протестантизм

223. Теоретики реформации:

Кальвин, Лютер, Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

предпринимательскую деятельность

225. Крупный социальный философ эпохи Возрождени:

Макиавелли

226. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований ‒ ..... .

утопия

227. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны ‒ образца общественного устройства ‒ ..... .

Утопия

228. Важная черта идеального государства Т. Мора ‒ отсутствие...

частной собственности

Кампанелла

230. Религиозная позиция Кузанского:

пантеизм

231. Кузанский считал, что человеческое познание...

беспредельно

232. Характеристика Вселенной в философии Бруно:

бесконечность

233. Эпоха Нового времени в философии начинается с... в.

234. Представители философии Нового времени:

Френсис Бекон, Рене Декарт, Джон Локк

235. Учение Николая Коперника ‒ ..... .

гелиоцентризм

236. Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал...

Галилео Галилей

237. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает...

математика

238. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени ‒ .

естествознание

239. Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент ‒ ..... .

эмпиризм

240. Родоначальник эмпиризма:

Френсис Бекон

241. Причины возникновения вида заблуждений ""призраки рода", по Бекону:

несовершенство органов чувств

242. Причины возникновения вида заблуждений ""призраки пещеры"", по Бекону:

особенности воспитания

243. Причины возникновения вида заблуждений ""призраки рынка"", по Бекону:

особенности социальной жизни

244. Причины возникновения вида заблуждений ""призраки театра"", по Бекону:

245. Метод истинного познания, по Бекону ‒ ..... .

индукция

246. Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. ‒ ..... .

математика

247. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

скептицизм

248. Онтология Б. Спинозы:

монистическая

249. Дуалистическая философия характерна для...

Декарта

250. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы ‒ .... .

модусы

251. Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:

интуиция

252. Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу ‒ ..... .

монада

253. Теория познания, разработанная Дж. Локком ‒ ..... .

сенсуализм

254. Критик материалистического сенсуализма в XVII веке:

Джордж Беркли

255. Существовать, значит быть воспринимаемым, считал:

Джордж Беркли

256. Центральная философская проблема Д. Юма:

познание

257. Социально-политические мыслители XVII века:

Т. Гоббс, Дж. Локк

258. Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:

Т. Гоббс

259. Философ, считавший естественным состоянием "войну всех против всех":

Т. Гоббс

260. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:

жизнь, свобода, собственность

261. Верховная власть, по определению Дж. Локка:

законодательная

262. Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо

263. Время расцвета просветительской мысли во Франции:

40 -е гг. XVIII в.

264. Представители философии Французского Просвещения:

Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер

265. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители ‒ .....

Возрождение

266. Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции ""естественной религии"" -

Вольтер

267. По определению французских просветителей, "истинная религия разумна и...

космополитична

268. Концепция природы, развитая в трудах П. Гольбаха:

материалистическая

269. "Фатальность ‒ это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок", ‒ считал:

П. Гольбах

270. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:

механика

271. Проблема, занимавшая центральное место в философии французского Просвещения:

человека

272. Мыслители XVIII в., положившие в основу своих трудов рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека:

К. Гельвеций, Ж. Ламетри

273. "Человек рожден быть свободным, ‒ а между тем везде он в оковах", ‒ утверждал...

Ж.-Ж. Руссо

274. Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо:

собственность

275. Форма государства, в котором возможна реализация свободы и равенства, по Руссо ‒ ....

республика

276. Мыслитель, в работах которого завершается формирование антропо-социальной философии французских просветителей ‒ ..... .

Гольбах

277. Формирование антропо-социальной философии французских просветителей завершает:

Гольбах

278. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества ‒ ..... .

Кондорсе

279. Способ преобразования общества, признаваемый французскими просветителями ‒ ..... .

реформа

280. Время развития Немецкого Просвещения:

2-я пол. XVIII в.

281. Представители Немецкого Просвещения:

Г. Лессинг И. Гердер

282. Временные рамки Немецкой классической философии:

сер. XVIII в. - сер. XIX в.

283. Представители Немецкой классической философии:

Л. Фейербах Ф.Шеллинг

284. Немецкая классическая философия ‒ преемница идей:

Просвещения

285. Философское направление, характерное для Немецкой классической философии:

рационализм

286. Направление Немецкой классической философии, признающее разум основой познания и поведения людей ‒ ..... .

рационализм

287. Мыслитель XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения ‒ ..... .

Фейербах

288. Религия есть отчуждение человеческого духа, считал:

Фейербах

289. Гердер полагал, что закономерности подчиняются..... .

истории

290. Наука "о пределах человеческого разума"", по И. Канту ‒ ..... .

метафизика

291. Философ, определявший метафизику как науку "о пределах человеческого разума":

Кант

293. Форма познавательной деятельности изначально присущая человеческому механизму познания:

априорная

294. Понятия, о которых научное знание невозможно в принципе, по Канту:

Бог, душа

295. Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные суждения, каждое из которых исключает другое" ‒ ..... .

антиномия

296. Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Всеобщая естественная история и теория неба" ‒ ..... .

докритический

297. Период деятельности И. Канта, характеризующийся работой "Критика чистого разума" ‒ .....

критический

298. Умопостигаемое, противоположность феномену, вещь в себе по Канту ‒ ..... .

ноумен

299. Явление, данное в опыте, чувственном познании ‒ ..... .

Кант

301. Вид афоризма в наставительной форме и моралистический по содержанию ‒ ..... .

Кант

мораль

304. Субъективный принцип нравственности, по Канту ‒ ..... .

долг

305. Постулаты практического разума И. Канта:

Бог существует, душа бессмертна, воля свободна

306. Последователь И. Канта в XVIII в.:

И. Фихте

307. Фихте является последователем..... .

Канта

308. Фундамент всех наук, учение о науке, по Фихте ‒ ..... .

философия

309. Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений ‒ ..... .

диалектика

310. Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод:

И. Фихте, Г. Гегель

311. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей ‒ ... .

диалектика

312. И. Фихте разрабатывал проблемы:

гносеологии

313. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности ‒ ...

натурфилософия

314. Основа философии, "единственно истинный и вечный органон", по Шеллингу:

искусство

315. Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. ‒ .

Гегель

316. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю ‒

Мировой Дух

317. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю ‒ ..... .

319. Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля ‒ ..... .

сознание

320. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю ‒ ..... .

заблуждение

321. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю ‒ ..... .

развитие

становление

323. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

свободы

324. Цель мировой истории, являющаяся "единственной целью духа":

свобода

325. Низший период всемирной истории, по Гегелю... мир

восточный

326. Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

Гегель

327. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир

римский

328. Процесс, при котором созданные людьми предметы, организации порабощают человека:

отчуждение

329. Социального процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную господствующую силу, враждебную ему ‒ ..... .

отчуждение

330. Власть, определяющая и устанавливающая "всеобщее", по Гегелю:

законодательная

331. Мыслитель немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

Л. Фейербах

332. Основная человеческая ценность, по определению Фейербаха:

свобода

333. Первоисточник мышления, по Фейербаху ‒ ..... .

природа

334. Философия Фейербаха:

антропологический материализм

335. Время возникновения марксистской философии:

40-е годы XIX в.

336. Последователи марксистской философии:

Г. Плеханов (+) П. Лафарг

337. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию ‒ ..... .

немецкая классическая

338. Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха ‒ ..... .

марксизм

339. Основной труд К. Маркса ‒- ..... .

Капитал

340. Основной труд Ф. Энгельса ‒ ..... .

Энгельс

342. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

практическая

343. Диалектический материализм ‒ учение...

марксизма

344. Класс социума способный переустроить общество, по Марксу ‒ ..... .

пролетариат

345. Способ существования материи, в марксистской философии ‒ ..... .

движение

346. Всеобщее свойство материи, в марксистской философии ‒ ..... .

отражение

347. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса ‒ .

отражение

348. Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии ‒ ..... .

познание

349. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств ‒ ..... .

чувственная

350. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки ‒ ..... истина.

абсолютная

351. Частичное, неполное знание об объекте ‒ ..... истина.

