Можно встретить две версии того, как была заложена церковь - первая гласит, что она основана графиней Сапари, а согласно второй, ее строительство начал сам император Франц Иосиф в память о погибшей супруге Елизавете. Но истина, как всегда, где-то посредине. Костел действительно был построен при содействии графини Сапари, которая имела большое влияние в обществе. Изначально на месте церкви Святой Елизаветы существовала небольшая часовня для учащихся Королевской гимназии, но она не могла вместить в себя всех желающих. И тогда было принято решение возвести храм, который стал бы доступен не только для учеников, но и для других жителей.

В августе 1909 года был заложен фундамент Голубой церкви, а уже в ноябре император одобрил ее проект и пообещал свою помощь в этом деле. Строительство было окончено в 1913 году. Главным архитектором нового костела стал Эдён Лехнер, а известный в скульптор Алоис Ригель создал для него мраморную статую супруги Франца Иосифа, которая сегодня находится в приходском доме.

Сегодня церковь Святой Елизаветы составляет единый архитектурный ансамбль с находящейся рядом Католической гимназией. Оба здания, а также домик священника, были спроектированы Эдёном Лехнером в одном стиле.

Как добраться

До Голубого костела можно доехать следующим транспортом:

  • Трамваями - маршруты № 4, 11, 12, 13, 14;
  • Автобусами - маршруты № 50, 95, 128.

Несмотря на то, что храм находится в спальном районе, к нему легко дойти пешком от исторического центра города.

Адрес: Bezrucova 2, Братислава 811 09.

Церковь Святой Елизаветы на карте

На что обратить внимание

К церкви Святой Елизаветы стоит прогуляться даже в те дни, когда она не работает, ведь оригинальный вид этого здания и его отделка стоят того, чтобы на них полюбоваться. Стены здания выложены голубой майоликой, благодаря чему он и приобрел свое второе имя. Все архитектурные элементы сделаны плавными и округлыми, словно перетекающими друг в друга, что создает интересный дизайн «пряничного домика».

Обратите внимание на мозаику над входом - она отображает известную историю из жизни святой. Будучи женой ландграфа Людвига, Елизавета много времени посвящала благотворительности, но, согласно легенде, знатный супруг был против раздачи щедрой милостыни. И вот однажды, когда она несла хлеб для бедных в подоле фартука, муж потребовал показать, что там спрятано. Отдернув же подол, Людвиг увидел, что вместо хлеба там оказались розы. Справедливости ради стоит отметить, что у историков другое мнение - считается, что на самом деле ландграф поддерживал свою супругу.

Экскурсии

Поскольку Голубая церковь является действующим католическим храмом, сюда можно бесплатно войти в любой день в рабочее время.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу - с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00;
  • В воскресенье и в дни католических праздников - с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00.

Каких-либо экскурсий здесь не проводится, но осмотр храма входит в программу многих экскурсионных туров по , предлагаемых туристическими бюро.

Когда лучше посетить

Оптимальное время для прогулок по Братиславе - конечно же, лето. Если вы хотите осмотреть костел внутри, выбирайте будни, поскольку в выходные здесь часто проводятся венчания. Внутреннее убранство храма не отличается особой роскошью, но здесь есть несколько фресок и красивый алтарь с изображением святой.

Сегодня, в канун светлого праздника Пасхи, расскажу о православном храме расположенном в городе Висбаден, который я посетил летом прошлого года.

Церковь святой праведной Елисаветы - православный храм в городе Висбаден, расположенный на горе Нероберг.

Храм относится к Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Настоятель - архиепископ Марк Арндт. При храме располагается дом священника и кладбище, которое является крупнейшим православным кладбищем в Европе.

Создание Храма во имя Святой Праведной Елисаветы в Висбадене связано с историей Великой княжны Елизаветы из царского рода Романовых, племянницы русских императоров Александра I и Николая I.

