Учение. Название этой секты – Духоборы-придумал в 1785 г. архиепископ Екатеринославский Амвросий за борьбу против Православной Церкви, в которой Дух Святой . Духоборам, однако, это название понравилось – они переделали его в «духоборцы», увидев здесь любимую ими идею борьбы с греховностью не церковными таинствами, а силой собственного духа.Духоборы православно учили о Троице, воплощении Господа Иисуса Христа и Святом Духе, признавали второе пришествие и воскресение мертвых. Однако, они полностью отрицали все церковное – таинства, священные одежды, иконы, мощи. По учению духоборов, официальная православная Церковь с ее обрядностью, пышностью богослужения наносит вред вере, является тленной, а не вечной; «священники - выдумка людей, чтобы легче прожить» . Крещение духоборы осуществляли не погружением в воду, а обычной крещальной формулой, которую мог произнести любой духобор.К Писанию относились с почтением, но непогрешимость его отвергали – были составлены сборники из разных мест Писания . Считая всех людей равными, духоборы на этом основании отвергали всякую власть. За основу духовной жизни они признавали внутреннюю духовную брань, которую ведет душа со своими «страстьми и похотьми», выковывание в этой борьбе своей личности.Непререкаемыми были такие заветы Христа, как непротивление злу, любовь к гонителям, целомудрие, братская жизнь.

Поскольку священство отсутствовало, огромную роль приобретали духовные лидеры, совмещавшие в одном лице духовный авторитет и светскую власть. Их слова и писания ставились выше Библии. Духоборы составили из них свою «Библию» - т.н. «Животную книгу», записанную Бонч-Бруевичем . Ее большую часть занимают «псалмы» - их 373. Каждый псалом – либо пересказ псалма из Библии, либо пересказ Евангелия или пророков. Особую группу составляют «оборонительные» псалмы, в которых помещены вопросы-ответы по всем важнейшим вопросам веры духоборов. Их духоборы заучивали наизусть, что позволяло им удивительно согласно отвечать на вопросы чиновников.

«Животная книга» большое место уделяет общинной жизни. Интересно, что в ней под «детьми Каина» понимаются «зараженные сребролюбием» господа – «попы, дьяки, князья, неправедные судьи». «Дети Авеля» - наоборот, те, кто соблюдает первую заповедь – «питаться трудом» - это сами духоборы. В той же «Животной книге» можно найти, что «те, кто забыл в сердцах своих Господа», стараются «побольше награбить и захватить бы славы и всех благ в мире в руки своя» . Но на Страшном суде их будут судить все угнетенные, т.е. все, кто «сеял, но… ссыпал в чужие житницы» .

Во время гонений в 1898 г. П. Веригиным был написан псалом, который называют «декларацией братской жизни». Вот он полностью:

«1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.

2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.

3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.

4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.

7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.

8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.

9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.

10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому

При Николае I положение духоборов ухудшилось – их стали отдавать в солдаты и высылать в другие губернии. В 40-х годах таврических духоборов – около 20000 душ – переселили в Грузию, в Ахалкалакский и Елизаветпольский уезды Тифлисской губернии. Там были основаны русские села: Славянка, Гореловка, Орловка, Калиновка, Спасовка и другие . В Грузии духоборы столкнулись с агрессивно настроенными против них горскими племенами. Острота конфликтов дошла до того, что царское правительство само предложило духоборами по льготной цене купить оружие для самообороны.

Гонения 1895-1898 гг. В 1895г. Петр Васильевич Веригин, духовный лидер духоборов, часто бывавший у Л. Толстого, призвал к сожжению оружия во всех деревнях духоборов,. а духоборов-солдат -бросить оружие и отказаться служить. На Петра и Павла духоборы свезли все холодное и огнестрельное оружие в кучи, обложили дровами, облили керосином и подожгли под пение псалмов . За это около 4.5 тыс духоборов были,расселены по глухим горным ущельям без земли и имущества, в результате чего около 2000 из них погибло . А солдат-отказников после порки определили на двухлетнее заключение в дисциплинарный батальон.Сам же Веригин был сослан (еще до описываемых событий) по навету его недругов в Обдорск. Однако, гонения только сплотили духоборов: у них появились «поделения» - когда все богатство всех делилось поровну . Кроме того, духоборы отказались от мяса и стали называть себя «постниками». Сам Веригин активно призывал духоборов к общности имений. Отчасти она у духоборов уже была: жизнь в Грузии на каменистом горном грунте была столь тяжела, что духоборам приходилось иметь общую запашку, используя в упряжке плуга большое количество волов. Собранный урожай с общей запашки подлежал подушному распределению.

Переселение в Канаду. В 1897г.близкие к Л.Н. Толстому П.И. Трегубов и И.М. Бирюков были у духоборов в Грузии и доложили ему ситуацию. Результатом явилось знаменитое толстовское «Помогите!», которое наделало много шума в мировом сообществе. Использовав ситуацию, духоборы написали письмо императрице Марии Федоровне, в результате чего вышло высочайшееповеление:

«1. Освобождение их от воинской обязанности не удовлетворено, и

2. духоборцы-постники, за исключением, конечно, находящихся в призывном возрасте и не исполнявших воинской повинности, могут быть увольняемы за границу при условии:

получения заграничного паспорта в установленном порядке

выезда за пределы России за собственный счет

выдачи при выезде подписки о невозвращении впредь в пределы империи, имея ввиду, что, в случае неисполнения сего последнего пункта, виновный подвергается высылке в отдаленные местности»

Ходатайство же о сгруппировании на жительство в одном селении не уважено» .

П. Веригин и Л. Толстой были против выезда духоборов, но сходка духоборов решила, что переселяться необходимо.

