Загробный мир. Мифы о загробном мире Петрухин Владимир Яковлевич

Сошествие в Аид: Одиссей

Сошествие в Аид: Одиссей

Несколько глав посвящает Павсаний знаменитой картине Полигнота. Художник, конечно, не мог обойтись без сюжета сошествия Одиссея в Аид, где герой встречает среди прочих душ душу своей матери Антиклеи. Этому сюжету посвящена и XI глава «Одиссеи», которая вдохновляла прочих поэтов, вплоть до Данте, на описание загробного мира.

Волшебница Кирка долго не отпускала домой полюбившегося ей Одиссея со своего волшебного острова, но герой все же настоял на отъезде. Он не мог, однако, двинуться сразу на родную Итаку - его преследовал гнев Посейдона, и, чтобы прояснить свой грядущий путь, он должен был получить предсказание от души прорицателя Тиресия, пребывавшей в Аиде. Кирка препоручила корабль Одиссея Борею, и он отнес его по волнам океана на крайний север, где не восходит солнце, а у высокого утеса впадают в Ахеронт Коцит и Пирифлегетон, текущие в преисподнюю. Волшебница дала героям черных овцу и барана, чтобы их жертвенной кровью привлечь души из Аида. В жертвенную яму Одиссей совершил возлияния медом, вином, осыпал зерном, а затем полилась кровь, и герои призвали богов преисподней - Аида и Персефону. Тогда души с пугающим криком стали слетаться к яме, но Одиссей отгонял их обнаженным мечом: ему нужно было, чтобы первой отведала крови душа Тиресия.

Тиресий сохранил вместилище разума - диафрагму, а потому и в Аиде не утратил сознания: «разум ему сохранен Персефоной и мертвому; в Аиде он лишь с умом; все остальные безумными тенями веют». (Тиресий, видимо, входит в число героев, поглощенных землей живыми и почитавшихся как провидцы.)

Первой к крови явилась душа спутника Одиссея Эльпенора, погибшего на острове Кирки в момент сборов команды на корабль. Одиссей подивился скорости, с которой душа добирается до Аида, обгоняя ветер. Душа заклинала Одиссея совершить погребальный обряд и насыпать могильный холм. Явилась и душа Тиресия, которая напилась крови и поведала, что гнев Посейдона еще принесет немало бедствий Одиссею и его спутникам, но сам герой мирно окончит свои дни на родине, принеся жертву всем богам. Душа удалилась, произнеся пророчество, и Персефона подпустила к жертвенной яме жен героев; среди них была и мать Одиссея, которую тот оставил живой, отплывая под Трою. Увы, она не узнавала сына, пока тот не дал ей напиться крови. Только тогда она поведала о том, что происходит на родной Итаке. Напрасно Одиссей пытался обнять мать - бесплотная тень ускользала из объятий.

Затем настал черед душ героев. Со скорбью узнал Одиссей душу предводителя ахейцев Агамемнона: он поведал о своей гибели из-за предательства жены Клитемнестры. Величайший ахейский герой Ахилл, сопровождаемый Патроклом, с радостью выслушал рассказ о подвигах его сына под Троей, но на восхваления Одиссея ответствовал знаменитой фразой о безрадостной жизни душ в преисподней:

Лишь Аякс, второй после Ахилла ахейский герой, не мог простить Одиссею обид - ведь тот завладел доспехами павшего под Троей Ахилла. Он не ответил на примирительную речь Одиссея, удалившись с другими душами.

Одиссей же лицезрел суд Миноса, восседающего с золотым скипетром во дворце Аида перед толпами душ. Видел он и великана Ориона, осмелившегося состязаться в искусстве охоты с самой Артемидой и принужденного вечно охотиться в царстве Аида. Затем ему открылось видение загробных мук Тития, Тантала и Сисифа. Увидел он и тень самого Геракла: то был лишь призрак, ведь сам герой - сын Зевса - наслаждался бессмертием среди богов-олимпийцев. Хитроумный Одиссей, как и Сократ, желал видеть и прочих великих героев, но крик призраков внушил ему страшную мысль: не вышлет ли Персефона из глубин преисподней призрак Горгоны, что превратит бесстрашного смертного в камень? Он бросился к своему кораблю и увидел, что спутники уже спускают судно на воду.

