Братство в Исламе

Исламская умма в наши дни стала подобна морской пене, которая упоминается в достоверном хадисе. Исламская умма разделена и не едина, а разделение, как известно, несет в себе слабость и поражение, просим Аллаха избавить нас от этого. Единство же несет в себе силу и победу. Добиться единства мы можем, следуя важному исламскому принципу: братству в Исламе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал единобожников в Мекке, независимо от их цвета кожи, знатности, и происхождения.

Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может вы будете помилованы» (Комнаты, 10).

Это был первый этап братания. После переселения в Медину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал мединские племена Аус и Хазрадж, которые долгое время враждовали друг с другом. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал мухаджиров (переселенцев из Мекки) и ансаров (жителей Медины). И это то братство, которое человечество никогда не видело.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал братание мухаджиров с ансарами, он побратал АбдуРрахмана ибн Ауф с Са’дом ибн ар-Раби’ аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими. Са’д сказал своему брату АбдуРрахману: «О, брат мой! Я самый крупный собственник в Медине, и у меня есть два сада. Выбери сам из этих двух садов один, который тебе приглянется, и я уступлю его тебе,».

АбдуРрахман ответил своему брату Са’ду: «Да благословит Аллах тебя, твоих близких и твоё имущество... Но мне хотелось бы, чтобы ты показал мне, где здесь базар...»

Са’д показал АбдуРрахману базар, и он начал торговать там, покупать и продавать товар, извлекать доходы и копить средства.

Очень скоро АбдуРрахман собрал необходимые средства для махра (имущество, выделяемое мужем жене при заключении брака), женился, а затем пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распространяя вокруг себя ароматы благовоний…

Что с тобой? - удивлённо воскликнул пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Я женился, - ответил АбдуРрахман.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

А какой махр ты выделил своей жене?

Я дал ей один науат (небольшой кусочек золота, весом с косточку плода) золота, - ответил АбдуРрахман.

И обязательно устрой угощение, подав хотя бы одного барашка, и да благословит тебя Аллах в твоём имуществе... - сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«После этих слов (т.е. «и да благословит тебя Аллах в твоём имуществе»), - сказал АбдуРрахман, - жизнь сама устремилась ко мне на встречу, мне даже показалось, - стоит поднять любой камень, как я найду под ним золото или серебро».

Это небольшая история того братства, которое было между нашими праведными предшественниками. Единобожие и братство объединяли их в одно целое, благодаря чему они были сильны. Это и есть настоящее, неприукрашенное братство.

Мусульманин должен уважать и любить своего брата мусульманина.

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: чтобы Аллах и Его посланник были более любимыми для него, чем все остальное; чтобы полюбил человека только ради Аллаха; и чтобы не желал возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в Огонь» (хадис согласован).

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Справедливый правитель;

Юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху;

Тот чье сердце было постоянно привязано к мечети;

Два любящих человека, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые объединились ради Него, а потом ради Него расстались;

Тот, который был приглашен (к совершению греха) богатой, красивой женщиной, но отказался, говоря: Поистине, я страшусь Аллаха;

И тот, кто дает милостыню втайне, (не выставляя это напоказ), так что левая рука не знала, что творит правая;

И тот, чьи глаза наполняются слезами при поминании Аллаха в уединении».

Под «тенью», в хадисе подразумевается тень Трона Аллаха, как это пришло в хадисе, который приводит имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике. Передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Любящие друг друга ради Аллаха, в Судный день будут восседать на креслах из света, под тенью Трона». Подобное понимание этого хадиса упоминали многие ученые, из них: Ибн Касир, Ибн Раджаб Ханбали, Ибн Хаджар Аскалани и др.

(Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима).

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если встретишь мусульманина, то поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)».

