В рамках Региональных Рождественских чтений «Князь Владимир цивилизационный выбор Руси» был представлен актуальный доклад на тему «Роль семьи в духовном подвиге преподобного Сергия Радонежского», который читала социальный педагог ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» Елизавета Егоровна Зуйкова. В своем докладе Елизавета Егоровна рассказала о православном воспитании детей на примере жизни семьи святых праведных Кирилла и Марии. Представляем полный текст выступления.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере.
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности — воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
А семейная жизнь – это в первую очередь духовная жизнь. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны, прежде всего, воспитывать себя в любви к Богу, опираясь на христианские заповеди. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи – отца и матери, в которой родители создают все условия для того, что бы умножалась духовная жизнь ребенка.
В наше непростое время семья испытывает особое давление мира. В семье стали забывать, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле, стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребенок. В наше время очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому разговор о воспитании, о семье – это разговор о возвращении человека к Богу.
Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства. Ярким примером может служить житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских.
О жизни преподобных Кирилла и Марии известно немногое. Они происходили из знатного боярского рода, жили недалеко от Ростова Великого. Вся жизнь преподобных была основана на следовании Божьим заповедям о любви к Богу и друг к другу. «Если вы хотите, — говорили в древности учителя Церкви родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий».
Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви. Сами усердно молились, обращая все свои чаяния к Богу и приучали своих детей к молитве. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.
Кирилл и Мария были людьми добрыми: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.
После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой.
Бог даровал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо, младенец отказывался от груди матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Варфоломей получил православное воспитание – в послушании и труде. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами, привлекая к работам своих сыновей.
В этом была мудрость праведных родителей. Отец обучал Варфоломея мужским ремеслам: владеть топором и пилой, запрягать лошадей и пахать землю. Вместе с матерью он работал по дому и научился печь хлеб, шить одежду. В дальнейшем все это ему пригодилось во время его пустынножительства.В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил старца – инока. Варфоломей оказав почтение старцу, попросил помолиться за него Богу, чтобы научиться грамоте. Инок исполнил просьбу Варфоломея, дал ему просфоры и хотел удалиться, но Варфоломей пригласил его к своим родителям. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец, прощаясь с ними, пророчески предсказал: «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святой Троицы». С тех пор Варфоломей стал без труда читать и понимать содержание книг, с особым усердием молиться, ходить на службу, не пропуская ни одного богослужения. Он уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, строго соблюдая при этом строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
В 1334 году семья перебралась на земли Московского княжества из Ростова и поселилась в Радонеже близ церкви Рождества Христова. Братья Варфоломея женились, он же просил у родителей позволения вступить в иноческое житье. Родители не дали ему своего благословения и Варфоломей смиренно остался, отложив на время свою мечту, ухаживая за родителями. Через некоторое время Кирилл и Мария сами пожелали вступить в монастырь. Верстах в трех от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этом монастыре провели они остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Похоронив родителей, Варфоломей передал младшему брату Петру все имущество, и вместе со старшим братом Стефаном удалились для пустынножительства в лес, недалеко от Радонежа.
Найдя в глухом лесу место, братья расчистили небольшую поляну, соорудив хижину, затем келью, а потом небольшую церковь. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и ушел в столицу, где стал монахом Богоявленского монастыря. Варфоломей остался один. 7 октября 1342 года он принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Иноческая жизнь в совершенном уединении была подвержена великим трудностям: голод, жажда, холод, страх перед зверями, лишения, уныние. Здесь-то и пригодились ему навыки трудолюбия, терпения и смирения, которые воспитали в нем его родители.
Период иночества длился примерно 12 лет. Сергий принял на свои плечи главный груз трудов и забот. Он принимал участие в строительстве келий другим братьям, заготавливал на всех дрова, пек хлеб, готовил пищу, показывая пример трудолюбия и заботы о ближнем. Вскоре в маленькой обители образовалось братство из двенадцати иноков.
Увеличился круг забот и занятий Сергия, когда волынский епископ Афанасий в 1354 году посвятил Сергия в сан священника, а затем и игумена, выполняя принцип: «Хочешь быть старейшиной – стань меньше всех и всем слугой».
Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, быстро распространялась, к нему привозили больных из окрестных селений и из отдаленных мест. Никто не покидал преподобного, не получив исцелений от недугов и назидательных советов.
Великий князь Дмитрий Донской, признавая в преподобном Сергии могущественную веру и дар пророчества, просил его благословения на великое сражение против монголо-татарского ига. Преподобный Сергий благословил князя.
В сражении, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над монгольскими полчищами, положив начало освобождения Русской земли от ордынского ига. Возвратясь с победой, великий князь Дмитрий поспешил к преподобному с благодарностью за духовное подкрепление.
Предвидя время своей кончины, преподобный Сергий за шесть месяцев призвал братию и поручил ее ученику своему, преподобному Никону, а сам вступил в совершенное безмолвие. 25 сентября 1392 года преподобный Сергий скончался. Накануне великий угодник в последний раз призвал иноков и обратился со словами завещания, которые говорили ему когда-то его родители: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».
Святые мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в Свято-Троицком храме основанной им обители и остаются неиссякаемым источником благодатных исцелений. Мощи его родителей, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, неизменно покоятся в Покровском соборе Хотьковского монастыря.
Почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России уже в 19 веке.
Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, через 600 лет после преставления их сына преподобного Сергия. Радонежского.
Человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.
Традиционная православная семья, основанная на принципах веры, любви, духовного родства, всегда являлась источником высокой нравственности, внутренней свободы и внешней скромности. Именно в семье на примере взаимного уважения, духовной общности и любви родителей ребенок получал первый духовный опыт, становился личностью. Прежде всего, родители старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком. Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу, говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших, говорили о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии. Отсюда следует, что воспитать христианина может только христианин.
Святые преподобные Кирилл и Мария являются покровителями семьи и примером своей жизни показывают нам – что есть настоящая христианская семья. В наше время, когда правильное понимание семейной жизни упраздняется, когда люди после года семейной жизни расходятся, когда отказываются рожать и воспитывать детей, нам необходимо взглянуть в прошлое и поучиться семейной жизни у наших святых предков.

