Слайд 2

Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Слайд 3

Людвиг ФейербахАнтропологический материализм

К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869) Основные сочинения

Слайд 4

Человек - продукт природы, а его мыслительная деятельность - единственный носитель разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные естествознания, всех опытных наук. Людвиг ФейербахАнтропологический материализм

Слайд 5

Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных, из опыта «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или хирурга, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах». Человек как природное, чувственно-телесное существо

Слайд 6

Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у животных животное, у человека – человеческое. Истинность теоретических положений проверяетсяих сопоставлением с чувственными данными. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку. Человек как природное, чувственно-телесное существо

Слайд 7

В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах его великих предшественников, и, прежде всего Гегеля, - диалектику, в том числе, диалектику познания.

Слайд 8

Мораль, противопоставленная человеческой природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором основывается религиозное учение. Наши пороки - это неудавшиеся добродетели. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы. Чувственность и разум

Слайд 9

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Слайд 10

Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Чувственность и разум

Слайд 11

Место рождения богов, в сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и верить. В религии выражается весь человек, но превратным образом. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать. Религия

Слайд 12

Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.

Слайд 13

Тогда, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви. Религия

Слайд 14

Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним – предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Общение и существование человеческой сущности

Слайд 15

Фейербах признает существование как индивидуального, так и группового эгоизма. Столкновение разного рода групповых эгоизмов создает напряженность, порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории». Эти рассуждения можно рассматривать как зародыш исторического материализма, но только как зародыш. В конечном счете социальные противоположности философ пытается объяснять антропологическими особенностями людей.

Слайд 16

Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. Любовь как основа общения

Слайд 17

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.

Слайд 18

"То, что не познаем мы, познают наши потомки". Л. Фейербах

Посмотреть все слайды

Идеали зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм в понимании Платона Идеализм Платоновского или дуалистическ ого типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, - суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich)

Материали зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) являетсяонтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Античный материализм Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» - Фалес Милетский(624- 548 до н. э.), Анаксимандр (611- 547 до н. э.) и Анаксимен (585 - 528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра - «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена - воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [неавторитетный источник? 121 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике» , 23, 22). Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Средневековье В эпоху расцвета средневековья, с XI- XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266- 1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить? » . Уильям Оккам (1285- 1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214- 1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.

Материализм Нового времени В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Современные теории К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовнодушевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное» . Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание» , «мотив» , «вера» , «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в свое время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола и Патриции

Материализм Учение о материи. Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Материя существует вне и независимо от человека. Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.

Слайд 8 из презентации «Особенности русской философии» к урокам философии на тему «Русская философия»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке философии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Особенности русской философии.ppt» можно в zip-архиве размером 196 КБ.

Скачать презентацию

Русская философия

«Развитие русской философии» - Проявления всеединства. Михаил Нестеров. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Масло. 1917. Задание для самостоятельной работы. Русская философия. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Русская философия (XIX – XX вв.). В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной.

«Краткая история русской философии» - Истоки русской философии. Отсутствие исторических традиций. Русское Просвещение. Отсутствие естественного результата. Некто новый начинает философствовать. Вопросы. Чаадаев. Массы подчиняются известным силам. Аномалии русской истории. Твёрдость. Миссия России. Философ. Философия в России. Отсутствие естественного начала.

«Русская философия» - Доминирование моральной установки. Мировоззренческий поступок. Использование периодических изданий. Очень рано – о месте человека, человечества и России во вселенной. Проблемы индивидуализма, субъективности, «Я» – на втором плане. Сциентистское, научно техническое направление: К. Циолковский, В. Вернадский).

«Развитие философии в России» - Серия. Историческая справка. А.Ф. Лосев и В.М. Лосева. Русский марксизм. Современный взгляд. Тома. Имена и достижения. Философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк. Философия России XX века. До революции разрыва между европейской и российской философией не было. В настоящее время вышли пять томов серии. Состав томов серии.

«Особенности русской философии» - Русский марксизм. Ядро диалектики. Политическая философия. Учение о государстве. Г. В. Плеханов. В. И. Ленин. Корни идеализма. Функции философии. Борьба классов. Принципы диалектики. Партийность философии. Диалектика. Марксизм. Вопросы. Капитализм. Объективность истины. Философия истории. Классовая борьба.

НАУКА* - специализированная
когнитивная деятельность сообществ
ученых, направленная на получение и
использование в практике нового
научного знания о различного рода
объектах, их свойствах и отношениях.
*Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов

Материализм и идеализм в науке

1. Система, теоретических, объективных
знаний о действительности.
2. Вид общественной деятельности.
3. Как социальный институт регулирующий
научную деятельность.
4. Общественная функция.*
А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь

Материализм и идеализм в науке

Научное знание должно отвечать
определенным критериям:
Предметности;
Воспроизводимости;
Объективности;
Эмпирической и теоретической
обоснованности;
Логической доказательности;
Полезности.

Материализм и идеализм в науке

Материализм – от лат. materiales
вещественный
Теоретическая основа сводится к сведению
сущего к материи.
Все что существует материально, хотя и
необязательно вещественно.
Бытие определяет сознание.

Материализм и идеализм в науке
МАТЕРИЯ
1) любая объективная реальность как все то, что находится вне
человеческого сознания;
2) такая объективная реальность, которая принципиально
может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью
человеческих ощущений (чувственных анализаторов);
3) объективный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает
свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность,
способность к превращениям, движению и т. д.;
4) содержание сознания, полученное в результате внешнего
опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с
внешним миром, с миром «не-Я»;
5) физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о
котором может быть получено с помощью использования
физических методов и средств познания.

