Наряду с культом быков существовал и культ коров. Богиня неба Нут (см, Нут) приняла образ коровы, поднявшей в небоуставшего от пребывания на земле с людьмибога солнца Ра: «Когда настал рассвет... корова Нут с сидевшим на ее спине Рэ поднялась и стала небом». Этот миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII , XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III . Рядом с записью находилось изображение небесной коровы. Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам.Согласно древнейшим текстам она поднялась из изначально существовавшего океана. Рисунки изображают Небесную Корову, живот которой украшен линией звезд, а четыре ноги поддерживаются восемью божествами-хех . Вдоль линии звезд изображена ладья, в которой плывет бог солнца. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано» ( Pyr .785).

Представление о первобытном океане изначально существовавшем на земле, и небесном океане как его отражении, было очень древним, но неизвестно когда возникло представление о корове, поднявшейся из океана на небо. Поскольку Небо представлялось также водным потоком, и ногда тело коровы покрывали линии, изображавшие воду, и в этой форме божественная корова называлась Мехет-Урт или «Великий Поток» и уже в III тысячелетии она была известна также как Метуэр «великая коровав воде » . Представление о небесной корове как будто оставило след в ее имени - «Золото», «Золотая », которым она называлась в зарослях Дельты. Обычно говорили, что в день своего создания солнце родилось «Великим Потоком» и вскарабкалось на эту корову, расположившись между рогами. «Даже когда первозданное или ежедневное рождение солнца описывали как происшедшее из голубого цветка лотоса в небесном или земном океане, его называли "ребенком Метуэр"».

С III тысячелетия Метуэр рассматривалась как божество-покровительница любящих . Позже она была отождествлена с Хатхор (см. Хатхор), богиней из Дендеры, «чьим символом вначале была голова или череп коровы, который приколачивали над дверью храма или на колонне». Хатхорочень рано превратилась в богиню неба в виде коровы, которая обычно изображалась несущей между рогами солнце среди цветов и растений, «аналогичных листве Небесного древа, которое отправляет в путь солнце утром и прячет его вечером». Считалось также, что вечером солнце входит в рот коровы и прячется в течение ночи в ее теле, а утром вновь рождается из ее утробы. Богиня представлялась живущей в горах Верхнего Египта, где она принимала умерших при их погребении, появляясь из горы в образе коровы. Рисунки изображают прибывшую к гробнице похоронную процессию, и богиню, которая в образе коровы встречает прибывшего покойника, раздвигая «заросли папируса, чудом выросшие на этих бесплодных скалах». Хатхор изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове, между которыми был расположен солнечный диск. «И многие другие божества женского пола, ассоциировавшиеся с небом, - особенно Исида - указывали в рисунках на свою небесную природу тем, что носили рога или даже голову коровы».

Богиня Исида, мать Гора и супруга Осириса, часто изображалась с коровьими рогами. Миф повествует о том, как в состязании Гора с Сетом за власть в образе гиппопотамов, Гор разгневался на мать, отозвавшую гарпун от своего брата Сета и отрубил Исиде голову. Возможно, именно тогда боги приставили ей коровью голову. С Исидой было связано особое жертвоприношение быка. Благодаря Геродоту мы имеем его описание: При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренностиижир оставляют в туше . Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею . После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, медом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями . Наполнив тушу всем этим, они сжигают ее, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожженными] частей жертв. "Чистых" [лишенных особых примет] быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исид е. Ведь Исида изображается в виде женщины с коровьими рогами (подобно изображению Ио у эллинов), и все египтяне точно также почитают больше всех животных коров». В отличие от быков, павших коров не предают земле, а «бросают в реку».