Предварительный просмотр:

Введение

В этом году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых.

Тема моего проекта актуальна , поскольку славное имя Сергия хранится в народной памяти, и, словно маяк, озаряет исторический путь нашего народа к вечности, к нравственному преображению нашего Отечества, к правде и взаимной любви.

Я хочу рассказать о жизни и деяниях преподобного Сергия Радонежского и о его связи с историей моего края.

Передо мной стоят следующие задачи:

Воспитание уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию культуры, осознание себя потомками славного прошлого России и родного края;

Расширить знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

Воспитание христианской нравственной культуры и демонстрация примеров ее воплощения.

I. Методики исследования

При работе над проектом мною использовались различные методики исследования:

1) изучение документов и экспонатов школьного краеведческого музея, поиск и исследование дополнительной литературы, материалов СМИ;

2) встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское;

3) опрос;

4) интервьюирование.

II. Житие и деяния прп. Сергия Радонежского

Сергий (в миру – Варфоломей) родился в 1314 году (Приложение 1). В детстве он никак не мог научиться читать, и это его очень огорчало. Однажды юноша долго бродил по полянам и вдруг увидел старца, который стоял под деревом и молился (Приложение 2). Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок». И Варфоломей ответил ему, что больше всего на свете он хочет научиться читать Слово Божие. Старец помолился и сказал: «С этого дня Бог просветит тебя и дарует знание грамоты. И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал читать.

«Но, наконец, настал прозренья

Неповторимый вечный миг,

И я смысл жизни и спасенья

Сердечным разумом постиг!»6

После смерти родителей Сергий вместе с братом Стефаном в 1335 году построил на холме Маковец, среди глухого Радонежского бора, небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, принявший при пострижении имя Сергий, остался жить в полном одиночестве, совершая каждодневный подвиг труда и молитвы в глухом лесу.

Со временем к Сергию стали присоединяться другие монахи.

В общении с ними святой сочетал кротость и требовательность. Даже став Игуменом, он продолжал трудиться на пользу братии: строил кельи, пек хлеб, носил воду. Постепенно слава его росла.3

Однажды Преподобный, когда братия начала роптать на то, что рядом нет воды, взял одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву своего угодника и явил чудо: забил, заискрился ручей.

Широко известно чудо, которое Преподобный Сергий сотворил с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына и пока просил Сергия о помощи, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, а когда вернулся, то ребенок его оказался жив.

Много еще разных чудес совершил Сергий Радонежский (Приложение 4).

В середине XIV века Сергий основал монастырь, который впоследствии получил название Свято-Троицко-Сергиевского и статус лавры5.

Роль монастыря и Сергия Радонежского в жизни Московской Руси постоянно росла. Сергий ратовал за объединении и освобождение российских земель.

Перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович Донской посетил Сергия Радонежского в его обители. Преподобный Сергий после молебна за успех предстоящего похода благословил князя на великий подвиг и отправил с ним двух иноков - Пересвета и Ослябю, хорошо знавших военное дело.

«На подвиг князя провожая,

Он, волю Неба выражая,

Монахов дал ему с собой-

На зримый и незримый бой…»

Этим Сергий подчеркнул, что война против завоевателей священна и доля каждого, в том числе священнослужителей, принять в ней участие (Приложение 5).

К концу XIV века Троице-Сергиевский монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси (Приложение 3). Земная жизнь прп. Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых (Приложение 6).

«Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!»

Святая церковь празднует память Преподобного Сергия 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля, 6 (19) июля.

Наиболее известным источником сведений о нем является легендарное Житие Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Стержнем духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский.

Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений – христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа, в освещении храмов в его честь.

Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2. Сергий Радонежский сыграл большую роль в распространении православия, основав не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. Его ученики основали до сорока монастырей, а ученики его учеников – не менее пятидесяти.

И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Звенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».

Ибо вершились Божие дела:

Варфоломей стал – Сергием, монахом,

Игуменом, обитель возросла…

И только ли она? Подобно чуду,

Из- под благословляющей руки

Святого Аввы возводили всюду

Обители его ученики!

Москва, Коломна, Серпухов, Обнора,

Звенигород, Калязин, речка Тьма…

И просто(без названья!) – чаща бора,

Киржач, Пешноша, Боровск, Кострома…

Все перечесть удастся нам едва ли-

Ведь в те года, куда ни посмотри,

Спасая души русские, вставали

В сиянии Крестов, монастыри!»

