Понятие сознания. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира; духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.
Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных (аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.
Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.
Сознание является результатом, историческим продуктом социальной, общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный, творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества.
Проблема сознания в философии. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
Большинство представителей материалистических философских систем рассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение – один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, то сознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения в мозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, это способность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание – творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших, окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.
Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное, идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно. Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков «мир идей» Платона, «абсолютная идея» Гегеля. В идеализме «мир идей», «абсолютная идея» активны; материя, природа – пассивны. Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.
Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такое философское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт, в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.
Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм – философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.
Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия «бог», «природа», «душа». Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока аль-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.
Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Например, философия психоанализа, связанная с именами 3. Фрейда, К. Юнга. Э. Фромма, большое внимание уделила изучению бессознательного, его роли в духовном бытии субъекта, влиянию бессознательного на сознание, поведение личности.
Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего, рассматривает душу, сознание человека как основу личности, формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего
Интересную трактовку сознанию дает современная философия существования – экзистенциализм. Так, немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс утверждает, что в центре философии лежит некое проявление сознания, как человеческая фантазия, отражающая поиск мыслью человека, его разумом смысла бытия. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, полемизируя с концепцией бессознательного у 3. Фрейда, считал, что сознание – суть мера бытия психического, это осознание личностью собственного существования, свидетель своего бытия.

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.



Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

23. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.

Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.

24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Лекция 6. Познание

4.1. Сознание как предмет философии

Сознание изучают всевозможные науки и междисциплинарные направления: история, психология, логика, семиотика, социология, этология, психосемантика, психолингвистика, палеопсихология, когнитивная психология, информатика, кибернетика, синергетика, медицина... Оно может трактоваться по-разному:

Ступень в закономерной эволюции материального мира;

Свойство сотворенной богом души (либо чудо, необъяснимое с точки зрения естественных наук, либо продукт эволюции природы, в конечном счете, являющейся божественным творением);

Высший уровень психического, развивающегося на биологическом субстрате и свойственного не только человеку, но и высшим животным;

Способ переработки информации, специфический информационно-отражательный процесс, сущность которого не зависит от того, на какой именно субстратной основе он реализуется;

Отражение бытия, нематериальный образ материального мира;

Внутренний мир, который дан субъекту непосредственно и недоступен внешнему наблюдателю;

Поток смыслов (или так называемых феноменов сознания), то есть, прежде всего, не информация (“знание”), а понимание (ведь можно эффективно перерабатывать информацию, не понимая ее!).

Хотя перечисленные выше представления о сознании акцентируют разные его стороны, было бы неправильным считать их взаимоисключающими.

Существует несколько взаимодополняющих подходов к изучению сознания:

Интроспекция (самонаблюдение), триумф которой связывается с именами Августина, Декарта, Хайдеггера;

Анализ любых зримых форм обнаружения сознания (язык, орудия труда, сама человеческая деятельность, поступки, история общества, научно-техническое или художественное творчество, включая, как сам творческий процесс, так и его материализованные результаты, отходы производства и т.д.), плодотворность которого стала очевидна в свете научно-философских теорий Сен-Симона, Маркса и Энгельса, Вундта, Скиннера;

Исследование физиологических, физико-кибернетических, психологических, социо-культурных и других предпосылок сознания, получавшее мощные стимулы после революционных работ Сеченова, Павлова, Фрейда, Леви-Стросса, Винера (очевидно, к этому же подходу следует отнести и моделирование, работу над созданием искусственного интеллекта).

Предметом философии выступает сознание как целое. Ее интересуют, прежде всего, наиболее общие вопросы, касающиеся сущности сознания и выпадающие из компетенции любой конкретной науки. Причем, практически все эти вопросы правомерно рассматривать как аспекты проблемы отношения сознания к бытию (основной вопрос философии).

1) Отношение сознания к бытию в онтологическом плане, то есть вопросы о том, является ли сознание вообще частью единого мира, подчиняется ли его законам, возникло ли закономерно (или случайно), выполняет ли в природе (например, в процессах эволюции биогеосферы или даже всей нашей Галактики) определенную функцию, подлежит ли научному изучению (подобно остальной природе)...