относительная

352. Критерий истины, в марксистской философии ‒ ..... .

практика

353. Основой функционирования и развития общества в марксистской философии является материальное.... .

производство

354. Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

производственно~экономические

355. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии ‒ ..... философия.

западная

сциентизм, антисциентизм

357. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику ‒ ..... .

сциентизм

358. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества ‒ ..... .

сциентизм

359. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания ‒ ..... .

неопозитивизм

360. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем ‒ ..... .

неопозитивизм

361. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в...

неопозитивизме

362. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме ‒ ..... .

верификация

363. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом ‒ ..... .

верификация

364. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки ‒ ..... .

логический позитивизм

365. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке:

унификация

367. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой...

постпозитивизма

368. Основатель критического рационализма ‒ ..... .

Поппер

369. Критический рационализм как направление оформилось в...

постпозитивизме

370. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме ‒ ..... .

фальсификации

371. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

Поппер

372. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну:

научная революция

373. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:

иррационализм

374. Представители "философии жизни":

Ф. Ницше, О. Шпенглер

375. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

А. Шопенгауэр

376. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру - ..... .

искусство

377. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни:

Ницше

379. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни:

В. Дильтей

380. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе:

Г. Зиммель

381. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире:

О. Шпенглер

382. Метод, разработанный З. Фрейдом ‒ ..... .

психоанализ

383. Психоаналитический метод создал:

Фрейд

384. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:

психоанализ

385. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

Ф. Ницше

386. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека:

Фрейд

387. Философия существования ‒ ..... .

экзистенциализм

388. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире ‒ ..... .

экзистенциализм

389. Представители экзистенциализма:

Ж.- П. Сартр, Г. Марсель

390. Создатель феноменологического метода ‒ ..... .

Гуссерль

391. Основатель феноменологии ‒ ..... .

Гуссерль

392. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме:

К. Уилсон

393. Основная проблема в философии экзистенциализма ‒ ..... .

отчуждение

394. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для...

экзистенциализма

395. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма:

Фома Аквинский

396.Понятие, обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в ‒ .....

постмодернизм

397. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил ‒ ..... .

релятивизм

398. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода ‒ .... .

структурализм

399. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений ‒ ..... .

структурализм

400. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра:

структурализм

401. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма ‒ ..... .

Ф. де Соссюр

402. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка:

Витгенштейн

403. Характерные черты постмодернизма:

    отсутствие устойчивых принципов познания

    неопределенность любого знания

    пессимизм

404. Негативизм характерен для:

постмодернизма

постмодернизм

406. Философия, в которой тема Родины определяет ее специфику:

русская

407. Период становления русской философии... вв.

408. Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем... вв.

409. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в... в.

410. Первый древнерусский философ ‒ ..... .

Илларион

411. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения ‒ ....

Филофей

413. Мыслитель, стоявший у истоков русской философии XVIII в. ‒ ..... .

Ломоносов

414. Основоположник "вольного философствования" XVIII в. ‒ ..... .

Ломоносов

415. Философия Ломоносова, составившая основу физической химии ‒ ..... .

корпускулярная

416. Русский мыслитель XVIII в., развивавший атомно-молекулярные представления о строении вещества ‒ .

Ломоносов

417. Основная ценность человека, по Новикову ‒ ..... .

нравственная

418. Русский мыслитель XVIII в., обосновавший единство человека и природы:

Радищев

419. Основная проблема в философии Радищева ‒ проблема сущности:

души

420. Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России ‒ .....

западничество

421. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса ‒ ..... .

западничество

422. Сторонники развития России по западноевропейскому пути ‒ ..... .

западники

423. Течение, утверждавшее самобытный характер развития России ‒ ..... .

славянофилы

424. Течение русской философской мысли, обосновывающее особый, отличного от западноевропейского, путь исторического развития России ‒ ..... .

славянофильство

425. Течение русской философской мысли, усматривавшее самобытность России в православии как единственно истинном христианстве ‒ ..... .

славянофильство

426. Славянофилы:

Хомяков, Киреевский

427. Западники:

Чаадаев, Белинский

428. Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:

вера

429. Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в котором вера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа ‒ ..... .

славянофильство

430. Структурная единица организации русской народной жизни, по мнению славянофилов ‒ ..... .

община

почвенничество

432. Направление русской философской мысли, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе ‒ ..... .

почвенничество

433. Фамилия лидера философского кружка западников ‒ ..... .

Станкевич

434. Представители либерального направления русской философии, выступавшие за рациональное реформирование общества:

Грановский, Кавелин

435. Представители революционно-демократической идеологии:

Белинский, Герцен

436. Государственный строй, идеи которого развивались русскими революционер-демокра-тами ‒ . .

социализм

437. Мыслитель, развивавший идею безгосударственного социализма ‒ анархизма:

Бакунин

438. Представители разночинной интеллигенции в 60-е г. XIX в. :

Чернышевский, Писарев, Добролюбов

439. Почвенники:

Данилевский, Достоевский

Данилевский

441. Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур:

Данилевский

442. Цивилизация, способная стать "полным четырехосновным культурно-историческим типом", по Данилевскому ‒ ..... цивилизация.

славянская

443. Течение социально-философской мысли, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни ‒ ..... .

консерватизм

444. Течение социально-философской мысли, проявляющееся в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого ‒ ..... .

консерватизм

445. Мыслитель, разработавший оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма:

Леонтьев

446. Форма правления государства, способная обеспечить целостность и устойчивость России, в представлении консерваторов ‒ ..... .

3. Достоверное познание и рационализм Спинозы. Роль интуиции и «геометрического метода»

Несовершенства как опытного, так и абстрактного знания порождают бесплодные споры, часто ведущие к скептицизму. Борьба против скептицизма занимает значительное место в методологии и гносеологии Спинозы. Чтобы уяснить причины этой борьбы, следует иметь в виду неоднозначность философских и социальных функций скептицизма.

Возникнув в античности, это направление отражало некоторые существенные особенности научно-философского мышления той эпохи, в частности отсутствие тогда экспериментального знания. Вместе с тем острие скептицизма в античности было направлено против многочисленных религиозных представлений, особенно с тех пор, когда эти представления стали оказывать все более мощное воздействие на философские учения, порождая теологические идеи, претендовавшие на абсолютную значимость и безошибочность. Когда скептицизм в ряду других античных философских учений был возобновлен в эпоху Возрождения в особенности французским гуманистом и философом Монтенем, он и тогда приобрел прежде всего антидогматическую и антитеологическую функцию, ибо подрывал притязания многочисленных христианских теологов на незыблемость тех «истин», которые они проповедовали и защищали.

Однако скептицизм скрывал в себе и другую сторону. Она состояла в подрыве притязаний на возможность достичь достоверных знаний не только в области теологии, где такие притязания действительно не имели под собой логических оснований, но и в области науки, где достоверность истин составляет одно из решающих оснований для их существования. И нужно сказать, что многие теологи рассматриваемой эпохи перед лицом энергичного наступления науки на религию стали поощрять некоторые скептические умонастроения и учения и стали видеть в них не столько врагов, сколько союзников. Это и объясняет решительное отвержение скептических аргументов рядом передовых философов изучаемой эпохи, особенно теми из них, кто подобно Декарту видел в достоверности математического знания высший образец и критерий всякого другого знания.

Спиноза - один из наиболее видных философов-антискептиков, ибо «с ними… не может быть речи о науках» (8, 1 , 334). Одна из весьма существенных причин рассмотренного выше отношения Спинозы к эмпирическому знанию состояла в невозможности на основе его рассеять скептическое истолкование познания. Отражая смутный и колеблющийся опыт индивида, неадекватные идеи представления скорее подкрепляют аргументы скептиков, чем опровергают их. В значительной мере то же самое приходится утверждать и относительно абстрактного знания, состоящего из универсальных понятий.