В 1844 году Великая княжна Елизавета Михайловна - дочь Великого князя Михаила Павловича, принцесса по-западному - вышла замуж за герцога Адольфа Нассауского, ставшего впоследствии Великим герцогом Люксембургским. Свадьба состоялась 31 января в Петербурге и после свадьбы счастливые молодожены переехали в Висбаден. Местные немцы сразу же полюбили юную герцогиню за ее добрый и веселый нрав, за красоту и ум. А менее чем через год, 28 января 1845 года Елизавета скончалась при тяжелых родах вместе со своей новорожденной дочерью.

Останки Великой княжны могли покоиться только в земле, освященной по православному обряду, и глубоко скорбевший герцог Адольф решил построить православную церковь, которая стала бы местом упокоения для его любимой жены и их не выжившего ребенка. Герцог испросил разрешения у императора Николая I использовать на строительство храма-усыпальницы приданное покойной супруги, которое составляло около миллиона рублей и получив согласие, приступил к строительству.

18 октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил Храм Святой Праведной Елисаветы. Об этом событии свидетельствует памятная золотая табличка на стене храма.
Желая сохранить эту жемчужину православного зодчества, Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок примыкающего к нему леса, включающий в себя и русское православное кладбище. Теперь это владение принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом.

Храм располагается на горе, с которой открывается прекрасный вид на Висбаден.

Висбаден утопает в зелени.

После нескольких неудачных проектов разных архитекторов постройка храма была поручена нассаускому архитектору Филиппу Хофманну, который в 1846 и 1847 годах побывал в России с целью ознакомления с русской православной архитектурой. Самое сильное впечатление произвел на него храм Христа Спасителя в Москве разрушенный в 1931 году. Он оказал большое влияние на планы Хофманна при постройке храма в Висбадене, который является единственным в своем роде памятником русской церковной архитектуры напоминающий храм Христа Спасителя.

25 мая 1855 года церковь была торжественно освящена во имя Святой Праведной Елисаветы, матери Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, небесной покровительницы скончавшейся Великой княжны. В ту же ночь тела Великой герцогини Елизаветы и ее дочери, сопровождаемые многолюдной траурной процессией, были торжественно перенесены из католической церкви, где они находились 10 лет, в русскую церковь и положены в крипту, где они покоятся и поныне.

Для строительства храма безутешный муж выбрал самое высокое место в Висбадене - гору Нероберг. И сейчас русская церковь со своими пятью золотыми куполами видна с любой точки Висбадена. Висбаденцы гордятся «своей» церковью, и она стала символом города.

И сейчас в храме идут богослужения на церковнославянском языке.
Трудами местного священника Александра Зайцева два года назад купола церкви были заново позолочены. Деньги, а это 500 тысяч евро, были выделены из бюджета земли Гессен.

Строили храм из светло-бежевого песчаника, чтобы он особенно четко выделился на фоне темного леса, а для большего контраста посадили позади церкви ели. Будто с изумрудного пьедестала далеко-далеко светит белый русский храм, основанием которому служит греческий крест.

Церковь Святой Елизаветы, возведенная в XIII веке над могилой этой католической святой в Марбурге, считается самым ранним чисто готическим храмом в Германии.

  • Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге


  • Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Перед нами - самая ранняя церковь, построенная в Германии в чисто готическом стиле. Этот храм был заложен в Марбурге на берегу реки Лан в 1235 году и освящен примерно через полвека. Возводился на средства Тевтонского ордена, все церкви которого традиционно посвящали Деве Марии. Он не был исключением, однако в историю вошел все же под другим названием - церкви Святой Елизаветы (Elisabethkirche).

  • Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    В Германии есть более старые готические церкви: Либфрауэнкирхе в Трире и Магдебургский собор, - однако они не являются примерами чистой готики. Знаменитый Кельнский собор был заложен позже. Эта фотография сделана за главным алтарем церкви Святой Елизаветы. Окно, расположенное посредине, было завершено в 1249 году и считается выдающимися произведением средневекового витражного искусства.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Храм построили над могилой Святой Елизаветы (1207-1231) по инициативе будущего Великого Магистра Тевтонского ордена Конрада Тюрингского, приходившегося Елизавете деверем. Конрад был младшим братом ландграфа Тюрингии Людвига IV, который в 1227 году стал жертвой чумы во время Шестого крестового похода. Елизавета пережила своего супруга лишь на несколько лет, скончавшись в 24-летнем возрасте.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Потеряв мужа, последние годы жизни она посвятила служению бедным, расходуя на это все свое вдовье наследство, что не вызывало особых восторгов у родственников. В Страстную пятницу 1228 года Елизавета отреклась от мирской жизни, чтобы следовать идеалам францисканского ордена, к которому принадлежал и ее духовный наставник - инквизитор и проповедник крестовых походов Конрад Марбургский.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    На предыдущей картине изображена сцена отречения Елизаветы от мира, а на этой гравюре она раздает милостыню. В 1228 году овдовевшая ландграфиня основала в Марбурге больницу для бедных, в которой поселилась, вела аскетический образ жизни и до своих последних дней ухаживала за больными. В 1231 году была похоронена здесь же, в госпитальной часовне, и канонизирована уже через несколько лет.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Паломники потянулись сюда сразу после смерти Елизаветы, а после причисления к лику святых их стало еще больше. Храм на месте часовни заложили сразу после канонизации в 1235 году. Такой вид на Марбург открывается с возвышенности на противоположном берегу реки Лан, где в конце XIX века возвели башню со смотровой площадкой.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Елизавета Тюрингская, она же Елизавета Венгерская, происходила из венгерской династии Арпадов. В четырехлетнем возрасте была обещана старшему сыну ландграфа Тюрингии и тогда же с богатым приданым отправлена на воспитание в семью будущего супруга. Замуж за Людвига IV она вышла в 14 лет. У них родилось трое детей. Средняя дочь - София Брабантская - стала основательницей ландграфства Гессен.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    В 1227 году Елизавета проводила мужа в Крестовый поход, из которого он не вернулся. В некоторых источниках Людвига IV называют грубым и жадным, но большинство свидетельств говорит о счастливом браке и о том, что ландграф не препятствовал благотворительной деятельности Елизаветы. Еще в 1223 году супружеская пара вместе основала больницу для бедных в Готе, передав этому госпиталю щедрые дары.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Елизавету обычно изображают в окружении больных и калек. Уже с детства она избегала роскоши, отличалась обостренным чувством справедливости и богобоязненностью. Как раз в это время в Европе широко распространились идеалы нестяжания и бедности Франциска Ассизского, о которых она узнала от монахов. Бедным помогала не только деньгами и едой. Например, сама пряла пряжу, из которой ткала для них сукно.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    В 1226 году она осталась управлять ландграфством вместо мужа, который уехал тогда на рейхстаг. В это время жители Тюрингии сильно бедствовали из-за неурожая. По решению Елизаветы были открыты казенные склады, чтобы люди не гибли от голода. Простые верующие считали ее святой еще при жизни. Родственники и представители знати держали за сумасшедшую, раздававшую все свои богатства.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    Молва о первых чудесных исцелениях у могилы ландграфини Елизаветы распространилась почти сразу после похорон, причем, повсюда в Германии. Процедуру канонизации в 1232 году инициировал Конрад Марбургский, изображение которого сохранилось на одном из витражей. В ходе этого процесса было заслушано шестьсот свидетелей, подтвердивших факты более сотни чудесных исцелений, в особенности, исцелений детей.

    Храм Святой Елизаветы в Марбурге

    В 1235 году собранные документы доставили папе римскому Григорию IX, который уже вскоре согласился причислить Елизавету к лику святых. Первого мая 1236 года в присутствии императора Фридриха II останки Елизаветы извлекли из могилы и поместили в золотой реликварий. Он сохранился в марбургской церкви, но без мощей. О том, что с ними произошло, мы расскажем во второй части репортажа.


Смотрите также:
Прогулка по Марбургу

    Этот небольшой город расположен в Гессене: на реке Лан, между Франкфуртом и Касселем. В России известен, поскольку студентами здешнего университета были выдающийся ученый Михаил Ломоносов, основоположник производства российского фарфора Дмитрий Виноградов, а также нобелевский лауреат Борис Пастернак. Последний, правда, провел в Марбурге лишь один семестр.