Также передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу, и будьте братьями, о, рабы Аллаха…»

Поистине, зависть и ненависть являются одними из самых опасных болезней сердца, просим у Аллаха защиты от этих недугов. Один брат завидуя другому брату мусульманину, у которого дела идут хорошо, забывает, что он не доволен тем, как Аллах распределяет удел среди Своих рабов. И пускай побоится Аллаха тот, кто это делает, и пускай он просит у того, Кто распределяет удел среди Своих рабов.

Аллах Всевышний сказал:

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный» (Сбор, 10).

Верующий должен помогать своему брату, которого ущемляют так же, как он должен удерживать того, кто ущемляет других.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах:

«Однажды когда мы сидели рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Сейчас к вам придет человек из обитателей Рая». И пришел человек из ансаров, с его бороды капала вода, в левой руке он держал свою обувь. На следующий день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опять повторил сказанное, и вновь пришел тот человек, в том же виде. На третий день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь сказал эти слова, и повторилась та же история. Когда этот человек уходил, Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, отправился за ним. Он сказал этому человеку: «Я поругался с отцом, и следом поклялся, что три дня не стану ходить к нему. Если ты посчитаешь нужным приютить меня до тех пор, пока не истечет срок моей клятвы, то я хотел бы остаться с тобой». Человек дал свое согласие. Анас, да будет доволен им Аллах, продолжил: «Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что он провел с этим человеком три ночи. Он сказал, что на протяжении всей ночи, тот человек не поднимался на молитву. Лишь лежа на своей постели, он поминал Аллаха, восхвалял его, говоря «Аллаху Акбар». Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Но наряду с этим я не видел, чтобы он говорил, что-либо кроме добра. Через три ночи, я уже почти что считал его деяния малыми. Я сказал ему: «О, раб Аллаха! Не было у меня с отцом ни спора, ни разлуки. Я трижды слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о тебе: «Сейчас к вам придет человек из обитателей Рая». Поэтому я решил провести с тобой три дня, чтобы узнать, что ты делаешь, и следовать твоему примеру. Но я не нашел тебя совершающим много деяний. Чем же ты достиг того уровня, о котором говорит пророк, да благословит его Аллах и приветствует?». Человек ответил: «Нет ничего, кроме того, что ты видишь». Когда я покидал его, он, позвав меня, сказал: «Нет ничего, кроме того, что ты видишь, только я не обманываю никого из мусульман, и не завидую ничему, из того, что Аллах дарует кому-то». На это Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вот то, благодаря чему ты достиг этого, а мы не можем это осилить» (Ахмад).

Мусульманин скрывает недостатки своего брата мусульманина и просит у Аллаха за него прощения. И это одна из самых важных обязанностей перед братом мусульманином, потому что каждый из сынов Адама, да будет мир над ним, ошибается.

Ученые сказали, что люди делятся на две категории:

1) люди, которые известны своими праведными деяниями и отдаленностью от совершения грехов. Если такой мусульманин впадет в какой-нибудь грех, то нужно скрыть этот недостаток в нем;

2) люди, которые открыто совершают грехи, не скрывая их и не стесняясь при этом ни Господа, ни людей.

Такой человек является нечестивцем, и не достоин он того, чтобы его грехи скрывали.

О, верующие! Мы должны быть братьями, и мы должны укреплять братские узы, так как в этом для нас большое благо, как в мире этом, так и в мире ином.

Аллах Всевышний сказал:

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми» (Трофеи, 46).

Аллах Всевышний сказал:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Семейство Имрана, 103).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«…и будьте братьями, о, рабы Аллаха…»

Заключение: Бойтесь Аллаха, и знайте, что рука Аллаха над общиной мусульман. И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь, и помните, что разногласия и разделения, ведут к немощности и слабости, а единство и братство, ведут к силе и мощи.

И вся хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому, Всемилосердному.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

которые войдут в Рай?

Вопрос:

Как нам понять смысл и соединить между двумя речами Аллаха?

Где говорится «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».

Между совами что «Те из числа Иудеев Христиан которые не приняли Ислам не войдет в Рая?»