Совершенно другой характер носит, согласно Спинозе, знание рационально-разумное, математико-геометрическое прежде всего. Его истины носят сверхиндивидуальный характер, ибо связь между субъектом и предикатом в суждениях математического типа совершенно необходима. Такие истины, называемые Спинозой общими понятиями (notiones communes), полностью лишены, по его убеждению, каких бы то ни было элементов субъективизма. Именно такие понятия, выражающие адекватную истинность, составляют основу принципиального единства человеческого разума. Утверждение его - один из устоев рационализма передовых философов рассматриваемой эпохи.

Второй род познания Спиноза называет рассудком (ratio) или разумом (intellectus). Он чаще употребляет последний термин.

Общие понятия, какими оперирует этот род познания, суть прежде всего понятия математические. Они представляются философу-рационалисту единственно адекватными, истинными. Свидетельство такой истинности он усматривает в постоянной связности данных понятий в дедуктивном процессе выводного знания, всегда приводящем к достоверным результатам. Логическая связность, системность с точки зрения рационалистической методологии Спинозы представляет важнейший критерий, отличающий адекватную истинность рассудка от неадекватной, только частичной истинности представления. Если деятельность представления, первого рода познания подчиняется случайным привычкам ассоциаций, то деятельность рассудка, или разума, совершается по строгим законам логического следования. Абсолютизируя их, автор «Трактата об усовершенствовании разума» называет человеческий ум, развивающий дедуктивный процесс выводного знания, «как бы некиим духовным автоматом» (8, 1 , 349).

Другая решающая особенность разума, отличающая его от воображения, состоит в нечувственном характере его деятельности. Если на стадии представления человеческая душа определяется в своей деятельности внешними вещами, так или иначе детерминирующими ее тело, воздействующими на его органы чувств, то на стадии рассудка, или разума, она «определяется к уразумению сходств, различий и противоположностей между вещами изнутри», а не «извне , случайно встречаясь с вещами», как это имеет место на предшествующей стадии (там же, 431). Сила воображения и интенсивность представления прямо пропорциональны количеству чувственных контактов человеческой души с внешними вещами. Логическая же связность адекватных идей разума, напротив, обратно пропорциональна такого рода контактам, ибо, «чем более действия какого-либо тела зависят только от него самого и чем менее другие тела принимают участия в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию» (там же, 415).

Борьба против скептицизма и еще более того стремление отстоять суверенность «естественного света» человеческого ума от непрекращавшихся посягательств сверхъестественного «откровения божия», весьма характерные для Декарта, в еще большей мере были свойственны Спинозе и стали одной из первых причин его утверждения о нечувственном характере адекватных истин, слагавшихся в дедуктивную систему. «…Вещь тогда постигается, когда она усваивается чистой мыслью помимо слов и образов», - писал автор «Богословско-политического трактата», ибо «невидимые вещи и те, которые суть объекты только духа, могут быть видимы не иными какими очами, как только посредством доказательств…» (8, 2 , 70, 182).

Ориентация Декарта, Спинозы и других рационалистов рассматриваемого века на математическое знание, дедуктивные цепи которого расценивались как модель всякого знания, с необходимостью требовала признания неких исходных положений в качестве истин, присущих самому человеческому уму, который без них просто не был бы способен ни к какой познавательной деятельности. Сама такая необходимость вытекала из сугубо неисторического истолкования человеческого мышления, особенно высших его функций. В этом отношении философия XVII столетия мало чем отличалась от философии предшествующих веков. Указанная сторона рационалистической гносеологии названного века неразрывно связана с проблемами интуиции.

В предшествующей традиции интуиция истолковывалась иногда как непосредственное, чувственное, созерцание. Еще чаще под интуицией понимали непосредственное интеллектуальное познание, которое никак не связано с дискурсивной, логической, деятельностью. Такое понимание было, в частности, свойственно мистикам-пантеистам, настаивавшим на возможности непосредственного контакта с бесконечным и безличным богом.

Великие рационалисты данного столетия, начиная с Декарта, осмысливая математическое познание и обобщая его методы, переосмыслили и понимание интуиции. Интуиция, писал Декарт в «Правилах для руководства ума», отнюдь не может быть отождествлена с чувственным знанием. Напротив, это «простое и отчетливое… прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…» (20, 86). Из этого сугубо рационалистического декартовского определения интуиции совершенно очевидна ее интеллектуальная природа. В противоположность иррационалистической, мистической традиции предшествующей и современной ему религиозно-идеалистической философии в истолковании интуиции Декарт тесно увязывает ее с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться без некоторых исходных, предельно ясных понятий и положений.

Понимание интуиции как непосредственного контакта с бесконечным божественным существом, присутствующим как во всей природе, так и в человеческой душе, молодой Спиноза первоначально, по всей вероятности, почерпнул в пантеистической традиции. Следы такого понимания, особенно четкие в «Кратком трактате о боге, человеке и его счастье» и в «Трактате об усовершенствовании разума», мы находим и в «Богословско-политическом трактате», и в ряде писем Спинозы, и даже в «Этике». Но в последних произведениях явно взяло верх картезианско-рационалистическое истолкование интуиции как интеллектуальной. Она определяется философом как третий род познания. Характерно, что все три рода познания не раз иллюстрировались им следующим математическим примером.

Даны три числа, и нужно найти четвертое, пропорциональное им. Купцы, не мудрствуя лукаво, отыскивают это число по способу, который в свое время сообщили им другие люди, не приводя никаких доказательств. Это и характерно для первого рода познания и для того способа восприятия, который философ назвал восприятием «понаслышке». Но к правильному решению можно прийти и чисто эмпирическим путем - посредством перемножения всех чисел, пока не будет выведено общее положение, согласно которому искомый результат получается умножением второго числа на третье и делением полученного числа на первое. Этот способ иллюстрирует познание «из беспорядочного опыта». Математики же, понимающие природу пропорции, знают, какие числа пропорциональны между собой, и поэтому находят искомое число безо всякого затруднения. Их действия и иллюстрируют третий способ восприятия и второй род познания, осуществляющийся в форме определенной дедукции.

Но еще выше него четвертый способ восприятия, составляющий третий род познания. Это как раз интуитивное знание, которое сразу, мгновенно схватывает соразмерную пропорциональность заданных чисел. Но хотя, таким образом, искомая истина в этом случае усматривается непосредственно, тем не менее сама эта непосредственность опосредствована предшествующим знанием математика. Последний был бы просто не способен к интуитивному решению такой задачи, если бы предварительно не знал правила пропорциональности и не пользовался им. Тем самым интуитивный акт оказывается неразрывно связанным с актами дискурсивными. Тождественность их результатов может быть и подвергнута практической проверке и выражена в словах.

Таким образом, уже этот пример свидетельствует об интеллектуалистическом истолковании Спинозой интуиции.

Но мы не находим у великого рационалиста ни сколько-нибудь четкого размежевания сфер приложения второго и третьего родов познания, ни однозначного определения последнего. Совершенно ясно, однако, из «Этики», что оба этих способа познания как источник достоверных истин противопоставляются первому роду чувственно-абстрактного, имагинативного знания как источнику практически необходимых, но совершенно недостоверных истин. Необходимая связь двух высших родов познания и тем самым интеллектуальный характер интуиции явствует и из того, что по категорическому убеждению автора «Этики» она не может возникнуть из первого рода познания, а только из второго (см. 8, 1 , 607). Ведь оба они - сверхчувственны.

Взаимопроникновение интуиции и дедукции проявляется в «материи» рационально-достоверного познания - общих понятиях. В противоположность универсальным понятиям, сформировавшимся на основе всегда неустойчивого опыта и являющимся продуктами более или менее искусственной абстракции, общие понятия непосредственно, интуитивно даны уму. В силу этого они и составляют, по Спинозе, «фундамент рассуждения», исходный пункт дедуктивной цепи, приводящей к достоверному результату.

Совершенно очевидно, что Спиноза покидает здесь позиции номинализма, на которых он стоял в истолковании абстрактного знания. Последовательный номинализм Гоббса стал у английского материалиста важнейшим элементом его сенсуалистической теории познания. Отсюда отрицание Гоббсом интуиции и интуитивного знания как состоящего из истин, совершенно не зависящих от нашей чувственной информации. Рационализм же Декарта и Спинозы неотделим от признания интуитивности некоторых важнейших истин, без которых невозможен весь последующий процесс рационально-дедуктивного познания.

