Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство — вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.

Одной из самых колоритных фигур славянской мифологии и магии является упырь. Многие, отвечая на вопрос «кто такой упырь», обычно отвечают – вампир. Но это не так, а почему – вы узнаете из данной статьи, а также узнаете его особенности и то, как с ним можно справиться.

Упырями в славянском мире называют мертвецов, встающих ночью из могилы и нападающих на людей и животных, преимущественно для того, чтобы высосать из них жизнь, которая символизировалась кровью. Поэтому упырей, под влиянием европейской мифологии, иногда еще называют вампирами. Хотя это не совсем так, хоть и очень похоже.

Истоки происхождения упырей

Отвечая на вопрос «кто такой упырь», необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, откуда он появился, так как пониманием происхождения всегда позволяет более глубоко узнать предмет исследования. Что касается упырей, то самые ранние упоминания об упырях встречаются уже в древнерусских поучениях против язычников. Хотя сейчас, конечно же, затруднительно установить какими они представляюсь в ту пору, но согласно позднейшим поверьям, упырем в загробном существовании мог стать человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, покойник, через гроб которого перескочила черная кошка (черт) или при похоронном обряде которого были допущены некоторые ошибки, например, не завешены зеркала в доме, а также нечистый («заложный») покойник – самоубийца или умерший неестественной смертью, особенно колдун.


Как становятся упырями

На славянских территориях широко распространено убеждение, что превращению покойника в упыря способствовала чаще всего «нечистая» смерть или его неправедная жизнь. И если человек был большим грешником, то земля не примет его, он станет выходить из могилы и мстить живым. Как видите, ответить на вопрос «кто такой упырь», сказав просто, что это вампир, не совеем верно, поскольку в языческой культуре есть множество нюансов, отличающих упыря от европейского «кровососа».

Несоблюдение определенных моментов похоронного ритуала также могло стать причиной превращения покойного в упыря. Одним из самых строгих предписаний являлось завешивание зеркал в доме, где находится умерший. Считалось, если душа увидит свое отражение, то покойный будет вставать из могилы, то есть его окончательный переход в мир иной так и не состоится.

Как недопустимое нарушение расценивалось присутствие у гроба черных котов, особенно если животное оцарапает или запрыгнет на умершего. Данный запрет объясняли тем, что нечистая сила в облике животного пытается «испортить» покойного, что неминуемо приведет к его превращению в упыря.

Упырь и его особенности

Согласно народным представлениям, «нечистый» мертвец, ставший вампиром, не подвержен тлению, и он лежит в гробу лицом вниз. Подобный факт сохранности трупа встречается практически в каждой вампирской истории, и именно по этому признаку селяне обычно устанавливали, является ли покойный упырем или нет.

Упыри боятся солнечного света, поэтому время их «бодрствования» ограничено темной частью суток, и они до рассвета спешат вернуться в свои могилы или склепы.

Внешний облик упыря

Во внешности упыря часто называют такие отличительные черты как мертвенная бледность кожи и налитые кровью глаза, либо наоборот, красное лицо. По многим поверьям, упырь обладает острым языком, напоминающим змеиный, и звериные клыки, которыми он прокусывает кожу жертвы, чтобы пить из нее жизнь.


Что делает упырь

По ночам упырь выбирается из могилы и бродит по земле до первых петухов. В некоторых областях вампиров представляют глухими или слепыми и считают, что мертвого вампира носит на спине живой собрат, а точнее одна из жертв.

Упыри также считались виновниками и других бед. В частности верили, что человек, ставший упырем, может по ночам приходить к своей жене или одинокой вдове, которая после посещений ночного гостя начинает быстро худеть, увядать, терять силы и вскоре умирает.

Упыри, в которых превратились умершие колдуны, также опасны и тем, что не оставляют своих колдовских занятий и могут наводить морок и порчу на людей, скот и предметы.

Как защититься от упыря

Понимание того, кто такой упырь, неизбежно порождает вопрос, а как защититься от него. В качестве оберега от упырей и ходячих покойников у славянских народов большой популярностью пользовались разнообразные жгучие или колючие растения, в частности чеснок, который развешивали по дому. Очень действенным средством является и крапива - ее забивали в щели домов, раскладывали на крыльце и на подоконниках.