На изображении в гробнице Неспнефхора, жреца бога Амона в Фивах, захоронение которого относится ко времени XXI династии, жрец и его жена возлагают дары на три жертвенника, установленные перед коровами, головы которых увенчаны тремя разными коронами. Это изображение служит доказательством того, что египтяне поклонялись корове как священному животному во все времена. Сын Хеопса Микерин, скорбя по своей рано умершей дочери, «приказал изготовить из дерева пустотелую [статую] коровы, позолотить и затем положить в нее покойную дочь». Эта корова стояла в царском дворце в Саисе. «Каждый день около нее воскуряют там всевозможные благовония, а целую ночь возжигают светильник. ...корова почти целиком покрыта пурпурной одеждой, кроме шеи и головы, которые позолочены толстым слоем золота. Между рогами находится изображение солнечного диска также из золота. ...Каждый год ее выносят из покоя, именно в тот день, когда египтяне бьют себя в грудь в честь бога, которого я не хочу называть из благоговейного страха. Рассказывают, что дочь перед смертью попросила отца позволить ей один раз в год видеть солнце».

В Иераконполе был обнаружен большой каменный жертвенник с надписью, относящейся ко времени правления Шешонка I , в которой сообщалось о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. «Все обязались поставлять в год известную часть 365 быков , начиная с самого "генерала" [Нимрата], которому приписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими". В обряде "отверзания уст и очей" "сначала жрец касался рта и глаз статуи окровавленной ногой жертвенного быка, затем - теслом, вторым теслом, резцом скульптора и мешком с красным минералом, из которого добывалась краска. Из всего этого набора только кровоточащая нога быка играла чисто колдовскую роль, вполне понятную в свете общераспространенных первобытных верований в живительную силу крови. Остается добавить, что созвездие Большой Медведицы прежде называлось "Бедром коровы", но позже стало соотноситься с быком и именоваться "мештв", "Нога быка ", а тесло - инструмент для отверзания уст статуи или мумии - имело такиеже очертания как это созвездие.

КОРОВА - у многих народов это животное символизирует плодородие, благосостояние, а также терпение и пассивную выносливость. Корова - древний символ материнского молока и (как и бык) космических сил, сотворивших мир. Во многих культах, от Древнего Египта до Китая, корова персонифицирует Мать-Землю. Она также символизирует Луну и небо, поскольку ее рога напоминают полумесяц, ее молоко ассоциируется с Млечным Путем. Головы богинь Луны в различных культурах украшены коровьими рогами.

Нут, египетская богиня неба, иногда изображается в виде коровы со звездой в животе, ноги которой стоят на четырех четвертях земного диска. Великая Мать Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, также часто представляется в виде коровы. Как защитная эмблема власти (земной и небесной) корова часто изображается с диском Солнца между рогами - отражение идеи о небесной корове-матери, заботящейся о Солнце в течение ночи.

Но почести, воздаваемые быкам и коровам в Египте, тускнеют перед исключительным почетом, которым пользуется корова в Индии.

В середине II тысячелетия до н. э., когда в Индию вторглись арии со своими огромными стадами, крупный рогатый скот прочно вошел в хозяйственную жизнь страны. Вожди племен назывались «гопати», что значило «обладатель коров», слово «война» - «гавишти» - переводилось как «стремление приобрести коров» (то есть войны часто объявлялись главным образом для того, чтобы захватить побольше скота). Даже дождь, считали индусы, не что иное, как молоко небесных коров, которых с громом доит властелин неба бог Индра. А радуга, появляющаяся в небе после грозы, называлась «гопати тахоной», что в переводе значит «супруг коровы» (правда, у других племен, живших в Индии, радуга считалась огромной змеей). Преднамеренное убийство коровы приравнивалось к самому тяжкому преступлению - убийству брахмана (брамина) и каралось смертью. Если же убийство коровы совершалось случайно, то преступник мог искупить свою вину следующим образом: обрив голову, он в течение месяца должен был жить среди коров, питаться лишь зернами ячменя и укрываться шкурой убитой им коровы. В течение следующих двух месяцев он мог есть по вечерам раз в два дня небольшое количество других зерен без соли. Он был обязан следовать каждый день за коровами и дышать пылью из-под их копыт. А по окончании покаяния должен представить десять коров и одного быка, или, если у него нет на это средств, отдать все свое состояние брахманам.