    Достопримечательности Марбурга

    Первые письменные упоминания Марбурга датированы серединой XII века. Чтобы осмотреть главные достопримечательности, достаточно одного дня, но уютные улочки, спокойная атмосфера и красивые пейзажи приглашают задержаться подольше. В ходе нашей сегодняшней прогулки мы осмотрим Старый город, он же - Верхний город (Oberstadt).

  • Достопримечательности Марбурга

    Особую роль в истории Марбурга сыграла Елизавета Тюрингская (1207-1231) - принцесса из венгерской династии Арпадов. Рано лишившись мужа - ландграфа Тюрингии, умершего от чумы во время крестового похода, в 1228 году она избрала это место в качестве вдовьей резиденции, основала здесь госпиталь и отдавала служению обездоленным все свое время, следуя идеалам монахов-францисканцев.

  • Достопримечательности Марбурга

    Проповедница бедности и милосердия, она скончалась в 24-летнем возрасте и скоро была канонизирована. В Марбург тогда же потянулись паломники со всей Европы. В 1235 году Тевтонский орден заложил над могилой Святой Елизаветы новый храм - первую в Германии церковь, возведенную в чистом готическом стиле, то есть без элементов романики, которая предшествовала этой эпохе.

    Достопримечательности Марбурга

    В 1248 году Марбург стал резиденцией гессенских ландграфов. Произошло это в ходе борьбы за тюрингское наследство: София Брабантская, дочь Святой Елизаветы, провозгласила своего малолетнего сына Генриха ландграфом и в ходе многолетней войны добилась независимости Гессена. В это время в Марбурге укрепили и расширили стену, защитив Верхний город.

    Достопримечательности Марбурга

    Помимо изображений Елизаветы Тюрингской сейчас здесь повсюду можно увидеть красно-белых гессенских львов. Правда, свое значение в качестве города-резиденции Марбург начал утрачивать почти сразу после смерти ландграфа Генриха I в 1308 году и разделения владений между двумя его сыновьями.

    Достопримечательности Марбурга

    Новый этап в истории города начался в годы Реформации. Тогдашний гессенский ландграф Филипп I Великодушный (1504-1567), родившийся в Марбурге, был ревностным приверженцем идей Мартина Лютера. В 1527 году он создал здесь протестантский университет - самый старый из до сих пор действующих протестантских университетов в мире. Имя основателя увековечено в его названии.

    Достопримечательности Марбурга

    В этом доме в переулке Вендельгассе в 1736-1739 годах жил российский студент Михаил Ломоносов. В 2012 году на территории университета был открыт памятник, изображающий его в юности. Среди других знаменитых марбургских студентов и преподавателей - писатели братья Гримм, философы Ханна Арендт, Мартин Хайдеггер и Юрген Хабермас, лауреат первой Нобелевской премии по медицине Эмиль Адольф фон Беринг.

    Достопримечательности Марбурга

    Гуляя по городу, рассматриваем богато украшенные резьбой и разными фигурами фасады домов, словно в музее под открытым небом. В XVI-XVII веках Марбург являлся постоянным предметом спора между Кассельской и Дармштадтской линиями Гессенского дома, при этом продолжая терять свое значение. В наполеоновские времена здесь были разобраны укрепления, но замок над городом не пострадал.

    Достопримечательности Марбурга

    В 1866 году Гессенское курфюршество стало частью Прусского королевства, что позитивно сказалось на развитии города и университета. Во время Второй мировой войны Марбург почти не пострадал от бомбардировок, во многом сохранив свой исторический облик. В 1947 году здесь был основан Марбургский союз - профессиональное объединение немецких врачей, символом которых мы завершаем эту нашу прогулку.

Строение величественное, пропитанное духом средневековья, немного мрачное, но от этого ещё более привлекательное.


Этот готический собор имеет удивительно красивый фасад!

В одном кадре объектив не позволяет зафиксировать детали крупным планом, поэтому приходится снимать по частям.


Введение

Собор Святой Елизаветы Венгерской (словацк Dóm svätej Alžbety ) - крупнейшая церковь Словакии. В 1970 году ансамбль, состоящий из собора Святой Елизаветы, церкви Святого Михаила, городской башни объявлен национальным памятником культуры.