Хорошей защитой считались также терн и боярышник. Ветки и шипы этих растений помещали в воротах и над окнами домов на ночь.

Естественно, охранительную функцию выполняют и различные сакральные предметы - иконы, ладан, освященные свечи, просфоры и тому подобное. Поэтому упырь не может проникнуть в дом, где находятся иконы или горят освященные восковые свечи.

У южных и западных славян в защитных целях часто использовали сети или невод: умершего на ночь покрывали рыбацкой сетью, чтобы он не стал вампиром и «не утащил с собой кого-нибудь». Умерших иногда даже хоронили вместе с сетью, полагая, что упырь не сможет выйти из могилы и навредить кому-нибудь, пока не развяжет все узлы на сети.

© Алексей Корнеев

Упырь - общеславянский мифологический персонаж, заложный покойник, встающий по ночам из могилы. Он вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству.

Упырь опасен не только тем, что губит людей и животных - славяне верили, что он вызывает стихийные бедствия, голод, эпидемии, вредит всей общине. В общем, персонаж крайне опасный, подобный вампирам из западной мифологии.

Далеко не каждый покойник становится упырем. Говорили, что в них превращаются те люди, которые при жизни занимались колдовством. Подозревали в кровопийстве также тех, кто умер «не своей» смертью (слишком рано, от несчастного случая, покончил с собой) и его «неправильно» похоронили (на общем кладбище, а не на перекрестке). Вызвать явления покойника может также неумеренная скорбь близких людей. Так, погибшие мужья являлись в виде упырей к женам, жили с ними супружеской жизнью и пили их кровь, отчего женщины рано или поздно погибали.

Еще было. Она плакала по ем. Он встретился ей, говорит: «Вот я тута. Я к тебе приду», - говорит. Вот ночью подошел он к окну, молоток просит. Взяла ему молоток подала. Там в сарае он стукал, стукал, а я, говорит, сошла, как соха брошена, так и лежит. Потом стал в избу ходить. Она говорит: «Филипп, погляди Васю». А Вася в зыбке лежал. К ребенку-то не подошел… А была приехавши евоная сестра. Она говорит: «Ты што, дура, с ума сошла. Разве ж это он ходит?» Какой-то раз сено убирали на сарае. Сена-то много распушоно. Она говорит: «Был бы Филипп». Тут он и оказался. Зовет: «Полезай на стог». Она полезла, ударилась о матицу, сказала: «Господи!» - так никакого Филиппа. Потом заметили, что пойдет в лес с веревкой. Брось, говорят, разве он к тебе ходит - нечистый дух.

Проклятые кровными родственниками, заколдованные тоже могли стать упырями. Бывало так, что тому или иному человеку на роду написано стать после смерти упырем. Например, их зачали в неурочный день, родились с зубами, в «сорочке». Укушенные упырем сами ими становятся. Кое-где верили, что живые колдуны могли во сне пить кровь других людей.

Как выглядят упыри? Как они нападают на людей?

Упыри во многом подобны живым людям, можно в них узнать конкретного умершего, одеты в то, в чем их похоронили. Отличали их от живых людей по особым признакам - яркий румянец, красные глаза, клыки, иногда хвост. Когда открывали могилу предполагаемого упыря, обнаруживали, что тело очень хорошо сохранилось, перевернуто или лежит на боку. Ведь могила - единственный дом упыря, где он проводит светлое время суток, с наступлением ночи наведывается в дома. Пьет кровь он из сердца, из шеи - у жертв обнаруживают характерные укусы зубов и языка.

Они способны к оборотничеству, превращаются в зверей, птиц, насекомых. Упыри часто нападают на грудных детей и молодоженов. Они очень быстры и сильны, поэтому с помощью одной только физической силы с ними не справиться. Если покойник навещает свою жену или невесту, женщина начинает чахнуть и худеть. Говорили, что она может даже забеременеть от упыря, но родившийся ребенок долго не проживет, а то никакого ребенка и не будет.