Ответ Шейха Аль-Мунаджида:

Хвала Аллаху.

То о чём вы говорите в своём вопросе, упоминается в двух похожих между собой аятах Корана.

В первом из них говорится следующее:

«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». [Корова 2:62]

Второй аят выглядит так:

«Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены». [Трапеза 5:69]

Для того чтобы правильно истолковать эти аяты, нам нужно обратиться к учёным по Тафсиру (толкователям Корана). Великий имам Исмаил ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал в своём тафсире к данному аяту из суры Аль-Бакара:

« Аллаху Тааля, указывает, что кто-либо из предыдущих народов, совершавший добро будучи покорным своему Господу, получит благое воздаяние, и таково будет положение всех тех, кто последовал за Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до своего часа — он обретёт вечное счастье, и не будет он страшиться того, что уготовано ему, как и не будет опечален тем, что осталось позади него.

Как говорит Аллах:

«Воистину, угодники Аллаха (т.е. те, кто верит в Единство Аллаха и боятся Аллаха очень, и любят Аллаха очень) не познают страха и не будут опечалены». [Юнус 10:62].

И Аллах ведает нам о том, что говорят ангелы верующим в момент их смерти (перевод смыслов):

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». [Разъяснены 41:30]»

Что касается иудеев, то их религия предполагала веру в Таурат (Тора) и следование пути Мусы (мир ему) до тех пор пока не явился Иса (мир ему), после которого, продолжившие придерживаться Торы и пути Мусы (мир ему) не оставив их, и не последовавшие за Исой (мир ему), были обречены.

Что касается христиан, то их религия предполагала веру в Инджил (Евангелие) и соблюдение законов Исы (мир ему); и тот, кто делал это, являлся верующим и его вера принималась Аллахом, до тех пор, пока не пришёл Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), после которого не последовавшие за ним и не оставившие путь Исы (мир ему) и Инджил, были обречены.

Аят (перевод смыслов): «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» [Семейство Имрана 3:85] является утверждением того, что Аллах не примет никаких дел от кого-либо, после того как Он отправит последнего Посланника, за исключением тех, кто жил в соответствии с законами Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

В тоже время, любой, кто следовал за Пророком своего времени, был на прямом пути спасения. Так например иудеи следовали за Мусой (мир ему) и обращались к Таурату для решения различных вопросов в те времена. Но когда Аллах отправил с увещеванием Ису (мир ему), сыны Израиля должны были следовать его пути и подчиняться ему, и так они и те кто последовал за Исой (мир ему) стали христианами…Когда Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в качестве последнего Пророка и Посланника ко всем сынам Адама (мир ему), всё человечество должно было поверить в него и подчиняться ему, и воздерживаться от того, что он запретил. Те, кто сделал это, являются истинно верующих.

Умма (община) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) названа верующей из-за её глубокого имана (веры) и убеждений, и потому что оно верит во всех Пророков прошлого и в предсказанные события которые наступят в будущем.

В нашей жизни часто бывают случаи, когда мы наносим обиду, причиняем боль, портим отношения. Порой из-за каких-то недоразумений, из-за неудачной шутки или не поняв шутку, мы ругаемся, стараемся в ответ задеть ещё больнее.

Шайтан подталкивает нас портить отношения с людьми, находиться с братьями по вере в конфликте, не разговаривать с ними, не здороваться. Сделать первый шаг к примирению очень тяжело. Потому каждая сторона конфликта зачастую ждёт этого шага от другой стороны, ведь никто не хочет постоянно конфликтовать.

Поэтому Всевышний Аллах предписал нам выступать в роли миротворцев, примирителей. Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿ إِنَّمَا المُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴾ الحجرات:10

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев (улаживайте же отношения между вашими братьями) ». (сура Аль-Худжурат, аят 10)

Улаживание отношений между участниками спора считается более ценным видом поклонения Всевышнему, чем совершение желательных намазов, потому что тем самым мы связываем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества. Абу Дарда передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة) رواه أبو داود وصحح ابن حبان

«Не рассказать ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намазов и раздачи милостыни? » Сподвижники ответили: «Да, конечно, расскажи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : «Примирение между сторонами, так как воистину, разлад их отношений «сбривает» благие деяния » (Абу Дауд и Ибн Хиббан, хадис достоверный).

Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится:

«Это сбривание. Я не говорю – сбривание волос, но сбривание религии ». (Абу Дауд, Тирмизи).

Из-за важности улаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим то, что запретил остальным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ليس الكذاب الذي يصلح بين الناس فَيَنْمِي خيرا أو يقول خيرا متفق عليه

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое » (Бухари и Муслим).

Ложь сама по себе является мерзким грехом, и существует множество хадисов, запрещающих лгать. Однако для примирения людей Всевышний разрешил прибегнуть ко лжи, которая будет во благо. Например, сказать одной из сторон конфликта, что другая сторона говорит о них только хорошее, или сказать, что они просят примирения, даже если это на самом деле не так. Или же, если одна из сторон оскорбила в присутствии примиряющего другую сторону, отрицать это, сказать, что оскорбления не было. То есть подобного рода обман допускается ради примирения.

Порой для примиряющего запретно говорить правду, если эта правда приводит к усугублению конфликта. Если он расскажет то, что об одних людях говорят другие, то он становится сплетником, даже если это правда. Разносить сплетни считается большим грехом, и сплетник не войдёт в Рай, как сказано в хадисе.

Примирение конфликтующих сторон имеет большое значение для общества, и многие даже не задумываются о такой деятельности. Некоторые считают, что лучше не вмешиваться в чужие конфликты, даже если легко могут уладить его. В большинстве случаев сами конфликтующие хотят помириться, но из-за гордости или гнева не могут это сделать. Поэтому наиболее мудрые люди с обеих сторон должны взять инициативу на себя и сделать шаг к примирению ради довольства Всевышнего Аллаха. Тот, кто примиряет людей ради Аллаха и ради пользы для общества, получает великую награду от Аллаха.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, ниспославшему нам эту ясную религию и сделавшему ученых наследниками пророков. Мир и благословение нашему господину, Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а также всей его семье и сподвижникам.

Такфир — это обвинение в неверии мусульманина или же того, кого относят к мусульманам. На протяжении всей истории Ислама такфир зачастую используется в качестве оружия одной группой мусульман против другой. Начиная с первого года хиджры и до сих пор ведутся споры относительно действий и слов, которые могут вывести мусульманина из Ислама.

Такфир подобен болезни, червю, который изнутри грызет сердце Ислама. С каждым днем нас становится все больше, открываются медресе, исламские банки, сайты, газеты, печатается литература, вроде бы все это должно указывать на нашу сплоченность, силу, но на практике мы видим обратное. Чем нас больше, тем мы слабее. Разве это не странно? А ты задумывался над этим?

Очень часто можно услышать, как мусульманин, не останавливаясь на порицании другого мусульманина, применяет такфир. Мусульмане, заболевшие этой болезнью, обвиняя кого-нибудь в неверии, дабы доказать свою правоту, опираются на аяты и хадисы, тем самым разделяются на различные джамааты. И самое опасное в этом то, что каждый джамаат считает только себя самым правым и идущим по истинному пути. Но ведь в Исламе нет места для различных джамаатов, мусульмане и есть один огромный джамаат! Господь Миров сказал: «Воистину, все верующие — братья» (49:10).

Мы наблюдаем за тем, как группы мусульман доводят до людей религию Аллаха и причем все разными методами: кто-то преподает в медресе, кто-то выделяет средства на его содержание, кто то получает знания дабы принести больше пользы обществу и тем самым заработать довольство Аллаха, кто-то выпускает газеты и т.д. Но в итоге все являются одним огромным джамаатом.

Сам Творец небес и земли призывает нас к единству:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (3:103).

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46).

