Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

3 слайд

Описание слайда:

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

4 слайд

Описание слайда:

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

5 слайд

Описание слайда:

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

6 слайд

Описание слайда:

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

7 слайд

Описание слайда:

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

8 слайд

Описание слайда:

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

9 слайд

Описание слайда:

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

12 слайд

Описание слайда:

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

13 слайд

Описание слайда:

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

14 слайд

Описание слайда:

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой.

15 слайд

Описание слайда:

Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру. В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.

17 слайд

Описание слайда:

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Слайд 2

Биография Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину».

Слайд 3

Завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.

Слайд 4

За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Слайд 5

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Слайд 6

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Женат он не был. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию. Музей Канта

Слайд 7

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Слайд 8

Философия В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна». В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический».

Слайд 9

В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства и времени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи.

Слайд 10

Разделительной чертой между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была написана профессорская диссертация: «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров». Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии. Он даже говорил так: кто опровергнет это мое положение, тот опровергнет всю мою философию.

Слайд 11

Свое философское учение теперь Кант называет критическим. Свои главные работы, в которых изложено это учение, философ назвал так: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1789 г.). Цель Канта - исследовать три «способности души» - способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.

Слайд 12

Теория познания Процесс познания проходит три ступени: Чувственное познание Рассудок Разум

Слайд 13

Предмет эмпирического наглядного представления - это явление, в нем две стороны: Его материя, или содержание, которая дается в опыте Форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма - априорна, от опыта не зависит, т. е. находится в нашей душе до и независимо от всякого опыта.

Слайд 14

Таких чистых форм чувственного наглядного представления две: пространство и время. По Канту, пространство и время - лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому между вещами в себе и явлениями лежит непроходимая пропасть: мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах в себе.

Слайд 15

В индивидуальном сознании человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, усвоены и распредмечены в процессе общения такие формы сознания, которые выработаны исторически «всеми», но никем в отдельности. Пояснить это можно на примере языка: его специально никто не «придумал», но он есть и дети ему учатся от взрослых. Априорными (по отношению к индивидуальному опыту) являются не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка - категории.

Слайд 16

Рассудок - это вторая ступень познания. (Первая - чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания - категории. Они присущи рассудку изначально.

Слайд 17

Разум - это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно - через рассудок. Разум - высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа - «да» или «нет» - не на один из вопросов мировоззренческого уровня.

Слайд 18

Но почему же он, несмотря на это, признается высшей ступенью, высшей инстанцией познания - не твердо стоящий на своих ногах рассудок, а противоречивый, вводящий нас в заблуждение разум? Именно потому, что чистые идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Слайд 19

В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о высших ценностях мира, а только наукой о границах познания. Высшие сущности - это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не в силах доказать и обратное. Человеку дана возможность выбора - между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали.

Слайд 20

Этика В этике Кант пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип. Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность.

Слайд 21

Кант выявил вневременный характер морали. Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам. То же самое можно сказать и о долге. Многие вещи любил повторять Кант, способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное.

Слайд 22

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности. Нравственная воля, вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания. Рассудок выводит нас к природе, разум – вводит во вневременной, трансцендентный мир свободы.

Слайд 23

Эстетика Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное философ связывает с "незаинтересованным", бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств.

Слайд 24

Ощущение возвышенного рождается из сложной диалектики чувств: сознание и воля сначала подавляются величием – бесконечностью и мощью природы. Но это чувство сменяется противоположным: человек ощущает, осознает не свою "малость", а свое превосходство над слепой, бездушной стихией – превосходство духа над материей. Воплощение эстетического духа –художник – творит свой мир свободно. Высшие творения художественного гения бесконечны, неисчерпаемы по содержанию, по глубине заключенных в них идей.

Слайд 25

Афоризмы Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни. Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Слайд 26

Имей мужество пользоваться собственным умом. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Слайд 27

Характер - это способность действовать согласно принципам. Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Посмотреть все слайды


Биография Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин философских, математических, физических. К этому временивызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.


Три задачи Канта: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек? (антропология).


Этапы творчества Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»: I этап (годы) разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Работы философа: Критика чистого разума; Критика чистого разума; Критика практического разума; Критика практического разума; Критика способности суждения; Критика способности суждения; Основы метафизики нравственности; Основы метафизики нравственности; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Всеобщая естественная история и теория неба; Всеобщая естественная история и теория неба; Мысли об истинной оценке живых сил; Мысли об истинной оценке живых сил; Ответ на вопрос: что такое просвещение? Ответ на вопрос: что такое просвещение?




Вопросы Иммануила Канта: Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек высшая ценность.


Кант о конце сущего В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. Три варианта конца: естественный по божественной мудрости сверхъестественный по непонятным для людей причинам противоестественный по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.



Cлайд 1

Cлайд 2

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

Cлайд 3

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Cлайд 4

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Cлайд 5

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

Cлайд 6

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Cлайд 7

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

Cлайд 8

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Cлайд 9

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Cлайд 10

Категории рассудка: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение

Cлайд 11

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

Cлайд 12

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

Cлайд 13

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

Cлайд 14

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное понятие выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.

Cлайд 17

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Выполнили: студенты группы ДГС-101 Вишневская К.,

Саськов А.

Кант, Иммануил

Иммануиил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой

классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтиз ма. (1724-1804)

Главное философское произведение Канта

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».

Исходной проблемой для Канта

является вопрос

возможно

знание?».

Критика чистого разума

«Критика чистого разума» - основополагающий философский труд Иммануила Канта , изданный в 1781 году в Риге.

Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.

Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).

Критика чистого разума (Содержание)

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального , которое раскрывается в трёх частях работы:

Трансцендентальная эстетика (о пространстве и времени как формах априорного созерцания)

Трансцендентальная логика (о рассудочных категориях)

Трансцендентальная диалектика (об антиномиях разума)

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений . Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные .

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

Трансцендентальное

исследование

Связь опыта Кант относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием .

«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами познания предметов, поскольку познание должно быть возможным априори».

Теория познания

Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Опыт

чувственн

рассудочн

ый синтез

ый синтез.

Кант выделяет

Категории

количества

– Единство

– Множество Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом творческой деятельности

рассудка.

Здесь возникает новый вопрос:


Close