Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытаниями, посылаемыми Богом, вы не подвергались опасности впасть в грех и отпасть от веры, потому что Бог не попускает нам искушений сверх сил. Но когда вы сами навлекаете на себя своим поведением искушения, тогда не можете быть уверены в победе над ними.

Св. апостол Иаков призывает благодушно переносить искушения: испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:3-4). Иногда человеку кажется, что испытания превышают меру его сил. Преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих» (Размышление смиренного сердца ).

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов.

Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог - Отец, а мы - дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку - Бог ничего не делает понарошку - это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае - везде! Она сопровождает любого человека - маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он - Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! - Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти - это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия - мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжает во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо - неправильно! Бог нам посылает только добро.

- Но Он знает, зачем болезни…

Бессмысленное выражение - «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили - получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратилась в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог - жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться - это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан - святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

- А молитва может исцелить?

Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва - это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва - это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит - его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, - это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба - помоги, спаси!

Молитва - это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

- Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их - тысяча сто шестнадцать! Человек - огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.\

Например, одна из причин - хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь - способ спрятаться от мира. Часто так бывает - на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства - бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни - способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

- Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, - канючим мы, - пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

- Чуда!

Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

- А молитва матери со дна моря достанет, это…

Это проявление любви. Любовь - это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери - это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает - тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина

Если Господь Бог не благословляет Вас на рождение детей, искорените грехи, представленные в списке. Дайте себе возможность в них разобраться.

Христос не желает нам печали.

И детей дает тем, кто заслужил, в меру выстрадал или отработал кармическую ошибку далеких предков.

Пусть это будет язычеством, но мы говорим про греховность.

Вот Вам небольшой список для анализа, который поможет понять возможные причины Божьего несогласия с рождением детей.

1). Постарайтесь хотя бы частично восстановить генеалогическое древо- личное и мужа.

В том случае, если предки в большинстве своем не имели детей или же решались на многочисленные аборты, вымолите у Бога прощение- и он даст Вам детей.

2). Как часто Вы сквернословите?

Казалось бы, мелочь, а “пузатая”.

Ругань и брань, а также ожесточенная зависть- это самые главные грехи, которые мешают деторождению.

Искорените их- и Господь Бог пошлет Вам благодать в виде здоровых детишек.

3). Грехи, связанные с колдовством и черной магией.

Возможно, когда- то Вы согрешили приворотом (собственного мужа или любимого парня).

За эти грехи Бог не только противится зачатию, но и страшно наказывает глубокой скорбью и болезнями.

Ребенок не может родиться в браке, который держится на заговорных путах.

Сходите в церковь, раскайтесь в грехах- через некоторое время будете нянчить ребенка.

4). Греховные деяния против чужих детей.

Вспомните, быть может Вы обидели ни в чем неповинное дитя.

Расскажите об этом Батюшке, он этот грех исповедует.

5). Если Господь Бог не дает детей, значит пора сделать шаг по православной дороге.

Раз Вы читаете эту статью, значит верите в Христа.

Вовлеките себя в христианскую жизнь, ходите в Храм, молитесь, исповедуйтесь и кайтесь.

Когда страданиям наступит конец, Бог пошлет Вам сына или дочку.

6). Жертвуйте чем можете в детские дома. Подавайте милостыню нищим.

7). Перестаньте злоупотреблять спиртными напитками.

Как только справитесь с этим искушением- Бог даст Вам крепких детей.

8). Задумайтесь над собственной жизнью. Быть может Вы еще не готовы к рождению ребенка.

Поэтому Господь и не дает Вам согласия.

9). Простите тех, кто Вас обидел, предал или оскорбил.

Прощая других, Вы становитесь ближе к Богу, избавляясь от греховного мщения и злопамятства.

10). Бескорыстно и душевно делайте доброе людям.

Этот универсальный совет, быть может, станет самым основным.