1). Церковь преподобного Сергия Радонежского в с. Ивановское (ныне пос. Сергиевский Егорьевского района)

В Егорьевском районе в 1705 году была построена церковь прп. Сергия Радонежского. Вместе с ней возник погост Сергиевский. По переписи 1715 года погост был назван с. Ивановским. В 1783 году церковь сгорела от молнии. В следующем году приступили к строительству новой церкви, через два года она была освящена. В 1863 году у церкви прп. Сергия Радонежского колокольня была заменена на новую. Кроме храмовой иконы прп. Сергия, в храме хранилось икона «Божией Матери», особенно чтимая гуслицкими раскольниками. В 1888 году была построена церковноприходская школа. В приход церкви приписаны деревни: Михали, Ивановское, Русаки, Сазоново, Тимшино. В них проживало 980 мужчин и 1016 женщин. По Всесоюзной переписи населения 1926 года здесь появился посёлок Сергиевский Михалеского сельсовета7. В начале 30-х годов в поселке возник лесопильный цех по переработке леса лиственных пород, называемого «Черным лесом», а отсюда впоследствии в 70-ых годах поселок стал называться Чернолесьем или Чернолесским. Церковь прп. Сергия Радонежского в 30-е годы была закрыта и разобрана, а поселок в настоящие время опять носит название Сергиевский.

2). Голутвинский монастырь и его связь с Раменским краем. Прп Григорий Голутвинский (Коломенский) – ученик Сергия Радонежского

В Коломенском районе так же есть поселок Сергиевский. Раньше большая часть территории Коломенского уезда входило в Раменскую волость. Село Раменки, где я живу, один из старейших населенных пунктов на территории Егорьевского края и центр Раменской волости с конца XIV века. По письменным источникам оно известно из духовной грамоты Московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского от 1389 года, где он назвал Раменки в числе коломенский волостей. Раменская волость с начала XVII века была крупной вотчиной Голутвинского монастыря (Приложение 7). Отсюда определенная связь этого монастыря с Раменским краем. Среди учеников Сергия Радонежского был прп. Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря (Приложение 8), основанного в XIV веке Дмитрием Ивановичем Донским, по благословению прп. Сергия Радонежского, который прекрасно понимал его духовное значение и военную важность, как крепости. Сергий Радонежский благословил стать игуменом обители инока Григория, вручив ему игуменский жезл из черного дуба. Преподобный Григорий Голутвинский (Коломенский) был причислен к лику святых. Он построил каменный Богоявленский собор на месте деревянного, заложенного Сергием Радонежским. В XV веке здесь была построена церковь во имя святого основателя монастыря – прп. Сергия Радонежского. Сюда христиане шли поклониться главной святыне монастыря: старинному образу Сергия Радонежского. Почти рядом с Голутвинским монастырем расположено селение Сергиевское, носящее имя Сергия Радонежского9 .

3). Колычевский Казанский женский монастырь (Егорьевский район)

Колыческий Казанский женский монастырь в Егорьевском районе так же связан с именем Сергия Радонежского (Приложение 9). Основателем монастыря считают уроженца крестьянской семьи Тульской губернии Матвея Петрова (старец Макарий). В 13 лет помещик отпустил его в Коломенский Голутвинский монастырь, где он стал учеником уважаемого старца Ионикия. Затем Матвей приехал в д. Сазоново к своему товарищу, где хотел купить имение, но купил землю и основал Богадельню, ставшую Колычевской женской общиной, где позднее возник Колыческий Казанский женский монастырь, который стал играть большую роль в истории нашего края.

Матвей Петров (старец Макарий) стал продолжателем духовных традиций Голутвинского монастыря и святого дела Сергия Радонежского. Позднее он был вынужден покинуть женский монастырь и переселился в мужской Николо-Радовицкий. 11

4). Николо-Радовицкий мужской монастырь. Е. Г. Санин (монах Варнава) – автор поэмы о Сергии Радонежском

Этот монастырь был широко известен в Егорьевском районе. Николо-Радовицкий монастырь был построен в XVI веке старцем Пахомием, пришедшим в Россию с Московским митрополитом Фотием (Приложение 10). Монастырь был расположен на окраине села Радовицы, при озере Святом (Радовицком). С 1778 года он был приписан Егорьевскому уезду. В XVIII-XIX веках здесь было построено 5 каменных церквей. В разрушенном Никольском соборе один из пределов был посвящен прп. Сергию Радонежскому. В стенах Николо-Радовицкого монастыря написал свою поэму «Святая крепость. Сергий Радонежский» наш земляк – известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) и посвятил ее 700-летию со дня рождения Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского. Он является автором исторических повестей и романов, цикла стихов и рассказов для детей и более 1500 публикаций в газетах и журналах (Приложение 11).

5). Святыни сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района.

Подмосковье… Как много говорит это название и как красиво звучит. Старинные монастыри и церкви, основанные Сергием Радонежским и его учениками, каждый из которых оставил свой след в истории.

Найдите время и посетите один из уголков нашего родного края, который так богат своей историей, архитектурой, природой. Может он вам напомнит о жизни и деяниях прп. Сергия Радонежского. Я уверенна, что вас ждут новые интересные встречи, открытия, ведь в жизни нашего родного края есть еще много интересного и неизведанного. Никогда не проходите равнодушно мимо седой старины, которая заслуживает уважения к себе. Научитесь любить и понимать прекрасное, то чем богато наше Подмосковье. Пройдут годы… Может быть тебе придется посетить другие страны, но и это небольшое путешествие по своей малой Родине научит тебя ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и понимать, что ты очень счастливый человек – ты можешь гордиться славной историей и культурой Отечества, жизнью и деяниями людей. Таким человеком был прп. Сергий Радонежский.