Как избавлялись от упыря?

Во-первых, меры против посещений упырей принимали еще в момент похорон. «Заложных» покойников нельзя было хоронить на обычном кладбище: могилы рыли на перекрестке, в лесу, за кладбищенской оградой. Во время похорон обсыпали могилу и дорогу от дома до места захоронения маком: якобы покойный не вернется к живым, пока не соберет всех зерен. Опасно было слишком сильно скорбеть по молодым, умершим до срока людям, а то слезами можно было вызвать их посещения. Если упырь все же появился, разрывали могилу того, кого подозревали, подрезали жилы под коленями, забивали рот песком, клали щетину, часто сжигали тело, рубили голову и клали между ног вниз лицом. Часто ограничивались осиновым колом, вбитым в могилу.

Если упырь являлся к своей жене, то надо было рассказать о таких посещениях любому знакомому, потому что она сама заподозрить неладное часто не в состоянии. Ведуны советовали чем-то удивить ходячего мертвеца:

К одной женщине ходил муж. У ей двое детей было. И приходит старичок ночевать. Она говорит: «Дедушко, помоги». Он и говорит: «Будет вечер, покрой чистой салфеткой стол, положи хлеб, соль, мальчика и девочку одень в чистое». Она так и сделала. Вот она слышит: загремело, зашумело, дверь открывается, муж говорит: «Где это видано, где это слыхано, чтоб брат на сестре женился?» А старичок отвечает: «Где это видано, где это слыхано, чтобы мертвый ходил?» Тот и крикнет: «А, догадался!» - и ушел. Старичок говорил: последняя ночь, а то задушил бы.

Посторонние люди могут распознать истинную природу упыря:

У одной женщины умер муж. Он к ней ходил. Она его блинами кормила. Она печет блины до полуночи. Печет, печет, а блины все исчезают. А молодуха уронила ножик, специально. Стала подымать и видит ноги мохнатые…

Помогали от упырей талисманы, упоминания богов, иногда грубая ругань.

Упырь - герой славянской мифологии. Она разносторонняя и отражала представления наших предков о жизни и окружающем мире. Изучать ее полезно тем, кто хочет узнать о взглядах наших предков больше и продолжить их традицию.

Подробнее о славянской мифологии.

Цель настоящей заметки - сообщить читателю некоторые исторические сведения об упырях, т. е. такие сведения, которые относятся к известному времени и месту и даже к определенному лицу. Но, разумеется, в этом случае нельзя обойтись без указания на общие представления народа об упырях.

Афанасьев, обобщив народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми, отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Несмотря на то, что приведенное определение очень широкое, оно, однако, не охватывает всего содержания, заключающегося в понятии упырь. Нужно, следовательно, обратиться к самим народным воззрениям.

По одним представлениям нашего народа, упырь есть ублюдок от чорта или вовкулака и ведьмы. Отсюда и поговорка: «упырь и непевный у сим видьмам родич кревный». Но он живет, как обыкновенный человек, отличающийся лишь злостью. По другому верованию, упыри имеют только образ человеческий, а в сущности они настоящие черти. Есть и такое верование, что упыри - это трупы ведьм, колдунов и других людей, в которых после их смерти поместились черти и приводят их в движение. Упырем, впрочем, может сделаться всякий человек, если только его овеет степной ветер. По внешнему виду упырь в одних местах ничем не отличается от обыкновенного человека, в других местах его представляют человеком с очень румяным лицом. На правой стороне Днепра есть еще особый вид упырей. Упырями там называют детей с большой головой, с длинными руками и ногами, словом, страдающих размягчением костей, или английской болезнью. Такие уроды «без костей» носят название одмины (по-великорусски обмениш, или седун), потому что их подбрасывает людям нечистая сила взамен выкраденных человеческих младенцев. В Проскуровском уезде Подольской губернии народ знает деление упырей на две категории - живых и мертвых. Отличительные признаки мертвеца-упыря те, что у него лицо красное, лежит он в гробу навзничь и никогда не разлагается; у живого лицо тоже красное, хотя бы он был и старик, и кроме того чрезвычайно крепкое телосложение. Эта крепость телосложения необходима ему потому, что, по местному верованию, ему приходится таскать на своей спине мертвого упыря; последний без первого не может быть вреден, так как он не может ходить.