Когда Вы перестанете сетовать, злиться, гнаться за богатством, развязано заниматься утехами, Бог даст Вам счастливых детей, взяв судьбу под надежную защиту.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

вПЗ ОЕ РПУЩМБЕФ ВПМЕЪОЙ

ъДТБЧУФЧХКФЕ! нЩ РТПДПМЦБЕН ЗПЧПТЙФШ П вПЦЕУФЧЕООПН ЙУГЕМЕОЙЙ. й НЩ ЗПЧПТЙН П ОЈН, РПФПНХ ЮФП, ЛБЛ ЬФП ЧЙДОП ЙЪ вЙВМЙЙ, вПЗ ОЕ ДЕМБЕФ ЪДЕУШ ОБ ЪЕНМЕ ЧУЈ РТПУФП РП уЧПЕНХ ХУНПФТЕОЙА, ВЕЪ ОБЫЕЗП ХЮБУФЙС. еУМЙ пО РТПУФП УПЧЕТЫБЕФ ЧУЈ РП уЧПЕК ЧПМЕ, ФП ЪБЮЕН ОБН ЧППВЭЕ П ЮЈН-ФП НПМЙФШУС, ЧЕДШ пО ЧУЈ ТБЧОП УДЕМБЕФ ЧУЈ ФБЛ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ ОХЦОЩН. оЕХЦЕМЙ НЩ НПЦЕН УЧПЙНЙ НПМЙФЧБНЙ ХРТПУЙФШ вПЗБ РЕТЕНЕОЙФШ уЧПА ЧПМА?

хЧЩ, ОЕ ТЕДЛП ИТЙУФЙБОЕ ЙНЕООП ФБЛ Й ДХНБАФ. фП ЕУФШ ПОЙ ДХНБАФ, ЮФП вПЗБ НПЦОП ХРТПУЙФШ, ЮФПВЩ пО ЧУЈ-ФБЛЙ РЕТЕНЕОЙМ уЧПЈ ТЕЫЕОЙЕ Й ЧНЕУФП ВПМЕЪОЙ ДБМ ЙУГЕМЕОЙЕ. оП ЕУМЙ ЛБЛБС-ФП ВПМЕЪОШ РПУМБОБ ЙМЙ ДПРХЭЕОБ вПЗПН, ФП ЪБЮЕН НЕЫБФШ еНХ УПЧЕТЫБФШ уЧПА ЧПМА? чЕДШ, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, пО ЪОБЕФ, ЮФП ДЕМБЕФ.

рПУЩМБЕФ ЙМЙ ДПРХУЛБЕФ МЙ вПЗ ВПМЕЪОЙ? еУМЙ НЩ ИПФЙН РПМХЮЙФШ ПФ вПЗБ ЙУГЕМЕОЙЕ, ФП ОБН ОХЦОП ЙНЕФШ СУОЩК, ЛПОЛТЕФОЩК ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ. рПФПНХ ЮФП ЕУМЙ НЩ ОЕ ЙНЕЕН ПФЛТПЧЕОЙС, РПОЙНБОЙС, ФП ОБЫБ ЧЕТБ ОЕ ЙНЕЕФ ОБДЈЦОПЗП ПУОПЧБОЙС. нЩ НПЦЕН ОБДЕСФШУС, ЮФП вПЗ, НПЦЕФ ВЩФШ, ОБУ ЙУГЕМЙФ, ОП ОБДЕЦДБ - ЬФП ЕЭЈ ОЕ ЧЕТБ:

ЕТБ ЦЕ ЕУФШ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ ПЦЙДБЕНПЗП Й ХЧЕТЕООПУФШ Ч ОЕЧЙДЙНПН . (л еЧТЕСН 11:1)

рПЛБ Х ОБУ ОЕФ ХЧЕТЕООПУФЙ Ч ФПН, ЮФП вПЗ ИПЮЕФ ОБУ ЙУГЕМЙФШ, НЩ ЧУЕЗП МЙЫШ ОБДЕЕНУС. й ОБДЕЦДБ, ЛПОЕЮОП, ФПЦЕ ЧБЦОБ, ОП ФПМШЛП ЧЕТБ, НПЦЕФ ДБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ вПЗХ ЙУГЕМЙФШ ОБУ. уПЗМБУОП ЬФПНХ НЕУФХ рЙУБОЙС ЙНЕООП ЧЕТБ ПУХЭЕУФЧМСЕФ ФП, ОБ ЮФП НЩ ОБДЕЕНУС ЙМЙ ПЦЙДБЕН. оП ДМС ФЧЈТДПК ХЧЕТЕООПУФЙ, ОБН ОХЦОП ЙНЕФШ СУОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ИПЮЕФ МЙ вПЗ ЙУГЕМСФШ ЙМЙ ОЕФ. й РПЛБ НЩ ДХНБЕН, ЮФП ЬФП вПЗ ДМС ЮЕЗП-ФП РПУМБМ ЬФХ ВПМЕЪОШ, НЩ ОЕ ВХДЕН ЙНЕФШ ХЧЕТЕООПУФЙ, ЮФП пО ИПЮЕФ ЙУГЕМЙФШ ПФ ОЕЈ.