В каждом Подмосковном храме находятся иконы прп. Сергия Радонежского. Они находятся и в храмах нашего сельского поселения Раменское: Храм Рождества Богородицы с. Раменки, Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Никиткино (Приложение 14), Церковь Николая Чудотворца с. Круги (Приложение 15), Церковь Троицы Живоначальной с. Лелечи (Приложение 16). 12

Малая Родина - она есть у каждого. Без любви к ней невозможна любовь к большой Родине. А разве можно не полюбить эту проселочную дорогу и церковь, сияющую на солнце своими куполами. Я живу в селе Раменки, где находится храм Рождества Богородицы (Приложение 12). Впервые он упоминается в коломенских писцовых книгах за 1578 год. Сначала он был деревянным. Существующий каменный храм начал строиться в 1815 году.

В советское время храм не раз закрывался. В 1993 года богослужение в храме возобновилось. Благодаря местным жителям здесь сохранился иконостас с иконами и роспись на стенах. Несмотря на все трудности, храм постепенно восстанавливается. Этот храм назван в честь Рождества пресвятой Богородицы. Перед походом на Куликово поле Дмитрий Донской собирал свои войска в Коломне и поэтому мы с уверенностью можем говорить, что жители деревень и сел Коломенского удела, в том числе и Раменок, выходили на поле Куликово. Победа на Куликовом поле была одержана как раз в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками, как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Молитва пресвятой Богородицы сопровождала весь иноческий путь Сергия.

С давних времен прп. Сергий Радонежский является покровителем учащихся – школьников, студентов. По традиции Православной церкви в начале каждого учебного года в православных храмах совершаются молебны для учащихся (Приложение 13). Такие молебны совершаются ежегодно и в нашем поселении. В эти дни церковь молится о том, чтобы Господь «ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение»

Перед началом молебна настоятели напоминают о том, что учеба – это большой труд и призывает с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям, чтобы они с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

Недалеко от нас в селе Лелечи есть Церковь Троицы Живоначальной, которая названа в честь святой Троицы. Здесь так же есть определённая связь с прп. Сергием Радонежским. Священник и ученый Павел Флоренский впервые обратил внимание на еще одну сторону деятельности Сергия Радонежского. В Византии, да и на Руси до Сергия не было ни праздника Троицы, ни Троичных икон, а значит, не было культа Троицы. То есть богослужение еще не полностью отвечало сущности Бога, которому христиане поклонялись4. Правильное понимание Бога и способности правильно славить его – залог правильного понимания мира и жизни вообще. 13

Такое понимание Пресвятой Троицы и дал России и всему миру Сергий Радонежский. И праздник Троицы, первоначально возникший, как местный праздник храмовой иконы, вскоре стал великим днем не только для всей Руси, но и для всего православного мира. Этот праздник ежегодно отмечается и в нашей местности.

Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение, среди обширного религиозного почитания?

Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня - святость, это, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо. То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою»8.

На протяжении своей истории Россия повидала и перенесла всякое – и радости, и горести, и успехи побед, и печали поражений и утрат. Одни поколения сменяли другие и от родителей к детям переходили святыни.

История – это прежде всего люди, и их дела. Особенную память оставил о себе Сергий. Православная церковь на протяжении веков шла неотрывно от народа и в лишениях, и в радостях, и ее святыни – это народные реликвии.

Даже по прошествии веков, русский народ сохранил какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергию Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру и как бы вспоминаем о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.

Важное событие произошло в нашем городе и районе 12 апреля 2004 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени).

Его Святейшество вручил орден Владыке Марку в Патриарших палатах в Кремле.

Славное имя Сергия Радонежского хранится в народной памяти и недаром его именем назван этот орден.

В этом году отмечается славный юбилей со дня рождения, наверное, самого известного и почитаемого русского святого Сергия Радонежского. Основные торжества пройдут в июле в обители святого - в Троице-Сергиевой лавре. Верующие всей Святой Руси придут в эти дни в лавру для того, чтобы вознести свои молитвы прп. Сергию. Но и на местах в нашей местности люди, не имеющие возможности быть в лавре, смогут помолиться святому. В каждую епархию будет привезена для поклонения икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, и все верующие, посетив храмы, смогут приложиться к святым мощам.

Сергий Радонежский остается самым почитаемым среди святых Русской земли. 14

IV. Маршрут « Путешествие к святыне»

Большую роль в духовной жизни народа играет путешествие по святым местам родного края.

Готовясь к этому путешествию мною, была проделана большая работа: изучались материалы по духовному краеведению школьного музея, было прочитано много дополнительной литературы: энциклопедий, справочников и т.д., материалов СМИ. Были встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское, велись беседы, делались необходимые записи, выбирался материал непосредственно связанный с жизнью и деяниями Сергия Радонежского.

Были собраны сведения о церквях и монастырях, расположенных в сельском поселении Раменское и ближайших поселениях, связанных с именем прп. Сергия Радонежского. Намечен сам маршрут «Путешествие к святыне». Были составлены таблицы с наименованием святынь и их историей. Указано, где они находятся, как к ним проехать. Была составлена карта этого маршрута с расположением этих святынь.

Я думаю, что маршрут «Путешествие к святыне» позволит узнать много нового о важной странице русской истории, событиях которые связаны с жизнью и деяниями прп. Сергия Радонежского и о почитании его в истории моего края.

