Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

Дмитриевский А. А.

Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц.

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л, 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. «И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: «Богородице ты еси лоза истинная») украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампаде возжжене, и кадит иерей окрест аналогия, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину». Ведомо же буди, прибавляет Устав, яко евангелие от Матфея все чтется, подобне и от

Марка, и от Луки, от Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий». Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается в среду на девятом часе. Бывают же от Дуки чтения три, прочая же по два. Вкупе всех чтений девять и вящше ни что же». Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике (Τυπικ . edit . Venet . 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который безопорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. Небольшое изменение в практике, относительно времени чтения евангелия на Страстной неделе, есть бесспорно снисхождение по отношению к современному православному человеку, при чем это изменение не есть чье-либо личное дело, а факт истории, говорящий за то, что трудность выполнения приведенного выше предписания Устава сознавалась издавна и не только приходскими пастырями, но даже нашими знаменитыми монастырями. В самом деле, если мы примем во внимание продолжительность службы на Страстной седмице вообще, обходя пока чтения евангелий, если мы не опустим из виду, что эта служба совершается в большинстве наших русских деревень в холодных храмах, обшитых только досками, при довольно сильных морозах, особенно на севере, так как очень нередко и на последней недели поста у нас еще стоят морозы (этого нужно ждать в настоящий год, по случаю ранней Пасхи), то как бы ни было велико пламенное желание и глубоко религиозное одушевление, нет физической возможности священнику прочесть, а молящимся прослушать «со внима-

нием», как требует Устав, в течение трех дней почти четырех евангелистов. Для первого этот труд тяжелый и изнурительный, а для последних он положительно непосильный. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на практике мы видим множество отступлений и нарушений настоящего предписания со стороны священников с тем, чтобы служба этих дней Страстной недели не была тяжела и непосильна говельщикам—прихожанам.

Например, священники, желающие в буквальной точности выполнить предписание Устава приходят часа за два и за три до звона в храм и, по прочтении начала третьего часа, становятся на чтение евангелия, при полном отсутствии молящихся, за исключением церковного сторожа. Даже чтец, по прочтении псалмов и кафизм, уходит домой для выполнения своих домашних потребностей, зная, что чтение евангелий продолжится до благовеста в колокол. Эти священники, когда соберутся в храм молящиеся, на часах шестом и девятом уже прочитывают только по нескольку глав из евангелия, чем значительно сокращают богослужения. Для избежания холода, господствующего в храмах, священник иногда читает евангелие до начала звона в церковной сторожке. Священники же, отступающие от буквы предписания церковного Устава, но желающие прочесть всех евангелистов и непременно в первые три дня Страстной седмицы, читают по нескольку глав из евангелия на утреннем и даже на вечернем богослужении. Наконец, есть священники, которые хорошо сознают трудность выполнения настоящего предписания только на одной Страстной седмице, но не отступая ни на йоту от него, позволяют себе прочитывать одного или даже двух евангелистов на шестой недели, когда служба бывает короче (См. Никольск. Пособ. к изучен. Уст. прав. Церк. Спб. 1874 г. стр. 592). Примеры подобной практики нам лично известны в двух епархиях, и что особенно замечательно, в одной из епархий такое чтение еванге-

— 222 —

листов мы слышали даже в крестовой Церкви архиерейского дома, в присутствии самого владыки. Иногда бывают и совершенно произвольные и ни на чем не основанные отступления от Устава. Читают, напр., в некоторых церквах только одно евангелие от Иоанна или какого-нибудь другого евангелиста, или же, пользуясь известною «Священною Историей» покойного протопресвитера Богословского, прочитывают по выборкам из евангелистов всю историю земной жизни Иисуса Христа. Там же, где священники буквально в полном смысле этого слова выполняют церковный Устав и начинают чтение евангелистов с ударом в колокол в понедельник Страстной седмицы, мы видим, что церковь очень долгое время после звона пустует и священник читает евангелие для себя, причта, не многих избранников и избранниц—стариков и старух. Большинство же молящихся являются в храм значительно спустя и тем облегчают свои труд...