ч ОБЫЕК ТБУУЩМЛЕ НЩ ХЦЕ ЛБЛ-ФП РПДОЙНБМЙ ЬФПФ ЧПРТПУ, ОП ОБН ОХЦОП РПУФПСООП ПВОПЧМСФШ УЧПК ТБЪХН, ЮФПВЩ ВЩФШ, ЛБЛ УЛБЪБОП Ч рЙУБОЙЙ, ОБРПМОЕООЩНЙ РПЪОБОЙЕН ЧПМЙ вПЦШЕК. рПФПНХ ЮФП НЩ НПЦЕН РТПЮЙФБФШ ПДЙО ТБЪ РПДПВОХА УФБФША ЙМЙ ХУМЩЫБФШ РТПРПЧЕДШ, ОП РТПИПДЙФ ЧТЕНС, Й ЛПЗДБ ВПМЕЪОШ ОЕ ХИПДЙФ, ФП НЩ ОБЮЙОБЕН ПРСФШ ДХНБФШ РП РМПФЙ. чНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ ПВТБФЙФШУС Л УМПЧХ вПЦШЕНХ, НЩ ПВТБЭБЕНУС Л ОБЫЙН ЙМЙ ЮШЙН-ФП РТЕДРПМПЦЕОЙСН. оЕЛПФПТЩЕ УМХЦЙФЕМЙ РПУФПСООП РТПРПЧЕДХАФ П ФПН, ЮФП ОБН РТПУФП ОХЦОП УНЙТЙФШУС У ФЕН, ЮФП ДЕМБЕФ вПЗ, ЗПЧПТС П ВПМЕЪОСИ Й ОЕНПЭБИ. оП Ч вЙВМЙЙ ФБЛПЗП ОЕ ЗПЧПТЙФУС. оБПВПТПФ, НЩ НПЦЕН ЙЪ оПЧПЗП ъБЧЕФБ, ХЪОБФШ ФПЮОП, ПФЛХДБ РТЙИПДСФ ВПМЕЪОЙ.

УЙА ЦЕ ДПЮШ бЧТББНПЧХ, ЛПФПТХА УЧСЪБМ УБФБОБ ЧПФ ХЦЕ ЧПУЕНОБДГБФШ МЕФ, ОЕ ОБДМЕЦБМП МЙ ПУЧПВПДЙФШ ПФ ХЪ УЙИ Ч ДЕОШ УХВВПФОЙК? (пФ мХЛЙ 13:16)

рТПЮЙФБКФЕ ЧУА ЬФХ ЙУФПТЙА. цЕОЭЙОБ ВЩМБ УЛПТЮЕОБ, ОП УМПЧП вПЦШЕ ЗПЧПТЙФ, ЮФП ПОБ ЙНЕМБ ДХИБ ОЕНПЭЙ. йЙУХУ УЛБЪБМ, ЮФП ЬФХ ЦЕОЭЙОХ УЧСЪБМ УБФБОБ. фП ЕУФШ ОЕ вПЗ УДЕМБМ ЕЈ ВПМШОПК.

лФП-ФП НПЦЕФ УЛБЪБФШ: "дБ, ОП ЬФП ЧУЕЗП МЙЫШ ЮБУФОЩК УМХЮБК ЙЪ еЗП УМХЦЕОЙС. пО ОЕ ЗПЧПТЙМ П ДТХЗЙИ МАДСИ ФП ЦЕ УБНПЕ".