Самыми нерушимыми клятвами считались те, которые произносились с хвостом коровы в руках. Благочестивый индус почитал за счастье умереть с коровьим хвостом в руке - ведь это значило, что его душа переселится в корову и будет окружена почестями! И в наше время в Индии корова считается священным животным.

В ведической литературе корова - персонификация как неба, так и земли. Ее молоко проливается в виде плодоносного дождя. Черная корова в Индии участвует в похоронных ритуалах, а белая корова - символ просветления. Как в индуистской, так и в буддийской традициях спокойный, уравновешенный характер коровы настолько полно совпадает с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным. Ее поведение являет образец счастья и безмятежности: например, в древнегреческих праздничных обрядах белая телка, украшенная гирляндами из цветов, открывала процессии танцующих и поющих людей.

Сходный по значению символизм коровы как первой кормилицы всего живого на земле распространен и в мифологии Северной Европы: Адумла, кормилица первобытных великанов, лизала лед и освободила из него первого человека (в другом варианте этого мифа - трех богов, создателей человека).

В геральдике корова изображается идущей. Называется увенчанной (couronnee), если у нее на голове корона; с колокольчиками (clarinne), если они у нее на шее; рогатой (accorne) и с копытами (onglee), если эти части тела отличаются по цвету от туловища.

Древним символом космических сил, сотворивших мир, являлись бык и корова, верховная божественная пара. Они представляли активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее.

Она также представляла луну и небо; ее рога напоминали полумесяц, а молоко ассоциировалось с Млечным Путем. Встречающиеся изображения коровы с диском Солнца между рогами являются отражением идеи о небесной корове-матери, которая заботится о Солнце в течение ночи. Великая Мать и лунные богини зачастую изображались с коровьими рогами.

Во многих традициях корова олицетворяла плодородие, изобилие, благоденствие.

В Египте этот символ был связан с идеей жизненного тепла. Богиня неба и Великая Мать почитались в качестве божественной коровы, родившей солнце. Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, в древнейший период имела облик коровы, а впоследствии изображалась женщиной с коровьими рогами. Исида как богиня неба изображалась в виде коровы или с коровьими рогами на голове. В дальнейшем, после утверждения гелиопольского пантеона, владычицей неба признается мать Исиды, богиня Нут. Ноги небесной коровы Нут — это четыре стороны света, на ее теле располагаются звезды. Солнечный бог Ра поднимается из океана на небесной корове, иногда отождествляемой с Нут, которая встала из воды и превратилась в небо. В «Текстах пирамид» говорится о Ра как о «золотом теленке», рожденном коровой-небом, а об умершем фараоне говорится, что великая корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями. Двуглавая корова олицетворяет Верхний и Нижний Египет.

Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона Энлиль почитался как божественный бык, а его супруга Нинлиль — как божественная корова. Считалось, что их союз дал Месопотамии плодородную почву. Близ Ура стоял храм, построенный в честь божественной коровы; его украшали изображения быков и коров. В гимне в честь Нанны, бога Луны, где он воспевается как владыка Ура, бог, проплывая по небу в лодке, любуется стадами коров; здесь это, очевидно, звезды. Инанна (Иштар) — «Царица небес», богиня грозы, распри и любви, тоже иногда изображается в образе коровы; она говорит о себе: «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля».

В Древней Индии корова — священное животное, символизирующее плодовитость, изобилие, землю, персонификация как неба, так и земли. В индуистской и в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы, вероятно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным.

«Священная корова» Индии — кормилица, которая дает плодородие и изобилие (Притхиви, Адити). Притхиви — обожествленная и персонифицированная земля, мать всех существ. Она обычно прославляется вместе с Дьяусом-небом. Притхиви — женское начало, мать, а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино. Их разъединение, приписываемое прежде всего Индре (или Варуне) приравнивается к созданию Вселенной. Молоко Притхиви проливается в виде плодоносного дождя.