Многие исследователи обращали внимание на то, что это описание преисподней полно противоречий: призраки в Аиде бесплотны и «бездушны» - лишены псюхе, наделявшей живых разумом и памятью.

Лишь Тиресий не был лишен дара памяти и провидения, но и ему нужна была жертвенная кровь, чтобы реализовать свой дар. Однако бесплотные тени боятся обнаженного меча; Орион гонит по загробному Асфоделевому лугу зверей, которых он убил при жизни, - значит, и звери наделены душой и боятся оружия охотника после смерти?

Верования многих народов мира объясняют некоторые из этих противоречий: считалось, что бесплотные души и духи все же материальны, как пар или дыхание, поэтому и боятся острых режущих предметов или просто колючек. Все наказания в Аиде мыслятся материальными, поэтому Орион остается вечным охотником, как Тантал - вечно жаждущим. Народные верования, в том числе и отраженные в гомеровском эпосе, далеки от представлений о платоновских нематериальных идеях.

Греческие трагики донесли до нас многие народные верования. Софокл говорит не о суде над мертвыми, а о том, что блаженны в Аиде те, кто узрел посвящение в мистерии.

Согласно Софоклу, не только души царей и героев сохраняют в преисподней свое царственное значение, свои склонности и познания (Амфиарай там царствует над душами, Аякс сохраняет силу помогать близким), но и души обыкновенных смертных не лишены там сознания и некоторых чувств, оставшихся от земной жизни. Так, Антигона надеется, что после смерти она встретится с любимым братом, в то время как Исмена, не исполнившая своего долга в отношении него, будет ему в Аиде ненавистна. Кроме Аида и Персефоны в преисподней обитают смерть - Танатос, справедливость - Дике, проклятие и эринии (евмениды). У Еврипида Танатос отводит души умерших в преисподнюю в назначенный каждому срок; атрибутами смерти являются острый меч и черная одежда.

У Гесиода в «Теогонии» преисподняя состоит из Тартара и собственно царства Аида. Расстояние от земли до неба и Тартара одинаково: медная наковальня, брошенная с неба, через девять дней и ночей достигнет земли, а брошенная с земли - через то же время достигнет Тартара. Тартар окружен медной оградой, вокруг него в три ряда простирается ночь. По воле Зевса туда брошены титаны, и для них нет выхода: Посейдон заградил его медными воротами и со всех сторон окружил их жилище стеною. Его охраняют сторукие чудовища Котт, Бриарей и Гиес. Там находятся все концы и начала. Там огромная неизмеримая пропасть: войдя в нее через ворота, в продолжение целого года пути невозможно достигнуть земли. Сильная буря носит вошедшего с одного места на другое, и даже для богов ужасна эта бездна. Там стоит покрытый черными тучами дом мрачной Никты, богини ночи. Страшные боги Сон и Смерть, дети Ночи, также обитают здесь. В передней части преисподней стоит дворец Аида и Персефоны. Ворота в него охраняет свирепая собака, порождение Ехидны и Тифона. Ее зовут Кербер, и у нее пятьдесят голов. К входящим она ласкается, но каждого, кто попытается выйти за пределы дворца, - пожирает. Там же, в чертогах, покрытых огромными камнями, которые приперты к небу серебряными колоннами, обитает ужасная богиня Стикс, дочь Океана, воплощение реки преисподней.

В поэме «Труды и дни» Гесиод рассказывает о пяти человеческих поколениях. Люди золотого века не сошли в преисподнюю, ибо тела их по воле Зевса были скрыты в недрах земли, а души сделались добрыми демонами, хранителями людей последующих поколений. Люди серебряного века, хотя и сошли в преисподнюю, стали там «подземными блаженными смертными», почитаемыми людьми. Третье поколение - люди медного века - сошли в Аид. Следующее поколение героев было избавлено от преисподней, так как они попали на Острова Блаженных. Все люди железного века сойдут в Аид.