иПТПЫП ДБЧБКФЕ РТПЮЙФБЕН ПДОП НЕУФП ЙЪ ЛОЙЗЙ дЕСОЙК, ЗДЕ бРПУФПМ рЈФТ, ЧДПИОПЧМЈООЩК уЧСФЩН дХИПН, ПВПВЭБЕФ ЧУЈ ЪЕНОПЕ УМХЦЕОЙЕ йЙУХУБ иТЙУФБ:

ЛБЛ вПЗ дХИПН уЧСФЩН Й УЙМПА РПНБЪБМ йЙУХУБ ЙЪ оБЪБТЕФБ, Й пО ИПДЙМ, ВМБЗПФЧПТС Й ЙУГЕМСС ЧУЕИ, ПВМБДБЕНЩИ ДЙБЧПМПН, РПФПНХ ЮФП вПЗ ВЩМ У оЙН. (дЕСОЙС 10:38)

ъДЕУШ ПО ЗПЧПТЙФ ОЕ П ЛБЛПН-ФП ЮБУФОПН УМХЮБЕ, Б П ФПН, ЮФП йЙУХУ ДЕМБМ РПУФПСООП. й ЪДЕУШ НЩ ЧЙДЙН, ЮФП ЙУФПЮОЙЛПН ВПМЕЪОЕК ОБЪЧБО ОЕ вПЗ, Б ДШСЧПМ.

с УМЩЫБМ Й ФБЛЙЕ ЧПЪТБЦЕОЙС: "дБ, ЛПОЕЮОП, ОЕ вПЗ РПУЩМБЕФ ВПМЕЪОЙ, ОП пО ДПРХУЛБЕФ ЙИ У ПРТЕДЕМЈООПК ГЕМША". лБЛ ЬФП ОЕ РПЧЕТОЙ, РПУЩМБЕФ ЙМЙ ДПРХУЛБЕФ, РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЙНЕООП вПЗ ОЕУЈФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ ФП, ЮФП НЩ ВПМЕЕН. й ЕУМЙ пО РПУМБМ ЙМЙ ДПРХУФЙМ ВПМЕЪОШ, ФП ЪОБЮЙФ, Ч ЬФПН ЕУФШ ЛБЛБС-ФП РТЙЮЙОБ, ЛБЛБС-ФП ГЕМШ. й ФБЛ ПВЩЮОП РПМХЮБЕФУС, ЮФП, ЛПЗДБ ИТЙУФЙБОЕ НЩУМСФ РПДПВОЩН ПВТБЪПН, ПОЙ ОЕ РТПФЙЧПУФПСФ ВПМЕЪОСН ФЧЈТДПК ЧЕТПК. пОЙ ОБЮЙОБАФ ИПДЙФШ РП ЧТБЮБН, РТЙОЙНБФШ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ РТЕРБТБФЩ, Й РТЙ ЬФПН РПУФПСООП ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЬФБ ВПМЕЪОШ ДМС ЮЕЗП-ФП РПУМБОБ ЙМЙ ДПРХЭЕОБ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ПОЙ ОЕ ДБАФ ЧПЪНПЦОПУФШ вПЗХ ЙУГЕМЙФШ ЙИ.

с ИПЮХ ПФНЕФЙФШ, ЮФП ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ЛБЛБС-ФП ВПМЕЪОШ УЧСЪБОБ У ЛБЛЙН-ФП ЛПОЛТЕФОЩН ЗТЕИПН. оП ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЮФП ФБЛПЕ ВЩЧБЕФ ДПУФБФПЮОП ТЕДЛП. пФЛХДБ С НПЗХ ЬФП ЪОБФШ? с ОЕ ВХДХ ХРПНЙОБФШ УЧПК МЙЮОЩК ПРЩФ. пО ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПЛБЪБФЕМШУФЧПН ЙУФЙОЩ, Й Л ФПНХ ЦЕ ПЮЕОШ ПЗТБОЙЮЕО. с ЬФП ЪОБА ЙЪ ЪЕНОПЗП УМХЦЕОЙС йЙУХУБ. юЙФБС П еЗП УМХЦЕОЙЙ Ч еЧБОЗЕМЙСИ чЩ ОЕ ОБКДЈФЕ ОЙ ПДОПК ЖТБЪЩ, ЗДЕ пО ТБУУХЦДБМ П ФПН, ЮФП вПЗ РПУМБМ ЙМЙ ДПРХУФЙМ ЛБЛХА-ФП ВПМЕЪОШ ДМС ЛБЛПК-ФП ЧЩУЫЕК ГЕМЙ. й НЩ ОБИПДЙН УПЧУЕН ОЕНОПЗП УМХЮБЕЧ, ЛПЗДБ пО ЛБЛ-ФП ХРПНЙОБЕФ, ЮФП ЛБЛБС-ФП ЛПОЛТЕФОБС ВПМЕЪОШ УЧСЪБОБ У ЛБЛЙНЙ-ФП ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЗТЕИБНЙ. ч ПУОПЧОПН, НЩ ЧЙДЙН, ЮФП пО ЙУГЕМСМ ЧУЕИ, ЛФП РТЙИПДЙМ Л оЕНХ У ЧЕТПК.