Корова Вак, или Вач (от др.-инд. «речь», «слово»), женский аспект Брахмы, в индуизме известна как «Поющая Корова» или «Корова изобилия». Первое определение — поющая — берет свое начало от идеи сотворения звука в мире, второе — от ее функции питать мир своим молоком, мелкой пылью Млечного Пути. Вач многообразна, по мнению Е. П. Блаватской, это «самая сокровенная из всех Браманических Богинь; та, которую именуют „Сладкозвучной Коровой, дающей Пищу и Воду“ — Земля со всеми ее мистическими силами». Она — владычица и собирательница богатств; тот, кого она любит, становится сильным и мудрым. Она насыщает тех, кто слышит сказанное ею. В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия.

Сурабхи (от др.-инд. «сладко пахнущая») или Камадхену («корова желаний») — это божественная корова, появившаяся из океана при его пахтанье; она постоянно живет в раю Индры.

Чудесная страна Голока (коровий мир) — это рай Кришны, расположенный на южных склонах горы Меру. В рай переносятся почитатели Кришны в виде коров, животных и птиц, а самые верные — в виде пастухов и пастушек, которые присоединяются к небесному танцу Кришны и живут, свободные от забот, в постоянной радости.

У греков в облике коровы предстают Гера и Ио. Верховная олимпийская богиня, супруга Зевса, Гера почитается в виде коровы в Аргосе, у Гомера она упоминается с эпитетом «волоокая». Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил свою возлюбленную Ио в белоснежную телку. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, долго странствовала, прежде чем приняла прежний облик.

В скандинавской мифологии волшебная корова Аудумла возникла из растаявшего инея, который наполнял мировую бездну. Она своим молоком вскормила великана Имира, из тела которого был создан мир. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней возник предок богов Бури.

У славян корова — олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы — символ благодатного дождя.