По общераспространенному верованию малороссов, упыри-мертвецы днем покоятся в могилах, будто живые, с красным или, лучше, окровавленным лицом. Ночью встают из гробов и бродят по свету. При этом они летают по воздуху или вылазят на могильные кресты, производят шум, пугают путников, гоняясь за ними. Но более страшны они тем, что, входя в дома, бросаются на сонных людей, в особенности на младенцев, и высасывают у них кровь, причиняя этим смерть. Хождение их по свету продолжается, как и остальной нечисти, до тех пор, пока не запоют петухи. Чуму и другие эпидемические болезни, также засуху, неурожаи и другие общественные бедствия тоже приписывают упырям и упырицам. Упырь-одмина, кажется, не вредит людям, тем более что он вовсе не ходит, а лишь может сидеть или лежать на одном месте. Он приносит даже пользу, потому что, отличаясь предведением будущего, занимается предсказыванием того, что должно случиться с людьми. Такой упырь, собственно говоря, никогда не умирает; когда его похоронят, он появляется в другом месте и начинает вновь предсказывать будущее.

Избавлялись от упырей, выходивших из могил, тем, что откапывали их трупы и пробивали грудь осиновым колом. Но это средство не всегда помогало. Тогда считали необходимым прибегнуть к более радикальному средству - сжечь труп упыря. А если за упыря признавали живого человека, то он должен был погибнуть на костре. И действительно, в старину у нас, как и на Западе, во время засух и мора сожигали на огне упырей и ведьм. Для того, чтобы окончательно лишить упыря возможности вредить людям, перед сожжением его прибегали к разным символическим действиям: завязывали ему глаза, забивали глотку землей и т. п.

После сообщения народных верований об упырях, укажем на отдельные лица, которых народ признавал за упырей.
По словам Голенбиовского, при короле польском Станиславе Августе был упырь в Белоруссии. Был и на Полесье в Лосицах упырь Курейко, которого назвали так потому, что он пел по-петушиному. Курейко повесился на подволоке в 1824 году; по смерти, как и при жизни, каждый вторник пел, свистал и плясал.

В с. Новоселках, пишет Новосельский в книге, изданной в 1857 году, лет сорок тому назад родился мальчик без кости; голову имел большую, как взрослый человек, ноги длинные, подобные тычинам, а лицо и глаза очень умные. Подросши, он не мог ходить, а всегда сидел в мерке, обложенный подушками. На седьмом году начал предсказывать. Предсказывал только поутру; кто приезжал днем, должен был ожидать до следующего дня и только поутру получал ответ на свой вопрос. Ясновидение его открылось таким образом. Отец мальчика имел пасеку, которую стерег дед. Однажды перед рассветом мальчик начал звать отца и будить его, чтобы тот как можно скорее отправлялся на пасеку, иначе воры убьют деда и покрадут мед. Отец не поверил, повернулся на другой бок и хотел заснуть, но сын снова стал кричать ему, чтобы как можно скорее бежал, потому что непременно убьют деда. Наконец отец послушался, пошел, пришел на пасеку и там действительно застал двух воров, которые выбирали мед из ульев, а в стороне увидел связанным своего старого отца. С того времени начали верить в предсказания мальчика-калеки; вскоре весть о нем распространилась по всей окрестности: на поле за селом всегда стояло множество повозок и возов тех людей, которые приезжали за предсказаниями к ясновидящему. На десятом году жизни своей он умер. Говорят старые люди, что он не умер: только тело его похоронили, а он где-то далеко снова появился и предсказывал. При этом Новосельский замечает, что в 1852 году в Подольской губернии такой самый калека без кости, Ивась, предсказывал будущее, как об этом было сообщено в корреспонденции Адама Плуга в «Газете Варшавской» [...]
Может быть, в основании настоящего народного рассказа нет никакого реального факта. Но вот действительный случай, из более далекого прошлого.

