икона Рождества, которая считалась покровительницей Песков. Перед ней молились о помощи при родах и воспитании детей. В 1901 году после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона Свв. Гурия, Самона и Авива. (День памяти этих святых приходится на первый день Рождественского поста. Эти святые считаются покровителями семьи). В храме Рождества Христова велась широкая благотворительная деятельность.

Старое уживалось с новым. Улицы в Рожlественской части Петрограда ещё носили старое название, здесь вместе соседствовали храм Рождества Христова и райком партии, который тоже носил название «Рождественский». Но в 1923 году Рождественские улицы были переименованы в Советские, а Рождественский переулок в Красноборский. А в 1934 году церковь Рождества Христова закрыли и разобрали, а на её месте разбили сквер.

Рождественская открытка нач. XX в. из собрания автора


Святки

Все Святки народ предавался различным весельям и забавам, но также в этот период проходило много благотворительных акций. Для этой цели устраивались благотворительные балы и ёлки, на которых собирались денежные пожертвования и подарки, которые шли на нужды бедных, в приюты, больницы, другие благотворительные заведения и тюрьмы.

Христославы

Песни и игры, которыми сопровождаются Рождественские праздники назывались колядками. Особенно они широко были развиты в Малороссии и Белоруссии. На Руси был обычай славленая Рождества Христова. Христославы или просто славильщики ходили по домам и пели духовные стихи на тему праздника. В XVII веке широко были распространены духовные песни канты. Их, как правило, сочиняли в городах семинаристы и на каникулах развозили по малым городам и весям необъятной Руси.

В Малороссии каледой называется хождение с вертепом и звездой, сделанными из бумаги и пение, известное под именем каледы. Как отмечают исследователи русского быта и народных традиций, этот обычай более широко распространенный для сельской Руси и русской глубинки ещё сохранялся в конце XIX века в больших городах. И даже в Москве и Петербурге существовал обычай славления ребятишками Рождества Христова. Они целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком, ходили по домам. При этом они наряжались, изображая Евангельских свидетелей Рождества: ангелов, волхвов, Иосифа, Ирода. Заходя в дом, в начале пелся Рождественский тропарь, а вслед за тем и другие стихи, прославлявшие Рождество Христа: «Я маленький хлопчик, принёс Богу снопчик, Христа величаю, а вас поздравляю» . После этого следовало поздравление хозяину и его дому: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем ». После этого хозяин дома одаривал христославов сладостями и лакомством, которые они складывали в мешок, который они носили с собой. Не принять христославов считалось за грех и большим оскорблением.

В славлении принимали участие не только простой народ, но и царь. Со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить на Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника. Царской процессии предшествовали двое барабанщиков. За ними следовал царь с певчими и толпой князей и бояр. Они ездили на санях и посещали знатных придворных вельмож. Царь входил в дом вельможи, где вместе с певчими пел церковные праздничные песнопения. Хозяин же подносил царю подарок и угощение его свите, после чего отправлялись к другому вельможе. Эту традицию очень любил и поддерживал основатель нашего города Петр I. Им даже был издан Указ, что если кто из числа придворных был записан в славяльщики да не ездил, тому полагалось наказание кнутом.

Кроме славяльщиков по дворам ходили с вертепом. Он представлял из себя двухъярусный ящик, в котором представляли разными деревянными фигурками сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе представлялась смерть Ирода, а в нижнем пляски. При этом дьячок зажигал свечки, которыми освящался вертеп. С вертепом ходили мальчики, иногда в сопровождении гудошника или скрипача.

К сожалению после Петровской эпохи этот обычай ушёл из дворцов. И не только в столице, но и в провинции с всё больше возраставшим влиянием европейских традиций и культуры стал наполняться влиянием язычества и суеверий, которые известны под ряжеными и всевозможными гаданиями. Всё это не только довольно таки хорошо описано в исторических документах, но и знакомо нам из русской литературы. Достаточно перечитать поэму «Светлана» Жуковского или 5 главу «Евгения Онегина» Пушкина, или произведения русской прозы начала XIX века – романтические повести, которые впоследствии стали прообразом святочных рассказов конца XIX - нач. XX века. Совершено противоположную картину русского быта и духовных традиций рубежа веков описывают произведения И. Шмелёва, Б. Зайцева, Никифорова-Волгина, Зурова, Е. Поселянина.

В ряду забав царского двора нередко бывали и святочные игры. Вот как описываются такие игры в день Рождества 1765 года: императрица с придворными играла в разные игры, пели и плясали по-русски, после чего танцевали менуэты и контрдансы. Императрица во всех этих играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с графом Паниным, во время этих увеселений вышли из утренних государевых покоев семь дам: это были в женском платье граф Григорий Орлов, Строганов, Головин, Пасек, шталмейстер Нарышкин, камер-юнкеры: Баскаков, князь Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики. Князь Белосельский был проще всех одет, так как представлял гувернантку и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили.

Народные гуляния

Среди святочных развлечений народа в Северной столице можно выделить: катание на лошадях, с ледяных гор и на коньках. Вот как выглядели святочные забавы, широко описанные в записках иностранцев конца XVIII: «Нет ничего более веселого и своеобразного, чем зимние сцены на Неве. Едва ли проходил день без того чтобы поутру не прогуляться и не проехаться по Неве на санях. Множество экипажей и саней и бесчисленные пешеходы, непрерывно пересекающие её, создают впечатление бесконечного потока. Лед также усеян разрозненными и собравшимися группами людей и каждый занят по вкусу кто чем. В одной части находится несколько огороженных участков для катания на коньках. В другой части толпа наблюдает за тем, что называется санными гонками. Дорожка представляет собой вытянутый участок примерно в милю длиной. На ней имеются только одни сани, в которые впряжена пара лошадей. Искусство ездока состоит в том, чтобы заставить коренную лошадь бежать скорее, а другая втягивается в галоп».