2) Отношение сознания к бытию в гносеологическом плане, то есть вопрос о том, способно или неспособно человеческое сознание адекватно (правильно) отражать, а точнее, воспроизводить внешний мир.

3) Способность (или неспособность) сознания постичь собственную сущность. Обширная группа логико-методологических проблем: поиск подходов к определению категории сознания и к уяснению ее соотношения с некоторыми другими понятиями; обоснование методов изучения сознания; разрешение трудностей, связанных с междисциплинарным характером исследований...

4) Место, которое следует отвести сознанию при установлении сущности человека. Обширная группа собственно философско-антропологических, философско-биологических, этико-психологических, биоэтических проблем.

5) Место, которое следует отвести сознанию при объяснении социальных процессов. Роль сознания в развитии общества.

Тема 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План

1. Сознание как предмет философского анализа.

2. Научная картина эволюции сознания.

3. Структура и функции сознания.

Основные понятия: сознание, отражение, опережающее отражение, раздражимость, возбудимость, чувствительность, психика, инстинкт, мышление, понятие, суждение, умозаключение, язык, знак .

Сознание как предмет философского анализа

Сознание, как важнейшее свойство человека, является специфической формой регуляции взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Посредством сознания человек выделяет себя из окружающего мира, регулирует свои связи с миром и управляет собой и миром.

Сознание изучают многие науки: логика, психология, социология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, эргономика, педагогика, семиотика, кибернетика. Каждая из них формулирует свой предмет анализа. Современная наука в целом успешно отвечает на многие вопросы, связанные с сознанием человека. Вместе с тем конкретные науки мало интересуются ценностными аспектами сознательной деятельности людей, истинностью сознательных состояний и актов. Философию же интересует именно этот аспект, а конкретно-научные вопросы, например специфика мозговых нейродинамических процессов, являются для нее второстепенными.

Свои варианты ответов на вопросы о сознании дает и религия. Но в религии сознание мистифицируется, выводы о нем делаются на уровне эмоционально-чувственного переживания. В отличие от религии, философия стремится рационально-логически обосновать свои представления о сознании, подкрепить их научными доказательствами.

Исследуя сознание, философия сочетает рационально-логический и аксиологический, ценностный подходы. Она анализирует сознание в единстве того, что человек осознает и как он это делает. Этим философия сознания отличается от конкретных научных выводов и религиозно-художественных интерпретаций сознания.

В целом можно сделать вывод, что философия, конкретные науки и религия учитывают достижения друг друга в решении проблемы сознания, но имеют свои цели и основания.

Основные проблемы философии сознания:

– проблема природы сознания (материальная или идеальная), его источника и носителя;

– проблема времени, условий и факторов возникновения сознания;

– проблема структуры сознания, его элементов, уровней и форм;

– проблема функций сознания, его роли в жизни отдельного человека, общества, культуры, Вселенной.

Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия.

Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения. Это не случайно. Древние греки, а именно они начали анализировать проблему сознания, отводили интеллектуальной деятельности гораздо более высокую роль, чем физической. Самые ранние представления о сознании выразились в понятиях «дух», «душа», «логос». Гераклит основой сознания считал логос. Пифагорейцы полагали, что душа – это бессмертный демон, странствующий по телам. Демокрит понимал душу как совокупность шарообразных атомов огня. Платон разработал учение о мировой душе как первоначале мира. Душа отдельного человека состоит из трех частей:

– рациональная, ее добродетель – мудрость, она преобладает у философов;

– эмоциональная, ее добродетель – достоинство и воля, она преобладает у воинов;

– чувственная (похотливая), ее добродетель – воздержанность и благоразумие, она преобладает у ремесленников и земледельцев.