Летом 1727 года киевский полковник Антон Танский прислал в Малороссийскую генеральную войсковую канцелярию крестьянина Семена Калениченка вместе с его показанием, в котором тот признал себя за упыря и вместе с тем заявлял, что в некоторых местах Малороссии вскоре будет эпидемия на людях.

Кажется, что все вышеуказанные упыри принадлежат к разряду незлобных, ясновидящих. Но вот факты, относящиеся к известным в истории личностям. Этих упырей можно назвать антисоциальными упырями.

О том самом Антоне Михайловиче Танском, который представлял упыря Семена Калениченка в войсковую генеральную канцелярию, сложилась следующая легенда.

Танский богат был деньгами и землями. Первые он получил в виде приданого за женой, дочерью Палия, вторые получил в виде дара от Петра I, а еще более награбил от бедных казаков и посполитых. Тем не менее имя его часто поминалось между строителями и благотворителями храмов. Однажды он подарил целое барило червонцев монахам Афонской горы, пришедшим просить подаяния на свои обители и избравшим его дом местом складки всего собранного ими по Украине. Но зависть и скупость одолели его, и он решился воспользоваться всем напрошенным добром. Слугам своим он велел утопить монахов в Днепре, а сокровища их принести к себе. Спасшийся один из монахов рассказал о случившемся своему архимандриту, который и прибыл в Украину с целью уговорить Танского возвратить заграбленное. Но Танский от всего отперся. Тогда архимандрит наложил на него клятву: «за то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою, исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям, и род его изведется». «Поховали его сыны,- продолжает легенда,- ще не вспилы и добром подилытысь, як щось страшне почало диятысь. Тильки що зайде сонце и трохи прытемние, як из домовины вылазить старый полковник: борода по пояс, очи палають пекельным огнем, з рота поломья сыпле, права рука на серци, в ливий пернач держать, и ходить вин, поки пивни не заспивають, а тоди застогне, так що чуб угору лизе,- и зное лагодиця в домовину. Думали - гадали сыны, що им робити, бачуть, що правду казав пророк игумен. Позвали печерского архимандрита, роскопали могилу, аж лежить старый Тансысий, неначе живый, тильки борода од росла и кигти повырастали. Узяли сыны осиковый кил и пробили Танського наскризь, а архимандрит прочитав молитву и положив заклятте, щоб не выходив билыи из домовины. И тепер стари люде показують ту могилу, да прокляв Танського игумен; да часом опивночи щось страшно, страшно стогне под землею, неначе терпить несказанну муку».

Еще с большей несомненностью утверждается факт об упырстве генерального обозного Василия Бурковского, бывшего ранее черниговским полковником. Это тот Бурковский, известный богач, которому кн. Голицын предлагал гетманство, после устранения Самойловича, за 10 000 рублей, и который по скупости отказал боярину. Как известно, Мазепа вымолил у скупого богача взаймы эту сумму и купил себе гетманство. Бурковский, по семейному преданию, сообщаемому Маркевичем, был не только скупой, но и злой человек. Он ел скоромное в страстную пятницу, таскал к себе дочерей и жен своих крестьян, самих крестьян тиранил: одевал их в медвежьи меха и травил меделянами. Он умер в Чернигове и был похоронен в Троицком монастыре. На другой день после похорон его видели едущим на шестерке вороных коней по Красному мосту, что на речке Стрижне. Кучер, форейтор, лакеи и три собеседника в карете были черти. Распространилась молва, упыря прокляли, и он с поездом провалился в Стрижень. Пошли, открыли гроб и нашли в нем упыря красносиним, с открытыми глазами; его пробили осиновым колом. Все это происшествие было изображено масляными красками на стене Троицкого собора, и только в первом десятилетии нынешнего столетия закрашена легенда об упыре.
В числе актов, заимствованных из Киевского центрального архива и напечатанных в исследовании В. Б. Антоновича о колдовстве, помещен один, в котором передается такой случай сожжения упыря.