На следующий год более тысячи духоборов выехало на Кипр. Однако, как выяснилось, условия там оказались тяжелыми: лихорадка начала косить людей – умерло около 60 чел. Более приемлемым оказалась Канада: там обещали не призывать в солдаты. Поэтому остальные духоборы решили переселяться в Канаду, тем более что Толстой пожертвовал на это дело часть своего гонорара за роман «Воскресение». Это дало возможность зафрахтовать четыре парохода для перевозки людей в Канаду, причем один из них вывез Кипрскую колонию.

В 1899г. переселение было в основномзавершено: всего в Канаду прибыло 7631 чел. Переселениевызвало большой резонанс как в России, так и за рубежом. Отмечалась удивительная духовная дисциплина духоборов. Так, за время всего переезда духоборы пели исключительно духовные песни. Когда на корабле детям раздавали подарки, то все происходило чинно, без суеты, причем ни один маленький духобор не подошел за подарком дважды, а взрослые говорили: «жаль, сколько денег потрачено зря».

Начало жизни в Канаде. Сначала правительство Канады благоволило духоборам: им дали 270 тыс. акров земли в провинции Саскачеван – четыре участка, из которых наибольшими были т.н. северный и южный участки. Однако, скоро выяснилось, что пользование землей отягощено условиями. И духоборы пишут канадскому правительству:

«В управляемой вами стране установлен такой порядок, что каждый иммигрант-мужчина, достигший 18-летнего возраста, может себе выбирать участок из незанятой земли, записать его на свое имя, и участок становится его собственностью. Но мы не можем следовать такому порядку, не можем записывать земельные участки на личные наши имена и обращать ее в личную собственность, потому что усматриваем в этом явное нарушение правды Божьей. Знающий эту правду, знает и то, что приобретение собственности не согласно с нею. Но если по слабости еще извинительно человеку приобретение в собственность того, что производится его трудом и необходимо для удовлетворения насущных его потребностей, как-то: одежды, пищи, домашней утвари, то нет оправдания тому человеку, знающему закон Божий, который будет присваивать себе то, что не произведено его трудом, а сотворено Богом для пользования всем людям. Нет оправдания тому человеку, который, зная закон Божий, будет обращать землю в собственность и закрепощать ее на свое имя… И так, беря все это во внимание, мы просим вас предоставить нам землю для поселения и хозяйственных занятий не на тех основаниях, как отводятся участки всем иммигрантам, а на тех, как отведены у вас земли индейским племенам, в одной окружной меже и без распределения, кому лично какие принадлежат. При этом мы одинаково согласны как на то, чтобы вы признали отведенную нам землю общей нашей собственностью или собственностью вашего государства, но для нас было бы более желательно, чтобы вы признали эту землю отведенной нам в бессрочное пользование. Что касается до платы за пользование землею, то мы согласны производить ее в том размере, в каком вы определите, если будем в состоянии» .

В 1900 г. правительственный чиновник потребовал от духоборов дать без промедления ответ: возьмут ли ониземлю в личную собственность? Духоборы ответили, что они согласны на все условия, кроме одного:

«Но мы не можем принять никакой земли в личную собственность и просим, чтобы нас не принуждали к этому. Мы не можем принять землю в собственность даже для одной формы, ради того только, чтобы придти в соглашение с земельными законами Канады, не можем этого сделать потому, что усматриваем в наложении всякой печати собственности на землю основное нарушение всего закона Божьего» .

Удивительно! Неправославные люди твердо отвергают частную собственность, видя в ней «основное нарушение всего закона Божьего», а православные юлят, признают ее, но зажмуривают глаза на последствия…Канадский же чиновник вообще не церемонится (от 7 января 1901 г):

«Обращаю ваше внимание на то, что для правительства совершенно невозможно удержать за вами земли, если каждым из вас не подано заявления о записи за ним гомстеда (надела в 160 акров – Н.С.) , ибо в противном случае эти земли (занимаемые вами) значились бы по нашим книгам незанятыми, и другие лица могли бы на них поселиться и просить записи их за ними, и мы не имели бы никаких оснований им в этом отказать.

Для всех жителей Канады от Атлантического и Тихого океана закон один, и этот закон обязателен для всех, а потому в вопросе о том, чтобы сделать в нем какие-либо изменения для духоборцев, ни на одну минуту не может быть и речи» .

Духоборы отвечают: «вынуждены просить вас о снисхождении в том, чтобы нам позволено было остаться в Канаде до тех пор, пока мы найдем другую страну для поселения или убедимся в том, что людям, которые намереваются установить свою жизнь на христианских началах, нет более места на земле» .

Духоборы все-таки остались, формально записали на себя землю и стали селиться селами, не соблюдая границ гомстедов. Правительство в 1902г. отменило заочную запись участков и пригрозило отобрать все земли. Духоборы ответили странной мерой: они устроили пеший поход к океану «навстречу Христу», освободив весь скот (отсюда пошло название «свободники») и бросив, - по заповеди «не имейте по две одежды» (Лк.9,3), - лишние вещи. Поход в конце концов завернула полиция, не остановившись перед арестами многих духоборов.

Общинная жизнь. В ноябре 1902г. в Канаду прибыл П.В.Веригин. Правильно оценив обстановку, он сумел убедить духоборов больше не делать походов, а заниматься трудом. Веригин остриг бороду, оделся в европейскую одежду и стал налаживать отношения с властями, в чем до определенной степени преуспел. Хотя и с большим трудом, он уговорил духоборов принять и метрические книги рождений, смертей и гражданского состояния (иначе им грозило многолетнее тюремное заключение).

По части организации труда Веригин нашел у духоборов «разброд и шатания». Три вида хозяйств стихийно образовались по приезде в Канаду.

1). Частные хозяйства (южный участок). Однако, фермеров очень мало – все живут деревнями. К 1 января 1900 г. таких частников было 2/7 от общего числа духоборов .