По-моему мнению Сергий Радонежский – идеал нравственного человека. Всю свою жизнь он усердно трудился и верой служил Господу, служил своему народу и своей стране.

Святой прп. Сергий по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. Святого просят защитить детей от дурного влияния, от неудач в учебе. Он привил мне желание учиться, узнавать и возрождать наши традиции, почитать старших. Преподобный Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленным старцем, одним из величайших людей России. Я считаю, что Сергий Радонежский является самым любимым и самым почитаемым русским святым.

III. Почитание прп. Сергия Радонежского в истории моего края

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России является видимым отражением духовной жизни, ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский. Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений, христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались, и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа в освещённости храмов в его честь, икон и различных святынь. Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2.. Способствовали укреплению религии многие купцы и предприниматели. Разбогатев, они щедро дарили свое нажитое богатство церквям и монастырям. Примерами были наши местные фабриканты – Хлудовы и Бардыгины. Так Давид Хлудов, будучи купцом, пожертвовал почти все свое состояние на восстановление разрушенных монастырей, украшений и строительство церквей. Большую роль в распространении православия сыграл Сергий Радонежский, который основал не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. До 40 монастырей основали ученики Сергия Радонежского, и еще не менее 50-ти – ученики его учеников.

И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Зенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».

«Пиши об этом со священным страхом,

Ибо вершились Божие дела:

Варфоломей стал – Сергием, монахом,


Русская православная церковь сыграла важную роль в объединении Руси. Церковь во все времена оставалась единой, глава церкви — митрополит , был религиозным главой всех русских земель. Это способствовало объединению Руси, так как сохранялось духовное единство Руси. Иногда митрополиты и епископы мирили враждующих князей.

Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Кроме белого (верховного, руководящего) духовенства стало распространяться и черное духовенство - монахи. А также появилось монастырское землевладение.

Ханы Золотой Орды включили церковь в созданную ими систему управления. Церковь обладала привилегиями, поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность золотоордынским ханам.

Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), который переехал из Владимира в Москву. А митрополит Алексей (1354-1378 гг.), соединивший в своих руках светскую и духовную власть, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы. Огромным духовным авторитетом пользовался основатель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Кирилл Белозерский. Еще большим авторитетом пользовался игумен Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры.

В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря.

В егo oбители был утвержден устав, сoгласнo кoтoрoму мoнахи oтказывались oт всякoй личнoй сoбственнoсти. Аскет, челoвек твердых религиoзных убеждений, Сергий свoим благoчестивым пoведением утверждал нoвый тип церкoвнoгo деятеля, кoтoрый служил живым укoрoм жаднoму и прoдажнoму высшему духoвенству. Автoритет Сергия Радoнежскoгo спoсoбствoвал пoдъему нациoнальнoгo духа в периoд свержения мoнгoлo-татарскoгo ига.

В XV веке русская православная церковь стала независимой (автокефальной), освободившись от влияния константинопольского патриарха. Этот шаг еще более укрепил авторитет Москвы. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона (1390- 1461 гг.). Митрополичья кафедра приобретала национальное значение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • 1. Жизненный путь Сергия Радонежского
    • 1.1 Детство Сергия Радонежского
    • 1.2 Всеобщее признание
  • 2. Государственная деятельность
    • 2.1 Сергий Радонежский - примиритель Князей
  • 3. Преставление Преподобного Сергия Радонежского
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Введение

Кто не знает о существовании Троице-Сергиевой лары, величественном памятнике истории, религии, архитектуры, жемчужине православной России? Слава лавры повсеместна и заслуженна, ибо у истоков её стоял Сергий Радонежский - «ангел-хранитель русской земли».

Цель моего реферата раскрыть историческую значимость, жизнь и деяния самоотверженного, редкого по силе духа и веры человека, которые заслуживают всеобщего поклонения и признания.

Какими эпитетами не награждался урождённый Варфоломей Кириллович Иванчин, вошедший в историю под славным именем Сергий Радонежский! Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси».

"Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия Радонежского; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания”.

1. Жизненный путь Сергия Радонежского

1.1 Детство Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречен при крещении Варфоломеем. В семь лет Варфоломей, вместе с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром, был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота ему плохо давалась. Однажды отец послал Варфоломея увидел под дубом "старца, погруженного как бы в молитвенное созерцание". Старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав о том, что надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей". После этих пророческих слов чудный Старец удалился.

С этого времени в Варфоломее как бы проснулось предчувствие предстоящего ему подвига, и он всею душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг.

1.2 Всеобщее признание

Около 1330 года отец его потерял почти все свое состояние и со всею семьей перешел в Радонеж (в 12 верстах от нынешней Лавры). Кирилл получил в Радонеже поместье, сам служить уже не мог по старости, его замещал сын Стефан, женившийся еще в Ростове; женился и младший сын Кирилла Петр, один Варфоломей продолжал прежнюю жизнь, жизнь инока в миру.

Оставив имущество брату своему Петру, отправился он к брату Стефану, который к этому времени овдовел и тоже принял монашество, и убедил его вместе отправиться на трудный подвиг, на "взыскание места пустынного", этим было им положено начало нового, необычного подвига. Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название "Маковец", находившееся в 30 верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры.

Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь.

Тут братья поселились и поставили два сруба, один для церкви, другой для жилья. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так было положено начало выполнению пророчества таинственного Старца. Но Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постриг его в иноческий чин с именем Сергий.