Ледяные горы устраивались ещё в первые десятилетия основания Петербурга, они и послужили прототипом для катальных горок. Первоначально находили высокую гору, которую заливали водой, затем забрасывали соломой и снова заливали до тех пор, пока не образовывался толстый слой льда. Вместо санок использовали тонкий соломенный коврик, на него один за другим садились три человека. Первый захватывал край коврика, остальные обхватывали друг друга под руками и ногами за туловище. При спуске надо было быть особенно осторожным, так как, стремительно летя вниз, можно было покалечиться, слетев с коврика, и разорвать брюки в клочья. Как только эти трое были готовы к отъезду, подавался знак их подтолкнуть, в этот момент начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся

«Ледяные горы в высшей степени распространены и представляют для населения неисчерпаемый источник развлечений. На реке возводят высокий помост с площадкой наверху, туда поднимаются по лестнице. Сверху к реке идет наклонная гладкая поверхность из досок, которую заливают водой. Каждый, имеющий санки, поднимается на лестницу и скатывается с вершины горки, летит со значительной высоты, удерживая при спуске санки в равновесии. Так благодаря набранной скорости они мчатся значительное расстояние по льду реки. Кроме этого также строили две горки напротив друг друга. Человек, скатившись с одной горы, попадал на противоположную, повторяя эту забаву сколь угодно часто.

Мальчики также постоянно катаются с этих гор. Они скользят обычно на одной ноге, а не на двух. Другой забаве предавались маленькие дети. Она состояла в том, что более низкие санки привязывают к длинному канату и при помощи колеса разгоняются по кругу.

Эти ледяные горы придают реке приятный вид, благодаря деревьям которыми они украшены и движущимися людьми, беспрерывно спускающими с гор».

А вот другое свидетельство рубежа XIX-XX веков, написанное в автобиографическом очерке «Финляндия» поэтом серебряного века Осипом Мандельштамом: «…Зимой, на Рождество, - Финляндия, Выборг. Финляндией дышал дореволюционный Петербург, от Владимира Соловьёва до Блока, пересыпая в ладонях её песок и растирая на гранитном лбу лёгкий финский снежок, в тяжёлом бреду своем, слушая бубенцы низкорослых финских лошадей. Я всегда смутно чувствовал особое значение Финляндии для петербуржца, и что сюда ездили додумать то, чего нельзя было в Петербурге, нахлобучив по самые брови низкое снежное небо, засыпая в маленьких гостиницах, где вода в кувшинах ледяная.

В Выборг ездили к тамошним старожилам, выборгским купцам – Шариковым. Волей-неволей я попал в самую гущу зимнего флирта выборгских красавиц. Где-то в кондитерской Фацера с ванильным печеньем и шоколадом, за синими окнами санный скрип и беготня бубенчиков… Встряхнувшись прямо из резвых, узких санок в тёплый пар сдобной финской кофейной. Быстрые санки, пунш, картонная шведская крепость, шведская речь, военная музыка. Гостиница Бельведер, где потом собиралась Первая Дума, славилась чистотой и прохладным, как снег, ослепительным бельём. Всё тут было иностранщина – и шведский уют. Упрямый и хитрый городок, с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовии каждой кровати.

Крещение

Одним из массовых действ, привлекавших иноземных наблюдателей своей необычностью, было водосвятие на иордани. В день Крещения был обряд водоосвящения на реке. Гвардия и весь Петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а в нём прорубь со ступенями до самой воды. Его Величество вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал перед Преображенским полком. После чего пошёл в Троицкую церковь, где обедню служили архиепископ Коломенский. Когда водосвятие совершилось, народ, мужчины и женщины, побежали к реке в великом множестве, чтоб окунуться в ней. Несмотря на стужу, некоторые женщины окунали в воду маленьких нагих детей.

В 1737 году это действо наблюдал английский врач Дж. Кук: «Во льду проделана квадратная прорубь. Около неё постлано много ковров. Сверху устроен полог. По окончании службы духовенство выходит из церкви и образует процессию, следуя друг за другом соответственно сану, и идут по четыре или по пять в ряд, всего числом в несколько сот человек. Идущие несут большую хоругвь, большой фонарь и большое изображение нашего Спасителя и святых. Они шествуют в таком порядке сопровождаемые знатными и простыми людьми, во главе процессии шествует императрица, и весь путь по реке поют молитвы. Священники вступают за ограду и совершают освящение воды. Когда находят, что вода достаточно освящена, подается сигнал 1200 гвардейцам, которые окружают всё это тремя рядами и тут же дают частые залпы, повторяемые трижды; затем стреляют большие пушки с крепости и также троекратно салютуют около 300 орудий. После освящения можно видеть, как священники крестили на Неве множество новорожденных. Другие, молодые и старые, обнаженными прыгали в ледяную воду; два стоявших над прорубью парня их сразу вытаскивали обратно. Кроме того, некоторые люди черпали из реки воду и тут же её выпивали или уносили домой, чтобы сохранить. Так заканчивается эта церемония, совершаемая почти одинаково по всей России.

Отрадно отметить то, что описанные все здесь традиции нашей духовной культуры вновь возрождаются во всём своём богатстве и многообразии, снова входят в нашу жизнь, обогащая её.

Вадим Кустов
Иллюстрации из собрания автора
Прислано автором 12 января 2012 года

Close