Эпикур Фалес Демокрит

Материализм и идеализм в науке
Эпикур
Фалес
Демокрит

Дени Дидро Джон Толанд Поль Анри Тири Гольбах

Материализм и идеализм в науке
Дени Дидро
Гольбах
Джон Толанд
Поль Анри Тири

Материализм и идеализм в науке

Людвиг Бюхнер
Людвиг Фейербах
Фридрих Энгельс

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Карл Маркс В.И. Ульянов (Ленин)

Материализм и идеализм в науке
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Карл Маркс
В.И. Ульянов (Ленин)

Материализм и идеализм в науке

ДИАЛЕКТИКА
Философское учение о всеобщем характере
развития, его основных закономерностях и их
проявлении в различных сферах (мышлении,
природе, обществе, духе).
Это понимание диалектики было введено и
систематически развито Гегелем, а
впоследствии было закреплено в
марксистско-ленинской философии.

Материализм и идеализм в науке

Основные положения диалектики Гегеля:
1. Развитие может быть представлено в форме
снятия, когда антитезис снимает тезис.
. Отрицание;
. Сохранение;
. Подъем на более высокий уровень.
2. Труд выступает в качестве взаимного изменения
человека и природы.
3. История трактуется как взаимный процесс
формирования природы человека.

Материализм и идеализм в науке

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Система мировоззрения, в основу которой положено понятие
общественно-исторической практики, система деятельности по
производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных
аспектах и проявлениях.
Первичным является господствующий в обществе способ
материального производства, то есть тот или иной уровень развития
производительных сил и производственных отношений.
Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к
господствующему способу материального производства и так или
иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают
его (государство, политические и правовые институты общества,
формы общественного сознания и мировоззрения - философия,
религия, мораль, искусство и др.).

Материализм и идеализм в науке

1. Закон единства и борьбы
противоположностей.
2. Закон перехода количественных
изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.

Материализм и идеализм в науке

Идеализм – от лат. idea идея
Теоретическая основа сводится к
первооснове духовного миру природы и
всего сущего.
Сознание определяет быте.

Классическая форма идеализма есть философия Платона. Особенность идеализма Платона, сводится к религиозно-мифологическими представления

Материализм и идеализм в науке
Классическая форма идеализма есть
философия Платона.
Особенность идеализма Платона,
сводится к религиозномифологическими представлениями.
В эпоху кризиса античного общества,
развивается неоплатонизм,
сросшийся не только с мифологией,
но и с крайним мистицизмом. Эта
особенность идеализма выражена в
эпоху средневековья, когда
философия полностью подчиняется
теологии.
Платон

Материализм и идеализм в науке

Августин Блаженный
Фома Аквинский

Рене Декарт Иммануил Кант Дэвид Юм Джордж Беркли

Материализм и идеализм в науке
Рене Декарт
Иммануил Кант
Дэвид Юм
Джордж Беркли

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке
Используемые источники:
1. С.А. Лебедев Философия науки: Словарь основных терминов / М.:
Академический Проект, 2004. - 320 с.
2. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь / М.: ТК
Велби, Из-во Проспект, 2004. - 496 С.
3. Г. Скирбекк, Н. Гилье История Философии / Перевод с англ. С.Б.
Крымского. - М.: ВАЛДОС, 2003. - 800 С.
4. Е.В. Ушаков Введение в философию и методологию науки. / М. :
Кнорус, 2008. - 592 С.
5. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. /
Изд. 2-е. Ред. Коллегия: А.Д. Макаров и д.р. М., 1971 . 335 С.

Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом,а идеальное вторичным Материализм признает существование единственной субстанции материи; все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей..










Суть древнего материализма Признание материальности мира, его существования независимо от сознания людей Поиск в общего первоначала всего существующего и происходящего Создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу Влияние мифологической идеологии


Гераклит. 5 доктрин 1. Огонь - первоначальная материальная причина мира. 2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3. Всё есть поток (Теория потока) 4. Тождество противоположностей. 5. Нарушение закона противоречия. н ения людские - детские забавы. Гераклит Эфесский


Учение Гераклита Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Души состоят из огня Души состоят из огня Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Мир есть вечно-живой огонь, Мир есть вечно-живой огонь, Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.


Демокрит. Анатомический материализм «Атом» неделимая частица вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей Конечность делимости материи Тела это комбинации атомов «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении сладкое, в мнении горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»




Эпикур Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Атомизм Демокрита Атомизм Демокрита Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Не бойся смерти: пока ты жив её нет, когда она придёт, тебя не будет.


Анаксимен Анаксиме провозглашает воздух началом сущего Мир возникает из «беспредельного» воздуха Мир возникает из «беспредельного» воздуха Боги происходят из воздуха Боги происходят из воздуха Душа воздушная, жизнь – дыхание Душа воздушная, жизнь – дыхание Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе «Знания увеличивают незнание».


Анаксагор Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок»


Фалес Милетский Созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент Луна светит отражённым светом Объяснил затмения Солнца создал «математический метод» в изучении движения небесных тел Большой вклад в геометрию Земля плавает в воде Все рождается из воды Космос одушевлен и полон божественных сил Вселенная находится внутри человека - в его умственном творчестве.






Close