Интуитивное знание, согласно Спинозе, имеет и непосредственное отношение к познанию сущностей вещей. Называя их также природами вещей, из которых могут быть выведены все свойства последних, философ мыслит сущности как некие вечные, вневременные истины (см. 8, 1 , 78; 2 , 68). Понимаемые таким образом сущности отнюдь не могут быть определены исходя из универсальных понятий, как это обычно делали схоластики. Они могут быть определены исходя из общих понятий и путем составления правильных, точных определений, дефиниций. Подчеркивая вслед за Гоббсом значение составления таких определений, представляющих собой «возможно точные объяснения знаков и имен, которыми обозначаются соответственные предметы…» (8, 1 , 175), Спиноза в отличие от него связывает составление определений с деятельностью интуиции, постигающей сущности вещей. И здесь Спиноза выступает как рационалист-картезианец, стремящийся «объяснять не значение слов, а сущность вещей», давать не словесные, а предметные определения (там же, 512).

Такие определения должны представлять собой аналитические суждения , истинность которых с необходимостью вытекает из содержания субъекта и предиката и совершенно не зависит от полного случайностей и противоречий эмпирического обобщения, лежащего в основе универсальных понятий. Из самого определения треугольника, его «сущности» вытекает равенство его углов двум прямым. Увязывая, таким образом, интуитивное знание с составлением точных определений, выражающихся в аналитических суждениях, Спиноза совершенствует декартовское определение интуиции, цитированное выше. В последнем истинность интуиции определяется такими признаками, как предельная простота, ясность и отчетливость мыслимых посредством нее понятий. С точки же зрения автора «Этики», такого ощущения истинности еще недостаточно для полной уверенности в ней, ибо оно может заключать в себе более или менее значительный элемент субъективизма. Истинность интуиции становится для всех бесспорной, если она выражена в точных определениях, аналитических суждениях. Только выявление таких суждений, выражающих самую сущность вещей, спасает нас от всякого субъективизма, а тем самым и скептицизма. Вместе с тем оно доставляет, согласно Спинозе, имманентный критерий истинности .

Для рационализма Декарта истинные, прежде всего интуитивные, понятия выражают наиболее глубокую сущность объективного мира природы. С точки же зрения номинализма Гоббса точность определений сама по себе не имеет отношения к вещественному миру. Спиноза подобно Декарту трактует истину как такое знание, которое выражает совершенно объективные свойства и связи вещей («формальные», то есть выражающие некие формы, или сущности, вещей). Но истинную идею, постигаемую посредством интуиции и выражаемую в точных дефинициях, рационалист обычно называет такой адекватной идеей (idea adaequata), «которая, будучи рассматриваема сама в себе без отношения к предмету, объекту (objectum), имеет все свойства или внутренние признаки истинной идеи» (8, 1 , 403).

Адекватная идея аналитически выражает свою истинность и не требует соотнесения ее с предметом. В силу этого она и представляет собой имманентный критерий истинности. Отсюда центральный принцип спинозовского рационализма в его учении об истине: «Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи» (там же, 440).

Совершенно очевидна несостоятельность этого сугубо рационалистического истолкования критерия достоверности знания, игнорирующего практическую деятельность людей, посредством которой даже наиболее ясные понятия постоянно сопоставляются с вещами и уточняются в процессе такого сопоставления. Как метафизический рационалист Спиноза не видит необходимости в такого рода сопоставлении. Адекватные идеи, устанавливаемые посредством интуиции и выражаемые в точных дефинициях, составляют абсолютность истинности , противопоставляемой относительности лжи, связанной с опытно-абстрактным знанием.

Именно в силу своей абсолютности адекватные идеи, общие понятия, развертывающиеся в аналитические суждения, и могут служить критерием истинности, показателем степени правдивости наших знаний. Ведь в них преобладают неадекватные идеи, почерпнутые в опыте, а в этих идеях истина и ложь перемешаны в самой различной степени. Адекватные же идеи доставляют эталон достоверности, посредством которого подлинное знание может быть отличено от смутных, недостоверных мнений.

Противопоставление Спинозой знания, почерпнутого в опыте, и знания, обязанного своим происхождением собственно умственной деятельности человека как знания недостоверного и достоверного, отражало ряд установок в истолковании знания, характерных как для его эпохи, так в значительной мере и для многих предшествующих веков, начиная с античности. Кое в чем оно отражало истолкование знания, присущее всей домарксистской философии. Оно отражало, во-первых, сугубо неисторическое понимание высших, теоретических функций человеческого ума, в особенности интуиции, что и в античности, и тем более в эпоху средневековья приводило к обожествлению этих функций. В эпоху Спинозы передовые философы, как и сам он, встали на путь секуляризации, рассматривая указанные функции как чисто человеческую деятельность. Но и они были далеки от историзма в понимании этих функций, которые они тесно увязывали теперь с математическим знанием. Абсолютизируя последнее, они видели в достоверном знании - существенно отметить отсутствие тогда такого важного раздела математики, как теория вероятностей, - главное проявление «естественного света» человеческого ума в его противоположности сверхъестественному «откровению божию», как и всему смутному и неустойчивому, что связывалось с чувственным опытом.

Абсолютизация математического знания в его элементарной форме, восходящей к Евклидовым «Началам», едва ли не наиболее яркое свое выражение нашла в том, что сам Спиноза называл «геометрическим методом». Если открытие подлинных истин, выражаемых общими понятиями, происходит, как считал Спиноза вслед за Галилеем, Декартом, Гоббсом и другими философами его века, с помощью аналитического метода, разлагающего исследуемый объект на максимально простые элементы, то воссоздание целостной картины осуществляется синтетическим методом. Автор «Этики» и называл его геометрическим. Спиноза предпринял в этом главном своем произведении грандиозную попытку применить аксиоматический метод к изложению всего круга философских знаний, включая сюда и сферу человеческого поведения, труднее всего поддающуюся обобщению.

Эта установка Спинозы стала наиболее радикальным проявлением рационалистической методологии в рассматриваемом столетии. Автор «Этики» использовал в нем приемы Евклидовой геометрии, забывая о том, что строгость ее аксиом, постулатов, теорем, точность ее доказательств основывается на однозначности ее понятий и терминов. Вне сферы математики, в особенности в области человеческой жизни, такого рода точность составляет скорее исключение, чем правило. Многозначность философского языка легко разрывала геометрическую схему изложения «Этики», и сам автор вынужден был все чаще и чаще отказываться от нее, прибегая к многочисленным схолиям, прибавлениям и предисловиям, в которых он обычно более ясно и сжато излагал свою точку зрения. В целом «геометрический способ» изложения в сущности затрудняет чтение «Этики», многие принципиальные положения которой нередко формулируются в случайном контексте.

Будучи убежден, что с помощью «геометрического способа» он излагает вневременную логику мира природы и человека, Спиноза в духе своего века исходил из сугубо неисторического понимания человеческого познания. И в этих условиях естественно, что он видел в Евклидовых «Началах» образец достоверности, ибо понимание этого произведения доступно каждому человеку, наделенному способностью к логическому мышлению. Такое понимание, говорит автор «Богословско-политического трактата», не требует знания «жизни, занятия, характера автора, ни кому, на каком языке и когда он писал» (8, 2 , 119).

Однако, подчеркивая неисторизм спинозовского истолкования познания, свойственный в сущности и всем другим философам того века, нельзя не отметить, что известные, хотя и небольшие, элементы исторического истолкования познания мы находим у автора «Трактата об усовершенствовании разума». Опровергая здесь аргументацию скептиков, отвергавших возможность достоверного знания на том основании, что нет ни одного устойчивого критерия такого знания, и отодвигавших такой критерий в бесконечность, философ доказывал несостоятельность скептицизма, ссылаясь на практику человеческого познания и действия. Согласиться со скептиками и признать, что люди ничего не в состоянии познать, поскольку у них никогда нет устойчивого критерия такого познания, все равно что признать невозможность для людей начать, например, ковать железо. Ибо для этого необходим молот, сделать который можно только другим молотом, и так до бесконечности. Между тем люди обычно начинают с того, что делают самые простые орудия, с помощью которых создают более сложные, все более и более совершенствуя их. Точно так же обстоит дело с «умственными орудиями», которые тоже совершенствуются в процессе познания, ибо человеческий дух, «больше понимая, тем самым приобретает новые орудия, при помощи которых еще легче расширяет понимание» (8, 1 , 329 и 331).

