(др.-инд. «mándala »,«круг», «диск», «круглый», «круговой»и т. п.), один из основных сакральныхсимволов в буддийской мифологии; ритуальный предмет,воплощающийсимвол; вид ритуального подношения (включая и жертву).

Замечательной чертой храмового (а также светского) строительства в Индии является то, что все индуистские храмы возводились поодному и тому же «строительному плану», который назывался Vāstu-purusa-mandala . Это слово толкуется следующим образом: «мандала» означает «план, схема, ритуальная диаграмма»; Пуруша - это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало,наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе», X, 90); «васту»означает «место, вместилище». Таким образом, « Васту-пуруша-мандала» - не что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», илиплан Космоса, воплощаемый на земле в виде храма, или образ Пуруши,его подобие. Итак, форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой, регулируются им (существовали и другие виды мандал. Но это - символический план, а не план реального храма и неплан местности, где он строился.

Архитектор (стхапати), строивший храм, должен был обладать,кроме архитектурной техники, знаниями всей философско-религиознойтрадиции, воплощаемой в создании мандалы: ведь строительство храмов в очень большой степени было связано с наблюдениями за небесными светилами, астрологией и астрономией, со сложными ритуалами («Манусамхита», VII, 47-48). Каждое движение при натягивании шнура ичерчении линий мандалы на месте будущего храма было ритуальным икосмически значимым. Вот почему это искусство рано нашло свое отражение в ведической литературе. В частности, традиционной архитектуре были посвящены специальные пособия - Vāstu-śāstras.

Как же выглядит строительная мандала? Это прежде всего квадратв плане, ориентированный по странам света, и таковы все индуистскиехрамы, это их фундаментальная форма Мандала может быть выгравирована на камне или на алтаре, еечертили на земле перед строительством храма в натуральную величинуили же символически.По мнению Крамриш, квадрат предполагает круг и его в конечномитоге продуцирует; круг и квадрат координируют друг с другом в архитектуре Индии, начиная с ведического огненного алтаря Агни.

Типичная «васту-мандала» выглядит, как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура самого Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы (кстати, йогическая доктрина предполагает рассмотрение своего собственного тела как мандалы. Квадрат разбит на более мелкие квадраты (райа). Квадратов на внешней стороне мандалы - 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен какому-то богу, чье имя часто надписывается на этомквадрате. Таким образом, каждое направление по странам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой, а также еще и с одной из крупнейших звезд. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будущем храме.

Итак, уже на стадии подготовки к строительству храма и в процессе его основания вопросу «правильной» культовой ориентации будущего храма придавалось исключительное значение. Восточная сторона была сакральной, здесь, как правило, располагался главный вход в храм. Посетителям храмов тоже полагалось обращать внимание на соподчиненность стран света. Так, чтобы предотвратить всякие препятствия на пути к успеху, молящимся в одном из описаний ритуалов предписывалось следующее поведение в индуистском храме: «Молящийся должен поклониться с уважением божествам дверей, сначала у восточной двери дома молитв, затем, последовательно, у южной двери, западной двери и северной двери».

Даже расположение храмов в городе было подчинено ритуальнокосмической символике стран света. Как показала Крамриш, храмы Шивы в черте города обычно располагались на северо-востоке, а храмы Вишну - на западе. Центр был местом для храма Брахмы, или Вишну, или другой ипостаси главного для этого храма бога. Храмы солнца располагались обычно на востоке. Буддийские и джайнские храмы как еретические обычно находились на юго-западе города. Как видим, и для города в целом существовала своя магическая мандала, распределявшая различные ценности по различным странам света.

Часто храм имел башню (например, в северноиндийской Шикхаре или южноиндийской Вимане), которая, олицетворяя собой космическую гору Меру, была ориентирована по странам света.

Афанасий Никитин, побывавший в шиваистском храме Парвати (Шрипарвати), который он сравнивает по значению для шиваитов с Иерусалимом для христиан и с Меккой для мусульман, отмечает, что храмы их обращены на восток («ставлены на восток»), туда же обращены лицами изображения богов («стоят на восток»).