Внешняя длина собора составляет 60 м, ширина - 36 м. Высшая точка сооружения, северная башня или башня Сигизмунда, имеет высоту 59 м. Она была полностью завершена в XV веке. Северный и южный порталы собора богато украшены каменной резьбой. (Википедия)


Башня короля Сигизмунда – северная башня Собора Святой Елизаветы высотой 59 метров.

Из Википедии можно также узнать, что современное здание церкви построено в несколько этапов в период между 1378 и 1508 годом. Собор был возведен на месте более старого храма. Предположительно, этот храм был построен в середине XI века и освящён в честь Святого Михаила. После канонизации Елизаветы Венгерской в середине XIII века она стала считаться покровительницей Кошице, и городской храм был переименован в её честь. Этот храм упоминается в письмах папы Мартина V от 1283 и 1290 годов.

Когда мы готовились к поездке в Кошице, конечно, мы читали об этом, и посещение этого собора было у нас на первом месте. Более того, гуляя по Главной улице, мы несколько раз возвращались к Собору, сделали много фотографий, как внутри, так и снаружи, и, естественно, нам захотелось узнать больше тех сухих цифр и фактов, которые приводятся на популярных сайтах или в Википедии. Пришлось переработать много статей и книг на эту тему, а также собрать разнообразную информацию из многочисленных источников интернета, как на словацком, так и на русском языках. В результате появился этот рассказ, который мы предлагаем читателям нашего сайта «Путешествия с удовольствием!»

Немного истории

На месте нынешнего собора когда-то стояла самая древняя церковь Кошице, возведенная еще в середине XI века в типичном для того времени романском стиле, и названная в честь небесного покровителя города Святого Михаила.
В связи с массовым поселением в городе немецких колонистов в 40-х годах XIII века, после чего покровительницей города стала считаться Святая Элизабет, церковь претерпела реконструкцию, поменяв свой архитектурный стиль с романского на готический. Именно в это время она была переосвящена, и стала носить имя Санкт-Элизабет (Святой Елизаветы). О романском прошлом собора в то время напоминали только ее сохранившиеся башни. Однако крупный пожар в конце XIV века практически полностью разрушил облик храма. От романских первоисточников остались только бронзовые львы да некоторые надгробные памятники.

Первое, наиболее масштабное восстановление разрушенного пожаром храма началось в 80-х годах позапрошлого века. Почти что за сто лет, периодически прекращающихся по объективным причинам работ, были восстановлены элементы алтаря и ризницы, зубчатые карнизы и башенки. Реставрация велась по сохранившимся в архивах Кошице чертежам и рисункам.

Со временем был восстановлен южный фасад храма, чудесные витражные окна, а башня Сигизмунда получила новые медные листы на свою крышу.

Собор назван в память Святой Елизаветы венгерской. Она была принцессой Королевства Венгрии, вышла замуж в 14, и овдовела в 20 лет. После смерти мужа, она использовала свое приданое, чтобы построить больницу, где сама же обслуживала больных. Елизавета стала символом христианского милосердия после смерти всего в 24 года и была причислена к лику святых.


Эдмунд Лейтон. Благотворительность святой Елизаветы Венгерской

На сегодняшний день готический Собор Святой Елизаветы представляет собой чудесную архитектурную жемчужину, сооруженную в форме греческого креста. Наиболее известной особенностью храма является тимпан «Страшный суд», украшающий его северный портал, а также внутренняя винтообразная лестница, похвастаться которой могут только лишь пять подобных сооружений в Европе. Эта каменная, вытертая веками лестница, приведет вас на вершину северной башни собора. Оттуда, со смотровой площадки откроется красивейший вид не только на Главную улицу, но и почти весь город.


У стен храма находится гробница Ференца II Ракоци (1676-1735), вождя антигабсбургского национально-освободительного движения. Ференц II умер в изгнании, в Турции, а в 1906 году останки были перезахоронены в крипте собора.