Когда тени умерших спускаются в Аид, они минуют рощу из черных тополей на берегу Океана. Попавшие в Аид оказываются на безрадостном Асфоделевому лугу, где души героев бесцельно бродят среди толп менее знаменитых мертвых, издающих писк, словно мыши. За этим лугом лежит Эреб, персонификация мрака, порождение Хаоса и брат Ночи. Там находится дворец Аида и Персефоны. В Эребе живут эринии - богини мщения. Все, кто приближается к дворцу, видят слева от него белый кипарис, отбрасывающий тень в Лету, куда души простых смертных приходят пить. Души прошедших мистическую инициацию пьют из реки Памяти, куда отбрасывает тень белый тополь. Черные тополя были священными деревьями богини смерти, а белые тополя или осины были посвящены Персефоне как богине возрождения или Гераклу за его подвиги в подземном мире.

В послегомеровский период греки пришли к идее бессмертия человеческого индивидуума, загробного возмездия и вечного блаженства. Плутон представляется ипостасью Зевса. Получает распространение вера в то, что Аид не так уж удален от мира живых: в поверхности земли есть щели, сообщающиеся с Аидом. Геракл спустился в Аид на мысе Тенар в Лаконике. В Гермионе, в стране дриопов, он вышел на свет солнца, а выпущенный им Кербер убежал назад в Кинадре близ Аргоса. Жители Гермионы из-за своей близости к Аиду не давали покойникам обола в плату Харону. В щели за ареопагом в Афинах, как считалось, жили эринии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики и далеко разнесся их скорбный плач. Услыхал его Орфей. Он спешит в долину и там видит холодный труп своей нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.

Наконец, решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара спустился Орфей к берегам священной реки Стикса.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится мрачное царство владыки Аида? Вокруг Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху падающих листьев в лесу поздней осенью. Вот послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших, Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона - "нет!"

Ударил тогда Орфей по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки вошел Орфей в падью, оттолкнул ее Харон веслом от берега, и поплыла ладья через мрачные воды Стикса. Перевез Харон Орфея. Вышел он из ладьи и, играя на золотой кифаре, пошел по мрачному царству душ умерших к трону бога Аида, окруженный душами, слетевшимися на звуки его кифары.

Играя на кифаре, приблизился к трону Аида Орфей и склонился пред ним. Сильнее ударил он по струнам кифары и запел; он пел о своей любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Склонив на грудь голову, слушал Орфея бог Аид. Припав головой к плечу мужа, внимала песне Персефона; слезы печали дрожали на ее ресницах. Очарованный звуками песни, Тантал забыл терзающие его голод и жажду. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу. сел на тот камень, который вкатывал на гору, и глубоко, глубоко задумался. Очарованные пением, стояли Данаиды, забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах. Слезы блестели и на глазах не знающих жалости Эриний, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.

Глубокое молчание царило кругом. Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем он хочет просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой богов - водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:

О, могучий владыка Аид, всех нас, смертных, принимаешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жизни. Не затем пришел я сюда, чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют твое царство, не затем, чтобы увести, подобно Гераклу, стража твоего царства - трехголового Кербера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее назад к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Кратка жизнь наша владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!

Задумался бог Аид и, наконец, ответил Орфею:

Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Веди ее назад к жизни, к свету солнца. Но ты должен исполнить одно условие: ты пойдешь вперед следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни! Оглянешься, и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.

На все был согласен Орфей. Спешит он скорее идти в обратный путь. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эвридики. С восторгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:

Орфей, ведь ты обнимаешь лишь тень. Пойдем скорее; труден наш путь.

Отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ним тень Эвридики. Быстро миновали они царство Аида. Переправил их через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Труден путь. Тропинка круто подымается вверх, и вся она загромождена камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть вырисовывается в них фигура идущего впереди Гермеса. Но вот далеко впереди забрезжил свет. Это выход. Вот и кругом стало как будто светлее. Если бы Орфей обернулся, он увидал бы Эвридику. А идет ли она за ним? Не осталась ли она в полном мрака царства душ умерших? Может быть, она отстала, ведь путь так труден! Отстала Эвридика и будет обречена вечно скитаться во мраке. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ничего не слышно. Да разве могут быть слышны шаги бесплотной тени? Все сильнее и сильнее охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. Кругом же все светлее. Теперь ясно рассмотрел бы Орфей тень жены. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень - и потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.

Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его; казалось, что это стоит мраморная статуя. Наконец, пошевельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к берегам мрачного Стикса. Он решил снова вернуться к трону Аида, снова молить его вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой ладье, напрасно молил его Орфей, - не тронули мольбы певца неумолимого Харона, Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших. Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.

Валерий Мельников
ПРОРОК,ИЛИ ЦАРСТВО АИДА
Трагикомедия в трех действиях,шести картинах с прологом и приложением

В последние дни прошлого века, познакомившись с интересным опытом новой драматургии (В. Мельников, Мельникова «Горгона»), я обратила внимание на новизну и оригинальность актуальной интерпретации мифологических сюжетов. Феерия-миф оживляла забытый нами чудесный мир. Насыщенный событийный ряд, накал страстей, четко выписанные характеры персонажей увлекают и обещают неожиданные новые фабульные и сюжетные решения. Художественный вкус, тонкий юмор, точность анализа, творческая интерпретация сюжетов древнегреческой мифологии доставляет радость читателю, и обещают богатство сценического воплощения.
Новая пьеса значительно отличается от первой. Ощутим неисчерпаемый ресурс и мифа и авторского творчества. Итак, трагикомедия «Пророк, или Царство Аида». Действующие лица: Аид, он же Гадес-Владыка мрачного царства Аида; Персефона - супруга Аида; Танат - Бог смерти; Геката - властительница всех привидений и чудовищ; Гипнос - Бог сна - боги герои персонажи мифов, мифолог, он же Бомж, он же Пророк - профессор; Браток - бизнесмен и бандит, Дамочка, Торговец, телохранители и убийцы - наши современники. Персефона и торговка рыбой в одном пространстве мифа. Или базара? Читатели и зрители - современники всех героев - от мифа до рынка. Всеми правит Танат.
Пережив вместе с персонажами «Горгоны» разрушение хтонического мира на фоне жестокой борьбы олимпийцев за утверждение своего господства на земле, небе и море, здесь читатель оказывается в четвертом измерении - Аиде. В произведении безжалостный, внушающий ужас Владыка мрачного царства Аид представляется мудрым, гостеприимным, щедрым, хозяйственником, последовательным реформатором, нежно любящим свою супругу Персефону. Суров, но справедлив... Он - истинный руководитель своего царства, он философ. Такого Аида Платон не знал. Аид внимательно выслушивает слуг и смертных и принимает решения, удивляющие и нас и их. Очень интересный и богатый для актерского воплощения образ. Прелестна Персефона, которая вопреки своей воле получила полцарства. Стремясь одарить благом служителей Аида («чтоб луч света пронзил Аид»), она терпит крах. Все ее нововведения влекут за собой «издержки», которые оборачиваются для многих смертных бедой. Хотела как лучше, а получилось... Свои неудачи героиня тяжело переживает. Результаты ее деяний не соответствуют ее устремлениям. Власть управляет ею, а не наоборот. «Корона больно тяжела и давит. Виновна Власть, но как ее судить...»
Стабильное царство, где тысячелетиями главенствует заведенный богами Порядок, и Закон разрушается скоропалительными нововведениями. Слезы и стенания... Смысл нововведений толкует судья Минос: «...катастрофы нам приятны. Тени поплывут в Аид, казна пополнится и нам, служителям, работа». Служители Аида похожи на земных: «Одна статья велит нам взять обол в казне, другая же статья - деяния сие нам запрещает...» Владыка Аид мудро управляет чиновниками Аида. Сам же Аид заселен «прелестными» чудовищами, служащими Аиду и Персефоне. Весьма обаятелен и привлекателен для актерского воплощения перевозчик душ умерших Харон, преданный своим Владыкам и своему любимому делу. Мифолог,он же Бомж, он же Пророк объединяет два мира: земной и подземный. Эта фигура наиболее интересная для режиссера и актера. Он в центре взаимоотношений с остальными персонажами. Он связывает миры, времена, пространства. Налицо благосклонность Владыки к Пророку, который сумел продемонстрировать в Аиде ясность своего ума, достаточную изворотливость и хитрость, убедив Бога отпустить его на землю. Опыт Сизифа многому научил смертных. Достойно сожаления, что на земле ученому-мифологу не удалось выполнить свою миссию, исчерпать свой жизненный ресурс на благо жизни. Мучаясь оттого, что он никак не может найти свою нишу в обществе,застрявшем между социализмом, капитализмом и феодализмом, он, в конце концов, находит понимание и поддержку в Аиде.
Аид комфортабелен и почти уютен. Его обитатели откровенно чудовищны. Что-то это напоминает... Порядок и Закон здесь властвуют во всем. Иначе,- беспредел и хаос. Денег в Аиде, как и у нас, хватает лишь на новое рубище, окрас ладьи Харона и новые весла для него, взамен сломанных. А ведь еще надо заменить поврежденное звено цепи Цербера, скосить асфоделы... Вернувшись на землю, Пророк делает шаг в новую для него жизнь. И мы надеемся, что там он сможет реализоваться, потому что ученый знает «как накормить людей». Он познал таинства храма в Элевсине, где ежегодно разыгрывались мистерии, воспроизводящие страсти Деметры, которые возвращали ее дочь Персефону на Олимп, и,следовательно, обеспечивали обильный урожай, даруемый землей-кормилицей. Известно, что за разглашение тайны церемонии виновный предавался смерти или изгнанию, но Пророк готов раскрыть эту тайну во имя людей. Однако, не успев раскрыть им, великий секрет Золотого века, Пророк волей, не зависящих от него обстоятельств («издержки!»), гибнет, вызывая улыбку и чувство сожаления. Нет, это не трагедия. Жанр определен точно - трагикомедия, может быть, рыночный трагифарс. Нет сострадания, только жалость. К жалости взывает Персефона. Браток жалеет Бомжа до слез. Читатели жалеют Ламию. «Гера уничтожила ее детей. Ламия от горя спряталась в пещеру и одичала там. Характер изменился у нее, и поменялся внешний облик... Стала похищать и пожирать чужих детей, но изящество и миловидность сохранила. Чудовище, но как прелестна». В каких горах эта пещера? Как много вопросов...
С выдумкой, драматургически своеобразно выстроен пролог, эффектен финал.
Как и в первом произведении, уместно Приложение, которое является хорошим комментарием при чтении пьесы и при ее реализации на сцене.