Спустя десять лет по основании Обители около нее постепенно стали селитьсякрестьяне и скоро окружили монастырь своими поселками. Простота, великаясердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.,

. О нем говорили, что «имел силу двоих человек». После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и Переяславским епископом назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

Всеобщее признание и почитание ни в чем не изменили его, ни уклада жизни, ни обращения с людьми; он с равною внимательностью и любовью обращался как с князьями, обогащавшими его Обитель, так и с бедняками, питавшимися от монастыря. Всегда оставался простым и кротким наставником, но в редких случаях являлся и суровым судьей.

Итак, в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему. Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров на исповеди. Именно присущая ему великая справедливость покоряла все сердца. Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.

Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.

2. Государственная деятельность

Уже с половины жизни Облик Преподобного Сергия Радонежского вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель. Кто может исчислить, какое множество народа шло к нему со всеми своими нуждами, большими и малыми? Но слава о святости и мудрости Сергия распространилась по всей Руси и помимо воли выдвинула его и на поприще государственной деятельности.

Часты в то время были междоусобия среди князей, оспаривавших друг у друга ханский ярлык на великокняжество, и митрополит Алексий, неоднократно возлагал на Преподобного труднейшие политические поручения словом и убеждением усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского. И настолько было велико обаяние личности Преподобного, что самые упорные смирялись перед силою и мудростью его слова.

Итак, по его почину пустынное житие широко распространилось в Московской Руси. В ХV и в ХVI веках все леса северной Руси населились пустынножителями, духовными чадами и подражателями Преподобного. Около этих уединенных хижин быстро вырастали новые и новые обители. В XV веке в одной Московской Руси было основано до 57 пустынных монастырей. Возникали они в разных местах, становясь опорными пунктами в освоении русскими людьми просторов Севера и Заволжья. Сюда уходили люди, скрывались от татарских набегов и княжеских самоуправств, ставили села и городки, превращали лесные дебри в ухоженные места. Монастыри того времени -- опять же с легкой руки Сергия -- никак не притесняли и не угнетали крестьян, напротив, под монастырскими стенами люди чувствовали себя спокойнее, хозяйства их процветали, и близость к монастырям открывала путь к учению, к книгам. Да и моральный дух тогдашней братии действовал на окружающих мирянблаготворно.

Легенды окружали имя Сергия на Руси, пробуждавшейся от великого гнета - татарского ига. Его дела, поступки, нравственный облик, его поведенческий кодекс поразительным образом не походили на то, к чему люди привыкли, с чем почти что примирились и чему, казалось, не будет конца. Воздух времени пропитался злобой, ожесточением и безнадежностью. Целые поколения жили в обстановке безвластия, беззакония, произвола и грабежа. Распад государственного порядка, постоянные неурядицы, набеги то татар, то «своих», хозяйственная разруха грозили нравственным распадом народа.

Велико было историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства, ибо, по завету Преподобного, они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее и духовно радостнее и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и на культуре духа закладывали основу государственности.

Итак, Святой Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси и также предтечей будущих старцев. Но, помимо того, велико было его значение и в общегосударственной жизни народа. Мы видели, как неоднократно он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным соискательствам, раздиравшим Землю Русскую.

Но апофеозом деятельности Преподобного Сергия было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия с Ордой. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями - Золотой Ордой. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства, несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Страшны были татары, но еще страшнее и губительнее для Земли Русской были все еще продолжавшиеся раздоры между князьями.

2.1 Сергий Радонежский - примиритель Князей

Многие, должно быть, знали, что он наотрез отказался от сана митрополита, то есть главы Русской Церкви, и дал понять, что вообще ни к какой власти не стремится. Свой долг видел в том, чтобы понимать дух народа, оживлять и приводить в движение его нравственные чувства.

Здесь уместно сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он не увлекался ежедневной, текущей политической деятельностью, был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, да и в церковные дела старался не вмешиваться. Иногда, правда, он вмешивался в политику, но лишь когда это затрагивало интересы широкие, а не внутренние, личные княжеские расчеты. Но и здесь он оставался верен себе, действуя словом, убеждением. Сергий был близок с князем Московским Дмитрием Ивановичем и, несомненно, поддерживал его деятельность по укреплению Москвы и превращению ее в будущий новый центр Руси.

Игумен уговорил князя Константина признать над собой власть великого князя Московского. В 1365 году он смирил Бориса, захватившего нижегородский стол. Тут, правда, ему пришлось употребить власть -- он закрыл в Нижнем Новгороде все церкви, лишил горожан богослужения и отправления других церковных обрядов и объяснил им неправомочность действий Бориса.

Так и в 1385 году вел. кн. обратился к Преподобному с просьбою уладить его отношения с грозным и неукротимым кн. Олегом Рязанским, давнишним врагом Москвы и союзником Мамая и Ольгерда. Вся жизнь этого вероломного князя прошла в интригах и походах; и не раз способствовал он и ханским нашествиям на Землю Русскую. Многих послов посылал Дмитрий к Олегу, но высокомерный князь никого не хотел слушать. И вот Сергий, уже 70-летний старец, идет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князьями. Чудный Старец долго беседовал с суровым князем и своим огненным духом и словами сердца привел его в такое умиление, что уговорил заключить вечный союз с вел. князем Дмитрием.