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты — неверующий”, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:94).

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может вы будете помилованы» (49:10).

А также из изречений лучшего из людей, печати всех пророков Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, известно следующее. Сообщается, что Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его Посланника. Не предавайте же Аллаха (предавая тех, кто находится) под Его защитой!”» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ругать мусульманина — это грех, а воевать с ним — куфр (неверие)» (аль-Бухари).

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является» (аль-Бухари).

Сообщается, что Усама б. Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В свое время) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил нас в против рода алъ-хурака (племени) джухайна, и мы напали на них утром у их источников. Вместе с одним из ансаров я стал преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха!”. (Услышав это,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанес ему удар своим копьем и убил (этого человека). Когда мы (вернулись обратно) в Медину, об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, (но ведь он сказал это, только) желая спастись!”, однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) снова сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?!”, и он не переставал говорить (мне) это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!» (аль-Бухари, Муслим).

А вот мнения ученых о такфире.

Абу-Ханифа сказал: «Одна из больших ошибок ахль бидаат (людей новшеств) — это обзывать друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль Сунны (идущих путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) — это, увидев ошибку, не обвинять в неверии». (Али аль-Кари шарх Фикх аль-акбар, стр. 429).

«Подобно тому, как неверующий, не подразумевая принятие Ислама, не становится мусульманином, таким же образом, согласно общему мнению мусульман, верующий, не подразумевающий неверие, не становится неверным» (тафсир Куртуби 7/6128).

Имам Шафии сказал: «Я не отвергну слова свидетельства принятия Ислама ни у одного из людей новшеств и людей, погрязших в развлечениях». А также в книге «Аль хуласа» есть такие слова: «Если есть несколько доводов, чтобы применить по отношению к кому-то такфир, и хотя бы один довод против этого, то такфир не делается».

Ибн Абидин сказал: «Относительно тех слов, про которые говорят, что они выводят из Ислама, есть разногласия среди ученых. И, опираясь на подобного рода слова, нельзя выносить конкретные решения относительно чьей-то веры. Я же категорически сторонюсь от вынесения подобного рода фетв» (Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, том 11, стр. 285).

Имам Газали: «Нет ни одного доказательства на то, чтобы применять такфир к ошибающемуся в тавиле. И утверждающие обратное должны предоставить доказательства. К тому же имеется немало хадисов на то, что произнесший слова единобожия защитил себя и свое имущество.

Ибн Таймия в его книге «Маджмуатур-расаиль ва-ль масаиль», том 5, стр. 159—201, говорит следующее: «Не разрешается делать такфир на мусульманина только из-за его действия, а также на человека, обращающего взор во время намаза на Каабу, из-за его ошибки».

А в «Маджмуат аль-фатва» 12/180 говорится: «Саляфы очень много спорили на эти темы, но тем не менее мы практически не слышим, что бы они называли кого-то конкретного фасиком (нечестивцем) или кяфиром. Люди с идеологией хариджитов, смотрящие только на внешний смысл Священного Корана, опирались на аят 12:40, в котором говорится: «Решение принимает только Аллах» .

Из-за того, что Али, да будет доволен им Аллах, выносил решения (конечно, опираясь на Коран и Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), хариджиты обьявили ему: «Али! Книга Аллаха еще среди нас, так как же ты смеешь ходить, вынося решения среди людей? Убив тебя, мы заработаем довольство Аллаха!»

Если будете внимательны, то заметите: они уверены, что этим убийством и вообще враждой с Али, да будет доволен им Аллах, заслужат довольство Всевышнего Аллаха. Мусульмане нашего времени, без малейшего угрызения совести делая такфир, надеются на довольство Господа Миров. Они, опираясь на аяты Священного Корана, пытаются «узаконить» такфир.