В философии Платона был очерчен определенный круг явлений, имеющих противоречивые свойства. С одной стороны, эти феномены, очевидно, являлись результатом мышления, воли, фантазии человека, а с другой – они совершенно не зависели от мышления, воли, психического состояния каждого конкретного индивида и даже руководили его поступками. Например, законы государства, культурные и языковые нормы, логические категории и математические истины. Человек усваивает такие явления в процессе воспитания и обучения, а затем руководствуется ими в повседневной жизни. В некоторых ситуациях человек отдает им предпочтение по сравнению со своими материальными, физическими потребностями. Эти всеобщие нормы культуры Платон и назвал идеями, а философия обозначила проблему исследования сознания как проблему идеального вообще.

Аристотель спорил с Платоном, утверждая, что душа присуща не всему Космосу, а только живым телам: душа – спутница жизни. Поэтому он выделял три вида души: растительную, животную и человеческую (разумную). Первые два вида связаны с телом, а ум, мышление от тела не зависят. Ум вечен, его задача – постигать сущность вещей, скрытых за внешней видимостью явлений.

Дальнейшее исследование сознания связано с творчеством Плотина, Августина Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Э. Гуссерля.

Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например, форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители марксизма и психоанализа, которые создали психосоциальную, материалистическую по своей основе концепцию сознания. Опираясь на данные естествознания, они сделали вывод о том, что идеальное – это форма жизнедеятельности человека. Результатом совокупной деятельности многих поколений людей, воплощением их сознания, творчества, духовных дерзаний и душевных переживаний становится культура. Культура – это особый мир, отличный от мира первой природы тем, что его создает человек, способный творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.

Таким образом, в онтологическом плане сознание – это свойство материи, а в гносеологическом – чувственный образ внешнего мира. Именно на этих методологических основаниях осуществляется исследование конкретных проблем философии сознания.

Сознание-это свойство высокоорганизованной материи, связанная с речью функция человеческого мозга отображать мир в идеальных образах.

Проблема сознания – центральная в любом философском учении, тк ядром любой философии является то или иное решение вопроса о соотношении материи и сознания. Сознание изучают различные науки: психология. Медицина, кибернетика. В отличие от них, философия изучает сознание 1) как ценность, 2) в его отношении к материи.

С точки зрения идеализма сознание творит мир. Такое представление делает сознание таинственным и непостижимым. Материализм преодолел мистификацию. Он рассматривает сознание как функцию мозга, во- вторых как отражение материи, в-третьих как продукт развития материи. Сознаание присуще человеку, оно есть субъективная реальность. В то же время сознание объективно, т к оно в целом нрав.отражает мир.

Будучи вторичным от материи сознание является продуктом развития;

Сознание есть продукт общественного развития;

Сознание носит конкретно-исторический характер.

Сознание – высшая сфера человечкской психики, но не единственная, т к последняя включает в себя и бессознательное.

Структура сознания: 1)знания – фундамент сознания. Человек осознает только то, что знает; 2)внимание- способность сознания концентрироваться на определенных видах деятельности; 3) память – способность накапливать знания и воспроизводить их; 4) эмоции, чувства- без эмоций не может быть человеческого поиска истины; 5) воля – осмысленное стремлеие человека к цели; 6) самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание: самочувствие, принадлежность к сообществу, возникновение «Я».

Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.



Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий.

Бессознательное имеет 3 уровня: 1ый – неосознаный психологический контроль человека за жизнью своего тела, это удовлетворение простейших нужд и потребностей человека(инстинкт самосохранения, материнский инстинкт); 2ой –контролируемые процессы, которые обычно реализуются в пределах сознания, но могут реализовываться и перемещаясь в сферу бессознательного (чувство голода, совести – изначально формировались в пределах сознания, но затем переместились в область бессознательного); 3ий – высший уровень бессознательного, который проявляется в науке, философии, интуции и играет важную роль в творческих процессах.

Зигмунд Фрейд(представил бессознательное как силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы. Человек – прежде всего существо архетипное.

Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Решение этой проблемы порождало серьезные трудности. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители (скептицизм, агностицизм). Диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно: наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.

Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение –процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.


Close