2) Временные общины. Еще в 1999 г. лидер «кипрских» духоборов Василий Потапов пытался объединить всех в одну общину с единым кассиром. Но это удалось сделать только наСеверном участке (13 сел). Но через два месяца община распалась по деревням, которые в основном стали работать на железной дороге. Так жило примерно Ѕ духоборов.

3). Наконец, стабильные общины (1/4 духоборов) - общая запашка, работа и орудия. Но по типу распределения общины могут быть разделены на два типа:

Подушное распределение;

Коммуна – всем раздается из общих кладовых по потребности . Заметим, что именно к такого типа общинам относились самые богатые деревни.

Исследователь духоборов В. Бонч-Бруевич относительно их общинной жизни делает знаменательный вывод:«эта форма жизни оказалась слишком для них высокой (…) чтобы сохранить эту коммунистическую форму жизни, которую они считают вполне единственно угодной Богу, духоборцы должны все время вести сильную борьбу и со своей «плотью» и друг с другом» .

Приехав в Канаду, Веригин предложил, учитывая духоборские традиции, объединить и север и юг в одну коммуну. Подавляющее большинство духоборов согласилось, образовав огромную коммуну в 44 села, около 8000 чел. с землей 130 тыс. десятин . Для заработка многие духоборы работали по найму (в основном на железных дорогах), но все заработанные деньги сдавали в общину.Об общинном устройстве Веригин говорил: «Мы делаем только пробу, можно ли людям жить друг с другом на братском положении … Но я верю, что через тысячу лет человечество будет жить по такому плану» .

Непротивление. Стремление выполнять евангельские заповеди, причем, буквально, лежало в основе всего жизненного уклада духоборов. В этом смысле характерен эпизод, рассказанный Сулержицким в книге «В Америку с духобороами» . Однажды в сарае духоборы мирно пили чай. Вдруг распахивается дверь и появляется двое пьяных англичан, которые начинают хамить: подходят к старикам, дергают их за бороды, за носы, опрокидывают чайник, подсыпают песок в чашки и пр. Появились зрители, которые с интересом стали наблюдать, что же произойдет. Духоборы между собой переговариваются: «Ну и народ… Хуже татар… Люди, которые темные, не понимают, как ты ему растолкуешь». Однако никаких действий не предпринимают. Зрители в свою очередь комментируют: «Вот дурачье. Дикари, хуже негров. Совсем не могут за себя постоять». Наконец, когда один из англичан плюнул в стакан старику и стукнул его по макушке, один из духоборов – молодой парень – не выдержал: встал, спокойно подошел к одному из англичан и дал в ухо. Силища у духоборов была огромная: они вместо лошадей впрягались в плуг. Нокаут. Товарищи поверженного со словами that ’s all right оттащили его с веранды, а зрители встретили такой разворот событий одобрительными возгласами: мол, ну хоть один из них человек нашелся. Иначе, однако, реагировали духоборы. Они тут же налетели на парнишку и стали его укорять: «Ну это ты напрасно. Ну и к чему это? К чему ты темного человека изобидел, который по неразумению, по слепоте своей…Эх ты, право». Парень втянул голову в плечи и слабо пытался оправдаться. Но его заклевали вконец. И еще долго этот «невероятный и дикий случай» обсуждался в селениях духоборов, причем причину его падения до обычного цивилизованного человека духоборы видели лишь в его происхождении из Елизаветполя, т.е. места, в котором жила более слабая духоборская община.

Трудности. Самоотверженный труд и общинность духоборов позволили им в короткое время резко улучшить свое благосостояние: обзавестись домами, с/х машинами и пр. Но далеко не все было гладко. Первая опасность возникла со стороны своих же – духоборов. Некоторые из них посчитали, что Веригин изменил христианству. Так появились «свободники», которые стали нападать на имения духоборов и жечь их. Причем среди «свободников» расцветало «головство», т.е нудизм. Оголялись они и при угрозе малейшего насилия над ними. Свободники сильно дискредитировали духоборв – Веригину пришлось даже заявлять на них в полицию.

Другая опасность шла от правительства. Видя, что духоборы вовсе не собираются принимать принципы западного свободного общества, власти решили поступить с ними круто: под предлогом того, что духоборы отказались принимать гражданство, правительство в 1907г. отняло у духоборов все земли – прекрасно обработанные и полностью выкупленные, всего около 100 тыс. акров. . Но духоборы не пали духом: собрав деньги, они сумели найти и купить землю в другом районеКанады – Британской Колумбии. Конечно, не все захотели переселиться – около 1000 чел. решили принять гражданство и остаться в Саскачеване. Переселенцам же все пришлось начинать сначала: землю необходимо было очищать от леса, поселки нужно было строить заново. Было создано около 10 сел, жители которых, по инициативе Веригина, были объединены в коммуну. К 1924г. в Британской Колумбии у духоборов было 67 тыс. акров земли иимущества на 6 млн. долл.П.В. Веригин понимая, что в Канаде духоборам житья не будет, мечтал о переезде в Россию. С этой целью он в 1906г. поехал в Россию и встречался с П.А. Столыпиным. Увы, результатов эта поездка не дала. Пришлось оставаться в Канаде. Впрочем, некоторые духоборы на свой страх и риск выехали обратно в Грузию.

В 1924 г. произошла катастрофа. В вагон, в котором ехал П.В. Веригин была подложена бомба. Лидер духоборов был разорван на части. Духоборческие источники отказываются от предположений, чьих рук это дело. Потеряв такого умного руководителя, община сделала ошибку: в 1924г. взяла срочный заем на 350 тыс. долл. под залог всего имущества. В 1927г. общину духоборов возглавил приехавший из России сын П.В. Веригина – П.П. Веригин (+1939). Им была сделана еще одна попытка вернуться на родину. Было послано письмо Сталину, в котором говорилось: «А теперь вот уже 33 года, как мы живем в Канаде полной коммунистической жизнью и упорно строим коммунизм в окружении капитализма. В виду всего этого мы просим Вас, уважаемый тов. Сталин, разрешить нам въезд в страну» . Причины отказа неизвестны.