Нам остается рассмотреть еще один смысл, в каком философ толкует интуитивное знание. Этот смысл почерпнут философом из пантеистической традиции и отсутствует в методологии Декарта. Под интуицией Спиноза понимает также постоянное стремление человеческого духа к целостному охвату объекта, завершаемому познанием наиболее грандиозного объекта, каким является природа-вселенная. И лишь тогда, когда осуществлено это последнее знание, можно считать завершенной мировую связь всех истин. Лишь на этой ступени полностью выявляется абсолютный характер истины, которая и освещает бесчисленные ступени ложности-истинности, ведущие к ней. Такой интуитивно-целостный охват всей Вселенной называется познанием ее разумом «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis).

Максимальная целостность знания, достигаемая в масштабе всей Вселенной, с необходимостью приводит Спинозу к выводу о существовании в самой природе такой объективной способности, которую он назвал бесконечным разумом (intellectus infinitus). Его определяющее свойство - познавать всегда все ясно и отчетливо. Совершенно очевидно, что этот метафизический идеал завершенного в масштабе всей Вселенной знания представляет собой онтологическую проекцию того неисторического взгляда на высшую теоретическую способность человеческого духа, о которой говорилось выше.

Одно из важнейших его свойств состоит в способности к образованию двоякого рода идей. Некоторые идеи разум образует «абсолютно, а некоторые из других». Творческая способность человеческого духа, совершенно не зависящая от его телесно-чувственной деятельности, с наибольшей силой проявляется именно в образовании идей первого рода - идей бесконечности, а точнее говоря, идеи актуальной, завершенной, раз навсегда данной бесконечности. Вторые идеи - это все идеи количества, всегда ограниченные и зависящие от других идей. Так, любое тело воспринимается нами как результат движения каких-то плоскостей, плоскость - движения линий, а линия - движения точки (см. 8, 1 , 356).

Решающей идеей Спинозе представляется идея абсолютной, актуальной бесконечности как наиболее ясная изо всех идей человеческого духа, если ему удается полностью отрешиться от смущающих дух чувственных идей. Эта главная идея кладет начало всем другим идеям (см. там же, 332 и 351) и составляет самый глубокий фундамент достоверного знания (см. 8, 2 , 122). Отправляясь от нее, можно постичь «всю природу, как она реально существует в себе» (8, 1 , 168).

Самый общий вывод интуитивно-рационалистической методологии Спинозы состоит в том, что максимально достоверное, подлинно философское понимание природы достигается не тогда, когда мы исходим из опытно-чувственных идей, начиная с познания внешних тел, а только тогда, когда отправляемся из глубин собственного духа. И только в этом случае философски мыслящему уму удается полностью преодолеть свою субъективность и выйти на широкие просторы природы-вселенной, ибо «то, что заключается в уме объективно , необходимо должно существовать в природе» (8, 1 , 388). Уже с начала своей философской деятельности нидерландский мыслитель был убежден в том, что четко сформулировано в «Трактате об усовершенствовании разума», а именно - в единстве, «которым дух связан со всей природой» (там же, 323). Теперь нам и пора обратиться к этому учению о природе.

В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познание бога возможно либо через мистическое откровение, либо через логическое допущение. Поскольку бог Спинозы не религиозный бог, то и познание природы-бога в его интерпретации приобретает рационалистический характер. Все природные связи предстают как логические и вполне доступные разуму и познанию. Поскольку нам логически понятно, что есть некая первая причина, то и движение от оснований к выводам позволяет во всей цельности раскрыть движение от причин к следствиям. Коль скоро сущность души представляет собою знание объектов, то всякое сознание есть объективное знание чего-либо, и проблема субъективности знания теряет принципиальное значение. Истинный метод познания состоит " в одном лишь познании чистого разума... его природы и законов" (107. Т.1. С.530).

Как человек познает окружающий мир? Будучи единством всех простых и в том числе главных модусов (души и тела), он обладает идеями , которые способны выражать производящие причины вещей. Именно такие идеи являются истинными.

Движение к истинам понималось Спинозой не в смысле отражения вещей в идеях ума. В познавательном процессе происходит, согласно Спинозе, как бы соединение ума с вещами, усвоение внешнего мира человеком. Достигается этот процесс через чувственное и рациональное познание. Однако чувственное познание, по мнению Спинозы, обычно ведет к субъективным ассоциациям и неотчетливым "универсалиям". Большая часть наших чувственных представлений ложна. К таким "плохим" универсалиям Спиноза относит понятия вкуса, цвета, тепла, холода, добра и зла, заслуги и греха, порядка и хаоса, пустоты, красоты, бога как личности. Все это субъективные порождения нашего сознания, иногда полезные, а чаще дезориентирующие и вредные.

К "хорошим" универсалиям Спиноза относил понятия, полученные при помощи рациональной интуиции. К ним он относил понятие субстанции, "самоочевидные определения" и простейшие следствия из них (например, положения математики). Интуиция является критерием истинности знания. Признак истинности состоит в самом факте его выдвижения. "...тот, кто имеет истинную идею, вместе с тем знает, что имеет ее, и в истинности вещи сомневаться не может" (107. Т.1. С.440). Здесь отчетливо прослеживается влияние картезианских идей о врожденной интуиции. Но идеи Спинозы отличаются от декартовских тем, что интуиция у Спинозы не связана ни с какими врожденными идеями. Его рациональная интуиция ориентирована на всемогущество определений: определения природы интуитивно истинны.

Анализ синтезирующих идей от Ф. Бэкона к выдающимся философам XVII в. показывает, что главным предметом философских дискуссий в Новое время являются вопросы познавательной деятельности. Главным итогом обсуждений явился общий для всех философов метафизический подход к познанию, хотя по генезису и последствиям он не всегда был одинаков. У одних (Декарт, Спиноза) он проистекал из особенностей главных наук этого столетия – математики и механики, а у вторых (Гоббс) – из метафизических поисков супранатуральных первооснов бытия. Метод первых еще в течение многих десятилетий соответствовал тенденциям развития наук, тогда как у вторых он в скором времени завел в тупик.

Однако и рационалисты, и эмпирики совершили научный и философский подвиг, освободив науку от средневековой схоластики, недоверия к знанию. Они заложили основы категориального аппарата теории мышления, подробно рассмотрев взаимоотношения видимости и реальности, свободы и необходимости, чувственности и рациональности, эксперимента и дедукции и т.д.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Классическая немецкая философия занимает период времени от середины ХVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Ее представляют пять выдающихся умов человечества: И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831), Л. Фейербах (1804-1872). Первых двух чаще всего относят к субъективным идеалистам, двух последующих – к объективным идеалистам, а последнего – к материалистам. Таким образом, немецкая классическая философия охватывает собою все основные философские направления.

Классическая немецкая философия возникла и развивалась в общем русле западноевропейской философии Нового времени. Она обсуждала те же проблемы, которые поднимались в философских теориях Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма и др., и пыталась преодолеть недостатки и односторонность эмпиризма и рационализма, материализма и идеализма, скептицизма и логического оптимизма и т.д. Немецкие философы усилили претензии разума на возможности познания не только природы (И. Кант) и человеческого "Я" (И.Фихте), но и освоение человеческой истории (Г. Гегель). Формула Гегеля "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно" как раз и призвана была показать, что действительность разума может быть постигнута философией. Следовательно, по Гегелю, философия и есть время, постигнутое в мысли. Подобное высказывание имеется и у Бэкона: "... правильно называть истину дочерью времени, а не авторитета" (16. Т.2. С.46).