Хариджиты в свое время назвали неверными Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Айшу, а также Ибн Аббаса да будет ими всеми доволен Аллах, и всех тех, кто разделял их мнения. Разрешали убивать их вместе с женами и детьми, а имущество присваивать в качестве трофеев. Да, и в наше время существуют группы мусульман с идеологией хариджитов. Аяты, ниспосланные относительно неверных, они используют против мусульман. И человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, услышав аят из Корана, невольно скажет: «Ты прав».

Хариджиты и мутазилиты приводят аят: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими (кяфирами)» (5:44). И, смотря только лишь на его внешний смысл, многих мусульман обвинили в неверии. Но ученые ахль Сунны сказали, что неверующими можно назвать только тех, кто считает халялем (дозволенным) поступать не в соответствии с законом Аллаха (аль-Матуриди ат-таухид, стр. 348) Или будет считать неактуальными законы Аллаха (Ибн Манзур, Лисан аль-Араб, том 7, стр. 145)

Смотря на все вышеприведенные аяты и хадисы, мы понимаем как сложно и к тому же опасно делать такфир. Всевышний Аллах сказал: «Неужели Мы мусульман приравняем к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (68:35-36).

А так же хотелось бы привести слова известного исламского историка Абдулькадира аль-Багдади: «Ахль бидаат, являющиеся противниками ахль Сунны, заразились такфиром, тем самым уподобились насарам и яхудам, делавшим такфир между собой» (аль-Багдади аль-фарк, стр. 361).

Те, кто заболел этой страшной и к тому же очень опасной болезнью, не способны ощутить сладость веры. Как же им достичь этой степени, если они во всех видят врагов?

Камиль-хазрат САМИГУЛЛИН, имам Новоаганской мечети

Региональное Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа

« Воистину, верующие - братья » (Худжурат 49/11)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат 49/13)

Первое: Народы, языки и семьи – это знамения Аллаха

Если человек отвергает своих родителей, семью, родственников, игнорирует их, пренебрегает ими - все это совершенно безнравственно.

То, что человек рождает в какой-то семье, растет в какой-то языковой среде и в каком-то обществе, становится зрелым – это совершенно естественно. Как следует из аята «… Мы разделили вас на племена и народы…» каждый народ – знамение Аллаха.

Поддерживание родственных связей, благодеяния родителя – это все вменено нам в обязанность.

Второе: Ислам проклинает национализм

Очевидно, что начинать спор по этому вопросу бессмысленно.

Дозволенное известно, запретное известно. В этих ясных и определенных границах национализм занимает место в разделе запретного. Очевидно, что претендующие на исключительность своей нации подобны рожденным в прелюбодеянии. Это неоспоримая истина.

Третье: «Я думал, он мусульманин, а он, оказывается, грузин…»

Бывает и так, что выказывают национализм в отношении представителей других мусульманских народов. Например, среди нас (турок) встречается пренебрежительное отношение к мусульманам из армян, курдов, греков, этнических евреев, арабов, народа заза, туркменов, юрюков, албанцев, боснийцев, помаков, македонцев, сербов, осетин, абазов, черкесок, чеченцев и т.п.

Если кто-то свои семейные связи и этническую идентичность осознает отдельной от мусульманской общины в целом, старается создать особые отношения, тот, вне всякого сомнения «подобен рожденному в прелюбодеянии». Наш высокочтимый Пророк выказывал предупреждения в отношении именно этого национализма.

Четвертое: люди, занимающие какой-либо пост, предпочитают собирать вокруг себя представителей своей нации…

Будь это какой-либо бюрократ, будь мэр, будь депутат, министр или премьер-министр, каждый человек те полномочия, которые предоставил ему весь народ, видит в качестве средства реализации своего микро-национализма. И если он собирает свою команду, своих министров, депутатов, бюрократов, советников только по национальному признаку, пренебрегая критериями профессионализма и заслуг, то мы объявляем его «подобным рожденному в прелюбодеянии».