Закат. Число духоборов постепенно стало сокращаться: если в 1928г. их было 5485, то к 1937г. их осталось 3103. Отметим, что стали постепенно меняться и их религиозные взгляды. Так, по мнению Веригина «Иисус Христос – один из святоносных ангелов» , т.е. уверенность в божестве Христа была поколеблена. Кроме того, у Веригина можно встретить упоминания о перерождении душ (на других планетах) .

В 1938 г., из-за задолженности в 319 тыс. долл.община проиграла суд и потеряла все имущество на 6 млн. долл. Капиталистического государство вторично ограбило духоборов. С тех пор духоборам пришлось пользоваться землей на правах годовой аренды. Естественно, в таких условиях коммунизм духоборов стал разрушаться – жили уже духовной Общиной «независимо от образа хозяйственно имущественной жизни» . Кроме того, усилились бесчинства «свободников», которые в 1947г. выжги все дома в селении Прекрасное . Отметим, что канадское общество не разделяло их от последователей Веригина, а потому полиция в конфликт со «свободниками» не вмешивалась, считая это внутренним делом духоборов. К 60-тым годам осталась лишь небольшая группа духоборов, упорно державшиеся предания. Ее возглавил сын П.П. Веригина Джон Веригин. Благодаря его усилиям о духоборах узнал весь мир, а сам Веригин получил, помимо канадских орденов, советский орден Дружбы народов.

Духоборы в России. Значительная часть духоборов не последовала своим родичам в Канаду и осталась в России. Позже к ним присоединились некоторые возвратные переселенцы из Канады. Интересно, что оставшиеся духоборы называют Веригина – «Каином, погубившим Авелев род» . Но и в России общинные порядки духоборов сохранялись. В 1921г. оставшиеся в Грузии духоборцы заявили: «Так как мы по примеру канадских духоборцев-общинников живем общиной-коммуной, то, значит, у нас есть колхоз, но в предлагаемый нам колхоз мы не можем войти потому, что мы люди религиозные и любим трудиться с мыслью о Боге и молитвой на устах» .

Но при советской власти духоборам пришлось служить в армии. Многие из них участвовали в Великой отечественной войне.

Духоборы сегодня. В 1991 г. грузинские духоборы, спасаясь от антирусской истерии, начали переселяться в Тульскую область (д. Архангельское) . Сейчас там живут около тысячи духоборов. Интересно, что даже сейчас у них не принято запирать дома на замок. Оставшиеся в Джавахетии (с. Гореловка) духоборы живут в трудных условиях. Часть из них в 1999 г. выехала в Брянскую область. Интересно, что современные духоборы вполне терпимо относятся к РПЦ – в Грузии они помогали Свято-Ольгинскому монастырю и посылали продукты русским православным в Тбилиси .

Что же касается канадских духоборов, то ныне их потомков насчитывают до 30 тыс. Однако культура духоборов почти полностью разрушена. Они находятся в смешанных браках, ходят в протестантские церкви, говорят по-английски. Впрочем, многие из них помнят и чтят своих предков. До сих пор духоборы в Канаде издают свой журнал .

Литература

1. Попов - Попов И.А. Рассказы из истории духоборцев. 1966 г.

2. Айвазов - Айвазов И.Г. Материалы дляисследования сект духоборцев и молокан. – М, 1917.

3. Сухорев - Сухорев В.А. История Духоборцев (Документы по истории духоборцев и краткое изложение их вероисповедания). 1944г.

4. Малов - Малов П.Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. К 50-летию пребывания духоборцев в Канаде. Книга 1. 1948. – 607 с.

5. Туган-Барановский - Туган-Барановский М. В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени. – М., 1919 – 128 с.

6. Кабатова - Евгения КАБАТОВА. Мои предки- духоборы. http :// cccp . narod . ru / work / book / sssr _ g 5. htm

7. Обращение - Обращение канадских духоборцев ко всем людям.http ://cccp .narod .ru /work /book /sssr _g 5.htm

8. Балакирев - Балакирев А. Кризис православной империи и истоки рабочей технической утопии. //Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995. Вып. 2. – М.: Наследие. 1996. -с. 108-138.

9. Богораз - Богораз В.Г. (Тан) Духоборы в Канаде. М., 1906. – 96 с.

10. Сулержицкий - Сулержицкий Л. В Америку с духоборами. – М.: Посредник. 1905 – 331 с.

11. Малахова - Малахова И.А. Духовные христиане. – М.: Политиздат, 1970 – 128 с.

12. Бонч-Бруевич - Бонч-Бруевич Вл. Животная книга духоборов. Спб. 1909. – 325 с.

13. Крылов - Крылов Н. Духоборы Александру Первому http://www.melitopol.net/istor/gaz/1.htm

14. Клукач - Хелен Клукач. ДУХОБОРЫ КАНАДЫ ПРАЗДНУЮТ ЮБИЛЕЙ.http://www.newcanada.com/49/duhobori49.htm

15. Иникова - С. А. Иникова. СЕКТЫ ДУХОБОРЦЕВ И МОЛОКАН: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Исторический вестник. Издание Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. - Москва-Воронеж. 1999, N 1.

«Исповедание веры Духоборцев», поданное губернатору в качестве, своего рода, апологетики .