Классическая немецкая философия – это философия национальная. В ней отражаются особенности существования и развития Германии второй половины ХVIII в. и первой половины ХIХ в.: ее экономическая отсталость в сравнении с развитыми в то время государствами (Голландия, Англия) и политическая раздробленность. Неприглядная германская действительность породила немецкую мечтательность, выразившуюся в подъеме немецкого духа, в создании философских теорий и великих литературных произведений (И. Шиллер, И. Гете и др.). Нечто подобное совершила в середине ХIХ в. Россия, литература которой (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др.) поднялась над скованной цепями феодализма российской действительностью. Можно, вероятно, сказать, что тухлое болото жизни порождает духовную жажду вылезти из него и создать, хотя бы в мечтах, новую социальную действительность на сухом и красивом месте.

Немецкие философы – патриоты своего отечества, даже если оно и не соответствует их идеалам. В разгар войны с Францией, когда войска Наполеона стояли в Берлине (1808 г.), Фихте, сознавая грозящую ему опасность, произнес свои “Речи к немецкой нации”, в которых стремился пробудить самосознание немецкого народа против оккупантов. Во время освободительной войны против Наполеона Фихте вместе со своей женой посвятил себя уходу за ранеными. Гегель, видя всю неприглядность немецкой действительности, тем не менее заявляет, что прусское государство построено на разумных началах. Оправдывая прусскую монархию, Гегель пишет, что государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы.

Классическая немецкая философия противоречива, как противоречива сама немецкая действительность. Кант лавирует между материализмом и идеализмом; Фихте переходит с позиций субъективного на позиции объективного идеализма; Гегель, оправдывая немецкую действительность, с восхищением пишет о Французской революции как о восходе солнца.

Перейдем к краткой характеристике философских теорий каждого из представителей немецкой классической философии, решавших поставленные эпохой проблемы.

Философские идеи И. Канта

Докритический период . Иммануил Кант – основоположник классической немецкой философии. Его творческую биографию условно принято делить на два периода: докритический и критический. Это объясняется тем, что во второй период основные работы Канта начинались со слова "критика": "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790).

В работах докритического периода (примерно до 1770 г.) Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам.

Критический период . Кант впервые сформулировал три вопроса (хотя они постоянно стояли перед философией), через которые выражаются интересы человеческого разума: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Первый вопрос – гносеологический. Кант отвечает на него "Критикой чистого разума". Второй – практический. На него дает ответ "Критика практического разума". Третий – одновременно и практический и теоретический, так как, поясняет Кант, практическое служит руководством для ответа на теоретический вопрос.

Что я могу знать? В теоретической философии Канта этот вопрос разделяется на три других: как возможна чистая механика, как возможно чистое естествознание и как возможна метафизика в качестве науки?

Положение в философии ХVIII в. характеризовалось довольно резким противостоянием двух основных течений: эмпиризма и рационализма. Каждое из них претендовало на исключительное место в познании, отбрасывая противоположное за его непригодность. По мысли Канта, и эмпиризм, и рационализм имеют свои недостатки, которые должны быть устранены, и свои положительные качества. Эмпиризм восходит от множества единичных восприятий к общим понятиям. Это, безусловно, его заслуга. Но остается вопрос, каким образом от восприятия единичного можно перейти к дедуктивным умозаключениям, то есть к познанию общего? Эмпирики выводили рассудочные понятия из опыта, а затем начинали обсуждать предметы, выходящие далеко за пределы опыта. Это, по мысли Канта, недопустимо. Рационалисты уходили в такие высоты, обсуждали такие вопросы, предметы которых в опыте никогда не могут быть даны. К таким предметам (объектам) относятся идеи (ноумены) разума: Бог, бессмертная душа, загробное царство и др. Кант намеревается благополучно провести человеческий разум между мечтательностью локковского эмпиризма, юмовским скептицизмом и притязаниями рационалистов, чтобы "указать ему (разуму. – Авт.) определенные границы и тем не менее сохранять для него открытым все поприща его целесообразной деятельности" (52. Т.3. С.189).

Кант исходит из необходимости исследовать самый инструмент познания и его возможности. Тут Канту следует сразу же бросить упрек в том, что возможности познания можно исследовать только в процессе самого познания, а не до него. Этот сделанный Гегелем упрек в адрес трансцендентальной философии Канта вполне уместен. "Желание познавать прежде, чем приступить к познанию, – говорит Гегель, – так же несуразно, как мудрое намерение того схоластика, который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду " (22. Т.1. С.95).

Кант разделяет мир на "вещи в себе" и "вещи сами по себе". "Вещи в себе" существуют объективно, то есть вне сознания человека. Но они непознаваемы, так как не могут быть даны ни в актуальном, ни в возможном в будущем опыте. Некоторые авторы считают, что, признавая существование "вещей в себе", Кант стоит на позициях материализма. Однако этот "материализм" весьма специфичен, ибо к "вещам в себе" Кант относит Бога, бессмертную душу, загробное царство, идеи, идеалы и т.п., а также, возможно, первые основания материального мира. Он не согласен, скажем, с утверждением Фалеса, что в основе мира что-то все же находится и это что-то он называет "вещью в себе". Иначе говоря, Кант "вещами в себе" называет все то, что в опыте не дается и в существование чего можно только верить. Поэтому он и заявляет: "Мне пришлось ограничить знание , чтобы освободить место вере " (52. Т.3. С.95).

Кант утверждает, что мы не знаем, каковы вещи сами по себе, но знаем их лишь такими, какими они нам даются, являются в опыте. Вещи сами по себе познаваемы, но лишь в качестве явлений (феноменов), наших представлений о них. Явления – это образы сознания и существуют только в сознании.

Это утверждение Канта послужило для некоторых комментаторов немецкого философа основанием для отнесения основоположника немецкой классической философии к категории субъективных идеалистов. Однако подобный пируэт, думается, не основателен, ибо, во-первых, Кант сам заявляет о своей непричастности к идеализму: "нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств...", "я, конечно, признаю, что вне нас существуют тела, то есть вещи, относительно которых нам совершенно неизвестно, каковы они сами по себе, но о которых мы знаем по представлениям, доставляемым нам их влиянием на нашу чувственность" (52. Т.4, ч.1. С.105). "Разве можно назвать это идеализмом? – спрашивает Кант и отвечает: – Это его прямая противоположность" (52. Там же). Обвинители Канта в идеализме почему-то начисто забывают, что Кант ведет речь о познании. Тут Кант совершенно прав, заявляя, что в нашем сознании находятся не сами познаваемые вещи, а только их образы (феномены), наши представления о вещах в таком виде, как мы их ощущаем, чувствуем.

Следуя по колее эмпиризма, Кант утверждает опытное происхождение наших знаний. "Всякое наше познание начинается с опыта" (52. Т.3. С.105). Помимо опытного знания Кант выделяет априорное знание как безусловно независимое от всякого опыта. Априорное знание обладает двумя качествами: необходимостью и строгой всеобщностью, неразрывно связанными между собой. Но ими пользоваться можно и порознь. От этого их безошибочность не нарушается. Этот кантовский априоризм можно трактовать как знание, полученное нами от прошлых поколений. Напр., нет никакой необходимости взрывать фундамент здания, чтобы на опыте выяснить, уцелеет само здание или разрушится. Априорно известно: оно разрушится.

Посредством чувств мы получаем единичные, разрозненные, случайные, хаотичные созерцания, оформление которых осуществляется априорными формами чувственности – пространством и временем, имманентными субъекту познания. На материал чувственного созерцания накладываются априорные формы, посредством которых Кант утверждает активность познающего субъекта. Как они были получены субъектом, Кант не объясняет. Он исходит из факта, что они принадлежат субъекту изначально, являются всеобщими и необходимыми. Их объективность Кант усматривает лишь в их общезначимости, интерсубъективности. Это дает возможность каждому субъекту хаос чувственных созерцаний располагать в определенной последовательности. Так Кант отвечает на вопрос, как возможна чистая математика. Иначе говоря, чистая математика как наука возможна лишь в качестве опирающейся на опыт дисциплины.