Магистр философии, профессор
А.Н. Граблева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
АИД, он же Гадес - Владыка мрачного царства
ПЕСЕФОНА - супруга Аида
МИНОС - судьи Аида
РАДАМАНФ
ТАНАТ - Бог смерти
ГЕКАТА - Властительница всех привидений и чудовищ
ГИПНОС - Бог сна
КАРА-КЕРА - крылатое чудовище
ЭМПУСА - привидение
ЛАМИЯ - чудовище
ЭРИНИЯ, она же ТИСИФОНА - богиня мщения
ХАРОН - перевозчик душ умерших
СИЗИФ - герой-богоборец, мученик Аида
БОМЖ, он же ПРОРОК - профессор
БРАТОК - бизнесмен и бандит
ДАМОЧКА - торговка всячиной
ТОРГОВЕЦ - торговец запрещенными товарами
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ - телохранители и убийцы
ПУБЛИКА, ГОЛОСА

Туманное раннее утро. На городской площади - ни души. На востоке на куполах церкви зависло большое красное солнце. Около мусорного контейнера пристроился Бомж. Он завтракает. На картонной коробке, засланной белоснежной салфеткой: хлеб, синтетическая бутылка с остатками «Кока-кола», кусок колбасы, несколько огурцов, кусочек пирожного. Одет старец немного странно, но вполне прилично. На нем добротные армейские валенки, длинное потёртое меховое пальто, теплая спортивная шапочка.