3. Преставление Преподобного Сергия Радонежского

После той духовной высоты, которой достиг Преподобный Сергий, он уже не долго жил. За полгода до своей кончины Преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление Обителью своему ученику преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича и, как один из духовников его, поставил подпись под завещанием великого князя, в котором определялся переход престонаследия от отца к сыну, что юридически прекращало распри вокруг власти и открывало путь к воссозданию единого Российского государства.

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года на 78-м году от рождения, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

Уже ближайшие поколения русских людей, чья сознательная жизнь пришлась на первые десятилетия XV века, оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела Руси. «Прежде его такого не бывало… всеми любим был из-за честного жития своего. Он был не только пастух своему стаду (то есть монастырской братии), но и всей Русской земле нашей учитель и наставник».

Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому акту созданы его биографии-жития и образ его явился на иконах.

На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.

Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров с другими князьями, литовскими и ордынскими владыками.

Заключение

Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства.

Не будет преувеличением сказать, что Сергий Радонежский -- один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы.

В заключении мне хотелось бы процитировать историка В. О. Ключевского, который в своих трудах писал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов». сергий радонежский церковь святой

Список источников и литературы

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Эксмо, 2008. - 107 с.

2. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

3. Сергий Радонежский. Очерк Н. Яровской. - М., 1993.

4. http://ricolor.org/history/ka/podvig/serg_rad/

5. http://www.intelros.ru/2007/07/09/prepodobnyjj_sergijj_radonezhskijj.html

6. http://sergiyradonegskiy.orthodoxy.ru/jitie.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Сергия Радонежского - иеромонаха Русской церкви, основателя Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Монашеский постриг Варфоломея. Чудеса по молитвам преподобного Сергия.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Детство Сергия Радонежского, начало его жизни в отшельничестве. Основание Троицкого монастыря, деятельность игумена с целью реформирования монашеского уклада. Значение образа Святой Троицы. Аскетический подвиг и мистический опыт преподобного Сергия.

    реферат , добавлен 12.04.2013

    С. Радонежский как основатель Троицкого монастыря под Москвой, анализ краткой биографии. Жизнь Варфоломея посреди глухого Радонежского бора, постриг под именем Сергия. Вскрытие мощей Радонежского в 1919 году, их возращение церкви. Памятники Сергию.

    презентация , добавлен 27.03.2013

    Ознакомление с историей жизни и смерти Сергия Радонежского. Пустынножительство в лесу. Чудеса, совершенные Варфоломеем, пострижение в монашество. Обретение целых и нетленных мощей и одежды Преподобного, их благоухание и целительная сила болящим.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    История основания православного мужского монастыря на берегу реки Нурмы Вологодской области учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Закрытие и переоборудование монастыря при Советской власти и его восстановление и обновление в 1994 году.

    презентация , добавлен 19.03.2013

    Значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского и его наследия для церковного народа. Школьные и студенческие годы Иоанна Сергиева. Начало пастырского служения. Дела благотворительности, блаженная кончина. Учение о Православном богослужении.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Детские годы Ивана Страгородского, учеба в Петербургской Академии. Преподавание истории западных исповеданий, первые великие церковные титулы. Миссионерская деятельность Митрополита Сергия в годы Советской власти, после Великой Отечественной войны.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Прославление преподобного Саввы Сторожевского - ученика Сергия Радонежского. Отношение знатных семейств к памяти основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Спасение царя Алексея от медведя Саввой Сторожевским. Святой источник преподобного Саввы.

    презентация , добавлен 23.02.2016

    Общая картина исторических событий в период XIII-начала XVI веков, Изменения, происходившие в церкви. Наблюдение жизни церковных людей. Жизнедеятельность Сергия Радонежского. Провозглашение Брестской унии. Общественный характер деятельность монашества.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    История основания Церкви Марии Магдалины и прославленной обители Живоначальной Троицы. Изучение биографии настоятеля протоиерея Алексия Абрамова. Создание фильма о Сергиево-Троицкой Лавре, ее взаимосвязи с историей России и жизнью Сергия Радонежского.

В любом православном храме всегда найдешь икону с образом преподобного старца Сергия Радонежского. Серьезный и задумчивый взгляд передает нам его большая знаменитая икона. Сергий Радонежский - это был поистине великий чудотворец земли русской, которому мы и наши потомки должны быть благодарны до скончания веков. Однако не многие знают о его заслугах и подвигах.

В 2014 году 3 мая (16) весь христианский православный мир отметил 700-летие со дня рождения прозорливого старца, который уже при жизни прославился святостью своей. По всей Руси его почитали разные правители, бояре, князья и простой крестьянский народ.

Икона Сергия Радонежского. Фото

Все знают, что иконы святых богослужителей помогают людям в решении их проблем. Поэтому непременно хочется узнать, а чем помогает икона Сергия Радонежского. В первую очередь надо знать, что только по искренней молитве и вере к этому святому человеку и к Богу люди могут получить защиту от любых неприятных жизненных обстоятельств. Родители просят у него помощи в воспитании детей, защиты их от дурного влияния, обретения ими смирения и укрощения их молодой гордыни, так как это самое большое зло, от которого происходит потом много неприятностей. При всем при этом к нему обращаются с разными просьбами.

Ничем не приметна икона Сергия Радонежского. Фото ее, однако, заставляет нас задуматься о том, все ли мы правильно делаем, готовы ли на подвиги и жизнь свою положить за Отчизну, как делали это наши героические предки с подсказки великого провидца.