По-моему, в Турции наряду с декларацией доходов от политиков надо требовать и генеалогическое древо. Это генеалогическое древо необходимо и для того, чтобы узнать, с кем они сотрудничают в политике и ради каких «подобных рожденным в прелюбодеянии» направлены их политика, речи, лозунги, если они противоречат чаяниям нации. Лично меня очень интересует этнические корни последнего кабинета министров. Лично я очень хотел бы узнать этнические корни и родственные связи высшей бюрократии Стамбульской мэрии. Лично я умираю от любопытства, желая узнать родственные связи, генеалогические древа депутатов нашего парламента.

Если человек получил свои полномочия от всего народа, пусть и старается для всего народа. Пока он не отделится от ратующих о своем личном капитале, о своем микро-национализме, о своих интересах и гордыни, пока не объявит их «подобным рожденным в прелюбодеянии», он не дождется нашей благосклонности.

Вассалям.

Мехмет Йылмаз

Источник: http:// zipciktimyilmaz. blogspot. com/

Связанные с темой аяты :

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Тауба 9/71)

«Неужели Мы мусульман приравниваете к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Калям 68/35-36)

«Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (Ан’ам 121)

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (Аль-Худжурат 49/10)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (аль-Худжурат 49/13)

«Он [Аллах] сказал: “ О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” » (Худ 11/46)

«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Тауба 9/23)

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Муджадаля 58/22)

Связанные с темой хадисы:

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: “Кто будет по обычаям времен невежества призывать к национализму, тот из обитателей ада”. Один человек спросил: “О, Посланник Аллаха, да ж е если он будет совершать намаз и поститься?” Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: “Да, даже если он совершал намаз и постился! Вы призвайте [людей] к тому, кем вас назвал Аллах! А Аллах назвал вас мусульманами, верующими и рабами Аллаха. И вы призывайте людей к этому!» («Ат-Таргиб ват-тархиб»)

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кто призывает к национализму – обычаю времен невежества, тот не из нас» (Насаи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Во времена Мусы (а.с.) два человека перечисляли своих предков. Один сказал: “Я сын такого-то, а он сын такого-то, а он сын такого-то… ” И перечислил своих предков до девятого колена, а потом спросил у другого: “А ты кто?” Второй человек сказал: “Я такой-то, сын такого, а он сын сына Ислама”. Тогда Аллах послал такое откровение Мусе: “О, Муса! Скажи тем двоим: ‘О, ты, перечисливший своих предков до девятого колена! Все один девять в аду, а ты десятый с ними! О, ты, который связал род с двумя людьми, попавшими в рай! Ты третий с ними! ’”» (Ахмад, Насаи, Табарани).

Посланник Аллаха сказал: «О, люди! Хвала Аллаху, который избавил вас от грехов и гордыни времен невежества! О, люди, все человечество делится на две группы. Первая группа – это творящие благие дела, благонравные и избегающие грехов. Они возвышены в глазах Аллаха. Вторая группа же – это грешники и непокорные, они не имеют ценности в глазах Аллаха. А так все люди – потомки Адама, а Адама Аллах создал из глины». О том, что нет никакой основы для претензий на превосходство по национальному признаку, говорится и в другом хадисе: «Все вы сыновья Адама. А Адам сотворен из глины. Людям следует отказаться от того, чтобы хвастаться своими отцами и дедами, потому что в глазах Аллаха их ценность меньше ценности муравья» (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Думают, что члены моей семьи (ахль аль-байт) ближе ко мне, чем другие люди. Но это не так. Мои друзья это богобоязненные из вас, к какой бы нации они не принадлежали и кем бы ни были» (Ибн Ахи Асим, Сунна).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Араб может превосходить неараба только богобоязненностью» (Бухари, Муслим).

Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «В Судный день Аллах не будет спрашивать вас о вашем роде-племени. Поистине, самый лучший из вас перед Аллахом тот, кто больше остальных избегает дурного».

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Аллах не смотрит на ваше богатство и одежды, Он смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зухд, 9).

(Ş amil Ansiklopedisi , Kavmiyet ç ilik Maddesi )

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Close