БОМЖ (то ли себе, то ли публике)
Утром Гелиос особенно прекрасен.
Каждый раз я прихожу его смотреть.
(Показывает в сторону куполов)
К его щекам прижались купола.
Как ярко золотом они сверкают!..
Их свет на площади мерцает, - как будто бы меня зовет туда...
Пока пустынно здесь, видом этим можно наслаждаться...
(Публике)
Гелиос - Бог солнца, сын титанов Гипериона, Тейи, брат Эос и Селены.
Гелий - в небе высоко, и видит все: деяния богов, людей; он мститель и свидетель.
Внимательно всмотритесь - на небе золотая колесница, и в шлеме золотом
Гелиос на ней сидит...
Там находится его дворец, престол, из камней драгоценных сотворенный.
Всевидящий сидит и зрит творения дурных людей...
Его же окружают и ждут свой час: осень и зима, весна и лето...
А он сидит себе и наблюдает творения богов, людей...
И, как говорят, «на ус мотает»...
Как жаль, что в этот день к Западу по небу он помчится
на огненной четверке лошадей, унося с собой и красоту... и жизнь мою...
Предчувствия меня гнетут -
Аид передо мной - так очевиден, служителей его я узнаю...
У моря опустится Бог Гелий в золотую чашу, и поплывет себе на Запад...
Возможно, завтра я опять приду сюда и буду любоваться...
После того, как я на Крите побывал и посетил Идейскую пещеру -
уж сколько времени с югов бреду...
Испил по глупости своей я Лету,- имя, фамилию свою, жену забыл,
но помню хорошо пещеру, где письмена открыл.
Хроника Аида рукой Миноса записана в табличках!..
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог...
Восторг давил меня, и сердце рвал на части!..
Погрузившись в тексты,
написанное на табличках, их изучив, я стал страдать от знаний.
Мой мозг стал пухнуть, раздуваться от невозможности усвоенное людям передать.
Надо мной смеются, мне не верят...
В городе одном, на площади, где наблюдалось скопище людей,
мне бросили в лицо селедку,а на гребном канале ударили веслом...
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог -
совет и кафедру я возглавлял!
На лекции мои ломились...
Как можно мне не доверять?!
Кто может мне назвать детей, которых породил почтенный Гелий?
Извольте рты открыть и растопырить уши.
Потомство Бога дерзко нравом, и склонно к колдовством.
Вот оно: Медея, Кирка, Пасифая.
Океанида Персеида породила от Гелия колхидского царя Ээта; Климена, нимфа-
сына Фаэтона и четырех красавиц-дочерей;семь сыновей у нимфы Роды...
В табличках данные сие подтверждены.
(Показывает)
Вот черепок - свидетельство и документ того, что я присутствовал в пещере...
(Становится за контейнер как за кафедру. Показывает)
Извольте бросить взгляд туда - кроны всех деревьев покрылись желтизной.
Из трав, цветов уходят соки - налицо тоска Деметры по дочери своей,
которую безжалостно похитил мрачный Бог Аид.
С тех пор как я иду пешком,
Аид стоит перед глазами, и служители его за мной идут:
Бог Гипнос, Тонет с мечом, Геката...
Во всех углах рычат, готовы тело рвать мое стигийские собаки.
(Рассматривает свою тень)
Тень моя изгорбилась, перекосилась...
Успеть бы, рассказать...
Однако по порядку все.
Прошу закрыть глаза и воображение свое настроить – желаю вам я представлять Аид!
З а т е м н е н и е

ПРИЛОЖЕНИЕ

АИД, Гадес - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры).

АСФОДЕЛ - дикий тюльпан.

«ВЕК ЗОЛОТОЙ» - мифологическое представление, существовавшее в античном мире о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчетливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. "Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай обильный сами давали собой хлебодарные земли..." Умершие люди Золотого века существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле.
После прихода к власти Зевса наступил серебряный век, сменившейся бронзовым, затем наступил железный век. С каждым веком все умножались войны, преступления и несправедливость. Астрея, некогда покинувшая землю в бронзовом веке, обитает ныне на небесах. После бронзового века, так считали греки, наступил век героев. Тем самым они примирили миф о веке с мифами троянского и фиванского цикла. Железный век большинство авторов отождествляет со своим временем, называя его негодным и испорченным.