Снаружи собора Святой Елизаветы, на облицованной гранитом стене, установлена бронзовая доска с барельефом Ференца II Ракоци, слева от неё бронзовый герб князя с датой «1700». Под гербом – текст из бронзовых букв на латыни:

«IN SEPULCRO HUIUS AVITAE ECCLESIAE REQUIESTUNT IN DOMINO OSSA PRINCIPIS FRANCISCI RÁKOCZI II, MATRIS EIUS HEL ZERINIAE ET FILLI JOZEPHI, NECNOM TRIM FIDELIUM SOCIORUM, QUOS OMNES, INFAUSTRA SORTE PER DUO SAECULA PATRIA EXTORRES, GRATA PROSTERITAS, EX TERRA DUIN TURNI, EX ILLI, DEVOTE RETULIT ET DIE 29. MENS. OCTOBRIS ANNI 1906 IN LOCO SACRATO, HONESTISSIMO CUM EXCQUIARUM CULTU, AD REQUIEM TRANQIULLAM, PIE AC DIGNE DENUO COLOCAVIT».

«В крипте этого старинного храма покоятся в Господе кости сюзерена Ференца II Ракоци, матери его Илоны Зриньи, а также трёх его товарищей, которые были почётно доставлены назад благодарными потомками с земель длительного изгнания их судьбой, длившегося два века, и 29 октября 1906 года с почётом захоронены в святом месте в ходе пышных похорон для упокоения в мире».

Текст под портретом гласит:

«SISTE VIATOR! HONORA TANTORUM HEROUM MAGNA MERITA ET PRAECLARAM MEMORIAM! MONUMENTUM POS SUIT SENATUS POPOLUSQUE HUJUS CIVITATIS ANNO DOMINI 1938.»

«Остановись, странник! Оцени величественные заслуги и доблестную память этих героев! Данный памятник был воздвигнут Советом и населением города в 1938 году от Рождества Христова».

Венгерские патриоты привязывают к могиле ленточки.

Золотые ворота


Скульптуры на фасаде собора у "Золотых ворот". Раньше этот портал был позолоченный, вот почему за ним сохранилось такое название.

В средневековье традиционно церковные постройки не имели вход с северной стороны. Здесь же, в Соборе Святой Елизаветы, это был главный вход, поэтому он самый декоративный по скульптурному оформлению. Посмотрим на скульптуры слева направо более детально.


Статуи св. Эмерика и св. Стефана


Фрагмент скульптуры св. Альжбеты


Статуи св.Ладислава и св. Генриха

Интерьер

Интерьер Святой Елизаветы украшен фресками и каменными скульптурами мастера Штефана, местного скульптора XV века.


Главный готический Алтарь (1474-1477).

Слева при алтаре находится резной каменный пастофорий – самая драгоценная каменная кладка собора. Хранилище евхаристических святынь богато украшено замысловатыми композициями столбов, карнизов, арок и аркад, позолоченными решетками с гербами стран и аристократических родов.


В интерьере собора выделяется готический главный алтарь, живописный алтарный образ - шедевр искусства XV века. Образ имеет размеры 12,60 на 8,10 м, состоит из 48 картин, разделённых на три цикла: Жизнь Святой Елизаветы, Страсти Христовы и Рождественские события. Образ выполнен в форме триптиха, в обычное время развёрнут таким образом, что показывает только 12 картин цикла «Жизнь Святой Елизаветы», в период Великого поста открывается цикл Страстей Христовых, в период адвента - рождественский.


Орган конца XIX века


Алтарь трех королей (трех волхвов)

По обеим сторонам от главного алтаря находятся боковые алтари

Кафедра


Кафедра (фрагмент)


Крыша кафедры


Эмблемы императора Зигмунда Люксембургского на нефе собора - двуглавый императорский и одноглавый люксембургский орлы.


Мандорла Мадонны с младенцем - типичное средневековое украшение, изображающее божество в центре лучащегося овала, напоминающего миндаль, как символа вечной жизни. Причем в овале 2 Мадонны, так что ее можно лицезреть на обеих сторонах мандорлы.

Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») - в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.


Витражи Собора



Также в интерьере собора представляют интерес готические фрески на стенах и архитектурное убранство боковых капелл.