Таким образом из этого описания и вариантов касательно чтения евангелистов на Страстной седмице как нельзя более ясно вытекает то заключение, что действительная практика допустила по отношению к данному, ясно и точно описанному в Уставе, обычаю несколько форм или видов изменения с целью облегчить тяжесть этого предписания для священника и мирян. Но в каждом изменении, за исключением вышеуказанных случаев прямого нарушения Устава, есть или можно усматривать в такой или иной мере приближение к идеалу, который начертывает Устав. Каждая форма уклонения, имея в виду облегчить обременительность службы этих дней для молящихся и совершающих ее, в тоже время старается не расходиться с обязательным для всякого православного и сына Церкви предписанием Устава, а напротив с точностью, мы не говорим буквальною, потому что идеал, как идеал, в жизни никогда не осуществим, с точностью приблизительною осуществить на практике это предписание, выполнить его, насколько

позволяют силы и разумение лиц, кому то ведать надлежит. Нам предстоит, следовательно, задача указать, какая из указанных выше форм уклонения ближе всего стоит к этому идеалу и соответствует в тоже время потребностям данного времени и не противоречит истории.

На первый поверхностный взгляд ближе всего к выполнению предписания Устава стоит та практика, которая допускает чтение евангелий на всех службах Страстной седмицы первых трех ее дней. Эта практика коренится на том основании, что если на часах читать евангелия, то это утомительно и тяжело для молящихся, но если разнообразить это чтение службами и читать с отдыхами, то такого утомления молящиеся не будут замечать. Но в этом случае опускается из внимания то обстоятельство, что и сама по себе без евангельских чтений служба этих дней весьма продолжительна; и не без труда и усилий можно сохранить бодрость духа и внимания до конца ее. Но положим, что молящиеся после ночного отдохновения бодро простоят утреню и со вниманием прослушают евангельские чтения на первом часе, так как сюда обыкновенно их относят, едва ли туже восприимчивость и свежесть внимания они сохранят на часах и литургии, а тем более на великом повечерии. Эта практика только разделяет труд известными промежутками, но не сокращает и не облегчает его для молящихся, которым наш церковный Устав предписывает неослабное «внимание» во время всех евангельских чтений. Можно с положительностью сказать, что, при таком распределении чтений из евангелия и при продолжительности службы вообще, физическая бодрость и свежесть внимания и восприимчивости едва ли сохранится у молящихся до конца их говения, и пастырям удастся таким образом пресечь уклонения своих прихожан от слушания евангельского слова от начала до конца и запаздывания их к часам и другим службам. В этом случае немощь человеческая может найти и другой исход, чтобы только не нести

всей тяжести церковной службы... Кроме всего этого настоящая, по-видимому, самая слабая форма уклонения имеет те невыгоды, что она требует особых принаровлений и приспособлений, не предусмотренных и не одобряемых церковным Уставом, для чтения евангелия, особенно во время великого повечерия или вечернего богослужения. Вот поэтому то мы и не можем согласится и рекомендовать эту форму уклонения от церковного Устава, как форму, не удовлетворяющую ни церковный Устав, ни пастыря, а особенно пасомых, которые должны «со вниманием» прослушать евангельское чтение.

По нашему мнению, ближе к осуществлению идеала и вполне удовлетворяет той цели, с которой св. Церковь установила, чтение евангелий на Страстной седмице, та форма уклонения, которая разделяет евангельские чтения на две недели, т. е. на шестую и седьмую. В этом случае, не отступая от буквы предписания, за исключением того, что евангелия будут прочтены, так сказать, в два приема, можно быть уверенным^ что цель настоящего установления будет вполне достигнута. Пастырь и пасомые с охотою и любовью выполнят строгое предписание церковного Устава и от такого чтения, которое, при непродолжительности службы на шестой недели и сокращении на седьмой, будет прослушено без сомнения «со вниманием» и с пользою для молящихся. Самое богослужение шестой недели, когда говеют большею частью люди семейные, которым на седьмой недели предстоят хлопоты и суета ради приготовления к предстоящему празднику, сделается более торжественным от прибавления к нему чтений из евангелия и приобретет в их глазах больший интерес и значение. Как бы там ни было, но во всяком случае эту форму уклонения от Устава мы ставим гораздо выше буквального выполнения предписания его, когда священник приходит в храм или церковную сторожку за несколько часов до начала звона к часам и один, при полном отсутствии молящихся, начинает чтение евангелия,