рПЬФПНХ С РТЙЪЩЧБА чБУ УЕЗПДОС, ПУФБЧЙФШ ЬФЙ НЩУМЙ Й РТЕДРПМПЦЕОЙС П ФПН, ЮФП СЛПВЩ вПЗ РПУМБМ, ДПРХУФЙМ ЙМЙ РПРХУФЙМ ЛБЛХА-ФП ВПМЕЪОШ. рПЧЕТШФЕ, ЮФП ЛБЛ Й ЧП ЧТЕНЕОБ ЪЕНОПЗП УМХЦЕОЙС йЙУХУБ, вПЗ УЕЗПДОС ИПЮЕФ ЙУГЕМСФШ ЧУЕИ уЧПЙИ ДЕФЕК, ЧУЕИ, ЛФП ЧЕТЙФ Ч йЙУХУБ иТЙУФБ. й ЕУМЙ чЩ ЪОБЕФЕ, ЮФП ЕУФШ ПРТЕДЕМЈООЩЕ ЗТЕИЙ, ТБЪДЕМСАЭЙЕ чБУ У вПЗПН, ФП, ЛПОЕЮОП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЧЕТЙФШ ПВ ЙУГЕМЕОЙЙ, чБН ОХЦОП РПЛБСФШУС Й ПУФБЧЙФШ ЙИ. й ЕУМЙ чЩ ЕЭЈ ОЕ РТЙОСМЙ йЙУХУБ Ч УЧПЈ УЕТДГЕ, ЕУМЙ ОЕ ПВТБФЙМЙУШ Л оЕНХ Й РПЧЕТЙМЙ Ч оЕЗП, ФП ОЕ ОХЦОП НЕДМЙФШ. вПЗ НПЦЕФ Й ИПЮЕФ чБУ РТЙОСФШ. пВТБФЙФЕУШ Л оЕНХ Ч НПМЙФЧЕ РПЛБСОЙС, Й РПУЧСФЙФЕ еНХ УЧПА ЦЙЪОШ. рТЙНЙФЕ еЗП, ЛБЛ УЧПЕЗП зПУРПДБ Й уРБУЙФЕМС. ьФХ НПМЙФЧХ РПЛБСОЙС чЩ НПЦЕФЕ ОБКФЙ ОБ ОБЫЕН УБКФЕ. вПЗ ИПЮЕФ ДБФШ чБН ЧЕЮОХА ЦЙЪОШ, ЮФП ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ Й ГЕООЕЕ МАВПЗП ЮХДБ ЙУГЕМЕОЙС. й пО ФБЛЦЕ ИПЮЕФ ВМБЗПУМПЧМСФШ Й ЙУГЕМСФШ чБУ.

рХУФШ вПЗ ВМБЗПУМПЧЙФ чБУ!

РБУФПТ уЕТЗЕК рПМСЛПЧ

рТЙУЩМБКФЕ УЧПЙ ПФЪЩЧЩ, ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС Й НПМЙФЧЕООЩЕ ОХЦДЩ:

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов.

Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог - Отец, а мы - дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку - Бог ничего не делает понарошку - это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае - везде! Она сопровождает любого человека - маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он - Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! - Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти - это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия - мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжаем во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо - неправильно! Бог нам посылает только добро.

- Но Он знает, зачем болезни…

Бессмысленное выражение - «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили - получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратился в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог - жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться - это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан - святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

- А молитва может исцелить?

Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва - это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва - это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит - его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, - это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба - помоги, спаси!

Молитва - это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

- Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их - тысяча сто шестнадцать! Человек - огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.\

Например, одна из причин - хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь - способ спрятаться от мира. Часто так бывает - на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства - бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни - способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

- Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, - канючим мы, - пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

- Чуда!

Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

- А молитва матери со дна моря достанет, это…

Это проявление любви. Любовь - это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери - это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает - тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина


Close