Отвечая на вопрос, как возможно чистое естествознание, Кант для ответа на него постулирует априорные синтетические категории рассудка, которые представляют собою чистую форму, лишенную всякого содержания. С их помощью происходит синтезирование чувственных созерцаний и осуществляется переход к мысли. Созерцания могут быть только чувственными. Способность мыслить предмет чувственного созерцания – прерогатива рассудка. "Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы" (52. Т.3. С.155). Чистое естествознание не может существовать, не опираясь на чистую математику. Их предметы – чувственный материал, синтезируемый априорными формами чувственности и рассудка. В последнем случае речь идет об активности самого субъекта познания. Так Кант объединяет эмпиризм и рационализм. Он нисколько не сомневался в существовании математических и естественнонаучных дисциплин.

Отвечая на вопрос, как возможна метафизика в качестве науки, Кант ступает на зыбкую почву разума. Метафизика как наука возможна лишь в том случае, если она пользуется материалом математики и естествознания. Но как только она выходит за пределы этих дисциплин и начинает обсуждать вопросы, которые в опыте не могут быть никогда даны, метафизика теряет свою научность. Она запутывается в противоречиях, присущих самому разуму. Такие понятия разума, как Бог, бессмертие души, загробный мир, идея, идеал и т.п., не могут быть предметом опыта и, следовательно, научного познания. Они трансцендентны. Их реальное существование проблематично. Нельзя научными методами доказать существование Бога. В его бытие можно лишь верить. Но с таким же основанием можно и не верить. То и другое зависит от самого человека. Бытие Бога наука не устанавливает. Все доказательства бытия Бога беспочвенны. "Все попытки чисто спекулятивного применения разума в теологии совершенно бесплодны и по своему внутреннему характеру никчемны" (52. Т.3. С.547). Правда, Кант все же считает, что в существование Бога лучше верить, чем не верить, ибо в конечном итоге Бог выступает в качестве гаранта моральности человека.

Итак, отвечая на вопрос, что я могу знать, Кант недвусмысленно отвечает: я могу знать только явления, получаемые субъектом через опыт. Вещи в себе человеческому знанию не доступны. Они трансцендентны, находятся по ту сторону чувственности.

Что я должен делать? С этим вопросом Кант вступает на стезю практического разума. Человек, чтобы быть моральным существом, обязан следовать долгу, какие бы препятствия перед ним ни стояли. Долг не есть нечто, навязанное человеку извне. Он определяется законодательной деятельностью человеческого разума. Поэтому человек свободно совершает свои поступки и несет за них ответственность. Поступая морально, то есть следуя долгу, человек реализует свою сущность, состоящую в том, что он рассматривает себя самого и каждого другого как самоцель, а не только средство. Кант формулирует гуманистический, но в высшей степени абстрактный, неисполнимый закон категорического императива: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" (52. Т.4, ч.1. С.270).

Кант требует неукоснительного соблюдения закона категорического императива, какие бы препятствия этому ни чинились, не требуя никаких вознаграждений. "Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя... и не угрожаешь" (52. Т.4, ч.1. С.413).

Немецкий мыслитель осознает, что человек все же чаще всего следует за склонностями, удовлетворяя свои интересы и потребности. Он стремится к личному счастью и благополучию, хотя они и являются чисто эмпирическими феноменами. Тем не менее люди удовлетворяются ими. Те же, кто действует по велению долга, в эмпирической действительности несчастны, материально бедны, над ними потешаются, считают их чудаками и т.п. Кант не может пройти мимо такой несправедливости и награждает человека долга. Награда эта весьма специфична.

На что я могу надеяться? Если в творческой части своей философии Кант отказывает Богу и душе в реальном существовании, то в практической части он признает бессмертную душу, Бога и загробное царство без доказательств. Признавая, что моральное совершенство человека проблематично, Кант вместе с тем полагает, что совершенствование его не имеет предела и уходит в бесконечность. Так что живущий по долгу человек может достигнуть высшего блага, если он будет иметь бессмертную душу. Так моральный человек награждается бессмертием. Постулируя бессмертную душу, Кант вынужден признать и существование Бога, ибо без бытия последнего существование души бессмысленно. Третьим постулатом является загробное царство, то есть место, где будет находиться бессмертная душа. Так Кант награждает человека за его следование долгу. Правда, награда эта приходит к нему лишь после физической смерти. Таков ответ Канта на поставленный выше вопрос.

Кант меняет местами божественное и человеческое: мораль дана людям не Богом, как утверждает религия; наоборот, люди верят в Бога, потому что они моральны.

Кантовская философия оказала сильное влияние на современников, которые в той или иной степени опирались на ее идеи.
В 60-е годы появилось целое философское течение под названием неокантианство, которое приспосабливало теорию Канта к новым историческим условиям.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. Также предметом философских исследований Спинозы были:

Теория познания;

Этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познание бога возможно либо через мистическое откровение, либо через логическое допущение. Поскольку бог Спинозы не религиозный бог, то и познание природы-бога в его интерпретации приобретает рационалистический характер.

Все природные связи предстают как логические и вполне доступные разуму и познанию. Поскольку нам логически понятно, что есть некая первая причина, то и движение от оснований к выводам позволяет во всей цельности раскрыть движение от причин к следствиям.

Коль скоро сущность души представляет собою знание объектов, то всякое сознание есть объективное знание чего-либо, и проблема субъективности знания теряет принципиальное значение. Истинный метод познания состоит " в одном лишь познании чистого разума... его природы и законов".

Как человек познает окружающий мир? Будучи единством всех простых и в том числе главных модусов (души и тела), он обладает идеями, которые способны выражать производящие причины вещей. Именно такие идеи являются истинными.

Движение к истинам понималось Спинозой не в смысле отражения вещей в идеях ума. В познавательном процессе происходит , согласно Спинозе, как бы соединение ума с вещами , усвоение внешнего мира человеком . Достигается этот процесс через чувственное и рациональное познание. Однако чувственное познание, обычно ведет к субъективным ассоциациям и неотчетливым "универсалиям". Большая часть наших чувственных представлений ложна.

Универсалии по Спинозе:

® "плохие" - понятия вкуса, цвета, тепла, холода, добра и зла, заслуги и греха, порядка и хаоса, пустоты, красоты, бога как личности.Все это субъективные порождения нашего сознания, иногда полезные, а чаще дезориентирующие и вредные.

® "хорошие" - понятия, полученные при помощи рациональной интуиции. К ним он относил понятие субстанции, "самоочевидные определения" и простейшие следствия из них (например, положения математики).

Интуиция является критерием истинности знания. Признак истинности состоит в самом факте его выдвижения . "...тот, кто имеет истинную идею, вместе с тем знает, что имеет ее, и в истинности вещи сомневаться не может". Но идеи Спинозы отличаются от декартовских тем, что интуиция у Спинозы не связана ни с какими врожденными идеями. Его рациональная интуиция ориентирована на всемогущество определений: определения природы интуитивно истинны.


Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:

"познание в чистом виде"(интуитивное познание), которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

Познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

Чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Анализ синтезирующих идей от Ф. Бэкона к выдающимся философам XVII в. показывает, что главным предметом философских дискуссий в Новое время являются вопросы познавательной деятельности. Главным итогом обсуждений явился общий для всех философов метафизический подход к познанию, хотя по генезису и последствиям он не всегда был одинаков. У одних (Декарт, Спиноза) он проистекал из особенностей главных наук этого столетия – математики и механики, а у вторых (Гоббс) – из метафизических поисков супранатуральных первооснов бытия. Метод первых еще в течение многих десятилетий соответствовал тенденциям развития наук, тогда как у вторых он в скором времени завел в тупик.

Однако и рационалисты, и эмпирики совершили научный и философский подвиг, освободив науку от средневековой схоластики, недоверия к знанию. Они заложили основы категориального аппарата теории мышления, подробно рассмотрев взаимоотношения видимости и реальности, свободы и необходимости, чувственности и рациональности, эксперимента и дедукции и т.д.