чтобы только исполнить букву устава и облегчить труд своих говельщиков. В этом случае пастыри, гоняясь за буквою устава, опускают из внимания дух его, или цель вообще христианского богослужения и его обрядов и делают преступление в этом отношении. В самом деле, не для священника же существует вышеуказанное предписание Устава, который (т. е. священник) знает все евангелие и весьма часто читает его, не к нему же самому или его церковному сторожу, невольному всегдашнему богомольцу, обращено это замечание, рекомендующее «внимание», не для стен же церковных священник произносит возгласы: «Вонмен», «Мир всем», «И осподобитися нам слышанию» и т. п. пред самым началом евангельских чтении и т. д.? Очевидно, главным образом все это замечание направлено к молящимся, которых теперь в храме нет и ради облегчения которых все это проделывается без свидетелей. Странно и недостойно ни пастыря, ни храма Божия...

Одобряемая нами, форма уклонения от предписания действующего ныне устава признавалась более всего приближающею к своему идеалу и удовлетворяющею той цели, с которой Церковь установила обычай прослушивать «со вниманием» все евангелие в три дня Страстной седмицы, и в древне-русской богослужебной практике. Устав или «Обиходник» XVI века известной в России обители св. Антония Сийского предписывал начинать чтение евангелий с понедельника шестой недели. Оставаясь при этом верен господствовавшему в то время и продолжающему свое действие до настоящего времени Уставу св. Саввы Освященного, упомянутый нами «Обиходник» XVI века, замечает, чтобы это чтение продолжалось в первые три дня шестой недели и прочитывали бы только двух первых евангелистов. «А на сей недели, читаем мы в этом уставе, в понедельник, во вторник и среду прочтут два евангелиста (т. е. Матфея и Марка), а на

страстной недели (тоже) два—Луку да Иоанна», (ркпп. XVI в.: Солов. библ. (казан. дух. акад.) № 1117 л. 200 об., 201; М. Синод. библ. № 814 л. 236 об. — 238; Волоколам. библ. (моск. дух. акад.) № 338 л. 227). Обряды или действия, предшествовавшие чтению евангелия и сопровождавшие его ничем не отличаются от действий, положенных ныне в уставе для Страстной седмицы. Этот красноречивый факт древнерусской богослужебной практики как нельзя более ясно говорит, что трудность осуществления на практике требования устава всегда сознавалась и не только в приходской практике, но даже в практике наших древнерусских известнейших монастырей, для которых собственно и был составлен наш нынешний церковный Устав и где должно было ожидать самого строгого и пунктуального его выполнения на практике. Тот же факт с другой стороны указывает нам, до какой высоты приближения к своему идеалу могла достигнуть настоящая форма уклонения от устава. Здесь мы видим не только тожество в службах, на которых читаются евангелия, в обрядах, предшествующих и последующих настоящему чтению, но даже в днях, которые указывает Устав для Страстной седмицы. Дальше этого в своем приближении к идеалу настоящая форма уклонения не пошла; ни история, ни современная нам богослужебная практика не представляют нам ничего подобного. Хотя это последнее обстоятельство, свидетельствующее о тожестве и подражательности одной практики, Уставом не предусмотренной, другой, тем не менее мы не можем не сделать по поводу ее небольшую оговорку. В самом деле мы не можем понять всей этой привязанности к букве устава и тога предписания, чтобы и на шестой недели евангелие читалось только в первые три дня. Нам кажется гораздо целесообразнее читать евангелие в течение всей недели или уже в понедельник, вторник и четверг, когда совершаются одни только короткие часы и не читать в среду и пятницу, когда служба

литургией преждеосвященных даров значительно удлиняется, и без чтения евангелии. Но во всяком случае, если даже чтение евангелий будет идти на часах всех дней шестой недели и будут прочитаны два первые евангелиста, то можно быть уверенным, что священник и молящиеся выполнят с охотою и полным усердием все службы этой недели, и священнику и молящимся на седьмой недели не будет надобности придумывать разного рода недозволительные и противные Уставу и цели христианского богослужения отступления и послабления ради немощи телесной...