Туристической достопримечательностью собора является и двойная винтовая лестница 15-го столетия – самая старая в Европе, которая ведет к королевскому ораторию (трибуне). Под трибуной на стене сохранилась с 1441 года клятва верности кошичан угорскому королю Ладиславу Погробке.

«В год Господа нашего 1440, на следующий день блаженного апостола Петра, на рассвете, на граде Комарно, от славной королевской семьи, то есть, от пана Альбрехта, короля римского, угорского, чешского, далматского и хорватского, и пани Альжбеты, вдовы, королевы тех же королевств, дочери некогда непобедимого правителя и господина, римского императора Сигизмунда, родился славный монарх, пан Ладислав, истинный король и наследник престола этих царств и провинций на владение первородством. В этом году на праздник св. Троицы в Секешфехерваре со всей помпой и блеском состоялась его коронация, и он был увенчан Святой Короной Угорского Королевства».


На стене Клятва верности угорскому королю Ладиславу Погробке.

С двух сторон к собору примыкает еще два церковных сооружения - "Часовня святого Михаила" и "Урбанова башня".



Отдельно стоящая часовня св. Михаила, бывший склеп, с конца 14 века вместе с Собором св. Эльжбеты и Урбановой башней образуют единый и уникальный для Словакии комплекс готических памятников.


Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила среди старейших архитектурных памятников города занимает 2-е место. Построенная в конце 14 века на территории городского кладбища, она изначально была часовней – раньше ее называли Kaplnka sv. Michala. В ее подземельях скрывается хранилище, куда помещали кости, когда все кладбище было заполнено. Находится церковь прямо возле Собора Святой Елизаветы на Главной улице

Церковь Святого Михаила.

Над самым входом в часовню, которая несет на себе отпечаток готического архитектурного стиля, расположен древний герб города Кошице. Также над входом размещена статуя Архангела Михаила и статуи апостолов Петра и Павла. Архангел Михаил изображен с чашей, мечом и весами. В этой часовне отпевали умерших.

В подполье часовни расположено специальное место, называемое оссариум. Именно в нем находили последнее пристанище выкопанные из могил кости горожан, которые должны были уступить место на городском кладбище своим потомкам.

Башня Святого Урбана

Башня Святого Урбана

Перед северным фасадом собора стоит Урбанова башня , построенная в 14 веке

Православная церковь
Церковь Святой праведной Елизаветы
Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth
50°05′51″ с. ш. 8°14′05″ в. д. H G Я O L
Страна Германия
Город Висбаден , Christian-Spielmann-Weg, 1
Конфессия православие
Епархия Берлинская и Германская епархия Русской православной церкви заграницей
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль русско-византийский
Автор проекта Филипп Гофман
Дата основания
Строительство - 1855 годы
Статус действующий храм
Состояние отличное
Сайт rok-wiesbaden.de
Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь свято́й пра́ведной Елисаве́ты (нем. Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth in Wiesbaden ) - православный храм в городе Висбаден , расположенный на горе Нероберг.

Здание храма было дважды запечатлено на марках государственной почты Германии (нем. Deutsche Bundespost ), 4 июня 1991 года и 12 августа 2003 года . В настоящее время комплекс русского православного храма Святой праведной Елисаветы является достопримечательностью Висбадена.

Архитектура, убранство

Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника. В качестве образца архитектор взял постройки К. А. Тона , в частности Петропавловскую церковь в Петергофе . Храм рассчитан на 400 человек.

Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена из Берлина). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).

Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны - из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.

Высокий трехъярусный иконостас, завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом . Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной .

Фрески исполнил О. Р. Якоби, роспись купола - Август Хопфгартен. В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.

У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы - христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном, который за образец взял гробницу королевы Луизы Прусской .

Церковный дом

Церковный дом в швейцарском стиле выстроен одновременно с храмом справа от него. В нём находились помещения для сторожа и священника, а также для спевок церковного хора.

Православное кладбище

Расположенное в лесу православное кладбище было устроено через год после освящения храма. Здесь на двух террасах были погребены: светлейший князь


Close