Спиноза (Spinoza, d"Espinoza)

Биографические сведения. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632– 1677) родился в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме. Окончил семиклассное еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд, затем поступил в школу Франциска ванден-Эндена, славящегося своим свободомыслием, и там изучал латынь, физику, математику, естествознание. Здесь же познакомился с работами Дж. Бруно, Фр. Бэкона, Т. Гоббса, особое впечатление на него оказали труды Р. Декарта, учеником (картезианцем) которого он себя в дальнейшем считал.

Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что он был подвергнут малому отлучению от синагоги (на месяц). Однако наказание не сломило Спинозу. Тогда раввины предложили ему ежемесячную пенсию, если он, хотя бы для вида, будет посещать богослужения, но Спиноза отказался. В 1656 г. Совет раввинов подверг его великому отлучению (навечно) и проклятию. Спиноза стал зарабатывать себе на жизнь, сначала помогая ван-ден-Эндену в преподавании, а затем (и до конца жизни) – шлифовкой оптических стекол . Раввины подали на Спинозу жалобу в городской магистрат с требованием изгнать его как опасного атеиста. Спиноза был вынужден покинуть Амстердам. Сначала он скитался по разным селам, а затем в 1670 г. переехал в Гаагу.

Публикация первой работы ("Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей") сразу же принесла ему славу. В 1673 г. Спинозе предложили занять кафедру в Гейдельбергском университете при условии, что он не будет нападать на официальную религию, но он отказался. В том же году от имени короля Франции ему пообещали пенсию, если он посвятит королю одно из своих сочинений, на что он ответил: "Я свои сочинения посвящаю только истине". Умер Спиноза в 1677 г. от туберкулеза.

Основные труды. "Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей" (1663), "Богословско-политический трактат" (издан анонимно в 1670 г.), "Этика" (издана посмертно в 1677 г.), "Политический трактат" (издан посмертно в 1677 г.).

Философские воззрения. Отношение к Декарту. Хотя Спиноза и считал себя картезианцем и во многом действительно следовал Декарту, но по целому ряду принципиальных вопросов он далеко отошел от него: вместо декартовского дуализма у Спинозы прослеживается последовательный монизм, вместо деизма – пантеизм. Но вслед за Декартом Спиноза развил рационализм.

Онтология. Образцом строгости для Спинозы (как и для других философов этого времени) служила математика, и свои философские работы ("Принципы философии Декарта...", "Этика") Спиноза строил по образцу геометрии Евклида, т.е. задавая определения, выделяя исходные постулаты (аксиомы), и на их базе доказывая теоремы.

Центральное место в философии Спинозы занимало понятие субстанции. Он определял это понятие следующим образом.

"Под причиной самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующей" ("Этика" . Ч. 1. Определение 1).

"Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образовываться" ("Этика". Ч. 1. Определение 3).

Это определение субстанции близко к декартовскому. Но Декарт допускал существование двух субстанций (материи и сознания), и они для своего существования нуждались во внешней причине, т.е. в Боге. У Спинозы это противоречие ликвидируется: есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновременно и Бог, и Природа, т.е. Бог = Природа (пантеизм). Эта субстанция является:

  • 1) свободной, так как существует и действует исключительно в силу своей собственной природы;
  • 2) вечной (не имеющей начала и конца во времени), так как ее существование заключено в ее сущности;
  • 3) бесконечной (в пространстве);
  • 4) не делимой и не имеющей частей.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количестве модусов.

"Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность" ("Этика". Ч. 1. Определение 4). Различные атрибуты субстанции не тождественны друг другу и независимы друг от друга, каждый из них выражает бесконечность субстанции. Из бесконечного числа этих атрибутов людям известны только два: протяженность и мышление.

"Под "модусом" я разумею, состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое" ("Этика". Ч. 1. Определение 5). Модусы представляют собой некую реализацию атрибутов и их конкретизацию. Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные модусы занимают промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами. Так, атрибут "мышление" проявляется в бесконечном модусе "бесконечный разум" и "бесконечная воля"; а атрибут "протяженность" – в бесконечных модусах "движение и покой". На базе бесконечных модусов каким-то образом возникают все конечные, т.е. различные, конкретные телесные вещи, явления, мысли. Но как происходит переход от бесконечных модусов к конечным, Спиноза не объясняет. Он только оговаривает, что всякий конкретный конечный модус имеет своей причиной также нечто конечное, и так до бесконечности.

Субстанция (Бог = Природа) с ее атрибутами составляет "природу творящую " (natura naturans), а модусы, т.е. мир конечных вещей, есть "природа сотворенная " (natura naturata). Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие данной причины; при этом следствие не может существовать без порождающей ее причины, а причина, в силу своей сущности, не может не породить данное следствие. Таким образом, все существующее в природе, сотворенной – в мире конечных телесных вещей (модусов) – является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; тем самым, по учению Спинозы, в мире царит строжайший детерминизм .

Гносеология. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожденные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попадают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).

Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть результат проявления модуса "бесконечный разум", а последний, в свою очередь, – атрибута "божественное мышление". Аналогично все конкретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов "движение и покой" восходят к атрибуту "протяженность". Сами по себе атрибуты не воздействуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким образом, две области конечных модусов – "мыслей" и "вещей или явлений" – оказываются полностью изолированными друг от друга. Тогда каким же образом наши мысли могут содержать знание о вещах и явлениях?

Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Божественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам – вещам и явлениям: "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей" ("Этика". Ч. II. Теорема 7) (схема 104).

Схема 104.

Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в принципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида познания, трактуя их как различные степени познания: 1. Мнение; 2. Чувственное познание (воображение); 3. Рациональное познание; 4. Интуитивное познание (табл. 62). Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы.

Таблица 62

Спиноза: виды познания

Тип познания

Источник

Характеристика

Объект познания

Узнаем понаслышке от других людей

Почти совсем не адекватное; (например, типичные для богословов ссылки на авторитет Священного Писания)

Произвольные объекты

Чувственное познание

Мало адекватное; смутное, неясное, "беспорядочные образы"

Конкретные вещи и явления (Петр, эта береза, этот дождь); общие понятия (дерево, человек, идущий дождь)

Рациональное познание

Рассудок

Адекватное; научное познание, типичное для математики и физики, но имеющее место и в других сферах

Идеи количества, формы, движения и т.п.; неизбежные связи между идеями и в особенности причинно- следственные связи

Интуитивное познание

Интуиция

Абсолютно адекватное; ясное и отчетливое; видение вещей, исходящими от субстанции Бог = Природа

Сущности вещей и явлений

Этика. Обращение к человеческому разуму, стремление понять его суть и границы не преследует у Спинозы (как это было у Декарта, Фр. Бэкона, Ньютона и др.) стремления создать научную методологию.

Как и многие античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей. Но так как все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, то для такого освобождения необходимо понять, что такое природа вообще и какова человеческая природа в частности. Отсюда: познание природы не самоцель, а средство. И девизом Спинозы стали слова: "Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!"

Познание своей природы позволяет человеку подчинить свои страсти господству разума, и тогда человек перестает быть их рабом, становится свободным, т.е. ни к чему не принуждаемым, и может по своей воле действовать в соответствии с законами природы: "Свобода – есть познанная необходимость!"

Судьба учения. Монизм, пантеизм и рационализм Спинозы оказал заметное влияние на таких представителей немецкой классической философии, как Шеллинг и Гегель, а критика религии, предпринятая Спинозой, послужила теоретической основой для антиклерикальной деятельности просветителей (схема 105).

Схема 105.

  • Семья бежала из Португалии, спасаясь от преследований инквизиции, так как, приняв для видимости христианство, сохранила прежнюю веру (иудаизм).
  • Отлучение означало, что никто из правоверных евреев не имеет права с ним общаться – ни в каком виде на протяжении всего срока отлучения.
  • Голландия в это время стала центром изготовления оптических приборов (телескопов, микроскопов). Стекла шлифовали вручную.
  • Все цитаты даются по изданию: Спиноза Б. Избранное. Минск, 1999.

Close