По нынешнему Уставу, евангелия во все три дня Страстной седмицы читает священник. «Тако чтет иерей тетроевангель, замечает наш Устав, оболчен в фелонь» (л. 381). Этого замечания в греческом типиконе нет. Но практика древне русской Церкви и при том практика монастырская позволяла и в этом отношении отступление от господствующего Устава. Упомянутый уже нами «Обиходник» XVI века монастыря св. Антония Сийского евангелие на девятом часе указывает читать диакону (ркп. Солов. библ. № 1117 л. 201 об.; ркп. М. Синод. библ. № 814 л. 237 об.; ркп. Волокол. библ. № 338 л. 227 об.). Такое уклонение мы можем назвать не противоречащим общей церковной практике. В самом деле, если диакон может и читает евангелие за литургией в обыкновенные дни, то нет никакого основания лишать его этого права на эти три дня Страстной седмицы и шестой недели и взвалить всю тяжесть чтения на одного священника без разделения ее с диаконом, как его помощником. Тяжело бывает слушать, когда священники, особенно старцы, утомленные продолжительностью службы, но не желающие отступить от буквы Устава продолжают евангельские чтения невнятно и спавшим голосом. Допущение к чтению евангелий дияконов, особенно обладающих хорошим голосом и выразительною дикцией, кроме облегчения священников, мо-

— 228 —

жет иметь и освежающее, и ободряющее влияние на молящихся. Не нужно забивать, что разнообразие голосов чтецов имеет весьма важное значение при богослужении и невольно приковывает к себе внимание молящихся...

Из сказанного нами относительно рассматриваемого нами вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Предписание церковного устава относительно чтения евангелий в первые три дня Страстной седмицы, как показывает история и как о том свидетельствуют факты из современной богослужебной практики, признавалось пастырями и даже настоятелями монастырей русской Церкви всегда и до ныне трудно осуществимым на практике, а по сему и раньше, и в настоящее время делались и делаются отступления от него.

2) Форм уклонения от действующего устава по данному вопросу существует несколько, но ближе всего к осуществлению идеала церковной практики, начертанному в Типиконе, стоит та практика, которая допускает чтение евангелий не на одной только седьмой недели, но и на шестой.

3) Чтение евангелий на шестой неделе должно совершаться в течение всей недели, на часах, или же только в понедельник, вторник и четверг, когда положены одни только часы м, следовательно, служба короче, чем в среду и пятницу той же недели.

4) Действия предшествующие и последующие евангельским чтениям должны быть целиком заимствованы ад действующего Устава, из службы на понедельник Страстной седмицы.

5) Наконец, труд чтения евангелий священник может разделять с диаконом, где есть при церквах диаконы, обладающие хорошим голосом и выразительною дикцией. Согласно с древнерусской богослужебной практикою диакону можно указать

чтение евангелий во время девятого часа, когда внимание молящихся уже натает ослабевать и необходимо к поддержанию его введение нового голоса, нового чтеца.

А. Дмитриевский.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд!
  • Протоиерей Андрей Ткачев .
  • Игумен Нектарий (Морозов) .
  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    В этом 2018 году Страстная неделя начинается 2 апреля и заканчивается 7 апреля — Лазаревой субботой. Лазарева суббота предшествует великому празднику Пасхи, который в это время выпадает на 8 апреля.

    Чем страшна Страстная неделя

    Самый скорбный период в церковном календаре – это дни Страстной седмицы. За неделю до наступления Пасхи Церковь вспоминает последние события земной жизни Христа, предшествующие Его крестной смерти и погребению.

    Великий Понедельник В первые дни Страстной недели Церковь вспоминает беседы Спасителя с учениками. В Евангелии этого дня читаются две притчи, рассказанные Христом. В обеих символически изображён народ Израиля, который отвергал пророков, а затем отверг и Христа. В притче о злых виноградарях повествуется о работниках, замысливших не отдавать хозяину плоды его виноградника. Они избили и прогнали слуг его, посланных за урожаем, а затем убили и сына хозяина, пришедшего с увещеваниями.

    Великий Вторник Евангельские притчи Вторника посвящены теме Второго Пришествия. Так, в притче о десяти девах Христос напоминает о том, что к встрече с Богом нужно быть готовым — должно очистить душу и совесть, дабы не быть застигнутым врасплох. В другой притче, о талантах (денежная единица), рассказывается о трёх слугах, которые, получив от хозяина монеты, распорядились ими по-разному. Двое слуг вложили их в дело и приумножили богатство господина, за что были вознаграждены, а третий, попеняв хозяину, не стал трудиться и зарыл монеты в землю для их сохранности. Господин, разгневавшись, отдал его монеты самому трудолюбивому слуге.