Этой ночью Кот Нуар как всегда шастал городскими улицами в поисках этих странных грабителей, которые отбирали у прохожих девушек сумочки. Вытряхивая содержимое на асфальт перед жертвой, грабители собирали сумочки в мешки и исчезали... Кот Нуар догадывался, что это дело рук гадкого Бражника - именно ему серые личности в масках несут украденные сумочки... Наверное, Бражник решил сшить себе из них одну большую дамскую суму... Пиратской монетой горела в высоких небесах полная луна, и Кот Нуар, скользнув по пожарной лестнице, влез на обляпанную голубями крышу пятиэтажного дома. Тихо было вокруг, ни души, ни звука, как вдруг... - Ааа! Спасите! Помогите!! - ночную тишину взорвал перекошенный ужасом женский визг, и Кот Нуар понял: таинственные грабители напали опять. Герой опрометью кинулся на душераздирающий вопль, бесшумно скользя между крыш, и вот в замусоренном глухом тупике он их заметил. Несчастная девушка прижималась тощенькой спинкой к зловонному и грубому баку, а плечистый тип похабно расстегнул своими руками в кожаных перчатках ее сумочку и вероломно вытряхивал оттуда все розовые дамские пожитки. - А ну-ка, стой, бандит! - Кот Нуар храбро ринулся вниз, выхватил из бандитских рук сумочку, всунув ее в холодные пальчики девушки, и тут же изо всех сил навернул рычащего грабителя ногой. Бандит оказался неожиданно, преступно силен - он устоял, получив страшный удар Кота, и тут же бросился в оголтелую драку. Получив кулаком в челюсть, герой, корчась от боли, врезался в стену и грохнулся на асфальт. Теряя сознание, он видел, как девушка наспех сгребла обратно в сумочку вещички и испарилась, даже не сказав ему "Спасибо". - Ррр! - над битой головой раздалось злобное рычание, и Кот, с трудом разлепив заплывший глаз, увидал, как небритый, оскаленный тип с черной маской на глазах наступает на него, стремясь раздавить своими ножищами, засунутыми в тяжелые берцы. Кот попытался вскочить и драться, однако ощутил боль... И внезапно откуда-то сверху послышался непонятный грузный звук, заставив поднять глаза... Нечто громадное, круглое мелькнуло в свете фонарей, валясь с крыши вниз, и Кот замер в ужасе: оно его... Бабахх!! - страшная громадина красного цвета, испещренная некими черными кругами, жёстко врубилась в асфальт перед носом поверженного Кота Нуара и погребла под собою грабителя, не оставив тому ни единого шанса. - Мяу... - Кот Нуар от изумления отвалил челюсть, которая отозвалась ему острой болью... Перед ним на продавленном, треснувшем асфальте сидело гигантских размеров существо: шаровидная голова, оснащенная двумя тоненькими черными косичками, качалась на шаровидном теле, на щекастом лице сидела малюсенькая красная маска. Существо было с ног до головы затянуто в алое трико, изрисованное черными кружками наподобие божьей коровки, и мило улыбалось из-под нависающих щек. Коту Нуару было трудно моргать из-за фингалов, превозмогая боль, он едва сел... - Привет! - прохлюпало странное создание, колышась, поднявшись на свои ножки, которые оказались у него толсты и коротки. Под существом в асфальте зияла дыра, в которой угадывались очертания чего-то сплющенного, размазанного... Детали какие-то сломанные валяются... - Аб-ба... - Кот Нуар смог лишь пробубнить, с трудом двигая несчастной, болящей челюстью, а существо, вновь улыбнувшись, захватило его толстенной рукою, водворив на шаткие ноги, и тоненько хихикнуло, потупив малюсенькие глазки: - Меня зовут Чудесная Божья Корова, а ты кто? - К-кот Нуар... - едва промямлил Кот, горло которого от боли и крайнего изумления казалось забитым кошачьим кормом. Шестерёнки, ремешки, анкера, червячная... Стоп! Грабитель не был человеком: Чудесная Божья Корова раздавила своим весом обычного робота! - Спасибо, - просипел Кот, осознав, что робот мог бы вполне его убить, а эта грузная дама чудесным образом его спасла. - Да, не за что, Котишка-Малышка! - кокетливо хихикнула Чудесная Божья Корова, подарила Коту Нуару воздушный поцелуй и исчезла вночи, развив своими грузными ногами фантастическую скорость. Кот Нуар с огромным трудом притащился домой, едва вполз в окно своей комнаты и увалился животом поперек кровати, все сильнее чувствуя боль своих синяков. Вытащив из укромного местечка пачку "Вискас Сытный обед", он вскрыл ее и зачерпнул горсточку кошачьих галет, отправив все это в рот. Раньше он потаскивал корм у кота Буффле, однако пропажу еды у питомца заметила мама. Тогда Кот Нуар свернул воровскую "лавочку" и стал покупать корм на свои карманные деньги. Раньше с ним такого не было: Кот Нуар ел обычную еду, как и все люди... Но сейчас для восстановления сил ему нужно все больше и больше корма... Из головы все не шла Чудесная Божья Корова - раньше герой никогда не видел её на городских улицах. Но что-то подсказало ему, что они еще встретятся... *** Адриан Агрест был весьма разочарован, увидав новенькую. - Знакомьтесь, это Маринетт Дюпэн-Чен! - торжественно объявила пожилая учительница, и стоящая около неё черноволосая девушка улыбнулась, на миг прекратив жевать толстый бутерброд. Под ее весом трещала, проседая, деревянная кафедра, щеки нависали над замаранной соусами, давно не белой блузой, а глазки оказались не видны из-за щек и комичных круглых очочков. Класс взорвался гадким хохотом, многие выплевывали обидные словечки, а необъятная толстушка, кажется, ни капельки не обиделась: лишь колыхнула плиссированной юбкой, весьма напоминавшей парашют, и исподтишка показала всем язык, после чего продолжила невозмутимо жевать. - Садись, пожалуйста, на свободную парту, - порекомендовала ей учительница, и Маринетт, сытым голосом булькнув: - Ага! - топая и заставляя несчастный пол громко скрежетать, слоном прошествовала к задней парте. От нее нестерпимо несло рамёном*, и Адриан едва не задохнулся, когда новенькая шаркала мимо него, да еще и уселась прямо за ним... Вдвинувшись за парту, она прогнула прочную скамейку, и с достоинством выложила перед собою свой сытный бутерброд, изобилующий кусками копченой колбасы, потеребила одну из двух своих жидких косиц. И лишь потом стащила с оплывшей спинищи розовый, с бабочками рюкзак и начала раскладывать учебники и тетради, полностью игнорируя любые подколки, что сыпались на нее со всех сторон. Не так давно Маринетт Дюпэн-Чен была анорексичкой, глотала в неделю жалкие крохи, скрупулезно подсчитывая четвертинки калорий. Тщательно взвешивала она стакан воды перед тем, как выпить его, и тут же неслась на весы посмотреть: ожирела она от воды или нет. Все изменилось, когда во время четвертой за день пробежки по парку тридцатикилограммовую Маринетт укусил комарик... Тут же ринулась она домой и с остервенением опустошила холодильник, стрескав даже лягушачьи лапки, что покоились на полке глубокой заморозки. Вечно шатающаяся на ветру Маринетт внезапно ощутила в себе титанические силы и устрашающую тягу поглощать. Этим и занималась она последние три месяца и поправилась в три с половиной раза... Однако, это была далеко не последняя тайна Маринетт...