Икона "Сергий Радонежский". Значение в православии

Бог даровал ему знамения благодати, он мог исцелять больных. Однажды он даже воскресил умирающего сына по отчаянным молитвам его отца. Преподобный Сергий на расстоянии умел видеть и слышать. Но самым замечательным и чудесным было явление старцу во время Рождественского поста Богородицы с апостолом Петром в 1384 году.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Этого святого старца всегда просят о заступничестве в судьбе православной Руси. Икона "Сергий Радонежский" стала настоящим оберегом для России от ее врагов.

Детство

Богоносный отец наш Сергий родился в Ростове у благочестивых родителей Кирилла и Марии, которые потом тоже были причислены к лику святых. Будущего святого выбрал на служение сам Господь. Его мать, будучи беременной, стояла на службе, и в это время трижды во чреве был слышан крик младенца. Стоящие вокруг люди тоже это слышали, и тогда священник понял, что скоро в этом мире появится верный служитель Святой Троицы. Младенец, которого потом нарекут Варфоломей, так же радостно взыграл перед Господом и Его Церковью, как Иоанн Предтеча во чреве своей матери радостно взыграл перед Пресвятою Богородицею.

Родившийся младенец Варфоломей уже тогда не брал материнскую грудь по средам и пятницам. Это было началом его великого воздержания и пощения.

Отрочество

Отроком его отправили в школу, однако хорошо учиться ему мешала плохая память. В этом ему помог старец-инок, а если быть точнее, Богом посланный ангел, с которым он встретился, прогуливаясь по дубраве. Старец пообещал, что отныне мальчик будет и сам хорошо учиться, а потом и других учить будет. Так совсем юный Варфоломей принял благословение, и отныне с учебой у него проблем не было. Но вместо обычных детских игр он посвящал все свое свободное время чтению Святого Писания.

Икона преподобного святого Сергия Радонежского очень нужна родителям, так как она может помогать им в воспитании детей. И просто необходима для учеников, которым тяжело дается учеба, у которых слабая память и внимание. Вообще икона "Сергий Радонежский" должна быть в каждом православном доме и в каждой верующей семье.

Радонеж

Потом родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж. Там же они с миром и почили. После этого в 1337 году будущий святой раздал бедным людям свое наследство и поселился на холме Маковец вместе с братом Стефаном - хотьковским иноком Покровского монастыря. Они срубили на этом месте избушку. Так и подвизался Варфоломей на иноческий подвиг вдали от людей, и стал непрестанно молиться. Вскоре его брат покинул эту дикую безлюдную обитель, не выдержав суровой жизни.

Через некоторое время пришел к нему иеромонах Митрофан и благословил молодого Варфоломея на монашество. Было ему тогда 23 года, и нарекли его Сергием. Узнав о таком благочестивом иноке, в его обитель стали приходить и селиться другие монахи. Он любезно принимал всех. Вместе с братией они построили сначала небольшую часовенку, которую архиерей Феогност освятил во имя Святой Троицы. Затем с благодати Христовой был построен и монастырь. Однажды пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон, он принес драгоценные дары и отдал их в руки отца Сергия. Эти средства пошли на сооружение большой церкви и расширение монастырской обители.

Вот и по сей день стоит эта церковь обновленная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой, где находятся и святые мощи, и сама икона преподобного Сергия Радонежского. Эта обитель всегда переполнена паломниками со всей России, которые едут туда, чтобы почтить память святого старца и попросить у него защиты и покровительства.

Троицкий монастырь. 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части - общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины - преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия. Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Куликовская битва. 1380 год

Остановимся на Куликовской битве подробнее, ведь это было великое сражение русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и военачальником Золотой орды ханом Мамаем.

Западные, как сегодня говорят, кураторы-оккультисты и психологи уговаривали Мамая идти на Москву и говорили, что эта война укрепит силу и влияние Золотой орды, и что Мамай как полководец сможет легко соперничать с самим Тамерланом. Запад помогал своему наставнику оружием, деньгами и специалистами по взятию крепостей. Был даже представлен воинский контингент с генуэзской пехотой. Все, что требовалось от Мамая, - это как можно скорее уничтожить Московию, разрушить и сжечь дотла города и села, сделать рабами все славянское население. А после этой победы уже всей силой можно будет навалиться и на Новгородскую землю, чтобы уничтожить и разграбить ее, тем более что на помощь всегда готовы прийти отряды литовского католика Ягайло и ливонские рыцари. Весной 1380 года многотысячная степная рать хана двинулась от Волги к Дону.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное - примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство - такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Осада Троицкой лавры

Итак, победа на Куликовом поле стала переломной в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Однако окончательное высвобождение от него произошло уже много позже - в 1480 году. Набеги кочевников продолжались еще долгое время, в 1408 году был полностью сожжен и Троицкий монастырь. Но он в буквальном смысле опять восставал из пепла, и люди его отстраивали заново. В 1422 году был перезахоронен и преподобный Сергий Радонежский.

Через монастырь проходила дорога из Москвы в Ростов, а потом и в Архангельск. В Троицком монастыре крестили наследников престола Василия III и Ивана Грозного. Со временем обитель превратилась в серьезную оборонительную крепость. Она была обнесена крепкими каменными стенами, которые соединяли 12 башен. Иван Грозный лично контролировал это строительство.

В скором времени все это пригодилось при защите монастыря от многочисленных войск Лжедмитрия II.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар...

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Заключение

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.

Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.


Close