    Великая Среда Евангельские чтения этого дня напоминают нам эпизод предательства Спасителя Иудой. Начинается повествование с момента трапезы в доме Симона прокаженного. В этот дом пришла женщина и миром помазала голову Христа – это было в те времена проявлением великого уважения, своего рода жертвой, ибо миро стоило очень дорого.

    Великий Четверг Именно в этот день происходят события Тайной Вечери и вслед за ней — страшная ночь в Гефсиманском саду. Господь омывает ноги ученикам, показывая на Своем примере, что только уважительное, не высокомерное отношение друг к другу является подлинно угодным Богу и достойным для человека.

    Великая Пятница Страстная Пятница – день распятия и смерти Христа. На богослужении этого дня читается Евангелие, которое описывает суд Пилата и казнь Иисуса, Его страдания, снятие с креста и погребение. Великая Суббота Великая Суббота – день скорбной тишины, канун праздника Пасхи. В богослужениях этого дня вспоминается погребение Спасителя, которое совершилось вечером после распятия. Человек, который не пожалел для Христа собственную усыпальницу, некий Иосиф Аримафейский, тайно пришёл к Пилату и попросил разрешения забрать Тело Христа.

    Какие молитвы читать на Страстной неделе?

    Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

    Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

    А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.


    Молитва ко Господу Иисусу распятому

    «На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

    Евангелие дня

    Страстная седмица
    Понедельник, 5 / 18 апреля — Мф., 84 зач., 21, 18-43; Мф., 98 зач., 24, 3-35

    Четверг, 8 / 21 апреля — Лк., 108 зач., 22, 1-39; Мф., 107 зач., 26, 1-20; Ин., 44 зач., 13, 3-17; Мф., 108 зач., 26, 21-39; Лк., 109 зач., 22, 43-45; Мф., 108 зач., 26, 40 — 27, 2

    Пятница, 9 / 22 апреля — Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., 13, 31 — 17, 1. 2-е.

    Ин., 58 зач., 18, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., 26, 57-75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 — 19, 16. 5-е. Мф., 111 зач., 27, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., 15, 16-32. 7-е.

    Мф., 113 зач., 27, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., 23, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., 19, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., 15, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., 19, 38-42. 12-е.

    Мф., 114 зач., 27, 62-66.

    Суббота, 10 / 23 апреля — Мф., 114 зач., 27, 62-66; Мф., 115 зач., 28, 1-20; Лк., 4 зач., 1, 39-49, 56; Лк., 3 зач., 1, 24-38

    Заговоры на Пасху и Страстную неделю

    Заговоры от болезней

    От различных заболеваний есть замечательные молитвы, но при этом надо иметь яйцо, оставленное с Пасхи и веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья. При освящении вербы надо следить, чтобы на землю не упала ни одна веточка. Иначе можете заболеть.

    Веточками вербы дотрагиваются до больных мест и говорят:

    «Святой Павел вербой махал,
    От меня (имя) боль прогонял.
    И как верно то, что люди Вербное воскресенье чтут,
    Так же свято слово, что мои боли уйдут.
    Аминь. Аминь. Аминь.»
    Заговоры для красоты и здоровья

    Для красоты и здоровья в Чистый четверг умываются с золота или серебра. Золото или серебро кладут в воду. В Великий Четверг.

    Для красоты и привлекательности необходимо в Великий четверг встать очень рано, бросить в воду серебряную монету, умыться заговоренной водой, утереться новым полотенцем. Слова заговора:

    «Серебряной водой умоюсь,
    Золотою ризою укроюсь.
    Как денежки народ любит,
    Так пусть и меня весь мир любит и голубит».

    Также существует заговор на красоту, который необходимо читать в среду Страстной недели. Выгляньте в окно и читайте, глядя на небо:

    «Господи, Всемогущий Боже,
    Создавший все из ничего!
    Благослови и очисти мое тело,
    Да будет свято и крепко твое дело.
    Как у тела небесного ничего не болит,
    Не ноет, не мозжит и огнем не горит,
    Так бы и у меня мои косточки не болели,
    Не ныли, не мозжили и не горели.
    Вода Божья с небес спускается,
    Тело от хвори мое очищается.
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Аминь.»

    Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.