ГЕКАТА - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанитов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, войне), охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к таинственным специальным манипуляциям. Гекату можно считать ночным коррелятором Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но ее охота - это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката близка Деметре - жизненной силе земли, Персефоне - олицетворению подземного мира. Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трех дорог». Изображение Гекаты помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

ГЕЛИОС, Гелий - бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос.
Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Гелиоса «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Гелиос изображается в ослепительном свете и сиянии, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитал в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к Западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Гелиоса породили: океанида Персиида - колхидского царя Ээта; нимфа Климена - сына Фаэтона и четырех дочерей; нимфа Рода - семерых сыновей. Потомство Гелиоса часто отличается дерзостным нравом и склонностью к колдовским хтоническим силам (Кирка, Пасифая, внучка Гелиоса - Медея). Гелиос нередко, особенно в эллинско-римской мифологии, отождествляется со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами, в поздней античности-с олимпийцем Аполлоном.

ГИПНОС – персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти, богинь судьбы, мойр, Немесиды - богини мести. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в противоположность беспощадной Смерти. У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в " Метаморфозах" описывал пещеру в Киммерийской земле место обитания Гипноса, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; Гипнос покоится в пещере на прекрасном ложе.

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано ее именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах.

ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - или Элизиум - место в Аиде для праведников.

ЗАПАД, Закат - символ умирания.

КИРКА - волшебница, дочь Гелиоса; жила на о. Эея или на западном побережье Центральной Италии (мыс Церцеи). Она превратила спутников Одиссея в свиней, однако тот заставил ее снять колдовство. По совету Кирки Одиссей отправился в Аид, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе у прорицателя Тиресия. Сын Одиссея и Кирки - Телегон.

МИФОЛОГИЯ - 1)Фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного народного творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

МИФЫ - сказание о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях.

ПАСИФАЯ - дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолепного быка, посланного на Крит самим Посейдоном, тот внушил Посейдону противоестественное влечение к животному.

ПРОРОК - греческий жрец, который предсказывает то, что должно произойти. В древности за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстепенный служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего,- Пророк считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях Пророк, осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божественной воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.

ТАНАТОС, Фанат - олицетворение смерти. В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Танатоса и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АПОЛЛОДОР. Мифологическая библиотека Л., "Наука", 1972г.
ГИГИН. Мифы. (Перевод с латинского Д.О. Трошилова), - С.- П. «Алетейя», 2000г.
ГЛАДКИЙ В.Д. Древний мир. (Энциклопедический словарь в двух томах),
М., Центрополиграф, 1998г.
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Мифология, - Научное и-во
«Большая Российская энциклопедия», М.,1998г.
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. Греческая мифология. (Перевод с древнегреческого О. Цыбенко).- Паросская хроника, -
М., Лабиринт, 2000 г.
МЕЛЬНИКОВ В.И., МЕЛЬНИКОВА Л.А. Горгона, Феерия-миф в трех действиях, семи картинах с прологом,ООО «Центр печати и прессы», М., 2000г.
БИБЛИЯ. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. (По благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11), От Матфея. Гл.24. 1-13,15-22, 29, 36-40, 42-44, От Иоанна. Гл.15.19, Деяния святых апостолов. Гл. 10,11. 45,17,
Российское библейское общество, М.,1993 г.