Во время эпидемии в 1738 году жители села Гуменец обходили ночью в церковной процессии вокруг села, чтобы избавиться от болезни. Встретив шляхтича Матковского, который в это время ходил по полям с уздой и отыскивал своих лошадей, гуменчане жестоко избили его, приняв за упыря, виновника мора. На другой день жестоко мучили и сожгли на костре. Замечательно, что в числе лиц, принимавших участие в деле, были не только крестьяне, но и шляхтичи, также местный священник и дьячок. Когда громада колебалась, можно ли жечь Матковского, один из шляхтичей поощрял громадян, говоря: «сжгите скорей, я дам сто злотых: хочет он нас и детей наших погубить, так лучше пускай сам пропадает». А священник выражался: «Я до души, а вы до тела, сжгите как можно скорей». Пред сожжением Матковскому замазывали рот свежим навозом, а глаза завязывали большой тряпкой, обмоченной в деготь.

Так же поступил народ во время чумы 1770 года в м. Ярмолинцах Подольской губернии с захожим из Турции Иосифом Маронитом. Маронит был иностранец, несколько лет занимавшийся лечением. впрочем, очень удачно. Прежде, нежели сжечь, его опустили в бочку с дегтем.

Все изложенное приводит к тому заключению, что в старину верование в упырей не носило одного отвлеченного характера; народ не довольствовался тем, что вообще признавал существование на свете упырей. Нет, он стремился приурочивать свои представления к известным, действительно существовавшим личностям. В особенности в моменты крупных общественных бедствий, мора, голода и т. п. воображение народа болезненно настраивалось и отыскивало виновников этих бедствий (упырей) в своей среде. В упыри обыкновенно зачислялись люди, чем-либо отличавшиеся от прочих, например, калеки, знахари, умершие «не своей смертью», также люди, отличавшиеся хищным и злостным нравом. Впрочем, в минуты общественных бедствий всякому легко было попасть в упыри, все зависело от случайности. Причинами, поддерживавшими настоящее верование, как и многие однородные, кроме невежества и общего склада миросозерцания, были: болезненные галлюцинации и иллюзии чувств (например, видели упыря, выходящего из могилы, где похоронено такое-то лицо); открытие людей, заживо погребенных, лежавших во гробу ниц, с изодранной одеждой, искусанными руками, окровавленным лицом и т. п.; собственное сознание в упырстве подозреваемых лиц, сознание, вынужденное пытками и истязаниями или просто произнесенное в состоянии помешательства. Самые факты обвинения тех или иных лиц в упырстве и публичное сожжение их должны были сильно поражать воображение масс и далеко распространять настоящее верование. Социальные причины, имевшие место у нас в прошлом столетии, также должны были поддерживать веру в упырей. Это именно существование целой категории лиц, которые стремились всеми неправдами захватить чужие земли и обратить крестьян и казаков в свою собственность. Те из указанных лиц зачислялись в упыри, которые отличались особенной свирепостью по отношению к крестьянам и казакам.

Голенбиовский в книге «Lud polsky» говорит, что в Польше в старину верили в существование упырей люди всех сословий; только сочинение Богомольца «Diabel w swojej postaci» и более широкое просвещение уничтожило этот предрассудок, не искоренившийся в народе и доселе. Тоже самое было и у нас в Украине: в прошлом столетии вера в упырей была присуща не только простому народу, мелкому панству, сельскому духовенству, но и лицам, занимавшим высокие посты в местном управлении, как, например, малороссийским полковникам. Впрочем, надобно сказать, что и тогда уже встречались у нас люди настолько просвещенные, что относились вполне скептически к этому верованию. В подтверждение приводим промеморию Малороссийской войсковой генеральной канцелярии в Малороссийскую коллегию от 19 июля 1727 года по делу Семена Калениченка.

«Сего 1717 году, июля 15 дня, полковник киевский Антоний Танский прислал в войсковую енералъную канцелярию человека Семена Каленниченка и при оном его допрос, в котором допросе показал себе быть упиром, и якобы в городе Глухове и в Лохвици, прийдучой Спасовки сего 1727 году, меет быть моровое поветре. Пре то з войсковой енеральной канцелярии оный Калениченко и подлинный его допрос при сем в малороссийскую коллегию посылается. А по усмотрению упира оного разсудила войсковая енеральная канцелярия его быть несостоятельнаго ума, и потому оние его слова от него показана знатно по некотором в уме помешательству. О чом коллегия малороссийская да благоволит ведать».