Возвращаясь к вопросу о мандалах в жизни индийского общества, следует сказать, что и ведические алтари строились в соответствии с мандалами - ритуальными планами, состоящими из комбинации квадратов, каждый из которых воспринимается как местонахождение определенного бога; таковы, например, мандалы алтаря Агни, описанного выше (упоминания о подобной конструкции ведических алтарей.

Мандалы использовались также при молитве, обрядах инициации и в других ритуальных действиях, где необходимо было привести в действие все космические силы, смоделированные в мандале. Восток как верхняя, сакральная сторона является непременной чертой любой мандалы-космограммы, как бы они ни отличались друг от друга (бывают различные комбинации концентрических кругов и квадратов, орнаментов - лотосов или свастики. Мандалы в различной форме были унаследованы индуизмом, буддизмом и тибетским ламаизмом.

Ритуал пронизывал все сферы жизни древних индийцев. Это относится и к театру, особенно к обрядам основания и освящения театрального здания и к пурваранге - специальной церемонии, предварявшей в древности каждое представление драмы. Эти обряды описываются в древнеиндийском литературном памятнике «Натьяшастра» (датируемом 1-11 вв. н. э., но восходящем в некоторых своих частях к V в. до н. э.), специально посвященном истории, теории и обрядности драмы.

Исследовавшая эти ритуалы Н. Р. Лидова пришла к выводу, что в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая яджна - ритуал, обслуживавший жертвоприношения Агни, Сомы и другие церемонии ведической религии, а пуджа , возникшая в середине I тыс. до н. э., когда на основе ведической религии и какой-то иной неарийской обрядности стало возникать новое религиозное течение - индуизм, который в борьбе с другими вновь родившимися религиями надолго стал основным вероучением Индии (в предшествующей историографии обычно видели в обрядах «Натьяшастры» органичную часть ведийского ритуала яджны).

Еще один важный вывод Лидовой - театральные обряды обладали многообразными сакральными функциями, а сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа и шло представление ритуальной драмы Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992, с. 119-124, 60-61, 100, 106). Все это позволяет рассматривать ритуалы, связанные с театром и описанные в «Натьяшастре», как важный элемент сакральной жизни древнеиндийского общества периода становления индуизма. Поэтому стоит подробнее рассмотреть эти ритуалы, в частности их ориентационные моменты (описание их взято из книги Лидовой).

Начнем с обряда основания и освящения театра (=храма). Приступать к обряду возведения театра следовало при свете звезды Мула (λ Скорпиона) в день, который сочтут благоприятным брахманы. Специальным шнуром, окропленным жертвенной водой, измеряли площадку для будущего театра, при этом неосторожные действия, связанные с разрывом шнура, или выскальзыванием его из рук, должны были приводить к отрицательным последствиям не только для жрецов и покровиелей театра, но и для всей страны.

Когда закладывали фундамент театра, особые дары приносились божествам стран света. В специальный день, при свете звезд Рохини (Альдебаран) или Шравана (созвездие Орла), совершалась церемония закладки столбов, или колонн. Первыми устанавливались четыре колонны, считавшиеся важнейшими и ориентированные по промежуточным странам света. Они символизировали основные древнеиндийские варны - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Многодневный обряд освящения построенного театра также напоминает (или воспроизводит) ритуал освящения храма. Одно из действий предполагало рисование на полу сцены мандалы. Она должна была быть ориентирована строго по странам света, содержать по периметру четверо дверей (тоже по странам света) и состоять из девяти квадратов, которые следовало населить богами. В центре мандалы размещался «Брахма, сидящий на лотосе», затем заполнялись оставшиеся восемь секторов.

Описания явления божеств умершему в потустороннем мире, отраженные, в частности, в тибетской «Книге мертвых», строятся по принципу мандалы: «В центре Круга (или мандалы) в ореоле радужных лучей появится Высшее Божество, Обладающее Знанием, Лотосоподобный Бог Танца, Верховный Хранитель Знания, Тот, Кто взращивает плоды кармы; он сияет всеми пятью цветами в объятиях Божественной Матери... В восточной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания на Земле, цвет его белый... В южной части Круга появится Божество, Хранитель Знания, чье имя Владыка Продолжительности Жизни, цвет его - желтый... В западной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания Великого Символа, цвет его - красный... В северной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Особого Знания; цвет его - зеленый... Во внешнем Круге, что опоясывает Хранителей Знания, явятся бесчисленные сонмы дакинь [фееподобных существ]..., герои и героини, небесные воины, божества-защитники учения...» (Тибетская книга мертвых. М., 1995, с. 67-69). Судя по расположению богов, большинство мандал ориентировано на восток.