    «Все дни, – говорится в Синак-саре, – превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братии своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предизображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по крестному пути Господа до светлого торжества Христова Воскресения.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь впервые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как впервые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к Страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно Страждущего, Поруганного и Распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах; полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви из-за большого количества читаемого многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет – и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве? И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется Жених душ (), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на Кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия Креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы; одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Величие Страстной седмицы чувствуется даже в другом ее названии – Великая седмица. Названа она так от того, что в эти дни с Христом происходили самые важнейшие библейские события.

    Она находится между двумя значимыми христианскими праздниками: Вербным воскресеньем и Пасхой, но сама Страстная седмица Великого поста при этом наполнена скорбью и грустью и является самой строгой неделей поста. Горечь от конца земной жизни Спасителя столь велика, что в эти дни церковь не совершает торжественных обрядов крещения и венчания.

    Великая седмица призвана провести человека по пути Христову. Это воспоминания о великом подвиге Иисуса, о Его прощении человечества вопреки всему и последующем Его вознесении. Именно в Страстную седмицу происходит последняя стадия духовного очищения и преображения.

    Иногда считается, что Страстная неделя не является постом, поскольку она следует за 40 днями, а ведь главный пост некоторые называют иначе – Четыредесятница. Но по церковным канонам Четыредесятница – это одно (пост самого Спасителя), а Великий пост обязательно включает в себя и её, и Страстную седмицу, которая является напоминанием о Его страданиях.

    Великий понедельник

    В первый день Страстной седмицы Великого поста вспоминается проклятие Господом бесплодного дерева – смоковницы. Миряне зачастую не понимают и даже осуждают это деяние Христово: слишком уж непривычны разрушительные действия милостивого Бога. Но в этом поступке запрятан глубокий смысл: Бог не только милосерден, но и справедлив. Смоковница была покрыта листьями, которые появляются у неё позже плодов. Так и человек, созревший для благодетели, но не совершающий благих дел, не кающийся искренне перед Господом, уподобляется бесплодному, бесполезному дереву. Некоторые богословы толкуют уничтожение смоковницы как уничтожение первородного греха Адама и Евы.

    Также в этот день вспоминается Иосиф – ветхозаветный праведник, послуживший прообразом мук Христовых. Так же, как и Спаситель, он был продан за серебро из зависти близкими людьми – своими братьями. Как и Иисус, Иосиф в итоге возвышается, только не на небесах, а на земле, становясь значимым человеком в Египте.

    Пища

    Церковные служения

    С понедельника по среду в утреню происходит чтение Псалтыря, поются песнопения в напоминание о Судном дне. Проводится литургия Григория Двоеслова, песнопения посвящены будущему пришествию Христа.

    Великий вторник

    Во вторник вспоминаются учения Спасителя в Иерусалимском храме. Это один из последних дней, в которые Иисус общался с народом и учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус сорвал маску показного благочестия с фарисеев.

    В древности на Руси в Великий вторник женщины втайне от мужчин готовили из толченого семени льна и конопли соченое молоко. Им поили домашний скот: считалось, что это убережет от хвори.

    Пища

    В понедельник допускаются некоторые послабления: миряне должны лишь соблюдать сухоядение, не употреблять в пищу масла. Глубоко верующие могут воздержаться от еды и во вторник.

    Церковные служения

    Продолжается чтение псалмов, песнопения посвящены последним притчам Христовым: о десяти девах, дани Кесарю, талантах.

    Великая или Страстная среда

    В среду проходят воспоминания о двух великих грешниках: о кающейся женщине, омывшей ноги Христа дорогим маслом, миром, и вытершей его после своими волосами, приготовив таким образом к последующему погребению; и об Иуде Искариоте, верном апостоле Спасителя, легко продавшем его за 30 серебряных монет. Грешница искала путь господень, а Иуда от него удалялся, а потому ей вечная слава за раскаянье, а апостолу-предателю – вечный позор.

    Русские обычаи предписывают выводить в этот день на улицу весь скот и обливать его талой водой, присыпанной прошлогодней «четверговой» солью. По верованиям, это защищало домашнюю скотину от любого недуга целый год, вплоть до следующей Страстной среды.

    Пища

    Церковные служения

    В среду Страстной седмицы принято оканчивать чтение Евангелия, которое за первые три дня желательно прочесть полностью. В последний раз проводится литургия святого Григория Двоеслова. Стихиры в среду рассказывают о раскаявшейся грешнице и Иуде. Чтение «Апостола» на литургии не проходит.