Исходный пункт учения духоборов - квакерская идея:

Таким образом, наиболее значимые особенности данного учения заимствованы из протестантизма и предшествовавших ему ересей, таких как, например, иконоборчество, "ересь жидовствующих" и т.п. и буддизма. В свою очередь, вероятно, духоборство стало идейной основой для толстовства.

Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.

История движения в XIX-XX вв.

Правление Александра I

Посланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах, И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. По мысли Лопухина состоялся закон о переселении всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега р. Молочной. При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними меннонитов много полезных нововведений.

Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки - обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр посетил с. Терпение духоборов в Крыму, пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым. В 1820 их освободили от присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием - ему был даже поставлен памятник .

Закавказская ссылка

При Николае I духоборы вновь потеряли расположение предержащих властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил духоборов, еще остававшихся на Молочных водах, о чем оставил ценные сведения.

Гореловка, «столица» духоборцев в Грузии, 1893

В Грузии духоборы поселились компактно в южных горных районах Джавахетии , к тому времени практически обезлюдивших. Они основали 10 деревень на территории современного Ниноцминдского района (до 1991 года - Богдановский), называемых Джавахетской Духоборией: Владимировка , Тамбовка и Родионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне Ниноцминда) , Спасовка, Орловка , Гореловка, Ефремовка , Калмыковой и Троицкое .

На территории современного Азербайджана, высланные духоборы основали несколько поселений, имеющих до сей поры русские названия: Славянка , Новосаратовка и Новоивановка.

Сожжение оружия в июне 1895

Защита Льва Толстого и толстовцев

В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой . Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан . В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской газете. Затем В. Г. Чертков , П. И. Бирюков и И. М. Трегубов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции В. Чертков был изгнан за границу, а Бирюков и Трегубов отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику .

Эмиграция в Канаду

Лев Лагорио (1827-1905). Батумский порт (1881). Отсюда духоборы отправлялись через Атлантику в 1898 и 1899 гг.

Несмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеров было принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались Маньчжурия , Китайский Туркестан (план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр , Гавайи и т.д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата.

Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину , а тот - с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто , Джеймсу Мейвору .

Хотя ни духоборы, ни сочувствующие не были уверены в необходимости эмиграции, наряду с поддержкой из-за рубежа они встретили подчеркнуто негативное отношение властей (например, запрет на возвращение). Старички (старейшины общины) пророчествовали:

Эта статья входит в тематический блок
Толстовство
Яснополянские сподвижники
Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков
Зарубежные последователи
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми
Библиография
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас · Закон насилия и закон любви · Опомнитесь, люди-братья! · Русские мужики рассказывают · Воспоминания крестьян-толстовцев
Разное
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы

Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс в 1898 г. осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор» . Сопровождающии (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898-12 января 1899) толстовец Л.А.Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич . В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады - «Животную книгу духоборцев ».

Небольшие партии духоборов активно прибывали в Канаду на протяжении последующих лет через порты Европы, как правило на средства ранее переехавших духоборов. В году к единоверцам в Канаде присоединился освобождённый из ссылки П. Веригин.

Духоборы Канады в ХХ веке

Духоборы поселились на целинных землях степной провинции Саскачеван . Им разрешили жить согласно своим верованиям. Но когда власти потребовали от них принести клятву на верность правительству, многие отказались подчиниться, и у духоборов экспроприировали 260 000 акров земли, ставшей пригодной к возделыванию в ходе коллективной обработки. В - гг. шесть тысяч духоборов последовали в Британскую Колумбию , самую западную провинцию Канады, где они основали Христианскую Общину Всемирного братства .

Доходы коммуны росли, общинная собственность оценивалась в несколько миллионов долларов . Но в тоже время назревали и идеологические конфликты. Некоторые из участников общины ставили авторитет Веригина под сомнение. В году Пётр Веригин погиб при загадочных обстоятельствах. Движение распалось. Участники радикального течения «Сыны свободы» демонстрировали абсолютное неприятие современной им жизни, в т. ч. отказываясь посылать своих детей в школы.

В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина - Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

Духоборы сегодня

В Гореловке остаются “святые могилки” проповедников, на поклон к которым приезжают духоборы со всего мира. Также особо почитается пещера, где 29 июня 1895 года духоборы сожгли оружие в знак протеста против зла и насилия.

В 1989 г. группа жителей с. Гореловка переехала из Грузии и поселилась на тульской земле, в деревне Архангельское Чернского района .

В том же году другая группа поселенцев из с. Гореловка, ок. 200 чел., прибыла в Мирный - посёлок городского типа в Брянской области. Однако большинство работоспособного населения вынуждено было покинуть поселок в связи с непредоставлением жилья .

Духоборы в современной культуре

В отличие от самопрезентации духоборов и от их восприятия в Старом Свете, в англоязычной (канадской и американской) популярной культуре за пределами документалистики под духоборами подразумевается отколовшееся от традиции радикальное движение свободников, памятное за яркие выступления в начале XX в.

Фольклорные ансамбли

  • Материалы, собранных у современных духоборов Тульской области, в России используют такие коллективы, как Фольклорный Ансамбль Дмитрия Покровского и Фольклорный ансамбль "Истоки".
Духоборы в художественной литературе

Духоборы фигурируют в книге Сергея Алексеева "Сокровища Валькирии"

Духоборы в популярной музыке

  • Канадская рок-группа Sons of Freedom выбрала свое название в честь свободников (это один из переводов названия данной религиозной группы).
  • "Do as the Doukhobors Do" - песня Пита Сигера (издана в сборнике The Best of Broadside 1962-1988: Anthems of the American Underground, в серии Smithsonian Folkways Recordings - SFW40130 2000)
  • "Ferdinand the Impostor", песня коллектива the Band , включает юмористическую строку, адресованную незнанию Канады ее южными соседями: "He claimed he was a Doukhobor / But they never heard of that in Baltimore."