По преданию, в VIII в. н. э. два буддийских мастера из Индии изготовили в Китае две мандалы. Позже они были переданы Кукаю (774-835 гг.), основателю Сингонской школы буддизма в Японии. Две эти мандалы стали сердцевиной эзотерического учения сингонского буддизма в Японии. Одна мандала, называемая «вагина-мандала», состоит из 12 «дворов», содержащих в совокупности 414 божеств; центральную часть мандалы занимает космический Вайрочана, чье ключевое, символическое обозначение здесь звучит как «знание» (япон. сhi ).Вторая мандала называется «Бриллиантовая мандала», она содержит 1461 божество и состоит из группы в 9 индивидуальных мандал(квадрат из 9 клеток), центральная из которых представляет Карму Будды,символически обозначенную как «принцип» (япон. ri ).В графической форме эти мандалы отражали суть эзотерическогоучения, представляя идею Будды и его отношений с другими богами ичеловеком. Как всегда, ориентация этих мандал -восточная.

Мандала играла большую роль в буддийском обряде посвященияв монахи. На полу рисовалась мандала, оси которой устанавливалисьшнурами, сначала с севера на юг, затем с востока на запад. Скрещениеэтих осей задавало центр мира и его четыре четверти. Неофит с завязанными глазами подводился к восточным «воротам» мандалы и бросал вмандалу цветок или палочку. На какую из четвертей мандалы (=мира)падал предмет, таков был предписанный свыше духовный путь посвящаемого в монахи 1 .

МАНДАЛА Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой - со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. М. в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции - «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвопри-
ношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение - «круг», «диск» и т. п.).

М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая
интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов - нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей М. и так называемой калачакры - «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект М. Наконец, внешний круг М. вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» - «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи - «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд - Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.

Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии М. вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «М. места обитания»; ср. обозначение конкретных М. по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава - основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр М. вводит вертикальную координату в структуру М., хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап - божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира - мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений - зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа.

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман - с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская - с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении 2 .

МАНДАЛА (санскр.) - сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит.ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной,или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике - блюдо для сбора жертвоприношений.

М. как магич. диаграмма и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутр. круг - средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр.

Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания - слияние с космич. абсолютом.

М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металличблюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д

Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории - зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христве и в исламе 3 .

1 Подосинов А.В.Ex oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, с. 106-111, 280-281

2 Топоров В.Н. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102
3 Жуковская Н.Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174-175.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье мы детально рассмотрим священный восточный объект поклонения – мандалы. Более всего в современном мире их связывают с ламаизмом, хотя в разном виде прообразы мандал встречались по всему свету с давних времён.

Что это такое

Рассмотрим значения тибетских мандал.

Термин «мандала» в санскрите значит «круг», «диск», кроме того – «нечто, окружающее центр». Чаще всего под этим подразумевают:

  • сакральный предмет
  • ритуальное строение
  • определённое положение физического или тонкого энергетического тела, того, кто медитирует
  • нематериальный образ, возникающий путём визуализации в сознании стремящегося обрести просветление

Как это выглядит

Мандала представляет собой символическую схему – модель Вселенной. По конфигурации это круг, внутри которого находится квадрат со вписанным в него вторым кругом.

Внешняя окружность очерчивает границы Вселенной и указывает на её временную структуру, часто в виде двенадцати нидан. Нидана – это знак составляющей в ряду перерождений человека, которая определяет цикличность времени и его бесконечность.

Каждая нидана обуславливается предыдущей и является причиной возникновения следующе й, что и выражает сущность одной из самых известных мандал – Калачакры, именуемой колесом времени.

Цепи нидан удерживают человека в мире страдания, в колесе сансары – бхавачакре, что в свою очередь находит отражение во внешнем круге мандалы. Это колесо до сих пор отображено на флаге Индии.