Что интересно, на разных языках божья коровка называется по-разному, но всегда ее имя так или иначе связана с Богом. У латышей она – «marite» — названа в честь девнего божества Мара, ведающим земными стихиями; у немцев – «Marienkaefer» — жучок Девы Марии; французы говорят — poulette a Dieu, что дословно переводится как «курочка бога»; а в англоязычных странах – Ladybug (жучок Богоматери), Ladybird (птичка Богоматери) или Lady-beetle (пчела Богоматери).

Почему же «Божья»?

Как гласят, дошедшие до наших дней предания, живет божья коровка на небе, а не на Земле. Каждый раз она спускается лишь для того, чтобы передать послание. Как правило, это добрые вести, например, о рождении ребенка, о дождях для хорошего урожая, об удаче в начатом деле. Если кто-то обнаруживал на одежде коровку, ее обязательно пересаживали на правую руку и пока насекомое ползет рассказывали о всех пожеланиях, в надежде, что создание передаст их на Небеса. Обижать и тем более убивать божью коровку ни в коем случае нельзя, во -первых, это может накликать беду, а во-вторых, это живое беззащитное создание.

В одной славянской легенде бог Перун превратил в божью коровку свою неверную жену. Будучи на нее безумно зол, он бросал вдогонку насекомому молнии и ровно 7 раз он попал, оставив на спинке обожженные отметины. Но видимо он очень любил изменницу, раз до сих пор выполняет, принесенные ею просьбы потомков.

Другое объяснение кроется в мирном внешнем виде насекомого, его доверчивости по отношению к людям и отсутствию какой-либо агрессии.

Хотя на самом деле это милое создание хищник, да еще какой! Взрослое насекомое съедает около 3000 тлей, а личинка божьей коровки за время своего взросления около 1000 мелких зеленых вредителей. Настоящее экологическое оружие против тли! Недаром существует фермы на которых разводят божьих коровок. Например, во Франции их можно купить даже в розницу с доставкой по почте. Красные коровки, рассаженные на полях и в садах – это гарантированная защита растений от назойливой тли и это в свою очередь также могло стать причиной сравнения насекомого с Божьей благодатью.

А как насчет «коровки»?

Нельзя не отметить некоторые сходства этого насекомого с буренкой. Ее яркий окрас, красный в черную точку, напоминает окрас издавна распространенных на Руси пятнистый коров. Но кроме этого, насекомое тоже может давать молоко, правда желтого цвета, горькое и ядовитое. Даже тарантул, известный своей всеядностью, обходит божья коровку стороной.


Close