Литература

Публикации источников
  • Животная книга духоборцев .
  • Бонч-Бруевич В. (составитель) Животная книга духоборцев . Санкт-Петербург, 1909 - полный текст в формате PDF.
  • Черткова А., Бонч-Бруевич В. (составители) Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина . 1901. this book at google
  • Донсков А. А. (редактор) Л.Н. Толстой и П.В. Веригин. Переписка. Институт Мировой Литературы им. А. М. Горького. СПб, Изд-во “Дмитрий Булавин”, 1995. ISBN 5860070411 - Шестнадцать писем Толстого в уточненной редакции, адресованных Петру Васильевичу Веригину, и двадцать два письма Веригина, публикуемые впервые. Переписка велась с 1895 по 1910 год.
Мемуаристика
  • Сулержицкий Л. В Америку с духоборами (из записной книжки) . Иллюстрировано фотографиями с натуры. Москва, «Посредник», 1905 - фрагменты из книги.
  • Родионов. А. А. СССР – Канада. Записки последнего советского посла . М., «Алгоритм», 2007. - главы о духоборах в Канаде.
Исследования авторов-духоборцев Исследования сочувствующих авторов
  • Бирюков. П. И. Гонение на христиан в России в 1895 г. С послесловием Л.Н.Толстого
  • Тверской П. А. Духоборческая эпопея. СПб., 1900.
  • Бонч-Бруевич В. Д. Духоборцы в канадских прериях. Кн. I-III. - Пг. - 1918
  • Бонч-Бруевич В. Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959.
  • Булгаков Валентин Духоборцы (1932) // «Ясная Поляна». Рига, сентябрь-ноябрь 1989. № 8 .
Исследования с официально-православных позиций
  • Новицкий О. Духоборцы, их история и вероучение . Киев, 1882.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект . Пг., 1914.
  • Харламов И. Духоборцы \\ Русская мысль, 1884, № 11
Исследования с официально-атеистических позиций
  • Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.), М., 1965.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. Минск, 1990. С. 361-379.
Об участии Толстого в переселении духоборов
  • Зверев А., Туниманов В. Лев Толстой Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 2007. ISBN 978-5-235-03037-4
  • Меликсет-Бек Л. Л. Из истории духоборов в Грузии. - «Труды Тбил. гос. ун-та», т. 78, 1963, с. 121-140. Роль Толстого в переселении духоборов в Канаду (с. 136, 137-138).
  • Меликсет-Бек Л. Л. Из историй духоборов в Грузии (XIX в.). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. историч. наук. Тбилиси, 1964. 33 с. (Тбил. гос. ун-т). Об участии Толстого в организации переселения духоборов в Канаду (с. 3, 4, 9, 29-31).
  • Шкловский В. Лев Толстой . Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 1963. 864 с.; 27 л. ил. (Жизнь замечательных людей). Часть V. «Воскресение». - «О духоборах» и о «Воскресении».
Этнографические исследования
  • Абрамова Т. Н. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области. август 1990 г.). \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 7. Ростов-на-Дону, 1997.
  • Абрамова Т. Н. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства \\ Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д., 2000. С. 145–153.
  • Абрамова Т. Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). стр. 161 \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 11. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Никитина С. Е. О заговорах в культуре духоборцев и молокан (на материале полевых исследований) \\ Заговорный текст: Генезис и структура. М., 2005.
Вне категорий
  • Борисова О. О духоборах в Канаде // "Новая заря". Сан-Франциско. - 1945. - 12 мая
  • Малов Л.Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. К 50-летию пребывания духоборцев в Канаде. - North Kldonan, Manitoba. - 1948.
  • Рыбин А. А. Духоборы и проблема свободников // "Новая заря". Сан-Франциско. - 1964. - 25 августа
  • Клибанов А. И. Материалы о религиозном сектантстве в архиве В.Г.Черткова // Записки Отдела рукописей РГБ. Вып. 28. - М. - 1965
  • Ианникова С. А. Проблемы сохранения русского языка в иноэтнической среде на пример канадских духоборцев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. - М. - 1995. - С 152-162
  • Духоборы // Хисамутдинов А.А. После продажи Аляски: Русские на Тихоокеанском побережье Северной Америки (1867-1980-е гг.). Материалы к энциклопедии. - Владивосток: Издательство ВГУЭС. - 2003. - С. 59-61
  • Аносова И. А. Канада – вторая Родина духоборцев: интеграция и культурная локализация // "Мир России", 26.10.2006

Примечания

  1. Гололоб Г. Богословие и национальный вопрос.
  2. Spiritual Origins and the Beginnings of Doukhobor History . A keynote address given by Russian ethnographer and archivist Svetlana A. Inikova at the Doukhobor Centenary Conference, held at the University of Ottawa on October 22-24, 1999. (англ.) (Doukhobor Genealogy Website)
  3. Малый энциклопедическiй словарь. Изданiе Брокгаузъ-Ефронъ, Спб., 1907 (2-е изд.)..
  4. Снегирёв, Иван Михайлович , "Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках". Москва, 1831. Том 2, с. 46. Текст на Google Books
  5. Русские в Грузии
  6. Л.Н.Толстой «О гонениях на духоборов». Письмо в иностранные газеты
  7. Марк Поповский. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977
  8. Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь . Сан-Франциско, Дело, 1952. с. 26
  9. Index to Doukhobor Ship Lists at doukhobor.org (Doukhobor Genealogy Website), список кораблей, перевозивших духоборов, англ. яз., ссылка актуальна на 29 января 2008
  10. Бонч-Бруевич В. Обращение к канадским, закавказским, амурским, самарским и ко всем прочим духоборцам. Животная книга духоборцев. Санкт-Петербург, 1909, ссылка актуальна на 29 января 2008
  11. Хелен Клукач (Торонто) - Духоборы Канады Празднуют Юбилей.
  12. , на russedina.ru
  13. Чихладзе, Иракли. Джавахетские проблемы Грузии. "Солидарность" выпуск №2 , на newregion.info от 18.06.2006, ссылка актуальна на 29 января 2008
  14. Страна Духобория. Уникальный уголок русской культуры сохранился в Ниноцминдском районе Самцхе-Джавахети. Информационный выпуск Посольства России в Грузии № 10 от 25 апреля 2005 г. , на georgia.mid.ru, ссылка актуальна на 31 января 2008
  15. Духоборы на сайте Центра "Истоки", ссылка актуальна на 31 января 2008

Секта в рамках течения "духовных христиан"

Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух".