    Великий четверг

    В четверг Страстной недели принято вспоминать о Тайной Вечери и о том, как Иисус установил таинство святого причастия – необходимый для верующих обряд для воссоединения с Господом.

    На последней своей трапезе Иисус омыл ноги своих учеников в знак смирения и наказал им друг с другом поступать так же. Этот обряд нашёл отклик и современном богослужении: католическая церковь проводит ритуал омовения ног служителям. В православии этот обряд введен патриархом Кириллом в 2006 году.

    В Великий, или, как называют у нас, Чистый четверг происходит полная уборка дома, купание. После этого не положено убираться до Воскресенья. Начинается подготовка к Пасхе: выпекаются куличи, красят яйца.

    Пища

    Строго постящиеся в этот день продолжают сухоядение, остальным позволительно один раз в день отведать приготовленной пищи и съесть немного масла.

    Церковные служения

    Песнопения утрени лишь в этот день на Страстной неделе происходят в полном размере – поются все восемь песней. Литургия проходит в вечернее время, в честь вспоминаемых событий. После литургии в этот день проходит омовение ног. Освещают свежее мирровое масло. Общая вечерняя трапеза в честь воспоминания о Тайной вечери имеет торжественный оттенок, потому позволительно ослабление поста.

    Великая или Страстная пятница

    Это самый строгий день в посте, поскольку в пятницу вспоминаются страдания Христовы, Его распятие и погребение. В Страстную пятницу полагается скорбеть вместе с Христом, потому строжайше запрещены все развлечения, вплоть до чтения художественной литературы. По дому также нежелательно проводить какую-либо работу.

    Церковные колокола в пятницу Страстной седмицы не звонят.

    Пища

    Этот день пропитан скорбью. Это траур по Спасителю, поэтому соблюдающим строгий пост следует совсем воздержаться от пищи. Некоторые ограничивают потребление воды. Миряне в пятницу на Страстной неделе могут воздержаться от пищи до второй половины дня, пока не вынесут плащаницу, символизирующую снятие Иисуса с креста. Но питание должно быть строгим: сухоядение, без масла.

    Церковные служения

    На утрене зачитываются двенадцать отрывков из Евангелия, последовательно рассказывающих о казни Спасителя. Литургию в этот день не проводят.

    Великая суббота

    В этот день традиционно вспоминается погребение Иисуса Христа и последующее Его сошествие в чертоги ада. Оттуда Спаситель вызволил заключенных праведников, несших на себе тяжесть первородного греха, а также Адама и Еву.

    Поскольку Великая суббота Страстной седмицы озарена благостями победы над злом, милостью и всепрощением, в этот день люди снимают с себя траурные пятничные одежды и оканчивают приготовления к Пасхе. Важно управиться со всеми делами до вечера, чтобы успеть на ночную службу, посвящённую Воскресению Христову. Также в субботу освещают пасхальную пищу: куличи и яйца.

    Пища

    Хотя в этот день принято продолжение сухоядения, мирянам позволительны послабления: можно съесть немного масла, раз в день позволительна горячая еда.

    Церковные служения

    Подобно Великому четвергу, литургия в субботу начинается после вечерни. После окончания литургии расходится не принято: люди дожидаются пасхальной утрени, обычно начинающейся в полночь.

    Страстная седмица оканчивается субботой, за ней следует главный христианский праздник – Светлая Пасха. Хотя все ограничения поста в воскресенье снимаются, не рекомендуется наедаться в Пасху: выход из Великого поста должен быть постепенным.

    По возможности пост в Страстную седмицу Великого поста соблюдают особенно строгий. В эту неделю строжайше запрещены любые увеселения и развлечения. Верующим людям, которые по каким-либо причинам не могут пройти пост в полной строгости, например, по состоянию здоровья, следует попросить позволения и благословения у священника.

    Даже если не получится пройти пост в полной строгости, сама попытка его соблюдать уже поощряется церковью: так развивается важнейшая христианская добродетель – смирение. Помните, что пост – это не просто пищевое ограничение. Это борьба с пороками и страстями, постижение духовного единения с Господом. Потому в первую очередь необходимо ограничить не пищу, а ход пагубных мыслей.


    Close