Стороны квадрата имеют ворота или двери, это символы входа в наш населённый мир, и они соответствуют сторонам света и цветам, которые с ними соотносятся в буддизме. Как известно, в ламаизме северу определён зелёный цвет, востоку – белый, юг – это желтый, запад – красный цвет. Если изображение центра не предполагает иного, то он выполняется в голубом цвете.


Внутренний круг нередко разделён на части или имеет вид цветка лотоса с восемью лепестками, который в буддизме служит троном Будде. Кроме этого лотос символизирует детородность, женское лоно, в него иногда помещается ваджра, как символ мужского начала.

В центре окружности могут изображаться избранное божество – йидам, или его атрибуты, или геометрические формы: кружок, четырёхугольник, треугольник.

История появления

По легенде, первую мандалу сделал в восьмом веке Падмасамбхава, основоположник тантрического учения в этой религии, которому нужна была помощь богов, и который семь дней молился, ожидая её. Затем призываемое божество спустилось в центр мандалы и помогло гуру в том, о чём он просил.

По факту, символика мандалы встречается в буддизме гораздо раньше указанного времени. Достаточно взглянуть на мандалы, изготовленные в традициях древней религии «бон».


При всестороннем анализе можно обнаружить наличие чего-то подобной формы у народов разных культур с древности: календарей древних египтян и майя, изображения знаков зодиака у жителей Европы, сур в Коране и китайских гексаграмм «Книги перемен», готических витражных круглых окошек из разноцветного стекла, узоров на персидских коврах и других примеров.

Из чего делают мандалы

Эти изделия могут быть плоскими и объёмными. Изображения их могут находиться в любой части храмов, как на потолке или полу, так и на стенах.

Материал для изготовления самый разнообразный: драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, камень, металл, цветы, окрашенный песок, мраморная крошка, рис, масло. Это могут быть и вышивки из ниток.

Бывают и плетёные мандалы, которые не так широко распространены. Самая известная такая модель – это «Бесконечный узел». Из её названия можно понять, что это выражение безграничной любви, сострадания, мудрости, взаимосвязи всех событий и живых существ на Земле.


Существует интересная традиция в Индии, где девушки, созревшие для замужества, рисуют разноцветной мукой мандалы на земле у своего дома каждое утро. Это сигнализирует возможным женихам, что тут живёт молодая особа на выданье.

Сваты приходят в дом поглядеть на будущую избранницу, и если дело не выгорает, то мандала к вечеру уничтожается ногами гостей. С утра потенциальная невеста выполняет первоначальные действия заново, столько дней, пока её желание не осуществится.

Во время медитаций мандалы представляются в трехмерной форме, для облегчения созерцания. Для этого во многих монастырях хранятся искусно вырезанные руками монахов из дерева сложные по архитектуре дворцы, где каждый символичный элемент является как бы ступенькой к достижению просветления.

Также Далай-лама XIV разрешил монахам-странникам строить мандалы для светских людей по всему миру. Основная цель этого – принцип бодхисаттв: помочь максимальному количеству живых созданий.

Созерцая мандалы, можно избавиться от внутреннего негатива и болезней, достичь богатства и процветания , увеличить свои «заслуги», нравственный потенциал, с тем, чтобы продвигаться дальше на пути духовного роста.

Особенности процесса изготовления

Ритуалы по созданию песочных мандал доверяется выполнить специально обученным монахам. Их помыслы должны быть чисты, старание усердным и искренним, ведь от результата их труда зависит, какую помощь получат пожелавшие взглянуть на готовое творение. При этом произносятся мантры, которые наполняют изделие силой и призывают выбранные божества занять предназначенное им место в узоре.

Пространство перед началом работы очищается при помощи особой церемонии, наносятся очертания, и затем каждая раскрашенная песчинка тщательно укладывается в схему, что занимает несколько дней.


По завершении это рукотворное чудо разрушается. И это не случайно, так как одним из основных положений буддизма является непривязанность к чему-либо (вайрагья), и непостоянство всего существующего. Таким образом каждый участник этого действа получает шанс задуматься об эфемерности бытия и необходимости стремиться к подлинно истинному.

Заключение

Всё это приводит некоторых изыскателей к мысли, что некогда жителям Земли была передана представителями других цивилизаций некая важная информация об устройстве нашего мира, математически зашифрованная в виде мандал.