Основатель: казак Силуан Колесников (ок. 1775 – 1785), живший в селе Никольском Екатеринославской губернии.

Активными проповедниками учения секты были Илларион Побирохин, торговец шерстью из села Горелова Тамбовской губернии и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов.

В конце XVIII в. духоборчество утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губерниях. Оттуда учение распространилось на земли донских казаков, в Саратовской, Астраханской, Пензенской и других губерниях и стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в Рижскую, Пермскую губернии и в Сибирь.

В XVIII в. правительство относилось к духоборам весьма строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко подвергали телесным наказаниям, отдавали вне очереди в рекруты и т. д. С воцарением Александра I политика правительства стала более мягкой. По высочайшему рескрипту в 1801 г. было возвращено на родину много сосланных в Сибирь духоборов. Указом 1803 г. для всех духоборов объявлялась свобода вероисповедания. Чтобы пресечь распространение их учения и, в то же время, оградить сектантов от преследований со стороны православного населения, правительство с 1802 г. начало выселять их в степи в Мелитопольском уезде Таврической губернии. (Местность известная как "Молочные воды"). При этом им давалась ссуда из казны, налоговые льготы сроком на 5 лет и земельный надел по 15 десятин на человека. Это привлекало многих духоборов, приезжавших добровольно, некоторые же выселялись туда по распоряжению правительства. К концу 1808 г. на Молочных водах насчитывалось уже 9 деревень, центром их было богатое село Терпение, основанное выходцами из Тамбовской губернии. В 1805 г. те же льготы были дарованы сибирским духоборам. Покровительство властей привело к широкому распространению секты.

В царствование Николая I против духоборов были предприняты ограничительные меры. Секта была объявлена особенно вредной, усилена строгость наказания за ее распространение. Переселение на Молочные воды было прекращено, духоборов стали выселять на пограничные территории в Закавказье. В 1839 г. туда же переселили духоборов Молочных вод, за исключением тех, кто согласился принять православие. Около 4000 человек переселились на Кавказ. В 1836 г. сибирских духоборов начали выселять в отдаленные места Сибири.

С 1891 г. началась пропаганда толстовского учения среди духоборов. Высланные в Закавказье толстовцы кн. Хилков, Бодянский, Дубченко и др. издали духоборческий катехизис в новой исправленной редакции, под названием "Исповедная песнь христианина". Авторы ввели в учение секты толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов. Те из духоборов, кто принял учение Л. Н. Толстого, получили название "постников", или "белых", т. е. сделавшихся чистыми посредством поста. Постники отказались от военной службы, не признавали государственной власти, публично критиковали царя. В ответ на это правительство переселило постников в другие места: около 4000 человек небольшими группами были расселены в Тифлисской губернии. Здесь они прожили около двух лет. Затем часть из них (около 8000 чел.) эмигрировала в Канаду. На Кавказе осталось еще около 10 000 духоборов.

В настоящее время российские духоборы проживают преимущественно в Тамбовской, Оренбургской и Ростовской областях. Поселения духоборов существуют также на Украине, на Кавказе, в Азербайджане, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Канаде.

В 1991 г. в г. Целина Ростовской области состоялся съезд российских духоборов, на котором была создана единая организация под названием "Религиозное объединение духоборцев России".

Учение:

Источником вероучения духоборы считают "внутреннее откровение", или "просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека". Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в памяти и сердцах. Предание именуется "Животной книгой". "Животная книга" состоит из псалмов, которые составлены духоборами по подобию псалмов Давида, частью из отдельных стихов и слов этих псалмов, изречений из Св. Писания и молитв Православной Церкви. По мнению духоборов, псалмов этих бесчисленное множество. Знать все псалмы или всю "Животную книгу", одному человеку невозможно, в полноте она содержится только в роде духоборов. Между отдельными духоборами она разбросана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то получится полная "Животная книга". Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или "Животной книги", основывается на том, что Бог Слово якобы обитает в роде духоборов и не дает ошибиться. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части "Животной книги" неодинаково: один может быть более просвещенным, другой менее. Поэтому у духоборов существует огромный авторитет "учителей", которые "вещают глаголы жизни".

Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже "Животной книги": оно – лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много неточностей. Духоборы верят в единого Бога, признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. Согласно их учению, в природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – жизнь. Дух Святой – покой. В человеке Отец – память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. Душа человека, по мнению духоборов, согрешила духовно еще до рождения и за свое падение была изгнана в видимый мир, как в темницу. Души людей после смерти переходят в другие тела: благочестивые – в человеческие, злые – в тела животных. Переселение души совершается приблизительно от 6-и до 15-летнего возраста, когда духобор заучивает несколько псалмов "Животной книги". До этого времени он имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Духоборы отрицают искупительную жертву Христа. Искупление воспринимается ими как духовное просвещение. Об Иисусе Христе они говорят, что Он – один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, после Его смерти переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборов. Душа Христа также пребывает среди сектантов, воплощаясь в отдельных личностях – лидерах секты. Будущая жизнь, по учению духоборов, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. По учению духоборов, они – живые храмы Божии, престолы Бога. Церковь – это личное "я" духобора. Они утверждают, что в духоборе воплощается Св. Троица: он есть и священник, и жертвенник, и жертва. Сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа, поэтому в Церкви не может быть иерархии и священства. Духоборы отвергали почитание креста, икон, мощей, молитвы святым и таинства. Все таинства они трактуют "духовно": причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя можно иногда исповедовать грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля, взаимная любовь, соизволение родителей и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся будут верны друг другу.