И главные герои страшных сказок. Рассказы об их злодеяниях впечатлили многих поэтов, музыкантов, художников и писателей. На свет появились книги и картины, повествующие о жизни ужасных созданий. Впоследствии они породили целые субкультуры, поклоняющиеся сверхъестественному. Но что мы знаем о и вурдалаках? Кто они такие, как выглядят и существуют ли на самом деле? Попробуем ответить на эти вопросы более подробно.

Что значит «Упырь»?

В давние времена наши предки поклонялись силам природы, в руках которых жизнь человека была всего лишь игрушкой. Славяне верили, что души предков возвращаются в свои дома, пируют вместе с потомками и защищают их от зла. Еще в эпоху палеолита или мезолита, когда образ жизни людей был неотрывно связан с охотничьим хозяйством, упыри и берегини сопровождали пращуров от рождения до смерти. Позже упыри представлялись славянам бесплотными злыми духами умерших, которым ненавистно все живое. Берегини же, напротив, были духами добрыми и стремились защитить людей от всякого зла. Пришедшие на смену язычеству христианство меняло обряды и верования людей. Со временем образ мертвого духа менялся и приобретал новые черты. Теперь упыри - это мертвецы, восставшие из могил, чтобы пить кровь живых людей или поедать их плоть.

Кто становится упырем

Вопреки распространенному мнению, стать живым покойником посредством заражения или инициации невозможно. Это звание нужно заслужить неправедной жизнью, распутством, пьянством или поклонением темным силам. Известно, что такими чудовищами становились после смерти колдуны, злодеи, ведьмы или самоубийцы. Однако некоторым людям могло просто не повезти, если они, например, были зачаты в «злую» минуту. Что это означает данный термин, не мог ответить никто, а потому под подозрением были все те, кто родился через девять месяцев после поста или большого церковного праздника. Также будущих упырей мог выдать двойной ряд зубов или злобный характер.

Как выглядит упырь?

Народные поверья утверждают, что узнать упыря нетрудно. Самые страшные из них являются в виде скелетов или покойников, раздутых от выпитой крови. Другие не меняют свой облик так кардинально и приходят к живым в виде почивших родственников или друзей. Они одеты в одежду, в которой были похоронены, а выдает их только наличие хвоста или нароста под коленом, из которого вылетает душа. Самые хитрые кровососы маскируются под живых так ловко, что отличить их нормальных людей сможет не каждый. Однако если вы заметите, что у вашего собеседника отсутствует тень, а губы неестественно раздуты и имеют яркий то берегитесь. Возможно, к вам гости пожаловал восставший покойник, желающий отведать крови. Как противостоять такому упырю, читайте в следующем разделе нашей статьи.

Методы борьбы с кровососами

Народные сказки и легенды дают нам четкую инструкцию о способах защиты от упырей. Большинство из них мы знаем по западным фильмам ужасов и книге знаменитого ирландца Однако так ли эффективны европейские методы борьбы с вампирами и подействуют ли они на их восточнославянских коллег. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос и приведем «проверенные» примеры:


Упыри и современность

Благодаря раскрученным голливудским сюжетам, многие потомки славян уже не помнят о верованиях своих славных предков. Образы страшных мертвецов, приходящих пообедать живыми людьми, вытеснены образами элегантных и аристократичных вампиров. К сожалению, мало кто из поклонников фильмов ужасов знает о произведениях великого А. Пушкина, Н. Гоголя или А. Толстого, которые до сих пор внушают страх и дарят бессонные ночи. Упыри - это яркий пример народных верований, отразившиеся на современной культуре и мировоззрении. А потому будет очень жаль, если мы забудем о страшных сказках наших предков и станем пугаться появления на экранах рафинированных носферату, рожденных фантазией западных продюсеров.


Close