Когда я открыл своим спутникам, куда лежит теперь наш путь, в ужас пришли они, но, повинуясь моему приказанию, взошли они на корабль и отплыли мы на далекий север. Послала нам волшебница Кирка попутный ветер. Быстро гнал он наш корабль. Наконец, достигли мы вод седого Океана и пристали к берегу печальной страны киммерийцев, где никогда не светит людям бог Гелиос. Вечно покрыта эта страна холодным туманом, вечно окутывает ее густой пеленой ночной сумрак. Там вытащили мы на берег наш корабль, взяли данную нам Киркой овцу и черного барана для жертвы подземным богам и пошли к тому месту, где у высокого утеса в Ахеронт впадают Коцит и Пирифлегетонт. Придя туда, вырыл я мечом глубокую яму, совершил над ней три возлияния медом, вином и водою, пересыпав все ячменной мукой, и заколол над ямой жертвы. Кровь жертв лилась в яму. Великой толпой слетались к яме души умерших и подняли спор о том, кому первому напиться жертвенной крови. Здесь были души невест, юношей, старцев и мужей, сраженных в битвах. Ужас объял меня и моих спутников. Сожгли мы жертвы и воззвали к мрачному богу Аиду и жене его богине Персефоне. Обнажил я меч и сел рядом с ямой, чтобы не допускать к ней души умерших. Первой приблизилась душа юного Эльпенора. Раньше нас домчалась душа его до врат царства душ умерших. Молил меня Эльпенор предать его тело погребению, чтобы душа его могла найти успокоение в царстве Аида. Обещал я исполнить его просьбу. Прилетела к яме и душа моей матери Антиклеи. Она была жива, когда я покидал Итаку. Как ни больно мне было, но и ее не подпустил я к яме, так как первым должен был напиться крови прорицатель Тиресий. Наконец, явилась душа Тиресия. Напившись крови, обратилась ко мне бесплотная душа и поведала мне, что гневается на меня бог Посейдон, колебатель земли, за то, что ослепил я его сына, циклопа Полифема. Но и против воли Посейдона достигну я родины, так предсказал мне Тиресий, если только мои спутники не тронут быков Гелиоса на острове Тринакрии. Но если убьют быков мои спутники, то их всех постигнет гибель, один я спасусь и после великих бедствий вернусь домой. Там отомщу я женихам, но после, взяв весло, я должен буду странствовать до тех пор, пока не встречу народа, не знающего мореплавания, не видавшего никогда кораблей; узнаю я этот народ по тому, что встреченный мною спросит меня, зачем несу я на плече лопату. В этой стране я должен принести жертву Посейдону и только после этого вернуться домой. Дома же должен я принести богатую жертву всем богам; только тогда буду я мирно жить в Итаке до самой моей смерти. Вот что предсказал мне вещий Тиресий и удалился. Много видел я душ. Душа матери моей рассказала мне, напившись крови, что делалось в родной Итаке до ее смерти, и успокоила меня, сказав, что живы и отец мой Лаэрт, и Пенелопа, и юный Телемах. Хотел я обнять мою нежнолюбимую мать, три раза простирал я к ней руки, но трижды ускользала легкая тень ее. Видал я в царстве Аида тени многих героев, но всех перечислить я не в силах, на это не хватило бы и всей ночи. Поздно теперь, пора прервать мне рассказ, пора идти всем на покой.

Так сказал Одиссей. Но все собравшиеся стали просить Одиссея продолжать рассказ, просили также его царица Арета и царь Алкиной. Готовы были все слушать Одиссея до самой зари. Стал продолжать Одиссей свой рассказ.

Видел я в царстве Аида и душу царя Агамемнона. Горько жаловался он на жену Клитемнестру и Эгисфа, убивших царя Микен в день его возвращения. Советовала мне душа Агамемнона не доверяться по возвращении на Итаку жене моей Пенелопе. Видел я и души Ахилла, Патрокла, Антилоха и Теламонида Аякса. Ахиллу рассказал я о великих подвигах сына его Неоптолема, и возрадовался он, хотя горько сетовал раньше на безрадостную жизнь в царстве умерших и желал лучше быть последним батраком на земле, чем быть царем в царстве душ умерших. Хотел я примириться с великим Аяксом - тяжко обидел я его, когда спорили мы за доспехи Ахилла, - но молча ушел Аякс, не сказав мне ни слова. Видел я и судью умерших, царя Миноса. Видел мучение Тантала и Сизифа. Наконец, приблизилась ко мне и душа величайшего из героев, Геракла, сам же он на Олимпе, в сонме бессмертных богов. Ждал я, чтобы приблизились души и других великих героев минувших времен, но души подняли такой ужасный крик, что в страхе бежал я к кораблю. Боялся я, что вышлет богиня Персефона ужасную горгону Медузу.

Быстро спустили мы корабль на воду седого Океана и покинули страну киммерийцев. Вскоре благополучно достигли мы и острова Эеи и, пристав к берегу, забылись покойным сном.

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. - сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону - власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские [блаженные, райские] поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней - тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб - здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.


Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая - в аттическом Колоне, еще одна - под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак - сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и ; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)


Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса - актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья - большие любители греческой мифологии.



Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался - так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».


Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14-13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), - в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине - перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву - полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов - нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4-3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне - см. об этом в соответствующей статье.


Также, Антонио Гадес - легендарный испанский артист балета и байлаор.



Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.




Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.


Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.


Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», - сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», - добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», - добавил археолог.

По материалам РИА Новости


Close