Духоборы не имеют молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет и определенных дней для общественной молитвы. Молитва состоит в том, что все присутств ующие читают по очереди наизусть псалмы из "Животной книги", причем должны обязательно читаться разные псалмы без повтора, сколько бы людей ни присутствовало. Затем читаются "начатки" духоборческого катехизиса и ведутся благочестивые беседы, в заключение устраивается "братская трапеза".

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова духоборы

духоборы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

духоборы

духоборов, ед. духобор, духобора, м. Религиозная секта отвергающая внешнюю обрядность православной церкви.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

духоборы

мн. Представители одного из течений старорусского сектантства, отрицающего внешнюю обрядность православной церкви.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

духоборы

ДУХОБОРЫ (духоборцы) секта духовных христиан; возникла в России во 2-й пол. 18 в. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались царским правительством. В кон. 19 в. переселились в Канаду. Сохраняют язык и основные традиции.

Духоборы

(«борцы за дух»), сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во 2-й половине 18 в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской губернии и в Слободской Украине, где было распространено хлыстовство и куда, возможно, проникало учение одной из протестантских сект ≈ квакеров. Д. полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Д. считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, который призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды. Руководитель Д., по их мнению, и есть Христос во плоти, сам избирающий себе преемника. При нём совет старейшин. Никаких обрядов Д. не признают, за исключением бракосочетания. У Д. существует много специальных псалмов, исполняемых на молитвенных собраниях.

В 1804, желая заселить южные окраины России, Александр I разрешил Д. поселиться на р. Молочная Мелитопольского уезда Таврической губернии. В 1841 они были переселены в Закавказье (Ахалкалакский уезд ≈ так называемые Мокрые горы). К этому времени среди Д. обозначился раскол, завершившийся в 80-е гг. созданием большой и малой (зажиточной) партии. Последняя не выступала с социальным протестом, требовала карать тех, кто преступает волю царя. В 1898≈1900 часть Д. была выселена в Канаду, где их общины продолжают существовать.

Лит.: Новицкий О., Духоборцы. Их история и вероучение, 2 изд., К., 1882; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. ≈ 1917 г.), М., 1965.

А. И. Рогов.

Википедия

Духоборы

Духобо́ры (духобо́рцы ) - особая этноконфессиональная группа русских . Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви и некоторыми социологами часто квалифицирующаяся как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан» .

У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755 - 1775 гг. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции.

Примеры употребления слова духоборы в литературе.

Впрочем, и это было свидетельством некого особого отношения к сектантам, хотя советская власть должна была относиться к ним в худшем случае снисходительно, поскольку духоборы , вывезенные Львом Толстым в Канаду, поклялись вернуться в Россию, когда не будет царя.

И тогда я переключился на голышей, над которыми духоборы смеялись и с удовольствием рассказывали об их дурной, не праведной жизни.

Хлысты и прочие духоборы в обилии населяли столицы России: Петербург и Москву.

ДУХОБОРЫ, пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в 18 в. В настоящее время большинство духоборов проживает в западных областях Канады. Секта духоборов, насчитывающая ок. 21 000 членов, откололась от Православной церкви. Одним из принципов их учения является отказ признавать любую мирскую власть. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос , Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духоборов – это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духоборов сведена к минимуму: они не признают священства и отрицают все внешние таинства , в том числе таинства крещения и брака.

Секта духоборов возникла ок. 1740 в Екатеринославской губернии. Ее основателем считают безвестного отставного офицера прусской армии, проповедовавшего непротивление и религиозный индивидуализм. Пренебрежительно именуемые Православной церковью «духоборцами», т.е. борцами против Святого Духа, они с гордостью приняли это прозвище и начали активно заниматься прозелитизмом среди крестьян. Их вера в равенство всех людей и отказ подчиняться любым властям, как светским, так и церковным, обеспокоили правительство, и секта подверглась гонениям – сначала при Екатерине Великой, а затем при Павле I. В 1801 Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, где те создали богатые и процветающие поселения. Однако в 1841 вожди духоборов, отец и сын Калмыковы, были заподозрены в подготовке бунта, и общину переселили еще дальше на юго-восток, в Грузию. В 1887 члены секты отказались подчиняться закону о воинской повинности, что вызвало новые репрессии. Однако благодаря вмешательству Льва Толстого приблизительно 7000 членов секты смогли покинуть Россию в 1898 и 1899 и поселились в Саскачеване (Канада).

Канадская община духоборов успешно прижилась на новом месте и почти сразу же стала распространяться на Запад, в Альберту и Британскую Колумбию. В 1903 к ним присоединился их духовный лидер, Петр Веригин, освобожденный из сибирской ссылки царским правительством. Вскоре среди духоборов вспыхнули споры относительно авторитета Веригина и по вопросу о земельных владениях. В 1924, после убийства Веригина, секта духоборов раскололась. Самая радикальная фракция, «Сыны свободы», насчитывает около 3000 членов. Члены этой общины отказываются посылать своих детей в школы и неоднократно демонстрировали свое неприятие современной жизни. Однако большинство духоборов, продолжая уклоняться от воинской повинности, вместе с тем все в большей степени идут на сотрудничество с властями. Многие духоборы по-прежнему подчиняются авторитету представителей семьи Веригина.


Close