Люди были не подготовлены к её восприятию, но осознавали её важность. И потому они сохранили её до сих пор и неосознанно воспроизводят в религиозных традициях и ритуалах снова и снова, пытаясь постигнуть истину.

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


В буддизме и индуизме существуют символы, олицетворяющие вселенную – мандалы, значение изображений в этих сложных многолики и загадочны. Рисунок мандалы всегда симметричен. Он представляет собой окружность, в которой выражен центр. Самая распространенная его форма – основной круг, в который вписан квадрат. Внутри квадрата находится еще один круг, разделенный на сегменты (часто в виде цветка лотоса). Украшена мандала различными симметрично расположенными орнаментами.

Что такое мандалы: значение изображений

В переводе с санскрита слово мандала переводится как "окружность". Индуисты и буддисты рисуют ее в сопровождении определенных священных ритуалов. Стены многих восточных храмов покрыты подобными рисунками и являются объектами поклонения. Считается, что сакральные символы содержат положительную энергию, помогают раскрыть подсознание и внутреннее «Я». Поэтому мандала на Востоке – это своеобразная застывшая молитва.

Тот, кто рисует мандалы, изображает сущность своей души на данный момент:

  • центр мандалы – око или зрачок;
  • внутренний круг – просветление, нирвана;
  • внешний круг – защита;
  • лотос – цветок разума.

Изображения мандалы используются для медитации . Сосредоточение на орнаментах рисунка способствует перестройке сознания, в результате которой у человека открываются определенные способности. Мандала – это прежде всего целостная модель жизни, напоминающая о связи человека и космоса. Сакральные рисунки помогают взглянуть на себя со стороны, принять и разрешить затянувшийся внутренний конфликт.

Мандала: значение символов

Кроме изображения лотоса, круга и квадрата есть и другие символы:

  • Треугольник вершиной вверх – целеустремленность, сила; вниз – нерешительность, слабость.
  • Спираль, вращающаяся по часовой стрелке – начало; против – опустошение, трата сил.
  • Извилистые линии – переживания.
  • Крест – нерешительность, перекрестное состояние.
  • Пятиконечная звезда – свобода и самоуверенность, защита самого себя.
  • Глаз, зрачок – быть в курсе важных событий.
  • Сердце – любовь, чувственность.
  • Молния – божественная сила излечившая душу.
  • Дерево – основа мирозданья.
  • Животные – признак поведения человека в настоящий период жизни.
  • Птицы – осознание своей души, легкость.

Проанализировать состояние своего внутреннего Я, сконцентрировать свой разум, осознать свободу бытия поможет нарисованная в состоянии медитации мандала, значение символов, которыми заполнен рисунок, поможет проанализировать сакральный смысл внутренних сил человека.

Значение цветов в мандале

Один и тот же цвет в сакральном рисунке имеет множество значений, а в сочетании с другими цветами смысл может меняться.

Красный – знак энергичности, страсти, жизненный потенциал. Человек рисующий мандалу в красном цвете имеет цели и стремления. Отсутствие красного означает тревогу, депрессию, потерю интереса к жизни.

Желтый – творчество, оптимизм. Желтый цвет украшает рисунки людей искусства.

Синий – цвет серьезных личностей, спокойных и рассудительных людей. Синим цветом увлекаются люди выносливые и сильные духом.

Зеленый – обновление не только себя, но и других. Зеленый цвет преобладает в мандалах людей, профессия которых связана с оказанием помощи и лечении людей.

Белый – чистота, защита, ; цвет, ограждающий от негатива, помогающий мыслям оставаться светлыми.

Коричневый – практичность и устойчивость, стремление к постоянству и безопасности.

Черный – тьма, тайна, смерть. Присутствие черного указывает на опустошенность и самоотреченность.

Значение цветов в мандале глубоко символично. Опытные психологи давно используют в своей практике сакральные рисунки, помогающие с точность определить внутреннее состояние пациента. Людям с нарушениями в психике предлагается выбрать мандалу из нескольких предложенных или нарисовать самостоятельно.

Центр рисунка, самое главное место мандалы, значение изображений в центральной части составляют 90% смысла всего орнамента. Именно в середине рисунка самое сильное гравитационное движение, путь до которого медленный и сложный.

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017


Close